Записать арифметическое выражение на языке паскаль - Как обезопасить себя в кризис?
Invest-currency.ru

Как обезопасить себя в кризис?
13 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Записать арифметическое выражение на языке паскаль

Язык программирования TurboPascal

Turbo Pascal. Программирование арифметических выражений

Оператор присваивания

Оператор присваивания является одним из основных операторов любого языка программирования.

Оператор присваивания предназначен для присваивания переменной значения выражения.

Формат оператора присваивания:

В операторе присваивания слева от знака присваивания «:=» записывается переменная, а справа – выражение, численное значение которого присваивается этой переменной.

Выполнение оператора присваивания приведет к вычислению выражения и присваиванию значения выражения переменной.

Обязательным является требование, чтобы выражение и переменная были совместимы по присваиванию.

Например, оператор присваивания

означает, что переменной y присваивается число, полученное в результате вычисления выражения x+h/2 при известных числовых значениях переменных x и h .

Следует обратить внимание, что всем переменным в правой части оператора присваивания ранее уже были присвоены значения предыдущими операторами, например,

Здесь переменной t присваивается значение, которое до этого момента имела переменная t, плюс 1. Если переменная t имела до выполнения этого оператора значение равное 7, то после исполнения оператора t:=t+1 значение переменной будет равно 8.

Арифметические выражения

Арифметические выражения строятся из арифметических констант, переменных, функций и операций над ними.

Правила записи и смысл арифметических выражений в Паскале почти не отличаются от обычной математической записи.

В арифметических выражениях используются следующие операции и соответствующие знаки:

Операции +, -, *, / имеют очевидный смысл. Результатом операции div будет целое значение, равное целой части результата деления первого числа на второе. Результатом операции mod будет целое значение, равное остатку от деления (но не дробной части).

Примеры арифметических операций:

Арифметические операции выполняются в порядке старшинства: сначала вычисление функции, затем умножение, деление, сложение, вычитание.

Если последовательность выполнения операций не определяется их старшинством, действия выполняются слева направо. Желаемый порядок выполнения операций всегда может быть задан соответствующим образом расставленными круглыми скобками. Допускается ставить лишние круглые скобки, если это упрощает чтение формулы.

Рассмотрим арифметическое выражение

В таблице приведен порядок выполнения операций:

ЗАМЕЧАНИЕ. Все данные, входящие в арифметическое выражение, должны быть одного типа.

Исключение составляют только константы и переменные целого типа (integer), которые разрешается использовать в выражениях вещественного типа (real). Если в выражении используются данные целого и вещественного типа, результат операции будет вещественного типа. В других случаях необходимо выполнять преобразование данных.

Пример. Пусть переменные x и y описаны следующим образом:

Рассмотрим оператор y:= x+2 , в котором используются переменные целого, вещественного типов и константа. Результат операции будет вещественного типа, поэтому оператор y:=x+2; является допустимым, хотя справа от присваивания стоит целая переменная и константа;

Следующие операторы являются ошибочными:

Для обеспечения совместимости типов необходимо выполнять преобразования данных. Для преобразования Real в Integer имеются две функции:

Round() – округляет Real до ближайшего целого;

Trunc() – усекает Real путем отбрасывания дробной части.

Правильная запись рассматриваемых операторов: x:=y+2; и x:=y/x; имеет вид:

Программируя арифметические выражения, нужно иметь в виду следующие основные правила:

  • Два знака арифметических операций нельзя писать рядом. Например, следующие записи будут неправильными:
    +–a –b — следует писать +(–a) –b
    a*–b — следует писать a*(–b)
  • Знак умножения опускать нельзя, например, при записи произведения: a*b и 2*n , запись ab и 2n будет неправильной, так как ab воспринимается как идентификатор, а запись 2n не является идентификатором, потому что начинается с цифры.
  • В арифметических выражениях допускается использовать только круглые скобки. Количество открывающих круглых скобок должно соответствовать количеству закрывающих круглых скобок. Применение фигурных и квадратных скобок запрещается, так как они имеют особое значение.
  • Все данные, входящие в выражения должны быть одного типа. Если в выражении используются данные целого и вещественного типа, результат операции будет вещественного типа.

В арифметических выражениях могут использоваться различные элементарные функции. В языке Турбо Паскаль существуют стандартные функции. Пользователь может не знать, как вычисляется стандартная функция, ему достаточно правильно записать имя функции и ее аргумент. Наиболее часто используемые стандартные функции приведены в таблице:

Практическая №2. Запись арифметических выражений по правилам языков программирования

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Практическая работа

Учебное время: 2 часа

Формируемые умения: У2

Формируемые ОК: ОК 2, ОК 3, ОК 5

Тема занятия: Запись арифметических выражений по правилам языков программирования

Научиться записывать арифметические выражения по правилам языков программирования

Материально-техническое и информационное обеспечение:

раздаточный материал: Методические указания к проведению практических занятий, рабочая тетрадь

Порядок выполнения работы

Арифметическим (АВ) называется выражение, составленное из операндов арифметического типа и использующее только знаки арифметических операций и круглые скобки.

При записи алгебраических выражений используют арифметические операции (сложение, умножение, вычитание, деление), функции Pascal, круглые скобки.

Правила записи выражений на Паскале (Pascal)

    Выражения записываются в строчку — все символы пишутся в строку на одном уровне.

    Проставляются все знаки операций. Нельзя опускать знак умножения между сомножителями, например, нельзя писать 5b – надо писать 5*b .

    Допускается применение круглых скобок

    Не допускается подряд два знака операций

    Для обозначения переменных используются буквы латинского алфавита и символ подчеркивания

    Аргументы функций (sin, cos и др.) как и аргументы вспомогательных алгоритмов, записываются в круглых скобках, например sin(x) , cos(4*x) .

    Количество открывающихся и количество закрывающихся скобок должно быть одинаковым;

    Операции выполняются в порядке старшинства (по приоритету):

    операции в скобках

    унарная операция смены знака (унарный минус — смена знака);

    операции умножения и деления (в том числе целочисленного деления div и нахождения остатка от деления mod);

    операции сложения и вычитания

    Для изменения порядка операций в выражении используются круглые скобки

    Операции одного старшинства выполняются слева направо.

    Не следует записывать выражений, не имеющих математического смысла. Например, деление на нуль, логарифм отрицательного числа и т.п.

    Индексы элементов массивов в Pascal записываются в квадратных скобках.

    Математические функции языка Pascal

    Косинус x радиан

    Значение e в степени x

    Целая часть числа x

    Квадрат числа x

    Квадратный корень из x

    Дробная часть x

    Тангенс x радиан

    Котангенс x радиан

    Арктангенс числа x

    Натуральный логарифм x

    В языке Pascal нет возведения в степень . Если степень целая, её заменяют умножением: а 3 ↔aaa

    Для возведения в произвольную степень можно воспользоваться равенством:

    Кроме арифметических операций над операндами можно производить операции отношения .

    больше или равно

    Пример записи арифметического выражения

    Запишите арифметические выражения по правилам языков программирования

    Выполните задания в рабочей тетради согласно своему варианту.

    Номер варианта соответствует номеру в журнале.

    Читать еще:  Удаление символов из строки паскаль

    Выберите книгу со скидкой:

    ЕГЭ. Информатика. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

    350 руб. 171.00 руб.

    Изучаем C++ через программирование игр

    350 руб. 837.00 руб.

    ОГЭ-2020. Информатика. Тренировочные варианты

    350 руб. 205.00 руб.

    Высоконагруженные приложения. Программирование, масштабирование, поддержка

    350 руб. 2446.00 руб.

    ЕГЭ-2020. Информатика. Сборник заданий: 350 заданий с ответами

    350 руб. 111.00 руб.

    Выразительный JavaScript. Современное веб-программирование. 3-е издание

    350 руб. 1815.00 руб.

    Современный язык Java. Лямбда-выражения, потоки и функциональное программирование

    350 руб. 2085.00 руб.

    Вероятностное программирование на Python: байесовский вывод и алгоритмы

    350 руб. 1748.00 руб.

    Объектно-ориентированное программирование в С++. Классика Computer Science

    350 руб. 1702.00 руб.

    Изучаем программирование на JavaScript

    350 руб. 2092.00 руб.

    Экстремальное программирование: разработка через тестирование

    350 руб. 994.00 руб.

    CLR via C#. Программирование на платформе Microsoft .NET Framework 4.5 на языке C#. 4-е изд.

    350 руб. 1843.00 руб.

    БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

    Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

    Бесплатный
    Дистанционный конкурс «Стоп коронавирус»

    • Варнакова Наталья Викторовна
    • Написать
    • 393
    • 16.10.2019

    Номер материала: ДБ-742898

    Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

    Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

    • 16.10.2019
    • 265
    • 16.10.2019
    • 59
    • 15.10.2019
    • 179
    • 15.10.2019
    • 5451
    • 14.10.2019
    • 102
    • 14.10.2019
    • 135
    • 13.10.2019
    • 69
    • 12.10.2019
    • 138

    Не нашли то что искали?

    Вам будут интересны эти курсы:

    Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

    Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

    Выражения Паскаль

    Какую структуру имеют выражения Паскаль? Выражения Паскаль задают определенное правило, по которому вычисляется некоторое значение. В состав выражений входят:

    • знаки операций
    • константы
    • указатели функций
    • переменные
    • скобки

    Математические операции Паскаль:

    Приведем стандартные математические операции в Паскале:

    + — сложение (3+58=61)
    — — вычитание (4-42=-38)
    * — умножение (8*12=96)
    / — деление (46/23=2)

    Однако кроме этих стандартных операций в Паскале предусмотрены еще 2 математические операции:

    div — деление нацело (10/3=3)
    mod — деление с остатком (10/3=1)

    Логические операции Паскаль:

    В языке Паскаль присутствуют еще и логические операции над аргументами логического типа, например, у нас даны две логические переменные A и B. В таблице истинности запишем результат выполнения тех или иных логических операций:

    Под not понимается логическое отрицание («НЕ»), and означает логическое умножение («И»), or подразумевает логическое сложение («ИЛИ»), xor раскрывает логическое «исключающее ИЛИ».

    Операции отношения Паскаль:

    Теперь поговорим об операциях отношения в Турбо Паскаль:

    Уникальность операций отношения состоит в том, что их можно выполнять не только над числами, но и над строками, символами, множителями и указателями.

    Приоритет операций Паскаль:

    Как в математике, так и в программировании присутствует приоритет операций. В Турбо Паскале порядок вычисления выражения фиксируется по старшинству содержащихся в нем операций:

    В математике тем не менее возможно переопределить порядок выполнения операций при помощи скобок. Турбо Паскаль — не исключение:

    2*4-3 = 5, 2*(7-10) = -6

    Математические функции Паскаль:

    Приведем основные математические функции, которые разработчики Турбо Паскаль предусмотрели и вставили в системную библиотеку:

    abs(n) — абсолютное значение числа n,

    sin(n) — синус числа n, где n — угол в радианах,

    cos(n) — косинус числа n, где n — угол в радианах,

    В Турбо Паскале не предусмотрены функций тангенса и котангенса. Чтобы их вычислить, используют выражения sin(x)/cos(x), cos(x)/sin(x) соответственно.

    atan(n) — арктангенс числа n,

    exp(n) — число e = 2,718 в степени n,

    ln(n) — натуральный логарифм числа n,

    pi — число Пи = 3,14,

    sqr(n) — квадрат числа n.

    В Турбо Паскале нет функции, чтобы возвести число в произвольную степень, поэтому, как и в математике, можно либо многократно умножать число на себя для возведения в целочисленную степень, либо воспользоваться функциями экспоненты и натурального логарифма, чтоб возвести число как в целочисленную, так и в вещественную степень (более эффективный способ):

    2^(1.33) = exp(1.33*ln(2))

    sqrt(n) — квадратный корень из числа n,

    trunc(n) — число, равное целой части числа n (отбрасывается дробная часть числа n, результатом выполнения будет число с типом longint),

    frac(n) — число, равное дробной части числа n,

    int(n) — число, равное целой части числа n (в результате получается число с типом real),

    round(n) — округление числа n (возвращаемое значение будет иметь тип longint),

    random(n) — генератор псевдослучайных чисел в диапазоне 0 до n (если аргумент отсутствует, т.е. просто random, то в результате выполнения этой функции появится вещественное число от 0 до 1).

    Если вы хотите использовать random в процессе выполнения программы, то нужно его инициализировать(другими словами, активировать) процедурой randomize, иначе при последующем запуске программы будет выводиться та же самая последовательность случайных чисел. Рассмотрим на примере программу, которая выводит на экран любые 7 чисел в диапазоне от -15 до 15:

    program chislo;

    var j: integer;

    begin randomize;

    for j:=1 to 7 do

    writeln(random(26)-10);

    end.

    inc(m,n) — увеличение значения числа m на n (если число n не указано, то число m увеличивается на единицу),

    dec(m,n) — уменьшение значения числа m на n (если число n не указано, то число m уменьшается на единицу).

    Записать арифметическое выражение на языке паскаль

    Операции div и mod определены только для целочисленных операндов. Приведем пример их использования:

    var y , c , n : integer ;

    Здесь переменная c получит значение 20 , а n — значение 9 .

    Примеры арифметических выражений мы приведем после рассмотрения стандартных функций языка Паскаль.

    Стандартные функции служат для выполнения элементарных математических расчетов, часто требуемых при написании программ. Разработчики Паскаля стремились сделать его программное ядро максимально компактным, поэтому в него не вошел ряд функций, обычно имеющихся в других языках, таких, как вычисление максимума и минимума, возведение числа в произвольную степень и др. Физически коды стандартных функций хранятся в стандартной библиотеке Паскаля — файле с именем turbo . tpl . Все функции оформляются одинаково: после имени функции следует ее аргумент, заключенный в круглые скобки. Если аргументов несколько, они разделяются запятыми. Информация об основных стандартных функциях представлена в табл. 3.2.

    Читать еще:  Команды для html программирования

    Табл. 3.2. Стандартные функции языка Паскаль

    Запись на Паскале

    аргумента и результата

    Модуль аргумента x

    Integer (I) или Real (R)

    Квадрат аргумента x

    аргумент — I или R , результат — r

    Остальные тригонометрические функции выражаются через эти

    аргумент — I или R , результат — R

    Экспонента и натуральный логарифм

    аргумент — I или R , результат — R

    Квадратный корень от аргумента x

    аргумент — I или R , результат — R

    Функция без аргументов, вернет число p

    Функция отбрасывает дробную часть аргумента, аргумент не округляется

    аргумент R, результат I

    дробную часть своего

    Округление вещественного числа до ближайшего целого

    аргумент R, результат I

    В табл. 3.2 x обозначает любую подходящую по типу переменную, либо результат вычисления выражения соответствующего типа, либо соответствующий по типу результат, вычисленный другой стандартной функцией.

    Приведем примеры арифметических выражений.

    1. Возвести величину x в пятую степень. Выражение может быть записано как x * x * x * x * x или sqr ( x )* sqr ( x )* x или sqr ( sqr ( x ))* x , последнее показывает, что результаты одних функций могут быть аргументами других — это называют вложением функций. Разумеется, тип результата, возвращаемый вложенной функцией, должен быть подходящим для аргумента внешней функции.

    2. Возвести величину a в произвольную степень x . Так как в Паскале нет функции возведения в произвольную степень, воспользуемся формулой a x = e x * ln a :

    Обратите внимание, что все круглые скобки в выражении должны быть парными. Другой пример применения этого способа: = exp (1/3 * ln ( x )) .

    3. Вычислить sin 2 x . Запись на Паскале: sqr ( sin ( x )) . Сравните с выражением sin x 2 , которое записывается как sin ( sqr ( x )) .

    4. Вычислить k = tg ( t ). Т. к. функции тангенса в Паскале нет, распишем тангенс в виде k := sin ( t )/ cos ( t ); .

    5. При необходимости изменить обычное старшинство операций в записи выражения используются дополнительные круглые скобки. Например, правильная запись выражения выглядит как y :=( a + b )/2; . Запись y := a + b /2; неверна, т. к. это означает .

    6. В записи выражений нельзя пропускать знак *, как часто делается в математике: b 2 -4 ac записывается как sqr ( b )-4* a * c . Нельзя писать sin * x или sin x , после имени функции может следовать только ее аргумент в круглых скобках.

    Тип выражения определяется старшим из типов входящих в него операндов (т. е., стандартных функций, переменных, констант). Старшинство типов можно определить по табл. 2.1, напомню, что в первой строке таблицы находится самый младший тип.

    Например, для переменных

    var i , j : integer ; f : real ;

    выражение i +4* j имеет целый тип, и его результат можно записать в целую переменную. Выражение f + i *0.5 дает вещественный, результат, который должен быть записан в вещественную переменную.

    Операция деления / в Паскале всегда дает вещественное число. Для деления целых чисел с целым результатом (остаток отбрасывается) используйте div , для взятия остатка от деления двух целых — mod .

    Программирование арифметических выражений

    Цель работы – научиться составлять программы на языке Паскаль, содержащие операторы ввода-вывода и вычисления значений арифметических выражений.

    Любая паскаль-программа состоит из заголовка программы и тела програм-мы. Заголовок начинается со служебного слова program, за которым указывается имя программы. Например:

    Именем может служить любая конечная последовательность букв и цифр,на-чинающаяся обязательно с буквы. Под буквой в этом определении понимается любая из букв латинского алфавита. Большие и малые буквы не различаются и могут употребляться программистом по своему усмотрению, например, для того, чтобы придать тексту прог-раммы большую выразительность. В Паскале имеется ряд зарезервированных (служеб-ных) слов, употребление которых определяется правилами языка. Их нельзя использовать каким-либо другим образом, в том числе, в качестве имен.

    Список служебных слов:

    and end nil shr

    asm file not string

    array for object then

    begin function of to

    case goto or type

    const if packed unit

    constructor implementation procedure until

    destructor in program uses

    div inline record var

    do interface repeat while

    downto label set with

    else mod shl xor

    Тело программы состоит из двух основных разделов: раздела объявлений и описаний и раздела операторов. Объявления и описания необходимы для того, чтобы ввести в употребление используемые в программе объекты и дать им индивидуальные имена. Раздел операторов задает те действия, которые должны быть выполнены по данной программе. Он начинается служебным словом begin ,за которым следует последователь-ность операторов, отделенных друг от друга точкой с запятой, и заканчивается служебным словом end, после которого обязательно ставиться точка.

    В настоящей работе рассмотрим построение простейшей паскаль-програм-мы,использующей константы и переменные стандартных типов integer(целый) и real(ве-щественный),операторы ввода, присваивания и вывода.

    Стандартные типы данных integer и real связаны с двумя формами представления чисел в языке Турбо-Паскаль: целыми и вещественными. Целые числа в программе запи-сываются в общепринятом виде: без дробной части, со знаком или без него. Например:105, -54,0,-2000.Вещественные значения можно записывать или в форме с фиксированной точкой,например:0.0023,-12.04,+1.0,1500.7, или в форме с плавающей точкой в виде 23Е-4, -0.1204Е2,0.1Е+1,150.07Е1.

    Над целочисленными значениями, результатом которых также является целое число, в Турбо-Паскале определены следующие операции: + (сложение), — (вычитание), *(умножение), div (целочисленное деление),mod(взятие остатка).В качестве результата операции div принимается целая часть частного от деления двух целых чисел, а операции mod-остаток от деления. Например, 9 div 4 =2; 9 mod 4=1.

    Над данными вещественного типа определены четыре обычные арифметические операции, результат которых также является вещественным: +(сложение),-(вычитание), *(умножение), / (деление).Результат будет вещественным и в том случае, если один из аргументов в первых трех операциях будет целого типа. При выполнении деления результат имеет вещественный тип и в том случае, когда оба аргумента целые.

    В Турбо-Паскале имеются стандартные функции, которые всегда дают вещест-венный результат при вещественном или целом аргументе:

    ln(x)-натуральный логарифм(по основанию e),

    exp(x)-экспонента(e в степени x),

    sqrt(x)-квадратный корень из x,

    pi- число

    Еще две стандартные функции:

    abs(x)-абсолютная величина переменной x,

    sqr(x)-квадрат значения переменной x

    при целом аргументе дают результат целого типа, а при вещественном- вещественного.

    Числа в программе являются значениями констант, переменных или функций. Все используемые константы и переменные должны быть описаны в разделе описаний прог-раммы.

    Описание констант начинается со служебного слова const,после которого, используя разделитель « ; » , перечисляются имена констант и их значения в следующем виде:

    Читать еще:  Низкоуровневые языки программирования примеры

    имя константы = значение константы;

    Тип константы,integer или real, соответствует типу принимаемого ею значения и, следова-тельно, определяется формой представления правой части в ее описании. Например, описание

    const n=5; k=-43; a=1.65; b=-6E3;

    Позволяет использовать в программе четыре константы: две целого типа n,k и две вещественного типа a,b. Значения констант сохраняются в течении всего времени работы программы.

    В отличие от констант переменные могут изменять свои значения. Описание переменных начинается со служебного слова var, за которым следует одна или несколько разделенных точкой с запятой конструкций вида:

    список имен переменных:= тип переменной;

    Здесь список имен переменных— имена переменных, разделенные запятой, тип переменной – в данном случае real или integer.

    Пример описания переменных:

    var x1, x2,u,v: real;

    Числа, константы, переменные, обращения к функциям с помощью знаков арифметичес-ких операций и скобок образуют арифметические выражения. Вычисленное значение, как правило, необходимо запомнить для последующего использования. Это может быть выполнено с помощью оператора присваивания, который определяется следующей схемой:

    где символ := обозначает операцию присваивания. Выполнение оператора присваивания сводится к вычислению значения выражения и последующего присвоения этого значения переменной, стоящей слева.

    Рассмотрим подробнее правила записи арифметических выражений и выполнения соответствующих операторов присваивания. Переменная, стоящая в левой части оператора, должна иметь тип integer или real. Если переменная имеет тип real ,то арифметическое выражение может определять значение как типа real,так и типа integer. В последнем случае получаемое целочисленное значение автоматически преобразуется в вещественное значение типа real.Если же переменная в левой части имеет тип integer,то арифметическое выражение должно определять значение этого же типа.

    Введенные ранее арифметические операции разделяются на две категории: мультипликативные *, /, div , mod; аддитивные +, — . Операции в каждой из этих категорий имеют одинаковый ранг( старшинство), но мультипликативные операции имеют более высокий ранг, чем аддитивные, то есть выполняются в первую очередь. Операции одного и того же ранга, если они встречаются в выражении подряд, выполняются в порядке их следования слева направо. Указанный порядок выполнения операций можно изменить с помощью круглых скобок. Части выражения, заключенные в круглые скобки, вычисляются независимо от других операций.

    Приведем несколько примеров:

    Математическая запись Запись на Турбо Паскале

    (a+b)/(a-b)

    sqrt(abs(a-b))

    a0+a1*x+a2*sqr(x)+a3*x*sqr(x)

    В языке Паскаль отсутствует операция возведения в степень. Поэтому ее приходится выполнять, используя различные приемы. Так, если показатель степени не слишком большое натуральное число, можно комбинировать умножение и функцию sqr. Например, вычисление a 5 запишется в виде sqr(sqr(a))*a

    В более общем случае, когда в выражении a b — показатель, и – вещественное число, можно использовать логарифмическое тождество: a b =e b * ln ( a ) и имеющиеся в языке Паскаль стандартные функции expи ln. При этом следует помнить, что логарифмическая функция определена только для положительных аргументов. Например, арифметическое выражение на языке Паскаль можно записать следующим образом:

    И, наконец, осталось познакомиться с правилами записи операторов ввода и вывода, с помощью которых паскаль – программа общается с пользователем.

    Ввод данных – это передача информации от внешних устройств в оперативную память. Вводятся, как правило, исходные данные решаемой задачи.

    Вывод данных – это передача данных из оперативной памяти на внешние носители (печать, дисплей, магнитные устройства и. т. д.). Результаты решения любой задачи должны быть выведены.

    Основными устройствами ввода-ввода персонального компьютера являются клавиатура и дисплей (экран монитора). Именно через эти устройства, главным образом, осуществляется диалог между человеком и ПК.

    Процедура ввода с клавиатуры имеет следующий формат:

    Здесь − это последовательность имен переменных, разделенных запятыми, а read(читать) – оператор обращения к стандартной процедуре ввода. Например:

    При выполнении этого оператора работа компьютера прерывается, после чего пользователь набирает на клавиатуре значения переменных a, b, c, d, отделяя их друг от друга пробелами. При этом вводимые значения высвечиваются на экране. В конце набора нажимают клавишу . Ввод значений должен выполняться в строгом соответсвии с синтаксисом языка Паскаль. Например, при выполнении ввода в программе

    на клавиатуре следует набирать

    253.98 100 G[Enter]

    Если в программе имеется несколько операторов read,то данные для них вводятся потоком, т.е. после считывания значений переменных для одного оператора readданные для следующего оператора до окончания строки считываются из той же строки на экране, что и для предыдущего затем происходит переход на следующую строку. Например, при выполнении ввода в программе

    var A, B : integer ;

    на клавиатуре следует набирать

    18758 34 [Enter] 2.62E-02 1.54E+01 [Enter].

    Оператор ввода с клавиатуры также может иметь вид

    Здесь readln(от readline) – считать строку. В отличие от оператора readпосле считывания последнего в списке значений для одного оператора readlnданные для следующего оператора readlnбудут считываться с начала новой строки. Если в предыдущем примере заменить оператора readи readln, т. е. записать

    ввод значений будет происходить из двух строк:

    2. 62E−02 1.54E+01 [Enter]

    Оператор ввода на экран (обращение к стандартной процедуре вывода) имеет следующий формат:

    Здесь элементами списка вывода могут быть выражения различных типов (в частности, константы и переменные), например:

    write( X, Summa, Arg1, Arg2) ;

    При выводе на экран нескольких чисел в строку они не отделяются друг от друга пробелами, об этом должен позаботиться программист. Пусть, например,

    I= 1; J= 2; K= 3. Тогда при выполнении оператора

    на экране получим следующую строку: 1 2 3. Причем после вывода последнего символа курсор останется в той же строке, и следующий ввод на экран будет начинаться с этой позиции курсора.

    Процедура вывода на экране также может иметь вид:

    Здесь writeln( от writeline) – записать строку. Действие этого оператора отличается от writeтем, что после вывода последнего в списке значении происходит перевод курсора в начало следующей строки. Оператор writeln, записанный без параметров, выполняет перевод строки.

    Пример.

    Дана формула для вычисления значения выражения следующего вида:

    Написать программу вычисления значения выражения.

    Будем полагать, что x- переменная, значение которой вводится с клавиатуры, а a ,b- константы, имеющие значения a=1,b=15.

    Приведем текст программы:

    1.Использование и описание констант.

    2.Использование и описание переменных.

    3.Назначение оператора присваивания и правила записи арифметического выражения.

    4.Правила записи операторов ввода и вывода.

    Задания

    Составить программу вычисления функции у для нескольких значений xпри некоторых постоянных значениях aи b.

    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты 220 Вольт
    Adblock
    detector