Запись выражений на языке паскаль - Как обезопасить себя в кризис?
Invest-currency.ru

Как обезопасить себя в кризис?
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Запись выражений на языке паскаль

Примеры записи чисел и выражений на языке Паскаль;

Элементарные конструкции языка Паскаль

Основные символы языка Паскаль

Основные символы языка программирования – это буквы, цифры и специальные символы. Паскаль включает следующий набор основных символов:

1) 26 латинских строчных и 26 латинских прописных букв:

A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

a b c d e f g h i j k l m n o p q r s t u v w x y z

2) символ подчеркивания: _

3) 10 цифр: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9

4) знаки операций (обратите внимание – некоторые символы в Паскаль являются составными, т.е. состоят из нескольких символов. Например, <> ):

7) служебные (зарезервированные) слова. Список указанных слов можно найти в справочной литературе.

Элементарные конструкции языка Паскаль включают в себя имена, числа и строки.

Имена (идентификаторы) называют элементы языка – константы, метки, типы, переменные, процедуры, функции, модули, объекты.

Имя – это последовательность букв и цифр, начинающаяся с буквы. В именах может использоваться символ «подчеркивание» (в том числе и на первой позиции). Имя может содержать произвольное количество символов, но значащими являются первые 63 символа.

Не разрешается в языке Паскаль использовать в качестве имен служебные слова и стандартные имена, которыми названы стандартные константы, типы, процедуры, функции и файлы.

Для улучшения наглядности программы в нее могут вставляться пробелы. По крайней мере один пробел требуется вставить между двумя последовательными именами, числами или служебными и стандартными именами. Пробелы нельзя использовать внутри имен и чисел.

Примеры: A b12 r1m SIGMA gamma I80_86

Числа в языке Паскаль обычно записываются в десятичной системе счисления. Они могут быть целыми и действительными. Положительный знак числа может быть опущен. Целые числа записываются в форме без десятичной точки.

Примеры: 217 -45 8954 +483

Вещественные числа записываются в форме с десятичной точкой или в форме с использованием десятичного порядка, который изображается буквой Е.

Примеры: 28.6 0.65 -0.018 4.0 5Е12 -1.72Е9 73.1Е-16

Паскаль допускает запись целых чисел и фрагментов вещественных чисел в форме с порядком в шестнадцатеричной системе счисления. В этом случае используется специальный символ $.

Строки в языке Паскаль – это произвольная последовательность символов, записанная между апострофами (не следует их путать со строками исходного текста программы). Если в строке в качестве содержательного символа необходимо употребить сам апостроф, то следует записать два апострофа.

Примеры: ‘СТРОКА’ ‘STRING’ ‘ПРОГРАММА’ ‘АД»ЮТАНТ’

1) Записать на Паскале следующие числа: 7; 5,18;

Запись числа 7 не изменится. Запись числа 5,18 будет отличаться лишь символом-разделителем целой и дробной части: в Паскале для этих целей используется точка, т.е. 5.18. можно записать в десятичной форме, т.е. 0.001, или в экспоненциальной: 1E-3.

2) Записать в общепринятой форме: 1.23; 2.1E1; 6.66E-3

В записи 1-го числа вместо точки появится запятая, т.е. 1,23. 2.1E1 и 6.66E-3 – это записи в экспоненциальной форме. Преобразовав их в общепринятую форму, получим 21 (2.1·10) и 0.00666 (6.66*10 -3 ).

3) Записать на Паскале следующие формулы:

В Паскале нельзя пропускать символы операций, т.е. нельзя записать bx. Кроме того, символ умножения отличается от привычной формы. В итоге получаем: a+b*x+c*y*z.

б)

На Паскале не удастся записать числа в виде дроби. После их преобразований в строчную форму получим: a/(b*c)+(b*c)/a. Раскрыв скобки, можно получить: a/b/c+b*c/a.

Язык программирования TurboPascal

Turbo Pascal. Программирование арифметических выражений

Оператор присваивания

Оператор присваивания является одним из основных операторов любого языка программирования.

Оператор присваивания предназначен для присваивания переменной значения выражения.

Формат оператора присваивания:

В операторе присваивания слева от знака присваивания «:=» записывается переменная, а справа – выражение, численное значение которого присваивается этой переменной.

Выполнение оператора присваивания приведет к вычислению выражения и присваиванию значения выражения переменной.

Обязательным является требование, чтобы выражение и переменная были совместимы по присваиванию.

Например, оператор присваивания

означает, что переменной y присваивается число, полученное в результате вычисления выражения x+h/2 при известных числовых значениях переменных x и h .

Следует обратить внимание, что всем переменным в правой части оператора присваивания ранее уже были присвоены значения предыдущими операторами, например,

Здесь переменной t присваивается значение, которое до этого момента имела переменная t, плюс 1. Если переменная t имела до выполнения этого оператора значение равное 7, то после исполнения оператора t:=t+1 значение переменной будет равно 8.

Читать еще:  Язык программирования хтмл

Арифметические выражения

Арифметические выражения строятся из арифметических констант, переменных, функций и операций над ними.

Правила записи и смысл арифметических выражений в Паскале почти не отличаются от обычной математической записи.

В арифметических выражениях используются следующие операции и соответствующие знаки:

Операции +, -, *, / имеют очевидный смысл. Результатом операции div будет целое значение, равное целой части результата деления первого числа на второе. Результатом операции mod будет целое значение, равное остатку от деления (но не дробной части).

Примеры арифметических операций:

Арифметические операции выполняются в порядке старшинства: сначала вычисление функции, затем умножение, деление, сложение, вычитание.

Если последовательность выполнения операций не определяется их старшинством, действия выполняются слева направо. Желаемый порядок выполнения операций всегда может быть задан соответствующим образом расставленными круглыми скобками. Допускается ставить лишние круглые скобки, если это упрощает чтение формулы.

Рассмотрим арифметическое выражение

В таблице приведен порядок выполнения операций:

ЗАМЕЧАНИЕ. Все данные, входящие в арифметическое выражение, должны быть одного типа.

Исключение составляют только константы и переменные целого типа (integer), которые разрешается использовать в выражениях вещественного типа (real). Если в выражении используются данные целого и вещественного типа, результат операции будет вещественного типа. В других случаях необходимо выполнять преобразование данных.

Пример. Пусть переменные x и y описаны следующим образом:

Рассмотрим оператор y:= x+2 , в котором используются переменные целого, вещественного типов и константа. Результат операции будет вещественного типа, поэтому оператор y:=x+2; является допустимым, хотя справа от присваивания стоит целая переменная и константа;

Следующие операторы являются ошибочными:

Для обеспечения совместимости типов необходимо выполнять преобразования данных. Для преобразования Real в Integer имеются две функции:

Round() – округляет Real до ближайшего целого;

Trunc() – усекает Real путем отбрасывания дробной части.

Правильная запись рассматриваемых операторов: x:=y+2; и x:=y/x; имеет вид:

Программируя арифметические выражения, нужно иметь в виду следующие основные правила:

  • Два знака арифметических операций нельзя писать рядом. Например, следующие записи будут неправильными:
    +–a –b — следует писать +(–a) –b
    a*–b — следует писать a*(–b)
  • Знак умножения опускать нельзя, например, при записи произведения: a*b и 2*n , запись ab и 2n будет неправильной, так как ab воспринимается как идентификатор, а запись 2n не является идентификатором, потому что начинается с цифры.
  • В арифметических выражениях допускается использовать только круглые скобки. Количество открывающих круглых скобок должно соответствовать количеству закрывающих круглых скобок. Применение фигурных и квадратных скобок запрещается, так как они имеют особое значение.
  • Все данные, входящие в выражения должны быть одного типа. Если в выражении используются данные целого и вещественного типа, результат операции будет вещественного типа.

В арифметических выражениях могут использоваться различные элементарные функции. В языке Турбо Паскаль существуют стандартные функции. Пользователь может не знать, как вычисляется стандартная функция, ему достаточно правильно записать имя функции и ее аргумент. Наиболее часто используемые стандартные функции приведены в таблице:

Выражения Паскаль

Какую структуру имеют выражения Паскаль? Выражения Паскаль задают определенное правило, по которому вычисляется некоторое значение. В состав выражений входят:

  • знаки операций
  • константы
  • указатели функций
  • переменные
  • скобки

Математические операции Паскаль:

Приведем стандартные математические операции в Паскале:

+ — сложение (3+58=61)
— — вычитание (4-42=-38)
* — умножение (8*12=96)
/ — деление (46/23=2)

Однако кроме этих стандартных операций в Паскале предусмотрены еще 2 математические операции:

div — деление нацело (10/3=3)
mod — деление с остатком (10/3=1)

Логические операции Паскаль:

В языке Паскаль присутствуют еще и логические операции над аргументами логического типа, например, у нас даны две логические переменные A и B. В таблице истинности запишем результат выполнения тех или иных логических операций:

Под not понимается логическое отрицание («НЕ»), and означает логическое умножение («И»), or подразумевает логическое сложение («ИЛИ»), xor раскрывает логическое «исключающее ИЛИ».

Операции отношения Паскаль:

Теперь поговорим об операциях отношения в Турбо Паскаль:

Читать еще:  Программирование циклов с неизвестным числом повторений

Уникальность операций отношения состоит в том, что их можно выполнять не только над числами, но и над строками, символами, множителями и указателями.

Приоритет операций Паскаль:

Как в математике, так и в программировании присутствует приоритет операций. В Турбо Паскале порядок вычисления выражения фиксируется по старшинству содержащихся в нем операций:

В математике тем не менее возможно переопределить порядок выполнения операций при помощи скобок. Турбо Паскаль — не исключение:

2*4-3 = 5, 2*(7-10) = -6

Математические функции Паскаль:

Приведем основные математические функции, которые разработчики Турбо Паскаль предусмотрели и вставили в системную библиотеку:

abs(n) — абсолютное значение числа n,

sin(n) — синус числа n, где n — угол в радианах,

cos(n) — косинус числа n, где n — угол в радианах,

В Турбо Паскале не предусмотрены функций тангенса и котангенса. Чтобы их вычислить, используют выражения sin(x)/cos(x), cos(x)/sin(x) соответственно.

atan(n) — арктангенс числа n,

exp(n) — число e = 2,718 в степени n,

ln(n) — натуральный логарифм числа n,

pi — число Пи = 3,14,

sqr(n) — квадрат числа n.

В Турбо Паскале нет функции, чтобы возвести число в произвольную степень, поэтому, как и в математике, можно либо многократно умножать число на себя для возведения в целочисленную степень, либо воспользоваться функциями экспоненты и натурального логарифма, чтоб возвести число как в целочисленную, так и в вещественную степень (более эффективный способ):

2^(1.33) = exp(1.33*ln(2))

sqrt(n) — квадратный корень из числа n,

trunc(n) — число, равное целой части числа n (отбрасывается дробная часть числа n, результатом выполнения будет число с типом longint),

frac(n) — число, равное дробной части числа n,

int(n) — число, равное целой части числа n (в результате получается число с типом real),

round(n) — округление числа n (возвращаемое значение будет иметь тип longint),

random(n) — генератор псевдослучайных чисел в диапазоне 0 до n (если аргумент отсутствует, т.е. просто random, то в результате выполнения этой функции появится вещественное число от 0 до 1).

Если вы хотите использовать random в процессе выполнения программы, то нужно его инициализировать(другими словами, активировать) процедурой randomize, иначе при последующем запуске программы будет выводиться та же самая последовательность случайных чисел. Рассмотрим на примере программу, которая выводит на экран любые 7 чисел в диапазоне от -15 до 15:

program chislo;

var j: integer;

begin randomize;

for j:=1 to 7 do

writeln(random(26)-10);

end.

inc(m,n) — увеличение значения числа m на n (если число n не указано, то число m увеличивается на единицу),

dec(m,n) — уменьшение значения числа m на n (если число n не указано, то число m уменьшается на единицу).

Математика в Pascal

Всем привет, в этот солнечный день снег решил отступить и дал слабину, наверное. Выйдя на улицу, я услышал звуки птиц, видимо все таки весна скоро придет, да и рыжий кот во всю орет, тем самым подавая знаки прихода весеннего обострения. Но нам не до этого, мы изучаем Pascal и сегодня на теме у нас математические знаки и математические операции в программировании. Так как мы новички, то мы продолжим рассматривать все это в Паскаль. Поехали =)

Обычные знаки

Для начала посмотрим как выглядят обычные операции сложения, вычитания, умножения и деления в Pascal, да и в большинстве других языках программирования.
Подготовим нашу рабочую область, запустим PascalABC и напишем заготовку.

Теперь объявим две переменные с целочисленным типом данных

Теперь присвоим какое-нибудь значение в виде целого числа

Теперь будем производить математические операции над числами. В других уроках мы использовали третью переменную для записи ответа в нее, в этот раз мы поступим проще и будем сразу выводить действие.
Для начала сложим два числа и выведем ответ

Это было просто, теперь рассмотрим другие, более сложные, но на самом деле такие же простые операции.

Число по модулю

Кто не помнит из курса школьной математики, то проще говоря это, когда из отрицательного числа получается положительное.
Функция называется ABS, пишем название функции и в скобках указываем число или же переменную.

Читать еще:  Перемножение матриц паскаль

Число в квадрате

Возводим число в квадратный корень или же по другому во вторую степень с помощью функции SQR.

Квадратный корень числа

Делая действие, обратное действию SQR, то есть, если до этого мы возводили в квадрат, то сейчас выводим квадратный корень числа с помощью функции SQRT.

Возводим число в любую степень

До этого мы возводили во вторую степень, теперь функция POWER позволит возвести в любую другую степень. Сначала, пишем название функции, в скобках указываем число которое хотим возвести и через запятую степень, в которую хотим возвести число.

Следующее число

Функция SUCC возвращает следующее число или символ, относительно переменной. Если мы введем 10 то функция вернет 11, если введем 11 функция вернет 12 и тд.

Предыдущее число

Аналогично вышеописанной функции SUCC, функция PRED возвращает предыдущее число

Случайное число

Функция RANDOM возвращает случайное, рандомное число в диапазоне от нуля до введенного вами числа, введенное вами число не учитывается, так что если вы хотите например подобрать случайные числа от нуля до 10, то число 10 не будет включаться в диапазон, если же вы хотите, чтобы оно включалось, тогда вам нужен диапазон от нуля до 11, но в этом случае не будет включаться число 11 и тд.

  1. program znaki;
  2. var
  3. a: integer;
  4. begin
  5. a:= 100;
  6. write( random(a) );
  7. end.
  8. Вывод программы: 25 или любое другое число

Дробная часть числа

До этого мы работали с целыми числами теперь поработаем с вещественным типом данных. Чтобы вернуть дробную часть числа, нам потребуется функция FRAC.

Целая часть числа

Теперь отделим от дробного числа целую часть в с помощью функции INT

Если функция INT возвращает вещественное число, то функция TRUNC возвращает целочисленную переменную

Округление числа

Если ты не знаешь как округлить число, в меньшую или в большую сторону, то тебе поможет функция ROUND

Заключение

На сегодня все, в следующей статье рассмотрим функцию DIV и MOD.
Всем спасибо.
Пока =)

Запись выражений на языке паскаль

Вещественная переменная х не может быть использована с операцией div

результат первого деления вещественный и не может быть использован с операцией mod (остаток от деления нацело)

В алгебраических выражениях часто используются математические функции, такие как sin, cos, ln и т.п. Необходимо помнить, что аргументы функции всегда заключаются в скобки, знаков умножить между функцией и аргументом ставить не надо. Список стандартных математических функций приведен в приложении В. Несколько примеров использования функций в алгебраических выражениях приведено ниже.

Таблица 2.3. Примеры использования функций в алгебраических выражениях

Запись на Паскале

Порядок выполнения операций внутри алгебраического выражения определяется приоритетом операций (таблица 2.4).Согласно принятым в языке Паскаль правилам, сначала будут выполнены операции в скобках, затем вычислены функции, унарные операции, операции умножения или деления и только затем – операции сложения и вычитания.

Таблица 2.4. Приоритет математических операций

Вычисления в скобках (…)

Унарные операции (например, not)

Операции типа умножения, деления (*, /, div, mod, and)

Операции типа сложения (+, -, or, xor)

Операции отношения и логические операции: not , and , or , xor будут описаны ниже.

Давайте проясним действие приоритета операций на примерах.

Пример 1. В арифметическом выражении в примере 1, которое на языке Паскаль имеет вид 1 E 3* exp ( sqr ( x )+ sqrt (5* sin ( x ))) сначала вычисляется аргумент экспоненты ( exp ), при этом в нем в первую очередь — функции и скобки. Весь порядок операций показа на рисунке ниже.

Пример 2. Необходимо вычислить сложную дробь . При этом необходимо писать: (1+ sqr ( a ))/(3* a ), либо (1+ sqr ( a ))/3/ a .

Неправильным будет вариант (1+ sqr ( a ))/3* a , т.к. сначала компьютер разделит сумму на 3, а потом, что получилось, умножит на а.

Также неправильно писать 1+ sqr ( a )/(3* a ), т.к. сначала значение квадрата sqr ( a ) будет поделено на 3а, затем к результату прибавится 1.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector