Invest-currency.ru

Как обезопасить себя в кризис?
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Воспитание личности безопасного типа

Формирование личности безопасного типа

Проблема безопасности чрезвычайно актуальна в настоящее время. Последнее десятилетие характеризуется такими негативными явлениями как: угрожающее снижение численности населения, террористические акты, рост преступности, рост наркомании и алкоголизма, прежде всего в молодежной среде.

Новое время обуславливает необходимость комплексного решения важной педагогической проблемы- разработки концептуальных основ формирования личности безопасного типа в системе образования. Целью системы образования является формирование личности, безопасной, прежде всего, для самого себя, окружающей среды обитания, ориентированной на развитие и способность защищать себя от внешних угроз.

Исходя из требований, предъявляемых к человеку средами обитания (природа, общество, техногенная среда), основными чертами личности безопасного типа можно назвать:

-общественно-коллективистские мотивы поведения гражданина;

-бережное отношение к окружающему миру;

-грамотность во всех областях обеспечения безопасной жизнедеятельности;

-наличие навыков защиты от угроз природы, людей, исходящих от внешних источников и из самого себя.

Содержание поведения личности безопасного типа определяется наличием трех основных компонентов (предвидение опасности, уклонение от опасности, преодоление опасности), единство и реальность которых существенно влияют на приобретения комфортного уровня взаимодействия личности и сред обитания человека.

Личность безопасного типа студентов формируется при изучении многих дисциплин в комплексе, но особенно следует выделить дисциплину «Безопасность жизнедеятельности».

Целью дисциплины является формирование у студентов системы знаний о чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, ликвидации их последствий, обеспечение морально-психологической устойчивости поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях, защите жизни и здоровья, бережного отношения к окружающей среде, получение знаний по обороне государства, воинской обязанности и военной службе, приобретение практических навыков по Гражданской обороне, основами военной службы, здорового образа жизни.

Процесс освоения дисциплины направлен на овладение выпускником следующими компетенциями:

ПК 1.1.Оценивать соответствие методики задачам анализа по диапазону измеряемых значений и точности.

ПК 1.2.Выбирать оптимальные методы анализа.

ПК 1.3.Оценивать экономическую целесообразность использования методов и средств анализа и измерений.

ПК 2.1.Обслуживать и эксплуатировать оборудование химико-аналитических лабораторий.

ПК 2.2.Подготавливать реагенты и материалы, необходимые для проведения анализа.

ПК 2.3.Обслуживать и эксплуатировать коммуникации химико-аналитических лабораторий.

ПК 2.4.Проводить качественный и количественный анализ неорганических и органических веществ химическими методами.

ПК 2.5.Проводить качественный и количественный анализ неорганических и органических веществ физико-химическими методами.

ПК 2.6.Проводить обработку результатов анализов с использованием аппаратно-программных комплексов.

ПК 2.7.Работать с химическими веществами и оборудованием с соблюдением техники безопасности и экологической безопасности.

ПК 3.1.Планировать и организовывать работу персонала производственных подразделений.

ПК 3.2.Организовывать безопасные условия труда и контролировать выполнение правил техники безопасности,производственной и трудовой дисциплины, правил внутреннего трудового распорядка.

ПК 3.3.Анализировать производственную деятельность подразделения.

ПК 3.4.Участвовать в обеспечении и оценке экономической эффективности работы подразделения.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4.Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенстования профессиональной деятельности.

ОК 6.Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7.Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8.Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.

и соотнесенных с ними результатов освоения дисциплины:

-организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

-предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

-использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;

-применять первичные средства пожаротушения;

-ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;

-применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;

-владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

-оказывать первую помощь пострадавшим.

-принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;

-основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

-основы военной службы и обороны государства;

-задачи и основные мероприятия гражданской обороны;

-способы защиты населения от оружия массового поражения;

-меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

-организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;

-основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;

-область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;

-порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.

Формирование данных компетенций, умений и знаний происходит в процессе обучения студентов по специальности СПО 18.02.01 (240138)«Аналитический контроль качества химических соединений».

При изучении данной дисциплины у студента возникает уверенность в том, что он, не сумев уклониться от опасности, все же способен преодолеть ее последствия.

Студент должен уметь вести себя адекватно сложности опасной ситуации (на воде, в лесу, при пожаре, в горах и т. д.):

-знать способы защиты и владеть навыками их при­менения (укрытие от опасности или во время опасности и применение способов борьбы с последствиями опасностей);

-владеть навыками само — и взаимопомощи (при ранении, при ожогах, при поражении током, при укусах ядовитых змей, в условиях автономного выживания в природе и т. д.).

Исходя из знаний и умений, понятие «личность безопасного типа» обозначает способность человека к безопасной самореализации в окружающем мире. Эта способность базируется на определенных мотивационных установках, волевых качествах личности и затрагивает ее эмоциональную и интеллектуальную сферу. Кроме того, условием безопасного поведения выступает компетентность в вопросах обеспечения политической, правовой, социальной, нравственной, физической и другой защищенности человека.

Общая цель формирования личности безопасного типа должна сводиться к выра­ботке навыков и умений, позволяющих правильно строить свое поведение и та­ким образом снижать уровень исходящих от себя угроз, а также осуществлять профилактику опасностей, окружающих человека в современном мире.

Поэтому, возникает современная образовательная идея создания условий для формирования личности безопасного типа, способной самореализоваться в условиях реальной жизни, может и должна стать системообразующей идеей развития образования сегодня.
Существенным в реализации данного направления является направленность на сохранение каждой личности через повышение уровня ее образованности, то есть на формирование личности, способной восходить к высшим человеческим стремлениям, жизненным идеалам и приоритетам, личности, которая способна принести максимально возможную пользу себе самой, своим близким, обществу, в котором живет, человечеству в целом.

Изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» подготавливает личность к преодолению отрицательно окрашенных сторон реальной жизни, значительно уменьшается влияние негативных факторов на жизнедеятельность личности.

Содержательно аспект формирования безопасной личности включает в себя как безопасность самой личности (личную, производственную, национальную, информационную и пр.), так и безопасность ее поведения (для государства, общества, нации). В рамках реализации названных содержательных приоритетов, каждый факт, любая учебная информация рассматривается как существенный для выживания человека, нации, государства и общества факт, как существенный для реализации жизненных траекторий каждой личности. Связи между фактами рассматриваются как необходимые условия формирования свободного цельного непредвзятого взгляда личности на мир -мировоззрения.
Принцип безопасности должен занять сегодня место ведущего принципа, поскольку он имеет и методологическое, и прикладное значение:

с одной стороны (методологическое) — определяет идею, дающую концептуальную основу модели формируемой личности — личности безопасного типа; с другой — (прикладное) — он отвечает за то, чтобы весь учебный процесс был безопасен и не наносил вреда личности.

Необходимость системного представления студентов о новой ситуации в мире, направленного на выполнение главного условия выживания и дальнейшего устойчивого развития цивилизации, требует значительного развития содержания образования.

Всестороннее рассмотрение вопросов безопасности личности, общества, государства, затрагивающее все направления человеческой жизнедеятельности от принципов здорового образа жизни и стимулов деятельности до развития жизненных стратегий личности и философии бытия, может быть охвачено только новой широкой образовательной областью, имеющей перекрестные связи практически со всеми дисциплинами подготовки специалистов.

Все это способствует формированию знаний и умений, позволяющих обдуманно и правильно строить свое поведение и тем самым снижать уровень исходящих от себя угроз, а также осуществлять профилактику опасностей, окружающих человека в современном мире. Безусловно, такое формирование личности необходимо современному миру.

Формирование личности безопасного типа поведения при обучении ОБЖ: психолого-педагогический аспект

Дата публикации: 14.04.2014 2014-04-14

Статья просмотрена: 6270 раз

Библиографическое описание:

Неверов В. Н., Деркач А. М. Формирование личности безопасного типа поведения при обучении ОБЖ: психолого-педагогический аспект // Молодой ученый. — 2014. — №5.1. — С. 50-53. — URL https://moluch.ru/archive/64/10313/ (дата обращения: 03.04.2020).

Представление о личности безопасного типа поведения и ее формировании – одно из ключевых в методике обучения основам безопасности жизнедеятельности. В литературе и научно-методических исследованиях раскрыты различные аспекты формирования личности безопасного типа поведения, такие как: этапы формирования и компоненты личности (Л.А. Михайлов, М.В. Гордиенко и др.), методическое обеспечение процесса формирования, социальные аспекты (В.П. Соломин, П.В. Станкевич, Л.В. Байбородова, Э.М. Ребко и др.). Однако в исследованиях практически не затрагиваются такие аспекты как проблема мотивации учащихся к отработке и усвоению навыков безопасного поведения, влияние на этот процесс используемых приемов, методов и технологий обучения, их соответствия возрастным особенностям учащихся.

Мотивация в психологии рассматривается с двух позиций: с одной стороны, как система факторов, определяющих поведение субъекта (мотивы, намерения, интересы, потребности, цели), с другой – как активное состояние психики, побуждающее субъекта к действию [1, с. 6]. Мы будем придерживаться первой позиции, так как она согласуется с представлениями о социальной безопасности, которая в узком значении трактуется как защита личности, семьи, общества и государства и может пониматься как состояние безопасности личности, общества и государства от целого комплекса разных угроз социального, экономического, политического, экологического, техногенного и иного характера [5]. Именно защита личности, семьи, общества и государства являются поведенческими мотивами для личности безопасного типа.

Вслед за Л.А. Михайловым, М.В. Гордиенко и другими исследователями под личностью безопасного типа поведения мы понимаем человека, безопасного для себя, окружающих, среды обитания, готового к предупреждению и преодолению опасных ситуаций, а в случае необходимости, и к защите себя, социума и природы от внешних угроз. Среди основных черт такой личности выделяют:

Читать еще:  Модели линейного программирования

1) Общественно-коллективистские мотивы поведения гражданина;

2) Бережное отношение к окружающему миру;

3) Грамотность во всех областях безопасности жизнедеятельности;

4) Наличие навыков защиты от угроз природы, людей, исходящих от внешних источников и самого себя.

Содержание поведения личности безопасного типа определяется наличием трех основных компонентов, единство и реальность которых существенно влияют на приобретение комфортного уровня взаимодействия личности и среды обитания человека. Такими компонентами являются предвидение опасности, уклонение от опасности, преодоление опасности [4]. Эти компоненты нашли свое отражение в требованиях ФГОС к предметным результатам освоения базового курса и в соответствующих программах.

Формирование указанных компонентов в процессе обучения ОБЖ в школе происходит параллельно, однако, такие компоненты, как предвидение опасности и уклонение от опасности преимущественно формируются на завершающих этапах обучения. Это связано с тем, что возрасте до 10-11 лет учащийся не способен систематически выходить за пределы имеющейся информации с тем, чтобы описать то, что еще может произойти [2]. Как отмечает М.В. Гордиенко, в плане формирования навыков безопасного поведения большинство детей испытывают трудности в правильном оценивании состояния, чувства, намерения людей по их невербальным проявлениям (мимике, позам, жестам), а значит, в общении они в большей степени ориентируются на вербальное содержание сообщений [3]. Деятельность учащихся этого возраста во многом имеет характерные черты игры: учет этой психологической особенности позволяет заметно повысить мотивацию учащихся к изучению ОБЖ, что подтверждается нашим педагогическим наблюдениям и анализом результатов обучения, осуществленными в ГБОУ СОШ №287 г. Санкт-Петербурга в течение 2013/14 учебного года.

Например, учащиеся 5 класса в ходе изучения правил дорожного движения (эта тема включена в региональный компонент предмета и изучается в большем объеме, чем это предусмотрено учебными программами), при предоставлении выбора форм деятельности отдают предпочтение групповым формам творческой деятельности. Одной из таких форм является отражение различных ситуаций соблюдения и нарушения правил дорожного движения на плакатах. Факторами мотивации к рисованию плакатов у учащихся выступают интерес к автомобилям и технике, возможность использования знаний, полученных не только при изучении ОБЖ, но и из фильмов, мультфильмов, художественной литературы, а также возможность неформального общения в процессе работы над плакатами, наличие элементов игры при их обсуждении. Нами была отмечена активность учащихся, высокие результаты усвоения учебного материала, а также то, что полученные знания используются учащимися во внеурочное время в повседневной жизни, что соответствует чертам личности безопасного типа поведения.

Как отмечает Дж. Брунер, в возрасте 10-14 лет ребенок переходит на стадию развития, когда его умственная деятельность основана на способности оперировать гипотетическими утверждениями, и не ограничена его опытом и предшествующими событиями. Ребенок может мысленно представлять возможные переменные и даже делать выводы о потенциальных отношениях, подлежащих дальнейшей проверке путем эксперимента или наблюдения [2, с. 362-363]. Также в подростковом и юношеском возрасте важнейшим психологическим новообразованием является чувство взрослости, опосредованное формированием способности в автономии, уважении и признании [1, с. 28].

Учащиеся 6-9 классов по сравнению с младшими школьниками обладают достаточным субъектным опытом, что дает возможность использовать актуализирующие его методы и приемы обучения, например, дискуссии, решение учебных проблем интегративного характера. Этому способствует и учебный материал других предметов, изучаемых параллельно, где учащиеся знакомятся с теоретическими представлениями, позволяющими объяснять возникновение чрезвычайных ситуаций, физиологические процессы в организме человека, закономерности развития общества и другие вопросы, напрямую связанные с безопасностью. В числе учебных предметов отметим такие как физика (строение атома и атомного ядра, законы механики, представления об электрическом токе и звуке), химия (элементарные представления о процессе горения, химических свойствах кислорода, хлора, аммиака, кислот, щелочей), биология (представления о взаимосвязи процессов в живых организмах, об обмене веществ и энергетическом обмене), история (чрезвычайные ситуации в истории человечества), информатика (представления об информационных системах, источниках информации).

Именно поэтому на данном этапе (6-9 классы) эффективными формами и методами формирования личности безопасного типа, наряду с изложением материала учителем, с просмотром и обсуждением фильмов и презентаций, работой с плакатами, рассказами учителя о действиях в различных чрезвычайных ситуация природного, техногенного и социального характера, самостоятельной работы с учебниками и информационными ресурсами, являются тренировки и различные внеклассные и внешкольные мероприятия. В ходе тренировок и мероприятий учащиеся приобретают навыки, проверяют и применяют на практике знания, полученные на уроках ОБЖ, демонстрируют конкретные примеры безопасного поведения и могут оценить последствия примеров неправильного поведения в различных ситуациях. Именно эти формы и методы позволяют учесть психологические особенности учащихся данного возраста, а также дают учащимся возможность реализовать такие компоненты личности безопасного поведения, как предвидение опасности и уклонение от опасности. Немаловажно и то, что именно тренировки и различные мероприятия позволяют заметно повысить мотивацию учащихся к изучению теоретического материала основ безопасности жизнедеятельности.

Наблюдение показывает, что тренировки (организованная эвакуация, надевание средств химической защиты, работа с картой) для учащихся менее интересны – в их процессе многократно повторяются одни и те же действия. Это обусловлено тем, что учащимся сложно длительное время удерживать внимание на каком-либо одном действии или приеме, что приводит к заметному снижению мотивации к обучению. Мероприятия и различные игры в этом плане выгодно отличаются от тренировок, особенно в том случае, если они включают разные по содержанию виды деятельности (как групповые, так и индивидуальные, учитывая характерную для этого возраста потребность в автономии, отмеченную выше).

Примером хорошо зарекомендовавшего себя мероприятия может служить военно-патриотическая игра «Зарница». Игра проводится во многих районах города и весьма популярна среди школьников. Проводится один раз в год. Школьники организованно отправляются за город, где они в различных конкурсах и соревнованиях имеют возможность показать свои знания и умения, которые приобрели в ходе изучения ОБЖ.

Практика показывает, что даже не имевшие соответствующих навыков учащиеся, пройдя все этапы игры (оказание первой медицинской помощи, пожарная полоса, полоса гражданской обороны, стрельба, соревнование на знание и соблюдение правил дорожного движения и др.), овладевают моделями поведения и действия в различных ситуациях природного и техногенного характера.

Подобные мероприятия позволяют эффективно выявить пробелы в знаниях учащихся, причем школьники 6-9 классов способны (при участии учителя) осуществить рефлексию своей деятельности и сформулировать проблемные моменты. Роль учителя при анализе ошибок и подробном разборе действий сводится к объяснению того, как на самом деле правильнее действовать. Словесное объяснение необходимо подкрепить закрепить наглядными примерами, например, посмотреть соответствующие фрагменты учебных фильмов (действия при пожаре, при химическом и радиационном заражении и т.д.). Для учителя открывается возможность скорректировать работу на уроке и направить ее на ликвидацию этих пробелов, в том числе, и путем изменения характера используемых методов и технологий обучения, чтобы обеспечить более качественную подготовку учащихся по ОБЖ.

Соотнесение черт личности безопасного типа поведения, ее компонентов, содержания ФГОС и учебных программ дает возможность выявить вопросы школьного курса ОБЖ, являющиеся ключевыми для формирования личности безопасного типа поведения. Это, прежде всего, изучение правил дорожного движения, правил действия при авариях на химических и радиационных объектах, ориентирование на местности, оказание доврачебной помощи (часто ошибочно сюда относят первую медицинскую помощь, но медицинскую помощь имеет право оказывать лишь специалист с медицинским образованием), чрезвычайные ситуации природного характера и правила действия при их возникновении (наводнения, ураганы, землетрясения и т.д.), а также основы здорового образа жизни.

Учет психолого-педагогических особенностей учащихся того или иного возраста, черт личности безопасного типа поведения открывает возможности для повышения мотивации школьников к изучению основ безопасности жизнедеятельности. Отметим, что отраженное в данной статье деление контингента учащихся на школьников 5-х и школьников 6-9 классов достаточно условно: в рамках этих групп можно выделить подгруппы, учитывая, например, гендерный аспект, который, несомненно, влияет на качество и характер усвоения учебного материала ОБЖ.

1. Батаршев А.В. Учебно-профессиональная мотивация молодежи. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. 192 с.

2. Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации. Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1977. 413 с.

3. Гордиенко М.В. Воспитание личности безопасного типа поведения младшего школьника // Автореф. дисс. … канд. пед. наук. Омск, 2009. 25 с.

4. Михайлов Л.А., Ахмадуллин У.З., Васильев Е.С. Психолого-педагогические подходы к формированию качеств личности безопасного типа // Вестник ВЭГУ. 2008. № 1. С. 103-107.

Личность безопасного типа поведения

Исходными положениями, определяющими содержание личности безопасного типа, являются возможности и способности человека удовлетворять потребности в самореализации, самоопределении, самоутверждении, самостоятельности и самооценке, что составляет ядро личности. По качествам, присущим личности, люди делятся на тех, у кого есть возможности и способности, и на тех, у кого они в какой-то степени ограничены. Поэтому для выделения ограничений в поведении человека предлагается рассмотреть личность в двух аспектах: психофизиологическом и социальном.

Психофизиологическим аспектом, или стороной, личности безопасного типа выступает деятельность психики и мозга человека, соотношение социального и биологического в психике личности. Сталкиваясь в процессе жизнедеятельности с различными обстоятельствами, которые могут быть обыденными ситуациями и ситуациями экстремального характера (временные, требующие большого напряжения всей силы воли человека), человек неподготовленный будетиметь большие сложности, его поведение трудно предугадать, что может привести к опасным действиям по отношению к себе, людям природе и обществу. Таким образом, личность безопасного типа должна отличаться определенным уровнем психологической устойчивости и психологической готовности к действиям в различных жизненных ситуациях.

Психологическую устойчивость личности безопасного типа обусловливают стойкие общинно-коллективистские мотивы в поведении; знание окружающего мира; осознание возможных угроз и опасностей по отношению к себе. Психологическая готовность личности безопасного типа объясняется предвидением опасностей; осознанием возможностей уклониться от опасностей; наличием навыка преодоления опасности.

Социальная характеристика личности безопасного типа выражается в активности человека в обществе, в применении опасных и безопасных способов самореализации в условиях взаимодействия с природой, инфраструктурой города, общественно-правовых отношений в обществе, общения с другими людьми,своего личного физического развития и выполнения других действий, а именно: служба в армии, взаимоотношения с государственными, административными и правоохранительными органами и др.

Исходя из требований, предъявляемых к человеку средами обитания (природа, общество, техногенная среда), основными чертами личности безопасного типа можно назвать:

· общественно-коллективные мотивы поведения гражданина;

· бережное отношение к окружающему миру;

· грамотность во всех областях обеспечения безопасной жизнедеятельности;

· наличие навыков защиты от угроз природы, людей, исходящих от внешних источников и из самого себя.

Содержание поведения личности безопасного типа определяется наличием трех основных компонентов, единство и реальность которых существенно влияют на приобретения комфортного уровня взаимодействия личности и сред обитания человека. Такими компонентами являются:

Читать еще:  Программа для программирования с помощью картинок

· уклонение от опасности;

· преодоление опасности.
Предвидение опасности предполагает:

· правильную оценку ситуации (вид опасности, характер развития опасности, последствия опасности, правовая и нормативно-практическая подготовленность);

· предвидение опасности от среды обитания (природной, техногенной, социальной), военных действий;

· предвидение опасности от собственного «Я» (грозящей самому себе, среде обитания, другим людям).

Основная возможность уклониться от опасности, человек должен знать природу возникновения и характер развития опасных ситуаций; звать свои силы и возможности преодоления опасности; уметь правильно оценить ситуацию. Кроме того,необходимо формировать у человека уверенность в том, что он, не сумев уклониться от опасности, все же способен преодолеть ее последствия. Человек должен уметь вести себя адекватно сложности опасной ситуации (на воде, в лесу, при пожаре, в горах и т. л); знать способы защиты и владеть навыками их применения (укрытиеот опасности или во время опасности и применение способов борьбы с последствиями опасностей); владеть навыками само- и взаимопомощи (при ранении, при ожогах, при поражении током, при укусах ядовитых змей, в условиях автономного выживания в природе и т. д.).

Общая цель формирования личности безопасного типа должна сводиться к выработке навыков и умений, позволяющих правильно строить свое поведение и таким образом снижать уровень исходящих от себя угроз, а также осуществлять профилактику опасностей, окружающих человека в современном мире.

Воспитание человека безопасного типа

Дата добавления: 2014-07-28 ; просмотров: 1758 ; Нарушение авторских прав

Воспитание представляет собой деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта, планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих необходимые условия для его развития, формирования активной жизненной позиции. Современный этап развития российского общества предъявляет особые требования к воспитанию человека, как высшей общественной ценности, как главной производительной и преобразующей силы. Жизнедеятельность человека направленная на преобразование природы и создание комфортной среды обитания, к концу ХХ века привела к ряду неожиданных последствий. Побочные эффекты научно-технического прогресса и социального развития создали серьезные угрозы жизни и здоровью, мотивации деятельности, состоянию генетического фонда людей. Возникли опасности для человека от собственной жизнедеятельности, от потери духовно-нравственных основ человеческого общества. Отсутствие стремления человека обеспечить свою безопасность в изменившихся природных, техногенных и социальных условиях стало недопустимым. Стала очевидной необходимость подготовки граждан к безопасному поведению в повседневной жизни, к рациональным действиям в постоянно возникающих новых опасных и чрезвычайных ситуациях; подспудно обозначилась необходимость пересмотра ориентиров и самого характера жизнедеятельности.

Наиболее результативное решение возникших задач достигается через общее образование: детям и подросткам легче привить мотивы, побуждающие к соблюдению норм и правил безопасного поведения дома, на улице, в школе, на природе, а затем в обществе и на производстве. Поэтому была создана образовательная область безопасности жизнедеятельности. Фрагментарное включение вопросов безопасности в имевшиеся дисциплины общего и высшего образования не имело бы системного характера и не позволило бы в необходимой мере использовать потенциал учебного процесса и воспитания. Область безопасности жизнедеятельности предназначена для воспитания, как было образно определено, «личности безопасного типа» личности, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы и при этом разумно сочетать личные интересы с интересами общества.

Вследствие повышения внимания общества к проблемам безопасности жизнедеятельности выявилась необходимость дальнейшего развития содержания и формы образовательной области безопасности жизнедеятельности, что определяется известным возникновением новой ситуации в мире и в стране. Мировое общество осознало, что в начале ХХI века человечество входит в период грандиозных социальных, технических и культурных перемен, называемых учеными глобальной революцией. На смену первым двум «волнам цивилизации» (аграрной и индустриальной) приходит «третья волна», характеризуемая достижение человеческими технологиями геологической мощности, демократизацией общества, интеграцией человечества (информационной, экономической и т.п.), выходом человека в космос, но, прежде всего, необходимостью обеспечения безопасности от жизнедеятельности человека. Жизнедеятельность человека обусловила появление глобальных проблем: угрозы экологической катастрофы от техногенной деградации природной среды, с одной стороны, и угрозы планетарной катастрофы от демографического взрыва и междоусобной борьбы народов за ресурсы и за выживание с использованием оружия геологической мощности, с другой.

На фоне глобальных проблем по-новому звучит вопрос о проблемах безопасности отдельных народов и стран – проблем национальной безопасности. Переход к устойчивому развитию, рассматриваемый мировым сообществом, как возможное решение глобальных проблем, связан с существенными ограничениями жизнедеятельности людей. Представленные контуры новой ситуации по-новому ставят перед каждым человеком вопрос о его безопасности. Сложности перехода к устойчивому развитию, судьба человеческих сообществ в глобальном и национальном масштабах самым решающим образом неизбежно сказываются на судьбе каждого человека. Для выживания в сегодняшних кризисных условиях каждому человеку нужно уметь ориентироваться в опасных ситуациях, уметь практически защитить себя и своих близких (чему посвящен имеющийся курс ОБЖ). Однако этого недостаточно. Решение задачи выхода общества из опасных кризисов зависит от каждого гражданина, не только от политиков и ученых. В современном демократическом обществе политики получают власть в результате выборов и действуют согласно общественному мнению. Общественное мнение и результаты выборов зависят от каждого члена общества. Поэтому причины кризисных ситуаций в стране и мире, прогнозируемые учеными сценарии их развития в зависимости от поведения людей должны быть известны всем гражданам, чтобы они правильно понимали позиции политиков и могли обоснованно выбирать своих лидеров не просто по созданному ими имиджу, не только по их способностям действовать, но, главное, по предлагаемым ими целям и программам действий общества – от них сегодня также зависит судьба каждого человека. Кроме того, никакая власть не в состоянии реально изменить положение, если все члены общества не будут сознательно строить свою деятельность не только в сугубо личных интересах, но и в соответствии с насущными общественными потребностями.

Этим обусловлены требования к воспитательной функции образовательной области безопасности жизнедеятельности. Организация воспитания связана с построением такой общественной практики, которая направляет развитие субъективного мира человека, содействуя осознанному принятию им общественных ценностей в области безопасности жизнедеятельности, самостоятельности в решении сложных нравственных проблем в соответствии с идеалами и интересами общества устойчивого развития. Растущий человек особенно чувствителен к общественному мнению, к утверждению себя среди окружающих. Это позволяет ориентировать педагогическую практику на формирование человека безопасного типа, на создание новой целостной системы воспитания детей, подростков, юношества, направленной на формирование такого мировоззрения и принципов действий, при котором на первом месте для них будет стоять безопасность. Безопасность не только индивидуальная, но интегральная, комплексная: личности, общества, государства. Это является главным условием выживания и дальнейшего «устойчивого» (ноосферного) развития цивилизации.

Для обеспечения этого главного условия предстоит кардинально изменить сознание людей, их психологию, их мировоззрение, их менталитет. Человеческое общество должно перестать быть стихийным «обществом потребления», оно должно стать управляемым разумом «обществом личностей безопасного типа». Ради своего выживания человек должен измениться – он должен стать человеком ноосферной формации, способным заботиться не только о себе индивидуально, но и направлять безопасное развитие общества и всей Жизни на Земле. Подготовка человека ноосферной формации должна стать целью общего образования, являющегося одним из наиболее действенных средств управления мировоззрением и менталитетом человека и общества.

Существующее общее образование в России этой цели не имеет. Его цели заложены в уходящей индустриальной эпохе, состав образовательных областей и содержание предметов соответствуют ее запросам. Вся системе образования подчинена научно-техническому прогрессу и извлечению максимальной «пользы» для человека из природных богатств. Внесение в содержание образования в последние годы некоторых вопросов современности не решает принципиальной задачи, не меняет главной направленности образования. Более того, существующее раздельное представление об экологических проблемах и проблемах обороны страны, например, создает дополнительную опасность бессмысленного конфликта между «экологами» и «патриотами». Отдельное представление о личной безопасности, об индивидуальном выживании в кризисных условиях (как в имеющемся курсе ОБЖ), не способствует преодолению грозных кризисов общества.

Необходимость системного представления учащимся новой ситуации в мире, направленного на выполнение главного условия выживания и дальнейшего устойчивого развития цивилизации, требует развития содержания образования и воспитания подрастающего поколения – будущего нашего государства.

Таким образом, одним из главных принципов образовательной области безопасности жизнедеятельности и воспитания человека безопасного типа является формирование цельного научного мировоззрения учащихся по проблемам безопасности человека в XXI веке к завершению основного общего образования в рамках изучения курса ОБЖ.

Образовательная область безопасности жизнедеятельности должна быть тесно, интегративно связана с другими предметами обучения. Это реально сделает ее системообразующим стержнем общего образования и позволит формировать мировоззрение выпускников, соответствующее требованиям жизни в ХХI веке.

Для достижения этих целей образовательная область безопасности жизнедеятельности должна быть тесно связана с организацией воспитания детей подростков и юношей, как сознательных граждан, людей чести, высокой нравственности и ответственности. При этом необходимо широко использовать приемы, методы и средства воспитания: убеждение, поощрение, личный пример, и др.

Достижение целей воспитания человека ноосферной формации предполагает:

— формирование научного мировоззрения обучаемых, соответствующего требованиям ХХI века, при котором безопасность личности, общества, государства будет на первом месте;

— развитие у обучаемых чувства гражданственности и личной ответственности, беспрекословного соблюдения требований Конституции РФ, законов и других нормативно-правовых актов, обеспечивающих поддержание высокого уровня правопорядка, организованности при действиях в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

— проведение военно-патриотического воспитания, формирования необходимых морально-психологических качеств, психологической готовности и навыков действий в условиях опасностей;

— нравственное развитие, составными частями которого являются формирование патриотизма и гражданственности, культуры межнациональных отношений, культуры безопасного поведения.

Воспитательная работа охватывает широкий спектр чувств личности: от безграничной любви к Родине и ее народу до защиты пострадавших от последствий природных и техногенных катастроф.

В основе воспитательной работы лежит государственно-патриотическая идея: любовь к Родине, осознание своего гражданского долга, в основе которого лежит идея бескорыстного и беззаветного служения Родине.

В целях создания широких возможностей для максимального самовыражения, самореализации, развития социальной активности подрастающего поколения необходимо совершенствовать формы разнообразной воспитательной деятельности как в образовательном процессе по безопасности жизнедеятельности, так и в системе созданных детских и подростково — юношеских патриотических и спасательных организаций, а также неформальных объединениях. Обогащаясь духовными и гуманными ценностями демократического общества, каждый человек будет воспитываться не просто как носитель определенной суммы знаний, навыков и умений по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности, но, прежде всего, как гражданин с присущими ему идейными установками, моралью и интересами, высокой культурой общественно полезного труда и безопасности поведения.

Некоторые аспекты формирования личности безопасного типа

УДК 323.1
ББК 66.2 (2Рос)

Читать еще:  Задача линейного программирования не имеет решений

В статье автор рассматривает четыре аспекта безопасности, которые должны быть гармонично развиты в личности: образовательный, мировоззренческий, технологический и экологический. Концепция создания личности безопасного типа предусматривает формирование культуры безопасности, суть которой рассматривается через ее составляющие.

Научно-технический и социально-экономи­ческий прогресс радикально изменил мир, существенно улучшив условия труда и качество жизни населения. Вместе с тем положительные изменения проявили и свою негативную сторону, связанную с истощением природных ресурсов и экстенсивным характером их эксплуатации, кризисными явлениями в экономике, социальной и политической сферах жизни.

По оценкам ряда ученых в ближайшие 50 лет возможен эволюционный кризис человечества как биологического вида. Основной причиной этого является противоречие между нежеланием промышленно развитых стран («золотого миллиарда») сократить уровень потребления природных ресурсов и высокими темпами прироста населения в большинстве развивающихся стран. Результатом может стать перспектива исчерпания невозобновляемых природных ресурсов (нефть, газ и др.) и многократное превышение допустимой антропогенной нагрузки на биосферу. Это обстоятельство подчеркивает необходимость создания приоритетных целей для обеспечения качественных (комфортных) и безопасных условий жизнедеятельности личности, общества, государства и всей мировой цивилизации. Для реализации этих целей необходимо формировать новое мировоззрение, систему идеалов и ценностей, чтобы безопасность жизнедеятельности стала приоритетной задачей и внутренней потребностью человека и общества, т.е. формировать соответствующую культуру и как следствие – соответствующую ей личность безопасного типа.

Под культурой безопасности жизнедеятельности понимается система исторически сложившихся социально значимых ценностей, а также определенных качеств личности, которые регулируют, направляют и контролируют его образ жизни и деятельности, обеспечивая оптимальный уровень защищенности.

При построении и анализе систем безопасности жизнедеятельности человек является центром, относительно которого рассматривается любое действие (потоки вещества, энергии и информации). Таким образом, реализуется принцип антропоцентризма: «Человек есть высшая ценность, сохранение жизни которого является целью его существования».

Каковы же проблемы формирования личности безопасного типа?

1. Мировоззренческий аспект формирования личности безопасного типа.

Человеческая практика показывает, что ни в одном виде деятельности невозможно достичь абсолютной безопасности, т.е. любая деятельность потенциально опасна (материальный мир потенциально опасен). Это утверждение носит название аксиомы потенциальной опасности.

В силу невозможности достижения абсолютной безопасности мир пришел к утверждению концепции приемлемого риска, суть которой заключается в обеспечении такой безопасности, которую приемлет общество в данный период времени и с которой можно согласиться. Так, комитет по здравоохранению и промышленной безопасности Великобритании в качестве нижней границы индивидуального приемлемого риска использует величину, равную 6×10–6 (возможность неестественной смерти 6 человек из миллиона). Именно эти значения риска, характерные для большинства развитых стран, должны использоваться в качестве ориентира.

В Российской Федерации сложилась достаточно серьезная демографическая ситуация, связанная с тем, что рост смертности значительно превышает рост рождаемости. Следует отметить, что резко возросла смертность в результате игнорирования населением страны элементарных правил безопасности. Только по трем позициям (ДТП, отравления некачественным алкоголем, пожары) в России ежегодно погибает около 100 тысяч человек. Для сравнения, за 10 лет ведения боевых действий в Афганистане погибло около 15 тысяч человек. Т.е. величина индивидуального приемлемого риска в нашей стране на порядки превосходит рекомендуемый в западных странах. Естественно встает вопрос изменения сложившейся ситуации, поскольку она коренным образом затрагивает национальные интересы страны.

Из сказанного следует, что в обществе необходимо кардинально менять систему взглядов на обеспечение безопасных условий жизнедеятельности. Основой формирования личности безопасного типа должны стать гуманистические общечеловеческие ценности, доброта и чуткость, милосердие, толерантность, чувство долга и ответственности. В решении этой важнейшей задачи велика и ответственна роль средств массовой информации.

В Свердловской области принят ряд программ, конкретно касающихся изменения образа жизни человека и его отношения к безопасным условиям жизнедеятельности, в частности, областная концепция «Народосбережение». Концепция рассчитана на период до 2015 года и охватывает все сферы жизни человека: от окружающей среды до существующих условий труда и жизни человека. Приняты областные программы «Мать и дитя», «Кардиохирургия» и другие. В документах упор делается не только на подъем экономик. В большей степени программы ориентированы на конкретного человека, на создание благоприятных условий для его жизнедеятельности.

Таким образом, народосбережение (по А.И. Солженицыну) и воспитание (формирование) личности безопасного типа на сегодняшний день является, несомненно, актуальной проблемой, которая должна стоять в ряду приоритетных национальных проектов.

2. Образовательный аспект культуры безопасности жизнедеятельности.

Д.И. Менделеев в своем труде «К познанию России» подчеркивал, что решение любой проблемы необходимо начинать с образования, т.е. с обучения тех людей, которые призваны решать ту или иную проблему.

В настоящее время на законодательном уровне разработана достаточно стройная система подготовки населения к действиям в чрезвычайных ситуациях, а также в повседневной жизни в экстремальных ситуациях различного характера. Подготовка пролонгирована через систему дошкольного, начального, неполного среднего, среднего, высшего и дополнительного образования и по существу должна охватывать все категории населения нашей страны.

Однако эффективность образовательных программ и способность умело действовать в чрезвычайных и экстремальных ситуациях, как показывает практика, остается на низком уровне. Причинами являются психологическая неготовность к действиям, разрыв в теоретическом понимании вопросов защиты населения и практической реализации знаний в тех или иных условиях. В умах населения превалирует мысль о том, что «со мной это не случится» или «у нас это невозможно».

Образовательный аспект культуры безопасности жизнедеятельности предполагает психологическую подготовку к действиям в чрезвычайных и экстремальных условиях и неразрывную связь теоретических положений с практическими действиями. Ряд преподавателей и методистов предлагают следующую схему изложения: источники и сущность опасности – механизм негативного воздействия и масштабы последствий – способы и средства обеспечения безопасности. К этому следует добавить проведение тренингов с имитацией реальных ситуаций.

Следовательно, культура безопасности жизнедеятельности по своей значимости для человека должна стать не менее важной, чем математика или литература, физика или химия, а ее образовательный аспект отвечать современным методикам обучения с конкретной практической направленностью для региона проживания.

3. Технологический аспект формирования личности безопасного типа.

В данном случае культуру безопасности можно представить как сумму умений, навыков, индивидуальных психофизических и личностных качеств человека, необходимых для успешных действий в чрезвычайных и экстремальных ситуациях.

Практика показывает, что из всех лиц, оказавшихся в экстремальной ситуации, только 10–20 % способны действовать решительно и умело, 40–60 % – в первые полчаса действуют неадекватно и только после этого времени начинают поступать в соответствии со сложившейся обстановкой. 10–20 % впадают в апатию и не способны к принятию самостоятельных решений.

В данных условиях формирование личности безопасного типа предполагает конкретную психологическую и физическую подготовку. Специалистам, осуществляющим подготовку всех групп населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, необходимо хорошо знать способы организации и методику проведения таких занятий. И здесь речь идет, в первую очередь, о подготовке специалистов аварийно-спасательных служб, службы медицины катастроф, противопожарных служб, ведущих работы в экстремальных ситуациях.

4. Экологический аспект формирования личности безопасного типа.

Экологические проблемы в последнее время стали одними из острейших. Вмешательство человека во все сферы природы вызывает резкое ухудшение состояния экологических систем, нередко даже гибель уникальных природных комплексов, сокращение и исчезновение популяций отдельных видов растений и животных, опасность необратимых изменений в структурах географических сфер.

Критическую ситуацию образуют следующие негативные тенденции:

– потребление ресурсов Земли настолько превысило темпы их естественного воспроизводства, что истощение природных богатств стало оказывать заметное влияние на их использование, на национальную и мировую экономику и привело к необратимому обеднению литосферы и биосферы;

– отходы, побочные продукты производства и быта загрязняют биосферу, вызывают деформации экологических систем, нарушают глобальный круговорот веществ и создают угрозу для безопасных условий жизнедеятельности человека.

Сложившаяся ситуация требует безотлагательного вмешательства. С одной стороны, государство должно использовать имеющиеся рычаги воздействия на лиц, нарушающих природоохранное законодательство, и перейти от намерений к действиям в отношении злостных нарушителей. С другой стороны, необходимо экологическое образование и воспитание всех категорий населения. Ситуация, когда предельно допустимые концентрации вредных веществ в воздухе, воде, почве превышают установленные нормы порой в десятки раз, недопустима. Каждый гражданин своей страны на своем участке деятельности должен помнить, что он оставит своим детям и внукам.

Ярко выразил главный критерий эволюционного отбора американский ученый-эколог Б. Коммонер: «Природа знает лучше». Ибо нет никаких оснований для надежд на построение искусственных сообществ, обеспечивающих стабилизацию окружающей среды с той же степенью точности, что и естественные сообщества.

Таким образом, формирование личности безопасного типа не дань моде, а решительное и настоятельное требование времени. Только воспитав и сформировав личность безопасного типа, можно решить и стоящие перед страной экономические, политические, социальные и другие важные государственные задачи. В решении этих задач генератором идей и пионером всего нового должны выступить органы государственного руководства и общественные организации. Именно они должны ставить конкретные цели, определять пути их достижения, создавать коллективы и проводить конкретную работу. Только в этом случае задача создания в стране комфортных условий для проживания народа будет успешно решена.

Литература

  1. Буркин А.И., Возжеников А.В., Синеок Н.В. Национальная безопасность России в контексте современных политических процессов. Издание второе, дополненное / Под общ. ред. А.В. Возже­ни­ко­ва. – М.: Изд-во РАГС, 2008. – 480 с.
  2. Маньков В.Д. Безопасность общества и человека в современном мире: Учебное пособие. – СПб.: Политехника, 2005. – 551 с.
  3. Воробьев Ю.Л., Пучков В.А., Дурнев Р.А. Основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения. – М.: Деловой экспресс, 2006. – 316 с.

Bibliography

  1. Burkin A.I., Vozzhenikov A.V., Sineok N.V. National security of Russia in the context of modern political processes. Second edition, complemented / Under general edition of A.V. Vozzhenikov. – M.: Published by UAPA, 2008. – 480 p.
  2. Mankov V.D. Security of the society and a person in the modern world: Study book. – St.Petersburg: Politechnika, 2005. – 551 p.
  3. Vorobyov Yu.L., Putchkov V.A., Durnev R.A. Basics of formation of people’s life security. – M.: Delovoi express, 2006. – 316 p.

Some aspects concerning the formation of a person of a secure type

In the article the author considers four aspects of security which must be developed harmoniously: educational, educational, technological and ecological. Concepts concerning the formation of a secure type provide the formation of security of culture the main idea of which is considered with the help of its compounds.

  • Проблемы безопасности и общества в современной России

  • Содержание
  • Следующая статья
  • Предыдущая статья

  • Версия для печати

Вопросы управления. Уральский институт управления — филиал РАНХиГС
Электронная версия регулярного бумажного издания © УИУ РАНХиГС, 2008-2020.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector