Invest-currency.ru

Как обезопасить себя в кризис?
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Программирование ветвлений на паскале 9 класс

Урок в 9-м классе по теме «Оператор ветвления»

Цели:
образовательная: познакомить учащихся с оператором ветвления и научить создавать программы на языке программирования Turbo Pascal, содержащие оператор ветвления.

развивающая: развитие логического, алгоритмического мышления, внимания, памяти, умения применять полученные знания при решении задач.

воспитательная: развитие познавательного интереса, умения работать самостоятельно.

Планируемые результаты:

Знать: структуру оператора ветвления в Паскале, с применением знаний разветвляющегося алгоритма.

Уметь: составлять программы на Паскале, содержащие оператор ветвления.

Тип урока: урок закрепления знаний по Паскалю и изучения нового материала с применением информационных технологий.

Форма урока: комбинированная.

Методы обучения: объяснительно-демонстрационные, практические.

Комплексно-методическое обеспечение:

  • интерактивная доска;
  • правильно и полностью инсталлированные программы Windows;
  • язык программирования Pascal;
  • презентация урока, составленная в Power Point;
  • карточки к самостоятельной работе;
  • компьютерный тест.

Межпредметные связи: информатика, математика, английский язык, литература

План урока

1. Организационный момент (2 мин)
— приветствие;
— сообщение темы, целей урока;
— рассказ о ходе урока.

2. Мотивация(2 мин)

3. Проверка домашнего задания(4 мин)

4. Актуализации знаний (5 мин)

— учащиеся выполняют тест за ПК;

5. Объяснение новой темы (10 мин)
— изложение нового материала;

6. Формирование умений и навыков (6 мин.)

Работа учащихся по карточкам
(отдельные учащиеся объединяются в группы по двое)
Составляют конструкции ветвлений

7. Закрепление знаний (7 мин.)

— выполнение учащимися практической работы (работа за ПК)
Физминутка двигательная (уч-ся садятся за ПК)

8. Домашнее задание.(2 мин)
9.Итог урока. (2 мин)

ХОД УРОКА

1. Организационный момент (2 мин)

Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с языком программирования Паскаль. И тема нашего сегодняшнего урока: «Оператор ветвления»
Открыли тетради, записали число и тему урока.
Мы познакомимся с новым оператором, его разновидностями и каждый из вас сегодня на уроке должен научиться записывать оператор на языке Паскаль, разрабатывать программу, используя те операторы, которые вы уже знаете и, конечно же, новый оператор ветвления (Приложение 1).
Слайд 1
Тема: Оператор ветвления.

2. Мотивация (2 мин)
Учитель. А девизом к нашему сегодняшнему уроку послужат слова первого программиста Чарльза Беббиджа: “Я услышал и забыл, увидел и запомнил, сделал и понял!”
О чем говорят эти слова?
О том, что бы понять смысл какого-то явления или процесса нужно его сделать самому, пропустить через себя. А иначе мы можем только, в лучшем случае запомнить, а понять мы это не в силах, нам может только казаться, что мы поняли, но скоро мы все это забудем.

3. Проверка домашнего задания (4 мин)

Слайд 2 – 5
Учащиеся сверяют с доской, исправляют ошибки у себя в тетрадях и на доске.
1.Найдите периметр пятиугольника
program _1;
var a, b, c, d, e, P: integer;
begin
writeln (‘введите стороны пятиугольника’);
readln (a,b,c,d,e);
P:=a+b+c+d+e;
writeln (‘периметр пятиугольника =‘, P);
end.

2. Найдите значение выражения 5х2-10х+2 для любого значения х
program _2;
var x, y: real;
begin
writeln (‘введите любое число’);
readln (х);
y:=5*х^2-10*х+2;
writeln (‘значение выражения =‘, y);
end.

4. Актуализации знаний (5 мин)

Слайд 6
Повторение ранее изученного материала. Компьютерный тест.
Учащиеся отвечают на вопросы компьютерного теста (Приложение 2).

5. Объяснение новой темы (10 мин)
Слайд 7
А теперь вспомните, пожалуйста, картину В. Васнецова “Витязь на распутье”. (Рисунок 1)

Давайте опишем эту картину: сидит витязь на коне перед камнем, на котором высечены слова: “Направо пойдёшь — коня потеряешь, налево пойдёшь – жизнь потеряешь”. Скажите, с точки зрения алгоритмизации и программирования, что написано на камне? (Это ветвление в полной форме: если витязь пойдёт направо, но останется жив, если налево, то погибнет).

Учитель: И так, мы с вами уже знаем, что алгоритмы бывают с ветвлениями или разветвляющиеся алгоритмы.
Слайд 8

Разветвляющийся алгоритм – это алгоритм, в котором в зависимости от условия выполняется либо одна, либо другая последовательность действий.
Какие виды ветвления вы знаете? (полное и неполное ветвление.)

Слайд 9

И в языке Паскаль имеется оператор ветвления, другое его название – условный оператор. Бывает полное и неполное ветвление.


Слайд 10

Слайд 11 – 12
На языке программирования оператор ветвления в неполной форме
IF (условие) THEN (операторы)
IF A>B THEN B:=B*2


Слайд 13

IF (условие) THEN (операторы) ELSE (операторы);
Условие записывается с помощью знаков сравнения и принимает два значения: да или нет. IF A>B THEN max:=A
ELSE max:=B;

Слайд 15
Напишем программу для данной задачи (ученики комментируют вслух).
program maximym;
var A, B, max: integer;
begin
writeln (‘введите любые два числа’);
readln (A,B);
if A>B then max:=A
else max:=B;
writeln (‘ максимальное число‘, max);
end.

6. Формирование умений и навыков (6 мин.)

Слайд 16
Решим еще несколько задач. Запишем только конструкции операторов. Работа по карточкам. (Карточки раздаются каждому ученику). Записать конструкции операторов ветвления для следующих задач:
Карточка “Задачи по теме “Организация ветвления на языке Паскаль”
Задача № 1: Ввести число. Если оно неотрицательно, вычесть из него 50, в противном случае прибавить к нему 100.
Задача № 2: Ввести 2 числа. Если их произведение отрицательно, умножить его на –2 и вывести на экран, в противном случае увеличить его в 3 раза и вывести на экран.
Задача № 3: Ввести 2 числа. Вычесть из большего меньшее.
Задача № 4: Ввести число. Если оно больше 8, разделить его на 4, если меньше или равно 8, то умножить на 5.
Ответы: 1. If x>0 then y: =x-50 else y: =x+100;
2. If a*b B then C:=A-B;
4. If x>8 then y:=x/4 else y:=x*5;

7. Закрепление знаний (7 мин.)

Слайд 17
Практическая работа в среде Turbo Pascal
Учитель: чтобы убедиться, что программа написана верно, проверим это в среде Turbo Pascal.
Учащиеся садятся за ПК и набирают программу, компилируют и запускают на исполнение.
Записать программу для любой задачи и запустить.

Читать еще:  Системное программирование и компьютерные технологии

Физминутка двигательная (уч-ся садятся за ПК)

8. Домашнее задание (2 мин) Слайд 18
Задача. Ввести два числа. Если их сумма больше 100, то сумму уменьшить в 2 раза, в противном случае увеличить в 2 раза.
Или
Написать программы для любых двух задач из карточки (Приложение 3).

9. Итог урока (3 мин)

Оценить активных учащихся и поставить те оценки, которые учащимся поставил компьютер за выполнение теста.

Программирование ветвления на Паскале.. Оператор ветвления на Паскале. Ветвление на алгоритмическом языке Полное ветвление на Паскале Неполное ветвление. — презентация

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемКирилл Малахов

Похожие презентации

Презентация на тему: » Программирование ветвления на Паскале.. Оператор ветвления на Паскале. Ветвление на алгоритмическом языке Полное ветвление на Паскале Неполное ветвление.» — Транскрипт:

1 Программирование ветвления на Паскале.

2 Оператор ветвления на Паскале. Ветвление на алгоритмическом языке Полное ветвление на Паскале Неполное ветвление на Паскале Если (условие) То (действие) Иначе (действие) If Then Else If Then Если (условие) То (действие) (действие) Иначе (действие) If Then begin ; End Else If Then begin ; End

b THEN c := a ELSE c := b ; Пример неполного ветвления: IF a > b THEN c := a» title=»Пример полного ветвления: IF a > b THEN c := a ELSE c := b ; Пример неполного ветвления: IF a > b THEN c := a» class=»link_thumb»> 3 Пример полного ветвления: IF a > b THEN c := a ELSE c := b ; Пример неполного ветвления: IF a > b THEN c := a b THEN c := a ELSE c := b ; Пример неполного ветвления: IF a > b THEN c := a»> b THEN c := a ELSE c := b ; Пример неполного ветвления: IF a > b THEN c := a»> b THEN c := a ELSE c := b ; Пример неполного ветвления: IF a > b THEN c := a» title=»Пример полного ветвления: IF a > b THEN c := a ELSE c := b ; Пример неполного ветвления: IF a > b THEN c := a»>

больше меньше больше или равно не равно равно Простое условие Сложное условие Логические операции NOTORAND меньше или равно В сложных логических выражениях отношения, связываемые логическими операциями, заключаются в скобки . Например, т» title=»1 = = больше меньше больше или равно не равно равно Простое условие Сложное условие Логические операции NOTORAND меньше или равно В сложных логических выражениях отношения, связываемые логическими операциями, заключаются в скобки . Например, т» class=»link_thumb»> 4 1 = = больше меньше больше или равно не равно равно Простое условие Сложное условие Логические операции NOTORAND меньше или равно В сложных логических выражениях отношения, связываемые логическими операциями, заключаются в скобки . Например, требуется определить, есть ли среди чисел a, b, c хотя бы одно отрицательное. Эту задачу решает следующий условный оператор: IF (a больше меньше больше или равно не равно равно Простое условие Сложное условие Логические операции NOTORAND меньше или равно В сложных логических выражениях отношения, связываемые логическими операциями, заключаются в скобки . Например, т»> больше меньше больше или равно не равно равно Простое условие Сложное условие Логические операции NOTORAND меньше или равно В сложных логических выражениях отношения, связываемые логическими операциями, заключаются в скобки . Например, требуется определить, есть ли среди чисел a, b, c хотя бы одно отрицательное. Эту задачу решает следующий условный оператор: IF (a больше меньше больше или равно не равно равно Простое условие Сложное условие Логические операции NOTORAND меньше или равно В сложных логических выражениях отношения, связываемые логическими операциями, заключаются в скобки . Например, т» title=»1 = = больше меньше больше или равно не равно равно Простое условие Сложное условие Логические операции NOTORAND меньше или равно В сложных логических выражениях отношения, связываемые логическими операциями, заключаются в скобки . Например, т»>

Y ввод X, Y нач вещ X, Y, C кон вывод X, Y то C := X кв X := Y Y := C Этот пример иллюстрирует следующее правило Паскаля: если на какой – то из ветвей оператор» title=»Задача: составить алгоритм упорядочивания значений двух переменных алг СОРТИРОВКА если X > Y ввод X, Y нач вещ X, Y, C кон вывод X, Y то C := X кв X := Y Y := C Этот пример иллюстрирует следующее правило Паскаля: если на какой – то из ветвей оператор» class=»link_thumb»> 5 Задача: составить алгоритм упорядочивания значений двух переменных алг СОРТИРОВКА если X > Y ввод X, Y нач вещ X, Y, C кон вывод X, Y то C := X кв X := Y Y := C Этот пример иллюстрирует следующее правило Паскаля: если на какой – то из ветвей оператора ветвления находится несколько последовательных операторов, то их нужно записывать между операторными скобками BEGIN и END. Такая конструкция называется составным оператором. X > Y X y BEGIN END. ; :=:= cx :=:= xy :=:= yc ; ; ()x, y Y ввод X, Y нач вещ X, Y, C кон вывод X, Y то C := X кв X := Y Y := C Этот пример иллюстрирует следующее правило Паскаля: если на какой – то из ветвей оператор»> Y ввод X, Y нач вещ X, Y, C кон вывод X, Y то C := X кв X := Y Y := C Этот пример иллюстрирует следующее правило Паскаля: если на какой – то из ветвей оператора ветвления находится несколько последовательных операторов, то их нужно записывать между операторными скобками BEGIN и END. Такая конструкция называется составным оператором. X > Y 3 7 8 5 5 8 X y BEGIN END. ; :=:= cx :=:= xy :=:= yc ; ; ()x, y»> Y ввод X, Y нач вещ X, Y, C кон вывод X, Y то C := X кв X := Y Y := C Этот пример иллюстрирует следующее правило Паскаля: если на какой – то из ветвей оператор» title=»Задача: составить алгоритм упорядочивания значений двух переменных алг СОРТИРОВКА если X > Y ввод X, Y нач вещ X, Y, C кон вывод X, Y то C := X кв X := Y Y := C Этот пример иллюстрирует следующее правило Паскаля: если на какой – то из ветвей оператор»>

6 Диалог с компьютером на Паскале. Любую программу составляем так, чтобы ее исполнение реализовывало диалог между компьютером и пользователем в понятной для человека форме. Любой вывод на экран происходит по оператору вывод Write, записанному в программе. Правило записи: Write (текст);

Читать еще:  Онлайн программирование на паскале

36.6 ввод Т нач вещ T кон то вывод «Ты еще болен! Раздевайся и ложись в постель.» иначе вывод «Ты здоров, дружок! Можешь идти в школу.» кв вывод «Ты вчера был болен. Измерь-ка температуру!» вывод «Сообщи, какая у тебя температура:» title=»алг НЯНЬКА если T > 36.6 ввод Т нач вещ T кон то вывод «Ты еще болен! Раздевайся и ложись в постель.» иначе вывод «Ты здоров, дружок! Можешь идти в школу.» кв вывод «Ты вчера был болен. Измерь-ка температуру!» вывод «Сообщи, какая у тебя температура:» class=»link_thumb»> 7 алг НЯНЬКА если T > 36.6 ввод Т нач вещ T кон то вывод «Ты еще болен! Раздевайся и ложись в постель.» иначе вывод «Ты здоров, дружок! Можешь идти в школу.» кв вывод «Ты вчера был болен. Измерь-ка температуру!» вывод «Сообщи, какая у тебя температура:» вывод «Поправляйся, дружок!» вывод «Желаю успехов!» 36.6 ввод Т нач вещ T кон то вывод «Ты еще болен! Раздевайся и ложись в постель.» иначе вывод «Ты здоров, дружок! Можешь идти в школу.» кв вывод «Ты вчера был болен. Измерь-ка температуру!» вывод «Сообщи, какая у тебя температура:»> 36.6 ввод Т нач вещ T кон то вывод «Ты еще болен! Раздевайся и ложись в постель.» иначе вывод «Ты здоров, дружок! Можешь идти в школу.» кв вывод «Ты вчера был болен. Измерь-ка температуру!» вывод «Сообщи, какая у тебя температура:» вывод «Поправляйся, дружок!» вывод «Желаю успехов!»»> 36.6 ввод Т нач вещ T кон то вывод «Ты еще болен! Раздевайся и ложись в постель.» иначе вывод «Ты здоров, дружок! Можешь идти в школу.» кв вывод «Ты вчера был болен. Измерь-ка температуру!» вывод «Сообщи, какая у тебя температура:» title=»алг НЯНЬКА если T > 36.6 ввод Т нач вещ T кон то вывод «Ты еще болен! Раздевайся и ложись в постель.» иначе вывод «Ты здоров, дружок! Можешь идти в школу.» кв вывод «Ты вчера был болен. Измерь-ка температуру!» вывод «Сообщи, какая у тебя температура:»>

36.6 READLN ( Т ) ; BEGIN VAR T : REAL ; END. THEN BEGIN WRITELN ( «Ты еще болен! Раздевайся и ложись в постель.» ) ; ELSE BEGIN WRITELN ( «Ты здоров, дружок! Можешь идти в школу.» ) ; WRITELN ( «Ты вчера был болен. Измерь-ка т» title=»PROGRAM NANNY ; IF T > 36.6 READLN ( Т ) ; BEGIN VAR T : REAL ; END. THEN BEGIN WRITELN ( «Ты еще болен! Раздевайся и ложись в постель.» ) ; ELSE BEGIN WRITELN ( «Ты здоров, дружок! Можешь идти в школу.» ) ; WRITELN ( «Ты вчера был болен. Измерь-ка т» class=»link_thumb»> 8 PROGRAM NANNY ; IF T > 36.6 READLN ( Т ) ; BEGIN VAR T : REAL ; END. THEN BEGIN WRITELN ( «Ты еще болен! Раздевайся и ложись в постель.» ) ; ELSE BEGIN WRITELN ( «Ты здоров, дружок! Можешь идти в школу.» ) ; WRITELN ( «Ты вчера был болен. Измерь-ка температуру!» ) ; WRITELN ( «Сообщи, какая у тебя температура:» ) ; WRITELN ( «Поправляйся, дружок!» ) END WRITELN ( «Желаю успехов!» ) END 36.6 READLN ( Т ) ; BEGIN VAR T : REAL ; END. THEN BEGIN WRITELN ( «Ты еще болен! Раздевайся и ложись в постель.» ) ; ELSE BEGIN WRITELN ( «Ты здоров, дружок! Можешь идти в школу.» ) ; WRITELN ( «Ты вчера был болен. Измерь-ка т»> 36.6 READLN ( Т ) ; BEGIN VAR T : REAL ; END. THEN BEGIN WRITELN ( «Ты еще болен! Раздевайся и ложись в постель.» ) ; ELSE BEGIN WRITELN ( «Ты здоров, дружок! Можешь идти в школу.» ) ; WRITELN ( «Ты вчера был болен. Измерь-ка температуру!» ) ; WRITELN ( «Сообщи, какая у тебя температура:» ) ; WRITELN ( «Поправляйся, дружок!» ) END WRITELN ( «Желаю успехов!» ) END»> 36.6 READLN ( Т ) ; BEGIN VAR T : REAL ; END. THEN BEGIN WRITELN ( «Ты еще болен! Раздевайся и ложись в постель.» ) ; ELSE BEGIN WRITELN ( «Ты здоров, дружок! Можешь идти в школу.» ) ; WRITELN ( «Ты вчера был болен. Измерь-ка т» title=»PROGRAM NANNY ; IF T > 36.6 READLN ( Т ) ; BEGIN VAR T : REAL ; END. THEN BEGIN WRITELN ( «Ты еще болен! Раздевайся и ложись в постель.» ) ; ELSE BEGIN WRITELN ( «Ты здоров, дружок! Можешь идти в школу.» ) ; WRITELN ( «Ты вчера был болен. Измерь-ка т»>

9 Практическая работа Содержание работыОценка Ввод готовых программ на Паскале в среде программирования «3» Разработка самостоятельно программы на Паскале с простым ветвлением и дружественным интерфейсом «4» Разработка самостоятельно двух программ на Паскале с усложненным ветвлением и дружественным интерфейсом «5»

Альманах педагога

Автор: Спиркович Ирина Васильевна
Должность: учитель информатики
Учебное заведение: МБОУ «Средняя школа № 33»
Населённый пункт: Норильск
Наименование материала: презентация
Тема: Программирование ветвлений на Паскале
Дата публикации: 21.04.2016
Раздел: среднее образование

9 класс
1
Программирование ветвлений на Паскале
Класс
: 9 2

В.Васнецов «Витязь на распутье»
3

Ветвление
– организация действий, при которой осуществляется выполнение той или иной последовательности команд в зависимости от результата проверки условий. 4

Условный оператор
Выполнение условного оператора:  если условие после команды
IF
верно, то выполняется действие1 после команды
THEN
, иначе действие2 после команды
ELSE
.
If

then

else
; Полная форма условного оператора условие действие 1 действие 2 5

Условный оператор
Выполнение условного оператора:  если условие после команды
IF
верно, то выполняется действие1 после команды
THEN
.
If

then
; Неполная форма условного оператора условие действие 6

Условный оператор
Если после THEN или ELSE используется более одной команды, то они заключаются в операторные скобки
begin … end
.
if

then

=
Равно

Больше
=
Больше или равно
<>
Неравно Используются при записи условий после оператора
IF
Примеры: х>0; а+1 y 8

Примеры условного оператора
1. Наибольшее из двух чисел увеличить в 2 раза
if x>y then x:=2*x else y:=2*y;
9

Примеры условного оператора
3. Является число N четным или нечетным
if N mod 2=0 then write(‘четное’)

Программа 1
Алгоритм нахождения наибольшего из двух чисел
а
и
b
Алгоритм нахождения наибольшего из двух чисел
а
и
b

Читать еще:  К аспектам информационной безопасности организаций относятся

if a>b then max:=a else max:=b;

Программа 2
Уместится ли круг, площадью S в квадрат со стороной А. Уместится ли круг, площадью S в квадрат со стороной А. π S r  2 πr S  12

Программа 2
Уместится ли круг, площадью S в квадрат со стороной А. Уместится ли круг, площадью S в квадрат со стороной А.
PROGRAM pr2;

if r 0 a b+c b a+c c a+b    14

else writeln(‘treug no’);

Программа 4
Составить программу для решения квадратного уравнения вида ax 2 +bx+c=0 Составить программу для решения квадратного уравнения вида ax 2 +bx+c=0 16

Программа 4
Составить программу для решения квадратного уравнения вида ax 2 +bx+c=0 Составить программу для решения квадратного уравнения вида ax 2 +bx+c=0
PROGRAM kv_ur;

if d>0 then begin x1:=(-b-sqrt(d))/(2*b);

Единая коллекция
Цифровых образовательных ресурсов

?Информатика-базовый курс?, 9 класс, Семакина И., Залоговой Л., Русакова С., Шестаковой Л.

§37. Программирование ветвлений на Паскале

Демонстрация к лекции. Интерактивное средство для самостоятельной работы учащихся

Многовариантная генерация тестов для итогового контроля по теме «Программное управление работой компьютера»

Самопроверка учениками освоения системы понятий изученной темы

Системное представление основных понятий раздела, используемое учителем при объяснении материала

Демонстрация к лекции. Интерактивное средство для самостоятельной работы учащихся

Практическое задание на тему «Программирование циклов и ветвлений на Паскале. Алгоритм Евклида»

Демонстрация к лекции на тему «Ветвления в программах на Паскале». Сортировка: упорядочить значения двух переменных по возрастанию

Демонстрация к лекции на тему «Вложенные ветвления в программах на Паскале».

Демонстрация к лекции на тему «Ветвления в программах на Паскале».

Демонстрация к лекции на тему: программирование на Паскале, ветвления, сложные логические выражения

Самоконтроль по теме «Программное управление работой компьютера». Подготовка к итоговому тестированию.

Демонстрация к лекции. Интерактивное средство для самостоятельной работы учащихся

Поддержка ресурса

Все ресурсы Коллекции предназначены только для некоммерческого использования в системе образования Российской Федерации. Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл ФС 77 — 47492 от 25.11.2011

При использовании материалов сайта ссылка на Единую коллекцию ЦОР обязательна.

Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено.

§ 4.5. Программирование разветвляющихся алгоритмов

Ключевые слова:

  • условный оператор
  • сокращённая форма условного оператора
  • составной оператор
  • вложенные ветвления

4.5.1. Условный оператор

При записи на языке Паскаль разветвляющихся алгоритмов используют условный оператор. Его общий вид:

Для записи неполных ветвлений используется сокращённая форма условного оператора:

Слова if — then — else переводятся с английского на русский язык как если — то — иначе, что полностью соответствует записи ветвления на алгоритмическом языке.

Перед else знак «;» не ставится.

В качестве условий используются логические выражения:

  • простые — записанные с помощью операций отношения;
  • сложные — записанные с помощью логических операций.

Пример. Запишем на языке Паскаль рассмотренный в п. 3.4.2 (пример 8) алгоритм определения принадлежности точки х отрезку [а; Ь].

Пример. Воспользуемся сокращённой формой оператора ветвления для записи на языке Паскаль рассмотренного в п. 3.4.2 (пример 9) алгоритма присваивания переменной у значения наибольшей из трёх величин а, b и с.

Дополните эту программу так, чтобы её выполнение приводило к присваиванию переменной у значения большей из четырёх величин а,Ь,с и d.

4.5.2. Составной оператор

В условном операторе и после then, и после else можно использовать только один оператор. Если при некотором условии требуется выполнить определённую последовательность операторов, то их объединяют в один составной оператор.

называется составным оператором.

Пример. Алгоритм решения квадратного уравнения вам хорошо известен. Запишем соответствующую программу на языке Паскаль.

4.5.3. Многообразие способов записи ветвлений

В качестве оператора после then и else можно использовать условный оператор. Например, возможна следующая конструкция:

При использовании таких сложных конструкций (их ещё называют вложенными ветвлениями) следует иметь в виду, что else всегда относится к ближайшему оператору if.

Пример. Воспользуемся вложенным ветвлением для записи на языке Паскаль рассмотренного в п. 3.4.2 (пример 10) алгоритма решения линейного уравнения.

Как правило, для решения одной и той же задачи можно предложить несколько алгоритмов. Убедимся в этом, записав программу решения линейного уравнения, не прибегая к вложенным ветвлениям.

Возможно, второй вариант программы покажется вам более наглядным. Но и у первого варианта есть свои преимущества: в нём делается меньше проверок.

Используйте вложенные ветвления для записи программы, определяющей принадлежность точки х отрезку [а; Ь].

Самое главное

При записи на языке Паскаль разветвляющихся алгоритмов используют условный оператор:

Для записи неполных ветвлений используется сокращённый условный оператор:

Если при некотором условии требуется выполнить определённую последовательных операторов, то их объединяют в один составной оператор, имеющий вид:

Вопросы и задания

  1. Как на языке Паскаль записывается полное и неполное ветвление?
  2. Является ли условным оператором последовательность символов?
      а) if х =у then х:=0; у:=0 else write (z)
      в) if х b then с:=1;
      if a>b then d:=2;
      if a 2 + у 2 = r 2 , над ней или под ней. Примеры входных данных и соответствующих им выходных данных разработайте самостоятельно.
  3. Напишите программу, которая производит обмен значений переменных х и y, если х больше y.


Дан условный оператор:

Какое значение имеет переменная а, если в результате выполнения условного оператора переменной с присваивается значение 3?
Напишите программу, вычисляющую значение функции:

  • Составьте программу для решения задачи № 20 к § 3.4 (определение дня недели).
  • Поле шахматной доски определяется парой натуральных чисел, каждое из которых не превосходит 8. Напишите программу, которая по введённым координатам двух полей (k, l) и (m, n) определяет, являются ли эти поля полями одного цвета.

  • Напишите программу, в которой пользователю предлагается дополнить до 100 некоторое целое число а (а — случайное число, меньшее 100). Ответ пользователя проверяется и комментируется.
  • Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты 220 Вольт
    Adblock
    detector