Invest-currency.ru

Как обезопасить себя в кризис?
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Паскаль if then else пример

Условия IF THEN, ELSE

Всем привет. На улице минус пять и ни какого ветра, да и снег почти не идет. Думаю недельки через две весна уже будет с нами и мы будем лепить снеговиков из грязи и остатков снега, пускать кораблики по ручейкам, морщится, смотря в окно на солнышко, уберем зимние куртки в долгий ящик и достанем от туда же легкую весеннюю олимпийку. Конечно же через две недели этого не будет, но я все же надеюсь. А пока, продолжим изучение программирования, в этом нам поможет Pascal.
Это седьмая часть по программированию для начинающих, мы уже не мало узнали, но сегодня узнаем еще больше и закрепим багаж знаний хорошей практикой. Сегодня мы начнем изучать ветвящиеся алгоритмы и познакомимся с условиями и операторами «IF» и «ELSE».

Разветвленный алгоритм

Кто пропустил, советую почитать и посмотреть статью про алгоритмы.
До этого мы практиковались на линейных алгоритмах, то есть программа у нас работала прямолинейно и не зависела от каких-либо условий, но сегодня мы этот пробел заполним и будем работать уже не так предсказуемо.

IF then

Начнем с оператора IF, читается как «ИФ». Дословно это означает «ЕСЛИ».
После оператора IF, идет оператор THEN, дословно «ТОГДА».
Я предлагаю читать их дословно, чтобы лучше понимать, что происходит вообще.
Посмотрим на примере, как это выглядит в коде.

А теперь дословно это переведем

Тогда выполняем условие

  1. ЕСЛИ ( машинка есть ) ТОГДА садимся и едем

Начинаем понимать? Отлично идем дальше и рассмотрим оператор ELSE, потом практикуемся на реальной задаче для полного понимания.

Оператор ELSE читается как «ЭЛЗЭ», дословно это можно понять как «В ПРОТИВНОМ СЛУЧАЕ».
Посмотрим на пример

  1. if ( a>b ) then
  2. ЕСЛИ ( a больше b ) ТОГДА
  3. else
  4. В ПРОТИВНОМ СЛУЧАЕ

В противном случае, это как раз тот случай когда «a» оказалась НЕ больше «b».
А теперь машинка

  1. ЕСЛИ ( машинка есть ) ТОГДА садимся и едем
  2. В ПРОТИВНОМ СЛУЧАЕ идем пешком

Калькулятор

Лично у меня бы в голове не полностью бы все прояснилось если бы я не написал бы пример какой-нибудь.
Поэтому, предлагаю написать калькулятор на Pascal для полного закрепления информации.
Поехали =)

  1. program calc;
  2. uses crt;
  3. var
  4. znak: char;
  5. a,b,c: real;
  6. otv: boolean;
  7. begin
  8. clrscr;
  9. writeln( ‘———————‘ );
  10. writeln( ‘»+» — сложения |’ );
  11. writeln( ‘»-» — вычитание |’ );
  12. writeln( ‘»*» — умножение |’ );
  13. writeln( ‘»/» — деление |’ );
  14. writeln( ‘____________________’ );
  15. write( ‘Введите знак для операции ‘ );
  16. read(znak);
  17. if ( znak = ‘+’ )
  18. then
  19. begin
  20. writeln( ‘Вы выбрали знак сложения — «‘+znak+'»‘ );
  21. writeln(»);
  22. write( ‘Введите первое число ‘ );
  23. read(a);
  24. write( ‘Введите второе число ‘ );
  25. read(b);
  26. c:= a+b;
  27. otv:= true;
  28. end
  29. else if ( znak = ‘-‘ )
  30. then
  31. begin
  32. writeln( ‘Вы выбрали знак вычитания — «‘+znak+'»‘ );
  33. writeln(»);
  34. write( ‘Введите первое число ‘ );
  35. read(a);
  36. write( ‘Введите второе число ‘ );
  37. read(b);
  38. c:= a-b;
  39. otv:= true;
  40. end
  41. else if ( znak = ‘*’ )
  42. then
  43. begin
  44. writeln( ‘Вы выбрали знак умножения — «‘+znak+'»‘ );
  45. writeln(»);
  46. write( ‘Введите первое число ‘ );
  47. read(a);
  48. write( ‘Введите второе число ‘ );
  49. read(b);
  50. c:= a*b;
  51. otv:= true;
  52. end
  53. else if ( znak = ‘/’ )
  54. then
  55. begin
  56. writeln( ‘Вы выбрали знак деления — «‘+znak+'»‘ );
  57. writeln(»);
  58. write( ‘Введите первое число ‘ );
  59. read(a);
  60. write( ‘Введите второе число ‘ );
  61. read(b);
  62. c:= a/b;
  63. otv:= true;
  64. end
  65. else
  66. begin
  67. writeln( ‘Ошибка: Знак не распознан!’ );
  68. otv:= false;
  69. end;
  70. if ( otv = true )
  71. then
  72. begin
  73. writeln( ‘Ответ:’ );
  74. writeln( a+’ ‘+znak+’ ‘+b+’ = ‘+c );
  75. end;
  76. readkey;
  77. end.

Вот собсна и сам калькулятор.
Давайте разбираться.

В разделе «var» мы объявляем переменные, это мы знаем.
Дальше с 9 по 14 строчку мы выводим подсказки для пользователя.
На 15 строке мы выводим подсказку о том, что просим ввести один из четырех знаков, в 16 строчке мы введенное значение считываем.
Теперь, после того как мы записали введенный знак в переменную «znak», мы начинаем с ней работать.
Начинаю с 17 строчки с помощью оператора IF проверяем
ЕСЛИ (переменная znak равна символу плюс)
18 строчка — ТОГДА
19 строчка — открываем логические скобки
Логические скобки мы открываем только в том случае если мы будем выполнять больше одного действия, если жен действие одно, то логические скобки ни к чему.
Строка под номер 20 — выводим текст о том, какой знак выбрал пользователь, дальше пустая строчка(просто так)
22 — Выводим текст о том, что просим пользователя ввести первое число, дальше считываем введенное число в переменную «a» и тоже самое делаем с переменно «b»
Строка 26 — Присваиваем переменной «c» сумму двух чисел.
Дальше присваиваем переменной «otv» значение «true», это будет говорить нам о том, что пользователь ввел знак, а не посторонний символ.
И строка 28, мы закрываем логические скобки, но в конце не стами ни точку ни точку с запятой, потому что дерево условий не закончилось, ведь впереди еще четыре оператор ELSE и лишь когда это будет последнее условие, мы у логических скобок в конце должны поставить точку с запятой.

Теперь подытожим
Просим пользователя ввести знак, считываем введенный символ в переменную «znak»
Проверяем, ЕСЛИ переменная «znak» равна символу плюс, ТОГДА делаем действия для символа плюс
29 строка В ПРОТИВНОМ СЛУЧАЕ ЕСЛИ знак равен символу минус.
и поехали по тому же условию по тем же действиям только изменяя нужные строчки под свой знак, будь то умножение или деление или минус.

Читать еще:  Основой метода структурного программирования является

После того, как мы проверили все четыре знака, и в случае если пользователь не ввел ни одного из них, у нас сработает условие на 65 строчке и выйдет ошибка, так же переменной «otv» мы присваиваем значение «false»

И в конце мы проверяем
ЕСЛИ переменная «otv» равна true(истинно)
ТОГДА выводи ответ
Мы делаем эту проверку потому, что в каждом из условий мы присвоили значение true только в том случае если пользователь ввел один из четырех знаков, тогда ответ мы выведем, если же у нас вышла ошибка и переменной присвоено значение «false» то мы ни чего не делаем, то есть ни какой ответ не выводим.

Заключение

Запустите программу попробуйте все возможные действия, попробуйте написать свою программу.
Всем спасибо.
Пока =)

Паскаль if then else пример

Продолжаем изучать язык программирования Паскаль. Рассмотрим первую алгоритмическую конструкцию, которая изучается при изучении языка — условие (ветвление). Статья предназначения для начинающих программистов, а также для учителей информатики. Задачи в конце статьи помогут закрепить знания и проверить себя.

Алгоритмическая конструкция УСЛОВИЕ используется в тех случаях, когда перед нами стоит выбор: сделать так или иначе.

Неполное условие

Блок-схема неполного условия выглядит следующим образом:

ЕСЛИ УСЛОВИЕ ИСТИННО, ТО ВЫПОЛНЯЕТСЯ ДЕЙСТВИЕ , ИНАЧЕ НИЧЕГО НЕ ПРОИСХОДИТ

На языке Паскаль данная алгоритмическая конструкция выглядит следующим образом:

IF условие THEN действие;

Если условие, стоящее после IF истинно, то выполняется действие, стоящее после слова THEN.

Что такое условие?

Условие — это выражение, которое может быть либо истинным, либо ложным. Условие обязательно содержит логические операторы , =, =, <> (не равно).

Например:

Если введенное значение переменной a равно 7, то на экране мы увидим слово Привет! Если не равно — то на экран ничего выводится не будет.

Рассмотрим другой пример:

Что мы увидим на экране, введя число 7? Увидим:

Привет!
До встречи

Что мы увидим на экране, введя число 10?

Почему так? Почему До встречи выводится на экран в любом случае? Команда

не относится к конструкции If-Then

Как сделать так, чтобы оба действия относились к конструкции If-Then?

Необходимо заключить эти действия в так называемые операторные скобки: begin… end;

end.
Теперь, если мы введем число 10, то на экране ничего не увидим.

Составное (сложное) условие

Иногда приходится использовать сложное условие. Для его составления используются логические союзы: and или or.

  • Если мы используем and, то составное условие будет истинно, когда все простые условия истинны.
  • Если мы используем or, то составное условие будет истинно, когда хотя бы одно простое условие будет истинно.

Например:

a>7 и a 17.

Используя конструкцию If-Then, найти максимальное среди трех введенных чисел.

Решение

Полное условие

Блок-схема полного условия выглядит так:

Полное условие. Блок-схема

IF условие THEN действие_1 ELSE действие_2;

  • Если условие истинно, то выполняется действие, стоящее после слова Then.
  • Если условие ложно, то выполняется действие, стоящее после слова Else.

Если действий, которые выполняются, если условие истинно или ложно несколько — используются операторные скобки .

(перед else точка с запятой не ставится)

Задачи для самостоятельного выполнения:

  1. Сумма покупки составляет а рублей. Если а больше 1000 рублей, то предоставляется скидка 15%. Вывести на экран сумму покупки с учетом скидки либо сообщение о том, что скидка не предоставляется.
  2. Известны площади круга и квадрата. Определить:
    • уместится ли круг в квадрате
    • уместится ли квадрат в круге
  3. Определить, является ли число а делителем числа b
  4. Проверить, принадлежит ли число введенное с клавиатуры, интервалу (-5;3).
  5. Дано двузначное число. Определить:
    • входит ли в него цифра 3
    • входит ли в него цифра а
  6. Определить, является ли треугольник со сторонами a, b, c равнобедренным
  7. Даны три различных числа. Определить, какое из них (первое, второе или третье)
    • самое большое
    • самое маленькое
    • является средним

Паскаль if then else пример

Цель: дать понятие об условном операторе, блок-схемах, изображающих такие операторы; ввести понятие и формах записи вещественного типа real. Учить на частных примерах составлять блок-схемы и программы; вводить и выполнять программы, используя компиляторы BPW или Turbo Pascal.

Использовать программы: Barland Pascal for Windows (BPW) или Barland Pascal, или Turbo Pascal

Многие представляют ЭВМ как чисто вычислительную машину, что является заблуждением. ЭВМ способна, подобно человеку, принимать решения.
Вот некоторые простые решения, которые принимает человек в зависимости от условия.

Если пойдет дождь, тогда надо взять зонтик,
иначе, зонтик не брать.
Если в комнате темно, тогда надо включить свет.

Человек, принимая какое-то решение, может сомневаться, взвешивать, прикидывать, машина принимает решения категорически: либо — да, либо — нет и никаких сомнений.
Для реализации принимаемых решений на языке Паскаль могут быть использованы операторы if (если), then (тогда) и else (иначе).
После оператора if записывается условие, а после операторов then и else — команды, которые необходимо выполнить.

2. Блок-схемы, изображающие условные операторы

Вы уже знаете, что составление программы можно изображать геометрическими фигурами — блоками, в результате чего образуется схема программы. Такая конструкция называется блок-схемой.
Какой геометрической фигурой принято обозначать условие? Посмотрите на ниже приведенную конструкцию и вы увидите, что условие изображается ромбом (см. рис. 1).

Читать еще:  Определить високосный год или нет паскаль

Рис. 5


Для более ясного понимания использования этих операторов, рассмотрим следующий пример.
Пример 1. Составить программу, после выполнения которой меньшее из двух неравных чисел будет увеличено вдвое, а большее оставлено без изменения.

Блок-схема

Рис. 6
Программа

Program Problem2; < Увеличения меньшего из двух целых чисел вдвое >
uses WinCrt;
var
a, b, c : integer;
begin
write(«Введите первое целое число «); readln(a);
write(«Введите второе целое число «); readln(b);
if a = 0) and (y >= 0).

Program Problem7;
uses WinCrt;
var
x, y, R : real;
begin
write(«Введите координаты точки «); readln(x, y);
write(«Введите радиус окружности «); readln(R);
if (x*x + y*y = 0) and (y >= 0)
then writeln(«Да»)
else writeln(«Нет»)
end.

Пример 8. Составьте программы определения большего из трех действительных чисел a, b и c.


Рис. 13
Задание 4

1. Используя блок-схему составить и выполнить программу. Изменить программу так, чтобы в случае равных чисел, она выдавала «Числа равны».
2. Даны три числа a, b, c. Написать программу, в результате которой числа удвоятся, если и числа будут заменены на их абсолютные величины в прочих случаях.

8. Вычисление значений функции

Пример 9. Вычислить значение функции по формуле: .

Program Problem9;
uses WinCrt;
var
a, b, c, y : real;
begin
write(«Введите значения a, b, c «); readln(a, b, c);
y := a*b + c*sin(a*b);
writeln(«Значение функции равно y = «, y:6:6)
end.

Пример 10. Составить программу вычисления значения функции:

Замечание. Надо вспомнить из математики, что если обозначить , тогда логарифмируя по основанию e обе части равенства, получим: , , т. е.

Program Problem10;
uses WinCrt;
var
x, y : real;
begin
write(«Введите значение аргумента x = «); readln(x);
if x 0) and (x = 1 then y := 1/(2*sqrt(x))
else y := 1/(4*exp(ln(abs(x))/4));
writeln(«Значение функции равно y = «, y:6:6)
end.

Пример 12. Составить программу для вычисления значений функции, заданной графиком:

Program Problem12;
uses WinCrt;
var
x, y : real;
begin
write(«Введите значение аргумента x = «); readln(x);
if abs(x)>= 3 then y := 3
else y := abs(x);
writeln(«Значение функции равно y = «, y:6:6)
end.

1. Вычислить значение функции по формуле:
2. Точка плоскости задана своими координатами x, y. Написать программу, при выполнении которой определяется, принадлежит ли данная точка плоской фигуре, являющейся кольцом с центром в точке (0, 0), с внутренним радиусом 3 и с наружным радиусом 4.

3. Написать программу, при выполнении которой выводится 1, если данное число x принадлежит отрезку [a, b], где a и b заданные числа, и выводится 0 в противоположной ситуации.
4. Даны положительные числа x, y, z. Выяснить, существует ли треугольник с длинами сторон x, y, z?
5. Определить, верно ли, что при делении целого неотрицательного числа a на целое положительное число b получается заданный остаток r или s.
6. Составить программу решения биквадратного уравнения

Автор: Тишин Владимир Иванович

Родился в семье художника в Петербурге (по другим сведениям, в Полтаве). В 1913 г. после окончания гимназии поступил в Петербургский университет на юридический факультет. Не закончив курса, он отправился на фронт начавшейся первой мировой войны добровольцем; участвовал в боях, отличаясь храбростью и отвагой, за что удостоен пяти орденов; командовал батальоном; был трижды ранен, отравлен .

Кишечнополостных насчитывается свыше 9 тыс. видов. Это низшие, преимущественно морские, многоклеточные животные, прикрепленные к субстрату либо плавающие в толще воды. Несмотря на большое различие во внешнем строении и размерах тела кишечнополостные имеют общие черты организации, главнейшие из которых следующие: Тело мешковидное, образованное двумя слоями .

Единицы измерения времени Современные единицы измерения времени основаны на периодах обращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, а также обращения Луны вокруг Земли. Такой выбор единиц обусловлен как историческими, так и практическими соображениями: необходимостью согласовывать деятельность людей со сменой дня и ночи или сезонов; смена фаз Луны влияет на высоту .

Какова бы ни была природа слабых первичных возмущений в ранней Вселенной, они рано или поздно превращаются в сильные возмущения под действием гравитационной неустойчивости. Независимо от своей предыстории, сильные возмущения — это сгущения вещества, в которых космологическое расширение полностью или почти полностью преодолено их собственным тяготением. Выше .

лабы по информатике, егэ

лабораторные работы и задачи по программированию и информатике, егэ по информатике

Pascal: Занятие №2. Часть 1: Условный оператор в Паскале (If)

Условный оператор в Паскале

До рассмотрения данной темы в основном использовались линейные алгоритмы в Паскале, характерные для весьма простых задач, когда действия (операторы) выполняются последовательно, одно за другим. Более сложные алгоритмы предусматривают использование конструкция ветвления.

Блок-схема условного оператора:

Условный оператор в Паскале имеет следующий синтаксис:

Сокращенный вариант:

if условие then оператор;

Полный вариант:

if условие then оператор else оператор;

Условный оператор в Паскале — if — служит для организации хода задачи таким образом, при котором изменяется последовательность выполнения операторов в зависимости от какого-либо логического условия. Логическое условие может принимать одно из двух значений: либо true (истина), либо false (ложь), соответственно, оно может быть либо истинным, либо ложным.

Составной оператор

Если при истинном условии необходимо выполнять несколько операторов, то их по правилам языка Pascal необходимо заключать в блок, начинающийся со служебного слова begin и заканчивающегося служебным словом end . Такой блок принято называть операторными скобками, а данную конструкцию — составным оператором:

Читать еще:  Курсы программирования microsoft

Операторные скобки и составной оператор в Паскале:

if логическое выражение then begin оператор1; оператор2; end else begin оператор1; оператор2; end;

Перевод с английского оператора условия облегчит понимание его использования:


В условии (в логическом выражении) используются операторы отношения.
Рассмотрим список операторов отношения Паскаля:

  • больше >
  • меньше
  • больше или равно в Pascal >=
  • меньше либо равно в Pascal
  • сравнение в Pascal =
  • не равно в Pascal <>

Подробно разобраться в работе условного оператора в Паскале можно, просмотрев видеоурок:

Обратите внимание на то, как в данном примере выводится y . При выводе переменных типа real в pascal, можно использовать так называемый форматированный вывод, или запись с двумя двоеточиями:
y:6:2
— цифра после первого двоеточия ( 6 ) указывает на то, сколько знаков будет занимать число при выводе на экран
— цифра после второго двоеточия ( 2 ) указывает на то, сколько знаков после запятой вещественного числа будет выводиться

Таким образом, использование такой записи в pascal практически позволяет выполнить округление до сотых, тысячных и т.п.

Логические операции в Паскале (в логическом выражении)

Когда необходимо использовать двойное условие в Pascal, то понадобятся логические операции.

  • Логическая операция AND (И), поставленная между двумя условиями, говорит о том, что должны выполняться сразу оба эти условия (должны быть истинными). Логический смысл операции — «конъюнкция».
  • Поставленный между двумя условиями, знак OR (ИЛИ) говорит о том, что достаточно, если будет выполняться хотя бы одно из них (одно из двух условий истинно). Логический смысл операции — «дизъюнкция».
  • На языке Паскаль XOR — знак логической операции, имеющий смысл «строгая дизъюнкция» и указывающий на то, что необходимо, чтобы одно из двух условий выполнялось (истинно), а другое — не выполнялось (ложно).
  • Логическая операция NOT перед логическим выражением или переменной имеет смысл «отрицание» или «инверсия» и указывает на то, что если данная переменная или выражение истинны, то их отрицание — ложь и наоборот.

Язык паскаль онлайн

Условия if then else в Паскаль – Pascal Разветвление

    Browse: Home / Самоучитель паскаль онлайн / Условия if then else в Паскаль – Pascal Разветвление

Условия в паскале ( их также называют разветвлениями ) — одна из самых важных тем в языке программирования Паскаль. Данная конструкция будет использоваться почти в каждой задаче.

Так что следует уделить этой теме особое внимание , учитываю то , что она проста и легка для понимания. Рекомендую к прочтению статью о циклах (For, While, Repeat).

Начнем с того , что поясним что такое условие в принципе. Думаю нетрудно догадаться , что условие это некоторая развилка на два пути истинное ( true ) и ложное ( false ).
Истинное условие выполняется в том случае , когда условие истинно , то есть условие возвращает истинное значение ( позже будет понятнее ).
Ложное условие выполняется в том случае , когда условие ложно.

Рассмотрим эту конструкцию на примере .Например нам нужно узнать больше ли первое число второго . Проще говоря ввести два числа «а» и «b» и если а больше б , то вывести «а больше».
Делается это проще простого.

If ( если )

Условие записывается в скобках между словами if ( если ) и then ( тогда ).
В нашем случае нам понадобится такое условие if ( a > b ) then . Если условие «а больше б» возвращает истинный результат , то после слова then выполняется первая команда . Например :

После выполнения данной программы , если условие истинное и «а» больше «б» , на экран будет выведено сообщение A больше. Однако следует заметить , что если мы хотим в результате выполнения условия выполнять несколько команд , то их следует заключать в блок begin end.

Else ( иначе )

Допустим условие задачи такое — Ввести два числа с клавиатуры «a» и «b» , если «а» больше вывести число «а» , иначе вывести число «b».

Блок else ( иначе ) записывается после тела истинного значения . Запомните перед else ;никогда не ставится !

Если же в теле ложного значения мы хотим выполнить несколько команд ( больше одной ) , то в аналогии с телом истинного значения , эти команды заключаются в блок begin end

Сложные условия :

В аналогии с простыми существуют и сложные условия . Пример простого условия ( a = b ) . Пример сложного ( a > b ) and ( a <> b ). Дословно — если «а» больше «б» и «а» неравно «б» тогда … В данном случае блок then будет выполнятся тогда и только тогда , когда обе скобки возвращают истинный результат . Если хоть одна из скобок возвращает ложный , то будет выполнен блок else ( если он есть ). Разберем пример ещё одного условия ( сложного ). if ( (a > b) and ( a <> b ) ) or ( a = c ) then в этом случае блок then будет выполнятся в том случае , если «а» больше «б» и «а» неравно «б» или «а» равно «с».

Вложенные условия :

В одном условии могут находится ещё несколько условий , а в них ещё столько же условий. Проще говоря условия могут вкладываться в другие условия. Для того , чтобы вам было более понятно приведем такой пример. Например у нас есть массив из 10 элементов , заполненный случайными числами ,а нам нужно найти отрицательное число и вывести его на экран если индекс отрицательного элемента будет четным. Код данной программы выглядит вот так :

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector