Invest-currency.ru

Как обезопасить себя в кризис?
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Основы программирования по алгоритмизации вычислительного процесса

Алгоритмизация, алгоритмы, языки и программы

Курс дистанционного обучения:
«Экономическая информатика»
Модуль 1 (1,5 кредит): Введение в экономическую информатику

Тема 1.1: Теоретические основы экономической информатики

Тема 1.2: Технические средства обработки информации

Тема 1.3: Системное программное обеспечение

Тема 1.4: Сервисное программное обеспечение и основы алгоритмизации

1.4. Сервисное программное обеспечение ПК и основы алгоритмизации

1.4.2. Основы алгоритмизации и языки программирования

Алгоритм и его свойства

Решение задач на компьютере основано на понятии алгоритма. Алгоритм – это точное предписание, определяющее вычислительный процесс, ведущий от варьируемых начальных данных к исходному результату.

Алгоритм означает точное описание некоторого процесса, инструкцию по его выполнению. Разработка алгоритма является сложным и трудоемким процессом. Алгоритмизация – это техника разработки (составления) алгоритма для решения задач на ЭВМ.

Изобразительные средства для описания (представление) алгоритма

Для записи алгоритма решения задачи применяются следующие изобразительные способы их представления:

  1. Словесно- формульное описание.
  2. Блок-схема (схема графических символов).
  3. Алгоритмические языки.
  4. Операторные схемы.
  5. Псевдокод.

Для записи алгоритма существует общая методика:

  1. Каждый алгоритм должен иметь имя, которое раскрывает его смысл.
  2. Необходимо обозначить начало и конец алгоритма.
  3. Описать входные и выходные данные.
  4. Указать команды, которые позволяют выполнять определенные действия над выделенными данными.

Общий вид алгоритма:

  • название алгоритма;
  • описание данных;
  • начало;
  • команды;
  • конец.

Формульно-словесный способ записи алгоритма характеризуется тем, что описание осуществляется с помощью слов и формул. Содержание последовательности этапов выполнения алгоритмов записывается на естественном профессиональном языке предметной области в произвольной форме.

Графический способ описания алгоритма (блок — схема) получил самое широкое распространение. Для графического описания алгоритмов используются схемы алгоритмов или блочные символы (блоки), которые соединяются между собой линиями связи.

Каждый этап вычислительного процесса представляется геометрическими фигурами (блоками). Они делятся на арифметические или вычислительные (прямоугольник), логические (ромб) и блоки ввода-вывода данных (параллелограмм).

Порядок выполнения этапов указывается стрелками, соединяющими блоки. Геометрические фигуры размещаются сверху вниз и слева на право. Нумерация блоков производится в порядке их размещения в схеме.

Алгоритмические языки — это специальное средство, предназначенное для записи алгоритмов в аналитическом виде. Алгоритмические языки близки к математическим выражениям и к естественным языкам. Каждый алгоритмический язык имеет свой словарь. Алгоритм, записанный на алгоритмическом языке, выполняется по строгим правилам этого конкретного языка.

Операторные схемы алгоритмов. Суть этого способа описания алгоритма заключается в том, что каждый оператор обозначается буквой (например, А – арифметический оператор, Р – логический оператор и т.д.).

Операторы записываются слева направо в последовательности их выполнения, причем, каждый оператор имеет индекс, указывающий порядковый номер оператора. Алгоритм записывается в одну строку в виде последовательности операторов.

Псевдокод – система команд абстрактной машины. Этот способ записи алгоритма с помощью операторов близких к алгоритмическим языкам.

Принципы разработки алгоритмов и программ

Типы алгоритмических процессов

По структуре выполнения алгоритмы и программы делятся на три вида:

  • линейные;
  • ветвящиеся;
  • циклические;

Линейные вычислительные процессы

Линейный алгоритм (линейная структура) – это такой алгоритм, в котором все действия выполняются последовательно друг за другом и только один раз. Схема представляет собой последовательность блоков, которые располагаются сверху вниз в порядке их выполнения. Первичные и промежуточные данные не оказывают влияния на направление процесса вычисления.

Алгоритмы разветвляющейся структуры

На практике часто встречаются задачи, в которых в зависимости от первоначальных условий или промежуточных результатов необходимо выполнить вычисления по одним или другим формулам.

Такие задачи можно описать с помощью алгоритмов разветвляющейся структуры. В таких алгоритмах выбор направления продолжения вычисления осуществляется по итогам проверки заданного условия. Ветвящиеся процессы описываются оператором IF (условие).

Циклические вычислительные процессы

Для решения многих задач характерно многократное повторение отдельных участков вычислений. Для решения таких задач применяются алгоритмы циклической структуры (циклические алгоритмы). Цикл – последовательность команд, которая повторяется до тех пор, пока не будет выполнено заданное условие. Циклическое описание многократно повторяемых процессов значительно снижает трудоемкость написания программ.

Существуют две схемы циклических вычислительных процессов.

Особенностью первой схемы является то, что проверка условия выхода из цикла проводится до выполнения тела цикла. В том случае, если условие выхода из цикла выполняется, то тело цикла не выполняется ни разу.

Особенностью второй схемы является то, что цикл выполняется хоты бы один раз, так как первая проверка условия выхода из цикла осуществляется после того, как тело цикла выполнено.

Существуют циклы с известным числом повторений и итерационные циклы. При итерационном цикле выход из тела цикла, как правило, происходит при достижении заданной точности вычисления.

Языки программирования

Языки программирования – это искусственные языки записи алгоритмов для исполнения их на ЭВМ. Программирование (кодирование) — составление программы по заданному алгоритму.

Классификация языков программирования. В общем, языки программирования делятся на две группы: операторные и функциональные. К функциональным относятся ЛИСП, ПРОЛОГ и т.д.

Операторные языки делятся на процедурные и непроцедурные (Smalltalk, QBE). Процедурные делятся на машино — ориентированные и машино – независимые.

К машино – ориентированным языкам относятся: машинные языки, автокоды, языки символического кодирования, ассемблеры.

Алгоритмизация вычислительных процессов

ПРОГРАММИРОВАНИЕ

НА ЯЗЫКЕ ВЫСОКОГО УРОВНЯ

Часть 1. Основы языка Си

Методические указания

К выполнению лабораторных работ

Составитель: Л.А. Прокушев

Рецензент: канд. техн. наук В.П. Попов

Даются методические указания к выполнению лабораторных работ, которые предназначены для выработки навыков алгоритмизации и программирования на языке Си.

Рассмотрены основные понятия программирования: построения программы; описания типов и ввода-вывода данных; операций и операторов, реализующих последовательные, ветвящиеся и циклические алгоритмы; модульного принципа программирования по организации ветвящихся и циклических алгоритмов. Показаны способы решения типовых задач с целью выработки у студентов практических навыков по составлению и отладке Си-программ при выполнении лабораторных работ.

Методические указания предназначены для студентов всех специальностей, изучающих дисциплины «Программирование на языке высокого уровня», «Алгоритмические языки и программирование», «Информатика».

Подготовлены к публикации кафедрой компьютерных систем автоматизации по решению редакционно-издательского совета Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения.

ã Санкт-Петербургский государственный университет
аэрокосмического приборостроения, 2002

Подписано к печати Формат 60х84 1/16. Бумага тип. №3

Читать еще:  Код в программировании это

Печать офсетная. Усл. печ. л. 5,01 Уч.-изд. л. 5,5

Тираж экз. Заказ №

Редакционно-издательский отдел

Отдел оперативной полиграфии СПбГУАП

190000, Санкт-Петербург, ул. Б. Морская, 67

Общие методические указания

Цель работы: а) освоение приемов алгоритмизации вычислительных процессов; б) ознакомление с операторами языка Си и вводом-выводом данных; в) практическое освоение правил составления и набора Си-программ; г) освоение приемов отладки программ в диалоговом режиме.

Содержание работы: Выполнение работы включает следующие этапы:
а) ознакомление с условиями задачи и разработка схемы алгоритма ее решения; б) составление программы согласно схеме алгоритма; в) ввод программы и ее отладка с использованием среды Си-компилятора; г) ввод исходных данных и получение результатов решения задачи; д) составление отчета по лабораторной работе.

Алгоритмизация вычислительных процессов

Алгоритмом называется совокупность правил, определяющих данный вычислительный процесс, которыйот исходных данных за конечное число шагов (этапов, действий, операций) приводит к искомому результату.

Все многообразие вычислительных алгоритмов включает в себя в виде фрагментов 3 типовых вычислительных процесса:

· Линейный – последовательность операций, выполняемых одна за другой.

· Ветвящийся – выполнение операций по одному из возможных направлений (ветвей алгоритма) в зависимости от некоторых условий.

· Циклический – многократное выполнение некоторых операций в соответствии с заданным условием окончания цикла.

Описание алгоритма задачи может быть задано разными способами:

· Словесный – запись инструкций по выполнению алгоритма на естественном языке.

· Графический – представление алгоритма с использованием геометрических символов в виде блок-схем, граф-схем.

· Формализованный – описание алгоритма на одном из искусственных языков высокого уровня (ЯВУ) в виде последовательности строго определенных инструкций по обработке данных.

· Программный – запись алгоритма на языкеЭВМ в виде последовательности ее команд.

С целью наглядного представления процесса решения задачи используются схемы алгоритмов, которые составляются в соответствии с требованиями ГОСТ «Единая система программной документации» (ЕСПД) – ГОСТ 19.701-90 «Схемы алгоритмов, программ, данных и систем». Символы в схеме алгоритма могут обозначаться идентификаторами (или номерами) слева над символом.

Рассмотрим основные графические символы (блоки), используемые для представления алгоритмов:

Алгоритмизация и программирование основных типов вычислительных процессов

Федеральное агенство по рыболовству

Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота

Алгоритмизация и программирование основных типов вычислительных процессов

Сборник заданий для выполнения

расчетно-графических работ по дисциплине «Информатика»

для курсантов и студентов всех специальностей

Калининград

Методические указания к выполнению заданий

Программирование алгоритмов линейной структуры..

Программирование алгоритмов разветвляющейся структуры

Программирование алгоритмов циклической структуры с заданным числом повторений

Вычисление суммы числового ряда

Программирование алгоритмов циклической структуры с незаданным числом повторений. Итерационные циклы.

Программирование простых циклов. Обработка одномерных массивов.

Программирование сложных циклов. Обработка двухмерных массивов.

Сборник заданий предназначен для выполнения расчетно-графических работ по дисциплине «Информатика» при изучении темы «Программирование на языке Visual Basic». Сборник предназначен для курсантов и студентов всех специальностей. В нем содержатся задания, выполнение которых позволит закрепить ранее полученные при выполнении лабораторных работах знания и практические навыки алгоритмизации и программирования основных типов вычислительных процессов.

Основные цели, реализуемые при изучении алгоритмизации и программирования в среде проектирования Visual Basic:

— овладение одним из языков программирования;

— изучение и освоение методов и приемов алгоритмизации и программирования;

— ознакомление с процессом выполнения программы при решении на компьютере, начиная от ввода программы и ее исходных данных до получения ожидаемого результата;

— создание максимально эффективного приложения Visual Basic со всеми присущими ему свойствами;

— получение практических навыков работы по отладке и тестированию программ.

Методические указания к выполнению заданий

Приступая к выполнению предложенных в сборнике заданий, обучаемые должны предварительно изучить типовые приемы алгоритмизации и программирования основных видов вычислительных процессов, иметь навыки работы в среде проектирования Visual Basic. Теоретические основы курса излагаются в материалах лекций, практических занятий, а также в рекомендованной литературе.

При выполнении индивидуальных заданий закрепляются навыки использования в программных кодах управляющих конструкций Visual Basic – IF…THEN, IF…THEN…ELSE, SELECT CASE, циклов с использованием конструкций FOR…NEXT, DO…LOOP. Сборник содержит пять заданий. В предложенных заданиях предполагается использование приемов программирования линейных, разветвляющихся и циклических алгоритмов, программирование простых и сложных циклов, приемы обработки массивов при вычислении суммы, количества, среднего, сортировка массивов, поиск максимального и минимального значений в массивах и другие. При создании приложений применяются основные элементы управления: текстовые поля, кнопки, списки, переключатели и т. д.

Процесс подготовки и решения задачи на компьютере состоит из следующих этапов:

1. Постановка задачи (выдается в виде задания).

2. Математическая формулировка задачи.

3. Разработка алгоритма решения задачи.

4. Создание экранной формы.

5. Написание и ввод программного кода на одном из языков программирования.

6. Тестирование и отладка для получения удовлетворительно работающего приложения.

7. Анализ результатов выполнения задачи.

При выполнении заданий на этапе постановки задачи требуется четко определить конечные цели решения задачи, описание данных (типы данных, диапазонов величин, структуры), как будут вводиться исходные данные, форма выдачи результатов.

На этапе математической формулировки задачи разрабатывается математическую модель ее решения. При этом определяются исходные данные и результаты, записываются необходимые математические соотношения, связывающие результаты с исходными данными.

Алгоритм решения задачи представляет собой последовательность действий, приводящих к результату решения. При выполнении заданий следует представить алгоритм в виде блок-схемы, учитывая требования ГОСТ 19.002-80 и ГОСТ 19.003-80.

Создание экранной формы (окна будущего Windows-приложения) предполагает использование элементов управления, задание свойств этих элементов. Элементы управления позволяют осуществлять взаимодействие с пользователями.

Программирование – определение того, какие события будут происходить в процессе работы приложения, составление алгоритмов процедур для этих событий и написание программы (программных кодов этих процедур).

В процессе отладки работы приложения происходит устранение синтаксических и логических ошибок в процедурах для достижения удовлетворительной работы приложения в среде проектирования.

В процессе тестирования проверить работоспособность проекта на контрольном варианте данных.

После получения результатов выполнения их необходимо проанализировать и обеспечить массовое использование проекта для различных вариантов исходных данных.

По каждому заданию оформляется отчет, который должен содержать:

Читать еще:  Команды для программирования

— постановку и математическую формулировку задачи;

— блок-схему алгоритма решения задачи и ее описание (тип вычислительного процесса, назначение блоков и т. д.);

— вид экранной формы;

— программный код, в котором для внесения пояснений должны быть использованы комментарии.

К отчету должен быть приложен электронный вариант созданного проекта. Работу необходимо защитить – ответить на ряд вопросов по данной теме.

Программирование алгоритмов линейной структуры

Составить алгоритм и программу для вычисления значения функции Z по формуле при заданных значениях x, y, a, b. Для ввода исходных данных и вывода значения функции на экранную форму использовать текстовые поля (TextBox).

Тема 5. алгоритмизация и программирование.

Алгоритмизация – это метод описания систем или процессов путем составления алгоритмов их функционирования.

Алгоритмом называется точное предписание, определяющее вычислительный процесс, ведущий от варьируемых начальных данных к искомому результату (ГОСТ 19.781- 74).

Понятие алгоритма является центральным понятием информатики. Термин «алгоритм» своим происхождением связан с именем узбекского математика Аль – Хоремзи, который еще в IХ в. сформулировал правила выполнения четырех арифметических действий.

Алгоритм решения задачи имеет ряд обязательных свойств:

— дискретность — разбиение процесса обработки информации на более простые этапы (шаги выполнения), выполнение которых компьютером или человеком не вызывает затруднений;

— определенность алгоритма — однозначность выполнения каждого отдельного шага преобразования информации;

— выполнимость — конечность действий алгоритма решения задач, позволяющая получить желаемый результат при допустимых исходных данных за конечное число шагов;

— массовость — пригодность алгоритма для решения определенного класса задач.

В алгоритме отражаются логика и способ формирования результатов решения с указанием необходимых расчетных формул, логических условий, соотношений для контроля достоверности выходных результатов. В алгоритме обязательно должны быть предусмотрены все ситуации, которые могут возникнуть в процессе решения комплекса задач.

Алгоритм решения комплекса задач и его программная реализация тесно взаимосвязаны. Специфика применяемых средств проектирования алгоритмов и используемых при этом инструментальных средств разработки программ может повлиять на форму представления и содержание алгоритма обработки данных.

Из известных основных способов представления алгоритмов:

  • словесный;
  • структурно-стилизованный (псевдокод);
  • графический;
  • программный.

Графическая форма, в виде блок-схем наиболее удобна. Блок-схемой называется графическое изображение структуры алгоритма, в которой каждый этап процесса обработки данных представляется в виде графических символов (блоков)- геометрических фигур, в контуры которых вписано содержание операции. Фигура, представленная в виде блочного символа (блока) называется символом действия.

Форма и размеры блоков, их перечень, наименование, правила выполнения схем определены ГОСТом, Требованиями Единой системы программной документации (ЕСПД) ГОСТ 19.002-80 и ГОСТ 19-003-80.

Программирование (programming) — теоретическая и практическая деятельность, связанная с созданием программ.

Программирование является собирательным понятием и может рассматриваться и как наука и как искусство, на этом основан научно-практический подход к разработке программ. Программа — результат интеллектуального труда, для которого характерно творчество, а оно, как известно, не имеет четких границ. В любой программе присутствует индивидуальность ее разработчика, программа отражает определенную степень искусства программиста. Вместе с тем программирование предполагает и рутинные работы, которые могут и должны иметь строгий регламент выполнения и соответствовать стандартам.

Язык программирования — формальная знаковая система, предназначенная для описания алгоритмов в форме, которая удобна для исполнителя (например, компьютера). Язык программирования определяет набор лексических, синтаксических и семантических правил, используемых при составлении компьютерной программы. Он позволяет программисту точно определить то, на какие события будет реагировать компьютер, как будут храниться и передаваться данные, а также какие именно действия следует выполнять над этими данными при различных обстоятельствах.

Процесс решения задачи на компьютере — это совместная деятельность человека и ЭВМ. Этот процесс можно представить в виде нескольких последовательных этапов. На долю человека приходятся этапы, связанные с творческой деятельностью — постановкой, алгоритмизацией, программированием задач и анализом результатов, а на долю компьютера — этапы обработки информации в соответствии с разработанным алгоритмом:

1. Постановка задачи; 2. Анализ и исследование задачи, модели; 3. Разработка алгоритма; 4. Программирование; 5. Тестирование и отладка; 6. Анализ результатов решения задачи и уточнение в случае необходимости математической модели с повторным выполнением этапов 2-5; 7. Сопровождение программы.

ЭВМ непосредственно выполняет программы на машинном языке программирования данной ЭВМ. При этом программа представляет собой набор отдельных команд компьютера. Эти команды являются достаточно «простыми», например, сложение, умножение, сравнение или пересылка отдельных данных. Каждая команда содержит в себе сведения о том, какая операция должна быть выполнена (код операции), с какими операндами (адреса данных или непосредственно сами данные) выполняются вычисления и куда (адрес) должен быть помещен результат.

Человеку свойственно формулировать и решать задачи в выражениях более общего характера, чем команды ЭВМ. Поэтому с развитием программирования появились языки, ориентированные на более высокий уровень абстракции при описании решаемой на ЭВМ задачи. Эти языки получили название языков высокого уровня. Их теоретическую основу составляют алгоритмические языки, например, Паскаль, Си, Бейсик, Фортран, PL/1.

Каждый язык программирования может быть представлен в виде набора формальных спецификаций, определяющих его синтаксис и семантику

Эти спецификации обычно включают в себя описание:

  • Типов и структур данных
  • Операционную семантику (алгоритм вычисления конструкций языка)
  • Семантические конструкции языка
  • Библиотеки примитивов (например, инструкции ввода-вывода)
  • Философии, назначения и возможностей языка

Последовательное выполнение операторов в языке программирования означает, что они выполняются в том порядке, как записаны в программе. В Паскале этот порядок подразумевается по умолчанию, если не применены структурные операторы, меняющие его.

Условное выполнение означает, что при определенных условиях должны выполняться одни операторы, а при других условиях — другие. Для организации такого порядка служат условные операторы. Условное выполнение также часто называют ветвлением.

При повторяющемся выполнении некоторые операторы выполняются несколько раз, несмотря на то, что в программе они записаны один раз. Такой рациональный способ записи и выполнения обеспечивается операторами цикла.

Литература: [1], с. 35-49; [3], с. 100-156.

Статьи к прочтению:

Основы алгоритмизации и программирование на языке Pascal

Похожие статьи:

19. Интегрированные среды программирования 1) Система программирования не содержит … редактораграфических элементов 2) Редактор связей необходим в…

Читать еще:  Рнр язык программирования

Предписание, определяющее содержание и последовательность операций переводящих исходные данные в искомый результат называется // Программой//…

Алгоритмизация вычислительных процессов

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Московский государственный университет экономики,

Статистики и информатики

Грибанов В.П.

Калмыкова О.В.

Сорока Р.И.

Основы алгоритмизации и

Программирование

Москва 2003

Калмыкова О.В., Грибанов В.П., Сорока Р.И. Основы программирования. /Моск. гос. ун-т экономики, статистики и информатики. — М., 2003. — 151 с.

Учебное пособие содержит краткий теоретический материал по основам программирования. Изложение ведется применительно к реализации Турбо Паскаля 7.0. Теоретический материал иллюстрируется большим количеством примеров с объяснениями использованных конструкций.

© Калмыкова О.В. 2003г.

© Грибанов В.П. 2003г.

© Сорока Р.И. 2003г.

© Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, 2003г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение6

1.Алгоритмизация вычислительных процессов.8

1.1 Основные определения и понятия. 8

1.2 Средства изображения алгоритмов. 9

1.3 Базовые канонические структуры алгоритмов. 14

Вопросы к главе 1.16

2.Введение в Турбо Паскаль.17

2.1 Общая характеристика языка Паскаль. 17

2.2 Основные понятия языка Турбо Паскаль. 18

2.2.1 Алфавит языка. 18

2.2.2 Элементарные конструкции. 19

2.2.3 Типы данных. 21

2.3 Операторы языка Паскаль. 24

2.3.1 Оператор присваивания. 24

2.3.2 Оператор перехода. Пустой оператор. Составной оператор. 25

2.3.3 Условный оператор. 26

2.3.4 Оператор выбора. 26

2.3.5 Операторы цикла. 28

Вопросы к главе 2.35

3.Структурированные типы данных.37

3.1 Свойства множеств. 37

3.2 Операции над множествами. 38

3.3 Описание записи (RECORD). 42

3.4 Оператор присоединения. 44

3.5 Запись с вариантами. 47

Вопросы к главе 3.48

4.Использование подпрограмм в Турбо Паскале.49

4.1 Структура программы на языке Паскаль. 49

4.2 Описание и вызов процедур. 50

4.3 Описание функции. 51

4.4 Формальные и фактические параметры. 52

4.5 Область действия имен. 57

4.6 Процедуры и функции без параметров. 59

4.7 Рекурсивные процедуры и функции. 59

4.8 Предварительно-определенные процедуры. 61

Вопросы к главе 4.65

5.Стандартные процедуры и функции.66

5.1 Математические функции. 66

5.2 Функции округления и преобразования типов. 67

5.3 Функции порядкового типа. 68

5.4 Процедуры порядкового типа. 69

5.5 Строковые функции. 69

5.6 Строковые процедуры. 70

5.7 Прочие процедуры и функции. 71

5.8 Процедуры ввода данных. 72

5.9 Процедуры вывода данных. 74

5.9.1 Особенности вывода вещественных значений. 75

Вопросы к главе 5.77

6.Работа с файлами.78

6.1 Общие сведения о файлах. 78

6.2 Процедуры и функции для работы с файлами. 79

6.3 Особенности обработки типизированных файлов. 80

6.4 Особенности обработки текстовых файлов. 83

6.5 Файлы без типа. 85

6.6 Проектирование программ по структурам данных_ 86

6.7 Работа с файлами при обработке экономической
информации_ 93

6.7.1 Постановка задачи. 93

6.7.2 Проектирование программы. 98

6.7.3 Кодирование программы. 99

Вопросы к главе 6.104

7.Динамическая память.105

7.1 Указатель. 105

7.2 Стандартные процедуры размещения и освобождения динамической памяти. 108

7.3 Стандартные функции обработки динамической памяти. 110

7.4 Примеры и задачи. 112

7.5 Работа с динамическими массивами. 113

7.6 Организация списков. 117

7.7 Задачи включения элемента в линейный однонаправленный список без головного элемента. 125

7.8 Задачи на удаление элементов из линейного однонаправленного списка без головного элемента. 129

7.9 Стеки, деки, очереди. 134

7.10 Использование рекурсии при работе со списками. 136

7.11 Бинарные деревья. 137

7.12 Действия с бинарными деревьями. 139

7.13 Решение задач работы с бинарным деревом. 141

Вопросы к главе 7.145

8.Основные принципы структурного программирования.146

8.1 Понятие жизненного цикла программного продукта 146

8.2 Основные принципы структурной методологии. 147

8.3 Нисходящее проектирование. 148

8.4 Структурное кодирование. 148

8.5 Модульное программирование. 148

Вопросы к главе 8.150

9.Список литературы151

Введение

Учебное пособие разработано в соответствии с программой курса «Основы программирования» и предназначено для студентов специальностей «Прикладная информатика в экономике» и «Прикладная информатика в менеджменте».

Учебное пособие состоит из 8 глав.

В первой главе излагаются общие вопросы курса. Приводятся основные определения и понятия, описываются изобразительные средства представления алгоритмов, базовые канонические структуры алгоритмов.

Вторая глава посвящена введению в программирование на языке Турбо Паскаль. Описываются основные конструкции языка, начиная с алфавита языка, элементарных конструкций и типов данных и заканчивая операторами языка.

В третьей главе описываются структурированные типы данных: множества и записи, а также приемы работы с ними.

В четвертой главе излагаются вопросы использования подпрограмм в языке Турбо Паскаль. Приводится структура программы, описание и вызов процедур и функций, виды и способы передачи параметров в процедуры и функции, области действия идентификаторов в программах сложной структуры, использование рекурсивных процедур и функций. Завершается глава описанием структуры и отдельных частей модулей.

В пятой главе приводятся стандартные процедуры и функции. Описываются процедуры и функции модуля System, в котором располагается стандартная библиотека Турбо Паскаля, подключаемая по умолчанию. Рассматриваются особенности использования процедур ввода и вывода данных различных типов. Кроме того, описываются процедуры и функции модуля Crt, обеспечивающие удобную работу с экраном и клавиатурой.

Шестая глава посвящена работе с файлами. Сначала излагаются общие вопросы работы с файлами, затем особенности работы с различными типами файлов: типизированными файлами, текстовыми файлами и файлами без типа. Рассматривается проектирование программ по структурам данных и решение конкретной экономической задачи с использованием этого подхода.

В седьмой главе излагаются вопросы использования динамической памяти в программах. Приводятся стандартные процедуры и функции работы с динамической памятью и их использование для обработки динамических массивов. Далее рассматриваются динамические структуры данных: списки, стеки, очереди и деревья, а также приемы работы с ними. Описываются типовые операции, выполняемые над динамическими структурами данных, и обсуждаются возможности их реализации на языке Турбо Паскаль.

Восьмая глава посвящена основным принципам структурного программирования. Рассматриваются основные этапы жизненного цикла программного обеспечения, некоторые подходы к разработке программных продуктов: нисходящее проектирование, структурное кодирование и модульное программирование.

Алгоритмизация вычислительных процессов.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector