Оператором языка программирования называется - Как обезопасить себя в кризис?
Invest-currency.ru

Как обезопасить себя в кризис?
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Оператором языка программирования называется

Операторы языка программирования

Лабораторная работа №2. Проектирование программ линейной структуры

Цель и порядок работы

Цель работы – изучить структуру программы на языке C++, операторы присваивания, ввода и вывода данных, используемые при составлении программ линейной структуры.

Порядок выполнения работы:

— ознакомиться с описанием лабораторной работы;

— получить задание у преподавателя, согласно своему варианту;

— написать программу, отладить и решить ее на ЭВМ;

2.1 Структура программы на языке C++

Выполнение всех программ, написанных на языке C++, начинается с функции, именуемой main. При запуске программы прежде всего выполняется первое выражение функции main.

Выражение – это строка кодов, представляющая собой отдельную инструкцию для компьютера. (Функция состоит из группы выражений, собранных вместе для решения определенной задачи.) Затем поочередно выполняются все остальные выражения – по одному за раз.

Структура программы выглядит следующим образом:

У функции есть имя (main), после которого в круглых скобках перечисляются аргументы или параметры функции (в данном случае у функции main аргументов нет). У функции может быть результат или возвращаемое значение. Если функция не возвращает никакого значения, то это обозначается ключевым словом void. В фигурных скобках записывается тело функции – действия, которые она выполняет. Оператор return 0; означает, что функция возвращает результат – целое число 0.

Вслед за заголовком функции main в фигурных скобках размещается тело функции, которое представляет последовательность определений, описаний и исполняемых операторов. Как правило, определения и описания размещаются до исполняемых операторов. Каждое определение, описание и оператор завершается «;».

Переменные используются для представления данных в программе. Например, если нужно запомнить имя пользователя, можно создать переменную Имя. Затем в любой момент, когда потребуется имя пользователя, можно просто сослаться на значение переменной Имя. В процессе выполнения программы значения переменных могут изменяться. Например, можно присвоить переменной Имя значение «Вася», а потом другим выражением присвоить этой же переменной значение «Степан». Но само по себе значение переменной никогда не меняется – в любом случае вы должны написать какое-нибудь выражение, меняющее одно значение на другое.

Комментарии используются для описания того, что происходит в процессе выполнения программы. Вы можете добавлять их для расшифровки целей, с которыми пишутся те или иные фрагменты кодов, для фиксирования каких-то мыслей и идей, для описания решаемых задач. Добавляя комментарии, вы упрощаете чтение кодов вашей программы пользователями. Для вас комментарии также могут быть очень полезны. Если через некоторое время вы захотите внести изменения в уже набранные коды, вам, скорее всего, трудно будет вспомнить, для чего используется та или иная переменная и зачем нужно было создавать ту или иную функцию. В таких случаях, пожалуй, комментарии могут быть единственным средством, которое поможет вам вспомнить, что же именно вы хотели сделать, набирая эти коды. При преобразовании кодов C++ в машинные коды компилятор игнорирует строки, являющиеся комментариями, и просто пропускает их.

Множество символов используемых в языках C и C++ можно разделить на пять групп.

1. Символы, используемые для образования ключевых слов и идентификаторов. В эту группу входят прописные и строчные буквы английского алфавита, а также символ подчеркивания. Следует отметить, что одинаковые прописные и строчные буквы считаются различными символами, так как имеют различные коды.

Таблица 1 – Символы, используемые для образования ключевых слов и идентификаторов

Оператор (программирование)

Инструкция или оператор (англ. statement ) — наименьшая автономная часть языка программирования; команда. Программа обычно представляет собой последовательность инструкций.

Многие языки (например, Си) различают инструкцию и определение. Различие в том, что инструкция исполняет код, а определение создаёт идентификатор (то есть можно рассматривать определение как инструкцию присваивания).

Ниже приведены основные общие инструкции императивных языков программирования.

См. также

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Оператор (программирование)» в других словарях:

Оператор — В Викисловаре есть статья «оператор» Оператор может означать: Оператор (математика) то же, что математическая функция; Оператор (биология) последовательность ДНК, принимающая участие в регуляции активности генов; Оператор… … Википедия

оператор — 4.22 оператор (operator): Какой либо объект, осуществляющий работу системы. Примечание 1 Роль оператора и роль пользователя могут возлагаться одновременно или последовательно на одно и то же лицо или организацию. Примечание 2 В контексте данного… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Программирование — процесс составления упорядоченной последовательности действий (программы (См. Программа)) для ЭВМ; научная дисциплина, изучающая программы для ЭВМ и способы их составления, проверки и улучшения. Каждая ЭВМ является автоматом,… … Большая советская энциклопедия

ПРОГРАММИРОВАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ — математическая дисциплина, изучающая математич. абстракции программ, трактуемых как объекты, выраженные на формальном языке, обладающие определенной информационной и логич. структурой и подлежащие исполнению на автоматич. устройствах. П. т.… … Математическая энциклопедия

оператор ЭЭ оборудования и/или ЭЭ систем — 3.17. оператор ЭЭ оборудования и/или ЭЭ систем (operator of an EDM equipment and/or system): Человек, который осуществляет программирование, установку, регулировку, наблюдение за работой, техническое обслуживание и чистку станка. Источник: ГОСТ Р … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Читать еще:  Определить високосный год или нет паскаль

Генетическое программирование — В искусственном интеллекте генетическое программирование (ГП) автоматическое создание или изменение программ с помощью генетических алгоритмов. С помощью этой методологии «выращиваются» программы, всё лучше и лучше (в соответствии с определенной… … Википедия

Функциональное программирование — Парадигмы программирования Агентно ориентированная Компонентно ориентированная Конкатенативная Декларативная (контрастирует с Императивной) Ограничениями Функциональная Потоком данных Таблично ориентированная (электронные таблицы) Реактивная … Википедия

Структурное программирование — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия

Цикл (программирование) — У этого термина существуют и другие значения, см. цикл. В данной статье или разделе имеется список источников или внешних … Википедия

Функциональное программирование на Питоне — Функциональное программирование является одной из парадигм, поддерживаемых языком программирования Python. Основными предпосылками для полноценного функционального программирования в Python являются: функции высших порядков, развитые средства… … Википедия

Выражения, операнды и операторы

Как вы уже знаете, исходный код программы на языке высокого уровня — это текст, который состоит из специальных зарезервированных слов, переменных, констант и т.п. Однако, это упрощённое объяснение. Сегодня мы попробуем приблизиться к более правильным формулировкам. Потому что терминология и правильное её понимание — это очень важная часть любой профессии.

Итак, начнём с выражений.

Выражение — это самый важный элемент практически любого языка программирования. Практически все, что мы пишем в программе — это выражения. Иными словами, любая часть исходного кода, любая комбинация из переменных, констант, функций, которая выполняет какие-то вычисления (действия) — это выражение. Например,

Это выражение, которое записывает в переменную х число 100.

Оператор — это элемент программного кода, который описывает то или иное действие в выражении (операцию). В большинстве языков программирования высокого уровня оператор — это символ, благодаря которому могут производиться различные виды вычислений, сравнений или присваиваний с участием одного или нескольких значений.

Операнд — это значение, переменная или выражение, которое расположено слева или справа от оператора. Например

Здесь 1 и 2 — это операнды, а знак ПЛЮС (+) — это оператор.

Когда вы будете создавать выражения, не забывайте, что типы операндов в выражении должны совпадать. Например, такой код

вызовет ошибку во время компиляции, и программа не будет создана. Все похожие типы (например, все целочисленные) можно использовать в качестве операндов. Например, такой код

Не вызовет особых возражений у компилятора, однако это может повлечь за собой неприятности, которые были описаны ранее.

Основные виды операторов: арифметические, операторы присваивания, сравнения, логические и поразрядные (побитовые).

Также разделяются операторы по количеству операндов:

  • Унарные: когда с оператором используется только один операнд
  • Бинарные: когда с оператором используется два операнда

Попробуйте догадаться, какие из приведённых ниже операторов являются унарными, а какие бинарными:

Если вы думаете, что на этом с операторами всё, то вы заблуждаетесь. Мы ещё долго и нудно будем о них говорить, так как это тема большая и очень важная.

Кроме того, я вас буду иногда путать, называя операторы операциями. В общем то, это достаточно близкие понятия. Разница лишь в том, что оператор — это символ в языке программирования, а операция — это действие, которое выполняется с помощью этого символа. Например,

Оператор + выполняет операцию сложения
Оператор * выполняет операцию умножения

Домашнее задание придумайте сами. У вас пока недостаточно знаний об операторах и выражениях, чтобы грамотно использовать их в своих программах.

Операторы языка программирования

Оператор — это элемент языка, задающий полное описание действия, которое необходимо выполнить. Каждый оператор представляет собой законченную фразу языка программирования и определяет некоторый вполне законченный этап обработки данных. В состав операторов могут входить служебные слова, данные, выражения и другие операторы. В английском языке данное понятие обозначается словом “statement”, означающим также “предложение”.

Каждый оператор в любом языке программирования имеет определенный синтаксис и семантику. Под синтаксисом оператора понимается система правил (грамматика), определяющая его запись с помощью элементов алфавита данного языка, в который наряду с различными символами входят, например, и служебные слова. Под семантикой оператора понимают его смысл, т.е. те действия, которым соответствует запись того или иного оператора. Например, запись i := i + 1 является примером синтаксически корректной записи оператора присваивания в языке Pascal, семантика которого в данном случае такова: извлечь значение ячейки памяти, соответствующей переменной i, сложить его с единицей, результат записать в ту же ячейку памяти.

В большинстве процедурных языков программирования набор операторов практически одинаков и состоит из оператора присваивания, операторов выбора, операторов цикла, оператора вызова процедуры, операторов перехода. Иногда выделяют также пустой (отсутствие действия) и составной операторы. Многие операторы являются способом представления определенных алгоритмических конструкций (см. “Алгоритмические конструкции) в языке программирования. Рассмотрим группы операторов подробнее, используя синтаксис языка Pascal.

Оператор присваивания

Присваивание — это действие компьютера, в результате которого переменная получает значение вычисленного выражения (оно помещается в соответствующую переменной ячейку памяти). Для описания такого действия в языках программирования существует оператор присваивания.

Читать еще:  Структурный метод программирования

В общем виде оператор присваивания записывается так:

Например, в языке Pascal в качестве знака присваивания используется комбинация символов :=. В ряде других языков — знак равенства.

Результатом выполнения оператора присваивания является изменение состояния данных: все переменные, отличные от переменной, стоящей в левой части оператора присваивания, не меняют своего значения, а указанная переменная получает значение выражения, стоящего в правой части оператора присваивания. В большинстве случаев требуется, чтобы тип выражения совпадал с типом переменной. Если это не так, то оператор либо считается синтаксически некорректным, либо производится преобразование типа выражения к типу переменной (см. “Типы данных).

Операторы выбора

По-другому эти операторы называют условными операторами. Условные операторы используются для программирования алгоритмов, содержащих алгоритмическую конструкцию ветвление.

В языках программирования имеется несколько видов условных операторов. Полный условный оператор соответствует алгоритмической структуре полного ветвления:

В языке программирования соответствующий условный оператор имеет вид:

if B then S1 else S2

Если выражение B, которое вычисляется в начале выполнения условного оператора, имеет значение “истина”, то будет выполняться оператор S1, в противном случае — оператор S2. Операторы S1 и S2 могут быть составными.

Алгоритмическая структура неполного ветвления реализуется с помощью неполного условного оператора, который имеет вид:

Здесь B — логическое выражение, а S — произвольный оператор. Оператор S будет выполняться, если выражение B окажется истинным.

Если условный оператор реализует всего две ветви выбора (“да” и “нет”), то с помощью оператора варианта (case-оператора) можно запрограммировать многоветвящуюся структуру. Оператор варианта имеет вид:

Выполняется данный оператор так: значение выражения E ищется среди перечисленных в записи оператора значений V1, V2, …, Vn, и если такое значение находится, то выполняется соответствующий оператор S1, S2, …, Sn.

В разных языках программирования синтаксис и даже семантика перечисленных операторов могут отличаться, но возможности, предоставляемые программисту подобными конструкциями, примерно одинаковы.

Пример 1. В статье “Алгоритмические конструкции” 2 был приведен пример записи алгоритма решения обобщенного квадратного уравнения с помощью конструкций ветвления. Приведем фрагмент программы на языке Pascal, реализующий этот же алгоритм:

if c = 0 then writeln(‘x — любое’)

else writeln(‘нет корней’)

if D 0 do begin

В цикле с постусловием тело цикла предшествует условию В. В отличие от цикла с предусловием здесь В — это условие окончания цикла. Оператор цикла с постусловием в Паскале имеет вид:

repeat S until B

При такой организации цикла тело цикла S хотя бы один раз обязательно выполнится.

Практически во всех процедурных языках существует оператор цикла c параметром. Схематично его можно представить так:

for E1 to E2 step E3 do S

Здесь значение переменной (параметра цикла) меняется от значения выражения E1 до E2 с шагом E3. Для каждого такого значения параметра цикла выполняется оператор S. В языке Pascal понятие шага в описании этого оператора отсутствует, а сам шаг для целочисленного параметра цикла может быть равен либо 1, либо –1. Оператор “цикл с параметром” используется для программирования циклов с заданным числом повторений. Для программирования итерационных циклов (число повторений которых заранее неизвестно) он не годится.

Оператор вызова процедуры

В статье “Подпрограммы” подробно рассказывается о таком виде подпрограмм, как процедуры. Стандартные подпрограммы языка программирования, которые входят в одну из библиотек подпрограмм, а также пользовательские подпрограммы, описанные внутри данного блока, вызываются с помощью оператора вызова процедуры:

Здесь E1,E2,…,En — переменные или выражения, представляющие собой фактические параметры обращения к процедуре. Наиболее часто используемыми стандартными процедурами являются процедуры ввода и вывода данных (read и write в Pascal).

Вызов процедуры семантически эквивалентен выполнению блока, описанного в качестве тела процедуры, после передачи в него начальных значений некоторых переменных (параметров-значений) или замены имен некоторых переменных (параметров-переменных) на имена фактических переменных, указанных при вызове процедуры.

Пример 3. Пусть у нас описана процедура abc:

procedure abc(a,b:integer;var c: integer);

Вызов этой процедуры abc(2,3,x) эквивалентен блоку действий:

Операторы перехода

Наиболее известным в данной группе операторов является оператор безусловного перехода goto. Если ко всем или некоторым уже имеющимся операторам программы добавить метки, то в программе становится возможным использовать оператор перехода вида:

Метка в данном случае соответствует началу того оператора, с которого должно продолжиться выполнение программы. Такой оператор позволяет записывать в языке программирования алгоритмы, имеющие сколь угодно сложную структуру. Но зачастую использование безусловного перехода неоправданно, т.к. ведет к запутанной, плохо читаемой программе. Практически единственным осмысленным применением оператора goto является выход сразу из нескольких вложенных циклов, например, при обработке двухмерных массивов.

Пример 4. Пусть нам требуется определить, есть ли в двухмерном массиве a элемент, равный 0:

if a[i,j] = 0 then begin

1: if b then write(‘есть’) else write(‘нет’);

Программа, разработанная по правилам структурного программирования, не должна содержать операторов безусловного перехода. Приведенную выше программу без использования оператора goto можно переписать следующим образом:

then writeln(‘Мне ‘,k,’ года’)

else writeln(‘Мне ‘,k,’ лет’)

При рассмотрении операторов цикла полезно предложить одну и ту же задачу запрограммировать тремя разными способами с использованием трех операторов цикла, и наоборот, по условию задачи научиться определять, какой именно оператор цикла является наиболее подходящим в том или ином случае.

Читать еще:  Целевая функция задачи линейного программирования

Оператор вызова процедуры только на первый взгляд является простым. Здесь важно объяснить правила передачи параметров в процедуры и функции, различие между параметрами-переменными и параметрами-значениями (в последнем случае мы можем передавать не только имя переменной, но и константу или даже выражение соответствующего типа). Формальные и фактические параметры должны соответствовать по типам, но не по именам, что является далеко не очевидным для учеников.

Изучение условного и особенно составного оператора — хороший повод поговорить с учениками о стиле написания программ. Для языка Pascal существует несколько распространенных способов записи структурированных программ, но все они содержат отступы для размещения вложенных структур. Важны для записи программ и комментарии.

Функция и Оператор — что это такое в программировании. Отличия

Primary tabs

Forums:

Сначала уточним, что такое оператор, а что такое функция (речь идёт о высокоуровневывх языках программирования типа Pascal или, скажем, PHP)

Чего общего

И сразу отметим что и оператор и функция выполняют какую-то операцию (действие) над данными, в потому в смысле философском, или, скажем, математическом, они ничем не отличаются, просто «оформляется» это действие несколько разными способами, о чем мы и поговорим.

Что такое оператор

Оператор — знак какой либо операции, операции же обычно производятся над объектами, например, во многих языках программирования сложение двух литералов можно произвести используя оператор суммы, известный нам как «плюс»:

— прежде чем читать дальше отметьте себе, что данные часто пишутся «сбоку» от оператора, например у бинарных операторов (тех, что принимают два значения, как этот оператор суммы) данные часто записываются справа и слева (подробнее см. например в заметке об операторах и присваивании в Паскаль).

Что такое «функция»

Процедура/функция/метод класса — всё это сути своей подпрограммы.

Подпрограмма — это программа, которую основная программа вызывает для совершения каких либо действий.

Если функция нестандартная и вы реализуете её сами (например в Паскале это делается так), то в теле своей функции вы можете вызывать другие функции и использовать операторы, то есть по сути, функция — это просто сгруппированный код, который, как ожидается, решит какую-то конкретную задачу.

Теперь поговорим о том, как вызываются функции. Например, вот тут описана пользовательская функция (то есть такая, которой изначально в вашем языке программирования не было), которая делает то же, что оператор суммы, а именно складывает два числа:

— такая функция сложит значения переменных $a$ и $b$, то есть сделает в точности тоже, что и оператор суммы, но заметьте, что тут используется совершенно другая записить передачи данных для операции над ними — это как раз «компьютерный» стиль, когда данные для операции перечисляются в скобках после её имени.

Какая разница (запись в коде)

Пришло время проговорить о разнице между тем что называют оператором и тем что называют функцией.

Итак ещё раз, предположим, что в вашем языке программирования есть:

  • оператор сложения чисел $+$
  • функция $sum()$ вычисляющая сумму двух чисел (не важно стандартная ли она или вы написали её сами, используя возможности языка программирования, который вы используете).

и пусть у вас есть задача записать в переменную $z$ сумму двух числовых литералов (ну или просто «сумму двух чисел») $2$ и $5$.

Тогда с использованием оператора это делается так:

А с использованием функции так:

— как мы видим и тот и тот подход производит действие над данными, но запись различна. Операторы обычно используются в «школьном» смысле, то есть данные находятся справа и слева, например, как в операторах работы с остатком в Паскале.

Что могло бы быть — если бы операторов вообще не было

Таким образом, мы видим, что если бы была возможность определить (создать) функцию с именем «+» (из одного символа), то мы могли бы делать такой вызов, для сложения:

ну или с записью в переменную:

— но обычно так не пишут (да и многие языки не дают создавать функции, имена которых совпадают с записью операторов).

То есть разные формы записи связаны скорее с традицией и удобством восприятия.
Перейдём к выводам.

Выводы

Чем похожи функции и операторы:

  1. и те и другие производят действия над данными (операции), потому оператор часто называют «знаком операции», а функцию можно называть «именем операции».
  2. и те и другие «возвращают» результат, после выполнения действия/действий над данными.

Чем отличается функция от оператора:

  1. Операторы обычно являются частью ядра языка программирования, во многих языках программист не может создавать новых операторов, в вот свои подпрограммы (напр. функции) писать может.
  2. Операторы в реальном программировании обычно выполняют более «простые» действия чем функции.
  3. Данные для работы операторов и для работы функции в коде передаются по-разному (об это было выше).
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector