Invest-currency.ru

Как обезопасить себя в кризис?
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Виды угроз национальной безопасности

Угрозы национальной безопасности

Потребности обеспечения национальной безопасности формируются под влиянием целого ряда факторов: объективных и субъективных, внутренних и внешних, прогнозируемых и непредсказуемых и т. д. В концентрированном виде они могут выступать как деструктивные, оказывающие влияние на национальную безопасность. В современной науке выделяют несколько степеней деструктивных факторов:

появление зоны риска – вероятность возникновения обстановки, способной породить опасность;

вызов – провокационные действия или средство давления;

опасность – реальная возможность причинить зло, нанести ущерб;

угроза – намерение нанести ущерб.

В настоящее время для обоснования четких и наиболее значимых путей укрепления национальной безопасности и определения тех сил, которые ее обеспечивают, очень важно выделить наиболее важные современные опасности и угрозы.

Основой организации, планирования и осуществления практических действий всей системы обеспечения национальной безопасности являются анализ концепции угрозы, оценка характера реальных и потенциальных внутренних и внешних опасностей и угроз, кризисных ситуаций, а также прочих неблагоприятных факторов. Система реальных и потенциальных угроз не является постоянной, и такие угрозы могут появляться и исчезать, нарастать и уменьшаться, при этом будет изменяться и их значимость для национальной безопасности.

Угроза в общем случае рассматривается как совокупность условий и факторов, препятствующих реализации национальных интересов страны, а также создающих опасность имеющимся национальным ценностям и национальному образу жизни. В наиболее общем виде угроза национальной безопасности (интересам личности, общества и государства) представляет собой посягательство на нее.

В Стратегии национальной безопасности до 2020 г., утвержденной Указом Президента РФ, под угрозой национальной безопасности рассматривается прямая или косвенная возможность нанесения ущерба конституционным правам, свободам, достойному качеству и уровню жизни граждан, суверенитету и территориальной целостности, устойчивому развитию Российской Федерации, обороне и безопасности государства.

Рис. 9. Классификация угроз безопасности

В практической деятельности по обеспечению национальной безопасности значительную роль играет классификация угроз безопасности по определенным критериям на отдельные виды, что помогает улучшить организацию противодействия угрозам с учетом их конкретных особенностей. Классификация угроз безопасности представлена на рис. 9.

По месту нахождения источника опасности угрозы делятся на внешние и внутренние. Если опасность исходит от другого государства или его граждан, где бы они ни находились, то угроза признается внешней. Если же нанесение вреда исходит со стороны собственного государства или своих сограждан, то это внутренняя угроза. Деление угроз безопасности на эти два вида имеет практическую значимость, хотя в настоящее время воздействие многих угроз носит трансграничный характер.

По степени сформированности угрозы делятся на реальные и потенциальные. Реальная угроза – это окончательно сформировавшееся явление, когда для нанесения вреда не хватает одного или нескольких факторов и условий. Потенциальная угроза представляет собой зарождение опасности, а также формирование некоторых предпосылок (возможности) нанесения какого-либо вреда.

По степени субъективного восприятия угрозы делятся на завышенные, заниженные, мнимые и адекватные. Под завышенной или заниженной угрозой понимается такая угроза, у которой реальные величины каких-то ее параметров соответственно ниже или выше тех же величин, сложившихся в человеческом сознании. Адекватная угроза – представляет собой тот случай, когда реальные величины параметров этой угрозы точно соответствуют представлению о них. Мнимая угроза – это ложная, надуманная или искусственно сформированная угроза, не имеющая реальных оснований (предпосылок) для своего существования.

По характеру проявления угрозы делятся на природные и антропогенные. Природные угрозы – это совокупность природных явлений, несущих опасности, возникающие независимо от человеческой деятельности. Антропогенные угрозы – это угрозы, формирующиеся в результате какого-либо воздействия человека на окружающую среду.

Угрозы можно также классифицировать и по масштабу – они могут проявляться на планетарном (глобальном), национальном, региональном и локальном (местном) уровнях. Для России весьма важно классифицировать угрозы по масштабности их возможного воздействия. С этой точки зрения их можно подразделить на федеральные, т.е. проявляющиеся в масштабах всей страны, региональные, актуализируемые в масштабах одного или нескольких регионов (экономических районов, федеральных округов, субъектов РФ), и местные, имеющие значение только лишь в пределах муниципального образования.

Угрозы имеют различный характер и вызывают неодинаковые по значимости, продолжительности и объему последствия. Так, угрозы могут появляться и исчезать, возрастать и уменьшаться, при этом будет изменяться их значимость для национальной безопасности. В связи с этим является исключительно важным правильное определение и прогнозирование приоритетов угроз, что позволяет оптимально распределить имеющиеся ресурсы, силы и средства при обеспечении безопасности.

Характер и степень угроз, как правило, определяются конкретной ситуацией. В современных условиях в целом сформированы предпосылки для надежного предотвращения внутренних и внешних угроз национальной безопасности, динамичного развития и превращения Российской Федерации в одну из лидирующих держав по уровню технического прогресса, качеству жизни населения, влиянию на мировые процессы.

На обеспечение национальных интересов Российской Федерации негативное влияние будут оказывать вероятные рецидивы односторонних силовых подходов в международных отношениях, противоречия между основными участниками мировой политики, угроза распространения оружия массового уничтожения и его попадания в руки террористов, а также совершенствование форм противоправной деятельности в кибернетической и биологической областях, в сфере высоких технологий. Усилится глобальное информационное противоборство, возрастут угрозы стабильности индустриальных и развивающихся стран мира, их социально-экономическому развитию и демократическим институтам. Получат развитие националистические настроения, ксенофобия, сепаратизм и насильственный экстремизм, в том числе под лозунгами религиозного радикализма. Обострятся мировая демографическая ситуация и проблемы окружающей природной среды, возрастут угрозы, связанные с неконтролируемой и незаконной миграцией, наркоторговлей и торговлей людьми, другими формами транснациональной организованной преступности. Вероятно распространение эпидемий, вызываемых новыми, неизвестными ранее вирусами. Более ощутимым станет дефицит пресной воды.

Угрозы национальной безопасности

Национальные, в том числе базовые, интересы могут быть подвержены воздействию разнообразного спектра угроз.

В современной международной обстановке существует три типа угроз для России: внешние, внутренние и трансграничные, нейтрализация которых является в той или иной степени функцией Вооруженных Сил РФ.

К основным внешним угрозам можно отнести:

1. Развертывание группировок сил и средств для военного нападения на РФ и ее союзников;

2. Территориальные претензии к РФ, угроза политического или силового отторжения от РФ отдельных территорий;

3. Осуществление государствами или общественно-политическими структурами программ по созданию ОМП;

4. Вмешательство во внутренние дела РФ со стороны иностранных государств или организаций, поддерживаемых иностранными государствами;

5. Демонстрация военной силы вблизи границ РФ, проведение учений с провокационными целями;

6. Наличие вблизи границ РФ или границ ее союзников очагов вооруженных конфликтов, угрожающих их безопасности;

7. Нестабильность, слабость государственных институтов в приграничных странах;

8. Наращивание группировок войск, ведущие к нарушению сложившегося баланса сил вблизи границ РФ или границ ее союзников и прилегающих к их территории морских водах;

9. Расширение военных блоков и союзов в ущерб военной безопасности РФ и ее союзников;

10. Деятельность международных исламских радикальных группировок, усиления позиций исламского экстремизма вблизи российских границ;

11. Ввод иностранных войск (без согласия РФ и Совета Безопасности ООН) на территории сопредельных и дружественных РФ государств;

12. Вооруженные провокации, нападения на военные объекты РФ, расположенные на территории зарубежных государств;

13. Действия, затрудняющие доступ России к стратегически важным транс­портным коммуникациям;

14. Дискриминация, подавление прав, свобод и законных интересов граждан РФ в зарубежных странах;

15. Распространение технологий двойного назначения и компонентов для изготовления ядерного и других видов ОМП.

К основным внутренним угрозам следует отнести:

1. Попытки насильственного изменения конституционного строя;

2. Планирование, подготовка и осуществление действий по нарушению и дезорганизации функционирования органов государственной власти и управления, нападений на государственные, народно-хозяйственные, военные объекты, объекты жизнеобеспечения и информационной инфраструктуры;

3. Создание, оснащение, подготовка и функционирование незаконных воо­руженных формирований;

4. Незаконное распространение (оборот) на территории РФ оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и т.д.;

5. Широкомасштабная деятельность организованной преступности, угрожающей политической стабильности в масштабах субъекта РФ;

6. Деятельность сепаратистских и радикальных религиозно-националисти­ческих движений в РФ.

Трансграничные угрозы

Совмещают в себе черты внутренних и внешних угроз. Будучи по форме проявления внутренними, по своей сути (по источникам стимуляции, возможным участникам, возможным участникам) являются внешними. Имеется тенденция к возрастанию значения трансграничных угроз для безопасности РФ.

Трансграничные угрозы включают в себя:

1. Создание, оснащение, обеспечение и подготовка на территории других государств вооруженных формирований с целью их переброски для действий на территории РФ и территории ее союзников;

Читать еще:  Проблемы обеспечения безопасности

2. Поддерживание из-за рубежа подрывных сепаратистских, национальных и религиозных экстремистских группировок, предназначенных для подрыва конституционного строя, создание угрозы территориальной целостности РФ и безопасности ее граждан;

3. Трансграничная преступность, включающая контрабандную и иную противозаконную деятельность в масштабах, угрожающих военно-политической безопасности РФ или стабильности не территории союзников РФ;

4. Ведение враждебных по отношению к РФ информационных действий;

5. Международный терроризм, если его деятельность затрагивает безопасность РФ;

6. Деятельность наркобизнеса, транспортировка нар­котиков на территорию или использование территории РФ в качестве транзитной территории для транспортировки наркотиков в другие страны.

К угрозам национальной безопасности РФ относятся:

1. Террористическая угроза. Существенной подпиткой для террористов, источником их вооружения и полем деятельности остаются локальные конфликты, зачастую на этнической почве, межконфессиональном противостоянии, которое искусственно нагнетается и навязывается миру экстремистами различных мастей. С 1991 по 2004 гг. зарегистрировано 390 атак камикадзе. Лидером пока является Израиль, где с 2000 по 2004 гг. взорвались 59 «живых бомб».

2. Серьезной угрозой национальной безопасности РФ является угроза распространение ОМП. Если такое оружие попадет в руки террористов, то последствия могут быть просто катастрофическими. Ядерным оружием сейчас обладают 9 государств мира (Россия, США, Англия, Франция, Китай, Индия, Пакистан, Израиль, КНДР), близки к его созданию еще 8 государств.

3. Угрозой является раскручивание маховика гонки вооружений, причем она выходит на новый технологический уровень, угрожая появлением целого арсенала новых дестабилизирующих видов оружия. Военные расходы США в 2006 г. превысили военные расходы России в 23 раза.

4. Отсутствие гарантии не вывода оружия, в том числе и ядерного, в космос. Пуск межконтинентальных баллистических ракет с неядерными боеголовками, может спровоцировать неадекватную реакцию со стороны ядерных держав, включая ответный удар с использованием стратегических ядерных сил. Ситуация с разработкой баллистических ракет в КНДР, Иране.

5. Сохраняется угроза стереотипа блокового мышления. Например, для того чтобы защитится якобы от России, Прибалтийские страны, Грузия и ряд других стран бывшего Варшавского договора вошли или имеют желание войти в блок НАТО. Состав блока НАТО: 1949 г. – 12 государств; 1982 г. – 16 государств; 1999 г. – 19 государств; 2004 г. – 26 государств.

6. Угроза в экономической сфере. Проявляется в сокращении наукоемких производств, снижении инвестиционной (за 2011 г вложения со стороны иностранных инвесторов в Российскую экономику составили 38 млрд. дол., в США за I квартал 2012г. более 130 млрд. дол.), а так же инновационной активности, разрушении научно-технического потенциала.

Увеличивается вывоз за пределы России валютных запасов, стратегически важных видов сырья, отток квалифицированных кадров и интеллектуальной собственности.

В промышленности увеличивается доля топливно-сырьевого сектора, формируется экономическая модель, основанная на экспорте топлива и сырья и импорте оборудования, продовольствия и предметов потребления, т. е. происходит рост зависимости страны от иностранных производителей высокотехнологичной техники, возникает технологическая зависимость РФ от стран Запада и подрыв оборонного потенциала государства.

7. Имеется угроза безопасности России в социальной сфере, в связи с увеличением удельного веса населения, живущего за чертой бедности, расслоения общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан. Всё это ведет к снижению интеллектуального и производительного потенциала России, сокращению численности населения, истощению основных источников духовного и экономического развития, может привести к утрате демократических завоеваний. Примерно 30% населения страны сейчас отказывается от заведения детей по экономическим и духовным причинам.

8. Угроза истощения природных ресурсов и ухудшения экологической ситуации. Эта угроза особенно велика из-за преимущественного развития топливно-энергетических отраслей промышленности, неразвитости законодательной основы природоохранных мероприятий, не использования природо-сберегающих технологий. Нарастает тенденция использования территории России в качестве места захоронения опасных материалов и веществ, размещения на российской территории вредных производств.

9. Увеличивается вероятность возникновения катастроф техногенного характера. По данным зарубежных исследователей риск возникновения техногенных катастроф и аварий в России на 2 порядка превышает этот показатель для западных стран. Доля техногенных ЧС в общем количестве составляет в нашей стране 91,8%.

10. Вызывает тревогу угроза физическому здоровью нации. Наиболее явно это проявляется в кризисном состоянии систем здравоохранения и социальной защиты населения, в росте потребления алкоголя (18 л чистого алкоголя на душу населения, а более 12 л – это уже угроза нации) и наркотических веществ. 3% населения РФ – наркоманы, ежегодно в стране 70.000 чел. умирает от передозировки наркотиков. Официально зарегистрировано более 500 тысяч ВИЧ-инфицированных. На здравоохранение РФ тратит 3% ВВП, а Германия и Франция – 8%. Продолжительность жизни в РФ сейчас составляет 71 год, поставлена задача в течение 6лет поднять её до 75 лет.

Серьезную проблему составляет демографическая ситуация в стране: в ряде регионов РФ смертность превышает рождаемость, ухудшается здоровье людей. В Ярославле, например, в 2011году родилось 6445 человек, а умерло 8330 чел., т.е. убыль составила 1885 чел.

11. В международной сфере угрозы проявляются через попытки некоторых государств противодействовать укреплению России как одного из центров формирующегося многополярного мира. Это проявляется в действиях направленных на нарушение территориальной целостности РФ, а также в территориальных притязаниях.

12. Существуют угрозы в военной сфере. Значение военной силы в системе международных отношений за последнее время не уменьшилось. Военно-политическая обстановка не исключает возможность возникновения вблизи границ России крупных вооруженных конфликтов, затрагивающие интересы безопасности РФ.

13. Появилась новая угроза – морское пиратство.

Угроза национальной безопасности РФ

Национальная безопасность РФ

Национальная безопасность — это состояние защищенности государства, общества и личности от внешних и внутренних угроз, позволяющее обеспечить конституционные свободы и права, достойные уровень и качество жизни граждан, территориальную целостность, суверенитет, устойчивое развитие России, обороны и безопасности государства.

В современном мире постоянно возникают новые угрозы и вызовы, которые требуют, чтобы национальная безопасность Российской Федерации была обеспечена. Национальная безопасность, входящая в структуру международной безопасности — это политика, которая направлена на обеспечение особо значимых интересов личности и государства. Национальная безопасность охватывает военную, экономическую, информационную, экологическую, продовольственную, социально-политическую и духовно-нравственную сферы безопасности. Существуют конкретные механизмы, формы и методы обеспечения безопасности для каждой из этих сфер.

Термин «национальная безопасность» появился в политическом лексиконе, благодаря президенту Америки Теодору Рузвельту в 1904 году.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

В России понятие национальной безопасности стало активно применяться с 1995 года.

Виды внутренних угроз национальной безопасности России

Внутренние угрозы национальной безопасности — это отсутствие стремления к самосохранению и саморазвитию, недостаточное инновационное начало в развитии, неэффективная система государственного регулирования экономики, неспособность искать и находить равновесие интересов в противоречиях и социальных проблемах для обнаружения бесконфликтных путей развития общества; внутренние угрозы не вошли бы в критическую фазу, если бы иностранные государства не ставили своей целью ослабление и даже разрушение СССР, проявившейся в стимулировании оппозиции к радикальным требованиям.

Внутренние угрозы классифицируются на экономические, социальные, угрозы со стороны организованной преступности и т.д.

Сущность внутренних угроз заключена:

  • в попытках изменения конституционного строя и нарушения территориальной целостности РФ с помощью силы;
  • в проектировании, разработке и осуществлении операций по дезорганизации и нарушению функционирования органов государственной власти, агрессии в отношении государственных, экономических и военных объектов, объектов информационной инфраструктуры и жизнеобеспечения;
  • в организации, оснащении, подготовке и функционировании незаконных вооруженных формирований;
  • в преступном распространении боеприпасов, оружия, взрывчатых веществ на территории России;
  • в активизации организованной преступности, которая угрожает политической стабильности в отдельных регионах Российской Федерации;
  • в усиленном движении сепаратистских и радикальных религиозных национальных движений.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Угрозы экономической сферы представляют комплексный характер и напрямую связаны со снижением инвестиционной, инновационной активности, значительным уменьшением внутреннего валового продукта, научно-технического потенциала, разбалансированием банковской системы, стагнацией аграрного сектора, возрастанием внешнего и внутреннего государственного долга и т.д.

Угрозу для безопасности России представляют ослабившийся научно-технический и технологический потенциал страны, сократившиеся исследования на стратегически значимых направлениях научно-технического развития, отток за границу специалистов и интеллектуальной элиты. Это приведет к утрате передовых позиций в мире, деградации наукоемких производств, усилению внешней технологической зависимости и ослаблению обороноспособности России.

Внешние угрозы национальной безопасности

Поползновения других государств помешать укреплению РФ в качестве одного из сильных центров формируемого многополярного мира являются серьезной внешней угрозой национальной безопасности.

Читать еще:  Закрепляет правовые основы обеспечения безопасности личности

Основные внешние угрозы в международной сфере зависят от следующих причин:

  • желание некоторых государств и межгосударственных объединений снизить значение имеющихся механизмов обеспечения международной безопасности, таких как ООН и ОБСЕ;
  • риск снижения экономического, политического, военного влияния РФ в мировом сообществе;
  • усиление и рост военно-политических блоков и союзов, расширение НАТО на восток;
  • вероятность возникновения в непосредственной близости к границам России крупных воинских контингентов и иностранных военных баз;
  • увеличение количества оружия массового уничтожения;
  • спад в Содружестве Независимых Государств интеграционных процессов;
  • создание и обострение конфликтов рядом с государственной границей РФ;
  • территориальные претензии к России.

Угрозы национальной безопасности России в международной сфере видны в попытках некоторых государств замедлить укрепление России в качестве одного из центров влияния в многополярном мире, блокировать реализацию национальных интересов и ослабить ее положение в Европе, в Закавказье, на Ближнем Востоке, в Центральной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Терроризм – одна из самых серьезных угроз национальной безопасности любого государства. Международный терроризм открыто заявляет о начале кампании по дестабилизации ситуации в РФ.

Основные задачи обеспечения национальной безопасности:

  • своевременное прогнозирование и раскрытие как внешних, так и внутренних угроз национальной безопасности России;
  • осуществление долгосрочных и оперативных мер по предупреждению или нейтрализации внешних и внутренних угроз;
  • гарантия территориальной целостности и суверенитета РФ;
  • подъем экономической сферы страны, внедрение в жизнь социально ориентированного и независимого экономического курса;
  • устранение научно-технической и технологической подчиненности РФ от внешних источников;
  • гарантия личной безопасности, конституционных прав и свобод человека на территории РФ;
  • развитие структуры государственной власти, федеративных отношений, законодательства РФ и местного самоуправления, построение гармоничных межнациональных отношений, усиление правопорядка и защита социально-политической стабильности социума;
  • гарантия точного следования законодательству РФ всеми государственными органами, должностными лицами, гражданами, политическими партиями и т.д.;
  • гарантия равноправной и взаимовыгодной совместной деятельности России, особенно с ведущими государствами мира;
  • рост и удержание на высоком уровне военного потенциала страны; усиление системы нераспространения оружия массового поражения;
  • осуществление действенных мер по установлению, предупреждению и прекращению подрывной и разведывательной деятельности иностранных государств, направленной против РФ;
  • значительные меры по улучшению экологической ситуации в стране.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Угрозы национальной безопасности государства и меры по борьбе с ними

Данная статья была скопирована с сайта https://www.sovremennoepravo.ru

Страницы в журнале: 43-45

С. С. Санникова,

старший преподаватель кафедры административного и финансового права Поволжского кооперативного института Российского университета кооперации Центросоюза России sannikovasvetlana@mail.ru

Анализируются угрозы обеспечению национальной безопасности Российской Федерации, имеющие место в различных сферах жизнедеятельности общества. Рассматриваются подходы к решению проблем в области обеспечения национальной безопасности. Определяются приоритетные направления борьбы с угрозами национальной безопасности.

Ключевые слова: национальная безопасность, внутренние, внешние угрозы, терроризм, интеграция.

В Концепции национальной безопасности Российской Федерации рассмотрен широкий перечень внутренних и внешних угроз национальной безопасности страны, при этом объясняется, что причины их существования следует искать в состоянии экономики страны, несовершенстве системы организации государственной власти и гражданского общества, в его социально-политической поляризации и криминализации общественных отношений, росте организованной преступности и коррупции, увеличении масштабов терроризма, обострении межнациональных и осложнении международных отношений.

Под угрозой национальной безопасности понимается непосредственная угроза жизненно важным национальным интересам и национальной безопасности, которая выходит за локальные границы и относится к основным национальным ценностям (суверенитету, государственности, территориальной целостности) [1]. Как справедливо отмечает Н.П. Патрушев, «современные внешние угрозы национальной безопасности России во многом формируются и обостряются под воздействием процессов глобализации, действиями отдельных государств, прежде всего США, по доминированию в мировом сообществе и одностороннем, главным образом силовом решении основных проблем международной политики» [2, с. 34].

В настоящее время угрозы встречаются в различных сферах жизнедеятельности общества — экономической, технологической, информационной, экологической, причем в каждой из этих сфер — свои. В связи с тем, что угрозы национальной безопасности наносят непоправимый вред и ущерб не только интересам государства, но и обществу в целом и каждому человеку в отдельности, следует уделить особое внимание рассмотрению основных угроз, представляющих опасность безопасности страны, и предположить основные направлении борьбы с такими угрозами.

Наиболее серьезные угрозы национальной безопасности России порождают экономическая и политическая сферы, что детерминировано их ролью в развитии и функционировании российского государства.

Угрозы в сфере экономики в самом общем виде могут быть сведены к следующему: превращение экономики в объект противоборства различных политических сил и групп; криминализация экономики; потеря управляемости хозяйственными связями; структурная деформированность экономики; относительное и абсолютное уменьшение объемов производимого валового внутреннего продукта; замедление темпов обновления технической и технологической базы хозяйства; усиление дифференциации в доходах различных групп населения; высокий уровень монополизации экономики; неблагоприятная структура экспорта [3]. К угрозам национальной безопасности в экономической сфере можно отнести также и наличие внешнего и внутреннего долга, низкую инвестиционную и инновационную активность. Немаловажной проблемой в рассматриваемой сфере является и имеющая место стагнация аграрного сектора.

Наличие таких угроз свидетельствует о том, что защита экономических интересов Российской Федерации должна выступать приоритетным направлением государственной политики в области обеспечения национальной безопасности. Дабы минимизировать последствия названных выше угроз, представляется необходимым создать в Российской Федерации действенный механизм контроля соблюдения законодательства, как со стороны государственных органов путем усиления государственного регулирования в экономике, так и со стороны населения — так называемый общественный надзор за деятельностью хозяйствующих субъектов. Однако один только контроль не позволит достичь конечной цели обеспечения национальной безопасности; здесь потребуются скоординированная деятельность государства по повышению конкурентоспособности отечественных производителей, повышению уровня жизни населения, по преодолению последствий мирового финансового кризиса, затронувшего практически каждое государство мира, в том числе и Российскую Федерацию.

Однако при этом имеет место проблема разрушения и размывания единого правового пространства. Решение данной проблемы направлено на обеспечение государственной и общественной безопасности, общественного мира и согласия, межнационального и межконфессионального сотрудничества и благополучия, подавления сопротивления противоборствующих социальных сил, охрану суверенитета от внешнего посягательства путем принятия антигосударственных норм и т. п., поскольку безопасность и защищенность единого правового пространства как элемента государства является условием его существования и развития.

Важным шагом на пути к борьбе с угрозами в экономической сфере можно признать активное включение России в процесс мировой интеграции — создание Таможенного Союза России, Белоруссии и Казахстана, вступление во Всемирную торговую организацию, расширение рынков сбыта отечественных производителей высокотехнологической продукции позволит уменьшить риск угроз национальной безопасности в экономической сфере. Однако следует отметить, что вступление во Всемирную торговую организацию порождает определенные последствия для национальной безопасности государства, с которыми уже столкнулись другие страны:

— угрозы отечественной обрабатывающей промышленности, не выдерживающей конкуренции с более развитыми странами;

— рост безработицы и социальной напряженности в обществе;

— отток квалифицированных кадров из отечественных предприятий в иностранные;

— утрата контроля над целыми сегментами экономики (например, финансовой системы) и внутреннего рынка [4, с. 61].

Политическая нестабильность в обществе, недостаточный уровень легитимности основных государственных институтов, недоверие граждан к органам управления, несовершенство законодательства, коррупция, терроризм создают прямую угрозу национальной безопасности государства. Особенность политических угроз заключается в том, что они способны нанести ущерб не только национальной, но и региональной, глобальной безопасности. Для России на современном этапе ее развития наибольшую угрозу представляют организованные преступные группы, в том числе и бандитские, совершающиеся террористические акты [5, с. 8]. Ситуация усложняется тем, что борьба с терроризмом, которая проявляется внутри страны, но зачастую конспирируются и финансируются из-за рубежа. Следовательно, борьба с терроризмом должна начинаться с пресечения финансирования незаконных вооруженных формирований, которые получают средства не только преступным, но и легальным путем.

Решение проблем политического характера должно строиться на основе единой, целостной, комплексной государственной концепции, учитывающей международно-правовые акты и реалии государственного и общественного устройства страны. В настоящее время в России отсутствует надежная система сдержек и противовесов различных ветвей власти, что позволяет исполнительным органам власти занимать доминирующее положение в стране, а, следовательно, провоцирует недоверие граждан к органам власти. Представляется, что для обеспечения национальной безопасности от внутренних политических угроз необходимо проводить постоянную работу по совершенствованию законодательства, по профилактике коррупционных правонарушений, в том числе в органах государственной власти, создать такой механизм формирования органов государства, который бы обеспечивал их легитимность и способствовал повышению уровня доверия населения к властным структурам.

Читать еще:  Цели и задачи системы информационной безопасности

Как уже отмечалось, спектр сфер, в которых проявляются угрозы безопасности государства, не исчерпывается лишь экономической и политической составляющей. Особую озабоченность на сегодняшний день вызывают также угрозы в научно-технической сфере: все заметнее становится снижение научно-технического и технологического потенциала страны, сокращение проводимых исследований, отток специалистов, а, следовательно, и интеллектуальной собственности за рубеж.

Дабы избежать негативных последствий указанных угроз государству, необходимо увеличивать производство наукоемкой продукции, развивать прогрессивные технологии; оказывать поддержку, в том числе материальную, начинающим ученым, а также ведущим научным школам в виде грантов, стипендий и т. д. Целесообразно привлекать частный капитал к развитию научно-технической деятельности, а также стимулировать приток иностранный инвестиций в научную сферу российского государства.

В эпоху становления и развития информационного пространства и общества, широкого распространения Интернета, формирования системы электронного правительства внешние и внутренние угрозы обеспечению национальной безопасности в информационной сфере являются одной из ключевых проблем государства и его органов. Среди внешних гроз можно отметить доминирование отдельных государств на мировом информационном рынке, несанкционированный доступ к закрытой государственной информации, нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, а также сохранности информационных ресурсов, так называемые «информационные войны» и т. д. Среди внутренних угроз А.А. Тедеев называет следующие: уничтожение и модификация данных в информационных системах, незаконный сбор и использование информации, незаконное копирование данных в информационных системах, дезинформация, сокрытие или искажение информации, хищение информации из баз данных и т. д. [6, с. 81].

В целях борьбы с угрозами в указанной сфере необходима постоянная работа государственных органов и их должностных лиц по реализации прав и свобод граждан в информационно сфере, совершенствованию и защите информационной инфраструктуры Российской Федерации, противодействию информационным войнам, а также интеграция Российской Федерации в мировое информационное пространство.

Подводя итог, можно отметить, что сложившаяся в Российской Федерации геополитическая обстановка таит в себе угрозы всем сферам национальной безопасности России, и от адекватного ответа на эти угрозы зависит место и роль нашей страны как внутри интеграционных объединений, так и на международной арене.

1. Манилов В.Л. Угрозы национальной безопасности России // Военная мысль. 1996. № 1. С. 7—17.

2. Патрушев Н.П. Особенности современных вызовов и угроз национальной безопасности России // Журнал российского права. 2007. № 7.

3. Михайлов Б.И. Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы обеспечения // Проблемы обеспечения экономической безопасности России: сб. науч. ст. / под ред. Г.Н. Диденко. — М., 1997. С. 12—22.

4. Михайленко А.Н., Груздов С.В. Понятия угрозы и вызова национальной безопасности // Научно-аналитический журнал Обозреватель — Observer. 2011. Т. 253.

5. Вакуленко В.Ф. Терроризм и бандитизм. К вопросу о соотношении составов // Закон и право. 2003. № 7.

6. Тедеев А.А. Информационное право: учеб. — М., 2005.

Виды национальной безопасности

Видами национальной безопасности являются:

1) общественная безопасность — состояние защищенности жизни, здоровья и благополучия граждан, духовно-нравственных ценностей казахстанского общества и системы социального обеспечения от реальных и потенциальных угроз, при котором обеспечивается целостность общества и его стабильность;

2) военная безопасность — состояние защищенности жизненно важных интересов человека и гражданина, общества и государства от внешних и внутренних угроз, связанных с применением военной силы или намерением ее применения;

3) политическая безопасность — состояние защищенности основ конституционного строя, деятельности системы государственных органов и порядка государственного управления от реальных и потенциальных угроз, при котором обеспечивается соблюдение прав и свобод граждан, социальных групп и баланс их интересов, стабильность, целостность и благоприятное международное положение государства;

4) экономическая безопасность — состояние защищенности национальной экономики Республики Казахстан от реальных и потенциальных угроз, при котором обеспечивается устойчивое ее развитие и экономическая независимость;

5) информационная безопасность — состояние защищенности информационного пространства Республики Казахстан, а также прав и интересов человека и гражданина, общества и государства в информационной сфере от реальных и потенциальных угроз, при котором обеспечивается устойчивое развитие и информационная независимость страны;

6) экологическая безопасность — состояние защищенности жизненно важных интересов и прав человека и гражданина, общества и государства от угроз, возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на окружающую среду.

Вопрос.Угрозы национальной безопасности: сущность, классификация, содержание

Удовлетворение национальных интересов происходит в рамках процессов взаимодействия государств на международной арене, а также различных социальных сил внутри них. Эти процессы носят характер противоборства и сотрудничества, что в целом позволяет рассматривать их как разновидность борьбы за существование. Последняя вызывает прямое и косвенное соревнование между государствами и заставляет их так или иначе учитывать взаимные интересы. В экономической сфере это соревнование носит характер конкуренции, а во внеэкономической — военно- политического и культурно-информационного противоборства. Формы и направленность такого противоборства и сотрудничества определяются национальными интересами. Поскольку ресурсы, направляемые на развитие, для государств различаются лишь частично, то столкновение их интересов перманентно.

Именно эти столкновения в ходе удовлетворения национальных интересов порождают угрозы национальной безопасности. Угроза национальной безопасности — это опасность, определяемая деятельностью, препятствующей удовлетворению национальных интересов, т.е. посягательство на национальный интерес и намерение нанести вред, всегда связанные с целенаправленной деятельностью какой-либо противостоящей социальной силы. Другими словами, угроза национальной безопасности неразрывно связана с тем или иным национальным интересом. Нет национального интереса — не существует и угрозы.

Следует отметить, что в зарубежной практике не сформировано единого, всеми признаваемого подхода к понятию «угроза» В связи с этим часто понятия «угроза» и «опасность» используются как синонимы.

Информациоонные угрозы, военные угрозы.

Основные угрозы национальной безопасности ( см Закон о НБ от 6 января 2012г.)

1. Основными угрозами национальной безопасности являются:

1) снижение уровня законности и правопорядка, в том числе рост преступности, включая организованные ее формы, сращивание государственных органов с криминальными структурами, террористическими или экстремистскими организациями, покровительство должностных лиц незаконному обороту капитала, коррупция, незаконный оборот оружия и наркотических средств, способствующие снижению степени защищенности национальных интересов;

2) ухудшение демографической ситуации и здоровья населения, в том числе резкое снижение рождаемости, повышение смертности;

3) неконтролируемые миграционные процессы;

4) снижение уровня и качества здравоохранения, образования и интеллектуального потенциала страны;

5) утрата культурного и духовного наследия народа Республики Казахстан;

6) обострение социальной и политической обстановки, выражающееся в межнациональных и межконфессиональных конфликтах, массовых беспорядках;

7) деятельность, направленная на насильственное изменение конституционного строя, в том числе действия, посягающие на унитарность Республики Казахстан, целостность, неприкосновенность, неотчуждаемость ее территории, безопасность охраняемых лиц;

8) терроризм, экстремизм и сепаратизм в любых их формах и проявлениях;

9) разведывательно-подрывная деятельность специальных служб иностранных государств, а также организаций и отдельных лиц, направленная на нанесение ущерба национальной безопасности;

10) дезорганизация деятельности государственных органов, нарушение их бесперебойного функционирования, снижение степени управляемости в стране;

11) нанесение ущерба экономической безопасности государства, включая использование стратегических ресурсов вопреки интересам страны, препятствование инновационному развитию и росту инвестиционной активности, неконтролируемый вывоз капитала и товаров за пределы страны, рост теневой экономики;

12) снижение устойчивости финансовой системы;

13) сокращение производства, снижение качества, конкурентоспособности, экспортного, транзитного потенциала и доступности продукции и товаров, сокращение поставок из других государств продукции и товаров, не производимых в Республике Казахстан;

14) снижение уровня обороноспособности страны, угроза неприкосновенности государственной границы и применения силы в отношении Республики Казахстан, агрессия против нее;

15) создание не предусмотренных законодательством Республики Казахстан военизированных формирований;

16) снижение уровня защищенности информационного пространства страны, а также национальных информационных ресурсов от несанкционированного доступа;

17) информационное воздействие на общественное и индивидуальное сознание, связанное с преднамеренным искажением и распространением недостоверной информации в ущерб национальной безопасности;

18) резкое ухудшение экологической ситуации, в том числе качества питьевой воды, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, эпидемии и эпизоотии;

19) нанесение ущерба национальным интересам на международном уровне, политическому имиджу и экономическому рейтингу Казахстана.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector