Invest-currency.ru

Как обезопасить себя в кризис?
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Угрозы национальной безопасности россии кратко

УГРОЗЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

Угроза безопасности РФ— совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Реальная и потенциальная угроза объектам безопасности, исходящая от внутренних и внешних источников, определяет содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности.

Угрозы безопасности можно условно разделить на политические (угрозы существующему конституционному строю), экономические, военные, информационные, техногенные, экологические и иные.

Наиболее полно весь спектр угроз РФ получил отражение в Концепции национальной безопасности РФ, Федеральных законах «Об обороне», «О безопасности». Военная сфера и угрозы в ней отражены в Военной доктрине РФ.

Весьма значительной остается террористическая угроза, причем существенной подпиткой для террористов, источником их вооружений и полем для практического применения сил остаются локальные конфликты, зачастую на этнической почве, к которой нередко добавляется межконфессиональное противостояние, искусственно нагнетаемое и навязываемое миру.

Серьезная опасность связана и с распространением оружия массового поражения. В том случае, если такое оружие попадет в руки

террористов, а они к этому стремятся, последствия будут просто катастрофическими.

Значимым направлением международной политики на протяжении десятилетий остается разоружение. И наша страна внесла огромный вклад в поддержание стратегической стабильности в мире.

Сохраняются угрозы в экономической сфере, проявляющиеся в сокращении производства, снижении инвестиционной и инновационной активности, разрушении научно-технического потенциала. Несомненную угрозу составляет увеличение доли топливно-сырье-вого сектора, формирование экономической модели, основанной на экспорте топлива и сырья и импорте оборудования, продовольствия и предметов потребления, что может привести к завоеванию внутреннего рынка России иностранными фирмами.

Угрозой безопасности России в социальной сфере выступает увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности, расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, усиление социальной напряженности.

Угроза истощения природных ресурсов и ухудшения экологической ситуации нарастает из-за преимущественного развития топливно-энергетических отраслей промышленности и неразвитости законодательной основы природоохранных мероприятий, отсутствия либо ограниченного использования природосберегающих технологий, низкой экологической культуры.

Угрозы национальной безопасности РФ в международной сфере проявляются через попытки других государств противодействовать укреплению России как одного из влиятельных центров формируемого многополярного мира.

Основные внешние угрозы:

— развертывание группировок сил и средств, преследующих цель военного нападения на РФ или ее союзников;

— территориальные претензии к РФ, угроза политического или силового отторжения от РФ отдельных территорий;

— осуществление государствами или общественно-политическими структурами программ по созданию оружия массового поражения;

— вмешательство во внутренние дела РФ со стороны иностранных государств или организаций, поддерживаемых иностранными государствами;

— демонстрация военной силы вблизи границ РФ, проведение учений с провокационными целями;

— наличие вблизи границ РФ или границ ее союзников очагов вооруженных конфликтов, угрожающих их безопасности;

— нестабильность, слабость государственного строя в отдельных приграничных странах;

— наращивание группировок войск, ведущее к нарушению сложившегося баланса сил вблизи границ РФ или границ ее союзников и в прилегающих к их территории морских водах;

— расширение военных блоков и союзов в ущерб военной безопасности Российской Федерации или ее союзников;

— ввод иностранных войск (без согласия РФ и санкции Совета безопасности ООН) на территории сопредельных и дружественных РФ государств.

Основные внутренние угрозы:

— сырьевой характер экономики, отсутствие производства отечественных товаров, низкая производительность труда;

— низкий уровень развития сельского хозяйства и недостаточное производство отечественной сельскохозяйственной продукции;

— социальное неблагополучие и низкий уровень жизни большинства населения;

— высокий уровень коррупции;

— терроризм и попытки насильственного изменения конституционного строя;

— создание, оснащение, подготовка и функционирование незаконных вооруженных формирований;

— незаконное распространение (оборот) на территории РФ оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и др.;

— широкомасштабная деятельность организованной преступности, угрожающая политической стабильности в масштабах субъекта РФ;

— деятельность сепаратистских и радикальных религиозно-националистических движений в РФ.

Исходный момент в оценке уровня угроз в военной сфере для РФ заключается в том, что значение военной силы в системе международных отношений за последнее время не уменьшилось. Более того, военно-политическая обстановка не исключает возможности возникновения вблизи границ России крупных вооруженных конфликтов, затрагивающих интересы безопасности РФ, или возникновения прямой военной угрозы безопасности РФ.

Основная задача Вооруженных сил России и стран-союзников — нейтрализация внешних угроз, а также участие в нейтрализации внутренних и трансграничных угроз. На сегодняшний день уровень военной опасности для России можно расценить как относительно невысокий. Ни одна из существующих конфликтных ситуаций силового плана не создает прямой военной угрозы безопасности РФ. В то

же время, учитывая изменения геополитической обстановки в мире, приходится констатировать, что обеспечение безопасности РФ только за счет политических возможностей (членство в международных организациях, партнерские отношения, возможности влияния) становится недостаточным.

Дата добавления: 2016-09-20 ; просмотров: 7542 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Национальная безопасность и национальные интересы России;

Россия – одна из крупнейших стран мира, имеющая богатые исторические и культурные традиции. Ее экономический, научно–технический и военный потенциал, уникальное географическое положение на Евразийском континенте позволяют Российской Федерации играть важную роль в современном мире. Объективно сохраняется общность интересов России и других государств по многим проблемам безопасности, включая противодействие распространению оружия, борьбу с терроризмом и наркобизнесом, решение экологических проблем и обеспечение ядерной безопасности. Вместе с тем ряд государств активизирует усилия, направленные на ослабление России в целом и ее влияния на международную политику.

Основные понятия национальной безопасности России сформулированы в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24.

Под национальной безопасностьюРоссии понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации.

Национальные интересыРоссии – это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах (табл. 6). Эти интересы носят долгосрочный характер и определяют стратегические цели и текущие задачи внутренней и внешней политики Российской Федерации.

Национальные интересы Российской Федерации в некоторых экономических и политических сферах


Важнейшей составляющей национальных интересов России является защита личности, общества и государства от терроризма, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий, а в военное время – от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

УГРОЗЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

Сегодня существует три типа угроз национальной безопасности Российской Федерации: внешние, внутренние и трансграничные.

К внешним угрозам следует отнести:

• развертывание группировок вооруженных сил и средств вблизи границ Российской Федерации и ее союзников;

• территориальные претензии к Российской Федерации, угрозы отторжения от Российской Федерации отдельных территорий;

• вмешательство во внутренние дела Российской Федерации со стороны иностранных государств;

• наращивание группировок войск, ведущее к нарушению сложившегося баланса сил вблизи границ Российской Федерации;

• вооруженные провокации, включая нападения на военные объекты России, расположенные на территории зарубежных государств, а также на объекты и сооружения на Государственной границе РФ и границах ее союзников;

• действия, затрудняющие доступ России к стратегически важным транспортным коммуникациям;

• дискриминация, несоблюдение прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации в некоторых зарубежных государствах.

К внутренним угрозам специалисты относят:

• попытки насильственного изменения конституционного строя и нарушения территориальной целостности России;

• планирование, подготовка и осуществление действий по нарушению и дезорганизации функционирования органов государственной власти и управления, нападений на государственные, экономические и военные объекты, объекты жизнеобеспечения и информационной инфраструктуры;

Читать еще:  Виды угроз национальной безопасности россии

• создание, оснащение, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований;

• незаконное распространение на территории Российской Федерации оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ;

• широкомасштабная деятельность организованной преступности, угрожающая политической стабильности в некоторых регионах Российской Федерации;

• деятельность сепаратистских и радикальных религиозных национальных движений.

Трансграничные угрозы проявляются в следующем:

• создание, оснащение и подготовка на территории других государств вооруженных формирований и групп с целью их переброски для действий на территории России;

• деятельность поддерживающихся из–за рубежа подрывных сепаратистских, национальных или религиозных экстремистских группировок, направленная на подрыв конституционного строя России, создание угрозы ее территориальной целостности и безопасности ее граждан;

• трансграничная преступность, в том числе контрабандная и другая противозаконная деятельность в угрожающих масштабах;

• ведение враждебных по отношению к Российской Федерации информационных действий;

• деятельность наркобизнеса, создающая угрозу проникновения наркотиков на территорию России или использования ее территории для транзита наркотиков в другие страны;

• деятельность международных террористических организаций.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ РОССИИ

Обеспечение национальной безопасности и национальных интересов России осуществляется в политической, экономической, гуманитарной и военной областях. Оно тесно связано с местом России в системе глобальных военно–политических отношений, которые характеризуются сегодня сочетанием двух основных тенденций. С одной стороны, наблюдается стремление сформировать новую, более справедливую и демократичную систему международных экономических и политических отношений. С другой стороны, расширяется практика применения вооруженной силы на основании национальных решений вне мандата ООН.

В этих условиях сохраняется значение военной силы как инструмента внешней политики для обеспечения национальной безопасности России, которая последовательно выступает за создание такой системы международных отношений, в которой значение военной силы будет минимизировано, а ее функции будут сведены к задаче сдерживания вооруженных конфликтов.

Важнейшим аспектом, определяющим подходы к обеспечению национальной безопасности Российской Федерации являются отношения нашей страны с наиболее значимыми элементами современной системы международных отношений. К ним, прежде всего, следует отнести Организацию Объединенных Наций и Совет Безопасности ООН, Содружество Независимых Государств, Организацию Североатлантического договора (НАТО) и Европейский союз (ЕС), Стратегическое партнерство России и США, Шанхайскую организацию по сотрудничеству (ШОС).

Организация Объединенных Наций и Совет Безопасности ООН рассматриваются Россией в качестве центрального элемента, обеспечивающего глобальную стабильность в мире. Снижение их роли и переход к применению вооруженных сил на основании национальных решений оцениваются Россией как тенденция, в перспективе способная создать серьезную угрозу нашим национальным интересам.

Отношения со странами СНГ являются для России важнейшим направлением внешней политики. Наша страна стремится и дальше развивать военно–политическое сотрудничество в рамках содружества.

Отношения России с НАТО определяются Римской декларацией 2001 г. Российская Федерация рассчитывает на полное устранение прямых и косвенных компонентов антироссийской направленности из военного планирования и из политических деклараций стран – членов Североатлантического блока. Однако, если НАТО сохранится в качестве военного союза с существующей сегодня наступательной военной доктриной, это потребует коренной перестройки российского военного планирования и принципов строительства российских Вооруженных Сил, в том числе и изменений в нашей ядерной стратегии.

Россия готова расширять сотрудничество с США в политической, военно–политической и экономической сферах, а также в сфере обеспечения стратегической стабильности и демонтажа наследия «холодной войны». Наша страна поддерживает усилия США по борьбе с международным терроризмом.

Шанхайская организация по сотрудничеству играет важную роль в обеспечении региональной стабильности в Центральной Азии и в Дальневосточном регионе. Сотрудничество с этой организацией направлено на формирование зоны мира и стабильности на юго–восточном и дальневосточном направлениях, что исключало бы возникновение крупномасштабной военной угрозы.

Современная геополитическая обстановка в мире такова, что обеспечение национальной безопасности России только за счет политических возможностей (членство в международных организациях, партнерские отношения и др.) становится недостаточным. Нейтрализация внешних, внутренних и трансграничных угроз национальной безопасности России все в большей степени становится главной функцией военной организации государства, поэтому значение военной силы как инструмента по обеспечению национальных интересов и безопасности России не только сохраняется, но и возрастает.

Вопросы и задания

1. Что вы понимаете под национальной безопасностью России?

2. Что включают в себя национальные интересы России?

3. Какие типы угроз национальной безопасности России существуют сегодня?

4. Отношения с какими организациями и странами наиболее важны для обеспечения национальных интересов и безопасности нашей страны?

5. Подготовьте и обоснуйте сообщение о возрастании роли военной организации государства для обеспечения национальных интересов и безопасности нашей страны в настоящее время.

Угрозы национальной безопасности государства и меры по борьбе с ними

Данная статья была скопирована с сайта https://www.sovremennoepravo.ru

Страницы в журнале: 43-45

С. С. Санникова,

старший преподаватель кафедры административного и финансового права Поволжского кооперативного института Российского университета кооперации Центросоюза России sannikovasvetlana@mail.ru

Анализируются угрозы обеспечению национальной безопасности Российской Федерации, имеющие место в различных сферах жизнедеятельности общества. Рассматриваются подходы к решению проблем в области обеспечения национальной безопасности. Определяются приоритетные направления борьбы с угрозами национальной безопасности.

Ключевые слова: национальная безопасность, внутренние, внешние угрозы, терроризм, интеграция.

В Концепции национальной безопасности Российской Федерации рассмотрен широкий перечень внутренних и внешних угроз национальной безопасности страны, при этом объясняется, что причины их существования следует искать в состоянии экономики страны, несовершенстве системы организации государственной власти и гражданского общества, в его социально-политической поляризации и криминализации общественных отношений, росте организованной преступности и коррупции, увеличении масштабов терроризма, обострении межнациональных и осложнении международных отношений.

Под угрозой национальной безопасности понимается непосредственная угроза жизненно важным национальным интересам и национальной безопасности, которая выходит за локальные границы и относится к основным национальным ценностям (суверенитету, государственности, территориальной целостности) [1]. Как справедливо отмечает Н.П. Патрушев, «современные внешние угрозы национальной безопасности России во многом формируются и обостряются под воздействием процессов глобализации, действиями отдельных государств, прежде всего США, по доминированию в мировом сообществе и одностороннем, главным образом силовом решении основных проблем международной политики» [2, с. 34].

В настоящее время угрозы встречаются в различных сферах жизнедеятельности общества — экономической, технологической, информационной, экологической, причем в каждой из этих сфер — свои. В связи с тем, что угрозы национальной безопасности наносят непоправимый вред и ущерб не только интересам государства, но и обществу в целом и каждому человеку в отдельности, следует уделить особое внимание рассмотрению основных угроз, представляющих опасность безопасности страны, и предположить основные направлении борьбы с такими угрозами.

Наиболее серьезные угрозы национальной безопасности России порождают экономическая и политическая сферы, что детерминировано их ролью в развитии и функционировании российского государства.

Угрозы в сфере экономики в самом общем виде могут быть сведены к следующему: превращение экономики в объект противоборства различных политических сил и групп; криминализация экономики; потеря управляемости хозяйственными связями; структурная деформированность экономики; относительное и абсолютное уменьшение объемов производимого валового внутреннего продукта; замедление темпов обновления технической и технологической базы хозяйства; усиление дифференциации в доходах различных групп населения; высокий уровень монополизации экономики; неблагоприятная структура экспорта [3]. К угрозам национальной безопасности в экономической сфере можно отнести также и наличие внешнего и внутреннего долга, низкую инвестиционную и инновационную активность. Немаловажной проблемой в рассматриваемой сфере является и имеющая место стагнация аграрного сектора.

Наличие таких угроз свидетельствует о том, что защита экономических интересов Российской Федерации должна выступать приоритетным направлением государственной политики в области обеспечения национальной безопасности. Дабы минимизировать последствия названных выше угроз, представляется необходимым создать в Российской Федерации действенный механизм контроля соблюдения законодательства, как со стороны государственных органов путем усиления государственного регулирования в экономике, так и со стороны населения — так называемый общественный надзор за деятельностью хозяйствующих субъектов. Однако один только контроль не позволит достичь конечной цели обеспечения национальной безопасности; здесь потребуются скоординированная деятельность государства по повышению конкурентоспособности отечественных производителей, повышению уровня жизни населения, по преодолению последствий мирового финансового кризиса, затронувшего практически каждое государство мира, в том числе и Российскую Федерацию.

Читать еще:  Основные средства обеспечения национальной безопасности

Однако при этом имеет место проблема разрушения и размывания единого правового пространства. Решение данной проблемы направлено на обеспечение государственной и общественной безопасности, общественного мира и согласия, межнационального и межконфессионального сотрудничества и благополучия, подавления сопротивления противоборствующих социальных сил, охрану суверенитета от внешнего посягательства путем принятия антигосударственных норм и т. п., поскольку безопасность и защищенность единого правового пространства как элемента государства является условием его существования и развития.

Важным шагом на пути к борьбе с угрозами в экономической сфере можно признать активное включение России в процесс мировой интеграции — создание Таможенного Союза России, Белоруссии и Казахстана, вступление во Всемирную торговую организацию, расширение рынков сбыта отечественных производителей высокотехнологической продукции позволит уменьшить риск угроз национальной безопасности в экономической сфере. Однако следует отметить, что вступление во Всемирную торговую организацию порождает определенные последствия для национальной безопасности государства, с которыми уже столкнулись другие страны:

— угрозы отечественной обрабатывающей промышленности, не выдерживающей конкуренции с более развитыми странами;

— рост безработицы и социальной напряженности в обществе;

— отток квалифицированных кадров из отечественных предприятий в иностранные;

— утрата контроля над целыми сегментами экономики (например, финансовой системы) и внутреннего рынка [4, с. 61].

Политическая нестабильность в обществе, недостаточный уровень легитимности основных государственных институтов, недоверие граждан к органам управления, несовершенство законодательства, коррупция, терроризм создают прямую угрозу национальной безопасности государства. Особенность политических угроз заключается в том, что они способны нанести ущерб не только национальной, но и региональной, глобальной безопасности. Для России на современном этапе ее развития наибольшую угрозу представляют организованные преступные группы, в том числе и бандитские, совершающиеся террористические акты [5, с. 8]. Ситуация усложняется тем, что борьба с терроризмом, которая проявляется внутри страны, но зачастую конспирируются и финансируются из-за рубежа. Следовательно, борьба с терроризмом должна начинаться с пресечения финансирования незаконных вооруженных формирований, которые получают средства не только преступным, но и легальным путем.

Решение проблем политического характера должно строиться на основе единой, целостной, комплексной государственной концепции, учитывающей международно-правовые акты и реалии государственного и общественного устройства страны. В настоящее время в России отсутствует надежная система сдержек и противовесов различных ветвей власти, что позволяет исполнительным органам власти занимать доминирующее положение в стране, а, следовательно, провоцирует недоверие граждан к органам власти. Представляется, что для обеспечения национальной безопасности от внутренних политических угроз необходимо проводить постоянную работу по совершенствованию законодательства, по профилактике коррупционных правонарушений, в том числе в органах государственной власти, создать такой механизм формирования органов государства, который бы обеспечивал их легитимность и способствовал повышению уровня доверия населения к властным структурам.

Как уже отмечалось, спектр сфер, в которых проявляются угрозы безопасности государства, не исчерпывается лишь экономической и политической составляющей. Особую озабоченность на сегодняшний день вызывают также угрозы в научно-технической сфере: все заметнее становится снижение научно-технического и технологического потенциала страны, сокращение проводимых исследований, отток специалистов, а, следовательно, и интеллектуальной собственности за рубеж.

Дабы избежать негативных последствий указанных угроз государству, необходимо увеличивать производство наукоемкой продукции, развивать прогрессивные технологии; оказывать поддержку, в том числе материальную, начинающим ученым, а также ведущим научным школам в виде грантов, стипендий и т. д. Целесообразно привлекать частный капитал к развитию научно-технической деятельности, а также стимулировать приток иностранный инвестиций в научную сферу российского государства.

В эпоху становления и развития информационного пространства и общества, широкого распространения Интернета, формирования системы электронного правительства внешние и внутренние угрозы обеспечению национальной безопасности в информационной сфере являются одной из ключевых проблем государства и его органов. Среди внешних гроз можно отметить доминирование отдельных государств на мировом информационном рынке, несанкционированный доступ к закрытой государственной информации, нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, а также сохранности информационных ресурсов, так называемые «информационные войны» и т. д. Среди внутренних угроз А.А. Тедеев называет следующие: уничтожение и модификация данных в информационных системах, незаконный сбор и использование информации, незаконное копирование данных в информационных системах, дезинформация, сокрытие или искажение информации, хищение информации из баз данных и т. д. [6, с. 81].

В целях борьбы с угрозами в указанной сфере необходима постоянная работа государственных органов и их должностных лиц по реализации прав и свобод граждан в информационно сфере, совершенствованию и защите информационной инфраструктуры Российской Федерации, противодействию информационным войнам, а также интеграция Российской Федерации в мировое информационное пространство.

Подводя итог, можно отметить, что сложившаяся в Российской Федерации геополитическая обстановка таит в себе угрозы всем сферам национальной безопасности России, и от адекватного ответа на эти угрозы зависит место и роль нашей страны как внутри интеграционных объединений, так и на международной арене.

1. Манилов В.Л. Угрозы национальной безопасности России // Военная мысль. 1996. № 1. С. 7—17.

2. Патрушев Н.П. Особенности современных вызовов и угроз национальной безопасности России // Журнал российского права. 2007. № 7.

3. Михайлов Б.И. Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы обеспечения // Проблемы обеспечения экономической безопасности России: сб. науч. ст. / под ред. Г.Н. Диденко. — М., 1997. С. 12—22.

4. Михайленко А.Н., Груздов С.В. Понятия угрозы и вызова национальной безопасности // Научно-аналитический журнал Обозреватель — Observer. 2011. Т. 253.

5. Вакуленко В.Ф. Терроризм и бандитизм. К вопросу о соотношении составов // Закон и право. 2003. № 7.

6. Тедеев А.А. Информационное право: учеб. — М., 2005.

Основные угрозы национальной безопасности России по сферам жизнедеятельности государства.

Основные угрозы национальной безопасности:

•экономический рост остается неустойчивым;

•преобладание в экспортных поставках сырья и материала, а в импортных – предметов потребления и продовольствия;

•расслоение общества на богатых и бедных;

•сложная демографическая ситуация;

•малая средняя продолжительность жизни;

•ослабление фундаментальной ячейки общества;

•низкая экологическая культура населения;

•использование территории России для захоронения отходов;

•использование морально устаревшего оборудования;

технологический разрыв ряда ведущих государств по созданию вооружения

Нац. Безопасность — безопасность многонационального народа РФ как носителя суверенитета и единства источника власти в РФ.

Угроза нац. безопасности -совокупность условий и факторов, создающих опасность для жизненно важных интересов государства, личности и общества. Основные угрозы:

В сфере экономики: 1)Сокращение ВВП 2) Снижение инвестиционной активности 3) Уменьшение научно-технического потенциала 4) Стагнация аграрного сектора 5) Рост внутреннего и внешнего долга 6) Преобладание экспорта сырья и энергии и импорта продовольственных товаров и предметов потребления.

Обеспечение национальной безопасности России (национальные программы, важнейшие задачи).

Основой обеспечения национальной безопасности РФ является эффективное функционирование системы безопасности во всех сферах национальных интересов России

-своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз

-подъем экономики страны

-улучшение экологической ситуации в стране

-обеспечение суверенитета и тер целостности РФ, безоп границ

Читать еще:  Информационная безопасность рб

-укрепление режима нераспространения оружия массового поражения

-реализация оперативных и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних

и внешних угроз

Основные функции гос. власти в обеспечении безопасности

1)выявление и прогнозирования опасностей объектом безопасности

2)создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечивающих безопасность

3)восстановление нормальной жизнедеятельности на территории, пострадавшей от ЧС

4)проведение комплексных мер по снижению риска ЧС

5)участие в международной системе безопасности

Основные функции системы безопасности

1.Выявление и прогнозирование опасностей объектам безопасности.

2.Создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности, управление ими в повседневных условиях.

3.Восстановление нормальной жизнедеятельности на территориях,

пострадавших от ЧС.

4.Осуществление комплекса мер по снижению и смягчению рисков ЧС.

5.Участие в международных системах безопасности.

Силы и средства обеспечения безопасности

1) Вооруженные силы РФ. 2) Федеральные органы безопасности. 3)Органы внутренних дел, внешней разведки, налоговой службы. 4) Силы и средства ликвидации ЧС. 5) Гражданские организации ГО (формирования ГО). 6) Пограничные войска, внутренние войска. 7) Органы, обеспечивающие безопасность в промышленности, сельском хозяйстве, транспорте и т.д. 8) Службы, обеспечивающие информационную безопасность. 9) Таможня. 10) Природоохранительные органы. 11)

Органы охраны здоровья.

В реализации политики обеспечения национальной безопасности принимают участие:

1.Президент — руководит органами и силами обеспечения безопасности;

2.Федеральное собрание — формирует законодательную базу в сфере безопасности;

3. Правительство — координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ, формирует статьи бюджета для реализации программ в области безопасности.

4. Совет безопасности — проводит работу по выявлению и оценке угроз безопасности; контролирует деятельность органов и сил обеспечения безопасности;

5.Федеральные органы исполнительной власти — исполняют решения, разрабатывают нормативные акты в области безопасности.

6.Органы исполнительной власти субъектов РФ — взаимодействуют с федеральными органами власти.

7.Органы местного самоуправления — обеспечивают исполнение решений.

Совет Безопасности России- назначение и состав

назначение — проводит работу по предупреждению и выявлению угроз безопасности

— контроль за органами и силами обеспечения безопасность

состав — секретарь, председатель, постоянные члены СБ, члены СБ

Совет безопасности — проводит работу по выявлению и оценке угроз безопасности; контролирует деятельность органов и сил обеспечения безопасности; контролирует реализацию федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов федерации решений в этой власти.

Концепция национальной безопасности РФ, основные положения.

Указом президента РФ №24 от 10.01.2000 г. принята «Концепция национальной безопасности РФ» (концепция – система…).

1) место России в мировом сообществе;

2) национальные интересы РФ;

3) основные угрозы национальной безопасности:

4) обеспечение национальной безопасности.

Концепция национальной безопасности Российской Федерации утверждена Указом Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24.

Концепция национальной безопасности — система взглядов на обеспечение в РФ безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности.

Под национальной безопасностью РФ понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в РФ, т.е. национальная безопасность РФ — состояние защищенности национальных интересов РФ от внутренних и внешних опасностей и угроз.

4 части : 1) Роль и место РФ в мир сообществе, 2) Нац интересы РФ, 3) Основные угрозы РФ, 4)Обеспеч Б

Национальные интересы России — это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, информационной, социальной, международной, военной, пограничной, экологической и других сферах.

Национальные интересы РФ

В экономической сфере — устойчивое развитие экономики страны.

Во внутриполитической сфере — сохранение стабильности, конституционного строя, институтов государственной власти, обеспечение гражданского мира и национального согласия, территориальной целостности и др.

В социальной сфере — обеспечение высокого уровня жизни народа.

В духовной сфере — сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала.

В международной сфере — обеспечение суверенитета, упрочение РФ как великой державы, соблюдение прав и свобод человека, недопустимость применения двойных стандартов.

В информационной сфере — соблюдение конституционных прав и свобод граждан в области получения информации и использования ее, развитие современных телекоммуникационных технологий, защита государственных информационных ресурсов от несанкционированного доступа.

В военной сфере — защита независимости, суверенитета, государственной и территориальной целостности, предотвращение военной агрессии против России.

В пограничной сфере — создание политических, правовых, организационных и других условий для обеспечения надежной охраны государственной границы.

В экологической сфере — оздоровление и сохранение окружающей среды.

Важнейшими составляющими национальных интересов России является защита личности, общества и государства от терроризма, в том числе от международного, а также чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий, а в военное время — от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Источники угроз национальной безопасности России.

Концепция национальной безопасности РФ — определение. Сущность и содержание национальной безопасности РФ.

Национальная безопасность Российской Федерации — это то, что обеспечивает потенциал развития страны на длительный исторический период, а также стабильность и благополучие общества. Национальная безопасность предполагает защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в различных сферах жизнедеятельности от внутренних и внешних угроз.

Сущность национальной безопасности определяется как состояние защищенности страны, которое возникает в процессе взаимодействия органов государственной власти, организаций и общественных объединений для защиты национальных интересов от угроз. Содержание же этого понятия образуют понятия «национальный интерес», «угроза национальной безопасности» и «система обеспечения национальной безопасности».

Источники угроз национальной безопасности России.

Существуют три основных источника угроз национальной безо­пасности России:- геополитические противники;- компрадорски ориентированная часть российской элиты;

— организованная преступность. В содержательном плане национальная безопасность дифферен­цируется на ряд самостоятельных направлений, таких как: геополи­тическая, оборонная, политическая, социальная, экономическая, про­довольственная, демографическая, экологическая, информационная, психологическая (сознание человека как объект национальной безо­пасности).

1. Первая наиболее естественная составная часть национальной безопасности — это военная или оборонная безопасность. Она рас­падается по очевидным признакам на: проблему границ государства; проблему вооруженных сил; проблему сдерживания; проблему обо­ронного потенциала и оборонной промышленности.

2. Геополитический безопасность.Суть геополитической безопасности состоит в защищенности государственных геополитических интересов, территориального, экономического, политического и информационного пространства в системе глобальных политических отношений..

3. Политическая безопасность.Характеризуется состоянием, при котором обеспечивается мас­совая поддержка конституционного политического режима, обеспе­чивающая его устойчивость и защищенность граждан от произвола государства.

4. Экономическая безопасность.Экономическая безопасность — это состояние, в котором народ (через государство) может уверенно, без вмешательства и давления извне, определять пути и формы своего экономического развития.

5. Суть социальной безопасности состоит в прочном гражданском мире, построенном на справедливом распределении общественного богатства.

6. Продовольственная безопасность.Продовольственная безопасность — важный компонент нацио­нальной безопасности.

7. Демографическая безопасность.Суть демографической безопасности России состоит в сохра­нении стабильной этнопропорциональной структуры, генетически здорового народонаселения страны, исключения межнациональной миграции населения.

8. Экологическая безопасность.Суть экологической безопасности состоит в обеспечении ус­тойчивого и оптимального на длительных отрезках времени равнове­сия между природными и антропогенными экосистемами, техносфе­рой и населением экосистем.

9. Информационная безопасность.Суть информационной безопасности состоит в проведении правовых, организационных и технических мероприятий при форми­ровании и использовании информационных технологий, инфраструк­туры и информационных ресурсов, защите информации и прав субъ­ектов, участвующих в информационной деятельности.

10. Психическая безопасность.Суть психической безопасности состоит в защите сознания и подсознания человека от несанкционированного воздействия с целью изменения его психологического восприятия внешнего мира.

Дата добавления: 2015-01-29 ; просмотров: 15 | Нарушение авторских прав

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector
×
×