Invest-currency.ru

Как обезопасить себя в кризис?
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Типы угроз национальной безопасности российской федерации

Национальная безопасность и национальные интересы России;

Россия – одна из крупнейших стран мира, имеющая богатые исторические и культурные традиции. Ее экономический, научно–технический и военный потенциал, уникальное географическое положение на Евразийском континенте позволяют Российской Федерации играть важную роль в современном мире. Объективно сохраняется общность интересов России и других государств по многим проблемам безопасности, включая противодействие распространению оружия, борьбу с терроризмом и наркобизнесом, решение экологических проблем и обеспечение ядерной безопасности. Вместе с тем ряд государств активизирует усилия, направленные на ослабление России в целом и ее влияния на международную политику.

Основные понятия национальной безопасности России сформулированы в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24.

Под национальной безопасностьюРоссии понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации.

Национальные интересыРоссии – это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах (табл. 6). Эти интересы носят долгосрочный характер и определяют стратегические цели и текущие задачи внутренней и внешней политики Российской Федерации.

Национальные интересы Российской Федерации в некоторых экономических и политических сферах


Важнейшей составляющей национальных интересов России является защита личности, общества и государства от терроризма, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий, а в военное время – от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

УГРОЗЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

Сегодня существует три типа угроз национальной безопасности Российской Федерации: внешние, внутренние и трансграничные.

К внешним угрозам следует отнести:

• развертывание группировок вооруженных сил и средств вблизи границ Российской Федерации и ее союзников;

• территориальные претензии к Российской Федерации, угрозы отторжения от Российской Федерации отдельных территорий;

• вмешательство во внутренние дела Российской Федерации со стороны иностранных государств;

• наращивание группировок войск, ведущее к нарушению сложившегося баланса сил вблизи границ Российской Федерации;

• вооруженные провокации, включая нападения на военные объекты России, расположенные на территории зарубежных государств, а также на объекты и сооружения на Государственной границе РФ и границах ее союзников;

• действия, затрудняющие доступ России к стратегически важным транспортным коммуникациям;

• дискриминация, несоблюдение прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации в некоторых зарубежных государствах.

К внутренним угрозам специалисты относят:

• попытки насильственного изменения конституционного строя и нарушения территориальной целостности России;

• планирование, подготовка и осуществление действий по нарушению и дезорганизации функционирования органов государственной власти и управления, нападений на государственные, экономические и военные объекты, объекты жизнеобеспечения и информационной инфраструктуры;

• создание, оснащение, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований;

• незаконное распространение на территории Российской Федерации оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ;

• широкомасштабная деятельность организованной преступности, угрожающая политической стабильности в некоторых регионах Российской Федерации;

• деятельность сепаратистских и радикальных религиозных национальных движений.

Трансграничные угрозы проявляются в следующем:

• создание, оснащение и подготовка на территории других государств вооруженных формирований и групп с целью их переброски для действий на территории России;

• деятельность поддерживающихся из–за рубежа подрывных сепаратистских, национальных или религиозных экстремистских группировок, направленная на подрыв конституционного строя России, создание угрозы ее территориальной целостности и безопасности ее граждан;

• трансграничная преступность, в том числе контрабандная и другая противозаконная деятельность в угрожающих масштабах;

• ведение враждебных по отношению к Российской Федерации информационных действий;

• деятельность наркобизнеса, создающая угрозу проникновения наркотиков на территорию России или использования ее территории для транзита наркотиков в другие страны;

• деятельность международных террористических организаций.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ РОССИИ

Обеспечение национальной безопасности и национальных интересов России осуществляется в политической, экономической, гуманитарной и военной областях. Оно тесно связано с местом России в системе глобальных военно–политических отношений, которые характеризуются сегодня сочетанием двух основных тенденций. С одной стороны, наблюдается стремление сформировать новую, более справедливую и демократичную систему международных экономических и политических отношений. С другой стороны, расширяется практика применения вооруженной силы на основании национальных решений вне мандата ООН.

В этих условиях сохраняется значение военной силы как инструмента внешней политики для обеспечения национальной безопасности России, которая последовательно выступает за создание такой системы международных отношений, в которой значение военной силы будет минимизировано, а ее функции будут сведены к задаче сдерживания вооруженных конфликтов.

Важнейшим аспектом, определяющим подходы к обеспечению национальной безопасности Российской Федерации являются отношения нашей страны с наиболее значимыми элементами современной системы международных отношений. К ним, прежде всего, следует отнести Организацию Объединенных Наций и Совет Безопасности ООН, Содружество Независимых Государств, Организацию Североатлантического договора (НАТО) и Европейский союз (ЕС), Стратегическое партнерство России и США, Шанхайскую организацию по сотрудничеству (ШОС).

Организация Объединенных Наций и Совет Безопасности ООН рассматриваются Россией в качестве центрального элемента, обеспечивающего глобальную стабильность в мире. Снижение их роли и переход к применению вооруженных сил на основании национальных решений оцениваются Россией как тенденция, в перспективе способная создать серьезную угрозу нашим национальным интересам.

Отношения со странами СНГ являются для России важнейшим направлением внешней политики. Наша страна стремится и дальше развивать военно–политическое сотрудничество в рамках содружества.

Отношения России с НАТО определяются Римской декларацией 2001 г. Российская Федерация рассчитывает на полное устранение прямых и косвенных компонентов антироссийской направленности из военного планирования и из политических деклараций стран – членов Североатлантического блока. Однако, если НАТО сохранится в качестве военного союза с существующей сегодня наступательной военной доктриной, это потребует коренной перестройки российского военного планирования и принципов строительства российских Вооруженных Сил, в том числе и изменений в нашей ядерной стратегии.

Россия готова расширять сотрудничество с США в политической, военно–политической и экономической сферах, а также в сфере обеспечения стратегической стабильности и демонтажа наследия «холодной войны». Наша страна поддерживает усилия США по борьбе с международным терроризмом.

Шанхайская организация по сотрудничеству играет важную роль в обеспечении региональной стабильности в Центральной Азии и в Дальневосточном регионе. Сотрудничество с этой организацией направлено на формирование зоны мира и стабильности на юго–восточном и дальневосточном направлениях, что исключало бы возникновение крупномасштабной военной угрозы.

Современная геополитическая обстановка в мире такова, что обеспечение национальной безопасности России только за счет политических возможностей (членство в международных организациях, партнерские отношения и др.) становится недостаточным. Нейтрализация внешних, внутренних и трансграничных угроз национальной безопасности России все в большей степени становится главной функцией военной организации государства, поэтому значение военной силы как инструмента по обеспечению национальных интересов и безопасности России не только сохраняется, но и возрастает.

Вопросы и задания

1. Что вы понимаете под национальной безопасностью России?

2. Что включают в себя национальные интересы России?

3. Какие типы угроз национальной безопасности России существуют сегодня?

4. Отношения с какими организациями и странами наиболее важны для обеспечения национальных интересов и безопасности нашей страны?

5. Подготовьте и обоснуйте сообщение о возрастании роли военной организации государства для обеспечения национальных интересов и безопасности нашей страны в настоящее время.

Угрозы национальной безопасности

Национальные, в том числе базовые, интересы могут быть подвержены воздействию разнообразного спектра угроз.

В современной международной обстановке существует три типа угроз для России: внешние, внутренние и трансграничные, нейтрализация которых является в той или иной степени функцией Вооруженных Сил РФ.

К основным внешним угрозам можно отнести:

1. Развертывание группировок сил и средств для военного нападения на РФ и ее союзников;

2. Территориальные претензии к РФ, угроза политического или силового отторжения от РФ отдельных территорий;

3. Осуществление государствами или общественно-политическими структурами программ по созданию ОМП;

4. Вмешательство во внутренние дела РФ со стороны иностранных государств или организаций, поддерживаемых иностранными государствами;

5. Демонстрация военной силы вблизи границ РФ, проведение учений с провокационными целями;

Читать еще:  Какие существуют угрозы национальной безопасности россии

6. Наличие вблизи границ РФ или границ ее союзников очагов вооруженных конфликтов, угрожающих их безопасности;

7. Нестабильность, слабость государственных институтов в приграничных странах;

8. Наращивание группировок войск, ведущие к нарушению сложившегося баланса сил вблизи границ РФ или границ ее союзников и прилегающих к их территории морских водах;

9. Расширение военных блоков и союзов в ущерб военной безопасности РФ и ее союзников;

10. Деятельность международных исламских радикальных группировок, усиления позиций исламского экстремизма вблизи российских границ;

11. Ввод иностранных войск (без согласия РФ и Совета Безопасности ООН) на территории сопредельных и дружественных РФ государств;

12. Вооруженные провокации, нападения на военные объекты РФ, расположенные на территории зарубежных государств;

13. Действия, затрудняющие доступ России к стратегически важным транс­портным коммуникациям;

14. Дискриминация, подавление прав, свобод и законных интересов граждан РФ в зарубежных странах;

15. Распространение технологий двойного назначения и компонентов для изготовления ядерного и других видов ОМП.

К основным внутренним угрозам следует отнести:

1. Попытки насильственного изменения конституционного строя;

2. Планирование, подготовка и осуществление действий по нарушению и дезорганизации функционирования органов государственной власти и управления, нападений на государственные, народно-хозяйственные, военные объекты, объекты жизнеобеспечения и информационной инфраструктуры;

3. Создание, оснащение, подготовка и функционирование незаконных воо­руженных формирований;

4. Незаконное распространение (оборот) на территории РФ оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и т.д.;

5. Широкомасштабная деятельность организованной преступности, угрожающей политической стабильности в масштабах субъекта РФ;

6. Деятельность сепаратистских и радикальных религиозно-националисти­ческих движений в РФ.

Трансграничные угрозы

Совмещают в себе черты внутренних и внешних угроз. Будучи по форме проявления внутренними, по своей сути (по источникам стимуляции, возможным участникам, возможным участникам) являются внешними. Имеется тенденция к возрастанию значения трансграничных угроз для безопасности РФ.

Трансграничные угрозы включают в себя:

1. Создание, оснащение, обеспечение и подготовка на территории других государств вооруженных формирований с целью их переброски для действий на территории РФ и территории ее союзников;

2. Поддерживание из-за рубежа подрывных сепаратистских, национальных и религиозных экстремистских группировок, предназначенных для подрыва конституционного строя, создание угрозы территориальной целостности РФ и безопасности ее граждан;

3. Трансграничная преступность, включающая контрабандную и иную противозаконную деятельность в масштабах, угрожающих военно-политической безопасности РФ или стабильности не территории союзников РФ;

4. Ведение враждебных по отношению к РФ информационных действий;

5. Международный терроризм, если его деятельность затрагивает безопасность РФ;

6. Деятельность наркобизнеса, транспортировка нар­котиков на территорию или использование территории РФ в качестве транзитной территории для транспортировки наркотиков в другие страны.

К угрозам национальной безопасности РФ относятся:

1. Террористическая угроза. Существенной подпиткой для террористов, источником их вооружения и полем деятельности остаются локальные конфликты, зачастую на этнической почве, межконфессиональном противостоянии, которое искусственно нагнетается и навязывается миру экстремистами различных мастей. С 1991 по 2004 гг. зарегистрировано 390 атак камикадзе. Лидером пока является Израиль, где с 2000 по 2004 гг. взорвались 59 «живых бомб».

2. Серьезной угрозой национальной безопасности РФ является угроза распространение ОМП. Если такое оружие попадет в руки террористов, то последствия могут быть просто катастрофическими. Ядерным оружием сейчас обладают 9 государств мира (Россия, США, Англия, Франция, Китай, Индия, Пакистан, Израиль, КНДР), близки к его созданию еще 8 государств.

3. Угрозой является раскручивание маховика гонки вооружений, причем она выходит на новый технологический уровень, угрожая появлением целого арсенала новых дестабилизирующих видов оружия. Военные расходы США в 2006 г. превысили военные расходы России в 23 раза.

4. Отсутствие гарантии не вывода оружия, в том числе и ядерного, в космос. Пуск межконтинентальных баллистических ракет с неядерными боеголовками, может спровоцировать неадекватную реакцию со стороны ядерных держав, включая ответный удар с использованием стратегических ядерных сил. Ситуация с разработкой баллистических ракет в КНДР, Иране.

5. Сохраняется угроза стереотипа блокового мышления. Например, для того чтобы защитится якобы от России, Прибалтийские страны, Грузия и ряд других стран бывшего Варшавского договора вошли или имеют желание войти в блок НАТО. Состав блока НАТО: 1949 г. – 12 государств; 1982 г. – 16 государств; 1999 г. – 19 государств; 2004 г. – 26 государств.

6. Угроза в экономической сфере. Проявляется в сокращении наукоемких производств, снижении инвестиционной (за 2011 г вложения со стороны иностранных инвесторов в Российскую экономику составили 38 млрд. дол., в США за I квартал 2012г. более 130 млрд. дол.), а так же инновационной активности, разрушении научно-технического потенциала.

Увеличивается вывоз за пределы России валютных запасов, стратегически важных видов сырья, отток квалифицированных кадров и интеллектуальной собственности.

В промышленности увеличивается доля топливно-сырьевого сектора, формируется экономическая модель, основанная на экспорте топлива и сырья и импорте оборудования, продовольствия и предметов потребления, т. е. происходит рост зависимости страны от иностранных производителей высокотехнологичной техники, возникает технологическая зависимость РФ от стран Запада и подрыв оборонного потенциала государства.

7. Имеется угроза безопасности России в социальной сфере, в связи с увеличением удельного веса населения, живущего за чертой бедности, расслоения общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан. Всё это ведет к снижению интеллектуального и производительного потенциала России, сокращению численности населения, истощению основных источников духовного и экономического развития, может привести к утрате демократических завоеваний. Примерно 30% населения страны сейчас отказывается от заведения детей по экономическим и духовным причинам.

8. Угроза истощения природных ресурсов и ухудшения экологической ситуации. Эта угроза особенно велика из-за преимущественного развития топливно-энергетических отраслей промышленности, неразвитости законодательной основы природоохранных мероприятий, не использования природо-сберегающих технологий. Нарастает тенденция использования территории России в качестве места захоронения опасных материалов и веществ, размещения на российской территории вредных производств.

9. Увеличивается вероятность возникновения катастроф техногенного характера. По данным зарубежных исследователей риск возникновения техногенных катастроф и аварий в России на 2 порядка превышает этот показатель для западных стран. Доля техногенных ЧС в общем количестве составляет в нашей стране 91,8%.

10. Вызывает тревогу угроза физическому здоровью нации. Наиболее явно это проявляется в кризисном состоянии систем здравоохранения и социальной защиты населения, в росте потребления алкоголя (18 л чистого алкоголя на душу населения, а более 12 л – это уже угроза нации) и наркотических веществ. 3% населения РФ – наркоманы, ежегодно в стране 70.000 чел. умирает от передозировки наркотиков. Официально зарегистрировано более 500 тысяч ВИЧ-инфицированных. На здравоохранение РФ тратит 3% ВВП, а Германия и Франция – 8%. Продолжительность жизни в РФ сейчас составляет 71 год, поставлена задача в течение 6лет поднять её до 75 лет.

Серьезную проблему составляет демографическая ситуация в стране: в ряде регионов РФ смертность превышает рождаемость, ухудшается здоровье людей. В Ярославле, например, в 2011году родилось 6445 человек, а умерло 8330 чел., т.е. убыль составила 1885 чел.

11. В международной сфере угрозы проявляются через попытки некоторых государств противодействовать укреплению России как одного из центров формирующегося многополярного мира. Это проявляется в действиях направленных на нарушение территориальной целостности РФ, а также в территориальных притязаниях.

12. Существуют угрозы в военной сфере. Значение военной силы в системе международных отношений за последнее время не уменьшилось. Военно-политическая обстановка не исключает возможность возникновения вблизи границ России крупных вооруженных конфликтов, затрагивающие интересы безопасности РФ.

13. Появилась новая угроза – морское пиратство.

Типы угроз национальной безопасности российской федерации

Тема 6.1. Национальная безопасность и национальные интересы РФ.

Изучаемые вопросы:
1. Военно-политическая обстановка.
2. Основные типы угроз национальной безопасности России и их характеристика.

1. Военно-политическая обстановка.
Состояние и перспективы развития современной военно-политической обстановки определяются противоборством двух тенденций: с одной стороны, к утверждению однополюсного мира, для которого характерно доминирование одной сверхдержавы, военно-силовое решение ключевых проблем мировой политики, с другой — к формированию многополюсного мира, основанного на равноправии народов и наций, учете и обеспечении баланса национальных интересов государств, реализации основополагающих норм международного права.
Основные черты военно-политической обстановки:
· снижение угрозы развязывания мировой войны, в том числе ядерной;
· развитие механизмов поддержания международного мира и безопасности на глобальном и региональном уровнях;
· формирование и укрепление региональных центров силы;
· усиление национально-этнического и религиозного экстремизма;
· активизация сепаратизма;
· эскалация локальных войн и вооруженных конфликтов;
· усиление региональной гонки вооружений;
· распространение ядерного и других видов оружия массового поражения, средств его доставки.
Основные дестабилизирующие факторы военно-политической обстановки:
· поддержка экстремистских национально-этнических, религиозных сепаратистских, террористических движений, организаций и структур;
· использование информационных и других (в том числе нетрадиционных) средств и технологий для достижения деструктивных военно-политических целей;
· снижение эффективности существующих механизмов обеспечения международной безопасности, прежде всего ООН и ОБСЕ;
· практика проведения военно-силовых акций в обход общепризнанных принципов и норм международного права, без санкции ООН;
· нарушение системы международных договоров и соглашений в области ограничения вооружения и разоружения.
Система военных угроз безопасности страны
С окончанием «холодной войны» произошел распад нескольких геополитических оболочек, ранее окружавших Российскую Федерацию и выполнявших в том числе и защитную функцию. Столь масштабная деформация геополитического пространства обозначила для России новые группы военных угроз, приоритет которых (степень опасности) оказался выше по отношению к прежним, уже существующим. Вместе с тем ясно, что основу такой системы, а точнее, ее ядро будет составлять борьба за ресурсы, благополучное экономическое и жизненное пространство.

2. Основные типы угроз национальной безопасности России и их характеристика.
В современных условиях угроза прямой военной агрессии против Российской Федерации и ее союзников в традиционных формах предотвращается проведением активного внешнеполитического курса, поддержанием на достаточном уровне российского военного потенциала ядерного сдерживания.
Вместе с тем ряд потенциальных внешних и внутренних угроз военной безопасности Российской Федерации и ее союзников, в том числе крупномасштабных, сохраняется, а на ряде направлений усиливается.
Основные внешние угрозы:
· территориальные претензии к Российской Федерации;
· вмешательство во внутренние дела Российской Федерации;
· попытки игнорировать (ущемлять) интересы Российской Федерации в решении проблем международной безопасности, противодействовать ее укреплению как одного из влиятельных центров многополюсного мира;
· очаги вооруженных конфликтов, прежде всего вблизи границ Российской Федерации и ее союзников;
· создание (наращивание) группировок войск (сил), ведущее к нарушению сложившегося баланса сил, вблизи границ Российской Федерации и ее союзников и в прилегающих к их территории морях;
· расширение военных блоков и союзов в ущерб военной безопасности Российской Федерации и ее союзников;
· ввод иностранных войск (без санкции Совета Безопасности ООН) на территории сопредельных и дружественных с Российской Федерацией государств;
· создание, оснащение, обеспечение и подготовка на территории других государств вооруженных формирований и групп с целью их переброски для действий на территории Российской Федерации и ее союзников;
· нападения (вооруженные провокации) на военные объекты Российской Федерации, расположенные на территории зарубежных государств, а также на объекты и сооружения на государственной границе Российской Федерации и границах ее союзников;
· действия, направленные на подрыв глобальной и региональной стабильности, в том числе путем воспрепятствования работе российских систем государственного и военного управления, обеспечения функционирования стратегических ядерных сил, предупреждения о ракетном нападении, противоракетной обороны, контроля космического пространства и обеспечения их боевой устойчивости, объектов хранения ядерных боеприпасов, атомной энергетики, атомной и химической промышленности, других потенциально опасных объектов;
· ведение враждебных по отношению к Российской Федерации и ее союзникам информационных (информационно-технических, информационно-психологических и т.д.) действий;
· дискриминация, подавление прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации в зарубежных государствах;
· международный терроризм.
Основные внутренние угрозы:
· попытки насильственного свержения конституционного строя;
· противоправная деятельность экстремистских национально-этнических, религиозных сепаратистских и террористических движений, организаций и структур, направленная на нарушение государственного единства, территориальной целостности, дестабилизацию внутренней обстановки в Российской Федерации;
· планирование, подготовка и осуществление действий по нарушению и дезорганизации функционирования органов государственной власти и управления, нападений на государственные, народнохозяйственные, военные объекты, объекты жизнеобеспечения, информационной инфраструктуры;
· создание, оснащение, подготовка и функционирование незаконных вооруженных формирований;
· незаконное распространение (оборот) на территории Российской Федерации оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и других средств, которые могут быть использованы для осуществления диверсий, террористических актов, иных противоправных действий;
· организованная преступность, терроризм, контрабандная и иная противозаконная деятельность в масштабах, угрожающих военной безопасности Российской Федерации.

Читать еще:  Локальный уровень управления экологической безопасностью осуществляется

Угрозы национальной безопасности Российской Федерации в различных сферах

С окончанием «холодной войны» среда безопасности не изменилась в лучшую сторону. Эпоха революций в политике, экономике, технологии продолжается и сегодня. Успех демократии по всему миру, рост новых глобальных торговых отношений, расширение сети глобальных коммуникаций, прорывы в информационных технологиях существенно повлияли на внешнюю и внутреннюю среду безопасности всех без исключения стран, привели к трансформации угроз национальной безопасности. Старые страхи, вызываемые угрозами «холодной войны», сменились новыми страхами перед лицом новых угроз: угрозой международной преступности и международного терроризма, опасностью распространения оружия массового поражения, опасностью национальной ненависти, опасностью агрессии со стороны государств, поддерживающих терроризм. С точки зрения национальной безопасности, XXI в. представляется более неопределенным, чем период «холодной войны».

В современной международной обстановке существует три типа угроз:

Основные внешние угрозы:

— территориальные претензии к Российской Федерации;

— вмешательство во внутренние дела Российской Федерации;

— попытки игнорировать (ущемлять) интересы Российской Федерации в решении проблем международной безопасности, противодействовать ее укреплению как одного из влиятельных центров многополярного мира;

— наличие очагов вооруженных конфликтов, прежде всего вблизи государственной границы Российской Федерации и границ ее союзников;

— создание (наращивание) группировок войск (сил), ведущее к нарушению сложившегося баланса сил, вблизи государственной границы Российской Федерации и границ ее союзников, а также на прилегающих к их территориям морях;

— расширение военных блоков и союзов в ущерб военной безопасности Российской Федерации;

— ввод иностранных войск в нарушение Устава ООН на территории сопредельных с Российской Федерацией и дружественных ей государств;

— создание, оснащение и подготовка на территориях других государств вооруженных формирований и групп в целях их переброски для действий на территориях Российской Федерации и ее союзников;

— нападения (вооруженные провокации) на военные объекты Российской Федерации, расположенные на территориях иностранных государств, а также на объекты и сооружения на государственной границе Российской Федерации, границах ее союзников и в Мировом океане;

— действия, направленные на подрыв глобальной и региональной стабильности, в том числе путем воспрепятствования работе российских систем государственного и военного управления, на нарушение функционирования стратегических ядерных сил, систем предупреждения о ракетном нападении, противоракетной обороны, контроля космического пространства и обеспечения их боевой устойчивости, объектов хранения ядерных боеприпасов, атомной энергетики, атомной и химической промышленности, других потенциально опасных объектов;

— враждебные, наносящие ущерб военной безопасности Российской Федерации и ее союзников информационные (информационно-технические, информационно-психологические) действия;

— дискриминация, подавление прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации в иностранных государствах;

Угрозами военной безопасности являются: политика ряда ведущих зарубежных стран, направленная на достижение преобладающего превосходства в военной сфере, прежде всего в стратегических ядерных силах, путем развития высокоточных, информационных и других высокотехнологичных средств ведения вооруженной борьбы, стратегических вооружений в неядерном оснащении, формирования в одностороннем порядке глобальной системы противоракетной обороны и милитаризации околоземного космического пространства, способных привести к новому витку гонки вооружений, а также на распространение ядерных, химических, биологических технологий, производство оружия массового уничтожения либо его компонентов и средств доставки.

Негативное воздействие на состояние военной безопасности Российской Федерации и ее союзников усугубляется отходом от международных договоренностей в области ограничения и сокращения вооружений, а также действиями, направленными на нарушение устойчивости систем государственного и военного управления, предупреждения о ракетном нападении, контроля космического пространства, функционирования стратегических ядерных сил, объектов хранения ядерных боеприпасов, атомной энергетики, атомной и химической промышленности, других потенциально опасных объектов.

Читать еще:  Обеспечение пожаро и взрывобезопасности

Основные внутренние угрозы:

— попытка насильственного свержения конституционного строя;

— противоправная деятельность экстремистских националистических, религиозных, сепаратистских и террористических движений, организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической обстановки в стране;

— планирование, подготовка и осуществление действий, направленных на дезорганизацию функционирования федеральных органов государственной власти, нападения на государственные, хозяйственные, военные объекты, объекты жизнеобеспечения и информационной инфраструктуры;

— создание, оснащение, подготовка и функционирование незаконных вооруженных формирований;

— незаконное распространение (оборот) на территории Российской Федерации оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и других средств, которые могут быть использованы для осуществления диверсий, террористических актов, иных противоправных действий;

— организованная преступность, терроризм, контрабандная и иная противозаконная деятельность в масштабах, угрожающих военной безопасности Российской Федерации.

Продолжают сохраняться угрозыв экономической сфере,проявляющиеся в сокра- щении и не восполнении производства, снижении инвестиционной и инновационной ак- тивности, разрушение научно-технического потенциала.

Несомненной угрозой является:

— увеличение доли топливно-сырьевого сектора;

— формирование экономической модели, основанной на экспорте топлива и сырья и импорте оборудования, продовольствия и предметов потребления; завоеванию внутреннего рынка России иностранными фирмами;

— увеличение вывоза за пределы России валютных запасов, стратегически важных видов сырья;

— увеличением оттока квалифицированных кадров и интеллектуальной собственности из России;

— неконтролируемой утечкой капитала;

— ростом зависимости страны от иностранных производителей высокотехнологичной техники;

— неразвитостью финансовой, организационной и информационной поддержки российского экспорта;

— нерациональной структурой импорта.

Падение научно-технического потенциала страны ведет к:

— утрате Россией передовых позиций в мире;

— снижению качества исследований на стратегически важных направлениях научно-технического прогресса;

— деградации наукоемких производств;

— понижению технического уровня материального производства;

— росту вероятности техногенных катастроф;

— технологической зависимости России от ведущих стран Запада;

— подрыву оборонного потенциала государства;

— делает труднодостижимой кардинальную модернизацию национальной технологической базы.

Угрозой безопасности России в социальной сфере,является увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности, расслоение общества на узкий круг бога- тых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, усиление социальной напря- женности.

Нарастание негативных проявлений в социальной сфере ведет к:

— снижению интеллектуального и производительного потенциала России;

— сокращению численности населения;

— истощению основных источников духовного и экономического развития;

— может привести к утрате демократических завоеваний.

Угроза истощения природных ресурсов и ухудшения экологической ситуациив стране находится в прямой зависимости от уровня развития экономики и готовности об- щества осознать глобальность и важность этих проблем. Для России эта угроза особенно велика из-за:

— преимущественного развития топливно-энергетических отраслей промышленности;

— неразвитости законодательной основы природоохранных мероприятий;

— отсутствия либо ограниченного использования природо-сберегающих технологий;

— низкой экологической культуры.

Нарастает тенденция использования территории России в качестве места захоронения опасных для окружающей среды материалов и веществ, размещения на российской территории вредных производств.

Увеличивается вероятность катастроф техногенного характера во всех сферах хозяйственной деятельности.

Вызывает тревогу угроза физическому здоровью нации.Ее истоки лежат практиче- ски во всех сферах жизни и деятельности государства и наиболее явно проявляются в кри- зисном состоянии систем здравоохранения и социальной защиты населения, стремитель- ном возрастании потребления алкоголя и наркотических веществ.

Последствиями этого глубокого системного кризиса являются резкое сокращение ро- ждаемости и средней продолжительности жизни (за 2008 год население области умень- шилось на 18 тыс.чел.), повышение смертности, ухудшение здоровья людей, деформация демографического и социального состава общества, подрыв трудовых ресурсов как осно- вы развития производства, ослабление фундаментальной ячейки общества – семьи.

Центр военно-политических исследований

Вы здесь

Угрозы национальной безопасности и национальным интересам РФ

Национальная безопасность официально рассматривается в РФ как состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации (далее — граждане), достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации[1].

Обеспечение национальной безопасности государства (нации) состоит в выполнении двух функций — функции защиты некоего объекта, содержащего важнейшие ценности государства, являющиеся основой жизненно важных интересов личности, общества и государства, а также функции развития этого объекта. Или, употребляя термины Стратегии национальной безопасности — реализуя стратегические национальные приоритеты[2].

Существующие в настоящее время представления об объекте национальной безопасности закреплены законодательно: это национальные интересы, объективно значимые потребности личности, общества и государства[3]. Более подробно совокупность национальных интересов показана на нижеследующем рисунке (рис. 1.).

Угрозы жизненно важным интересам личности, общества и государства можно условно разделить на три группы (рис. 2).

Рис. 2. Угрозы жизненно важным интересам личности, общества и государства

Первая группа состоит из возможных угроз разрушения, девальвации, дезинтеграции, отчуждения существующих национальных общностей, атрибутов нации — культуры, самосознания, языка, психического склада, территории, экономики, государственной власти.

Во вторую группу можно включить угрозы дезорганизации, разрушения, девальвации социального капитала нации, то есть её психологическому и организационному капиталу. В свою очередь, угрозы психологическому капиталу нации подразделяются на угрозы нормативно-ценностным системам в сферах организационного порядка нации и её психологического воспроизводства. Угрозы организационному капиталу подразделяются на угрозы институциональному (государственному) порядку нации и национальному образу жизни.

Третью группу составляют угрозы национальному богатству, то есть угрозы разрушения, потери (захвата, отчуждения) его элементов: природного богатства, национального имущества и демографического богатства нации.

Рассмотренная классификация угроз жизненно важным интересам личности, общества и государства имеет существенное значение для рассмотрения проблем национальной безопасности, особенно при построении систем её обеспечения по функциональному признаку, исходя из направленности угроз. Не менее важное методологическое значение имеет классификация угроз и по другим признакам.

Варианты такой классификации представлены на рис.3.

Рис. 3. Общая классификация угроз национальной безопасности

Как видно из рисунка, можно рассматривать следующие угрозы:

1. По отношению к функциям обеспечения национальной безопасности — угрозы надёжности существования государства, общества, личности и угрозы возможности устойчивого развития страны, комбинированные угрозы, сочетающие в себе угрозы надёжности существования государства, общества, личности и угрозы возможности устойчивого развития страны.

2. По отношению к объекту обеспечения безопасности — внешние, внутренние и трансграничные.

3. По масштабам угроз — глобальные, региональные, местные.

4. По характеру и генезису угроз — природные (стихийные), антропогенные.

5. Угрозы по отношению к объекту обеспечения безопасности (внешние, внутренние и трансграничные).

Предложенные общие классификаторы угроз национальной безопасности могут быть дополнены и детализированы в соответствии с целями исследования проблем национальной безопасности и её элементов.

Изложенная классификация критикуема, как и другие подходы к определению сущности угроз или других понятий теории национальной безопасности.

Так, из уже приведенного определения понятия: «национальная безопасность есть защищённость жизненно важных интересов личности, общества и государства в различных сферах жизнедеятельности от внутренних и внешних угроз, обеспечивающая устойчивое поступательное развитие страны» вытекает, что угрозы национальной безопасности есть угрозы защищённости различного рода интересов. Отсюда следует, что нужно рассматривать лишь угрозы направленные против создаваемой государством во взаимодействии с обществом системы, которая обеспечивает защиту национальных интересов. Иначе говоря, угрозы, национальной безопасности есть только угрозы по отношению к институтам государства, которые и образуют созданную для обеспечения национальной безопасности систему, а не все, перечисленные ранее.

Однако в таком случае практически выпадает из рассмотрения сам объект обеспечения безопасности — национальное достояние, который включает в себя совокупность национальных общностей, ценностей, интересов и национального богатства. Он подменяется лишь частью национального достояния — государственной властью. Данное замечание сделано для понимания некоторой условности трактовки понятий теории национальной безопасности, поскольку формирование её некоторых понятий носит исторический характер.

[1] Стратегия национальной безопасности. Утверждена Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 года № 683.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector