Invest-currency.ru

Как обезопасить себя в кризис?
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Современные угрозы национальной безопасности

Угрозы национальной безопасности государства и меры по борьбе с ними

Данная статья была скопирована с сайта https://www.sovremennoepravo.ru

Страницы в журнале: 43-45

С. С. Санникова,

старший преподаватель кафедры административного и финансового права Поволжского кооперативного института Российского университета кооперации Центросоюза России sannikovasvetlana@mail.ru

Анализируются угрозы обеспечению национальной безопасности Российской Федерации, имеющие место в различных сферах жизнедеятельности общества. Рассматриваются подходы к решению проблем в области обеспечения национальной безопасности. Определяются приоритетные направления борьбы с угрозами национальной безопасности.

Ключевые слова: национальная безопасность, внутренние, внешние угрозы, терроризм, интеграция.

В Концепции национальной безопасности Российской Федерации рассмотрен широкий перечень внутренних и внешних угроз национальной безопасности страны, при этом объясняется, что причины их существования следует искать в состоянии экономики страны, несовершенстве системы организации государственной власти и гражданского общества, в его социально-политической поляризации и криминализации общественных отношений, росте организованной преступности и коррупции, увеличении масштабов терроризма, обострении межнациональных и осложнении международных отношений.

Под угрозой национальной безопасности понимается непосредственная угроза жизненно важным национальным интересам и национальной безопасности, которая выходит за локальные границы и относится к основным национальным ценностям (суверенитету, государственности, территориальной целостности) [1]. Как справедливо отмечает Н.П. Патрушев, «современные внешние угрозы национальной безопасности России во многом формируются и обостряются под воздействием процессов глобализации, действиями отдельных государств, прежде всего США, по доминированию в мировом сообществе и одностороннем, главным образом силовом решении основных проблем международной политики» [2, с. 34].

В настоящее время угрозы встречаются в различных сферах жизнедеятельности общества — экономической, технологической, информационной, экологической, причем в каждой из этих сфер — свои. В связи с тем, что угрозы национальной безопасности наносят непоправимый вред и ущерб не только интересам государства, но и обществу в целом и каждому человеку в отдельности, следует уделить особое внимание рассмотрению основных угроз, представляющих опасность безопасности страны, и предположить основные направлении борьбы с такими угрозами.

Наиболее серьезные угрозы национальной безопасности России порождают экономическая и политическая сферы, что детерминировано их ролью в развитии и функционировании российского государства.

Угрозы в сфере экономики в самом общем виде могут быть сведены к следующему: превращение экономики в объект противоборства различных политических сил и групп; криминализация экономики; потеря управляемости хозяйственными связями; структурная деформированность экономики; относительное и абсолютное уменьшение объемов производимого валового внутреннего продукта; замедление темпов обновления технической и технологической базы хозяйства; усиление дифференциации в доходах различных групп населения; высокий уровень монополизации экономики; неблагоприятная структура экспорта [3]. К угрозам национальной безопасности в экономической сфере можно отнести также и наличие внешнего и внутреннего долга, низкую инвестиционную и инновационную активность. Немаловажной проблемой в рассматриваемой сфере является и имеющая место стагнация аграрного сектора.

Наличие таких угроз свидетельствует о том, что защита экономических интересов Российской Федерации должна выступать приоритетным направлением государственной политики в области обеспечения национальной безопасности. Дабы минимизировать последствия названных выше угроз, представляется необходимым создать в Российской Федерации действенный механизм контроля соблюдения законодательства, как со стороны государственных органов путем усиления государственного регулирования в экономике, так и со стороны населения — так называемый общественный надзор за деятельностью хозяйствующих субъектов. Однако один только контроль не позволит достичь конечной цели обеспечения национальной безопасности; здесь потребуются скоординированная деятельность государства по повышению конкурентоспособности отечественных производителей, повышению уровня жизни населения, по преодолению последствий мирового финансового кризиса, затронувшего практически каждое государство мира, в том числе и Российскую Федерацию.

Однако при этом имеет место проблема разрушения и размывания единого правового пространства. Решение данной проблемы направлено на обеспечение государственной и общественной безопасности, общественного мира и согласия, межнационального и межконфессионального сотрудничества и благополучия, подавления сопротивления противоборствующих социальных сил, охрану суверенитета от внешнего посягательства путем принятия антигосударственных норм и т. п., поскольку безопасность и защищенность единого правового пространства как элемента государства является условием его существования и развития.

Важным шагом на пути к борьбе с угрозами в экономической сфере можно признать активное включение России в процесс мировой интеграции — создание Таможенного Союза России, Белоруссии и Казахстана, вступление во Всемирную торговую организацию, расширение рынков сбыта отечественных производителей высокотехнологической продукции позволит уменьшить риск угроз национальной безопасности в экономической сфере. Однако следует отметить, что вступление во Всемирную торговую организацию порождает определенные последствия для национальной безопасности государства, с которыми уже столкнулись другие страны:

— угрозы отечественной обрабатывающей промышленности, не выдерживающей конкуренции с более развитыми странами;

— рост безработицы и социальной напряженности в обществе;

— отток квалифицированных кадров из отечественных предприятий в иностранные;

— утрата контроля над целыми сегментами экономики (например, финансовой системы) и внутреннего рынка [4, с. 61].

Политическая нестабильность в обществе, недостаточный уровень легитимности основных государственных институтов, недоверие граждан к органам управления, несовершенство законодательства, коррупция, терроризм создают прямую угрозу национальной безопасности государства. Особенность политических угроз заключается в том, что они способны нанести ущерб не только национальной, но и региональной, глобальной безопасности. Для России на современном этапе ее развития наибольшую угрозу представляют организованные преступные группы, в том числе и бандитские, совершающиеся террористические акты [5, с. 8]. Ситуация усложняется тем, что борьба с терроризмом, которая проявляется внутри страны, но зачастую конспирируются и финансируются из-за рубежа. Следовательно, борьба с терроризмом должна начинаться с пресечения финансирования незаконных вооруженных формирований, которые получают средства не только преступным, но и легальным путем.

Решение проблем политического характера должно строиться на основе единой, целостной, комплексной государственной концепции, учитывающей международно-правовые акты и реалии государственного и общественного устройства страны. В настоящее время в России отсутствует надежная система сдержек и противовесов различных ветвей власти, что позволяет исполнительным органам власти занимать доминирующее положение в стране, а, следовательно, провоцирует недоверие граждан к органам власти. Представляется, что для обеспечения национальной безопасности от внутренних политических угроз необходимо проводить постоянную работу по совершенствованию законодательства, по профилактике коррупционных правонарушений, в том числе в органах государственной власти, создать такой механизм формирования органов государства, который бы обеспечивал их легитимность и способствовал повышению уровня доверия населения к властным структурам.

Как уже отмечалось, спектр сфер, в которых проявляются угрозы безопасности государства, не исчерпывается лишь экономической и политической составляющей. Особую озабоченность на сегодняшний день вызывают также угрозы в научно-технической сфере: все заметнее становится снижение научно-технического и технологического потенциала страны, сокращение проводимых исследований, отток специалистов, а, следовательно, и интеллектуальной собственности за рубеж.

Дабы избежать негативных последствий указанных угроз государству, необходимо увеличивать производство наукоемкой продукции, развивать прогрессивные технологии; оказывать поддержку, в том числе материальную, начинающим ученым, а также ведущим научным школам в виде грантов, стипендий и т. д. Целесообразно привлекать частный капитал к развитию научно-технической деятельности, а также стимулировать приток иностранный инвестиций в научную сферу российского государства.

В эпоху становления и развития информационного пространства и общества, широкого распространения Интернета, формирования системы электронного правительства внешние и внутренние угрозы обеспечению национальной безопасности в информационной сфере являются одной из ключевых проблем государства и его органов. Среди внешних гроз можно отметить доминирование отдельных государств на мировом информационном рынке, несанкционированный доступ к закрытой государственной информации, нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, а также сохранности информационных ресурсов, так называемые «информационные войны» и т. д. Среди внутренних угроз А.А. Тедеев называет следующие: уничтожение и модификация данных в информационных системах, незаконный сбор и использование информации, незаконное копирование данных в информационных системах, дезинформация, сокрытие или искажение информации, хищение информации из баз данных и т. д. [6, с. 81].

В целях борьбы с угрозами в указанной сфере необходима постоянная работа государственных органов и их должностных лиц по реализации прав и свобод граждан в информационно сфере, совершенствованию и защите информационной инфраструктуры Российской Федерации, противодействию информационным войнам, а также интеграция Российской Федерации в мировое информационное пространство.

Подводя итог, можно отметить, что сложившаяся в Российской Федерации геополитическая обстановка таит в себе угрозы всем сферам национальной безопасности России, и от адекватного ответа на эти угрозы зависит место и роль нашей страны как внутри интеграционных объединений, так и на международной арене.

1. Манилов В.Л. Угрозы национальной безопасности России // Военная мысль. 1996. № 1. С. 7—17.

2. Патрушев Н.П. Особенности современных вызовов и угроз национальной безопасности России // Журнал российского права. 2007. № 7.

3. Михайлов Б.И. Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы обеспечения // Проблемы обеспечения экономической безопасности России: сб. науч. ст. / под ред. Г.Н. Диденко. — М., 1997. С. 12—22.

4. Михайленко А.Н., Груздов С.В. Понятия угрозы и вызова национальной безопасности // Научно-аналитический журнал Обозреватель — Observer. 2011. Т. 253.

5. Вакуленко В.Ф. Терроризм и бандитизм. К вопросу о соотношении составов // Закон и право. 2003. № 7.

6. Тедеев А.А. Информационное право: учеб. — М., 2005.

Современные угрозы национальной безопасности

Библиографическая ссылка на статью:
Аболмасова А.Э. Анализ актуальных внешних угроз национальной безопасности // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2018/02/85709 (дата обращения: 02.02.2020).

Национальная безопасность Российской Федерации- это то, что обеспечивает потенциал развития страны на долгий исторический период, а также стабильность и благосостояние общества. Национальная безопасность предполагает защиту жизненных интересов государства, общества и личности в различных сферах жизни от внутренних и внешних угроз [1].

Особенностью сегодняшней систему обеспечения национальной безопасности в России является специфика президентской формы правления, различных полномочий органов и должностных лиц, ответственных положение национальной безопасности, которые определяются Конституцией Российской Федерации.

Интересы государства состоят в неприкосновенности конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической, экономической и социальной стабильности, безоговорочном обеспечении верховенства закона и поддержании правопорядка, а также в развитии равных и взаимовыгодного международного сотрудничества [2].

К угрозам безопасности относятся не только обычные противники, такие как другие национальные государства, но и негосударственные субъекты, такие как наркокартели, транснациональные корпорации и неправительственные организации, а также и стихийные бедствия, и события, которые наносят серьезный экологический ущерб в данной категории.

Внешними угрозами называют угрозы, приходящие из вне государства, и к основным внешним угрозами для российской национальной безопасности можно отнести следующие:

  1. Значительное снижение роли и места России в мировой экономике из-за направленных действий межгосударственных объединений, таких как Организация Объединенных Наций и Организациипо безопасности и сотрудничеству в Европе, а также отдельных стран, таких как США и Европейский союз и т.д.;
  2. Снижение политического и экономического влияния на процессы, происходящие в мировой экономике;
  3. Усиление масштабов и влияния международных военно-политических объединений, включая НАТО;
  4. Новые тенденции к развертыванию вооруженных сил иностранных государств вблизи границ Российской Федерации, а также создание условий и ситуаций, для возникновения и формирования вооруженных военных конфликтов вбили российский границ и стран СНГ;
  5. Широкое распространение оружия массового уничтожения в мире;
  6. Ослабление процессов интеграции и установление экономических связей между Россией и странами СНГ;
  7. Попытка территориального расширения через российские земли, например, Япония и Китай;
  8. Международный терроризм;
  9. Ослабление интеграционных процессов в Содружестве Независимых Государств;
  10. Ослабление позиций России в сфере информации и телекоммуникаций. Стремление ряда стран к доминированию на глобальном информационном пространстве и вытеснению России с внешнего и внутреннего информационного рынка представляет серьезную опасность, равно как и разработка рядом государств концепции информационных войн, которая предусматривает создание средств опасного влияние на информационные сферы других стран мира; нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем и надежность хранения информационных ресурсов; и получение несанкционированного доступа к ним;
  11. Активизация на территории России деятельности иностранных организаций, занимающихся разведкой и сбором стратегической информации;
  12. Резкое снижение военного и вооруженного потенциала страны, что не позволяет ему, в случае необходимости, своевременно и полноценно дать отпор венному нападению. Всё это связано с кризисов оборонного комплекса страны [3].
Читать еще:  Составляющие информационной безопасности

На международном уровне угрозы национальной безопасности России проявляются в попытках других государств противодействовать ее укреплению как одного из центров влияния в многополярном мире, препятствовать реализации его национальных интересов и ослабить его позиции в Европе, на Ближнем Востоке, в Закавказье, Центральной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Обеспечение национальной безопасности на достаточном уровне устраняет необходимость постоянного мониторинга внешних и внутренних угроз, и поэтому их список постоянно меняется в зависимости от конкретных экономических, правовых, социальных и политических положений.

Утвержденная в 2015 году Концепция национальной безопасности Российской Федерации является комплексным нормативно-правовым документом, который регулирует основную сферу деятельности государства-национальную безопасность. После накопления необходимой мощности, данная концепция реализовывалась с наибольшей эффективностью. Так, к примеру, внедрение системы назначения высших должностных лиц субъектов РФ свело к минимуму угрозу территориальной целостности России. Недавний запрет на деятельность фондов на территории России с участием иностранного капитала уменьшил степень его политической и экономической зависимости и т.д.[4]

Одной из приоритетной задачи федеральных структур в обеспечении безопасности, должно стать военное строительство, которое адекватно обеспечило бы безопасность Российской Федерации, ее собственных и братских народов и геополитических интересов России. Государственный нейтралитет России должен быть гарантирован эффективными национальными вооруженными силами.

Такая политика, с одной стороны, выведет Россию из растущего потока международных конфликтов, с другой стороны, поставит западные страны перед необходимостью объяснить мировому сообществу смысл существования таких организаций, как НАТО, так как развитие функционирующих сетей военных баз России, заставит пересмотреть свои военные доктрины влияния власти и климата.

Геополитические интересы России следует поставить на первый план. Соответственно, при планировании и осуществлении внешнеполитических действий в местном, региональном и международном масштабе необходимо учитывать то, что внешняя политика страны в первую очередь направлена ​​на обеспечение интересов российского государства и нации с учетом интересов мирового сообщества, других стран или групп стран [5].

Мы считаем важным для национальной безопасности учитывать следующие цели и руководящие принципы в определении стратегии развития и поведения России в мировом сообществе:

— Исторически-геополитическая миссия государства заключается в поддержании баланса на стыке мировых цивилизаций, что исключает провокацию любых глобальных сдвигов и признание любых экспансионистских интересов вокруг России;

— попытки навязать западноевропейское понимание нового мирового порядка не имеют оснований, не соответствуют религиозно-этической системе ценностей российского народа, ценностным ориентациям других государств, существующих на постсоветском пространстве;

— стремление отдельных сил не допускать воссоздания Великой державы мира на постсоветском пространстве подталкивает мир к соперничеству в геополитическом перераспределении российского пространства, что приводит к столкновению интересов, угрожающих развязать третий мир войны;

— в зоне российского военно-стратегического пространства появление вооруженных сил третьих держав является неприемлемым, равно как и вхождение определенных частей этого пространства в блоки и его альянсы, противостоящие ему;

— необходимость сохранения геополитического облика области диктует меры, которые препятствуют стратегической переориентации некоторых ее частей другим партнерам, устраняя любую возможность для «третьих стран» бороться за сферы влияния на постсоветском пространстве;

— приоритетной сферой интересов Российской Федерации являются отношения с государствами, сформированными на постсоветском пространстве, направленные на тщательное и сознательное обеспечение единства стратегических интересов народ [6].

Сохранение условий мирного восстановления единого государства на постсоветском пространстве в случае народной воли не противоречит нынешнему раздельному развитию, поскольку полностью исключает силу и военные методы. Он диктует необходимость соблюдения норм поведения, которые следуют из нынешней ситуации, оставляя задачу восстановления растоптанного единства исключительно политическими, дипломатическими, каноническими и духовными инициативами.

Многие конфликты на постсоветском пространстве являются прямым следствием несоблюдения прав народов на самоопределение. При наличии насильственной и неконституционной декларации страны как несуществующей, у России есть не только моральная, но и правовая основа для защиты интересов как российского, так и всех других народов, права которых были растоптаны и которые борются за свой исторический выбор, в том числе вооруженными средствами, в полном соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций.

Таким образом, сегодня Россия переходит на новый этап, диктуя необходимость начать создание современных вооруженных сил на основе организационных, структурных, политических и правовых предпосылок, построенных в процессе реформы, основанных на новых значимых национальных интересах, месте России на мировой арене и уровнях угрозы реальности национальной безопасности страны [7].

В заключение хотелось бы сказать, что Россия является одной из крупнейших стран мира, имеющая многовековую историю и богатые культурные традиции. Несмотря на сложную международную ситуацию и трудности внутреннего характера, Россия объективно продолжает играть важную роль в глобальных процессах в силу своего огромного экономического, научно-технического и военного потенциала и своего уникального стратегического положения на евразийском континенте.

Политолог рассказал, как Россия готовится отражать угрозы национальной безопасности

Представители силовых ведомств и контрольно-надзорных органов, Общественной палаты и профильных НКО России обсудили национальную безопасность страны на одноименном ежегодном форуме в Москве. Сходятся ли их мнения об угрозах национальной безопасности России, что решено с ними делать и кому из силовиков доверяют жители страны — об этом в интервью Федеральному агентству новостей рассказал председатель оргкомитета форума, профессор, доктор политических наук Сергей Смульский.

— Сергей Владимирович, на этом форуме звучали кардинально новые тезисы о национальной безопасности?

— В этом году мы решили поменять формат мероприятия: за пять лет мы увидели, что меняется структура участников — появляются кандидаты, доктора наук, и форум становится общественно-научным. Кроме того, предыдущие были посвящены только одной угрозе, которую мы анализировали, например, только по распространению наркотиков и наркотизации населения или по авиационной безопасности. Было интересно смотреть, как одну и ту же проблему в разной тональности оценивают правоохранительные органы и общественные организации. В этот раз тема одна — современные угрозы и приоритеты обеспечения национальной безопасности России. Мы решили объединять выступления вокруг результатов ежегодного мониторингового среза, потому что нынешняя ситуация интенсивно меняется, а с ней и конфигурации угроз.

— Что показал мониторинг этого года, каким угрозам вы посвятили форум?

— Наш мониторинговый центр проводил опрос среди населения и показал: больше половины граждан положительно относятся к тому, что сделано в области национальной безопасности, у них есть ощущение защищенности от внешних угроз. Теперь придется работать с внутренними. На форуме озвучили проблемы, связанные с социальной защищенностью людей, с перспективой решения проблем бедности. Есть мнение, что бедность — это не угроза, а следствие падения объемов промышленного производства. На самом деле эти причинно-следственные связи быстро меняются, и бедность становится угрозой, потому что бедное общество не может быть стабильным. Нет чувства безопасности, когда нет перспективы в завтрашнем дне, уверенности в том, что ты можешь обеспечить себе надежный фундамент в жизни, вырастить и воспитать детей.

В прошлом послании президент продемонстрировал, что нам пришлось сделать для обеспечения своей безопасности от внешних угроз. Мы защитили себя лет на 10 и получили возможность заняться внутренними застарелыми проблемами — всем, что связано с социально-экономической сферой. Ее пока не удалось выправить еще со времени развала СССР.

Конечно, проблемы военной безопасности не ушли совсем в сторону. У нас были представители силовых ведомств — Росгвардии и Минобороны. Они рассказывали, как у себя оценивают угрозы национальной безопасности, какие шаги предпринимают со своей стороны. Сейчас мы обобщаем и обрабатываем все, что прозвучало, и затем направим аналитические записки с результатами в разные органы власти и ведомства страны.

Все ведомства примерно одинаково видят и оценивают сами угрозы обществу и государству, разница есть в оценке последствий. Скажем, общественные организации по специфике своей деятельности больше волнуются из-за угрозы падения нравственности, морали, отсутствия патриотизма. Думают, как воспитывать молодежь и в каких форматах. Указывают на то, что молодые специалисты после получения диплома оказываются невостребованными и найти работу — огромная проблема.

— Так и не скажешь, что эта тема может обсуждаться под серьезным термином «национальная безопасность страны»…

— Да, не всем нравится официальный термин «национальная безопасность», многие пытаются придумать свои формулировки. Но есть официальный документ, утвержденный 31 декабря 2015 года, — это указ президента 683 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации». В нем дано определение этому понятию: «Национальная безопасность Российской Федерации — состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз». Дальше написано о том, что гарантируется реализация конституционных прав и свобод россиян, обеспечиваются достойное качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие России. Поэтому вопросы обустроенности людей, проблемы бедности напрямую связаны с вопросами национальной безопасности. Когда у нас в стране потребительская корзина ориентирована на то, чтобы человек просто хотя бы не умер, национальная безопасность явно под угрозой, и это внутренняя угроза.

— Есть новые угрозы, с которыми мы раньше не сталкивались?

— На нашем форуме был целый блок о киберугрозах, информационно-психологических атаках на нашу страну. Все это связано с появлением новых технологий: они не спрашивают нас, боимся мы их или нет, они просто меняют нашу жизнь. Лет 20 назад люди увидели первые мобильные телефоны, возмущались, говорили о слежке и облучении, но теперь их из рук не выпускают. На удивление, сейчас большинство людей спокойно относятся к возможностям слежки и сбору сведений о них — в любом отделении банка о каждом из нас больше информации, чем нужно. Ради скидок в магазине мы оставляем столько своих данных, что проследить за нами при желании несложно. Все это не значит, что силовые ведомства ведут слежку за каждым: у них есть определенный механизм, определенные основания для сбора данных.

Читать еще:  Пропал значок антивируса

— Силовые ведомства чувствуют себя в силах справляться с киберугрозами или не успевают за их скоростью?

— У нас отстает законодательство, потому что новые мошеннические схемы развиваются очень быстро. Нарушения в обращении криптовалюты — отдельная тема. Почему у нас притормаживается ввод в обращение этой валюты? Потому что пока нет возможности себя обезопасить. Но наши силовые ведомства не настолько беспомощны, чтобы говорить, будто они не готовы к вызовам и не справляются. Решаются серьезные задачи. За последние годы у нас выработались интересные инструменты парирования угроз, связанных с информационно-психологическими атаками. Мы который год живем в условиях провокаций и применения информационного оружия против нас. Мы видели обвинения в применении химического оружия, дело Скрипалей, события на Украине и так далее.

Вбрасывается информация, которая наносит вред авторитету органов власти, силовых ведомств и очерняет разные сферы деятельности. В социальных сетях появляются аргументы вроде «да у вас нет никаких ученых, Россия не внесла вклад в мировую науку, у вас не страна, а бензоколонка…». Это раньше надо было людей на митинг собрать, чтобы до них донести новую идею, а сейчас можно сделать инфовброс, который станет темой обсуждения на целую неделю. Мы вдруг увидели, как в странах Европы поднимает голову фашизм. Активно обсуждается, что Польша не пригласила Россию на памятную дату начала войны. Все это делается сознательно — фальсифицируется история, под нужным углом высвечиваются те грани прошлого, которые должны изменить сознание людей. И вот нам уже говорят, что Америка победила во Второй мировой войне, и наши дети верят, потому что не знают истории. Мы должны заниматься образованием детей. Наша жизнь не оторвана от прошлого. Россия — страна, у которой было мало времени для мирной жизни, она вынуждена была на протяжении долгих лет защищать свою территорию и суверенитет. Когда мы говорим об Отечественной войне, мы сохраняем память, делаем выводы на будущее и проекции на сегодняшнюю жизнь. Если молодежь забудет, благодаря кому сегодня живет, то мы довольно скоро окажемся среди новых угроз национальной безопасности.

— Где баланс между заботой о национальной безопасности и ужесточением контроля внутри страны?

— Поиск баланса — наиболее сложная вещь в механизме государственного управления, потому что нужно постоянно подстраиваться под изменения. Но я вам скажу, что сегодня люди больше боятся того, что не могут обеспечить свои базовые бытовые потребности, а не того, что им навязывается какой-то контроль. У нас в стране нет и не может быть идеологического контроля — Конституция закрывает возможности для этого. Что касается ответственности за экстремизм и терроризм, то все общество заинтересовано в своей безопасности. Конечно, нельзя перегибать в этом контроле, как мы видели с наказаниями за лайки и репосты, когда президенту пришлось выправлять законодательство.

Или новые нормы за оскорбление органов власти — сложный момент. Критика критике рознь. У нас сейчас оскорбление в Интернете считается обычным делом, и облить человека грязью очень легко — достаточно одной статьи с обвинениями. При этом, если ты молчишь после этого, значит, это все правда. Если пытаешься оправдаться — точно что-то есть в этой статье! У нас нет культуры общения в соцсетях, нет личной ответственности за свои слова. Мы будто перестаем думать, когда общаемся в Интернете, и говорим то, что никогда не сказали бы человеку вживую. Но наряду с нормами за оскорбление органов власти я бы предложил ввести и нормы, защищающие людей от нападок и оскорблений власти. Особенно от чиновников — в последнее время обвинения против людей приобрели разгульный характер. Как только не обзывают наш народ! Почему-то человек, который еще недавно был в среде народа, оказавшись чиновником, сразу трансформируется в какое-то сверхсущество. Сбалансировать все это сложно: у личности одни интересы, у общества другие, у государства могут быть третьи. Как этот баланс создать, поддерживать и регулировать — вот тонкость государственного управления. Мы бы хотели расширить ответственность самих людей, воспитать у них понимание того, что каждый немного в ответе за национальную безопасность в своей сфере. Каждый имеет право на мнение, и его голос должен быть услышан.

— Я знаю, что на форуме дали народную оценку работе силовых ведомств. Кто же заслужил доверие россиян?

— В опросе приняло участие не так много людей — 1600 человек из 50 регионов, поэтому тут ученым судить, насколько результаты отражают общую картину. Но в тройке оказались Минобороны, Генпрокуратура и ФСБ России. Понятно, почему Минобороны: за последние 10 лет в ведомстве произошли кардинальные изменения в реорганизации, поступило новое оружие, наши вооруженные силы боролись с терроризмом и отстаивали право сирийского народа на государство. Авторитет Минобороны в глазах общества серьезно возрос, это видно и во время военного призыва. Если раньше от повесток бегали, то сейчас много желающих отслужить или получить офицерскую профессию в военных училищах. Что касается ФСБ, то по недавнему выступлению президента на последней коллегии видно: он дает высокую оценку их работе. ФСБ вышла на новый уровень работы, сокращает большее количество покушений и терактов. Генпрокуратура следит за исполнением законодательства в нашей стране, у нее также хорошие результаты работы. И нам надо и дальше добиваться того, чтобы нормы законодательства работали одинаково для всех. Авторитет силовых структур в России высок — люди доверяют этому блоку и считают результаты его работы положительными.

— Даете ли вы анализ угроз, с которыми нам придется иметь дело в ближайшем будущем?

— Все очень быстро меняется. Смотрите, еще год назад Франция была благополучным государством, но что происходит сейчас? Мы должны быть готовы к любым неожиданностям.

Если раньше противостояние России с коллективным Западом носило культурный характер, то сейчас никто о культуре не думает. Идет активная геополитическая борьба, никто не маскирует свои действия. США четко и ясно сформулировали свою доктрину — мировая гегемония, однополярный мир. Но мы понимаем, что есть Россия, Китай, Европейский союз, Азиатско-Тихоокеанский регион. Мир — это концерт, ансамбль, и его путь развития — это взаимодействие разнообразных культур, интересов, традиций. С анализом оценок угроз надо быть осторожными. Можно так самих себя напугать, что все вокруг считать угрозами. Надо не забывать, что национальная безопасность — это не только физическая безопасность, но и то, что связано с нашими правами, с возможностью жить в обществе и не быть обделенным тем, что есть у других. Мы живем во время быстрого развития событий. На глазах нескольких поколений уже случилось столько всего, сколько не происходило в истории человечества, а в ближайшие 20–30 лет нас ждут еще более масштабные изменения. Россия все время будет в состоянии выбора и выстраивания баланса своего поведения, и точно так же все мы в ней.

Форум «Национальная безопасность России» проводится ежегодно организацией «Офицеры России» и посвящается одной из наиболее актуальных тем, связанных с обороной и безопасностью.

Презентация к уроку ОБЖ «Основные угрозы национальным интересам и безопасности России» (9 класс)

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Основные угрозы национальным интересам и безопасности России

Национальная безопасность — защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в различных сферах жизнедеятельности от внешних и внутренних угроз, обеспечивающая устойчивое развитие страны. Прежде всего каждому виду живых существ природа даровала стремление защищаться, защищать свою жизнь. избегать всего того, что кажется вредоносным, и приобретать, и добывать себе все необходимое для жизни. Цицерон. «Об обязанностях»

Национальная безопасность – это комплекс проблем безопасного существования, жизнедеятельности и развития народа, решаемых государством Экономическая безопасность Информационная безопасность Военная безопасность Демографическая безопасность Национальная безопасность

Национальная безопасность – это комплекс проблем безопасного существования, жизнедеятельности и развития народа, решаемых государством Экономическая безопасность Информационная безопасность Военная безопасность Демографическая безопасность Национальная безопасность

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (утверждена Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537) Концепция национальной безопасности Российской Федерации — система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В Концепции сформулированы важнейшие направления государственной политики Российской Федерации. Под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации.

* Разделы концепции: Россия в мировом сообществе. Национальные интересы и цели России, задачи по их реализации. Угрозы национальной безопасности Российской Федерации. Обеспечение национальной безопасности России.

Угроза национальной безопасности — это опасность, определяемая деятельностью, препятствующей удовлетворению национальных интересов. То есть — прямая или косвенная возможность нанесения ущерба конституционным правам, свободам, достойному качеству и уровню жизни граждан, суверенитету и территориальной целостности, устойчивому развитию Российской Федерации, обороне и безопасности государства.

Основные угрозы национальной безопасности России В начале XXI в. Россия находится на новом этапе своего исторического развития. Реформируются основы государственного устройства, осуществляется процесс переоценки национальных ценностей и согласования интересов личности, общества и государства дальнейшего развития социально -экономических, политических, правовых этических и иных норм.

В современной международной обстановке существуют три типа угроз национальной безопасности России, нейтрализация которых является в определенной степени функцией Вооруженных Сил Российской Федерации: внешние внутренние трансграничные

Из 89 субъектов Российской Федерации 45 (51%) – являются приграничными, 24 субъекта стали приграничными впервые. В настоящее время Россия граничит с 16 государствами. Протяженность границ России — 60 тыс. 932,3 км: сухопутных — 14 тыс. 509,3 км; морских — 38 тыс. 807 км; речных — 7 тыс. 141 км; озерных — 475 км. Площадь исключительной экономической зоны – 8,6 млн. км.

Читать еще:  Лучший антивирус для андроид 2020

К основным внешним угрозам относятся: развертывание группировок сил и средств, имеющих целью военное нападение на Российскую Федерацию или ее союзников; территориальные претензии к Российской Федерации, угроза политического или силового отторжения от Российской Федерации отдельных территорий; вмешательство во внутренние дела Российской Федерации со стороны иностранных государств; наращивание группировок войск, ведущих к нарушению сложившегося баланса сил вблизи границ Российской Федерации; вооруженные провокации, включая нападения на военные объекты РФ, расположенные на территориях зарубежных государств, а также на объекты и сооружения на государственной границе РФ или на границах ее союзников; действия, затрудняющие доступ России к стратегически важным транспортным коммуникациям; дискриминация, подавление прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации в зарубежных государствах.

попытки насильственного изменения конституционного строя и нарушение территориальной целостности России; планирование, подготовка и осуществление действий по нарушению и дезорганизации функционирования органов государственной власти и управления, нападение на государственные, народно-хозяйственные, военные объекты, объекты жизнеобеспечения и информационной инфраструктуры; создание, оснащение, подготовка и функционирование незаконных вооруженных формирований; незаконное распространение на территории Российской Федерации оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ; широкомасштабная деятельность организованной преступности, угрожающая политической стабильности в масштабах субъектов Российской Федерации; деятельность сепаратистских и радикальных религиозных национальных движений в Российской Федерации К основным внутренним угрозам относятся:

Основные проблемы внутренней безопасности России Угрозы внутренней безопасности в социальной сфере Кризис социальной сферы. Низкие социальные стандарты Бедность, социальное расслоение Нарушение прав личности на безопасный труд, образование, бесплатное здравоохранение, обеспеченную старость Массовая деградация трудовой морали, отчуждение личности от трудового образа жизни Общая характеристика проблем внутренней безопасности Российской Федерации Безработица Сведение всех социальных проблем к вопросам выживания без ориентации на развитие личности Падение духовности в обществе, распространение пьянства, наркомании

На ЗАПАДЕ Угрозы безопасности России — Возможные территориальные противоречия России с Финляндией (из-за части Карелии), Норвегией (из-за проблемы разграничения арктических вод в Баренцевом море); — Возможные территориальные противоречия России с Эстонией (из-за территории Кенгисепского района Ленинградской области и Печорского района Псковской области), Латвией (из-за города Пыталово и прилегающего района Псковской области), Литвой (из-за местности в районе озера Выштитис, Куршской косы и города Советска),. — Возможные территориальные претензии к государствам Содружества (к Беларуси – со стороны Польши; к Украине – со стороны Польши, Словакии, Венгрии, Румынии);

На ЮГЕ Угрозы безопасности России — Антироссийские действия в приграничных государствах и антифедеральные на территории России международных экстремистских исламских организаций. — Тенденции обострения межгосударственных и внутригосударственных противоречий экономического, этнического, религиозного и межкланового характера в приграничных государствах; — Конфликтная ситуация вокруг нефтегазодобычи на континентальном шельфе Каспийского моря. — Территориальные претензии Украины по поводу Крыма — Очаги вооруженных конфликтов в Закавказье ( между Арменией и Азербайджаном); — Возрастание экстремистских происламских настроений в Закавказье и Среднеазиатских государствах СНГ; — Военный конфликт на Украине — Внутриафганские противоречия, ситуация вокруг Ирака, курдская проблема, спор между Индией и Пакистаном из-за Кашмира, арабо-израильское противостояние; — Появление ядерного оружия и средств его доставки у Пакистана и Индии.

На ВОСТОКЕ Угрозы безопасности России — Претензии со стороны Японии, Китая и США на доминирующее значение в регионе, хищническое разграбление морских богатств; — Территориальные претензии Японии на принадлежащие России острова Итуруп, Кунашир, Шикотан, Хабомаи и остальные Курильские острова и Южный Сахалин; — Военный конфликт между Северной и Южной Кореей с возможным столкновением интересов США, Китая и России; — Территориальные претензии Китая на часть Читинской и Амурской областей, Хабаровского и Приморского краев; — Возможное возникновение через 5-10 лет серьезных противо-речий между Китаем и союзниками Российской Федерации в Средне-Азиатском регионе, а также между Китаем и Монголией.

К основным трансграничным угрозам относятся создание, оснащение, обеспечение и подготовка на территориях других государств вооруженных формирований и групп с целью их переброски для действий на территории России; деятельность поддерживающихся из-за рубежа подрывных сепаратистских, национальных или религиозных экстремистских группировок, направленная на подрыв конституционного строя РФ, создание угрозы территориальной целостности РФ и безопасности ее граждан; трансграничная преступность, включающая контрабандную и иную противозаконную деятельность в масштабах, угрожающих национальной безопасности России, ведение враждебных по отношению к РФ информационных действий; деятельность наркобизнеса, создающая угрозу проникновения наркотиков на территорию РФ или транзита наркотиков в другие страны; угроза деятельности международных террористических организаций; в настоящее время произошло сращивание внутреннего и международного терроризма, а его угрозы возрастают, в том числе с применением компонентов оружия массового поражения.

Основные угрозы национальной безопасности России по сферам жизнедеятельности государства.

Основные угрозы национальной безопасности:

•экономический рост остается неустойчивым;

•преобладание в экспортных поставках сырья и материала, а в импортных – предметов потребления и продовольствия;

•расслоение общества на богатых и бедных;

•сложная демографическая ситуация;

•малая средняя продолжительность жизни;

•ослабление фундаментальной ячейки общества;

•низкая экологическая культура населения;

•использование территории России для захоронения отходов;

•использование морально устаревшего оборудования;

технологический разрыв ряда ведущих государств по созданию вооружения

Нац. Безопасность — безопасность многонационального народа РФ как носителя суверенитета и единства источника власти в РФ.

Угроза нац. безопасности -совокупность условий и факторов, создающих опасность для жизненно важных интересов государства, личности и общества. Основные угрозы:

В сфере экономики: 1)Сокращение ВВП 2) Снижение инвестиционной активности 3) Уменьшение научно-технического потенциала 4) Стагнация аграрного сектора 5) Рост внутреннего и внешнего долга 6) Преобладание экспорта сырья и энергии и импорта продовольственных товаров и предметов потребления.

Обеспечение национальной безопасности России (национальные программы, важнейшие задачи).

Основой обеспечения национальной безопасности РФ является эффективное функционирование системы безопасности во всех сферах национальных интересов России

-своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз

-подъем экономики страны

-улучшение экологической ситуации в стране

-обеспечение суверенитета и тер целостности РФ, безоп границ

-укрепление режима нераспространения оружия массового поражения

-реализация оперативных и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних

и внешних угроз

Основные функции гос. власти в обеспечении безопасности

1)выявление и прогнозирования опасностей объектом безопасности

2)создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечивающих безопасность

3)восстановление нормальной жизнедеятельности на территории, пострадавшей от ЧС

4)проведение комплексных мер по снижению риска ЧС

5)участие в международной системе безопасности

Основные функции системы безопасности

1.Выявление и прогнозирование опасностей объектам безопасности.

2.Создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности, управление ими в повседневных условиях.

3.Восстановление нормальной жизнедеятельности на территориях,

пострадавших от ЧС.

4.Осуществление комплекса мер по снижению и смягчению рисков ЧС.

5.Участие в международных системах безопасности.

Силы и средства обеспечения безопасности

1) Вооруженные силы РФ. 2) Федеральные органы безопасности. 3)Органы внутренних дел, внешней разведки, налоговой службы. 4) Силы и средства ликвидации ЧС. 5) Гражданские организации ГО (формирования ГО). 6) Пограничные войска, внутренние войска. 7) Органы, обеспечивающие безопасность в промышленности, сельском хозяйстве, транспорте и т.д. 8) Службы, обеспечивающие информационную безопасность. 9) Таможня. 10) Природоохранительные органы. 11)

Органы охраны здоровья.

В реализации политики обеспечения национальной безопасности принимают участие:

1.Президент — руководит органами и силами обеспечения безопасности;

2.Федеральное собрание — формирует законодательную базу в сфере безопасности;

3. Правительство — координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ, формирует статьи бюджета для реализации программ в области безопасности.

4. Совет безопасности — проводит работу по выявлению и оценке угроз безопасности; контролирует деятельность органов и сил обеспечения безопасности;

5.Федеральные органы исполнительной власти — исполняют решения, разрабатывают нормативные акты в области безопасности.

6.Органы исполнительной власти субъектов РФ — взаимодействуют с федеральными органами власти.

7.Органы местного самоуправления — обеспечивают исполнение решений.

Совет Безопасности России- назначение и состав

назначение — проводит работу по предупреждению и выявлению угроз безопасности

— контроль за органами и силами обеспечения безопасность

состав — секретарь, председатель, постоянные члены СБ, члены СБ

Совет безопасности — проводит работу по выявлению и оценке угроз безопасности; контролирует деятельность органов и сил обеспечения безопасности; контролирует реализацию федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов федерации решений в этой власти.

Концепция национальной безопасности РФ, основные положения.

Указом президента РФ №24 от 10.01.2000 г. принята «Концепция национальной безопасности РФ» (концепция – система…).

1) место России в мировом сообществе;

2) национальные интересы РФ;

3) основные угрозы национальной безопасности:

4) обеспечение национальной безопасности.

Концепция национальной безопасности Российской Федерации утверждена Указом Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24.

Концепция национальной безопасности — система взглядов на обеспечение в РФ безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности.

Под национальной безопасностью РФ понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в РФ, т.е. национальная безопасность РФ — состояние защищенности национальных интересов РФ от внутренних и внешних опасностей и угроз.

4 части : 1) Роль и место РФ в мир сообществе, 2) Нац интересы РФ, 3) Основные угрозы РФ, 4)Обеспеч Б

Национальные интересы России — это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, информационной, социальной, международной, военной, пограничной, экологической и других сферах.

Национальные интересы РФ

В экономической сфере — устойчивое развитие экономики страны.

Во внутриполитической сфере — сохранение стабильности, конституционного строя, институтов государственной власти, обеспечение гражданского мира и национального согласия, территориальной целостности и др.

В социальной сфере — обеспечение высокого уровня жизни народа.

В духовной сфере — сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала.

В международной сфере — обеспечение суверенитета, упрочение РФ как великой державы, соблюдение прав и свобод человека, недопустимость применения двойных стандартов.

В информационной сфере — соблюдение конституционных прав и свобод граждан в области получения информации и использования ее, развитие современных телекоммуникационных технологий, защита государственных информационных ресурсов от несанкционированного доступа.

В военной сфере — защита независимости, суверенитета, государственной и территориальной целостности, предотвращение военной агрессии против России.

В пограничной сфере — создание политических, правовых, организационных и других условий для обеспечения надежной охраны государственной границы.

В экологической сфере — оздоровление и сохранение окружающей среды.

Важнейшими составляющими национальных интересов России является защита личности, общества и государства от терроризма, в том числе от международного, а также чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий, а в военное время — от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector