Invest-currency.ru

Как обезопасить себя в кризис?
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Современные угрозы национальной безопасности россии

Угрозы национальной безопасности

Национальные, в том числе базовые, интересы могут быть подвержены воздействию разнообразного спектра угроз.

В современной международной обстановке существует три типа угроз для России: внешние, внутренние и трансграничные, нейтрализация которых является в той или иной степени функцией Вооруженных Сил РФ.

К основным внешним угрозам можно отнести:

1. Развертывание группировок сил и средств для военного нападения на РФ и ее союзников;

2. Территориальные претензии к РФ, угроза политического или силового отторжения от РФ отдельных территорий;

3. Осуществление государствами или общественно-политическими структурами программ по созданию ОМП;

4. Вмешательство во внутренние дела РФ со стороны иностранных государств или организаций, поддерживаемых иностранными государствами;

5. Демонстрация военной силы вблизи границ РФ, проведение учений с провокационными целями;

6. Наличие вблизи границ РФ или границ ее союзников очагов вооруженных конфликтов, угрожающих их безопасности;

7. Нестабильность, слабость государственных институтов в приграничных странах;

8. Наращивание группировок войск, ведущие к нарушению сложившегося баланса сил вблизи границ РФ или границ ее союзников и прилегающих к их территории морских водах;

9. Расширение военных блоков и союзов в ущерб военной безопасности РФ и ее союзников;

10. Деятельность международных исламских радикальных группировок, усиления позиций исламского экстремизма вблизи российских границ;

11. Ввод иностранных войск (без согласия РФ и Совета Безопасности ООН) на территории сопредельных и дружественных РФ государств;

12. Вооруженные провокации, нападения на военные объекты РФ, расположенные на территории зарубежных государств;

13. Действия, затрудняющие доступ России к стратегически важным транс­портным коммуникациям;

14. Дискриминация, подавление прав, свобод и законных интересов граждан РФ в зарубежных странах;

15. Распространение технологий двойного назначения и компонентов для изготовления ядерного и других видов ОМП.

К основным внутренним угрозам следует отнести:

1. Попытки насильственного изменения конституционного строя;

2. Планирование, подготовка и осуществление действий по нарушению и дезорганизации функционирования органов государственной власти и управления, нападений на государственные, народно-хозяйственные, военные объекты, объекты жизнеобеспечения и информационной инфраструктуры;

3. Создание, оснащение, подготовка и функционирование незаконных воо­руженных формирований;

4. Незаконное распространение (оборот) на территории РФ оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и т.д.;

5. Широкомасштабная деятельность организованной преступности, угрожающей политической стабильности в масштабах субъекта РФ;

6. Деятельность сепаратистских и радикальных религиозно-националисти­ческих движений в РФ.

Трансграничные угрозы

Совмещают в себе черты внутренних и внешних угроз. Будучи по форме проявления внутренними, по своей сути (по источникам стимуляции, возможным участникам, возможным участникам) являются внешними. Имеется тенденция к возрастанию значения трансграничных угроз для безопасности РФ.

Трансграничные угрозы включают в себя:

1. Создание, оснащение, обеспечение и подготовка на территории других государств вооруженных формирований с целью их переброски для действий на территории РФ и территории ее союзников;

2. Поддерживание из-за рубежа подрывных сепаратистских, национальных и религиозных экстремистских группировок, предназначенных для подрыва конституционного строя, создание угрозы территориальной целостности РФ и безопасности ее граждан;

3. Трансграничная преступность, включающая контрабандную и иную противозаконную деятельность в масштабах, угрожающих военно-политической безопасности РФ или стабильности не территории союзников РФ;

4. Ведение враждебных по отношению к РФ информационных действий;

5. Международный терроризм, если его деятельность затрагивает безопасность РФ;

6. Деятельность наркобизнеса, транспортировка нар­котиков на территорию или использование территории РФ в качестве транзитной территории для транспортировки наркотиков в другие страны.

К угрозам национальной безопасности РФ относятся:

1. Террористическая угроза. Существенной подпиткой для террористов, источником их вооружения и полем деятельности остаются локальные конфликты, зачастую на этнической почве, межконфессиональном противостоянии, которое искусственно нагнетается и навязывается миру экстремистами различных мастей. С 1991 по 2004 гг. зарегистрировано 390 атак камикадзе. Лидером пока является Израиль, где с 2000 по 2004 гг. взорвались 59 «живых бомб».

2. Серьезной угрозой национальной безопасности РФ является угроза распространение ОМП. Если такое оружие попадет в руки террористов, то последствия могут быть просто катастрофическими. Ядерным оружием сейчас обладают 9 государств мира (Россия, США, Англия, Франция, Китай, Индия, Пакистан, Израиль, КНДР), близки к его созданию еще 8 государств.

3. Угрозой является раскручивание маховика гонки вооружений, причем она выходит на новый технологический уровень, угрожая появлением целого арсенала новых дестабилизирующих видов оружия. Военные расходы США в 2006 г. превысили военные расходы России в 23 раза.

4. Отсутствие гарантии не вывода оружия, в том числе и ядерного, в космос. Пуск межконтинентальных баллистических ракет с неядерными боеголовками, может спровоцировать неадекватную реакцию со стороны ядерных держав, включая ответный удар с использованием стратегических ядерных сил. Ситуация с разработкой баллистических ракет в КНДР, Иране.

5. Сохраняется угроза стереотипа блокового мышления. Например, для того чтобы защитится якобы от России, Прибалтийские страны, Грузия и ряд других стран бывшего Варшавского договора вошли или имеют желание войти в блок НАТО. Состав блока НАТО: 1949 г. – 12 государств; 1982 г. – 16 государств; 1999 г. – 19 государств; 2004 г. – 26 государств.

6. Угроза в экономической сфере. Проявляется в сокращении наукоемких производств, снижении инвестиционной (за 2011 г вложения со стороны иностранных инвесторов в Российскую экономику составили 38 млрд. дол., в США за I квартал 2012г. более 130 млрд. дол.), а так же инновационной активности, разрушении научно-технического потенциала.

Увеличивается вывоз за пределы России валютных запасов, стратегически важных видов сырья, отток квалифицированных кадров и интеллектуальной собственности.

В промышленности увеличивается доля топливно-сырьевого сектора, формируется экономическая модель, основанная на экспорте топлива и сырья и импорте оборудования, продовольствия и предметов потребления, т. е. происходит рост зависимости страны от иностранных производителей высокотехнологичной техники, возникает технологическая зависимость РФ от стран Запада и подрыв оборонного потенциала государства.

7. Имеется угроза безопасности России в социальной сфере, в связи с увеличением удельного веса населения, живущего за чертой бедности, расслоения общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан. Всё это ведет к снижению интеллектуального и производительного потенциала России, сокращению численности населения, истощению основных источников духовного и экономического развития, может привести к утрате демократических завоеваний. Примерно 30% населения страны сейчас отказывается от заведения детей по экономическим и духовным причинам.

8. Угроза истощения природных ресурсов и ухудшения экологической ситуации. Эта угроза особенно велика из-за преимущественного развития топливно-энергетических отраслей промышленности, неразвитости законодательной основы природоохранных мероприятий, не использования природо-сберегающих технологий. Нарастает тенденция использования территории России в качестве места захоронения опасных материалов и веществ, размещения на российской территории вредных производств.

9. Увеличивается вероятность возникновения катастроф техногенного характера. По данным зарубежных исследователей риск возникновения техногенных катастроф и аварий в России на 2 порядка превышает этот показатель для западных стран. Доля техногенных ЧС в общем количестве составляет в нашей стране 91,8%.

10. Вызывает тревогу угроза физическому здоровью нации. Наиболее явно это проявляется в кризисном состоянии систем здравоохранения и социальной защиты населения, в росте потребления алкоголя (18 л чистого алкоголя на душу населения, а более 12 л – это уже угроза нации) и наркотических веществ. 3% населения РФ – наркоманы, ежегодно в стране 70.000 чел. умирает от передозировки наркотиков. Официально зарегистрировано более 500 тысяч ВИЧ-инфицированных. На здравоохранение РФ тратит 3% ВВП, а Германия и Франция – 8%. Продолжительность жизни в РФ сейчас составляет 71 год, поставлена задача в течение 6лет поднять её до 75 лет.

Серьезную проблему составляет демографическая ситуация в стране: в ряде регионов РФ смертность превышает рождаемость, ухудшается здоровье людей. В Ярославле, например, в 2011году родилось 6445 человек, а умерло 8330 чел., т.е. убыль составила 1885 чел.

11. В международной сфере угрозы проявляются через попытки некоторых государств противодействовать укреплению России как одного из центров формирующегося многополярного мира. Это проявляется в действиях направленных на нарушение территориальной целостности РФ, а также в территориальных притязаниях.

12. Существуют угрозы в военной сфере. Значение военной силы в системе международных отношений за последнее время не уменьшилось. Военно-политическая обстановка не исключает возможность возникновения вблизи границ России крупных вооруженных конфликтов, затрагивающие интересы безопасности РФ.

13. Появилась новая угроза – морское пиратство.

Угрозы национальной безопасности государства и меры по борьбе с ними

Данная статья была скопирована с сайта https://www.sovremennoepravo.ru

Страницы в журнале: 43-45

С. С. Санникова,

старший преподаватель кафедры административного и финансового права Поволжского кооперативного института Российского университета кооперации Центросоюза России sannikovasvetlana@mail.ru

Анализируются угрозы обеспечению национальной безопасности Российской Федерации, имеющие место в различных сферах жизнедеятельности общества. Рассматриваются подходы к решению проблем в области обеспечения национальной безопасности. Определяются приоритетные направления борьбы с угрозами национальной безопасности.

Ключевые слова: национальная безопасность, внутренние, внешние угрозы, терроризм, интеграция.

Читать еще:  Основные цели обеспечения информационной безопасности

В Концепции национальной безопасности Российской Федерации рассмотрен широкий перечень внутренних и внешних угроз национальной безопасности страны, при этом объясняется, что причины их существования следует искать в состоянии экономики страны, несовершенстве системы организации государственной власти и гражданского общества, в его социально-политической поляризации и криминализации общественных отношений, росте организованной преступности и коррупции, увеличении масштабов терроризма, обострении межнациональных и осложнении международных отношений.

Под угрозой национальной безопасности понимается непосредственная угроза жизненно важным национальным интересам и национальной безопасности, которая выходит за локальные границы и относится к основным национальным ценностям (суверенитету, государственности, территориальной целостности) [1]. Как справедливо отмечает Н.П. Патрушев, «современные внешние угрозы национальной безопасности России во многом формируются и обостряются под воздействием процессов глобализации, действиями отдельных государств, прежде всего США, по доминированию в мировом сообществе и одностороннем, главным образом силовом решении основных проблем международной политики» [2, с. 34].

В настоящее время угрозы встречаются в различных сферах жизнедеятельности общества — экономической, технологической, информационной, экологической, причем в каждой из этих сфер — свои. В связи с тем, что угрозы национальной безопасности наносят непоправимый вред и ущерб не только интересам государства, но и обществу в целом и каждому человеку в отдельности, следует уделить особое внимание рассмотрению основных угроз, представляющих опасность безопасности страны, и предположить основные направлении борьбы с такими угрозами.

Наиболее серьезные угрозы национальной безопасности России порождают экономическая и политическая сферы, что детерминировано их ролью в развитии и функционировании российского государства.

Угрозы в сфере экономики в самом общем виде могут быть сведены к следующему: превращение экономики в объект противоборства различных политических сил и групп; криминализация экономики; потеря управляемости хозяйственными связями; структурная деформированность экономики; относительное и абсолютное уменьшение объемов производимого валового внутреннего продукта; замедление темпов обновления технической и технологической базы хозяйства; усиление дифференциации в доходах различных групп населения; высокий уровень монополизации экономики; неблагоприятная структура экспорта [3]. К угрозам национальной безопасности в экономической сфере можно отнести также и наличие внешнего и внутреннего долга, низкую инвестиционную и инновационную активность. Немаловажной проблемой в рассматриваемой сфере является и имеющая место стагнация аграрного сектора.

Наличие таких угроз свидетельствует о том, что защита экономических интересов Российской Федерации должна выступать приоритетным направлением государственной политики в области обеспечения национальной безопасности. Дабы минимизировать последствия названных выше угроз, представляется необходимым создать в Российской Федерации действенный механизм контроля соблюдения законодательства, как со стороны государственных органов путем усиления государственного регулирования в экономике, так и со стороны населения — так называемый общественный надзор за деятельностью хозяйствующих субъектов. Однако один только контроль не позволит достичь конечной цели обеспечения национальной безопасности; здесь потребуются скоординированная деятельность государства по повышению конкурентоспособности отечественных производителей, повышению уровня жизни населения, по преодолению последствий мирового финансового кризиса, затронувшего практически каждое государство мира, в том числе и Российскую Федерацию.

Однако при этом имеет место проблема разрушения и размывания единого правового пространства. Решение данной проблемы направлено на обеспечение государственной и общественной безопасности, общественного мира и согласия, межнационального и межконфессионального сотрудничества и благополучия, подавления сопротивления противоборствующих социальных сил, охрану суверенитета от внешнего посягательства путем принятия антигосударственных норм и т. п., поскольку безопасность и защищенность единого правового пространства как элемента государства является условием его существования и развития.

Важным шагом на пути к борьбе с угрозами в экономической сфере можно признать активное включение России в процесс мировой интеграции — создание Таможенного Союза России, Белоруссии и Казахстана, вступление во Всемирную торговую организацию, расширение рынков сбыта отечественных производителей высокотехнологической продукции позволит уменьшить риск угроз национальной безопасности в экономической сфере. Однако следует отметить, что вступление во Всемирную торговую организацию порождает определенные последствия для национальной безопасности государства, с которыми уже столкнулись другие страны:

— угрозы отечественной обрабатывающей промышленности, не выдерживающей конкуренции с более развитыми странами;

— рост безработицы и социальной напряженности в обществе;

— отток квалифицированных кадров из отечественных предприятий в иностранные;

— утрата контроля над целыми сегментами экономики (например, финансовой системы) и внутреннего рынка [4, с. 61].

Политическая нестабильность в обществе, недостаточный уровень легитимности основных государственных институтов, недоверие граждан к органам управления, несовершенство законодательства, коррупция, терроризм создают прямую угрозу национальной безопасности государства. Особенность политических угроз заключается в том, что они способны нанести ущерб не только национальной, но и региональной, глобальной безопасности. Для России на современном этапе ее развития наибольшую угрозу представляют организованные преступные группы, в том числе и бандитские, совершающиеся террористические акты [5, с. 8]. Ситуация усложняется тем, что борьба с терроризмом, которая проявляется внутри страны, но зачастую конспирируются и финансируются из-за рубежа. Следовательно, борьба с терроризмом должна начинаться с пресечения финансирования незаконных вооруженных формирований, которые получают средства не только преступным, но и легальным путем.

Решение проблем политического характера должно строиться на основе единой, целостной, комплексной государственной концепции, учитывающей международно-правовые акты и реалии государственного и общественного устройства страны. В настоящее время в России отсутствует надежная система сдержек и противовесов различных ветвей власти, что позволяет исполнительным органам власти занимать доминирующее положение в стране, а, следовательно, провоцирует недоверие граждан к органам власти. Представляется, что для обеспечения национальной безопасности от внутренних политических угроз необходимо проводить постоянную работу по совершенствованию законодательства, по профилактике коррупционных правонарушений, в том числе в органах государственной власти, создать такой механизм формирования органов государства, который бы обеспечивал их легитимность и способствовал повышению уровня доверия населения к властным структурам.

Как уже отмечалось, спектр сфер, в которых проявляются угрозы безопасности государства, не исчерпывается лишь экономической и политической составляющей. Особую озабоченность на сегодняшний день вызывают также угрозы в научно-технической сфере: все заметнее становится снижение научно-технического и технологического потенциала страны, сокращение проводимых исследований, отток специалистов, а, следовательно, и интеллектуальной собственности за рубеж.

Дабы избежать негативных последствий указанных угроз государству, необходимо увеличивать производство наукоемкой продукции, развивать прогрессивные технологии; оказывать поддержку, в том числе материальную, начинающим ученым, а также ведущим научным школам в виде грантов, стипендий и т. д. Целесообразно привлекать частный капитал к развитию научно-технической деятельности, а также стимулировать приток иностранный инвестиций в научную сферу российского государства.

В эпоху становления и развития информационного пространства и общества, широкого распространения Интернета, формирования системы электронного правительства внешние и внутренние угрозы обеспечению национальной безопасности в информационной сфере являются одной из ключевых проблем государства и его органов. Среди внешних гроз можно отметить доминирование отдельных государств на мировом информационном рынке, несанкционированный доступ к закрытой государственной информации, нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, а также сохранности информационных ресурсов, так называемые «информационные войны» и т. д. Среди внутренних угроз А.А. Тедеев называет следующие: уничтожение и модификация данных в информационных системах, незаконный сбор и использование информации, незаконное копирование данных в информационных системах, дезинформация, сокрытие или искажение информации, хищение информации из баз данных и т. д. [6, с. 81].

В целях борьбы с угрозами в указанной сфере необходима постоянная работа государственных органов и их должностных лиц по реализации прав и свобод граждан в информационно сфере, совершенствованию и защите информационной инфраструктуры Российской Федерации, противодействию информационным войнам, а также интеграция Российской Федерации в мировое информационное пространство.

Подводя итог, можно отметить, что сложившаяся в Российской Федерации геополитическая обстановка таит в себе угрозы всем сферам национальной безопасности России, и от адекватного ответа на эти угрозы зависит место и роль нашей страны как внутри интеграционных объединений, так и на международной арене.

1. Манилов В.Л. Угрозы национальной безопасности России // Военная мысль. 1996. № 1. С. 7—17.

2. Патрушев Н.П. Особенности современных вызовов и угроз национальной безопасности России // Журнал российского права. 2007. № 7.

3. Михайлов Б.И. Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы обеспечения // Проблемы обеспечения экономической безопасности России: сб. науч. ст. / под ред. Г.Н. Диденко. — М., 1997. С. 12—22.

4. Михайленко А.Н., Груздов С.В. Понятия угрозы и вызова национальной безопасности // Научно-аналитический журнал Обозреватель — Observer. 2011. Т. 253.

5. Вакуленко В.Ф. Терроризм и бандитизм. К вопросу о соотношении составов // Закон и право. 2003. № 7.

6. Тедеев А.А. Информационное право: учеб. — М., 2005.

Современные угрозы национальной безопасности России

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 08:42, реферат

Описание работы

Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что интерес мирового сообщества к проблемам безопасности неуклонно растет, что связано с перманентными кризисными явлениями конца XX-начала XXI в., острота которых напрямую поставила вопрос о дальнейшей судьбе всего человечества. Динамичные изменения мировой геополитической ситуации, международное положение России и условия её внутреннего развития, активизация международного терроризма, негативные факторы социально-экономического развития страны, новые тенденции в обострении угроз интересам граждан, обществу и государству ставят перед всеми органами государственной власти актуальную задачу разработки эффективных мер, направленных на практическое разрешение ключевых проблем обеспечения национальной безопасности. В России, в условиях происходящих коренных изменений в политической, экономической, социальной и других сферах жизнедеятельности проблема обеспечения национальной безопасности приобретает значение одной из первостепенных. Задача создания системы обеспечения безопасности личности, общества и государства на основе комплексного исследования, критического анализа опыта передовых российских и зарубежных ученых является особенно важной в современный период формирования новой концепции национальной безопасности.

Читать еще:  Внутренние угрозы национальной безопасности рф примеры
Содержание

Введение 3
Глава I. Понятие национальной безопасности 4
Глава II. Основные составляющие национальной безопасности 8
Глава III. Угрозы национальной безопасности РФ: виды и формы 10
Глава IV. Современная доктрина национальной безопасности России 15
Заключение 20
Библиографический список 21

Работа содержит 1 файл

Реферат по сэпс национальная.docx

Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный государственный институт путей и сообщения»

Кафедра «Финансы и кредит»

По дисциплине: «Введение в специальность»

На тему: «Современные угрозы национальной безопасности России»

Выполнила: Лилова Е.С.

студент 1 курса, группа 31Б

Проверила: Оккель С.А.

Глава I. Понятие национальной безопасности 4

Глава II. Основные составляющие национальной безопасности 8

Глава III. Угрозы национальной безопасности РФ: виды и формы 10

Глава IV. Современная доктрина национальной безопасности России 15

Библиографический список 21

Введение

Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что интерес мирового сообщества к проблемам безопасности неуклонно растет, что связано с перманентными кризисными явлениями конца XX-начала XXI в., острота которых напрямую поставила вопрос о дальнейшей судьбе всего человечества. Динамичные изменения мировой геополитической ситуации, международное положение России и условия её внутреннего развития, активизация международного терроризма, негативные факторы социально-экономического развития страны, новые тенденции в обострении угроз интересам граждан, обществу и государству ставят перед всеми органами государственной власти актуальную задачу разработки эффективных мер, направленных на практическое разрешение ключевых проблем обеспечения национальной безопасности. В России, в условиях происходящих коренных изменений в политической, экономической, социальной и других сферах жизнедеятельности проблема обеспечения национальной безопасности приобретает значение одной из первостепенных. Задача создания системы обеспечения безопасности личности, общества и государства на основе комплексного исследования, критического анализа опыта передовых российских и зарубежных ученых является особенно важной в современный период формирования новой концепции национальной безопасности.

Глава I. Понятие национальной безопасности

Безопасность является важнейшей целью и фундаментальной потребностью, как отдельного человека, так и различных сообществ людей. Еще в глубокой древности проблема безопасности родилась как особое общественное явление, которое укреплялось и расширялось по мере возрастания угроз и опасностей для граждан не только со стороны внешних врагов, но и со стороны государственных чиновников и богатой необузданной знати. Эта проблема оставалась одной из важнейших задач и функций общества, государства, семьи и личности. Безопасность в современной российской и западной научной литературе трактуется под углом зрения различных подходов. В психологической, как ощущение, восприятие и переживание потребности в защите жизненных интересов людей; в юридической, как система установления законами правовых гарантий защищенности личности и общества, обеспечения их нормальной жизнедеятельности, прав и свобод; в философско-социологической, как состояние тенденции развития и условия жизнедеятельности социума, его структур, институтов и установлений, при которых обеспечивается сохранение их качественной определенности, оптимальное соотношение свободы и необходимости.

До настоящего времени в нашей стране отсутствовала единая общепринятая концепция безопасности, хотя эта проблема находится в центре внимания как государственных органов, так и ученых, исследующих данное социальное явление. Понятия «безопасность», «личная безопасность», «национальная безопасность», «международная безопасность» и «глобальная безопасность» имеют дело с различным набором проблем и исходят из разных исторических, философских, правовых и социологических контекстов. Однако все же объединяет все эти понятия одна общая черта: в современных условиях основной целью обеспечения безопасности является защита человека и общества, их прав и свобод, создание благоприятных условий для развития личности и государственности, защита всех жизненно важных национальных интересов.

Надёжность и долговечность созданной системы безопасности зависит от множества факторов. Несоблюдение или игнорирование тех или иных факторов обеспечения безопасности приводит к крупным социальным катаклизмам, связанным с кровопролитием, войнами и массовыми беспорядками, разрушению социальной инфраструктуры, утрате материальных и духовных ценностей, накопленных многими поколениями людей, и в конечном итоге к гибели государств и сообществ. Понятие безопасности разворачивается в процессе анализа двух взаимосвязанных аспектов: во-первых, выявления особенностей современного этапа исторического развития страны и, во-вторых, определения основных тенденций развития современного мира как планетарной целостности, включающей различные цивилизации, в том числе и Россию как особую евразийскую цивилизацию. Национальная безопасность, как важнейшая составляющая общей системы безопасности непосредственно связана с экономическим, социально-политическим и духовным развитием страны, ее местом и ролью в глобальных межгосударственных отношениях. Опыт XX столетия свидетельствует, что общество не застраховано от роста регрессивных процессов, хаос и распад- наиболее вероятные состояния спонтанного развития, а стабильность, устойчивость и порядок, напротив, требуют сознательных, специальных и целенаправленных усилий. В этой связи, учитывая нынешнее кризисное время, и представляет значительный интерес более детальное рассмотрение понятия «национальная безопасность» применительно к новым геополитическим реалиям. В данном контексте национальная безопасность представляет такое состояние государственно-территориальной общности, при котором обеспечивается эффективная деятельность социально-политических институтов по поддержанию надежной защиты национальных интересов в международных и внутринациональных отношениях, реализуются возможности для прогрессивного развития личности, общества и государства. Сама этимология понятия «национальная безопасность» свидетельствует, что «речь должна идти об отсутствии или устранении опасности для определенной социально-этнической общности, объединенной определенными территориально- государственными рамками, социально-этническими связями и культурными традициями». Согласно этой точке зрения национальная безопасность создается не только (и не столько) в целях реагирования на различного рода опасности и угрозы национальным интересам. Она является условием выживания, существования личности, общества и государства в социуме и природно-географической среде, сохранения создаваемых духовных и материальных ценностей. Уровень национальной безопасности характеризует степень экономического, социально-политического, научно-технического, культурного и военного развития данного государства, его способность создавать все необходимые условия для развития общества. Её главная задача заключается в предоставлении широких возможностей для развития и самореализации личности, удовлетворения материальных и духовных потребностей человека, расширение спектра его способностей, отпущенных природой. Национальную безопасность можно классифицировать с различных позиций, например по субъекту защиты: безопасность личности, безопасность общества, безопасность государства. Исходя из особенностей различных сфер жизнедеятельности общества, возникающих в них угрозах в структуре национальной безопасности, можно выделить следующие ее виды: политическая безопасность, экономическая безопасность, социальная безопасность, духовная безопасность, информационная безопасность, военная безопасность. Классификацию видов национальной безопасности можно провести и с позиций наличествующих в государстве различных ресурсов и ценностей. К ним можно отнести: государственную независимость, национальную экономику, национальную культуру, население страны, информацию.

Таким образом, национальная безопасность, как сложное явление представляет собой систему взаимосвязанных элементов. Данная система включает в себя определенную совокупность концептуальных установок и положений, социально-политических и правовых институтов и учреждений, определенных средств, методов и форм, позволяющих не допускать или адекватно реагировать на возникающие опасности и угрозы национальный безопасность планетарный целостность.

Угроза национальной безопасности РФ

Национальная безопасность РФ

Национальная безопасность — это состояние защищенности государства, общества и личности от внешних и внутренних угроз, позволяющее обеспечить конституционные свободы и права, достойные уровень и качество жизни граждан, территориальную целостность, суверенитет, устойчивое развитие России, обороны и безопасности государства.

В современном мире постоянно возникают новые угрозы и вызовы, которые требуют, чтобы национальная безопасность Российской Федерации была обеспечена. Национальная безопасность, входящая в структуру международной безопасности — это политика, которая направлена на обеспечение особо значимых интересов личности и государства. Национальная безопасность охватывает военную, экономическую, информационную, экологическую, продовольственную, социально-политическую и духовно-нравственную сферы безопасности. Существуют конкретные механизмы, формы и методы обеспечения безопасности для каждой из этих сфер.

Термин «национальная безопасность» появился в политическом лексиконе, благодаря президенту Америки Теодору Рузвельту в 1904 году.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

В России понятие национальной безопасности стало активно применяться с 1995 года.

Виды внутренних угроз национальной безопасности России

Внутренние угрозы национальной безопасности — это отсутствие стремления к самосохранению и саморазвитию, недостаточное инновационное начало в развитии, неэффективная система государственного регулирования экономики, неспособность искать и находить равновесие интересов в противоречиях и социальных проблемах для обнаружения бесконфликтных путей развития общества; внутренние угрозы не вошли бы в критическую фазу, если бы иностранные государства не ставили своей целью ослабление и даже разрушение СССР, проявившейся в стимулировании оппозиции к радикальным требованиям.

Читать еще:  Обеспечение национальной безопасности пример

Внутренние угрозы классифицируются на экономические, социальные, угрозы со стороны организованной преступности и т.д.

Сущность внутренних угроз заключена:

  • в попытках изменения конституционного строя и нарушения территориальной целостности РФ с помощью силы;
  • в проектировании, разработке и осуществлении операций по дезорганизации и нарушению функционирования органов государственной власти, агрессии в отношении государственных, экономических и военных объектов, объектов информационной инфраструктуры и жизнеобеспечения;
  • в организации, оснащении, подготовке и функционировании незаконных вооруженных формирований;
  • в преступном распространении боеприпасов, оружия, взрывчатых веществ на территории России;
  • в активизации организованной преступности, которая угрожает политической стабильности в отдельных регионах Российской Федерации;
  • в усиленном движении сепаратистских и радикальных религиозных национальных движений.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Угрозы экономической сферы представляют комплексный характер и напрямую связаны со снижением инвестиционной, инновационной активности, значительным уменьшением внутреннего валового продукта, научно-технического потенциала, разбалансированием банковской системы, стагнацией аграрного сектора, возрастанием внешнего и внутреннего государственного долга и т.д.

Угрозу для безопасности России представляют ослабившийся научно-технический и технологический потенциал страны, сократившиеся исследования на стратегически значимых направлениях научно-технического развития, отток за границу специалистов и интеллектуальной элиты. Это приведет к утрате передовых позиций в мире, деградации наукоемких производств, усилению внешней технологической зависимости и ослаблению обороноспособности России.

Внешние угрозы национальной безопасности

Поползновения других государств помешать укреплению РФ в качестве одного из сильных центров формируемого многополярного мира являются серьезной внешней угрозой национальной безопасности.

Основные внешние угрозы в международной сфере зависят от следующих причин:

  • желание некоторых государств и межгосударственных объединений снизить значение имеющихся механизмов обеспечения международной безопасности, таких как ООН и ОБСЕ;
  • риск снижения экономического, политического, военного влияния РФ в мировом сообществе;
  • усиление и рост военно-политических блоков и союзов, расширение НАТО на восток;
  • вероятность возникновения в непосредственной близости к границам России крупных воинских контингентов и иностранных военных баз;
  • увеличение количества оружия массового уничтожения;
  • спад в Содружестве Независимых Государств интеграционных процессов;
  • создание и обострение конфликтов рядом с государственной границей РФ;
  • территориальные претензии к России.

Угрозы национальной безопасности России в международной сфере видны в попытках некоторых государств замедлить укрепление России в качестве одного из центров влияния в многополярном мире, блокировать реализацию национальных интересов и ослабить ее положение в Европе, в Закавказье, на Ближнем Востоке, в Центральной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Терроризм – одна из самых серьезных угроз национальной безопасности любого государства. Международный терроризм открыто заявляет о начале кампании по дестабилизации ситуации в РФ.

Основные задачи обеспечения национальной безопасности:

  • своевременное прогнозирование и раскрытие как внешних, так и внутренних угроз национальной безопасности России;
  • осуществление долгосрочных и оперативных мер по предупреждению или нейтрализации внешних и внутренних угроз;
  • гарантия территориальной целостности и суверенитета РФ;
  • подъем экономической сферы страны, внедрение в жизнь социально ориентированного и независимого экономического курса;
  • устранение научно-технической и технологической подчиненности РФ от внешних источников;
  • гарантия личной безопасности, конституционных прав и свобод человека на территории РФ;
  • развитие структуры государственной власти, федеративных отношений, законодательства РФ и местного самоуправления, построение гармоничных межнациональных отношений, усиление правопорядка и защита социально-политической стабильности социума;
  • гарантия точного следования законодательству РФ всеми государственными органами, должностными лицами, гражданами, политическими партиями и т.д.;
  • гарантия равноправной и взаимовыгодной совместной деятельности России, особенно с ведущими государствами мира;
  • рост и удержание на высоком уровне военного потенциала страны; усиление системы нераспространения оружия массового поражения;
  • осуществление действенных мер по установлению, предупреждению и прекращению подрывной и разведывательной деятельности иностранных государств, направленной против РФ;
  • значительные меры по улучшению экологической ситуации в стране.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Внешние угрозы национальной безопасности России

Основными внешними угрозами национальной безопасности являются:

· снижение роли России в мировой экономике вследствие целенаправленных действий отдельных государств и межгосударственных объединений, например ООН, ОБСЕ;

· снижение экономического и политического влияния на протекающие в мировой экономике процессы;

· усиление масштабов и влияние международных военных и политических объединений, в числе которых находится НАТО;

· наметившиеся тенденции к размещению около границ России военных сил иностранных государств;

· повсеместное распространение в мире оружия массового уничтожения;

· ослабление процессов интеграции и налаживания экономических связей России со странами СНГ;

· создание условий формирования и возникновения военных вооруженных конфликтов вблизи государственных границ России и стран СНГ;

· территориальная экспансия по отношению к России, например, со стороны Японии и Китая;

· ослабление позиций России в сфере информации и телекоммуникаций. Это проявляется в снижении влияния России на международные информационные потоки и разработке рядом государств технологий информационной экспансии, которые могут быть применены и к России;

· активизация на территории России деятельности иностранных организаций, занимающихся разведкой и сбором стратегической информации;

· резкое снижение военного и оборонного потенциала страны, не позволяющее ей при необходимости отразить военное нападение, что связано с системным кризисом оборонного комплекса страны.

Обеспечение национальной безопасности на достаточном уровне выводит необходимость постоянного контроля внешних и внутренних угроз, а поэтому их перечень постоянно изменяется в зависимости от конкретных политических, социальных, правовых и экономических условий.

Принятая в 1997 г. и дополненная в 2000 г. Концепция национальной безопасности Российской Федерации не является простой декларацией. Она представляет собой действенный нормативно-правовой документ, регулирующий приоритетную сферу деятельности государства — национальную безопасность. Только начиная с 2003 г. она начала реализовываться после того, как был накоплен необходимый потенциал. Введение системы назначения высших должностных лиц субъектов РФ минимизировало угрозу территориальной целостности России. Недавнее запрещение деятельности на территории России фондов с участием иностранного капитала снизило степень ее политической и экономической зависимости. Сейчас мы наблюдаем процесс, когда накопленный потенциал государственной власти приступил к реализации принятой в 1997 г. Концепции национальной безопасности, пусть и не по всем направлениям эффективной и результативной.

Стадии угрозы национальной безопасности

Угрозы национальной безопасности в общественном сознании и, в частности, в сознании политического руководства страны проходит несколько стадий: осознание угрозы — реакция на осознанную угрозу — ответ на угрозу.

Осознание угрозы

Во-первых, свойство предмета или явления «представлять угрозу», очевидно, не носит присущего ему изначально характера, а является весьма условным. То, что с точки зрения одной шкалы ценностей считается «угрозой», с позиции иной оценки может оказаться, наоборот, «шансом». Об «угрозах» трудно говорить без привязки к определенной системе ценностей. Во-вторых, угроза воспринимается таковой только до тех пор, пока она выглядит достаточно вероятной. Вообще любая угроза воспринимается человеческим сознанием «интегрально» — как некая сумма субъективно оцениваемой вероятности реализации угрозы и степени возможного ущерба. Причем восприятие угрозы сугубо индивидуально и отражается понятием «степени угрозы». Степень угрозы — это интегральное восприятие угрозы в индивидуальном или общественном сознании. Даже смертельная, но маловероятная угроза может быть воспринимаема как «низкая» и мало волновать тех, кого это должно касаться. В то же время угроза достаточно вероятная, но не серьезная по своему характеру может полностью отвлечь внимание на себя. Поэтому ответ на угрозы национальным интересам может существенно отличаться от того, что подсказывает человеку его подсознание. Однако даже если угрозы практически невероятны, политическому руководству на практике приходится исходить из их возможности, чтобы гарантировать: то, что не должно произойти, действительно не произойдет.

В связи с этим основная проблема предотвращения любой угрозы и противодействия ей — это разрыв между принципами рационального восприятия и борьбы с угрозами и «врожденной», зачастую иррациональной, реакцией общества на угрозы (либо отсутствием таковой). Влияя на сферу политики, «общечеловеческие» и сугубо национальные особенности восприятия угроз приводят к отклонению действий политиков от модели «рационального поведения». В этих случаях эффективность работы системы обеспечения национальной безопасности снижается.

На практике угроза может быть осознана обществом, только если она в глазах общества «реальна», т.е. общество оценивает вероятность ее реализации достаточно высоко. По мере того как степень вероятности угрозы уменьшается, задача ее предотвращения сходит с общественной повестки дня. Низкая степень ожидания угрозы, ослабляя естественные защитные силы общества, очевидно, способствует реализации угрозы. Общество, меньше всего ожидающее угрозу, в наибольшей степени ей подвержено. Так, например, война, к которой страна «хорошо подготовлена», как правило, не случается. Но случаются другие.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector