Invest-currency.ru

Как обезопасить себя в кризис?
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Образовательная область безопасности жизнедеятельности

В школьный и ученический компоненты старшей ступени включаются вопросы безопасности жизнедеятельности, связанные с выбором профиля дальнейшего профессионального образования.

Содержание образовательной области «Основы безопасности жизнедеятельности»

Тематическими линиями содержания образовательной области ОБЖ служат:

• Основы здорового образа жизни

• Защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях

• Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи

• Основы защиты Отечества

• Современный комплекс проблем безопасности.

Распределение тематики ОБЖ по ступеням образования соответствует возрастным особенностям и возможностям учащихся по освоению материала, их подготовке в других образовательных областях.

Начальная школа

Основы здорового образа жизни

Защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях

Основы здорового образа жизни

Защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях

Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи

Основы защиты Отечества

Современный комплекс проблем безопасности

Основы здорового образа жизни

Защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях

Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи

Основы защиты Отечества

Современный комплекс проблем безопасности.

В качестве элементов содержания других образовательных областей, одновременно являющихся фрагментами образовательной области ОБЖ рассматриваются:

Естествознание

Физические, химические, биологические, географические и экологические знания, используемые в тематических линиях «Защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях», «Основы здорового образа жизни», «Современный комплекс проблем безопасности».

Обществознание

Знания о человеке, обществе и государстве, используемые в тематических линиях «Основы здорового образа жизни (в части духовного здоровья), «Основы защиты Отечества», «Современный комплекс проблем безопасности».

Знания о современных и перспективных технологиях жизнедеятельности для тематических линий «Защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях», «Основы защиты Отечества», «Современный комплекс проблем безопасности».

Знания о физкультурной деятельности личности для тематической линии «Основы здорового образа жизни».

Представления о возможности математических ошибок, способных привести к техногенным авариям и катастрофам (тематические линии «Защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях», «Современный комплекс проблем безопасности»).

Образное отражение проблем безопасности жизнедеятельности человека (на личностном, общественном, глобальном уровне) с акцентом на жизнеутверждающую, оптимистическую сторону.

Цели и задачи образования в области основ безопасности жизнедеятельности

Цели и задачи для различных ступеней школы определяются общей направленностью образовательной области ОБЖ, знаниями, полученными из других образовательных областей, психологическими и физиологическими особенностями возраста учащихся.

Изучение основ безопасности жизнедеятельности в начальной школе позволяет учащимся научиться сохранять здоровье, действовать, избегая ущерба для себя, для окружающих людей и окружающей среды.

Изучение основ безопасности жизнедеятельности в основной школе позволяет учащимся сформировать у выпускников понимание и способность к предвидению ситуаций, опасных для человека, общества и окружающей среды, жизнедеятельности, не создающей и предотвращающей такие ситуации, рациональному поведению в случае их возникновения.

Изучение основ безопасности жизнедеятельности в старшей школе позволяет создать у выпускников цельное представление о безопасности жизнедеятельности (бытовой, профессиональной и гражданской), необходимой для благополучного развития личности, общества и государства.

Структура содержания образовательной области «Основы безопасности жизнедеятельности»

Структура содержания образовательной области «Основы безопасности жизнедеятельности» представляет собой совокупность элементов безопасности во всех образовательных областях и стержневого содержания образовательной области ОБЖ, дополняющего, обобщающего и систематизирующего учебный материал элементов.

Инвариантную часть образовательной области «Основы безопасности жизнедеятельности» ( федеральный компонент ) составляют материалы, образующие основу системы мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, нравственных норм, знаний, умений и навыков для характерных условий современного и прогнозируемого общества.

Содержание образовательной области ОБЖ включает в себя несколько тематических линий. Стержень содержания в соответствии с этими линиями разбивается на разделы. Системность материалов обеспечивается единой направленностью разделов и тесными взаимосвязями между ними. Обозначаются связи стержня образовательной области ОБЖ с региональным, школьным и ученическим компонентами, а также с другими общеобразовательными областями.

В национально-региональный компонент образовательной области ОБЖ включаются материалы по безопасности жизни и жизнедеятельности, отражающие местные условия.

В школьный и ученический компоненты старшей ступени включаются вопросы безопасности жизнедеятельности, связанные с выбором профиля дальнейшего профессионального образования.

Содержание образовательной области «Основы безопасности жизнедеятельности»

Тематическими линиями содержания образовательной области ОБЖ служат:

• Основы здорового образа жизни

• Защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях

• Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи

• Основы защиты Отечества

• Современный комплекс проблем безопасности.

Распределение тематики ОБЖ по ступеням образования соответствует возрастным особенностям и возможностям учащихся по освоению материала, их подготовке в других образовательных областях.

Начальная школа

Защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях

Основная школа

Основы здорового образа жизни

Защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях

Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи

Основы защиты Отечества

Современный комплекс проблем безопасности

Старшая школа

Основы здорового образа жизни

Защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях

Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи

Основы защиты Отечества

Современный комплекс проблем безопасности.

В качестве элементов содержания других образовательных областей, одновременно являющихся фрагментами образовательной области ОБЖ рассматриваются:

Естествознание

Физические, химические, биологические, географические и экологические знания, используемые в тематических линиях «Защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях», «Основы здорового образа жизни», «Современный комплекс проблем безопасности».

Обществознание

Знания о человеке, обществе и государстве, используемые в тематических линиях «Основы здорового образа жизни (в части духовного здоровья), «Основы защиты Отечества», «Современный комплекс проблем безопасности».

Технология

Знания о современных и перспективных технологиях жизнедеятельности для тематических линий «Защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях», «Основы защиты Отечества», «Современный комплекс проблем безопасности».

Физическая культура

Знания о физкультурной деятельности личности для тематической линии «Основы здорового образа жизни».

Математика

Представления о возможности математических ошибок, способных привести к техногенным авариям и катастрофам (тематические линии «Защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях», «Современный комплекс проблем безопасности»).

Филология, искусство

Образное отражение проблем безопасности жизнедеятельности человека (на личностном, общественном, глобальном уровне) с акцентом на жизнеутверждающую, оптимистическую сторону.

indbooks

Читать онлайн книгу

1.2. Образование в области безопасности жизнедеятельности

История развития образования в области БЖ

Первопричиной многих аварий, катастроф, несчастных случаев часто становятся просчеты и некомпетентность людей. Устранить эту причину можно, только создав систему непрерывного образования и воспитания населения в области безопасности жизнедеятельности.

Системное изучение наиболее вероятных опасных ситуаций, их особенностей и возможных последствий, обучение с детских лет поведению в таких условиях призвано подготовить человека к принятию правильных решений в экстремальных ситуациях.

Основы образования в области охраны труда и безопасности жизнедеятельности в нашей стране были заложены еще в XIX столетии в образовательных учреждениях, готовивших специалистов для военных нужд, для органов безопасности и внутренних дел, промышленности и медицины, а подготовка специалистов в области БЖД начата недавно, лишь в 1990-х годах.

Образование в области БЖ — процесс и результат приобретения систематизированных знаний, умений и навыков; осуществляется в основном в общеобразовательных учреждениях высшего профессионального образования.

«Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) в виде специального курса (предмета) введены в общеобразовательных учебных заведениях России с 1 сентября 1991 года Постановлением Совета Министров РСФСР от 14 мая 1991 г. № 253.

С 1995 года обучение студентов высших учебных заведений осуществляется по программе «Безопасность жизнедеятельности», более 40% учебного времени которой отводится на изучение вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Современное состояние образования

Сегодня образовательная структура выглядит следующим образом:

Первый общеобразовательный уровень, которым должен владеть каждый, обязан обеспечить подготовку на уровне знания и понимания проблем БЖ, вооружить человека навыками и приемами личной и коллективной безопасности. Реализуется этот уровень подготовки введением в средней школе дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) (Приказ Минобразования России от 30 июня 1999 г. № 56). Школьный возраст – наиболее благоприятный для формирования у человека чувства личной и коллективной безопасности в экстремальных ситуациях.

Структурно программа курса ОБЖ состоит из трех содержательных линий: безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях, основы медицинских знаний и здорового образа жизни, основы военной службы. Примерная программа курса ОБЖ рассчитана на 176 учебных часов, из них 5 дней (40 часов учебного времени) отводится на учебные сборы при воинских учреждениях; реализуется в 10–11 классах общеобразовательных учреждений.

Указанная программа в целом отражает государственную образовательную политику в области защиты от чрезвычайных ситуаций и позволяет формировать у обучаемых ответственное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих. Ежегодно около 14–15 млн учащихся изучают курс ОБЖ в более чем 60 тыс. школ страны и столько же – в других ОУ.

Второй уровень образования по БЖ — подготовка специалистов инженерно-технических работников (ИТР) всех специальностей, поскольку создаваемая и эксплуатируемая техника и применяемые технологии являются основными источниками травмирующих и вредных факторов, действующих в среде обитания. Разрабатывая и эксплуатируя технику, специалист обязан обеспечить не только ее функциональное совершенство, технологичность и приемлемые экономические показатели, но и достичь требуемых уровней ее экологичности и безопасности.

Решение задач БЖ при разработке и эксплуатации социальных, военных и иных технических систем невозможно без знания уровней допустимых воздействий вредных факторов на человека и природную среду, а также негативных последствий, возникающих при нарушении требований безопасности.

Знания БЖ важны также и для педагогов всех специальностей, которые готовят кадры для нужд промышленного производства. Обучение в вузах целесообразно вести на основе дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» с изучением отдельных вопросов безопасности труда на курсах по специальности или специализации.

Третий уровень образования — подготовка инженеров и специалистов по безопасности жизнедеятельности, то есть специалистов, профессионально работающих в области защиты человека и природной среды. К ним относятся прежде всего специалисты по контролю безопасности техносферы и экологичности различных объектов, мониторингу окружающей среды, эксперты по охране труда, безопасности детского досуга, разработчики экобиозащитных систем и защитных средств. Основной задачей деятельности таких специалистов должна быть комплексная оценка социальных, образовательных и технических систем и производств с позиций БЖ, разработка новых средств и систем экобиозащиты, управление в области БЖ на местном и региональном уровнях.

Для реализации этого уровня образования в нашей стране с 1994 года введены новые специальности: 330100 «Безопасность жизнедеятельности», 330200 «Инженерная защита окружающей среды» (по отраслям), 330500 «Безопасность технологических процессов и производств» (по отраслям), 330600 «Защита в чрезвычайных ситуациях», а также направление 553500 «Защита окружающей среды». Вузы активно откликнулись на это решение. Подготовка кадров ведется уже более чем в 100 вузах России. Требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по направлению 553500 и специальностям группы 330000 определены соответствующими государственными стандартами. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования предусматривает включение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» для технических специальностей в объеме 187 часов. Для остальных направлений и специальностей изучение вопросов безопасности предусмотрено в рамках 100-часовой программы. В половине образовательных учреждений высшего профессионального образования имеются кафедры безопасности жизнедеятельности. В образовательных учреждениях среднего профессионального образования БЖ изучается по 68-часовой учебной программе.

Читать еще:  Информационная безопасность вычислительных сетей

Четвертый образовательный уровень — последипломное образование. Это связано с тем, что наука о безопасности постоянно развивается, совершенствуются методы контроля негативных факторов, прогноза их появления и оценки последствий воздействия, защиты от опасностей и негативного воздействия, расширения и видоизменения техники защиты. С течением времени в профессиональной деятельности происходит не только приобретение практического опыта, но и потеря знаний, умений и навыков. Кроме того, развивается привыкание человека к опасности, появляется мнимая адаптация к опасности. Все это требует введения в систему непрерывного образования последипломного образования (обучения), которое призвано восполнить утерянные знания и навыки. Этот уровень образования реализуется в системе повышения квалификации. Как правило, последипломное образование (обучение) имеет узкопрофессиональную направленность в форме общего курса БЖ или в виде специализированных курсов по безопасности и экологичности в системах институтов повышения квалификации – при Министерстве чрезвычайных ситуаций (МЧС) РФ и других подобных структур.

На фоне роста аварий, эпидемий и других опасностей повышение качества преподавания ОБЖ и БЖ имеет первостепенное значение для снижения количества погибших и раненых в стране, защиты имущества, прав и интересов граждан. После развала прежних систем профилактики и контроля преподавание этих дисциплин остается одним из существенных рычагов профилактической пропагандистской работы в сфере борьбы с угрозами безопасности населения.

Образовательная область ОБЖ внесена во все действующие государственные стандарты среднего (полного), общего, профессионального и высшего образования, особое внимание уделяется вопросам усиления подготовки учащихся и персонала образовательных учреждений к действиям в опасных техногенных, криминальных и иных ситуациях.

Новая редакция Государственного образовательного стандарта высшего профессионального обучения по специальности 050104 «Безопасность жизнедеятельности» (квалификация – учитель БЖ) открыла дополнительные возможности для повышения качества подготовки специалистов по безопасности для образовательной и социальной сферы. В обновленном стандарте предусмотрен отказ от громоздких курсов в пользу выделения более компактных и актуальных дисциплин предметной подготовки, дополнительных специализаций, востребованных обществом. Усилены теоретические, социологические, психологические, социально-правовые, культурные, медико-гигиенические аспекты подготовки будущих педагогов в сфере БЖ.

Вместе с тем в преподавании ОБЖ есть ряд проблем.

1. Слабое знание населением основ безопасности жизнедеятельности и отсутствие культуры и навыков обеспечения личной безопасности. К сожалению, сегодня в 30–40% школ курс ОБЖ не преподается или преподается в неполном объеме; не хватает учителей, современных учебных пособий.

2. В стране нет единого подхода к преподаванию ОБЖ, поскольку образовательные учреждения руководствуются различными базисными учебными планами и программами. Контроль за объемом и качеством преподавания ОБЖ в данной ситуации затруднен.

3. Низкий уровень отдельных занятий ОБЖ. Обучающиеся получают искаженные представления о культуре БЖ. За пределами занятий и учебных пособий остаются многие актуальные вопросы криминальной, продовольственной, информационной, семейной, финансовой, международной безопасности. Проблематика ОБЖ часто сводится к проблемам чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны в ущерб знаниям о защите от опасностей в быту, от недобросовестной рекламы, фальсифицированных лекарств и товаров, экстремизма, иных социальных угроз.

4. Мало используются формы самостоятельной творческой работы учащихся (конкурсы, соревнования), много времени тратится на пересказ учебников в ущерб отработке конкретных практических навыков.

5. Образовательные учреждения редко привлекают региональные силовые структуры к проведению совместных мероприятий (семинаров, круглых столов, брифингов). Работникам правоохранительных органов следует рассказывать в образовательных учреждениях об интересных и поучительных ситуациях и уголовных делах.

Направления развития преподавания БЖ

В целях повышения эффективности образования необходимо осуществлять развитие преподавания БЖ и ОБЖ по следующим актуальным направлениям.

1. Привести содержание образовательных программ по основам безопасности жизнедеятельности в соответствие с Конституцией РФ, законами в области обеспечения безопасности населения и Концепцией национальной безопасности РФ; дать более четкое определение в программах и учебных материалах конкретных навыков и умений, которыми должен овладеть обучаемый.

2. Обеспечить реализацию рекомендаций Минобрнауки РФ об усилении внимания к вопросам безопасности жизнедеятельности при изучении других учебных предметов базисного учебного плана и проведении занятий во внеурочное время (п. 2. письма Минобрнауки РФ от 30 августа 2005 г. № 03-1572); ходатайствовать перед руководством Минобрнауки РФ об организации изучения основ безопасности жизнедеятельности в общеобразовательной школе во всех классах с 1-го по 11-й в объеме не менее одного часа в неделю; обратиться к федеральным органам власти и главам субъектов РФ с предложениями об усилении организационной и финансовой поддержки для развития новых форм непрерывного обучения населения и молодежи культуре безопасности.

3. Создать в вузах факультеты безопасности или совмещенные факультеты: физической культуры и БЖ, химии и БЖ, экологии и БЖ, географии и БЖ. Это соответствует рекомендациям Минобразования РФ по совмещению педагогических специальностей от 31 декабря 2002 г. Одна кафедра не в силах подготовить все материалы по разным разделам БЖ. Необходимо иметь несколько кафедр БЖ, по аналогии с наличием нескольких кафедр по другим образовательным областям. Это позволит во многих вузах начать подготовку педагогов по дополнительной специальности – учитель БЖ, что повысит социальную защищенность выпускников.

4. Увеличить набор студентов по специальностям в сфере БЖ; расширить набор тем и предметов для дополнительной подготовки, например, безопасность туризма и спорта, методики оздоровления и ЗОЖ, экологическая безопасность, охрана труда, информационная безопасность, охранная деятельность в сфере образования, профилактика социальных отклонений (превентология).

5. Широко вовлекать обучающихся в практические формы овладения навыками и умениями БЖ в составе общественных формирований (служба спасателей, добровольная народная дружина, добровольная пожарная дружина и т. д.); улучшать и расширять формы взаимодействия вузов с центрами субъектов РФ по профилактике ВИЧ, органами социальной защиты населения, Росспорта, МВД, МЧС России, других ведомств, с международными и общественными организациями, ведущими профилактическую деятельность.

6. Укреплять и развивать постоянные формы связи образовательных учреждений с силовыми структурами (в предложениях МВД и Госнаркоконтроля РФ не раз отмечалось важное профилактическое значение учебных материалов по защите от социальных, криминальных опасностей, экстремизма, от проявлений наркомании и пьянства, от которых ежегодно страдают миллионы наших сограждан).

Образовательная область безопасности жизнедеятельности

В настоящее время в связи с участившимися катастрофами, чрезвычайными ситуациями и бедствиями различного характера, безопасность жизнедеятельности выходит на первый план по актуальности, а вместе с ней теоретическая, практическая и психологическая готовность к экстремальным ситуациям, как основная составляющая для человека, живущего в техносфере.

Nowadays life safety has come to the fore in connection with frequent accidents, emergency situations and various disasters. At the same time, for the person living in a technosphere is very important to have theoretical, practical and psychological readiness for extreme situations.

Современный этап развития общества сопровождается возникновением качественно новых, зачастую непредвиденных опасностей, угрожающих не только отдельно взятому индивиду, но и всему человечеству. Однако решение проблемы безопасности в глобальном масштабе невозможно без совершенствования безопасности во всех сферах человеческой деятельности (промышленность, наука, образование и т.д.) и на всех уровнях (федеральном, региональном и местном). Поэтому особенно остро стоит задача обеспечения безопасности населения, проживающего на определенных территориях, а безопасность выступает как социальный приоритет и доминанта человеческой деятельности. Сегодня понимание безопасности выходит далеко за пределы обыденного сознания, трактующего его как отсутствие опасности или вреда для человека.

Современный смысл понятия «безопасность» трансформировался, стали разнообразными объекты безопасности (личность, общество, государство, природа). Являясь интегральным понятие «безопасность», включает совокупность составляющих, переплетающихся с множеством сфер человеческой деятельности. Говоря о комплексной безопасности населения стоит отметить с одной стороны – природную, техногенную, биологическую, экологическую безопасность, а с другой – политическую, религиозную, социальную, психологическую, коллективную и личную. Практическое решение проблемы безопасности в конкретной сфере деятельности предполагает определенную задачу, волю к её разрешению и общую разрешимость поставленной задачи, в то время как выбор средств, техники и методов совершенно неограничен и следует руководствоваться лишь эффективностью и пригодностью для решения данной задачи. В настоящее время задача обеспечения безопасности значительно шире простой необходимости защиты и состоит в предупреждении реализации угроз, а также формировании условий, обеспечивающих стабильное, прогрессирующее развитие общества. Решение данной задачи позволяет обеспечивать приемлемый уровень безопасности, что достигается системой превентивных мер и реализуется действием эффективного механизма управления, координации деятельности специальных сил, а также общественных институтов, важнейшим звеном среди которых выступает образование, способствующее повышению уровня знаний, опыта и культуры в области безопасности. Особенности жизнедеятельности общества во многом определяются свойственными алгоритмами, способами и характеристиками деятельности его членов, а обострившаяся проблема безопасности требует донести до населения необходимые знания о возможных опасностях и способах защиты от них.

Образование в области «Безопасности жизнедеятельности» на современном этапе развития общества опирается на развивающуюся научную теорию безопасности жизнедеятельности, представляющую собой обширную область знаний и изучающую различные аспекты безопасного выживания человека в техносфере — современном мире. Её основной тезис состоит в том, что человек с момента появления на Земле живет в условиях постоянно эволюционирующих опасностей, которые по своей природе вероятны, потенциальны, перманентны и тотальны. Это говорит о том, что нет человека, на которого бы не воздействовали опасности. Необходимо повышение уровня знаний о возможных угрозах и способах защиты от них не только работников специальных организаций и служб, но и всего населения страны. К сожалению, в нашей стране есть много людей, которые не только не обладают необходимыми знаниями для организации безопасной жизнедеятельности, но зачастую не хотят соблюдать элементарных правил безопасности. Объясняется это особенностью человеческого сознания заключающейся в том, что оно не предает первостепенного значения информации, которая носит вероятностный характер. Поэтому «Безопасность жизнедеятельности» как образовательная область, с трудом пробивавшаяся сквозь косность сознания и консервативность мышления многих руководителей разных структур и уровней образовательной системы, в общественном сознании, до сих пор не заняла достойного места. Стоит отметить, что «Безопасность жизнедеятельности» не решает специальных проблем безопасности, она призвана вооружить учащихся опытом выживания в различных нештатных (кризисных) ситуациях и сформировать умение использовать накопленные знания в постоянно меняющихся современных условиях жизни, обеспечить общую грамотность в области безопасности, выработать идеологию безопасности, повысить культуру безопасности среди населения.

Читать еще:  Угрозы нац безопасности

Сегодня «Безопасность жизнедеятельности» как образовательная область имеет несколько уровней – в детских садах, в старших группах проводятся занятия по безопасности, в базовом учебном плане средней школы существует самостоятельный курс «Основы безопасности жизнедеятельности», в средних специальных и высших учебных заведениях «Безопасность жизнедеятельности» включена в учебные планы как обще-профессиональная дисциплина. Образовательный процесс по «Безопасности жизнедеятельности» похож на винтовую лестницу, а образование в данной области на многоэтажное здание. Мы имеем три образовательных уровня: детский сад, средняя ступень (школа, колледж, лицей…) и высшее учебное заведение. Казалось бы, все ступени системы образования вовлечены в образовательный процесс и, поднимаясь на более высокий уровень, обучаемый должен все глубже, проникать в процесс познания, поскольку, все подлежащее усвоению должно быть распределено сообразно ступеням возраста так, чтобы предлагалось для изучения только то, что доступно к восприятию в каждом возрасте. Однако преемственность между образовательными ступенями не всегда прослеживается и как показывает практика, на различных уровнях наблюдается дублирование учебного материала и зачастую возникает вопрос: «Как распределить знания по уровням, какие умения и навыки формировать в первую очередь?».

Если говорить об образовании традиционно, как о процессе и результате усвоения знаний, умений и навыков, то совершенно очевидно, что в детском саду познавательный процесс должен строиться, прежде всего, на овладении навыками и умениями безопасного поведения в жизненных ситуациях; на средней ступени количество теоретических знаний должно увеличиваться, одновременно накапливаться и практический опыт, а в высшей школе объем теории должен быть максимальным, но минимальным практический материал. Однако образование с окончанием ВУЗа не заканчивается, необходимо самообразование, а работающее и неработающее население должно проходить специальную подготовку по вопросам безопасности (в первую очередь по вопросам защиты в чрезвычайных ситуациях) в специализированных учебных центрах ГОЧС, созданных в каждом субъекте Российской Федерации. Кроме того, можно использовать положительный опыт Советского Союза – различные обучающие тематические видеожурналы и альманахи перед каждым сеансом в кинотеатрах, многочисленные памятки для населения, которые опосредованно оказывают обучающее воздействие. Некоторые современные рекламы, деструктивно влияющие на сознание, стоило бы заменить полезной информацией о правилах безопасного поведения в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях. Другими словами образование в области «Безопасности жизнедеятельности» должно стать всеобщим, охватывающим все категории, все социальные и возрастные группы населения. Создание единого образовательного пространства в области «Безопасности жизнедеятельности», основанного на классическом системном подходе позволит повысить общий уровень знания в области безопасности среди населения. Эту сложную проблему позволит решить только совместный творческий поиск педагогов разных ступеней образования, экспертная оценка и активное участие специалистов заинтересованных министерств и ведомств.

Однако поведение человека не определяется знаниями и через знания. В первую очередь идеи, понятия, нормы безопасности должны выступать как актуальные (практические) знания, а не оставаться словесным (теоретическим) багажом. Сегодня для многих людей изучение современных опасностей, угроз, необходимость в обеспечении безопасной жизнедеятельности воспринимается не как собственные убеждения, а как веление навязанное из вне. Поэтому доминирующая проблема выживания требует от образовательной области «Безопасность жизнедеятельности», не просто снабдить учащихся необходимыми знаниями о возможных опасностях и способах защиты от них, но главное способствовать формированию безопасного мышления и современного мировоззрения, основной составляющей которого станет безопасность. Образовательная область «Безопасность жизнедеятельности» в силу своей специфики имеет реальные возможности, для того чтобы специальные знания вопросов безопасности переросли в убеждения, органически вошли в систему взглядов, доминирующих потребностей и ценностных ориентаций личности.

При изучении вопросов безопасности также целесообразен системный подход, который позволяет рассматривать явления, лежащие в основе проблем, как процессы, протекающие в отдельных системах, определяющих сферы жизни и жизнедеятельности человека. Каждая система, не смотря на внутреннюю сложность, является компонентом системы более высокого уровня (человек, группа людей в окружающей среде, человечество в природной среде, биосфера с человечеством как своим компонентом в космосе…). Такой подход выступает как подтверждение диалектического взгляда на мир и поможет формированию, у обучаемых особого мировоззрения, которое вооружит человека научной картиной мира как системным отражением наиболее существенных сторон природы и общества, бытия и мышления. В качестве элементов этой системы выступают взгляды, представления направленные на выяснения отношения человека к миру, на определение своего места в окружающей его социальной и природной среде. При таком подходе усвоенные учащимися системы знаний находятся в постоянном движении, соотносятся с другими системами, перестраиваются в соответствии с задачами познания и конкретными задачами применения. При этом совершается не просто переход от одной системы к другой, а обобщение образовавшихся систем знаний, создание новых систем и перенос знаний в самые разнообразные жизненные ситуации. Мировоззренческие взгляды определяют представления о ценностях, которые также влияют на активность человека.

Сегодня произошла переоценка жизненных ценностей, однозначный приоритет – человеческая жизнь, здоровье человека, тревога за сохранение среды обитания, и за обеспечение безопасности будущих поколений. Но эти ценности станут стимулами, побудителями к безопасной деятельности только тогда, когда будут осознаны, приняты человеком и приобретут для него субъективный, личностный смысл. Поэтому в систему формирования базовой культуры личности наряду с гуманистическим, религиозным, патриотическим воспитанием должно войти воспитание безопасности. Умственное, физическое, трудовое, экологическое, нравственное, эстетическое воспитание безопасности, будет способствовать формированию у обучающихся безопасного сознания, позволяющего оценивать как собственную, так и социальную активность с позиции безопасности. А интериоризация названных ценностей в процессе осуществления человеком оценочной деятельности поможет ему спроектировать новую безопасную жизнедеятельность в соответствии с нравственными эталонами и реализовать ее на практике. Непрерывная система образования в области «Безопасности жизнедеятельности», охватывающая все население страны – одно из необходимых условий роста компетентности населения в сфере безопасности, уровня культуры а, следовательно, и повышения комплексной безопасности, способствующей сохранению здоровья и гармоничному развитию каждого человека и общества. Образовательная работа, направленная на подготовку населения к предупреждению и преодолению опасных (чрезвычайных) ситуаций должна проводиться по следующим направлениям:

— формирование потребностей в получении знаний о постоянно изменяющемся мире, в том числе о мире опасностей; — формирование потребностей в саморазвитии и регулировании взаимодействия с окружающей средой;

— воспитание потребности в безопасном поведении.

Сулима Т.Г. Академия гражданской защиты МЧС России

Перспективы развития образовательной области ОБЖ в связи с принятием нового образовательного стандарта.

Перспективы развития образовательной области ОБЖ в связи с принятием нового образовательного стандарта.

Качество основного общего образования давно не удовлетворяет общество и, к сожалению, продолжает снижаться. Одной из попыток исправить положение является разработка качественно новых стандартов. Проект нового стандарта старшей школы (10–11 классы) предполагает для обязательного изучения четыре предмета: «Россия в мире», ОБЖ, физкультуру и индивидуальный проект. Остальные дисциплины ученики могут выбирать на своё усмотрение. Острую дискуссию вызывает разделение образовательных областей на обязательные и избираемые учениками. Особые нарекания вызывает повышенный статус ОБЖ – основ безопасности жизнедеятельности. На наш взгляд, причина этому – незнание концепции предмета и реального его содержания. Большинство родителей, администрации образовательных учреждений, а нередко и преподаватели ОБЖ предмет представляют либо смесью гражданской обороны, первой медицинской помощи и подготовки к службе в армии, либо набором поведенческих алгоритмов на случай чрезвычайных ситуаций. Однако уже при включении предмета в программы общего образования было заявлено: «Для решения задачи подготовки граждан к безопасному поведению в новой повседневной жизни, к рациональным действиям в постоянно возникающих новых опасных и чрезвычайных ситуациях был создан курс «Основы безопасности жизнедеятельности».

Главной целью образовательной области ОБЖ намечено формирование культуры безопасности. Культура безопасности — это способы разумной жизнедеятельности человека, результаты этой жизнедеятельности и степень развитости личности и общества — в области обеспечения своей безопасности. Провозглашен приоритет прав личности.

1) формирование «личности безопасного типа», представляющей тенденции мировой динамики, знающей основы защиты человека, общества, государства, мирового сообщества от современного комплекса опасных факторов и умеющей применить эти знания на практике;

2) воспитание гражданственности, патриотизма, ответственности перед собой, обществом и природой.

Курс ОБЖ ориентирует современного ребёнка на формирование тех ключевых компетенций, которые обеспечат ему гибкость и адаптивность по отношению к быстро изменяющемуся миру. Именно «состояние защищенности жизненно важных интересов личности» — жизни и здоровья в современном мире характеризуют безопасность жизнедеятельности (ФЗ «О безопасности»).

Образовательная область «Безопасность жизнедеятельности», по словам В.В. Гафнера: «посвящается тем,

  • кто устал убегать от опасностей и «ликвидировать их последствия»,
  • кто изучает или обучает других ОБЖ или БЖД,
  • кто готов ЖИТЬ, а не выживать,
  • кто сохраняет ЗДОРОВЬЕ, а не борется с болезнями,
  • кто готов взять ответственность за свою ЖИЗНЬ и
  • способен СОЗДАВАТЬ БЕЗОПАСНОСТЬ своими РУКАМИ, думая своей ГОЛОВОЙ и ощущая мир своим СЕРДЦЕМ»

Включение в образовательный стандарт курса ОБЖ является необходимым звеном в подготовке учащихся к вступлению в самостоятельную жизнь. Актуальность предмета, к сожалению, только возрастает с ростом в мире количества чрезвычайных ситуаций, угроз, ухудшением здоровья населения.

На наш взгляд, в проекте недостаточно обосновано разделение предметов на обязательные и не обязательные. Само сочетание понятий «стандарт» и «индивидуальный проект» вызывает вопросы, так же, как и порядок финансирования «индивидуальных» запросов, строго ограниченных 36-часовой неделей.

Образовательная область безопасности жизнедеятельности

Постоянное расширение сферы образовательных услуг, все ускоряющийся процесс морального старения всех компонентов социального опыта требуют от современного специалиста в области высшего профессионального образования высокой мобильности в сфере познания, обучения, развития и воспитания, субъективной готовности к непрерывному самообразованию и возможности приобретения новых специальностей, способности адаптироваться к быстро меняющейся дифференцированной и специализированной системе обучения, развития творческой активности [3]. В связи с этим закономерным и своевременным является реализация задачи органичного включения системы высшего профессионального (педагогического) образования в мировую систему образования, единства теоретической и практической, а также общеобразовательной и профессиональной подготовки специалиста.

Читать еще:  Классификация безопасности труда

В целом, перспективным путем развития системы подготовки специалистов является дальнейшее развитие и укрепление отечественной высшей школы, опирающееся на национальные традиции, высокий научный потенциал и многовековой опыт российской системы образования по подготовке высокопрофессиональных кадров (Г.А. Бордовский, 2002).

Результатом модернизации системы высшего профессионального педагогического образования должна стать обновленная система подготовки специалиста в области предметного образования на разных уровнях, отвечающая требованиям, предъявляемым современным обществом к педагогическим кадрам.

Согласно стратегии национальной безопасности России в социальной сфере, науке и образовании и долгосрочной стратегии развития России — Плана Путина, формирование личности, способной дать адекватный ответ на вызовы XXI века и обеспечить устойчивое дальнейшее развитие России, возможно, если приоритет в содержании образования будет и должен принадлежать фундаментальным мировоззренческим аспектам, раскрывающим ценностно-смысловые оценки действительности, целостное понимание явлений и процессов, происходящих в нашей стране и в мире, и направленным на повышение качества образования и патриотического воспитания молодого поколения. При этом ядром комплексной системы выполнения государственного заказа российскому образованию на формирование гражданских и патриотических качеств личности и культуры безопасности у подрастающего поколения должно стать образование в области безопасности жизнедеятельности.

На современном этапе развитие системы педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности тесно взаимосвязано с определенными факторами, закономерностями и тенденциями развития общества и образования. В связи с этим, на наш взгляд, необходимо на основе теоретического анализа раскрыть некоторые методологические основы (закономерности) подготовки специалиста образования в области безопасности жизнедеятельности. Для реализации данной цели мы использовали метод теоретического анализа и синтеза научного знания и научных представлений в области высшего профессионального образования и образования в области безопасности жизнедеятельности, в частности.

Исходя из анализа опыта, накопленного высшей школой России, а также основываясь на результатах исследования работ целого ряда авторов: Ю.К. Бабанского, А.П. Беляевой, В.А. Бордовского, Г.А. Бордовского, В.А. Козырева, Н.Ф. Радионовой, И.И. Соколовой, В.П. Соломина, Н.Л. Стефановой, А.П. Тряпицыной, Н.Л. Шубиной [3], важное методологическое значение для развития системы уровневого высшего профессионального педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности имеют, помимо основных, следующие закономерности образования в области безопасности жизнедеятельности. К таковым относятся:

1. Объективная взаимообусловленность развития теории и практики образования в области безопасности жизнедеятельности и потребностей современного общества.

Основной целью развития человечества является улучшение качества жизни на каждом этапе своего развития, что ведет к постоянному росту человеческих потребностей. Степень и качество удовлетворения этих потребностей зависят от состояния безопасности жизнедеятельности как особой научной области, педагогической науки, педагогической теории и практики и системы образования в целом. Следовательно, цели и задачи образования в области БЖД изменяются под влиянием требований социально-экономического развития и научно-технического прогресса, особенностей социально-экономических отношений на каждом конкретном историческом этапе развития общества.

Состояние образования во многом определяет развитие всех слагаемых государственности, материальное и духовное благополучие общества и конкретного человека [2].

В данных условиях образование в области БЖД может и должно стать ядром комплексной системы выполнения государственного заказа российскому образованию на формирование гражданских и патриотических качеств у подрастающего поколения с целью повышения готовности личности к восприятию современного мира опасностей, успешного применения личных и коллективных мер безопасности, совершенствования человекозащитной и природозащитной деятельности на основе развития мировоззренческой культуры безопасности, отвечающих характеру долговременной стратегии развития страны.

Таким образом, образование в области безопасности жизнедеятельности, культура безопасности человека и общества становятся необходимыми условиями перехода современной цивилизации к модели устойчивого развития [1].

2. Взаимосвязь психологической, социальной, культурологической и профессиональной сущности в личности и ее безопасной жизнедеятельности.

Развитие личности совершается в определенных социальных условиях её жизни, в деятельности, в общении с людьми. Человеческий организм развивается не только за счет энергетических ресурсов, которые поступают из внешней среды, но и вследствие взаимодействия в социальной среде. На основе отражательной способности нервной системы у личности развивается познавательное отношение к миру как отношение субъекта к объекту. Следствием указанных психофизиологических особенностей является взаимосвязь и взаимовлияние внешнего и внутреннего развития личности. Эта закономерность была впервые выявлена С. Л. Рубинштейном и получила свое дальнейшее развитие в трудах Г. С. Костюка, А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина, Л. И. Божович, Т. Е. Конниковой и др. [1]. Переход внешнего (во взаимосвязи с окружающей природнотехносоциальной средой) во внутреннее (деятельностные, или профессионально-обусловленные, черты личности) касается не только процесса сознания, эта закономерность определяет и развитие отношений, которые представляют собой единство внешнего и внутреннего.

Безопасность жизнедеятельности как научная и учебная дисциплина связана с изучением закономерностей возникновения и развития угроз и опасностей и способов эффективной защиты от них социума (человека, его обществ, человечества) и окружающей его среды в любых условиях жизнедеятельности [4, 5]. В этом проявляется ее социальная направленность, поскольку объектом опасностей и угроз выступает социум, хотя субъектами могут быть и природная среда, и техногенная сфера, и информация.

Таким образом, в процессе подготовки специалистов образования в области БЖД происходит взаимообусловленное и взаимосвязанное развитие личности студента, ее социализация и совершенствование профессионализма в образовательном пространстве БЖД, что обусловливает становление духовно развитой культурной личности, обладающей целостным гуманистическим мировоззрением, активно реализующей свои творческие силы и способности в профессионально-педагогической деятельности, и является важным условием успешного развития всей системы образования в области безопасности жизнедеятельности на современном его этапе [1].

3. Единство интегративной целостности и комплексности высшего педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности.

Применение идей интеграции, комплексности и синтеза наук, общей теории систем в образовании позволило выявить возможность успешной подготовки специалиста широкого профиля (учителя-предметника, преподавателя естественнонаучных дисциплин и исследователя) на базе системы генерализированных основ наук, осуществить интеграцию и дифференциацию (специализацию) образования [3].

Так, интеграция в процессе подготовки специалиста образования в области безопасности жизнедеятельности обусловлена интегративным характером самого предметного (ноксологического) знания и законами социально-экономического, социально-экологического и социально-педагогического развития.

В современных научных знаниях по предметной области БЖД доминируют интеграционные тенденции и проявляется междисциплинарный характер знаний по предметной области БЖД, которые включают в себя элементы ноксологических, биологических, экологических, физических, химических, технических, географических, медицинских, социологических, психологических, математических, военных и других наук.

В настоящее время значение интегративной функции предметной области БЖД возрастает также в связи с тем, что усиливается внимание к новым комплексным проблемам (синергетические природные катастрофы, международный терроризм, ядерная безопасность и др.), выявляется их реальная значимость. Интеграция в образовании в области БЖД в ВПО проявляется:

— в системности содержания образовательного пространства БЖД;

— во взаимосвязи и взаимодействии дисциплин специализации и дисциплин предметной подготовки с дисциплинами общепрофессионального, математического, естественнонаучного, гуманитарного и социально-экономического циклов;

— во взаимодействии предметной подготовки с психолого-педагогической и методической подготовкой;

— в интегрированности структурных компонентов методической системы подготовки специалистов образования в области безопасности жизнедеятельности;

— во взаимосвязи теоретической и практической предметной подготовки студентов, теории и практики методики обучения БЖД;

— во взаимосвязи лекционных, практических, лабораторных, семинарских занятий, курсовых и дипломных работ и педагогических практик, студенческих научных конференций;

— в способности расширения профессиональной эрудиции специалиста образования в области безопасности жизнедеятельности и др. [1].

4. Единство обучения, воспитания и развития личности в подготовке специалиста образования в области БЖД.

Профессионализация личности специалиста образования в области БЖД в процессе образования представляет собой сложный, длительный и многоступенчатый процесс, связанный с усвоением уровней профессиональной деятельности (от репродуктивного до творчески-моделирующего). Овладение студентами на начальном этапе их обучения ноксологическими знаниями, знанием теоретических основ безопасности человека является фундаментом, на котором формируется образовательная функция будущего специалиста образования в области БЖД, его возможности и особенности трансляции этих знаний подрастающему поколению.

Развитие у студентов сознательного отношения к природной, техногенной, социальной среде, формирование культуры безопасности и определенных качеств личности безопасного типа поведения как её элементов, можно считать необходимой основой для проявления воспитательной и развивающей функции учителя безопасности жизнедеятельности. Учитель-предметник должен четко представлять себе место и роль образования в области БЖД как в мировом культурном движении, так и в становлении личности ученика.

Таким образом, образование в области безопасности жизнедеятельности имеет специфические показатели, такие как:

— образование в области безопасности жизнедеятельности выступает главенствующим элементом защиты объектов безопасности от воздействия комплекса негативных факторов окружающей его природной, техногенной и социальной среды;

— уникальность образования в области безопасности жизнедеятельности состоит в том, что оно по-новому ставит свои цели, сущностью которых являются формирование культуры безопасности жизнедеятельности, качеств личности безопасного типа поведения;

— образование в области безопасности жизнедеятельности по-новому подходит к содержанию образования, так как оно носит интегративных характер и требует овладения широким спектром комплексных межпредметных общенаучных и прикладных знаний;

— прогностическая направленность образования в области безопасности жизнедеятельности, связанная с необходимостью распознавать, оценивать и прогнозировать опасности и угрозы, действующие на человека, природу, социум в условиях их непрерывного взаимодействия с техносферой;

— практико-ориентированная направленность образования в области безопасности жизнедеятельности, характеризующаяся внедрением профессионально-ориентированных технологий обучения, способствующих формированию у студентов значимых для будущей профессиональной деятельности качеств личности безопасного типа поведения, а также знаний, умений и навыков, обеспечивающих качественное выполнение функциональных обязанностей в выбранной профессиональной области;

— компетентностно-деятельностная направленность образования в области безопасности жизнедеятельности, способствующая подготовке специалиста, обладающего высоким уровнем профессионализма и компетентности, умеющего творчески находить, усваивать и пользоваться ноксологической информацией при анализе различных проблемных ситуаций в системе «человек — природа — общество — техносфера».

Представленные показатели показывают высокую и многостороннюю значимость образования в области безопасности жизнедеятельности и позволяют обеспечить практическую реализацию основополагающих принципов образования в данной научной области.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector