Invest-currency.ru

Как обезопасить себя в кризис?
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Нормативно правовая база обеспечения национальной безопасности

Правовые основы национальной безопасности

юридические науки

  • Анкундинова Светлана Сергеевна , бакалавр, студент
  • Вологодский институт права и экономики ВИПЭ ФСИН
  • НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
  • СТРАТЕГИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ

Похожие материалы

В настоящее время, как в научной, так и в правовой литературе существует огромное количество различных подходов к определению понятия безопасности. Причем безопасности не только в общем понимании, но и в понятии безопасности национальной. Так, в первом российском законе «О безопасности» от 1992 года дается первое определение национальной безопасности. В соответствии с данным нормативно-правовым актом национальная безопасность — это защищенность национальных интересов от внутренних и внешних угроз. Основным принципом обеспечения безопасности, согласно ему являются:

  1. Соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина;
  2. Законность;
  3. Системность и комплексность политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности;
  4. Приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности;
  5. Взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности.

Самое главное, что отражало первое понятие «национальной безопасности» это то, что главный акцент был сосредоточен главным образом на защищенности страны, государства от военной агрессии или гроз таковой, связанных с термином «внешнего врага». Отличительной чертой эффективности ведения государством своей «национальной безопасности» было определение степени успешности ведения государством военного противостояния двух систем.

По итогу западные ученые вложили в это понятие более широкую мысль о том, что государство способно защищать национальные ценности и интересы в конкретных внешних и внутренних условиях.

Американские политологи и ученые говорили о том, что «национальная безопасность — это способность страны сохранять целостность, суверенность, политические, экономические, социальные и другие основы общества и выступать в качестве самостоятельного субъекта системы международных отношений».

Впервые сам термин «национальная безопасность» прозвучал в послании президента Т. Рузвельта конгрессу США в 1904 г. Суть послания заключалась в том, что США аргументировали присоединение зоны Панамского канала к территории своего государства, именно интересами национальной безопасности США.

В последующие годы проблема национальной безопасности заняла ведущее место в исследованиях американских политологов, а с 1986 г. президент США ежегодно обращается к конгрессу с посланием «Стратегия национальной безопасности США».

Американские политологи связывают термин «национальная безопасность» в первую очередь с военной безопасностью. Это аргументировано тем, что политика США направлена на укрепление превосходства в военной сфере, улучшением ядерных сил страны, средств ведения вооруженной борьбы. В соседних странах существуют некоторые различия. В Англии «национальная безопасность» определяется содержанием национальных интересов, их правовой защитой. Главной задачей является обеспечение независимости государства и территориальной целостности. Во Франции данный термин вообще отсутствует и заменен термином «национальная оборона». Он определяет положение использования вооруженных сил, экономики, гражданской обороны и нации в целом.

Но существуют и другие аспекты термина «национальная безопасность». Так, в экономической сфере данное понятие связывают с ведением странами хозяйственно-экономической деятельности, устойчивостью национальной финансовой системы, добыванием топливо-энергетических ресурсов. В области науки и технологий «национальная безопасность» затрагивает стратегические материалы, научно-техническое развитие стран, добывание информации у других государств, профессорский и преподавательский состав. В сфере здравоохранения это уровень социальных гарантий и защищенности граждан, оплата труда, развитие технологий, распространение различных инфекций, туберкулеза, наркомании. В сфере культуры — пропаганда различного рода экстремизма, пересмотр взглядов на события в истории (в т.ч Великую Отечественную войну). В экологической сфере — истощение минерально-сырьевых запасов, водных и биологических ресурсов, добыча стратегически важных полезных ресурсов.

В Российской Федерации проблема «национальной безопасности» в первую очередь связана с распадом Советского Союза. Именно в тот период времени наше государство было наиболее ослабленным как в правовом контексте, так и в реальной защищенности государства и ее границ от внешних угроз. Первые научные работы и исследования в данной области появились в начале 1990-х гг.

Так, например, И.Л. Прохоренко под национальной безопасностью понимает такое сочетание внутренних и внешних обстоятельств, воздействующих на жизнь государства, при котором отсутствуют угрозы критического характера и в то же время сохраняется полноценная способность государства адекватно реагировать на эти угрозы, коль скоро они возникнут.

В настоящее время термин «национальной безопасности» наиболее полно раскрыто в Указе Президента «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». В п. 6 данного указа национальная безопасность определяется как — состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации. Национальная безопасность включает в себя оборону страны и все виды безопасности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации, прежде всего государственную, общественную, информационную, экологическую, экономическую, транспортную, энергетическую безопасность, безопасность личности. На мой взгляд, данное определение является наиболее полным и затрагивает все наиболее важные составляющие части данного термина, а также наиболее полно раскрывает все самые важные аспекты защищенности нашей страны на международной арене.

Стоит обратить внимание на то, что состояние эффективности «национальной безопасности» определяется с учетом анализа таких характеристик как: уровень безработицы, уровень роста цен на товары, сумм государственного внешнего и внутреннего долга, уровнем здравоохранения, образования, обновлением материальной базы вооруженных сил и др.

Подводя итог, необходимо отметить, что национальная безопасность есть защищенность национального достояния, материальных и духовных ценностей страны от получения для страны прямого и опосредованного ущерба. Набольшую опасность национальной безопасности РФ на данный момент представляет США и НАТО, стремящиеся взять под свой контроль природные ресурсы мира. Поэтому необходимо уделить особое внимание данной проблеме и решения всех вопросов мирным путём в соответствии с Уставом ООН.

Но не стоит забывать о том, что проблема «национальной безопасности» нуждается в постоянном изменении, адаптации законодательства, его улучшения, ввиду развития различных сфер жизни в государстве, общества и страны, а так же из-за проблем и конфликтов на международной арене.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ (ред. от 05.10.2015)»О безопасности», «Российская газета», N 295, 29.12.2010;
  2. Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», «Собрание законодательства РФ», 04.01.2016, N 1 (часть II), ст. 212.
  3. Лужков Ю.М. Общая теория национальной безопасности. М.:РАГС, 2002;
  4. Опалева А.В. Правовая основа обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004;
  5. Прохожева А.А Общая теория национальной безопасности; М., 2002.

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Правовое регулирование обеспечения национальной безопасности Российской Федерации

Данная статья была скопирована с сайта https://www.sovremennoepravo.ru

Страницы в журнале: 33-35

Т.Т. АЛИЕВ,

доктор юридических наук, профессор кафедры административного и финансового права Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации tta70@mail.ru

С.С. САННИКОВА,

аспирант Поволжского кооперативного института РУК Центросоюза РФ

Рассматриваются правовые основы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации; анализируются базовые нормативные правовые акты в исследуемой сфере; формулируется вывод о том, что в настоящее время, несмотря на наличие значительного числа документов, регулирующих отношения в области обеспечения национальной безопасности, действующее законодательство нуждается в доработке и совершенствовании.

Ключевые слова: национальная безопасность, государственная безопасность, нормативные правовые акты, понятие, закон.

Legal Regulation of Ensuring National Security of the Russian Federation

Aliev T., Sannikova S.

The article examines the legal basis of national security, analyzes basic normative acts in the field of study, formulates the conclusion that at the present time in spite of the large number of documents regulating relations in the sphere of national security, the legislation needs to be expanded and improved.

Keywords: national security, public safety, normative act, concept, law.

Обеспечение национальной безопасности возведено в ранг приоритетных задач любого государства мира. В большинстве стран мира приняты и действуют нормативные правовые акты, регулирующие основные вопросы и направления обеспечения безопасности.

Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, развитием мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства. Для создания и поддержания необходимого уровня защищенности объектов безопасности в Российской Федерации разрабатывается система правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности, определяются основные направления деятельности органов государственной власти и управления в данной области, формируются или преобразуются органы обеспечения безопасности и механизм контроля и надзора за их деятельностью.

В первую очередь решение проблем в области обеспечения национальной безопасности зависит от уровня правового регулирования в указанной области деятельности. Правовое регулирование обеспечения национальной безопасности устанавливает в качестве своей цели организацию системы обеспечения национальной безопасности государства, а также регламентирование поведения участников общественных отношений в данной сфере.

В юридической литературе долгое время превалировали две тенденции в вопросах обеспечения безопасности Российской Федерации. Одна из них развивалась с начала 1990-х годов в рамках российского законодательства, в котором детально закреплялись правовые механизмы обеспечения безопасности, и прежде всего государственной безопасности. В первой половине 1990-х годов были приняты Конституция Российской Федерации 1993 года, федеральные законы от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне», от 03.04.1995 № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности», от 10.01.1996 № 5-ФЗ «О внешней разведке», Закон Российской Федерации от 05.03.1992 № 2446-1 «О безопасности» (далее — Закон о безопасности 1992 года), имевшие целью укрепление Российского государства; о национальной безопасности в них не упоминается.

После опубликования Концепции национальной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 17.12.1997 № 1300) сложилась вторая тенденция, в рамках которой политологический, экономический, социологический и другие аспекты безопасности выдвинулись на первый план: понятие «национальная безопасность» стало противопоставляться дефинициям «безопасность» и «государственная безопасность»[1].

На сегодняшний день правовые нормы, формирующие основу обеспечения национальной безопасности, содержатся в нормативных правовых актах различного уровня. Среди них можно выделить Конституцию РФ, международные правовые акты (например, Соглашение о порядке формирования и функционирования сил и средств системы коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности 2010 года), федеральное законодательство, подзаконные нормативные правовые акты, а также акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Основа правового регулирования национальной безопасности заложена в Конституции РФ, поскольку задача по обеспечению безопасности основывается на принципах конституционного строя и строго подчинена им. Так, ст. 13 устанавливает запрет на создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Подрыв безопасности государства — один из главных критериев неконституционности любого общественного объединения. Термин «безопасность» в Конституции РФ используется неоднократно (например, в статьях 13, 55, 56, 72), однако Конституция РФ не раскрывает его содержания и юридической природы. Следует согласиться с Н.С. Бондарем, который отмечает: «Как конституционная категория понятие безопасности призвано отражать состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства на основе последовательного обеспечения их баланса»[2].

Читать еще:  Цели и задачи системы информационной безопасности

Поскольку акты международного права являются составной частью российской правовой системы, то соответственно и в сфере обеспечения национальной безопасности также существует значительное количество актов, регулирующих рассматриваемые правоотношения. В данной группе можно выделить Конвенцию Совета Европы о предупреждении терроризма 2005 года, целью которой является активизация усилий стран мирового сообщества, направленных на предупреждение терроризма и его негативного воздействия на полное осуществление прав человека, в частности права на жизнь, посредством мер, принимаемых как на национальном уровне, так и в рамках международного сотрудничества, с учетом действующих многосторонних или двусторонних международных договоров или соглашений.

Еще одним международным актом, регулирующим отношения в сфере обеспечения национальной безопасности, выступает Конвенция о ядерной безопасности 1994 года, направленная на обеспечение высокого уровня ядерной безопасности во всем мире на основе укрепления национальных мер и международного сотрудничества и поддержания такого уровня; на создание на ядерных установках эффективных средств защиты личности, общества и окружающей среды от потенциальной радиационной опасности, вредного воздействия ионизирующих излучений от таких установок; на предотвращение аварий с радиологическими последствиями.

В целях обеспечения безопасности могут издаваться федеральные законы, ограничивающие права и свободы человека и гражданина, в том числе право на объединение в политические партии. Так, был принят Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности» (далее — Закон о безопасности), который определил основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, полномочия и функции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области безопасности, а также статус Совета Безопасности Российской Федерации.

Однако следует признать, что Закон о безопасности весьма несовершенен. По сравнению с ранее действовавшим Законом о безопасности 1992 года он стал еще более абстрактным и пустым по содержанию.

Помимо Закона о безопасности в сфере обеспечения безопасности в Российской Федерации приняты и действуют федеральные конституционные законы от 30.01.2002 № 1-ФКЗ «О военном положении», от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении», федеральные законы от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии», от 03.04.1995 № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности», от 23.06.1995 № 93-ФЗ «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению мира и безопасности» и т. д.

Закон о безопасности стал следствием подготовки и принятия одного из ведущих документов, регламентирующих концептуальные основы безопасности государства и общества, — Указа Президента РФ от 12.05.2009 № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» (далее — Стратегия). Именно Стратегия дает легальные определения основных понятий в области национальной безопасности, а также устанавливает виды национальной безопасности: во внутриполитической, экономической, социальной сферах, в области науки и образования, в международной, духовной, информационной, военной, оборонно-промышленной и экологической сферах, а также в области общественной безопасности.

Стратегия — это официально признанная система стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, определяющих состояние национальной безопасности и уровень устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу.

В Стратегии установлены основные направления обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Среди них названы стратегические национальные приоритеты, которыми определяются задачи важнейших социальных, политических и экономических преобразований для создания безопасных условий реализации конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, осуществления устойчивого развития страны, сохранения территориальной целостности и суверенитета государства (п. 2 Стратегии).

Субъекты Российской Федерации вправе принимать самостоятельные нормативные правовые акты в отношении обеспечения безопасности и правопорядка на принадлежащей им территории.

В целом законодательство в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации определяет компетенцию государственных органов, входящих в систему национальной безопасности Российской Федерации, необходимость координации их деятельности и взаимодействия, структуру организации системы обеспечения национальной безопасности. Однако, как справедливо замечает В.Е. Чеканов, рассматривая структуру национальной безопасности, на современном этапе ее правовую основу составляет более 250 законодательных и около 1000 подзаконных (в том числе ведомственных) нормативных актов, «однако до сих пор не определены объект, предмет, метод правового регулирования, функции и принципы права национальной безопасности»[3].

В заключение следует отметить: несмотря на наличие достаточно большого объема нормативных правовых актов в области обеспечения национальной безопасности, необходимость совершенствования правового регулирования обеспечения национальной безопасности Российской Федерации не вызывает сомнения. В частности, надлежит более детально закрепить основные термины, определить методы обеспечения национальной безопасности, а также основные средства, с помощью которых будет достигнута основная цель.

Вместе с тем представляется, что проблема обеспечения безопасности также может быть решена посредством формирования региональной правовой базы в области обеспечения национальной безопасности, гибко реагирующей на политические и государственно-правовые реформы, которые проходят сегодня в обществе.

1 См.: Правовое обеспечение безопасности Российской Федерации: науч.-практ. пособие. — М., 2005. С. 4—5.

2 Бондарь Н.С. Судебный конституционализм в России в свете конституционного правосудия. — М., 2011. С. 182.

3 Чеканов В.Е. Некоторые проблемы законодательного обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в современных условиях. — М., 2006. С. 219.

Национальная безопасность Российской Федерации – правовая основа

В июле 2007 года в Федеральный закон «О Федеральной службе безопасности» внесены изменения.

Психологи утверждают, что потребность в безопасности одна из основных у человека. Мы живем в сильном государстве и верим, что о нас есть кому позаботиться, есть тот, кто знает, как нас защитить.

В справочно-правовой системе КонсультантПлюс более 70 тысяч документов, связанных с безопасностью во всех ее проявлениях, в том числе почти 4 тысячи – это международные правовые акты, более 5 тысяч – законопроекты, а 4,5 тысячи – документы, действующие только на территории Свердловской области, кроме этого есть еще комментарии законодательства, судебная практика и другие. Но фундаментальная правовая основа механизма обеспечения национальной безопасности России заложена в следующих документах: Конституции РФ, Федеральном законе «О безопасности», Концепции национальной безопасности и указах Президента РФ.

Проанализировав эти документы можно разобраться, кто и каким образом должен обеспечить наше спокой­ствие, что такое в понимании государственных чиновников национальная безопасность, каковы ее основные цели, задачи и принципы. Сегодня наш обзор посвящен самым главным, основополагающим документам, регламентирующим механизм обеспечения национальной безопасности.

Найти все рассмотренные документы вы сможете в справочно-правовой системе КонсультантПлюс.

Закон РФ от 05.03.1992 № 2446-1 (ред. от 02.03.2007) «О безопасности»

В Законе «О безопасности» представлена задача обеспечения национальной безопасности. В преамбуле закона указано, что он закрепляет правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определяет системы безопасности и ее функции, устанавливает порядок организаций и функционирование органов обеспечения безопасности, а также контроля и надзора за законностью их деятельности. Важным отличием российского закона от, например, американского является наличие в нем законодательного закрепления понятий: безопасность, объекты, субъекты обеспечения безопасности, угрозы.

В статье 5 Закона «О безопасности» сформулированы принципы обеспечения безопасности: законность, соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства; взаимная ответственность личности, общества и государства по обеспечению безопасности; интеграция с международными системами безопасности.

В статье 9 закона представлены основные задачи системы обеспечения безопасности: выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности, осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации; создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности; управление силами и средствами обеспечения безопасности в повсе­дневных условиях и при чрезвычайных ситуациях; участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами Российской Федерации в соответствии с международными договорами и соглашениями, заключенными или признанными РФ.

Итак, основными объектами системы национальной безопасности в соответствии с Законом «О безопасности» являются: личность – ее права и свободы; общество – материальные и духовные ценности; государство – его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность. Государство осуществляет свою деятельность главным образом в сфере всеобщих, общенациональных интересов и прежде всего занимается проблемами существования и развития общества как единой целостности. Одной из ва жнейших функций государства является именно защита интересов своих граждан, социальных групп, обеспечение их безопасного существования и жизнедеятельности. По существу, государство обеспечивает свою безопасность через обеспечение безопасности всех элементов (объектов безопасности) общества. И то государство, которое не способно этого добиться, обречено на гибель, исчезновение.

Указ Президента РФ от 17.12.1997 № 1300 (ред. от 10.01.2000) «Об утверждении Концепции национальной безопасности РФ»

Концепция национальной безопасности РФ – это система взглядов на обеспечение в РФ безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В Концепции сформулированы важнейшие направления государственной политики Российской Федерации.

Под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации.

В Концепции определяется положение России в мировом сообществе, национальные интересы России, угрозы национальной безопасности РФ, а также то, каким образом осуществляется обеспечение национальной безопасности.

Указ Президента РФ от 07.06.2004 № 726 (ред. от 25.07.2006)
«Об утверждении положений о Совете безопасности РФ и аппарате Совета безопасности РФ, а также об изменении и признании утратившими силу отдельных актов Президента РФ»

Совет безопасности Российской Федерации проводит работу по упреждающему выявлению и оценке угроз национальной безопасности Российской Федерации, оперативно готовит для Президента Российской Федерации проекты решений по их предотвращению, разрабатывает предложения в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, а также предложения по уточнению отдельных положений Концепции национальной безопасности Российской Федерации, координирует деятельность сил и органов обеспечения национальной безопасности, контролирует реализацию федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ решений в этой области. Совет безопасности Российской Федерации – это один из основных элементов в системе обеспечения национальной безопасности России. Он является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента Российской Федерации по вопросам стратегии развития Российской Федерации, обеспечения безопасности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения национальной безопасности.

Читать еще:  Угрозы нац безопасности рф

Указ Президента РФ от 19.07.2004 № 927 (ред. от 21.03.2007) «Вопросы Министерства внутренних дел РФ»

Одним из основных органов государственной системы обеспечения национальной безопасности по количественному составу сил и средств безопасности является Министерство внутренних дел. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации, утвердившим положение о МВД России, основными задачами МВД России являются: разработка общей стратегии государственной политики в установленной сфере; совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности; обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина; организация в пределах своих полномочий предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений, а также предупреждения и пресечения административных правонарушений; обеспечение охраны общественного порядка; обеспечение безопасности дорожного движения; организация и осуществление государственного контроля за оборотом оружия; организация в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной охраны имущества и организаций; управление органами внутренних дел Российской Федерации и внутренними войсками, организация их деятельности. Деятельностью министерства руководит министр, назначаемый и освобождаемый от должности Президентом России по представлению председателя правительства Российской Федерации. Одним из важнейших подразделений министерства, непосредственно связанных с решением вопросов обеспечения нацио­нальной безопасности, являются внутренние войска, в задачи которых входит оказание содействия органам внутренних дел в охране общественного порядка, обеспечение общественной безопасности и правового режима чрезвычайного положения, охрана государственных объектов, а также участие в территориальной обороне.

Как отмечено в Концепции на­циональной безопасности, Российская Федерация намерена решительно и твердо обеспечивать свою национальную безопасность. Созданные правовые демократические институты, сложившаяся структура органов государственной власти Российской Федерации, широкое участие политических партий и общественных объединений в реализации Концепции национальной безопасности Российской Федерации – залог динамичного развития России в XXI веке.

Материалы для обзора предоставлены компанией «Прайм» – информационным центром Сети КонсультантПлюс в Екатеринбурге и Свердловской области.

* В обзоре использована статья И. Б. Кардашовой «Механизм обеспечения национальной безопасности Российской Федерации: сущность, задачи и пути совершенствования». Полный текст статьи можно найти в КонсультантПлюс/КомментарииЗаконодательства/Юридическая пресса.

Национальная безопасность России: проблемы законодательного обеспечения

В современном мире перед Россией встала неотложная задача, заключающаяся, прежде всего, в обеспечении национальной безопасности. Она диктуется наличием реально существующих угроз: угрозы государству- его целостности и независимости, угрозы обществу — его демократическим институтам, угрозы личности — ее правам и свободам.

Угрозы национальной безопасности России

Новое в современных угрозах — это действительно новые, уже обозначенные на данный момент, масштабы, средства и динамичность реализации этих угроз, и уже ощущаемые нами и возможные катастрофические последствия как на государственном, так и общемировом уровнях.

Принято считать, что в настоящее время главные угрозы Российской Федерации исходят из внутригосударственного сегмента и, прежде всего, определяются социально-экономическими аспектами.

На ближайшее время к числу наиболее опасных для национальной безопасности России угроз будут относиться: терроризм, организованная преступность, сепаратизм (этнический, клановый), социальное и материальное неравенства, технологическая отсталость. Каждая из этих угроз имеет комплексный, системный характер, источники своего происхождения и развития.

Однако это ни в коем случае не означает, что в какой-то момент на первый план не выйдут угрозы другого свойства. Так, в перспективе крайне не желательно полностью исключить принцип. возможность различного рода военного шантажа или демонстрации силы извне. Представляется важным, что знание и учет имеющихся (или возможных) угроз позволят найти адекватные ответы, которые будут реализованы в законодательной сфере.

Характеристика современного состояния законодательной базы национальной безопасности

По результатам мониторинга, проведенного Комитетом по обороне и безопасности Совета Федерации, вопросы национальной безопасности России регулируют более 70 Указов Президента Российской Федерации и около 200 федеральных законов. Вместе с тем анализ действующего законодательства подтверждает недостаточное нормативно-правовое обеспечение ряда положений национальной безопасности и противостояния новым вызовам. В связи с этим современное положение России ставит перед государством и обществом принципиальные задачи по совершенствованию существующего законодательства в сфере укрепления национальной безопасности.

На наш взгляд, действующий с 1992 г. Закон «О безопасности», безусловно, требует серьезных изменений, а возможно, и изложения в новой редакции. Определение безопасности дается в Законе как «состояние защищенности», а под защищенностью,, понимается отсутствие угроз: нет угроз, значит есть безопасность. На самом деле под безопасностью должна пониматься производная от деятельности государства и его органов: если государство эффективно, оно обеспечивает защиту своих политических, социальных институтов, личных прав и свобод граждан. В случаях, когда государство не справляется со своими функциями, возникают угрозы.

Нуждается в существенной доработке и Концепция национальной безопасности. В Концепции выделяется 9 основных сфер деятельности государства, понимаемых как объекты безопасности: международная, внутриполитическая, социальная, военная, пограничная, экономическая, информационная, духовная, экологическая. Вместе с тем, Концепция не выделяет технологическую и продовольственную составляющие, и региональные и правоохранительные аспекты безопасности.

есть все основания говорить о целесообразности внесения изменений в действующие основополагающие документы, регламентирующие сферу национальной безопасности Российской Федерации.

Перспективы совершенствования правовой базы обеспечения национальной безопасности России

Единая,универсальная и внутренне согласованная нормативная основа национальной безопасности Российской Федерации, как ист. права и относительно постоянная величина, должна являться правовым базисом для разработки текущих, изменяемых в зависимости от внутренней и международной обстановки, политических документов в области национальной безопасности и, прежде всего, ее Концепции, и развивающих ее стратегий по отдельным видам национальной безопасности и соответствующих ведомственных программ.

В области совершенствования законодательного обеспечения национальной безопасности Российской Федерации необходимо:

Оценить имеющиеся угрозы национальной безопасности России и выработать комплекс адекватных ответов, что позволит задействовать конкретные силы и средства. Обеспечение их масштабной деятельности будет предполагать всестороннее правовое регулирование таких сфер, как подготовка и комплектование силовых структур, правовой и социальный статус их представителей, вооружение и материально-техническое обеспечение и т.д. По сути дела, речь здесь идет о формировании современной системы законодательного регулирования национальной безопасности Российской Федерации.M

Определить приоритеты законодательного обеспечения проблем национальной безопасности и провести экспертную оценку имеющейся правовой базы. По результатам мониторинга, возможно, придется приступить к подготовке нового закона «О национальной безопасности Российской Федерации».

Нам представляется, что по своей структуре (наряду с другими вопросами) закон должен включать следующие аспекты:

  • сущность национальной безопасности;
  • критерии национальной безопасности (прежде всего, ее эффективности);
  • приоритеты национальной безопасности;
  • компоненты системы национальной безопасности;
  • порядок осуществления и механизмы взаимодействия органов государственной власти при противодействии угрозам;
  • ответственность исполнительных структур и граждан за обеспечение национальной безопасности государства.

Выступить с рядом законодательных инициатив по вопросам противодействия отдельным видам угроз территориальной целостности страны, экономической, информационной, продовольственной, демографической, экологической безопасности, и борьбы с терроризмом, организованной преступностью и коррупцией.

Следуя логике, имея базовый закон в сфере национальной безопасности, целесообразно в обязательном порядке разработать и принять законы «второго уровня».

Так, крайне не желательно говорить о формировании национальной безопасности и в то же время не иметь законов «О продовольственной безопасности», «О противодействии коррупции», «О борьбе с незаконным оборотом наркотиков», «О статусе Совета Безопасности» и др.

Начинать модернизацию законодательства в сфере безопасности с принятия на ближайшие несколько лет концепции (или плана) развития нормативно-правовой базы организации и функционирования системы обеспечения национальной безопасности страны. Эта концепция должна содержать перечень нормативных правовых актов всех уровней, предполагаемых к разработке, и примерные сроки принятия.

Усовершенствовать правоприменительную практику, создать жесткие условия для эффективного функционирования действующих нормативных правовых актов в сфере национальной безопасности.

Главное правило — законы должны работать!

Деятельность Рабочей группы по изучению проблем правового регулирования национальной безопасности

В начале 2003 г. распоряжением Председателя Совета Федерации создана Рабочая группа по изучению проблем правового регулирования национальной безопасности Российской Федерации. Руководство и организация деятельности Рабочей группы возложены на Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности.

Рабочая группа привлекла к изучению проблем законодательного обеспечения национальной безопасности Российской Федерации комитеты и комиссии Совета Федерации, профильные федеральные органы исполнительной власти, научно-исследовательские учреждения.

Членами Рабочей группы выработаны согласованные подходы к оценке и развитию законодательного обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Констатируя объективную потребность в проведении инвентаризации правовой основы национальной безопасности Российской Федерации на предмет оптимальности, комплексности, эффективности, соответствия целям и современным условиям, члены Рабочей группы отметили, что назрела необходимость в разработке новых законов, внесения изменений и дополнений в действующее законодательство по вопросам: противодействия угрозам территориальной целостности страны; обеспечения экономической, продовольственной, социальной, демографической, военной, пограничной, информационной и экологической безопасности; борьбы с коррупцией, распространением наркотиков, терроризмом и экстремизмом. Актуальными остаются проблемы адекватного правового обеспечения патриотического сознания российских граждан.

Перспективными темами для дальнейшего обсуждения Рабочей группой являются следующие:

  • вопрос о первоочередных поставках Вооруженным силам РФ военной техники, средств связи и вооружения, основанных на передовых российских наукоемких технологиях и программных продуктах;
  • возвращение к оценке и осмыслению результатов конверсионной реформы и проблем государственного оборонного заказа;
  • необходимость скорректировать характер и формы сотрудничества со странами СНГ и бывшего социалистического лагеря с учетом усиливающихся антироссийских настроений руководства этих государств, и продумать новые формы российского присутствия и влияния на их территориях для создания «пояса стабильности» на границах России.

Проблема безопасности государственной границы

В последние годы на федеральном уровне был предпринят ряд шагов, позволяющих сделать вывод о том, что вопросы пограничной безопасности реально находят свое место в приоритетных направлениях государственной политики. Наиболее значительными этапами на этом пути являются:

  • принятие Концепции приграничного сотрудничества в Российской Федерации, утвержденной Правительством России в 2001 гг;
  • присоединение Российской Федерации в январе 2003 г. к Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей;
  • заседание Государственного совета, посвященное перспективам развития межрегионального и приграничного сотрудничества. Одно из основных предложений Госсовета состояло в подготовке федерального закона «О приграничном сотрудничестве в Россий-ской Федерации». Данный законопроект разработан в качестве законодательной инициативы Совета Федерации Федерального собрания.

Мониторинг законодательной основы национальной безопасности Российской Федерации выявил отсутствие в ней целостности и системности. Внутриведомственная ориентированность нормативных правовых актов в сфере национальной безопасности, с одной стороны, выступает инструментом организации деятельности конкретных органов исполнительной власти, с другой — является причиной фрагментарности и разрозненности правовых норм, регулирующих отношения в области национальной безопасности. Противоречия и декларативность положений законов, регулирующих сферу национальной безопасности, препятствуют их эффективному и целенаправленному исполнению.

Читать еще:  Признаки угрозы национальной безопасности

Исходя из результатов мониторинга законодательства в сфере национальной безопасности Российской Федерации, следует создать межведомственную рабочую группу из представителей Администрации Президента Российской Федерации, Федерального собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Совета безопасности Российской Федерации для разработки проекта федерального закона «О национальной безопасности Российской Федерации».

Следует также внести изменения и дополнения в действующее законодательство по вопросам:противодействия угрозам территориальной целостности страны; экономической, продовольственной, социальной, демографической, военной, пограничной, информационной и экологической безопасности; борьбы с организованной преступностью, коррупцией, распространением наркотиков, терроризмом, экстремизмом.

В.А. Озеров,
председатель Комитета по обороне и безопасности Совета Федераций ФС РФ

Правовые основы обеспечения безопасности жизнедеятельности в Российской Федерации.

Дата добавления: 2014-09-05 ; просмотров: 16416 ; Нарушение авторских прав

Нормативно-правовая база обеспечения безопасности жизнедеятельности населения и защиты территорий:

регламентируетобязанности и права государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и всех граждан,

закрепляет и регулирует устройство и назначение специальных органов управления в области защиты от ЧС,

определяет ответственность всех уровней власти и граждан.

Одним из важнейших принципов обеспечения безопасных условий жизнедеятельности является строгое соблюдение законности. Только опираясь на твердое и глубокое знание законов РФ, иных правовых актов, современный руководитель может добиться высокой организованности, создать и обеспечить безопасные условия жизнедеятельности для сотрудников.

Правовой основой законодательства в области обеспечения безопасности жизнедеятельности является Конституция– Основной закон государства. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны ей противоречить. Гарантом Конституции РФ является Президент.

Другими источниками права в области обеспечения безопасности жизнедеятельности являются:

— Указы Президента РФ.

— Постановления Правительства РФ.

— Приказы, директивы, инструкции, наставления и другие нормативные акты министерств, ведомств и их нижестоящих организаций.

— Правовые акты субъектов РФ и муниципальных образований (Указы, постановления).

— Приказы (распоряжения) руководителей объектов экономики.

Обеспечение безопасности жизнедеятельности базируется на следующих законодательных актах:

1. Федеральный Закон РФ № 68-ФЗ от 30.10.2007 г «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Закон определяет общие для РФ организационно-правовые нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от ЧС природного и техногенного характера.

2. Федеральный Закон РФ № 28-ФЗ от 19.06.2007 г. «О гражданской обороне».

Закон определяет задачи в области гражданской обороны и правовые основы их осуществления, полномочия органов государственной власти РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также силы и средства гражданской обороны.

3. Федеральный Закон РФ № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

Закон регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, и определяет:

— правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан;

— права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав;

— полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья;

— права и обязанности медицинских организаций, иных организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья;

— права и обязанности медицинских работников и фармацевтических работников.

4. Указ Президента РФ № 868 от 21.04.2008 г «Вопросы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»

Указ обязывает субъекты РФ принять на своём уровне правовые акты в развитие федеральных законов применительно к условиям данного региона по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуациях и ликвидации последствий стихийных бедствий.

4. Указ Президента РФ № 24 от 10.01.2000 г. «О концепции национальной безопасности РФ»

Указ обязывает органы законодательной и исполнительной власти разработать и узаконить цели и государственную стратегию в области обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз политического, экономического, социального, военного, техногенного, экологического, информационного и иного характера с учетом имеющихся ресурсов и возможностей.

5. Указ Президента РФ № 991 от 11.07.2004 г. «О совершенствовании единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»

Указ обязывает органы законодательной и исполнительной власти принять ряд правовых актов в области совершенствования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

6. Постановление Правительства РФ № 794 от 03.10.2006 г. «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»

Указ обязывает органы законодательной и исполнительной власти принимать правовые акты в области обеспечения безопасности жизнедеятельности. На уровне субъектов РФ приняты правовые акты в развитие федеральных законов применительно к условиям данного региона.

7. Постановление Правительства РФ № 804 от 26 11. 2007 г. «Об утверждения положения о гражданской обороне в Российской Федерации»

Указ обязывает органы законодательной и исполнительной власти принять положение о гражданской обороне в регионах.

8. Федеральный закон № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды»

Закон содержит свод правил охраны окружающей природной среды в новых условиях хозяйственного развития и регулирует природоохранительные отношения в сфере всей природной среды, не выделяя ее отдельные объекты, охране которых посвящено специальное законодательство.

Задачи природоохранительного законодательства:

− охрана природной среды (а через нее и здоровья человека);

− предупреждение вредного воздействия на окружающую среду хозяйственной или иной деятельности;

− оздоровление окружающей природной среды, улучшение ее качества.

Эти задачи реализуются через три группы норм:

— нормативы качества окружающей среды;

— экологические требования к хозяйственной и другой деятельности, влияющей на окружающую среду;

— механизмы исполнения этих требований.

К нормативам качества окружающей природной среды относятся предельно допустимые нормы воздействия (химического, физического, биологического): ПДК вредных веществ, нормы радиационного воздействия, нормы остаточных химических веществ в продуктах питания и др. Нормативы утверждаются специально уполномоченными органами государства (Рособрнадзором) и обязательны для всех хозяйствующих субъектов.

Экологические требования предъявляются всем хозяйствующим субъектам независимо от форм собственности и подчиненности, гражданам РФ. Органы охраны окружающей среды и санэпиднадзора имеют право экологического контроля и наложения запрета деятельности на всех стадиях – проектирования, размещения, строительства, ввода в эксплуатацию, эксплуатации объектов.

Закон гарантирует право граждан на здоровую и благополучную природную среду, закрепляет полномочия граждан и общественных экологических объединений по охране окружающей природной среды: требовать представления экологической информации, назначения экологической экспертизы, обращаться в административные и судебные органы с заявлением о приостановлении или прекращении деятельности экологически вредных объектов, обращаться с исками о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу.

Механизм реализации закона выражается в сочетании экономических методов хозяйствования с административно-правовыми мерами обеспечения качества окружающей природной среды.

Экономический механизм охраны окружающей среды предполагает финансирование, кредитование, льготы при внедрении экологически чистых технологий, при начислении налогов. С другой стороны, он осуществляется через изъятие части денежного дохода в качестве платы за пользование ресурсами, налога на экологически вредную продукцию или продукцию, выпускаемую с применением экологически опасных технологий.

Административно-правовое воздействие реализуется через экологическую экспертизу, экологический контроль, меры административно-правового пресечения вредной деятельности, ответственность за экологические правонарушения. Финансирование и осуществление хозяйственных проектов производится только после положительного заключения экологической экспертизы. В случае несоблюдения экологических требований закон предусматривает приостановление деятельности и одновременное прекращение финансирования со стороны кредитно-финансовых учреждений.

Система экологического контроля состоит из государственной службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды (мониторинг), государственного, производственного, общественного контроля (Роскомгидромет, Госсанэпиднадзор, Минсельхоз в части мониторинга загрязнения почв, Комитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству, Комитет по геологии, Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности).

Государственные стандарты являются основными нормативно-техническими документами, устанавливающими общие требования к конкретным видам природопользования. Они дают признаки и методики определения степени воздействия на окружающую среду различных загрязнителей. Так, система стандартов «Охрана природы» ГОСТ 17.0.0.00 устанавливает требования к природопользователям элементов биосферы (атмосферы, гидросферы, почвы).

9. Федеральный закон № 206-ФЗ от 4.12.2006 г. «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера»определяет общие для России организационно-правовые нормы в области защиты населения, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от ЧС природного и техногенного характера.

Основные цели закона: предупреждение возникновения и развития ЧС, снижение размеров ущерба и потерь от ЧС, ликвидация ЧС.

Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от ЧС определяется, исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств.

10. Постановлениями Правительства РФ № 738 от 24 июля 1995 г. «О порядке подготовки населения в области защиты от ЧС» и № 842 от 2 ноября 2000 г. «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны» определены основные задачи, формы и методы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от ЧС природного и техногенного характера.

Все население страны делится на категории обучаемых:

1. Руководящий состав хозяйствующих субъектов – проходит обучение в областном УМЦ 1 раз в 5 лет.

2. Работники объектов экономики, входящие в состав формирований гражданской обороны – обучаются по 20-часовой программе по месту работы.

3. Работники объектов экономики, не входящие в состав формирований гражданской обороны – обучаются по 14-часовой программе по месту работы.

4. Студенты и учащиеся образовательных учреждений – обучаются по соответствующим программам дисциплин ОБЖ и БЖ.

5. Неработающее население – обучается по 10-ти часовой программе по месту жительства путем самостоятельного изучения действий в ЧС.

В целях проверки готовности органов управления к действиям в ЧС, проведения аварийно-спасательных работ и оказания первой медицинской помощи проводятся комплексные учения, командно-штабные учения и тренировки, тактико-специальные учения с формированиями гражданской обороны. КШУ, КШТ и ТСУ проводятся на объектах экономики ежегодно продолжительностью 8 часов.

Главная цель мероприятий по подготовке населения в области гражданской обороны и защиты от ЧС природного и техногенного характера – минимизировать ущерб в случае возникновения ЧС как в мирное, так и в военное время.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector