Invest-currency.ru

Как обезопасить себя в кризис?
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Валютные правоотношения это

Понятие, виды и структура валютных правоотношений

Валютные правоотношения – общественные отношения в сфере валютных операций; урегулированные нормами ряда отраслей права, в т.ч. финансового права, общественные отношения, возникающие в процессе осуществления валютных операций, проведения валютного контроля и регламентирования валютного обращения.

Особенности валютных правоотношений:

1) Возникают в процессе валютной деятельности государства;

2) Являются особой разновидностью имущественных отношений (валюта – товар, а не средство платежа);

3) Одна из сторон правоотношения – государство (непосредственно или опосредованно);

4) Права и обязанности сторон опосредуются нормативным актом, предусматривающим основания возникновения, изменения и превращения валютных правоотношений;

5) Орган гос-ва, выступающий в качестве участника валютных правоотношений, наделен властными полномочиями, его воля поддерживается авторитетом гос-ва (в т.ч. государственным принуждением).

Основание возникновения, изменения и прекращения валютных правоотношений – юр. факты: 1) действия (бездействие) (e.g., нормативные акты компетентных органов); 2) события.

Виды валютных правоотношений

1) По объекту – правоотношения по поводу:

a. Иностранной валюты;

b. Внешних ценных бумаг;

d. Внутренних ценных бумаг РФ.

2) По субъекту – правоотношения, возникающие между:

b. Резидентами и нерезидентами;

d. Органами или агентами валютного контроля и резидентами или нерезидентами;

e. Органами или агентами валютного регулирования и резидентами или нерезидентами.

3) По соотношению правового статуса субъекта:

a. Вертикальные – основаны на властном подчинении одной стороны правоотношения другой, где один из субъектов — публичный субъект (орган валютного регулирования, орган или агент валютного контроля);

b. Горизонтальные – предполагают отсутствие у субъектов властных полномочий относительно друг друга.

Структура валютных правоотношений: 1) субъекты; 2) объекты; 3) содержание.

Субъекты валютных правоотношений

1) По признаку резидентства (ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»):

i. Физ. лица, являющиеся гражданами РФ (за исключением граждан РФ, постоянно проживающих в иностранном государстве не менее 1 года, в т.ч. имеющих вид на жительство, либо временно пребывающих в иностранном государстве не менее 1 года на основании рабочей или учебной визы);

ii. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в РФ на основании вида на жительство;

iii. Юридические лица, созданные в соотв. с законодательством РФ;

iv. Филиалы, представительства и иные подразделения резидентов, находящиеся за пределами РФ;

v. Дипломатические представительства, консульские учреждения РФ и иные официальные представительства РФ за ее пределами, а также постоянные представительства РФ при межгосударственных или межправительственных организациях;

vi. РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых ФЗ и принятыми в соотв. с ним иными ФЗ и другими НПА.

i. Физ. лица, не являющиеся резидентами;

ii. Юр. лица, созданные в соотв. с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами РФ;

iii. Организации, не являющиеся юр. лицами, созданные в соотв. с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами РФ;

iv. Аккредитованные в РФ дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства государств при межгосударственных или межправительственных организациях;

v. Межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в РФ;

vi. Филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов, находящиеся в РФ;

vii. Иные лица, не указанные в качестве резидентов.

2) По статусу[48]:

a. Властные субъекты (органы валютного регулирования, органы и агенты валютного контроля);

b. Иные участники валютных правоотношений.

3) По количеству участников на стороне:

a. Коллективные: общественно-территориальные образования (РФ, субъекты РФ, муниципальные образования), органы государственной и муниципальной власти, организации, учреждения;

b. Индивидуальные: физические лица.

Дата добавления: 2018-09-20 ; просмотров: 274 ;

Тема 2. ВАЛЮТНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ.

В теории права правоотношение рассматривается как слож­ная общественная связь, включающая в себя следующие эле­менты:

1. субъекты правоотношений — носитель прав и носитель обязанности;

2. объекты правоотношения — предмет окружающего мира, по поводу которого сложилось правоотношение;

3. субъективные юридические права и обязанности — содержа­ние правоотношения.

Валютные правоотношения представляют собой урегулиро­ванные нормами права общественные отношения, возникаю­щие между участниками валютных операций по поводу прове­дения таких операций, а также между участниками валютных операций и государственными органами в связи с регулировани­ем порядка проведения валютных операций и контролем за его со­блюдением.

Участники валютных правоотношений связаны между собой взаимными, корреспондирующими субъективными правами и обязанностями, которые и составляют содержание правоотно­шения. Субъективное право представляет собой меру дозволен­ного поведения субъекта валютного правоотношения, а субъек­тивная обязанность — меру его должного поведения.

Право органов и агентов валютного контроля требовать от участника валютной операции предоставления документов и информации, которые связаны с проведением валютных опе­раций, может служить примером субъективного права требо­вать исполнения обязанности в валютных правоотношениях.

Установление возможности самостоятельно совершать дей­ствия выражается в дозволении участникам валютных операций совершать без ограничений ряд валютных операций.

Субъективные обязанности заключаются в необходимости для субъекта совершить определенные действия или воздер­жаться от определенного рода действий.

  1. Субъекты валютных правоотношений.

При наступлении определенных юридических фактов физи­ческие и юр. лица становятся субъектами валютных правоотношений, приобретают соответствующие данному статусу субъективные права и обязанности. Юридическими фактами являются конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений (представление субъек­том в кредитную организацию расчетного документа на перевод иностранной валюты другому лицу).

Применительно к специфике валютного права субъектов ва­лютных правоотношений можно подразделить на:

участников валютных операций (резидентов и нерезидентов). При любом виде правоотношения в нем должны участво­вать не менее двух субъектов — носитель прав и носитель обязанности. Участники валютных операций вступают в правоотношения друг с другом при проведении валютных операций. Лиц, относящихся к категории резидентов, можно подразде­лить на физические и юр. лица, публично-правовые образования и официальные представительства РФ за рубежом.

Читать еще:  Рост обменного курса национальной валюты способствует

1.граждане РФ, за исключением лиц, признаваемых постоян­но проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;

2.постоянно проживающие в РФ на осно­вании вида на жительство, предусмотренного законодательст­вом РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.

1.юр. лица, созданные в соответствии с законода­тельством РФ;

2.находящиеся за пределами территории РФ филиалы, пред­ставительства и иные подразделения юр. лиц — рези­дентов,

1.РФ;

2.субъекты РФ;

3.муниципальные образования.

Официальные представительства РФ за рубежом:

1.дипломатические представительства, консульские учрежде­ния РФ и иные российские официальные представительства, находящиеся за рубежом;

2.постоянные представительства РФ при межгосударственных или межправительственных организациях.

К нерезидентам относятся все иные лица, не отнесенные зако­ном к категории резидентов, в частности:

1.физ. лица, не обладающие признаками физ. лиц — резидентов;

2.юр. лица, созданные в соответствии с законода­тельством иностранных государств и имеющие местонахожде­ние за пределами территории РФ;

3.организации, не являющиеся юридическими лицами, соз­данные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами террито­рии РФ;

4.находящиеся на территории РФ филиалы, постоянные пред­ставительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения указанных выше юр. лиц — нерезидентов и организаций-нерезидентов, не являю­щихся юридическими лицами;

5.аккредитованные в РФ дипломатиче­ские представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных госу­дарств при межгосударственных или межправительственных организациях;

6.межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в РФ;

7.иные лица, не соответствующие признакам резидентов.

органы валютного регулирования, органы и агенты валютного контро­ля. Органы валютного регулирования, органы и агенты валютного контро­ля вступают в валютные отношения с участниками валютных операций при осуществлении соответственно валютного регу­лирования или контроля за выполнением требования валютного законодательства РФ при проведении валютных опера­ций.

К лицам, осуществляющим валютное регулирование, отно­сятся Ц.Банк и Правительство РФ. Компетенция указан­ных органов исчерпывающим образом определена законода­тельством и сводится к установлению порядка проведения валютных операций или, иначе говоря, к установлению валютных ограничений под кон­кретные экономические условия. Непосредственными целями деятельности Ц.Банка и Правительства РФ в области ва­лютного регулирования являются предотвращение существен­ного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты РФ, а также поддержание устойчивости платеж­ного баланса РФ.

Органами валютного контроля являются Ц.Банк, феде­ральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством РФ. В на­стоящее время таким федеральным органом исполнительной власти, является Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор).

Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Банку России, а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рын­ка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистрато­ры), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг (Федеральной службе по финансовым рынкам), таможенные и налоговые органы.

Деятельность органов валютного контроля сводится к про­верке соблюдения участниками валютных операций валютных ограничений, установленных валютным законодательством РФ и органами валютного регулирования, и к привлечению к юри­дической ответственности лиц, их нарушающих. Агенты валют­ного контроля оказывают содействие органам валютного кон­троля в выполнении их контрольных функций.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Валютные правоотношения

Валютные отношения – это одна из разновидностей денежных отношений, которая возникает при функционировании денег в международном обороте.

Федеральным законом № 173-ФЗ были изменены некоторые понятия, ранее использовавшиеся в валютном законодательстве и вызывавшие немало споров в юридической литературе. В частности, изменилось содержание таких ключевых понятий, как валютные ценности, валютная операция, резиденты и нерезиденты.

Так, существенно сократился – круг объектов, операции с которыми в зависимости от их субъектного состава относятся к валютным операциям. К таким объектам относятся валютные ценности, валюта Российской Федерации, внутренние ценные бумаги.

Субъекты валютных правоотношений – участники валютных отношений подразделяются на две группы в зависимости от их связи с государством: резиденты страны и нерезиденты страны. Основными критериями разделения субъектов валютных правоотношений являются: создание их в соответствии с законодательством РФ или иностранных государств и их местожительство или местонахождение.

Резидентов можно подразделить на физические и юридические лица, публично-правовые образования и официальные представительства РФ за рубежом.

– граждане РФ, за исключением лиц, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;

– постоянно проживающие в РФ на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.

– юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ;

– находящиеся за пределами территории РФ филиалы, представительства и иные подразделения юридических лиц – резидентов.

Официальные представительства РФ за рубежом:

– дипломатические представительства, консульские учреждения РФ и иные официальные представительства РФ, находящиеся за рубежом;

– постоянные представительства РФ при межгосударственных или межправительственных организациях.

К нерезидентам относятся:

а) физические лица, не являющиеся резидентами;

б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;

в) организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;

Читать еще:  Майнинг криптовалюты на домашнем пк

г) аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;

д) межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации;

е) находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов, указанных в подпунктах «б» и «в» настоящего пункта;

ж) иные лица, не подпадающие под определение резидентов.

Нельзя не отметить, что законодатель расширил круг лиц, относящихся к числу резидентов. Так, по сравнению с ранее действовавшим законодательством в данный перечень добавлена Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования. Очевидно, что указанные публично-правовые образования являются участниками валютных операций, и включение их в состав резидентов является устранением серьезного пробела, имевшегося в ранее действовавшем Законе РФ «О валютном регулировании и валютном контроле».

К субъектам также относятся уполномоченные банки – кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие право на основании лицензий Центрального банка Российской Федерации осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте, а также действующие на территории Российской Федерации в соответствии с лицензиями Центрального банка Российской Федерации филиалы кредитных организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, имеющие право осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте.

Валютные биржи, также являющиеся субъектами валютных отношений – юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, одним из видов деятельности которых является организация биржевых торгов иностранной валютой в порядке и на условиях, которые установлены Центральным банком Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом РФ от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» объектами валютных правоотношений являются:

• валюта Российской Федерации;

• внутренние и внешние ценные бумаги;

Валюта Российской Федерации (рубль) в наличной форме существует в виде банкнот и монеты Банка России, находящихся в обращении, а также изымаемых либо изъятых из обращения, но подлежащих обмену денежных знаков, а в безналичной форме в виде средств на счетах и во вкладах.

Ценные бумаги как объекты валютных операций Законом № 173-ФЗ подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние ценные бумаги представляют собой эмиссионные ценные бумаги с номинальной стоимостью в рублях, выпуск которых зарегистрирован в РФ, а также иные ценные бумаги, выпущенные на территории РФ и удостоверяющие право на получение валюты РФ.

К внешним ценным бумагам относятся все ценные бумаги, не являющиеся внутренними.

Иностранная валюта в наличной форме существует в виде находящихся в обращении и являющихся законным средством наличного платежа на территории иностранного государства – эмитента (группы иностранных государств), а также изымаемых либо изъятых из обращения, но подлежащих обмену денежных знаков, а в безналичной форме в виде средств на счетах и во вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.

Валютные ценности − ценности в отношение которых государство устанавливает ограниченный режим обращения. В понятие «валютные ценности» входят: иностранная валюта и внешние ценные бумаги.

Валютные правоотношения

Правовое регулирование денежного обращения в Российской Федерации

Налог на имущество организаций

Налогоплательщикамиуказанного налога являются:

1) российские организации;

2) иностранные организации:

а) осуществляющие деятельность в Российской Федерации

через постоянные представительства;

б) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Объект налогообложения по указанному налогу различается для разных видов организаций:

1) для российских организаций — движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета;

2) для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, — движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств, имущество, полученное по концессионному соглашению;

3) для иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, — находящееся на территории Российской Федерации и принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности недвижимое имущество и полученное по концессионному соглашению.

Налоговая база определяется налогоплательщиками самостоятельно как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. полугодие и девять месяцев календарного года).

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2%.

К основным инструментам и методам денежной кредитной политики Банка России относятся:

1) процентные ставки по операциям Банка России;

2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);

3) операции на открытом рынке;

4) рефинансирование кредитных организаций;

5) валютные интервенции;

6) установление ориентиров роста денежной массы;

7) прямые количественные ограничения;

8) эмиссия облигаций от своего имени.

Под операциями на открытом рынке понимаются купля-продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций, прочих государственных ценных бумаг, облигаций Банка России, а также краткосрочные операции с указанными ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки.

Под рефинансированием понимается кредитование Банком России кредитных организаций, при этом формы, порядок и условия рефинансирования устанавливаются самим Банком России. Изменение ставки рефинансирования представляет собой изменение цены дополнительных кредитных ресурсов, предоставляемых ЦБ РФ остальным банкам.

Читать еще:  Понятие валюты и валютных отношений

Основные направления единой государственной денежной кредитной политики разрабатываются Банком России ежегодно, представляются Президенту РФ и Правительству РФ, а затем направляются в Государственную Думу на рассмотрение.

Основные направления должны включать в себя ряд положений, среди которых можно выделить такие как:

• концептуальные принципы денежно-кредитной политики;

• прогноз основных показателей платежного баланса Российской Федерации;

• основные показатели денежной программы;

• направления совершенствования банковской системы, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы и иные направления денежной системы страны.

Денежное обращение подразделяется на два вида:

Наличный денежный оборот является непрерывным процессом движения наличных денег в форме банкнот (банковских билетов), казначейских билетов, металлических монет.

Безналичное денежное обращение состоит в списании определенной денежной суммы со счета одного субъекта в кредитной организации и зачислении ее на счет другого субъекта в этой же или иной кредитной организации либо в иной форме, при которой наличные денежные знаки как средство платежа отсутствуют.

Денежная реформа — полное или частичное преобразование денежной системы в целях стабилизации и укрепления денежного обращения. политической ситуации в стране.

Деноминация в отличие от денежной реформы является технической операцией, выражающейся в замене старых денег новыми, приравниванием одной денежной единицы в новых знаках к большему количеству рублей в старых знаках.

Нормы финансового права регулируют отношения, складывающиеся в процессе организации наличного и безналичного денежного обращения, в том числе при проведении денежных реформ, деноминаций, эмиссий, при организации расчетов, в частности, установления обязательного порядка хранения средств юридических лиц на счетах в банках, ограничения наличных форм расчетов между организациями, определения порядка ведения кассовых операций.

Названные отношения могут складываться между:

• ЦБ РФ и кредитными организациями;

• кредитными организациями и их клиентами;

• юридическими и физическими лицами;

• кредитными организациями и иными институтами финансовой системы;

• институтами финансовой системы и организациями и физическими лицами.

Валютные правоотношения-разновидность общественных отношений, складывающихся в процессе проведения валютных операций и регулируемых нормами различных отраслей права, в том числе финансового.

Объектом валютных правоотношений является порядок проведения валютных операций.

Термин «валюта» охватывает несколько категорий:

1) валюта Российской Федерации:

а) денежные знаки в виде банкнот и монет Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах;

2) иностранная валюта:

а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монет, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.

Ценные бумаги представляют собой особую категорию валютного законодательства. Они поделены на два вида:

К внутренним ценным бумагам относятся:

а) эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации и выпуск которых зарегистрирован в Российской Федерации;

б) иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты Российской Федерации, выпущенные на территории Российской Федерации.

Внешние ценные бумаги — ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, не относящиеся в соответствии с нормами Закона о валютном регулировании к внутренним ценным бумагам.

Субъектами валютных правоотношений являются:

а) физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;

б) постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;

в) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации;

г) находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения резидентов, указанных в пп. «В»;

д) дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянные представительства Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях;

е) Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами.

а) физические лица, не являющиеся резидентами;

б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;

в) организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;

г) аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;

д) межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации;

е) находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов, указанных в пп. «б» и «в»;

ж) иные лица, не указанные в числе резидентов

|следующая лекция ==>
Налог на доходы физических лиц|

Дата добавления: 2014-01-07 ; Просмотров: 227 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector