Invest-currency.ru

Как обезопасить себя в кризис?
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Понятие и содержание валютных правоотношений

Понятие и классификация валютных правоотношений

Валютные правоотношения — это урегулированные нормами ряда отраслей права, в том числе финансового права, общественные отношения, возникающие в процессе осуществления валютных операций, проведения валютного контроля и регламентирования валютного обращения. Регулирует валютные правоотношения ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

..валютные правоотношения пред­ставляют собой урегулированные правом общественные отно­шения, возникающие по поводу или в связи с владением, поль- зованием и распоряжением валютными ценностями, а также по поводу или в связи с владением, пользованием и распоряжени­ем нерезидентами валютой Российской Федерации и внутрен­ними ценными бумагами

Структуру валютных правоотношений образуют три элемента: субъекты, объекты и содержание.

Субъекты валютных правоотношений разделяются на резидентов и нерезидентов.

Деление субъектов валютных правоотношений на резидентов и нерезидентов обусловлено разным объемом предоставленных им прав и обязанностей по совершению различных валютных операций и сделок. Среди субъектов валютных отношений (резидентов) законо-датель особо выделил уполномоченные банки и валютные биржи Уполномоченные банки и валютные биржи являются профессиональными участниками внутреннего валютного рынка, что и предопределяет их особое правовое положение в области валютных отношений. Следует отметить, что к уполномоченным банкам при наличии валютной банковской лицензии относятся как банки, так и небанковские кредитные организации

а) физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в иностранном государстве не менее одного года,

б) постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;

в) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации;

г) находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения резидентов, указанных в подпункте «в» настоящего пункта;

д) дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянные представительства Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях;

е) Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами;

а) физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами «а» и «б» пункта 6 настоящей части;

б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;

в) организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;

г) аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;

д) межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации;

е) находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов, указанных в подпунктах «б» и «в» настоящего пункта;

Лица, осуществляющие валютное регулирование и валютный контроль, относятся к категории субъектов валютных отношений, взаимодействующих с участниками валютных операций в области публично-правовых отношений

Под объектами валютных правоотношений понимаются:

1) валюта Российской Федерации:

2) иностранная валюта:

3) внутренние ценные бумаги:

4) внешние ценные бумаги — ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, не относящиеся в соответствии с настоящим Федеральным законом к внутренним ценным бумагам;

5) валютные ценности — иностранная валюта и внешние ценные бумаги

Содержание валютных правоотношений образуют права субъектов на совершение валютных операций и связанные с этим обязанности

Валютным правоотношениям присущи общие черты:
1. Их объектом является валюта РФ, внутренние и внешние ценные бумаги, иностранная валюта как особые разновидности вещей, имущества.
2. Обращение указанных объектов представляет собой часть экономического оборота и регулируется государством.
3. Их участниками являются активные субъекты, осуществляющие валютное регулирование и валютный контроль, и пассивные — лица, деятельность которых является объектом регулирования и контроля. Первые представлены органами валютного регулирования и органами и агентами валютного контроля, а ко вторым относятся резиденты и нерезиденты.
4. Принципиальная особенность валютных правоотношений состоит в том, что в одном и том же материальном поведении сочетаются права и обязанности, имеющие разное происхождение. Часть из этих прав и обязанностей возникает в условиях свободного волеизъявления и юридического равенства, их содержание определяется юридическими действиями (сделкой, чаще договором). Другая часть устанавливается юридическими актами (законом или иными правовыми актами) и носит публично-правовой характер.
Содержание валютных правоотношений образуют корреспондирующие права и обязанности их участников (субъектов), его можно считать сложным, поскольку включает в себя права и обязанности не только непосредственных субъектов, осуществляющих сделку с валютными ценностями, но и третьих лиц, обеспечивающих контроль за валютной операцией в процессе ее осуществления.

Валютные правоотношения — это понятие, имеющее сложную юридическую природу, поскольку включает в себя комплекс отношений, регулируемых методами, присущими разным правовым отраслям. Методом юридического равенства сторон регулируются правоотношения, возникающие по поводу осуществления прав собственности на валютные ценности. Методом власти и подчинения регулируются правоотношения, возникающие по поводу перемещения валютных ценностей через таможенную границу РФ; правоотношения, возникающие по поводу осуществления компетентными органами и их агентами валютного регулирования и контроля.
Валютные правоотношения входят преимущественно в предмет следующих отраслей права: конституционного, финансового, административного, уголовного, предпринимательского (хозяйственного), гражданского и международного (частного и публичного) и некоторых других. Несмотря на то что данные правоотношения входят в такое количество отраслей права, их можно объединить в две группы правоотношений: имеющих финансово-правовую природу и гражданско-правовую

Классифицировать валютные правоотношения можно по различным основаниям, например: в зависимости от субъектного состава их участников, содержания, по основаниям возникновения и т. д.. Специфика сферы об­ращения объектов валютных операций заключается в том, что она представляет собой область взаимодействия частных и публичных интересов. Соответственно по этому основанию валютные правоотношения подразделяются на частные и публичные.

Частные правоотношения возникают при проведении валютной операции между ее участниками. Публичные правоотношения возникают при осуществлении властного государственного воздействия на участников валютных операций. На­пример, при установлении органом валютного регулирования валютных ограничений, истребовании органом валютного кон­троля у участника валютной операции документов, необходи­мых для выполнения контрольных функций.

Валютные правоотношения, регулируемые гражданским правом, могут быть классифицированы по различным основаниям:
1. В зависимости от структуры межсубъектной связи:
относительные и абсолютные.
2. В зависимости от вида объектов — правоотношения по поводу:
— иностранной валюты,
— внешних ценных бумаг,
— валюты РФ,
— внутренних ценных бумаг РФ.
3. В зависимости от субъекта: правоотношения, возникающие между:
— резидентами,
— резидентами и нерезидентами,
— нерезидентами.
4. В зависимости от способа удовлетворения интересов управомоченного лица:
обязательственные и вещные.
Приведенная классификация валютных правоотношений не является полной и отражающей все их признаки, однако позволяет сделать вывод, что, являясь разновидностью гражданских правоотношений, к ним в большей части могут быть применены основные критерии классификации гражданско-правовых отношени

Читать еще:  Курс валют прогноз на месяц

Тема 2. ВАЛЮТНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ.

В теории права правоотношение рассматривается как слож­ная общественная связь, включающая в себя следующие эле­менты:

1. субъекты правоотношений — носитель прав и носитель обязанности;

2. объекты правоотношения — предмет окружающего мира, по поводу которого сложилось правоотношение;

3. субъективные юридические права и обязанности — содержа­ние правоотношения.

Валютные правоотношения представляют собой урегулиро­ванные нормами права общественные отношения, возникаю­щие между участниками валютных операций по поводу прове­дения таких операций, а также между участниками валютных операций и государственными органами в связи с регулировани­ем порядка проведения валютных операций и контролем за его со­блюдением.

Участники валютных правоотношений связаны между собой взаимными, корреспондирующими субъективными правами и обязанностями, которые и составляют содержание правоотно­шения. Субъективное право представляет собой меру дозволен­ного поведения субъекта валютного правоотношения, а субъек­тивная обязанность — меру его должного поведения.

Право органов и агентов валютного контроля требовать от участника валютной операции предоставления документов и информации, которые связаны с проведением валютных опе­раций, может служить примером субъективного права требо­вать исполнения обязанности в валютных правоотношениях.

Установление возможности самостоятельно совершать дей­ствия выражается в дозволении участникам валютных операций совершать без ограничений ряд валютных операций.

Субъективные обязанности заключаются в необходимости для субъекта совершить определенные действия или воздер­жаться от определенного рода действий.

  1. Субъекты валютных правоотношений.

При наступлении определенных юридических фактов физи­ческие и юр. лица становятся субъектами валютных правоотношений, приобретают соответствующие данному статусу субъективные права и обязанности. Юридическими фактами являются конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений (представление субъек­том в кредитную организацию расчетного документа на перевод иностранной валюты другому лицу).

Применительно к специфике валютного права субъектов ва­лютных правоотношений можно подразделить на:

участников валютных операций (резидентов и нерезидентов). При любом виде правоотношения в нем должны участво­вать не менее двух субъектов — носитель прав и носитель обязанности. Участники валютных операций вступают в правоотношения друг с другом при проведении валютных операций. Лиц, относящихся к категории резидентов, можно подразде­лить на физические и юр. лица, публично-правовые образования и официальные представительства РФ за рубежом.

1.граждане РФ, за исключением лиц, признаваемых постоян­но проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;

2.постоянно проживающие в РФ на осно­вании вида на жительство, предусмотренного законодательст­вом РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.

1.юр. лица, созданные в соответствии с законода­тельством РФ;

2.находящиеся за пределами территории РФ филиалы, пред­ставительства и иные подразделения юр. лиц — рези­дентов,

1.РФ;

2.субъекты РФ;

3.муниципальные образования.

Официальные представительства РФ за рубежом:

1.дипломатические представительства, консульские учрежде­ния РФ и иные российские официальные представительства, находящиеся за рубежом;

2.постоянные представительства РФ при межгосударственных или межправительственных организациях.

К нерезидентам относятся все иные лица, не отнесенные зако­ном к категории резидентов, в частности:

1.физ. лица, не обладающие признаками физ. лиц — резидентов;

2.юр. лица, созданные в соответствии с законода­тельством иностранных государств и имеющие местонахожде­ние за пределами территории РФ;

3.организации, не являющиеся юридическими лицами, соз­данные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами террито­рии РФ;

4.находящиеся на территории РФ филиалы, постоянные пред­ставительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения указанных выше юр. лиц — нерезидентов и организаций-нерезидентов, не являю­щихся юридическими лицами;

5.аккредитованные в РФ дипломатиче­ские представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных госу­дарств при межгосударственных или межправительственных организациях;

6.межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в РФ;

7.иные лица, не соответствующие признакам резидентов.

органы валютного регулирования, органы и агенты валютного контро­ля. Органы валютного регулирования, органы и агенты валютного контро­ля вступают в валютные отношения с участниками валютных операций при осуществлении соответственно валютного регу­лирования или контроля за выполнением требования валютного законодательства РФ при проведении валютных опера­ций.

К лицам, осуществляющим валютное регулирование, отно­сятся Ц.Банк и Правительство РФ. Компетенция указан­ных органов исчерпывающим образом определена законода­тельством и сводится к установлению порядка проведения валютных операций или, иначе говоря, к установлению валютных ограничений под кон­кретные экономические условия. Непосредственными целями деятельности Ц.Банка и Правительства РФ в области ва­лютного регулирования являются предотвращение существен­ного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты РФ, а также поддержание устойчивости платеж­ного баланса РФ.

Органами валютного контроля являются Ц.Банк, феде­ральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством РФ. В на­стоящее время таким федеральным органом исполнительной власти, является Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор).

Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Банку России, а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рын­ка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистрато­ры), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг (Федеральной службе по финансовым рынкам), таможенные и налоговые органы.

Деятельность органов валютного контроля сводится к про­верке соблюдения участниками валютных операций валютных ограничений, установленных валютным законодательством РФ и органами валютного регулирования, и к привлечению к юри­дической ответственности лиц, их нарушающих. Агенты валют­ного контроля оказывают содействие органам валютного кон­троля в выполнении их контрольных функций.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

ЛЕКЦИЯ 5 Понятие и содержание валютных правоотношений

Валютное правовое регулирование является одной из форм государственного воздействия на участников внешнеэкономической деятельности в целях охраны публичных интересов государства; оно обеспечивается валютным законодательством, регулирующим как общие вопросы валютных отношений, так и частные, например, предусматривающие механизм контроля валютных операций.

Мировой опыт показывает, что успешное развитие валютных отношений, внутреннего валютного рынка происходит, как правило, при активном регулирующем участии государства и эффективном контроле валютных операций со стороны его уполномоченных органов.

Читать еще:  Перспективы инвестиций в криптовалюту

Следует отметить, что объекты, по поводу которых складываются правоотношения, выступают также критерием, по которому можно считать определенную деятельность, включенной в сферу валютных отношений. Если нет валюты или ценных бумаг в той или иной форме, то нет и валютных отношений.

Однако законодатель ввел еще один признак отнесения общественных отношений к группе, подлежащей регулированию нормами валютного права и являющихся одновременно объектами валютного регулирования. Речь идет о валютных операциях. Валютные операции представляют собой разновидность общественной деятельности, которую реализуют резиденты или нерезиденты в отношении валюты РФ, иностранной валюты, внутренних и внешних ценных бумаг. Все валютные операции также имеют установленную законом форму, то есть правовой режим. Перечень их исчерпывающий. К ним отнесены следующие виды деятельности:

а) приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;

б) приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

в) приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

г) ввоз на таможенную территорию РФ и вывоз с таможенной территории РФ валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг;

д) перевод иностранной валюты, валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории России, на счет того же лица, открытый на территории России, и со счета, открытого на территории России, на счет того же лица, открытый за пределами территории России;

е) перевод нерезидентом валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории РФ, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории РФ.

Валютные операции предполагают движение валютных ценностей или рублей и внутренних ценных бумаг от одного субъекта к другому субъекту либо перемещение этих объектов через таможен-

пую границу. Не является валютной операцией, как и видом деятельности вообще, нахождение иностранной валюты и внешних ценных бумаг во владении у резидентов и нерезидентов. Но это правомочие также является предметом валютного регулирования. Например, все юридические лица обязаны хранить иностранную валюту на счетах в уполномоченных банках.

Таким образом, валютное регулирование обеспечивает порядок осуществления валютных операций и порядок реализации права владения валютных ценностей у резидентов и нерезидентов на территории РФ.

Субъектами валютных правоотношений являются, с одной стороны, уполномоченные органы государственной власти, их должностные лица, с другой стороны, резиденты и нерезиденты, представленные юридическими и физическими лицами. Содержание понятия «резидента» (нерезидента) означает особый правовой режим для субъектов, присущий только для участников валютных правоотношений.

Что касается юридических лиц, то признак — быть созданным в соответствии с национальным законодательством — вполне достаточный для использования его на практике. При таком подходе местонахождение лица не имеет значения. Важно, что филиалы юридических лиц имеют режим резидептства такой же, как и самих юридических лиц. Этот порядок долгое время делал неравными на территории России деятельность филиалов иностранных юридических лиц и юридических лиц — резидентов, поскольку на резидентов распространялся порядок обязательной продажи части валютной выручки. Но в настоящее время эта проблема в связи с отменой обязанности по продаже части валютной выручки потеряла актуальность.

Важно иметь в виду, что перечень лиц, относящихся к резидентам, является закрытым, а указанный в данной статье перечень лиц- нерезидентов — открыт.

Тот факт, что в ст. 1 Закона о валютном регулировании к числу резидентов отнесены публично территориальные образования в лице Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований говорит о том, что они также реализуют правовой режим ре- зидентства в отношении объектов валютного регулирования. Но государство в этом случае выступает не как субъект, осуществляющий валютное регулирование, а как субъект, осуществляющий соответ-ствующую деятельность, регулируемую нормами валютного права. То есть порядок валютного регулирования устанавливается государством, определяется законодателем. Реализация валютного регулирования осуществляется уполномоченными органами государства. Государство в таком случае является стороной валютных правоотношений только посредством уполномоченных органов. Таким же образом налоговые правоотношения складываются между налоговыми органами и налогоплательщиками и иными обязанными лицами по налоговому законодательству.

Далее в ст. 5 Закона о валютном регулировании определяется, что органы валютного регулирования и иные уполномоченные органы исполнительной власти вправе осуществлять без ограничений любые валютные операции.

Особый валютный статус имеют уполномоченные банки, которые фактически реализуют публичные функции в пользу государства, оставаясь негосударственными по форме собственности коммерческими юридическими лицами. Согласно ст. 1 Закона о валютном регулировании под уполномоченными банками понимаются кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством РФ и имеющие право на основании лицензий Центрального банка РФ осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте. Также уполномоченные банки остаются таковыми в случае осуществления своей деятельности на территории РФ. Все уполномоченные банки должны иметь специальную лицензию Цен-трального банка РФ. Что касается упоминаемых в тексте закона фи-лиалов иностранных банков, которые также могут получить статус уполномоченных банков, то пет смысла их рассматривать, поскольку на территории России нет филиалов иностранных банков. Участники валютного рынка — юридические и физические лица выступают на нем как резиденты и нерезиденты. Специфика валютного законодательства состоит в том, что валютное законодательство не раскрывает категории субъектов в целом, а именно: резиденты и нерезиденты. Важность выделения этих категорий субъектов состоит в том, что в зависимости от вида осуществления ими валютных операций различен и их правовой режим. Так, например, согласно данному Закону категорию «резидент» определяют как «физических лиц, имеющих постоянное местожительство в РФ, в том числе временно находящихся за пределами РФ».

Нерезиденты могут иметь валютные счета, как в РФ, так и за границей. Нерезиденты могут иметь рублевые счета с разным правовым режимом (инструкция ЦБ РФ от 16 июля 1993 г. «О порядке открытия и ведения уполномоченными банками счетов нерезидентов в валюте Российской Федерации»).

Читать еще:  Формы валютной политики

Это следующие счета: счет типа «Т» («текущие»), специальные счета типа «И» («инвестиционные») и счета физических лиц нерезидентов.

Специальный счет — банковский счет в уполномоченном банке, либо специальный раздел счета депо, либо открываемый реестродержателями в реестре владельцев ценных бумаг специальный раздел лицевого счета по учету прав на ценные бумаги, используемый для осуществления по нему валютных операций в случаях, установленных в соответствии с российским законодательством. В случае установления в соответствии с его нормами требования об осуществлении валютной операции с использованием специального счета (далее также — требование об использовании специального счета), такая валютная операция может осуществляться только с использованием указанного специального счета.

Рублевые счета типа «Т» открываются следующим категориям нерезидентов:

предприятиям, учреждениям и организациям, имеющим на территории РФ филиалы и представительства;

банкам и иным кредитным учреждениям, имеющим на территории РФ свои представительства;

международным организациям, имеющим на территории РФ свои представительства и филиалы;

иностранным дипломатическим, торговым и иным официальным представительствам.

Названный тип счета открывается только для обслуживания экспортно-импортных операций перечисленных субъектов.

Нерезиденты, не имеющие на территории РФ филиалов и представительств, а также физические лица-нерезиденты могут осуществлять текущие платежи в рублях через счета, открытые ими в банках- нерезидентах.

Резиденты имеют право покупать и продавать иностранную валюту на внутреннем валютном рынке России на условиях, которые определяет ЦБ РФ. Расчеты между резидентами осуществляются в рублях без ограничений. Расчеты между юридическими лицами ре-зидентами и нерезидентами на территории России могут проводиться как в свободно конвертируемой валюте, так и российских рублях.

Вопрос 60 Понятие и структура валютных правоотношений

Структуру валютных правоотношений образуют три элемента: субъеюы, объекты и содержание.

Субъекты валютных правоотношений разделяются на резидентов и нерезидентов. К резидентам относятся физические лица, имеющие постоянное место жительства в РФ, в том числе временно находящиеся за пределами РФ; юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, с местонахождением в РФ; предприятия и организации, не являющиеся юридическим лицом, созданные в соответствии с законодательством РФ и с местом нахождения в РФ; дипломатические и иные официальные представительства РФ, находящиеся за пределами РФ; филиа- ль1 и представительства за пределами РФ вышеозначенных юридических лиц, а также предприятий и организаций, не являющихся юридическими лицами. К нерезидентам относятся физические лица, имеющие постоянное место жительства за пределами РФ, в том ных случаях денежное обращение осуществляется только в безналичной форме.

К кассовым операциям относятся операции, предприятия и организации по расчетам наличной валютой России в процессе их деятельности. Правила ведения кассовых операций РФ в настоящее время определены Указом Президента РФ от 14.06.92 № 622 «О дополнительных мерах по ограничению налично-денежного обращения» и письмом ЦБ РФ от 22.09.93 № 40 «Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации».

Предприятия, организации и учреждения независимо от их ¦организационно-правовой формы: обязаны хранить свои денежные средства в учреждениях банков; должны производить расчеты по своим обязательствам с другими предприятиями в безналичном порядке через учреждения банков; могут иметь в своей кассе наличные деньги в пределах лимитов, установленных учреждениями банков по согласованию с руководителями предприятий; обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и в сроки, согласованные с учреждениями банка; имеют право хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию, стипендий, пенсий и только на срок не свыше трех рабочих дней, включая день получения денег в учреждении банка.

числе временно находящиеся в РФ; юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местом нахождения за пределами РФ; предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством . иностранных государств, с местом нахождения за пределами РФ; находящиеся в РФ иностранные дипломатические и иные официальные представительства, а та’кже международные организации, их филиалы и представительства; находящиеся в РФ филиалы и представительства нерезидентов — юридических лиц и предприятий, не являющихся юридическими лицами. Деление субъектов валютных правоотношений на резидентов и нерезидентов обусловлено разным объемом предоставленных им прав и обязанностей по совершению раз-‘ личных валютных операций и сделок.

Под объектами валютных правоотношений понимаются: валюта РФ; ценные бумага, номинированные в валюте РФ; иностранная валюта; валютные ценности.

Содержание валютных правоотношений образуют права субъектов на совершение валютных операций и связанные с этим обязанности.

из резервных фондов в оборотные кассы, из которых наличные деньги направляются в операционные кассы кредитных организаций (банков). Частично деньги направляются , на обслуживание межбанковских расчетов, но в основном они выдаются юридическим и физическим лицам.

Безналичное денежное обращение — стисатэ денежной суммы со счета одного субъекта в кредитной организации и зачисление ее на счет другого субъекта в этой же или иной кредитной организации либо в иной форме, при которой наличные денежные знаки как средство платежа отсутствуют. Современный безналичный оборот в РФ работает по следующим принципам: предприятия всех форм собственности обязаны хранить свои средства на счетах в банках; основная часть безналичных расчетов должна осуществляться через банк; требование платежа должно выставляться или перед отгрузкой товаров (выполнением работ, оказанием услуг), или после этого; оплата клиентом банка полученных товаров и услуг осуществляется банком только с согласия обслуживаемого юридического или физического лица; формы безналичных расчетов платежей выбираются организацией по своему усмотрению в соответствии с требованиями закона.

‘ направленных ему расчетных и отгрузочных материалов.

Расчеты аккредитивами. Аккредитив — это условное денежное обязательство банка, выдаваемое им по поручению покупателя в пользу продавца, по которому банк-эмитент может произвести платеж продавцу при выполнении им условий аккредитива.

Виды аккредитивов: документальные и денежные; отзывные и безотзывные; покрытые и непокрытые; переводные; трансферабельные; револьверные; возобновляемые.

Расчеты чеками. Чек — это документ, содержащий приказ владельца счета банку о выплате указанной в нем суммы определенному лицу.

Расчеты векселями. Вексель — это ценная бу- ‘ мага, удовлетворяющая ничем не обусловленное обязательство выплатить вышеуказанную обусловленную сумму при наступлении предусмотренного срока.

Расчеты по инкассо. Банк (банк-эмитент) обязуется по поручению клиента осуществить за счет клиента действия по получению от плательщика платежа и (или) акцепта платежа.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector