Invest-currency.ru

Как обезопасить себя в кризис?
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Органы валютного контроля рб

Валютное регулирование и валютный контроль в Рб

Основой нормативной базы валютного регулирования в Республике Беларусь является Закон Республики Беларусь «О валютном регулировании и валютном контроле» (от 22 июля 2003 г. №226-З). Органами валютного регулирования в республике являются Совет Министров и Национальный банк Республики Беларусь.

Совет Министров принимает нормативные правовые акты, содержащие нормы валютного законодательства, определяет компетенцию республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству РБ по вопросам осуществления ими функций агентов валютного контроля.

Органами валютного контроля в РБ являются Совет Министров, Национальный банк, а также Комитет государственного контроля, Государственный таможенный комитет.

Агентами валютного контроля в республике являются республиканские органы государственного управления, областные исполнительные комитеты, таможни, банки и небанковские кредитно-финансовые организации.

Согласно данному закону валютные операции в Беларуси осуществляют только уполномоченные коммерческие банки и небанковские кредитно-финансовые организации, получившие лицензии Национального банка. Созданный в Беларуси механизм валютного контроля направлен на полное и своевременное поступление экспортной валютной выручки в РБ с целью оздоровления государственного бюджета, укрепления финансовой дисциплины, а также развития внутреннего валютного рынка и формирования государственных валютных резервов.

Правовой основой в области валютных отношений и валютного контроля является Указ Президента Республики Беларусь « О совершенствовании системы валютного регулирования и валютного контроля в Республике Беларусь» от 23 февраля 2000 г. № 87, Закон Республики Беларусь «О валютном регулировании и валютном контроле» от 22 июля 2006 г. №226-З, Инструкция по выполнению банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями функций агентов валютного контроля (утверждена Постановлением Правления Национального банка РБ от 27.06.2006 г. №89), Инструкция о порядке осуществления обязательной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке (утверждена Постановлением Правительства Национального банка РБ от 13.09.2006 г. №129),Банковский кодекс, таможенное законодательство и др. нормативные акты.

На основании положений указанных документов основными направлениями валютного контроля являются:

· Определение соответствия проводимых валютных операций валютному законодательству;

· Обеспечение контроля за перемещением иностранной валюты и иных валютных ценностей через таможенную границу РБ;

· Предотвращение легализации доходов, полученных незаконным путем, сокращение теневого рынка;

· Проверка полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям;

· Устранение разрыва котировок между официальным и рыночным курсами белорусского рубля;

· Контроль за исполнением обязательств по внешнеэкономическим договорам;

· Контроль за поступлением денежных средств на счета по валютным операциям;

· Повышение привлекательности национальной экономики для иностранных инвесторов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 9293 — | 7864 — или читать все.

Органы валютного контроля рб

14.4. Правовые основы валютного контроля

Валютный контроль представляет собой деятельность уполномоченных государственных органов, а также по их поручениям кредитных учреждений, направленную на выявление и пресечение нарушений действующего валютного законодательства. Валютный контроль является одним из видов финансового контроля, который осуществляется при проведении валютных операций. В то же время валютный контроль обладает определенными особенностями. Во-первых, у валютного контроля своя цель, содержащаяся в приведенном определении валютного контроля. Во-вторых, объектами валютного контроля являются операции с валютными ценностями. В-третьих, функции валютного контроля осуществляют уполномоченные на то органы, которые, как правило, являются органами финансового контроля.

Основными направлениями валютного контроля в Республике Беларусь в соответствии со ст. 23 Закона Республики Беларусь от 22 июля 2003 г. «О валютном регулировании и валютном контроле» являются:

  • определение соответствия проводимых валютных операций валютному законодательству;
  • обеспечение контроля за перемещением иностранной валюты и иных валютных ценностей через таможенную границу Республики Беларусь;
  • предотвращение легализации доходов, полученных незаконным путем;
  • проверка полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям;
  • анализ данных учета, отчетности и информации по валютным операциям.

Функции валютного контроля возлагаются в Республике Беларусь на две категории субъектов: органы валютного контроля и агенты валютного контроля. К органам валютного контроля на территории Республики Беларусь относятся:

1. Совет Министров Республики Беларусь, который определяет компетенцию республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, областных (Минского городского) исполнительных комитетов по вопросам осуществления ими функций агентов валютного контроля, выполняет другие функции, предусмотренные законодательством.

2. Национальный банк Республики Беларусь, осуществляющий валютный контроль за совершением банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями валютных операций, выполняющий другие функции, предусмотренные законодательством.

3. Комитет государственного контроля Республики Беларусь, который формирует на основании информации, получаемой от иных органов валютного контроля, а также агентов валютного контроля, базу данных по вопросам валютного контроля, в пределах своей компетенции осуществляет контроль за выполнением органами валютного контроля и агентами валютного контроля своих функций, осуществляет другие функции, предусмотренные законодательством.

Читать еще:  Книга биржа игра на деньги

4. Государственный таможенный комитет Республики Беларусь, осуществляющий организацию валютного контроля за перемещением резидентами и нерезидентами через таможенную границу Республики Беларусь валютных ценностей, а также другие функции, предусмотренные иным законодательством.

Вышеуказанные органы в пределах своей компетенции при осуществлении валютного контроля (ст. 24 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле») вправе:

  • проводить в установленном законодательством порядке проверки осуществления резидентами и нерезидентами валютных операций, полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям, а при наличии оснований законности происхождения валютных ценностей;
  • осуществлять контроль за своевременностью представления резидентами и нерезидентами отчетности по валютным операциям и соответствием ее требованиям валютного законодательства;
  • получать в установленном порядке при проведении проверок документы, содержащие информацию о валютных операциях;
  • приостанавливать операции по счетам резидентов и нерезидентов в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях Республики Беларусь в случаях и порядке, установленных законодательством;
  • применять к резидентам и нерезидентам санкции за нарушение валютного законодательства, в том числе взыскивать штрафы, в случаях и порядке, установленных законодательством;
  • осуществлять иные функции, предусмотренные законодательством.

Агентами валютного контроля в Республике Беларусь являются республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, областные (Минский городской) исполнительные комитеты, таможни, банки и небанковские кредитно-финансовые организации. Агенты валютного контроля подотчетны органам валютного контроля и обладают полномочиями, закрепленными в ст. 27–29 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле».

Валютный контроль Республики Беларусь

Согласно нормативным актам Республики Беларусь, любые внешнеэкономические сделки проводятся в соответствии с нормами валютного законодательства. При этом не имеет значения, кто выступает участником этих операций — резиденты или нерезиденты, под внимание агентов валютного контроля подпадают все операции с привлечением валюты зарубежных государств (или национальной валюты, если она переводится на иностранные счета).

Органы ВК в Республике Беларусь

За законностью операций, связанных с денежными единицами иностранных государств, в республике следят сразу несколько органов. Одни из них осуществляют общее руководство, другие непосредственно работают с участниками ВЭД.

  • Совет Министров: устанавливает рамки компетенций исполнительных комитетов разного уровня по вопросам исполнения функций ВК.
  • Национальный банк: проводит проверку транзакций, проводимых банками, а также кредитно-финансовыми учреждениями, если операции связаны с валютными средствами или выводом денег за границу.
  • Комитет государственного контроля: отвечает за составление, ведение и регулярное пополнение базы данных по вопросам ВК, готовит аналитические справки на основе собранной информации, вносит предложения по совершенствованию ВК, а также выполняет контролирующие функции в рамках выделенных компетенций.
  • Государственный таможенный комитет: отвечает за ВК в отношении валютных ценностей, которые вывозятся или ввозятся на территорию республики.

Особенности регистрации валютных сделок

Порядок осуществления операций, связанных с внешней торговлей, определен в президентском указе от 27 марта 2008 года № 178. В частности, документ оговаривает необходимость регистрации сделок для ИП и юридических лиц (являющихся резидентами).

Под валютной сделкой понимается ВЭД-договор, в рамках которого одна сторона обязуется передать другой товары (оказать услуги или выполнить работы) на сумму более € 3000.

Чтобы зарегистрировать сделку, подпадающую под действие ВК, необходимо представить в банк, с которым у резидента заключен договор на обслуживание, следующие документы:

  • заявление о регистрации (либо повторной регистрации) — заполняется по форме, выданной банковским учреждением;
  • оригинал договора или его заверенную копию.

Получив документы, банк присваивает контракту регистрационный номер путем проставления на титульном листе печати учреждения с указанием номера и подписью ответственного лица. Если же документы подавались в электронном виде (закон допускает такой формат подачи бумаг), информацию о регистрации отправляют заявителю также в электронном виде.

При перерегистрации порядок действий не отличается, только вместо старого регномера документу присваивается новый.

Если перерегистрация проводится из-за смены импортера или экспортера, новый контрагент должен представить в банк следующие бумаги:

  • заявление на перерегистрацию;
  • оригинал или заверенную копию контракта;
  • оригинал или копии документов, на основании которых произошла смена контрагента.

В соответствии с законом, срок регистрации внешнеторговых сделок составляет 1 рабочий день, то есть номер присваивается в день обращения.

Валютный контроль внешнеторговых операций

Основными нормативными актами, определяющими особенности и правила проведения внешнеторговых операций, являются:

  • Указ Президента от 27 марта № 176 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций».
  • Постановление Совета Министров РБ и Нацбанка РБ от 5 ноября 2011 № 1483/22, где определяются сроки завершения операций по ВЭД-контрактам, а также условия их продления.
  • Инструкция Нацбанка Беларуси от 22 апреля 2009 года № 52, разъясняющая порядок оформления разрешений на изменение сроков операций.
  • Постановление Правления Нацбанка от 9 июля 2009 года № 101, регламентирующее порядок проведения внешнеторговых операций.
  • Инструкция от 18 апреля 2009 № 46, в которой рассматривается процедура регистрации сделок, а также определяется круг обязанностей агентов ВК в отношении этих операций.
Читать еще:  Прогнозирование валютного курса

Для исполнения требований валютного законодательства резиденты должны представить в банк:

  • при проведении платежей — документы, служащие основанием для совершения операции;
  • при зачислении валютных средств — бумаги, подтверждающие легальность транзакции, а также «Сведения о поступивших денежных средствах»;
  • при завершении операций — «Информацию о завершении операции по внешнеторговому договору».

Транзакции между резидентами и нерезидентами

Легитимность проведения таких операций определяется в соответствии с перечнем, приведенным в ст. 4 закона «О валютном регулировании…» от 22 июня 2003 года. При этом все действия подразделяются на два типа: текущие и связанные с движением материальных активов.

По текущим операциям закон не предусматривает ограничений, за исключением транзакций в виде пожертвований или по договору дарения (для этого нужно получить специальное разрешение от Национального банка РБ).

В отношении операций, связанных с перемещением капитала, действуют следующие принципы:

  • получать разрешение Нацбанка не нужно, если транзакция предусмотрена в перечне, приведенном в ст. 10 закона «О валютном регулировании»;
  • разрешение следует получить, если операция входит в список, предусмотренный п. 18 Правил проведения валютных операций;
  • достаточно уведомить Нацбанк о транзакции, если она соответствует списку разрешенных (п. 20 Постановления Правления Нацбанка от 30 апреля 2004 года № 72).

Для целей ВК в банк следует представить следующие документы:

  • при совершении платежа — бумаги, на основании которых совершается перевод (например, контракт, инвойс, акт и т. д.), разрешение Нацбанка (если оно требуется для данного типа операции);
  • при зачислении средств — подтверждающие документы и «Сведения о поступивших средствах»;
  • при закрытии операции — «Информация о завершении».

Офшорные сборы

Законодательством РБ определен порядок проведения операций, связанных с переводом денег на счета нерезидентов, зарегистрированных в офшорных зонах. Все транзакции совершаются только после того, как резидент уплатит офшорный сбор.

Перечень лиц, обязанных уплачивать сбор, его ставка, порядок исчисления, сроки оплаты, возможные льготы определяются в гл. 24 Особенной части НК РБ. Подробный список офшорных зон, с которыми разрешается иметь финансовые отношения резидентам, приводится в президентском указе от 25 мая 2006 года № 353.

Операции с наличными деньгами зарубежных стран

Закон оставляет за резидентами право на получение и использование валютных средств в целях, предусмотренных Инструкцией № 1 от 17 января 2007 года. Она определяет порядок проведения операций, связанных с использованием денежных средств (как национальных, так и иностранных) резидентами РБ.

Банковские учреждения имеют право отказать клиенту в выполнении операции (например, снятия с кассы или приема в кассу средств) с наличными деньгами, если:

  • источник поступления или цель операции не соответствуют списку разрешенных Инструкцией;
  • если резидент не представил в банк документы, необходимые для совершения операции;
  • если деньги пытаются снять со счета, не включенного в список разрешенных.

В остальных случаях наличные деньги вносятся на счет или, наоборот, снимаются без ограничений.

Система органов и агентов валютного контроля в Республике Беларусь

Основными направлениями валютного контроля Республике Беларусь являются:

определение соответствия проводимых валютных операций валютному законодательству; обеспечение контроля за перемещением иностранной валюты и иных валютных ценностей через таможенную границу Республики Беларусь; предотвращение легализации доходов, полученных незаконным путем; проверка полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям; анализ данных учета, отчетности и информации по валютным операциям.

Валютный контроль в Республике Беларусь осуществляют органы и агенты валютного контроля.

Органами валютного контроля в Республике Беларусь являются Совет Министров Республики Беларусь, Национальный банк, Комитет государственного контроля Республики Беларусь, Государственный таможенный комитет.

Совет Министров Республики Беларусь, как орган валютного контроля, определяет компетенцию республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, областных исполнительных комитетов по вопросам осуществления ими функций агентов валютного контроля, выполняет другие функции, предусмотренные валютным законодательством.

Национальный банк, как орган валютного контроля, осуществляет валютный контроль за совершением банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями валютных операций, выполняет другие функции, предусмотренные валютным законодательством.

Комитет государственного контроля, как орган валютного контроля, формирует на основании информации, получаемой от иных органов валютного контроля, а также агентов валютного контроля, базу данных по вопросам валютного контроля, в пределах своей компетенции осуществляет контроль за выполнением органами валютного контроля и агентами валютного контроля своих функций.

Читать еще:  Особенности учета валютных операций

Государственный таможенный комитет, как орган валютного контроля, осуществляет организацию валютного контроля за перемещением резидентами и нерезидентами через таможенную границу Республики Беларусь валютных ценностей, а также другие функции, предусмотренные валютным и иным законодательством.

При осуществлении валютного контроля органы валютного контроля в рамках своей компетенции вправе:

проводить в установленном законодательством порядке проверки осуществления резидентами и нерезидентами валютных операций, полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям, а при наличии оснований – законности происхождения и движения валютных ценностей; осуществлять контроль за своевременностью представления резидентами и нерезидентами отчетности по валютным операциям и соответствием ее требованиям валютного законодательства; получать в установленном порядке при проведении проверок документы, содержащие информацию о валютных операциях; приостанавливать операции по счетам резидентов и нерезидентов в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях Республики Беларусь в случаях и порядке, установленных законодательством; применять к резидентам и нерезидентам санкции за нарушение валютного законодательства, в том числе взыскивать штрафы, в случаях и порядке, установленных законодательством; осуществлять иные функции, предусмотренные законодательством.

Координацию деятельности органов валютного контроля, уполномоченных в соответствии с законодательством осуществлять контроль внешнеторговых операций, осуществляет Комитет государственного контроля Республики Беларусь.

Органы валютного контроля вправе совместно осуществлять контроль за проведением валютных операций резидентами и нерезидентами, валютный контроль за деятельностью которых входит в компетенцию этих органов.

Орган валютного контроля, получивший документально подтвержденную информацию о нарушении валютного законодательства резидентом или нерезидентом, валютный контроль за деятельностью которого не входит в компетенцию этого органа, обязан передать указанные документы соответствующему органу валютного контроля.

Агентами валютного контроля в Республике Беларусь являются республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, областные исполнительные комитеты, таможни, банки и небанковские кредитно-финансовые организации.

Банки и небанковские кредитно-финансовые организации являются агентами валютного контроля, подотчетными Национальному банку.

Республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, областные исполнительные комитеты являются агентами валютного контроля, подотчетными Совету Министров Республики Беларусь.

Таможни являются агентами валютного контроля, подотчетными Государственному таможенному комитету.

Банки и небанковские кредитно-финансовые организации осуществляют контроль за проведением их клиентами валютных операций.

Порядок осуществления валютного контроля банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями устанавливается законодательными актами Республики Беларусь и (или) нормативными правовыми актами Национального банка.

Банки и небанковские кредитно-финансовые организации, как агенты валютного контроля, осуществляют следующие функции:

контроль за своевременностью представления отчетности по валютным операциям и соответствием ее требованиям валютного законодательства; контроль за соответствием проводимых клиентами валютных операций требованиям валютного законодательства; получение документов, объяснений, справок и сведений об осуществлении валютных операций; приостановление операций по открытым у них счетам клиентов на сумму, по которой не представлена документация о проводимых операциях.

Банк и небанковская кредитно-финансовая организация не вправе выполнять распоряжение резидента или нерезидента о перечислении с его счета денежных средств:

если такое перечисление не соответствует режиму функционирования счета резидента или нерезидента; если проведение валютной операции допускается при наличии разрешения (лицензии) Национального банка, но такое разрешение (лицензия) резидентом или нерезидентом не представлено; если резидентом или нерезидентом не представлены документы, предусмотренные законодательством Республики Беларусь, либо представленные документы не соответствуют требованиям законодательства Республики Беларусь.

При поступлении резиденту или нерезиденту денежных средств по валютной операции, проводимой с нарушением законодательства Республики Беларусь, банки и небанковские кредитно-финансовые организации, обязаны зачислять данные денежные средства на счет этого резидента или нерезидента с уведомлением соответствующих органов валютного контроля.

Порядок и сроки уведомления банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями органов валютного контроля устанавливаются Национальным банком.

Республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, областные исполнительные комитеты, как агенты валютного контроля, в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством:

осуществляют контроль за возвратом в Республику Беларусь и использованием подведомственными им юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями выручки от экспорта; принимают меры по устранению подведомственными им юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями выявленных нарушений валютного законодательства; представляют информацию о внешнеэкономической деятельности подведомственных им юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей в порядке и сроки, установленные законодательством;

Таможни, как агенты валютного контроля:

производят таможенное оформление экспортируемых (импортируемых) товаров в порядке, определенном законодательством; контролируют правильность оформления документов при экспорте (импорте) товаров; осуществляют контроль за соблюдением законодательства, регламентирующего порядок ввоза и вывоза валютных ценностей.

Органы валютного контроля и агенты валютного контроля, а также их работники обязаны хранить коммерческую или банковскую тайну резидентов и нерезидентов, ставшую им известной при осуществлении валютного контроля.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector