Invest-currency.ru

Как обезопасить себя в кризис?
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Экономический и валютный союз примеры

Экономический и валютный союз (ЭВС)

Экономический и валютный союз (ЭВС) был создан для сближения экономик государств, валютного регулирования и гармонизации отношений между странами. ЭВС фактически стал основой единой глобальной Европы, где интересы разных стран выражаются единым мнением. В то время как различные альянсы и союзы (почти всегда военные) известны с древности, союзы разных стран с объединением экономик и валют в истории до XX века еще не существовали — что фактически обозначило новый исторический эксперимент планетарного масштаба.

История создания ЭВС

Начало объединения Европы произошло почти сразу после второй мировой войны — ведь и первая, и вторая мировая война начались с внутриевропейских конфликтов. Первым звеном будущего союза стало создание BENILUX, т.е. сообщества стран Бельгии, Нидерландов и Люксембурга в 1948 году. Спустя почти 10 лет — в 1957 году — возникло так называемое Европейское сообщество из шести стран и отменой таможенных пошлин (по факту отмена состоялась к 1968 году).

Параллельно появляется известное европейское объединение угля и стали. В 1969 году Европейская комиссия выступила с предложением решить проблему потребности в упрочнении отношений между странами Европы и регулирования экономики и валютного взаимодействия: главы правительств утвердили решение о создании экономического и валютного союза.

В конце 1970 года Пьер Вернер (министр финансов Люксембурга) озвучил согласованный проект создания ЭВС в 3 этапа (План Вернера). Реализация плана не удалась из-за череды неудач, связанных с кризисом золотого стандарта и повальным ростом цен на нефть.

В середине 1980-х снова заговорили об идее создания ЭВС. На этот раз план был разработан комитетом Делора, в состав которого входили главы Центральных банков 12 стран. ЭВС планировался к внедрению в три этапа и рекомендовал создание Европейской системы центральных банков, определяющих кредитно-денежную политику в Европе.

Этапы экономического и валютного союза ЕС:

1990-1993: отмена валютного контроля. Выявлены экономические критерии по уровню инфляции и процентных ставок.

1999 по наше время: евро становится основной валютой в Европе. Руководство ЕЦБ внедряет единую кредитно-денежную политику. Такие страны, как Греция, Словения, Кипр, Мальта, Словакия, Эстония, Латвия, Литва входят в заключительную (третью) стадию ЭВС.

Структура ЭВС и критерии для членства в Еврозоне

Экономический и валютный союз состоит из двух составляющих:

Экономический союз. Основу составляет единое регулирование экономики и финансовой политики. Основная задача ЭС заключается в установлении гармонии законодательств стран-членов Евросоюза. Благодаря жесткому контролю за размером бюджетного дефицита и платежного баланса стран-членов происходит сближение экономик.

Валютный союз. Основу составляет система центральных банков, возглавляемая Европейским центральным банком (ЕЦБ), проводящим единую валютную политику на территориях стран-членов Евросоюза (установление евро).

Критерии для принятия страны-члена Евросоюза в Еврозону:

инфляция не более 1,5 %;

сближение в экономике и финансовой политике, отсутствие противоречий со стороны законодательства.

В данный момент ЭВС включает в себя 19 стран Евросоюза, официальной валютой которых является евро, а также 9 государств, где евро не используется. Участниками союза могут быть территории с особенным статусом и третьи страны для которых евро является единой официальной валютой. Согласно данным Договора об учреждении ЕС евро преподносится как инструмент достижения целей ЭВС. Увеличение степени международной роли евро утверждено в Лиссабонском договоре.

Участники Еврозоны

♦ У частник ERM II (с механизмом регулирования валютных курсов)

Дания, участник ERM II с послаблениями в вопросе евро

Великобритания, бывший член ЕС с послаблениями в вопросе евро

Остальные члены ЕС

Однако признание евро единой официальной валютой третьими государствами не дает гарантии «институционального» участия данных стран в ЭВС. Такого рода применение евро в международно-финансовых расчетах говорит о трансформации евро в одну из главных мировых валют, и в «ведущий инструмент» расширения европейской интеграции. Но за пределами ЕС евро является лишь платежным средством и теряет функцию «сближения», установленную Договором. Евро становится инструментом включения таких стран в интеграционные процессы «де-факто».

Греческий и кипрский кризис

Главными принципами действия ЭВС определены:

  • стабильные платежный баланс стран-участниц
  • устойчивость цен по отношению к инфляции
  • здоровая атмосфера в финансах и валюте стран

Работа ЭВС никогда не была безоблачной, и особенно — в последние годы. Толчком для устранения недоработок со стороны союза стал «греческий кризис», начавшийся еще в 2010 году и набравший силу впоследствии. Причинами образования долговой ямы у греков обычно называется их нелюбовь к уплате налогов (что иногда даже сравнивают с национальным видом спорта), раздутый аппарат чиновников с великолепными льготами, а также заметную ориентацию страны на туризм после вхождения в ЕС.

В результате к 2015 году долг Греции превысил 300 млрд. евро (около 175% от ВВП) и график его выплат расписан вплоть до 2054 года — в среднем страна должна будет выплачивать около 7 млрд. евро ежегодно.

Как следствие от ЭВС поступило предложение о введении санкций против стран-членов Евросоюза, не отдающих себе отчет в корректном соблюдении норм бюджетного регулирования. Была организована комиссия, состав которой включал в себя европейских лидеров (министров финансов) — и в результате было принято решение о досрочных финансовых проверках (ревизий) годовых бюджетов до момента их принятия на официальном уровне. Финансовый контроль в виде ревизий должен был способствовать предотвращению несанкционированных растрат. Лидеры европейских государств призывали к осуществлению сплошных ревизий с целью удержания стран от возможных «долговых ям».

Однако после истории с Грецией количество проблем не убавилось. Более того — они приняли нарастающий характер и в 2013 году назрел пик «Кипрского кризиса».

В результате кипрского кризиса были введены ограничения на движения финансовых активов. Частные клиенты кипрских банков могли снять не более 300 евро в день и вывезти за границу не более 3 000 €, в то время как владельцы депозитов от 100 000 евро вернули лишь часть вложенных средств. Предпосылками образования финансового пузыря явилось ухудшение экономических показателей в греческой части острова.

Проценты по вкладам на Кипре (4,45%) в разы превышали процентные ставки, например, в Германии (1,5%). Большая часть депозитов «переваливала» за 100 000 евро. Столь высокий процент выплачивался за счет привлечения новых вкладчиков (преимущественно из РФ). То есть были заметны контуры финансовой пирамиды. Страна постепенно начала прибегать к помощи международных кредитов.

16 марта 2013 года был вменен единовременный налог на банковские депозиты в стране в качестве ведущего условия на получение помощи. Доля капиталов, находящихся в банковском секторе Кипра, составила 835 % от кипрского ВВП. 1/3 депозитов принадлежала гражданам РФ. Банками была приостановлена деятельность: операции по переводам средств не осуществлялись, наличные средства не выдавались. Банкоматы опустели — финансовый кризис на Кипре пребывал на своем пике.

Самый известный и крупнейший игрок банковского сектора — Bank of Cyprus был рекапитализирован, а банк Cyprus Popular Bank (торговая марка Laiki Bank) — ликвидирован. Официальные данные о потерях вкладчиков в разных источниках несколько отличаются. Убытки вкладчиков, не застраховавших свои депозиты, составили около 40 %, при этом в банке Cyprus Popular Bank — потери достигли 80 %. Держатели вкладов Bank of Cyprus получили пакеты акций банка, часть депозитов была «разблокирована».

Кипру были переданы 10 млрд евро от Евросоюза и МВФ в обмен на ликвидацию Cyprus Popular Bank, осуществлено списание кредиторской задолженности в частном секторе и изъяты вклады на сумму свыше 100 000 евро. По этой причине я не рекомендую долгосрочные инвестиции через кипрских дочек российских компаний и других компаний с кипрской регуляцией — на мой взгляд предпочтительнее либо американские брокеры со страховкой до 500 000 долларов либо европейские брокеры Центральной Европы — такие, как Саксобанк.

Читать еще:  Валютные операции с немедленной поставкой спот

Таким образом, процесс оказания влияния ЭВС на страны-члены Евросоюза продолжается до сих пор. Необходимо достижение критериев сближения и гармонизации экономики и финансовой политики стран для вступления в Еврозону. Время и практика могут выявить новые недостатки ЭВС, главная задача для европейских лидеров — своевременное устранение различий в законодательствах валютных институтов стран-участниц ЕС и нормализация общей экономической атмосферы. Последней значимой новостью стало решение Великобритании о выходе из Евросоюза, что обвалило курс фунта.

Западноафриканский экономический и валютный союз

Кроме европейского ЭВС существует Западноафриканский экономический и валютный союз (ЮЕМОА). Членами данного Союза являются: Бенин, Буркина-Фасо, Кот-д’Ивуар, Мали, Нигер, Сенегал, Того, Гвинея-Бисау. ЮЕМОА ориентируется на действия Евросоюза и также предполагает устранение различий в законодательствах стран-участниц, интеграции экономики и финансовой политики. Основная задача — жесткий финансовый контроль за исполнением решений со стороны государств-участников.

Целями создания ЮЕМОА являются:

объединение рынка для свободного перемещения товаров и капитала;

установление связи (сближение) при согласовании годовых бюджетных смет с денежно-кредитной политикой Союза.

Основу формирования бюджета ЮЕМОА составляют отчисления от таможенных пошлин за товары, отгруженные из третьих стран (0,5 % от цены), но главная часть расходов финансируется из бюджета ЕС за счет подписанных конвенций.

В 2002 году США и ЮЕМОА подписали соглашение о развитии торговых отношений и инвестиций. Плюсом соглашения было оказание помощи развитию стран-участниц ЮЕМОА посредством выхода африканских товаров на американский рынок. Кроме того, предполагалось получение инвестиций для разработки неиспользуемых ресурсов стран (полезные ископаемые, энергетика).

ЮЕМОА также заключил ряд соглашений с Марокко, Египтом и Тунисом и получил достаточно крупные страны в партнеры по торговле. Однако, реализация программ по свободному передвижению товаров в рамках экономического пространства союза до сих пор затруднена. Главным партнером ЮЕМОА остается Франция. Заключены соглашения о сотрудничестве с ЕС.

Это интересно! В Европе были выпущены памятные монеты серии «10 лет экономическому и валютному союзу 1999-2009» номиналом 2 евро. Монеты выполнены из мельхиора, никеля и бронзы. В центре монеты изображена человеческая фигура с вытянутой рукой, которая заканчивается символом евро. Данная монета является одной из любимых среди нумизматов и ценителей истории.

Экономический и валютный союз (ЕС)

Понятие экономический союз

Наиболее сложная форма международной экономической интеграции с высокоразвитыми, прочными, долговременными внешнеэкономическими и политическими связями — экономический и валютный союз. При его достижении договоры о зоне свободной торговли, таможенном союзе и общем рынке дополняются соглашениями о проведении общей экономической и валютной политики. Следствием экономического и валютного союза выступает введение наднациональных институтов управления интеграционным сообществом — совета глав государств, совета министров, центрального банка.

Экономический союз (Economic union) – тип международной интеграции, предусматривающий наряду с общим таможенным тарифом и свободой движения товаров и факторов производства координацию макроэкономической политики и унификацию законодательств в ключевых областях – валютной, бюджетной, денежной. Это самый высокий уровень экономической интеграции. На этом этапе развития интеграции возникает как потребность в органах, наделенных не просто способностью координировать действия и наблюдать за экономическим развитием стран-участниц, но и принимать оперативные решения от лица группировки в целом. Правительства согласованно уступают часть государственного суверенитета в пользу межгосударственных органов с функцией наднационального регулирования. Такие межгосударственные органы наделены правом принимать решения по вопросам, касающимся организации, без согласования с правительствами стран-членов.

На определенном этапе формирования экономического и валютного союза предусматривается проведение единой валютной политики и введение единой валюты. Эти мероприятия проводятся при активном участии единого центрального банка. Практический опыт функционирования экономического и валютного союза пока весьма ограничен.

Экономический и валютный союз (ЕС)

Экономический и валютный союз – высшая форма экономической интеграции государств-членов Европейского Союза. Учреждён в 1992 г. Маастрихтским договором о Европейском Союзе, осуществляется в рамках Европейского сообщества. ЭВС состоит из двух компонентов – экономического и валютного. Основой экономического компонента ЭВС является внутренний рынок, на котором в полном объеме действуют свободы передвижения товаров, услуг, лиц, капиталов и платежей, а также свобода учреждения. Другой составляющей экономического компонента ЭВС является координация экономических политик государств-членов Европейского Союза. Это предполагает не только простую координацию экономических политик, но и жесткий контроль со стороны институтов Союза за размером бюджетного дефицита государств-членов, а также за платежным балансом этих государств. Кроме того, государствам-членам запрещается получать льготное кредитование со стороны центральных банков таких государств, а также осуществлять целый ряд кредитных операций с центральными банками, включая овердрафты. Кроме того, в рамках экономического компонента ЭВС государства-члены и институты Союза определяют общие цели, в соответствии с которыми и должны определяться и координироваться экономические политики государств-членов.

Общие положения, определяющие правовое положение Экономического и валютного союза мы можем найти в разделе 1 Договора об учреждении Европейского сообщества 1957 г. («Принципы»). Особо важную роль играет ст. 4, которая определяет все основные составляющие Экономического и валютного союза. Так пункт 1 этой статьи посвящен «экономическому» компоненту экономического и валютного союза и определяет принцип свободной рыночной экономики со свободной конкуренцией, которыми должна руководствоваться экономическая политика Союза, а также те основы, на которых она должна базироваться. Таких основ три: 1) тесная координация экономических политик государств-членов; 2) внутренний рынок; 3) определение общих целей экономических политик государств-членов.

П. 2 ст. 4 Договора об учреждении Европейского сообщества определяет, «валютный» компонент Экономического и валютного союза, сразу же подчиняя его экономической политике Европейского Союза. Он определяет, что «валютный» компонент состоит из единой валюты, определения и проведения одной валютной политики и единой политики обменных курсов. При этом основной целью этих политик является поддержание стабильности цен, т.е. стабильность валюты и отсутствие инфляции. Только в той степени, в которой это не будет противоречить поддержанию стабильности цен, эти политики должны также поддерживать общие экономические политики Союза.

П. 3 ст. 4 Договора об учреждении Европейского сообщества определяет основополагающие принципы, которым должна соответствовать деятельность Сообщества в рамках Экономического и валютного союза. Ими являются: 1) стабильность цен, то есть либо отсутствие инфляции, либо поддержание инфляции и минимальных пределах; 2) платежеспособные государственные финансовые и валютные условия; и 3) устойчивый платежный баланс. Второй и третий принципы означают обязанность государств-членов Европейского Союза воздерживаться от чрезмерного бюджетного дефицита.

Валютным компонентом ЭВС является единая валюта евро, на который перешли 12 государств-членов Европейского Союза. Существование единой валюты повлекло к созданию специального институционального механизма для управления ею – Европейской системы центральных банков, которую возглавляет Европейский центральный банк. Именно этот орган принимает и осуществляет единую валютную политику на территории всех государств-членов, перешедших на евро. Курсы валют государств-членов, не перешедших на евро, привязаны к евро в рамках Механизмом обменных курсов II.

Для того, чтобы перейти на единую валюту, государства-члены должны соответствовать четырем критериям сближения, которые предусмотрены в ст. 121 Договора о Европейском сообществе и в специальном Протоколе к этому договору. Эти критерии таковы:

1. Критерий достижения высокого уровня стабильности цен, означает, что показатель цен государства-члена, характеризующий долговременный средний темп инфляции наблюдаемый в течение года, не превышает более, чем на 1,5%, такой же показатель у трех государств-членов с наименьшим показателем.

Читать еще:  Зачисление валюты на валютный счет

2. Критерий защищенности финансового положения правительства означает, что соответствующее государство-член не обладает на данный момент чрезмерным бюджетным дефицитом, то есть против него не возбуждена процедура чрезмерного бюджетного дефицита.

3. Критерий нормального участия в Механизме обменных курсов за последние два года. Это означает, что государство-член, не прилагало особых усилий для участия в этом механизме. В частности, не предпринимало девальвации своей валюты в отношении валюты любого другого государства-члена (в том числе на двусторонней основе).

4. Критерий сближения, достигнутого государством-членом и его участия в Механизме обменных курсов, отраженный в уровне долгосрочных процентных ставок что означает, что в течение года государство-член имело среднюю номинальную величину долгосрочной процентной ставки, не превышающую более, чем на 2% этот же показатель у государств с наибольшим уровнем стабильности цен.

Кроме того, необходимо, чтобы законодательство такого государства-члена, регулирующее правовое положение его центрального банка соответствовало Договору о Европейском сообществе и Статуту Европейской системы центральных банков и Европейского центрального банка.

Евро предназначен помочь в построении общего рынка путём упрощения туризма и торговли; устранения проблем, связанных с обменными курсами; обеспечения прозрачности и стабильности цен, а также низкой процентной ставки; создания единого рынка финансов; предоставления странам валюты, используемой в международном масштабе и защищённой от потрясений большим объёмом оборота внутри еврозоны.

Управляющий банк еврозоны, Европейский центральный банк, определяет денежно-кредитную политику входящих в неё стран с целью поддержания ценовой стабильности. Он является центром Европейской системы центральных банков, объединяющей все национальные центральные банки стран Евросоюза и контролируемой Советом управляющих, состоящим из президента ЕЦБ, назначаемым Европейским советом, вице-президента ЕЦБ и управляющих национальными центральными банками государств — членов ЕС.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Таможенные, экономические и валютные союзы

Таможенный союз – тип м/нар. интеграции, предполагающий согласованную отмену странами-участницами союза национальных таможенных тарифов и введение общего таможенного тарифа и единой системы нетарифного регулирования торговли в отношении третьих стран; образование единой таможенной территории. Таким образом, таможенный союз – это более глубокий тип интеграции, чем Зона свободной торговли .

В соглашении о создании таможенного союза оговариваются следующие моменты:

· снятие внутренних таможенных границ между странами-членами союза;

· перенос таможенного контроля на внешний периметр союза;

· устранение таможенных процедур во взаимной торговле товарами национального производства; · унификацию форм и методов сбора внешнеторговой статистики;

· согласование форм и методов предоставления льгот участникам внешнеэкономической деятельности; · введение общей для всех стран-участниц таможенного союза системы тарифного и нетарифного регулирования при торговле с третьими странами; · создание общей системы преференций.

Страны договариваются о создании межгосударственных органов, координирующих проведение согласованной внешнеторговой политики. Обычно они принимают форму периодических совещаний министров, руководящих соответствующими ведомствами, которые в своей работе опираются на постоянно действующий межгосударственный секретариат.

Примеры таможенных союзов: Ассоциация ЕС с Турцией – таможенный союз между Европейским экономическим сообществом (сейчас – Европейским союзом) и Турцией, созданный в 1963 г. Центральноамериканский общий рынок – участницами таможенного союза с 1961 г. являются Гватемала, Гондурас, Коста-Рика, Никарагуа, Сальвадор;

Организация восточно-карибских государств – таможенный союз, созданный в 1991 г. Странами-членами этой организации являются Антигуа и Барбуда, Гренада, Доминика, Монтсеррат, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины;

Центральноазиатский союз – объединяет Казахстан, Киргизию и Узбекистан. Создан в 1994 г.

Таможенный союз Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана. В 1995 г. Россия и Белоруссия подписали соглашение о создании Таможенного союза. К середине 1996 г. в союз вошли также Казахстан и Киргизия, а в 1998 г. – Таджикистан. В соответствии с совместно принятыми странами СНГ решениями формирование Таможенного союза должно было проводиться в два этапа. На первом этапе должны были быть полностью отменены тарифные и нетарифные ограничения во взаимной торговле, установлены единый торговый режим, общие таможенные тарифы и меры нетарифного регулирования в отношении третьих стран. На втором этапе предполагалось осуществить объединение таможенных территорий стран-основателей союза в единую таможенную территорию с перенесением таможенного контроля с внутренних на внешние границы союза. В течение 1995 г. первый этап формирования Таможенного союза был в целом завершен. Уже к середине 1996 г. была подготовлена программа мер по завершению формирования Таможенного союза, предполагалось подписание соответствующих документов. Однако оно не состоялось: различные экономические интересы стран-участниц не позволили им согласовать общий перечень тарифных и нетарифных изъятий из режима свободной торговли, унифицировать положения применяемых до сих пор двухсторонних соглашений о свободной торговле и соответствующих протоколов об изъятиях из этого режима. Это привело к возникновению новых ограничений и препятствий даже во взаимной торговле. В результате, на данный момент Таможенный союз Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана существует чисто номинально. Следующим этапом интеграции может стать создание Общего рынка . Экономический союз – тип м/нар. интеграции, предусматривающий наряду с общим тамож. тарифом и свободой движения товаров и факторов производства координацию макроэкономической политики и унификацию законодательств в ключевых областях – валютной, бюджетной, денежной. Это самый высокий уровень Экономической интеграции . На этом этапе развития интеграции возникает потребность в органах, наделенных не просто способностью координировать действия и наблюдать за экономическим развитием стран-участниц, но и принимать оперативные решения от лица группировки в целом. Правительства согласованно уступают часть государственного суверенитета в пользу межгосударственных органов с функцией наднационального регулирования. Такие межгосударственные органы наделены правом принимать решения по вопросам, касающимся организации, без согласования с правительствами стран-членов.

Примеры экономических союзов: Экономический союз — Бенилюкс – существует с 1948 г., объединяет Бельгию, Нидерланды и Люксембург; Союз арабского Магриба – образован в 1989 г. Страны-участницы: Алжир, Ливия, Мавритания, Марокко, Тунис;

Лагосский план действий – создан в 1973 г., объединяет все страны Африки к югу от Сахары; Союз реки Ману – договор о создании союза подписан в 1973 г. Гвинеей, Либерией, Сьерра-Леоне. Европейский союз, ЕС (с 1957 г., – Европейское экономическое сообщество, ЕЭС) – наиболее развитый экономический блок мира. Странами-основательницами системы европейских экономических сообществ являются Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург. С 1973 г. к ним присоединились Великобритания, Дания и Ирландия. В конце 70-х и в 80-е годы членами Европейского сообщества, как тогда начали именовать все объединение в целом, стали также Греция, Испания и Португалия, а в 90-е годы — Австрия, Финляндия и Швеция. Таким образом, в настоящий момент в Европейском союзе, преобразованном из Европейского сообщества на основании Маастрихтского договора 1992 г., состоят 15 государств. Следующий этап расширения Евросоюза предполагается в мае 2004 года. К вступлению в ЕС приглашены Кипр, Чехия, Эстония, Венгрия, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия и Словения. Таким образом, Евросоюз будет объединять 25 стран.

Система управления ЕС включает ряд институциональных органов. Европейский парламент – общий законодательный и представительный орган ЕС. Совместно с Европейским советом (высший исполнительный орган ЕС) Европейский парламент принимает решения по вопросам внутреннего рынка, бюджета ЕС, принятия новых членов и др. Европейский совет собирается в составе глав государств и правительств стран-участниц не реже двух раз в год. Здесь принимаются принципиальные решения относительно основных направлений экономической политики государств-членов. Совет ЕС (Совет министров) – орган, принимающий основные решения по вопросам текущей политики. Комиссия европейского сообщества — центральная институциональная структура, которой в системе органов ЕС принадлежат и исключительное право законодательной инициативы, и определенные исполнительные полномочия, и функция политического контроля за соблюдением основополагающих договоров прочими участниками процесса принятия решений в Евросоюзе. Суд ЕС следит за соблюдением законодательства ЕС на территории государств-членов, наблюдает за единообразием применения правовых документов, определяет соответствие законодательству правовых актов Комиссии и Совета и вносит решения по вопросам применения законодательных норм ЕС, если такие вопросы передаются на его рассмотрение национальными судами. Его постановления носят окончательный характер и обязательны к исполнению национальными органами власти.

Читать еще:  Налогообложение валютных операций

Составным элементом эк. союза может стать Валютный союз, когда страны переходят к унификации валютно-финансовой политики. Эк. выгоды валютного союза легко м. б. просчитаны. Эта ликвидации потерь, связанных с изменением курса валюты, ликвидация расходов на конвертацию валюты, рост прозрачности рынка, возникающей в связи с тем, что единая валюта может использоваться на всей территории стран участниц. Внутри валютного союза исключается возможность движения спекулятивного капитала. Страны участницы не нуждаются в валютных резервах для финансирования диспропорции платежного баланса. Наконец, немаловажным фактором является повышение эффективности фискальной политики. Основная проблема, которую приходится решать в стране присоединяющейся к валютному союзу, – компенсация возможных потерь, связанных с отказом от применения такого средства, как корректировка валютных курсов. Выгода от участия в валютном союзе тем выше и потери тем ниже, чем более гибко реагируют зарплата и цены на производимые страной товары, на неблагоприятные изменения в платежном балансе страны. Обязательным условием эффективного существования валютного союза является наличие единого фин. центра, который мог бы компенсировать потенциальные потери.

Фактическая программа создания валютного союза прошла несколько этапов. Еще в начале 80-ых была предпринята попытка ограничить пределы колебаний валют. В 78-м году создалась европейская валютная система. Её задача заключалась в минимизации колебаний валют. Основой системы является европейская денежная единица (экю). Каждая европейская валюта имела фиксированный курс по отношению к экю. Этот курс будучи зафиксирован, мог быть изменен только в результате общего решения стран участниц. Страны участницы обязались проводить такую денежную политику, которая обеспечивала колебания в пределах определенных рамок. Чтобы принять участие в валютном союзе, страна должна выполнить ряд критериев. Темпы инфляции не должны превышать аналогичный показатель в трех странах с наименьшим ростом цен более чем на полтора процентных пункта; процентные ставки по долгосрочным кредитам не должны превышать соответствующий показатель для трех стран с наименьшим ростом цен более чем на 2%, дефицит госбюджета не должен превышать более 3% ВВП. Назначение данных критериев вполне очевидно – без бюджетной и финансовой дисциплины валютный союз долго не продержится. На политическом уровне единую денежную политику Евросоюза формулирует Совет путем принятия решений квалифицированным большинством голосов после консультации с европарламентом и европейским центральным банком.

Валютный союз

Валютный союз – это соглашение между странами об использовании в обороте определенной валюты, проведении расчетов в ней.

При заключении такого союза формируется валютная зона, где будут использоваться те денежные единицы, о которых идет речь в соглашении. Самым ярким примером валютного союза последних лет можно назвать Евросоюз.

Существует валютный союз и на территории России. По соглашению 2008 года российский рубль является официальной денежной единицей Южной Осетии, Абхазии.

Формирование валютных союзов: плюсы и минусы

В современных реалиях все шире между странами заключаются между государствами соглашения об использовании в обороте определенных денежных единиц. Рассмотрим возможности и угрозы, которые несет странам формирование валютных союзов: плюсы и минусы таких договоренностей очевидны. Из положительных моментов можно выделить экономическую интеграцию стран в международную экономику, расширение внешней торговли, повышение инвестиционной привлекательности. К отрицательным последствиям можно отнести сокращение самостоятельности государств в проведении валютно-финансовой политики.

Европейский валютный союз

В Европейский валютный союз входят 19 стран ЕС и 9 стран, не использующих евро. Датой его создания можно считать 1 июля 1990 года, когда был отменен валютный контроль и произошла либерализация движения капиталов внутри Евросоюза. 1 ноября 1993 года формирование ЭВС было завершено вступлением в силу Маастрихтского договора. 1 января 2002 года введены в обращение банкноты и монеты евро – единая валюта ЭВС. В настоящее время развитие ЭВС продолжается, формируется единая кредитно-денежная политика. Прис создании ЭВС был допущен ряд ошибок, поэтому сейчас ведется работа по преодолению кризиса, устраняются такие недостатки, как осутствие гибкости кредитно-денежной политики.

Виды валютных союзов

Два или несколько государств могут образовать объединение с закрытыми денежными связями. Существуют такие виды валютных союзов:

  • национальные, в которых кредитно-денежный и политический суверенитет сосредоточен в одних руках, как в Британском валютном союзе, включающем Англию, Уэльс и Северную Ирландию, Шотландию;
  • международные – сотрудничество нескольких независимых территорий, например ЭВС – Европейский экономический и валютный союз.

Территории, входящие в валютный союз, получают стабилизацию курсов национальных валют, снижение транзакционных издержек, развитие экономических связей.

Существующие валютные союзы

В настоящее время работает несколько договоров об использовании общих денежных средств. Крупнейшие существующие валютные союзы:

  • Еврозона;
  • Африканский, включающий 54 региональных и 23 нерегиональных членов;
  • Ямайская валютная система, в которую входят 187 стран;
  • Единая система региональных взаиморасчётов латиноамериканских государств;
  • Валютное соглашение Лихтенштейна и Швейцарии;
  • Долларовая зона;
  • Французское тихоокеанское банковское соглашение;
  • Западноафриканский экономический и валютный союз;
  • Экономическое сообщество стран Центральной Африки;
  • Организация Восточно-карибских государств и другие.

Формальные валютные союзы

Договор об использовании общей валюты – формальное межгосударственное соглашение о взаимозаменяемости денежных средств во внутренних расчетах. Всего с 1864 по настоящее время действовало 43 таких договора, но 19 из них уже не существуют. В настоящее время планируется создание еще нескольких подобных объединений в разных частях света. Сегодня в мире существуют такие формальные валютные союзы:

  • 3 объединения с расчетной денежной единицей;
  • 15 объединений с денежной единицей в обращении;
  • 6 объединений, включающих непризнанные и частично признанные государства, такие как Турецкая Республика Северного Кипра, Нагорно-Карабахская Республика.

Планируемые к созданию валютные союзы

В настоящее время начат процесс создания нескольких объединений государств для использования общей валюты. Все они должны начать работу до 2020-2025 года, а в настоящее время делают первые шаги к заключению договоров, определению планов введения единой валюты, обсуждению торговых соглашений. Планируемые к созданию валютные союзы:

  • Евразийский экономический союз;
  • Азиатская зона свободной торговли;
  • Восточноафриканское сообщество;
  • Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии;
  • Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива;
  • Западно-Африканская валютная зона.

Экономический и валютный союз: закономерности формирования

В декабре 1991 г был определен порядок формирования ЭВС, состоящий из трех этапов. Рассмотрим, как создавался экономический и валютный союз: закономерности формирования и принципы работы. ЭВС предусматривает «четыре свободы движения» — товаров, услуг, капиталов, рабочей силы – и образование единого рынка без границ с координацией макроэкономической политики и введением единой валюты, усиливающей интеграцию хозяйственных систем. ЭВС прошел несколько этапов развития:

  • создание единого рынка;
  • координация политики и сближение основных экономических показателей;
  • ввод единой валюты и создание единого центрального банка.

Совет от Сравни.ру: Почерпнуть знания о деятельности валютных союзов во всем мире можно из открытых источников. Изучение новой информации позволяет нам анализировать финансовое положение в мире, которое отражается на наших финансах.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector