Invest-currency.ru

Как обезопасить себя в кризис?
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Экономический и валютный союз эвс

Экономический и валютный союз (ЕС)

Понятие экономический союз

Наиболее сложная форма международной экономической интеграции с высокоразвитыми, прочными, долговременными внешнеэкономическими и политическими связями — экономический и валютный союз. При его достижении договоры о зоне свободной торговли, таможенном союзе и общем рынке дополняются соглашениями о проведении общей экономической и валютной политики. Следствием экономического и валютного союза выступает введение наднациональных институтов управления интеграционным сообществом — совета глав государств, совета министров, центрального банка.

Экономический союз (Economic union) – тип международной интеграции, предусматривающий наряду с общим таможенным тарифом и свободой движения товаров и факторов производства координацию макроэкономической политики и унификацию законодательств в ключевых областях – валютной, бюджетной, денежной. Это самый высокий уровень экономической интеграции. На этом этапе развития интеграции возникает как потребность в органах, наделенных не просто способностью координировать действия и наблюдать за экономическим развитием стран-участниц, но и принимать оперативные решения от лица группировки в целом. Правительства согласованно уступают часть государственного суверенитета в пользу межгосударственных органов с функцией наднационального регулирования. Такие межгосударственные органы наделены правом принимать решения по вопросам, касающимся организации, без согласования с правительствами стран-членов.

На определенном этапе формирования экономического и валютного союза предусматривается проведение единой валютной политики и введение единой валюты. Эти мероприятия проводятся при активном участии единого центрального банка. Практический опыт функционирования экономического и валютного союза пока весьма ограничен.

Экономический и валютный союз (ЕС)

Экономический и валютный союз – высшая форма экономической интеграции государств-членов Европейского Союза. Учреждён в 1992 г. Маастрихтским договором о Европейском Союзе, осуществляется в рамках Европейского сообщества. ЭВС состоит из двух компонентов – экономического и валютного. Основой экономического компонента ЭВС является внутренний рынок, на котором в полном объеме действуют свободы передвижения товаров, услуг, лиц, капиталов и платежей, а также свобода учреждения. Другой составляющей экономического компонента ЭВС является координация экономических политик государств-членов Европейского Союза. Это предполагает не только простую координацию экономических политик, но и жесткий контроль со стороны институтов Союза за размером бюджетного дефицита государств-членов, а также за платежным балансом этих государств. Кроме того, государствам-членам запрещается получать льготное кредитование со стороны центральных банков таких государств, а также осуществлять целый ряд кредитных операций с центральными банками, включая овердрафты. Кроме того, в рамках экономического компонента ЭВС государства-члены и институты Союза определяют общие цели, в соответствии с которыми и должны определяться и координироваться экономические политики государств-членов.

Общие положения, определяющие правовое положение Экономического и валютного союза мы можем найти в разделе 1 Договора об учреждении Европейского сообщества 1957 г. («Принципы»). Особо важную роль играет ст. 4, которая определяет все основные составляющие Экономического и валютного союза. Так пункт 1 этой статьи посвящен «экономическому» компоненту экономического и валютного союза и определяет принцип свободной рыночной экономики со свободной конкуренцией, которыми должна руководствоваться экономическая политика Союза, а также те основы, на которых она должна базироваться. Таких основ три: 1) тесная координация экономических политик государств-членов; 2) внутренний рынок; 3) определение общих целей экономических политик государств-членов.

П. 2 ст. 4 Договора об учреждении Европейского сообщества определяет, «валютный» компонент Экономического и валютного союза, сразу же подчиняя его экономической политике Европейского Союза. Он определяет, что «валютный» компонент состоит из единой валюты, определения и проведения одной валютной политики и единой политики обменных курсов. При этом основной целью этих политик является поддержание стабильности цен, т.е. стабильность валюты и отсутствие инфляции. Только в той степени, в которой это не будет противоречить поддержанию стабильности цен, эти политики должны также поддерживать общие экономические политики Союза.

П. 3 ст. 4 Договора об учреждении Европейского сообщества определяет основополагающие принципы, которым должна соответствовать деятельность Сообщества в рамках Экономического и валютного союза. Ими являются: 1) стабильность цен, то есть либо отсутствие инфляции, либо поддержание инфляции и минимальных пределах; 2) платежеспособные государственные финансовые и валютные условия; и 3) устойчивый платежный баланс. Второй и третий принципы означают обязанность государств-членов Европейского Союза воздерживаться от чрезмерного бюджетного дефицита.

Валютным компонентом ЭВС является единая валюта евро, на который перешли 12 государств-членов Европейского Союза. Существование единой валюты повлекло к созданию специального институционального механизма для управления ею – Европейской системы центральных банков, которую возглавляет Европейский центральный банк. Именно этот орган принимает и осуществляет единую валютную политику на территории всех государств-членов, перешедших на евро. Курсы валют государств-членов, не перешедших на евро, привязаны к евро в рамках Механизмом обменных курсов II.

Для того, чтобы перейти на единую валюту, государства-члены должны соответствовать четырем критериям сближения, которые предусмотрены в ст. 121 Договора о Европейском сообществе и в специальном Протоколе к этому договору. Эти критерии таковы:

1. Критерий достижения высокого уровня стабильности цен, означает, что показатель цен государства-члена, характеризующий долговременный средний темп инфляции наблюдаемый в течение года, не превышает более, чем на 1,5%, такой же показатель у трех государств-членов с наименьшим показателем.

2. Критерий защищенности финансового положения правительства означает, что соответствующее государство-член не обладает на данный момент чрезмерным бюджетным дефицитом, то есть против него не возбуждена процедура чрезмерного бюджетного дефицита.

3. Критерий нормального участия в Механизме обменных курсов за последние два года. Это означает, что государство-член, не прилагало особых усилий для участия в этом механизме. В частности, не предпринимало девальвации своей валюты в отношении валюты любого другого государства-члена (в том числе на двусторонней основе).

4. Критерий сближения, достигнутого государством-членом и его участия в Механизме обменных курсов, отраженный в уровне долгосрочных процентных ставок что означает, что в течение года государство-член имело среднюю номинальную величину долгосрочной процентной ставки, не превышающую более, чем на 2% этот же показатель у государств с наибольшим уровнем стабильности цен.

Кроме того, необходимо, чтобы законодательство такого государства-члена, регулирующее правовое положение его центрального банка соответствовало Договору о Европейском сообществе и Статуту Европейской системы центральных банков и Европейского центрального банка.

Евро предназначен помочь в построении общего рынка путём упрощения туризма и торговли; устранения проблем, связанных с обменными курсами; обеспечения прозрачности и стабильности цен, а также низкой процентной ставки; создания единого рынка финансов; предоставления странам валюты, используемой в международном масштабе и защищённой от потрясений большим объёмом оборота внутри еврозоны.

Управляющий банк еврозоны, Европейский центральный банк, определяет денежно-кредитную политику входящих в неё стран с целью поддержания ценовой стабильности. Он является центром Европейской системы центральных банков, объединяющей все национальные центральные банки стран Евросоюза и контролируемой Советом управляющих, состоящим из президента ЕЦБ, назначаемым Европейским советом, вице-президента ЕЦБ и управляющих национальными центральными банками государств — членов ЕС.

Читать еще:  Принципы европейской валютной системы

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Экономический и валютный союз, понятие, компоненты, этапы формирования

Понятие Экономического и валютного союза (ЭВС)

Экономический и валютный союз представляет со­бой высшую форму международной экономической интеграции. Данная форма характеризуется двумя признаками:

а) координация всей экономической политики, включая поли­тику в бюджетной сфере;

б) введение единой валюты и осуществление единой кредит­но-денежной политики.

ЭВС суть два элемента в соответствии со ст. 4 Договора о ЕС. Первая составляющая — «экономический союз»; вторая — «ва­лютный союз».

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И ВАЛЮТНЫЙ СОЮЗ

Экономический компонент:

Внутренний рынок

Координация экономических политик: а) запрет на осуществление определенных операций; б)контроль за бюджетным дефицитом).

Определение общих целей

Валютный компонент:

ЕДИНАЯ ВАЛЮТА:

А) Определение единой валютной политики

Б) ЕСЦБ И ЕЦБ

В) Механизм обменных курсов

Следует обратить внимание, что Экономический и валютный со­юз, который создан в рамках ЕС, не является какой-то отдельной ор­ганизацией или учреждением. В ЭВС входят все те страны, что и в ЕС, т.е. государства — члены Союза.

В настоящее время ЭВС особая сфера деятельности Европей­ского сообщества, предусмотренная в ст. 4 и разделе 7 части треть­ей «Экономическая и валютная политика» его учредительного до­говора. Данная статья и раздел 7 были включены в текст Договора в 1992 г. Маастрихтским договором и являются весьма объемными (4 главы, около 30 статей).

Итак, Экономический и валютный союз (ЭВС)это форма интеграции и, одновременно, сфера общественных отношений, в рамках которой Европейское сообщество, во-первых, координиру­ет всю экономическую политику государств членов, во-вторых, проводит централизованную денежно-кредитную политику на основе единой валюты ЕС евро.

Единая денежно-экономическая политика, это то к чему пришел ЕС.

Договор от учреждении европейского сообщества 1957г. в ч.1 «Принципы» содержится ст., которая закрепляет (параграф 1- тесная координация экономической политики, закреплен принцип открытой рыночной экономики со свободой конкуренции; параграф 2- валютный: о введении единой валюты, упоминается ЭКЮ, указываются руководящие принципы экономической политики: а) стабильные цены; б) здоровые публичные финансы и условия денежного обращения, а также стабильный платежный баланс). Раздел 7: 4 главы: 1) Экономический союз, 2) валютный; 3) европейский банк и экономический и финансовый комитет; 4) содержит переходные положения и раскрывает положения перехода на евро).

Частично вынесен в Протоколы— приложения к Договору о европейском сообществе, которые являются его составной частью:

Протокол ЕСЦБ (европейская система центральных банках и ЕЦБ (европейский центральный банк);

Протокол о процедуре в отношении бюджетных дефицитов;

Протокол о критериях сближениях (переход на евро);

Протокол о некоторых положениях относящихся к Британии (возможность повременить с переходом на евро); Протокол в отношении Дании;…

Правовой режим денежного союза.

Означает введение единой денежной единицы и проведение единой денежной политики. Сначала это была «экю». 03.05.98г. Регламент перехода на евро. 31.12.98г. были зафиксированы курсы, 01.01.99 было введено безналичное обращение, наличное ввели 01.01.02г. Эмиссия осуществляется через Центральный банк Европы. В ЕС есть федеративная система ЦБанков. Высший уровень Европейский ЦБ- (ставки рефинансировании…); 2-ой уровень национальные центральные банки, они помогают, но все элементы независимы. Все банки входят (даже у государств с изъятиями), но в принятии решений они участия не принимают.

Правовой режим экономического союза. ЭС- означает координацию европейским сообществом проводимым государствами членами. Здесь не такого масштаба и размаха, как у валютного.

Под экономической политикой понимается политика, направленная на регулирование экономики в целом (т.е. макроэкономическая политика) : бюджетная, денежная, аграрная, антимонопольная….

Принципы: Здоровые публичные финансы;

Главные ориентиры экономической политики- ст. 99 Договора о европейском сообществе- это такой программный документ, который принимается как план и включает: общие ориентиры и ориентиры для государств членов.

Меры по обеспечению бюджетной дисциплины, расположены в ст.101, 104: контроль за бюджетными дефицитами государств-членов, но только в зоне евро в полном мере.

Штраф от 0.2 -0.5 от ВВП

В ст. 2 Договора о Европейском Союзе перед Союзом поставлена цель — «содействовать экономическому и социальному прогрессу. путем создания экономического и валютного союза, в конечном счете включающего введение единой валюты в соответствии с положениями настоящего Договора». Кроме того, эта статья говорит о том, что своих целей Европейское сообщество должно достичь путем «учреждения общего рынка и экономического и валютного союза» (далее — ЭВС).
Общие положения об ЭВС мы можем найти в ст. 4 ДЕС, которая определяет все основные составляющие такого союза. Так, п. 1 этой статьи посвящен «экономическому» компоненту Экономического и валютного союза и определяет принцип свободной рыночной экономики со свободной конкуренцией, которыми должна руководствоваться экономическая политика Сообщества, а также те основы, на которых она должна базироваться. Таких основ три:

1) тесная координация экономических политик государств-членов;

2) внутренний рынок;

3) определение общих целей.

Пункт 2 ст. 4 ДЕС определяет «валютный» компонент ЭВС, сразу же подчиняя его экономической политике Сообщества. Этот же пункт определяет, что «валютный» компонент состоит из единой валюты, определения и проведения общей валютной политики и единой политики обменных курсов. При этом основной целью этих политик является поддержание стабильности цен, т.е. стабильность валюты и отсутствие инфляции. Это не должно противоречить поддержанию стабильности цен. Эта политика должна также поддерживать общую экономическую политику Сообщества.

Наконец, п. 3 ст. 4 ДЕС определяет основополагающие принципы, которым должна соответствовать деятельность Сообщества в рамках Экономического и валютного Союза. Ими являются:

1) стабильность цен;

2) платежеспособные государственные финансовые и валютные условия;

3) устойчивый платежный баланс.

Более подробно компоненты ЭВС описаны в разделе 7 ДЕС. Из его положений можно сделать вывод о том, что основой «экономического» компонента ЭВС является проведение координации экономической политики государств-членов. Существенными составляющими ЭВС являются запрет на осуществление определенных операций, который будет рассмотрен ниже в связи с правовым статусом Европейского центрального банка (ЕЦБ), а также процедуры, связанные с контролем над бюджетными дефицитами государств-членов и с борьбой с чрезмерными бюджетными дефицитами. В свою очередь, «валютный» компонент ЭВС состоит из единой валютной политики Сообщества, которая основывается на единой денежной единице — евро и на единой институциональной структуре органов, предназначенных для проведения единой валютной политики. Ими является Европейская система центральных банков (ЕСЦБ) с ЕЦБ во главе и Экономический и финансовый комитет (ЭФК), имеющий целый ряд консультативных функций.

Необходимо также отметить, что ЭВС вводился в действие тремя этапами. Однако на третий этап, связанный с отказом от национальной валюты и переходом на единую денежную единицу ЕС — евро, перешли не все государства — члены Союза. Первоначально (с 1 января 1999 г.) их число равнялось 11; впоследствии оно возросло до 16 (с 1 января 2009 г.).

Большинство государств-членов, не вошедших в «зону евро», не смогли пока сделать это, так как не отвечают необходимым экономическим условиям — критериям сближения. Это в основном восточноевропейские страны: Латвия, Литва, Эстония, Польша, Венгрия, Чехия, Болгария, Румыния, а также Швеция. Эти государства официально именуются в Договоре о ЕС «государства-члены с изъятием».
К государствам-членам с изъятием во многом приравниваются Великобритания и Дания — государства-члены, не пожелавшие переходить на евро и получившие такое право на основании специальных протоколов к Договору о ЕС.

Читать еще:  Правовое регулирование валютного контроля

Лиссабонский договор о реформе Европейского Союза 2007 г. не меняет рассматриваемый правовой режим ЭВС, в том числе статус государств-членов с изъятием. В то же время в дополнение к существующим правилам он предусматривает специальные положения для более тесной координации экономической политики государств-членов, входящих в «зону евро»: так называемая «Еврогруппа», состоящая из министров финансов стран «зоны евро» во главе с постоянным председателем. Еврогруппа на практике функционирует уже в настоящее время (до вступления в силу Лиссабонского договора), но на неформальных началах.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; Нарушение авторского права страницы

Экономический и валютный союз (ЭВС)

Economic and Monetary Union (EMU)

Экономический и валютный союз (ЭВС) Economic and Monetary Union (EMU) Экономический и валютный союз (ЭВС) символизирует процесс гармонизации экономической и валютной политики государств-участников ЕС, обеспечивающей возможность введения единой валюты евро. Его создание стало предметом Межправительственной конференции, проходившей в 1991 г. в г. Маастрихте. Становление ЭВС происходило в три этапа: — этап I (1 июля 1990 г. – 31 декабря 1993 г.): либерализация движения капитала между государствами-участниками, более тесное экономико-политическое согласование действий правительств, расширенное сотрудничество Центробанков; — этап II (1 января 1994 г. – 31 декабря 1998 г.): сближение и координация внутригосударственных экономической и валютной политик (цели: стабильность цен и предотвращение чрезмерного дефицита бюджета), создание Европейского валютного института (ЕВИ) и затем Европейского Центрального Банка (ЕЦБ) в 1998 г.; — этап III (с 1 января 1999 г.): не подлежащее отмене установление валютного курса, введение единой валюты на обменном рынке и в электронной системе расчетов; введение наличной валюты евро. С началом третьего этапа ЭВС в одиннадцати государствах-участниках была введена валюта евро. Двумя годами позже к еврозоне присоединилась Греция, а с 1 января 2007 г. в зону евро вступила Словения. Три государства-участника ЕС не ввели единую валюту; Великобритания и Дания, для которых было сделано исключение, а также Швеция, которая также не ввела евро после отрицательных результатов всенародного референдума, проведенного в сентябре 2003 г. Государства, присоединившиеся к Союзу после 1 мая 2004 г. или 1 января 2007 г., должны ввести евро после выполнения всех соответствующих критериев конвергенции. Во время переговоров о вступлении в отношении этих государств исключение сделано не было. Для стабильно успешного существования ЭВС необходимо продолжать консолидировать бюджеты и лучше координировать экономическую политику государств-участников. символизирует процесс гармонизации экономической и валютной политики государств-участников ЕС, обеспечивающей возможность введения единой валюты евро. Его создание стало предметом Межправительственной конференции, проходившей в 1991 г. в г. Маастрихте.

Становление ЭВС происходило в три этапа:
— этап I (1 июля 1990 г. – 31 декабря 1993 г.): либерализация движения капитала между государствами-участниками, более тесное экономико-политическое согласование действий правительств, расширенное сотрудничество Центробанков;
— этап II (1 января 1994 г. – 31 декабря 1998 г.): сближение и координация внутригосударственных экономической и валютной политик (цели: стабильность цен и предотвращение чрезмерного дефицита бюджета), создание Европейского валютного института (ЕВИ) и затем Европейского Центрального Банка (ЕЦБ) в 1998 г.;
— этап III (с 1 января 1999 г.): не подлежащее отмене установление валютного курса, введение единой валюты на обменном рынке и в электронной системе расчетов; введение наличной валюты евро.

С началом третьего этапа ЭВС в одиннадцати государствах-участниках была введена валюта евро. Двумя годами позже к еврозоне присоединилась Греция, а с 1 января 2007 г. в зону евро вступила Словения.

Три государства-участника ЕС не ввели единую валюту; Великобритания и Дания, для которых было сделано исключение, а также Швеция, которая также не ввела евро после отрицательных результатов всенародного референдума, проведенного в сентябре 2003 г. Государства, присоединившиеся к Союзу после 1 мая 2004 г. или 1 января 2007 г., должны ввести евро после выполнения всех соответствующих критериев конвергенции. Во время переговоров о вступлении в отношении этих государств исключение сделано не было.

Для стабильно успешного существования ЭВС необходимо продолжать консолидировать бюджеты и лучше координировать экономическую политику государств-участников.

Валютное право

Экономический и валютный союз в рамках ЕС: современное состояние

В настоящее время в рамках ЭВС:

во-первых, обеспечивается тесная координация экономической политики государств-членов (экономический союз);

во-вторых, осуществляется единая денежная политика на основе единой валюты евро (валютный союз).

Более подробно содержание обоих компонентов ЭВС определяет первая статья специально посвященного ЭВС раздела «Экономическая и денежная политика» Договора о функционировании Европейского союза:

«1. В целях, изложенных в статье 3 Договора о Европейском союзе, деятельность государств-членов и Союза включает в себя на условиях, предусмотренных Договорами, установление экономической политики, которая основана на тесной координации экономической политики государств-членов, на внутреннем рынке и на определении общих целей, и которая проводится при соблюдении принципа открытой рыночной экономики со свободной конкуренцией.

2. Одновременно с этим, согласно условиям и процедурам, предусмотренным Договорами, такая деятельность включает в себя единую денежную единицу — евро, а также определение и проведение единой денежной политики и единой политики валютных курсов, главной целью которых является поддержание стабильности цен и, без ущерба для этой цели, оказание поддержки общей экономической политике в Союзе в соответствии с принципом открытой рыночной экономики со свободной конкуренцией» (ст. 119 ДФЕС).

В качестве системы общественных отношений, регулируемых правом Европейского союза, ЭВС одновременно выступает как сфера компетенции ЕС, в рамках которой его руководящие органы (институты) наделены нормотворческими и иными полномочиями. В частности, принятие законодательных и других правовых актов по вопросам ЭВС возложено на Европейский парламент и Совет Европейского союза (Совет), как правило, по инициативе Европейской комиссии.

Выработку стратегических ориентиров развития ЭВС, как и в других сферах, осуществляет Европейский совет (на уровне глав государств или правительств и высших должностных лиц ЕС), а руководство денежной политикой, в том числе эмиссией евро, возложено на специализированный институт ЕС — Европейский центральный банк (ЕЦБ). Последний одновременно является главным элементом Европейской системы центральных банков (ЕСЦБ), включающей наряду с ЕЦБ центральные банки всех государств — членов ЕС (ЕЦБ вместе с центральными банками государств-членов, входящих в зону евро, обозначаются в праве ЕС термином «Евросистема», которая фактически является главной частью ЕСЦБ).

Для содействия институтам Европейского союза в управлении ЭВС (прежде всего в координации экономической политики государств-членов) образован особый вспомогательный орган ЕС — Экономический и финансовый комитет в составе представителей государств-членов, Европейской комиссии и Европейского центрального банка (не более двух представителей от каждого государства-члена или института ЕС). В задачи Экономического и финансового комитета входит:

  • формулировать заключения для Совета или Комиссии (по их запросу либо по собственной инициативе);
  • наблюдать за экономической и финансовой ситуацией государств-членов и Союза в целом и представлять соответствующие доклады Совету и Комиссии;
  • осуществлять консультативные и подготовительные задачи в целях рассмотрения и принятия Советом правовых актов по различным вопросам, связанным с функционированием ЭВС (например, при принятии рекомендаций и решений в адрес государств-членов, в которых существует чрезмерный бюджетный дефицит или угроза возникновения такого дефицита);
  • не реже одного раза в год проводить изучение ситуации в области перемещений капиталов и свободы платежей внутри ЕС и в отношениях с третьими странами (результаты изучения отражаются в докладах, представляемых Совету и Комиссии);
  • осуществлять специальное наблюдение (с подготовкой специальных докладов) за денежной и финансовой ситуацией, а также за общим режимом платежей в государствах-членах, не входящих в зону евро (ст. 134 ДФЕС).
Читать еще:  Финансово правовое регулирование валютных операций

Несмотря на то что экономический и валютный компоненты ЭВС образуют неразрывное единство, объем полномочий ЕС в отношении этих компонентов неодинаков.

Валютный союз является более «сильным» и эффективным компонентом ЭВС, поскольку в этой области предусмотрено проведение подлинно единой денежной политики, которая основывается на единой валюте евро, полностью заменившей в обращении бывшие национальные денежные знаки государств — членов ЕС (в пределах зоны евро).

После вступления в силу Лиссабонского договора валютный союз отнесен к категории исключительной компетенции ЕС, т.е. компетенции, полностью переданной государствами-членами на европейский уровень и по вопросам которой они могут издавать юридически обязательные акты только во исполнение актов институтов Европейского союза:

«Союз располагает исключительной компетенцией в следующих сферах. денежная политика в отношении государств-членов, денежной единицей которых является евро» (ст. 3 ДФЕС).

Напротив, экономический союз выступает более «слабым» компонентом ЭВС в связи с тем, что разработка, проведение и координация экономической политики по-прежнему остаются в компетенции государств-членов, а ЕС только определяет условия для подобной координации:

«Государства-члены координируют свою экономическую политику и политику занятости согласно условиям, предусмотренным настоящим Договором, для определения которых Союз располагает компетенцией» (3 ст. 2 ДФЕС).

Недостаточная эффективность экономического компонента ЭВС, в частности проблемы с бюджетными дефицитами ряда государств- членов, оказывает негативное влияние на функционирование экономического и валютного союза в целом, в том числе на стабильность евро. В настоящее время предпринимаются меры по совершенствованию правовых механизмов экономического союза в направлении создания подлинного «экономического правительства» ЕС.

Следует учитывать, что термин «экономическая политика», координация которой образует сущность экономического компонента ЭВС, имеет в праве Европейского союза специальное значение. Под экономической политикой понимается политика, направленная на регулирование экономической системы в целом (макроэкономическое регулирование), а не на регулирование отдельных отраслей хозяйственной деятельности.

Речь идет, таким образом, о выработке общего экономического курса каждой страны ЕС, который должен быть как можно более тесно скоординирован с экономическим курсом остальных государств-членов. Напротив, мероприятия по регулированию отдельных отраслей (секторов) экономики рассматриваются в праве ЕС как самостоятельные направления политики и выступают объектом других сфер внутренней и внешней компетенции Союза: «общая сельскохозяйственная политика», «общая транспортная политика», «общая торговая политика» в отношении третьих стран и т.д.

На уровне первичного права ЕС основным источником, в котором закрепляется правовой режим экономического и валютного союза, является Договор о функционировании Европейского союза, точнее, его специальный раздел — раздел VIII «Экономическая денежная политика» части третьей «Внутренняя политика и деятельность Союза». Именно в соответствии с этим разделом институты ЕС издают правовые акты (источники вторичного права), которые имеют нормотворческий или правоприменительный характер, например, регламенты о порядке введения и использования единой валюты или решения о включении новых государств-членов в зону евро.

Комплексный характер ЭВС и его правового режима обусловливает комплексную структуру посвященного ему раздела Договора о функционировании Европейского союза. В современной редакции, установленной Лиссабонским договором 2007 г., он включает 26 подробных статей и подразделяется на пять глав, посвященных отдельным компонентам или аспектам функционирования ЭВС:

глава 1 «Экономическая политика» посвящена экономического компоненту ЭВС, т.е. различным мерам по координации экономической политики государств-членов в рамках Европейского союза;

глава 2 «Денежная политика» имеет своим объектом денежный (валютный) компонент ЭВС, т.е. единую валюту евро и денежную политику ЕС;

глава 3 «Институциональные положения» устанавливает правовой статус вспомогательного органа Европейского союза в рамках ЭВС — Экономического и финансового комитета (см. выше).

Здесь же закреплены обязанности Европейской комиссии осуществлять разработку проектов новых правовых актов в области ЭВС по запросам Совета Европейского союза или государств-членов;

глава 4 «Специальные положения для государств-членов, денежной единицей которых является евро» устанавливает порядок еще более тесной координации экономической политики государств-членов, входящих в зону евро (глава была включена Лиссабонским договором);

глава 5 «Переходные положения» определяет условия и порядок отмены перехода на единую валюту ЕС государств-членов, пока не входящих в зону евро.

Некоторые правила по вопросам ЭВС, имеющие специальный характер, вынесены в протоколы к учредительным документам ЕС. Это, в частности:

  • Протокол об Уставе Европейской системы центральных банков и Европейского центрального банка;
  • Протокол о процедуре в отношении чрезмерных дефицитов (фиксирует «контрольные величины», при достижении которых бюджетный дефицит считается чрезмерным);
  • Протокол о критериях сближения (устанавливает экономические показатели, при выполнении которых государство-член может быть принято в зону евро);
  • Протокол о Еврогруппе (определяет порядок созыва и проведения совещаний министров экономики и (или) финансов государств — членов ЕС, перешедших на единую валюту, в целях более тесной координации экономической политики в рамках зоны евро. Как и глава ДФЕС, посвященная этому вопросу, Протокол о Еврогруппе добавлен Лиссабонским договором);
  • Протокол о некоторых положениях в отношении Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии и Протокол о некоторых положениях в отношении Дании (наделяет Великобританию и Данию правом не переходить на евро без специально выраженного намерения их правительств);
  • Протокол о Дании и Протокол о Франции (сохраняют за центральными банками этих государств-членов полномочия по осуществлению денежной политики, включая денежную эмиссию, в отношении их отдельных островных территорий, не включенных в территорию ЕС, — принадлежащих Дании Гренландии и Фарерских островов и находящихся под юрисдикцией Франции островов Новая Каледония, Французская Полинезия, Уоллис-и-Футуна, денежной единицей которых остается «франк КФП».

В современных условиях финансового кризиса Экономический и валютный союз выходит на новый интеграционный уровень: в рамках еврозоны формируются Бюджетный союз и Банковский союз, которые должны помочь преодолеть долговой кризис экономикам стран ЕС, а также, как полагают эксперты, положительным образом сказаться на позициях евро как мировой валюты.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector