Внутренние таможенные пошлины в россии
Внутренние таможенные пошлины в россии
Таможенные пошлины, сборы с товаров, перевозимых из одного государства в другое или из одной части страны в другую. Таможенные пошлины относятся к группе косвенных налогов на потребление. В зависимости от того, взимается ли сбор при передвижении товара через внешнюю границу государства или при передвижении его внутри страны, таможенные пошлины разделяются на внешние и внутренние.Первоначально, вследствие трудности установления таможенного надзора за внешней границей, наибольшее развитие и значение имели внутренние таможенные пошлины. В России внутренние таможенные пошлины встречаются с древнейших времен, а в удельно-вечевой и особенно московский период представляют собой очень сложную систему, слагающуюся из множества мелких поборов. Они падали на всякое действие, приближавшее изготовленный товар к потребителю. Все эти сборы делились на две категории: проезжие и торговые. Проезжие падали или на провозимые товары (мыть сухой и водяной), или на проезжавших торговых людей (головщина, задние колачи, костки), или на те и на другие (мостовщина и перевозы). Торговые сборы, в отличие от проезжих, взимавшихся при передвижении товаров, взимались в городах при совершении торговых операций или при подготовке к ним. Сам привоз товара на продажу или денег для его покупки был облагаем замытом; объявление товара и намерения торговать — явкой; при найме лавок и амбаров на гостином дворе брали гостиное, амбарное и полавочное; при вывозе товара из гостиного двора — поворотную или дворовую пошлину; при складе товаров — свальное; при взвешивании товаров — весчее-пудовое, контарное, рукознобную и подъемную пошлины; при мере товара — померное и покоречное; при клеймении товара — пятно; при привязывании продажной животины — роговое и привязную пошлины; при отвозе товара в другое место — узолки или узолцовое. Но все эти пошлины не отличались особенной высотой. Более значительными по своим размерам были сборы, падавшие на саму куплю-продажу товаров — тагма, осминичее и порядное, взимавшиеся обыкновенно с цены товаров. Взимание всех этих сборов сопровождалось многочисленными злоупотреблениями и произволом, что ещё более усиливало их вредное влияние на торговлю.
Только с середины XVII века правительство царя Алексея Михайловича в интересах народного хозяйства консолидировало внутренние таможенные пошлины, заменив большую часть проезжих и торговых сборов однообразной рублевой пошлиной. В этом упрощённом виде они просуществовали ещё столетие, пока, наконец, не были отменены окончательно при Елизавете Петровне 20 декабря 1753 года по инициативе графа П. Шувалова.
Что касается до внешних таможенных пошлин, то они разделяются на: 1) вывозные, взимающиеся при вывозе товаров из страны, 2) транзитные с товаров, только провозимых через страну и 3) ввозные — при ввозе товаров из-за границы. К концу XIX века первые две группы почти совершенно утратили всякое значение и наибольшую сумму дохода стали приносить ввозные пошлины. Последние могут иметь две цели: во-первых, доставить казне доход, во-вторых, возвысить цену заграничного товара настолько, чтобы конкуренция её не была опасна для производства таких же товаров в стране. Если пошлина преследует преимущественно первую цель, она называется фискальной, если вторую — охранительной, покровительственной или протективной, причём является не столько финансовым источником, сколько орудием экономической политики протекционизма.
Как для всякого косвенного обложения, для фискальных пошлин надо вообще выбирать такие товары, которые привозятся и потребляются в стране в обширных размерах (если они не являются предметами первой необходимости) или служат предметом роскоши. При этом размер обложения должен быть тем выше, чем менее необходимым является данный предмет.
Перечень таможенных окладов, установленных законом для подлежащих обложению таможенной пошлиной товаров, называется таможенным тарифом. Таможенный тариф должен быть по возможности прост, ясен и применим без значительных затруднений. Оклады пошлины могут быть выражены или в процентах с цены товара — пошлины ad valorem, или в твердых цифрах для определённого (по весу или мере) количества товара — пошлины специфические. Пошлины с цены товара справедливее, так как допускают увеличение налога для более дорогих сортов, но менее удобны, так как определение истинной цены товара очень затруднительно. В России преобладали специфические пошлины.
Вследствие торговых договоров, заключение которых усилилось с 1891 года, рядом с общим тарифом образовался в большинстве государств минимальный, конвенционный тариф, применяющийся к тем товарам, которые происходят из стран, представляющих данному государству право наиболее благоприятной нации.
В России внешние таможенные пошлины выделились впервые из внутренних при Алексее Михайловиче, а при Петре I получили фискально-покровительственный характер, который сохраняется за ними, несмотря на все колебания и изменения, и до конца XIX века. Резкое отступление в сторону свободной торговли представлял чрезвычайно либеральный тариф 1819 года, но он просуществовал только три года, так как вызвал тяжелый кризис для нашей промышленности, не подготовленной к такому резкому переходу.
Затем в тарифах 1850, 1857 и 1868 годов были произведены понижения значительного количества пошлин и был сделан шаг к переходу от запретительной системы к умеренной. Этот шаг сопровождался успешным развитием нашей промышленности и ростом таможенного дохода.
Но уже в 1877 году введением взимания пошлин в золотой валюте, повысившего их на 40% и более, а затем целым длинным рядом повышения пошлин на различные товары в последующие годы было положено начало возврата к высокопошлинному тарифу. Этот строго охранительный характер сохранил наш тариф и после пересмотра его в 1891 году. После издания тарифа 1891 года общее стремление к торговым договорам распространилось и на Россию и вынудило её отказаться от своей автономной политики. Россия установила конвенционные тарифы с Францией и Германией.
По отношению к ценности привозимых через европейскую границу товаров, таможенные пошлины составляли в России:
в 1869 году — 12%,
в 1879 году — 17%,
в 1889 году — 29%,
в 1892 году — 34%.
Доход от таможенных пошлин в России составлял 1/8 часть доходов бюджета (для сравнения: в Англии — более 1/5, в Германии — 1/4, во Франции — 1/7, в США — 25%, Бразилии — 77%, Канаде — 54%). При этом большая часть дохода приносилась в России в 1892 году весьма немногими товарами: по всем границам — чаем (24 млн. руб. золотом), по европейской границе — хлопком (11,4 млн. руб.), винами (2,5 млн. руб.), машинами (3,7 млн. руб.) и химическими продуктами (2,5 млн. руб.).

![]() |
© Комаров Виталий Васильевич и Студия «Vitart» , web-публикация, 2004-2008 Отмена внутренних таможенных пошлин в России в 1754 годуОтмена внутренних таможенных пошлин в Российской империи устранила препятствия на пути развития торговли. Это разумное решение было принято в годы царствования Елизаветы, дочери Петра Первого. Существовали веские причины, обусловившие ликвидацию торговых барьеров внутри страны. Наличие таможенных застав на российских дорогах ущемляло интересы купеческого сословия и неблагоприятно сказывалось на состоянии экономики империи. Закон, принятый в 1754 году, полностью изменил данную ситуацию. Протекционизм Петра ПервогоВ начале 18-го века экономическая политика Российской империи была основана на идее защиты внутреннего рынка. Таможенные ограничения служили интересам отечественной промышленности. После смерти Петра Первого наступила иная эпоха. При императорском дворе усилилось влияние фаворитов иностранного происхождения, которые не заботились об экономическом развитии России. Указом царицы Анны Иоанновны протекционистская политика, выработанная Петром Первым, была отменена. Правление Елизаветы ПетровныВступление на престол новой императрицы изменило взгляды правящей элиты на экономические проблемы страны и способы их решения. В годы царствования Елизаветы Петровны стало очевидно, что одним из наиболее серьёзных препятствий на пути развития отечественной промышленности и торговли является система внутренних таможен. Существовало 17 различных пошлин, которые купцы вынуждены были платить при транспортировке товаров в пределах территории Российской империи. ЗаконопроектИнициатором и вдохновителем реформирования таможенной системы выступил граф Пётр Шувалов. Этот государственный деятель фактически руководил правительством Елизаветы Петровны. Граф Шувалов подготовил проект отмены внутренних таможенных пошлин. Он представил Сенату доклад, обосновывавший необходимость данной реформы. Главной целью снятия ограничений на провоз товаров внутри страны являлось увеличение поступлений в государственную казну. Проект отмены внутренних таможенных пошлин получил одобрение Сената. Он стал основой закона, утверждённого Елизаветой Петровной. Отсутствие общего рынкаВ те времена Российская империя представляла собой единое политическое и административное пространство, разделённое экономическими границами. Это делало затраты на перемещение грузов внутри страны неоправданно высокими. Многочисленные сборы и расходы на транспорт в сумме могли достигать половины стоимости товара. Это вызывало резкое недовольство купеческого сословия. Пошлины взимались в каждой губернии. Помимо основных сборов, существовало большое количество второстепенных. В среднем на каждые 20 километров пути приходился один таможенный пост. Причины отменыСложная и запутанная система торговых сборов на дорогах порождала коррупцию и злоупотребления. Государственная власть не обладала ресурсами, необходимыми для искоренения этих явлений. С практической точки зрения установление тотального контроля над чиновниками таможенной службы было невозможно. Единственным путём решения данной проблемы являлась полная ликвидация неэффективной системы. По замыслу автора проекта отмены внутренних таможенных пошлин, это должно было способствовать взрывному росту торговли и промышленности. Кроме того, граф Шувалов предложил альтернативный источник пополнения казны. По его мнению, следовало увеличить сборы, которыми облагались экспортные и импортные товары на внешних границах государства. Стоит заметить, что утверждённая Елизаветой Петровной отмена внутренних таможенных пошлин по меркам 18-го века являлась прогрессивным шагом. Во Франции и Германии торговые барьеры в пределах территории государства сохранялись ещё в течение нескольких десятилетий. Проведение реформОтмена внутренних таможенных пошлин в 1754 году была осуществлена быстро и организованно. Все торговые сборы на дорогах в пределах империи прекратились. Остались только пограничные таможни, в которых пошлины на экспорт и импорт товаров были увеличены до 13 %. Суммы налогов вычислялись на основе специального табеля стандартных цен на различные виды сырья и промышленных изделий. Реформы не привели к искоренению коррупции, но в целом отмена внутренних таможенных пошлин в России достигла своей цели. Виды, размеры и порядок уплаты таможенных платежейПоскольку Таможенная служба РФ обеспечивает львиную долю фискальных поступлений в федеральный бюджет, государство контролирует соблюдение участниками ВЭД норм и правил таможенного оформления – в том числе, расчет и уплату всех видов таможенных платежей. Все это требует немалого опыта и специальных знаний в области таможенного регулирования ВЭД. В данном обзоре представлены состав, ставки, порядок расчета и уплаты таможенных платежей, а также существующие льготы по ним. Ключевым нормативным документом, регламентирующим процедуру уплаты таможенных платежей, является Таможенный кодекс Таможенного союза (далее – ТК ТС), раздел 2 которого полностью посвящен затронутой в статье теме. Виды таможенных платежейРассмотрим так называемые экспортную и импортную группы таможенных платежей и их состав. Ввозные (импортные) таможенные платежиВ соответствии с частью 1 статьи 70 ТК ТС к ввозным таможенным платежам относятся:
Вывозные (экспортные) таможенные платежи
Все таможенные платежи можно подразделить с юридической и экономической точки зрения на имеющие таможенную природу формирования – это сборы и пошлины, и налоговую – НДС и акцизы. Список таможенных платежей, приведен в статье 70 ТК ТС. Таможенные льготы, квоты и преференцииСистема льгот по уплате таможенных платежей в соответствии со статьей 74 ТК ТС выглядит следующим образом. Тарифные преференции, или преференциальные ставкиПрименяются в отношении отдельных стран и товаров, ввозимых из этих государств на таможенную территорию ТС. Они определены решениями Межгосударственного Совета ЕврАзЭС № 18 и Комиссии ТС № 130 от 27.11.2009 г. в виде перечней:
Происхождение товаров из развивающихся и наименее развитых стран определяется по Правилам, которые утверждены в Соглашении между правительствами Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан от 12.12.2008 г. В статье 36 Закона РФ «О таможенном тарифе» говорится, что государства, образующие вместе с Россией зону свободной торговли, освобождаются от уплаты ввозных пошлин при перемещении товаров на территорию РФ. В некоторых случаях на отдельные виды товаров устанавливаются тарифные квоты. Под тарифной квотой понимается мера регулирования ввоза в РФ отдельных видов сельскохозяйственных товаров, происходящих из третьих стран, предусматривающая применение в течение определенного периода более низкой ставки ввозной таможенной пошлины при ввозе определенного количества товара (в натуральном или стоимостном выражении) по сравнению со ставкой ввозной таможенной пошлины, применяемой в соответствии с Единым таможенным тарифом ТС. При этом участники зоны свободной торговли существенно не влияют и не координируют действия в отношении применения таможенных пошлин и других мер регулирования ВЭД с третьими странами. Тарифные квотыВвозные тарифные квоты как мера регулирования ввоза в РФ конкретных сельхозтоваров, имеющих происхождение третьих стран, вводится на строго определенный период и распространяется на утвержденный Комиссией ТС либо Правительством РФ перечень. Так, на 2015 г. он утвержден Решением Коллегии ЕЭК от 19.08.2014 г. № 131. Ввозные тарифные квоты определяются в отношении отдельных товаров в натуральном (тыс. тонн) или стоимостном выражении. Они распределяются между участниками ВЭД ТС и РФ, а при необходимости – между третьими странами. Распределение установленных объемов квот между участниками ВЭД РФ может производиться либо пропорционально квоте, либо на основе конкурсов. В статье 36 Закона РФ «О таможенном тарифе» вывозные тарифные квоты определены в точности по аналогии с ввозными. Они устанавливаются на определенный срок к отдельным видам товара, в определенных объемах, с пониженной ставкой таможенной пошлины. Вводятся Правительством РФ. Объектом вывозных тарифных квот обычно являются перемещаемые через таможенную границу природные ресурсы, в частности, лес, углеводороды и их производные. Условия и механизм применения тарифных квот раскрываются в «Протоколе о едином таможенно-тарифном регулировании». Льготы по уплате таможенных пошлин, или тарифные льготыВ отличие от тарифных преференций, они не носят персонифицированный характер и применяются независимо от страны происхождения товаров. Тарифные льготы предоставляются в соответствии с «Протоколом о едином таможенно-тарифном регулировании». Согласно ТК ТС вопрос предоставления тарифных льгот безоговорочно отнесен к ведению ТС вне зависимости от того, применяются ли они при ввозе или вывозе товаров. Ставки и порядок исчисления таможенных платежейИтак, для расчета сумм таможенных платежей необходимо располагать достоверной и актуальной информацией о:
Размер таможенных пошлинВвозные пошлины утверждаются решениями Совета ЕЭК, в то время как вывозные – Правительством РФ. Ввозные пошлины исчисляются на основе Единого таможенного тарифа (ЕТТ) – свода ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на территорию ТС из третьих стран, систематизированного в соответствии с ТН ВЭД Евразийского экономического союза (ЕЭС). Они устанавливаются по Решению Совета ЕЭК от 16.06.2012 г. Вывозные пошлины определяются по ставкам, утверждаемым в постановлении Правительства РФ от 30.08.2013 г. № 754. Сумма таможенной пошлины находится в зависимости от таможенной стоимости товара и ставок. Виды ставок таможенных пошлинСтатья 71 ТК ТС выделяет три вида таможенных ставок: адвалорные, специфические и комбинированные. В соответствии с ними существует три механизма расчета таможенных пошлин. Адвалорная ставкаУстанавливается как процент к таможенной стоимости товара, которая может быть разной для ввоза и вывоза. Вывозная стоимость на текущий момент определена постановлением Правительства РФ № 191 «Об утверждении Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации». Ввозная стоимость может устанавливаться 6 методами в соответствии с Соглашением от 25.01.2008 г. «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» и главой 8 «Таможенная стоимость товаров» ТК ТС. Пошлина по адвалорной ставке исчисляется по формуле: СТП – сумма таможенной пошлины; Например, вывозная ставка для камчатского краба составляет 5%, его вывозная таможенная стоимость – 1 450 руб./кг, СТП=1450?5%=72,5 руб./кг. Специфическая ставкаУстанавливается в валюте (долларах или евро) по отношению к весу, объему, площади, количеству товара – то есть ставится в зависимость от физических характеристик продукции, список которых является открытым. Формула расчета пошлины по специфической ставке выглядит следующим образом: СТП – сумма таможенной пошлины; Например, вывозная ставка для битумных смесей – 400 евро за 1 000 кг (солодовое пиво будет исчисляться в литрах, ламинат – в квадратных метрах и т.д.), курс евро – 65 руб., тогда СТП=1000?400?65=26 руб./кг или 26 000 руб. за тонну. Комбинированная ставкаКак следует из названия, комбинированная ставка предполагает сочетание двух предыдущих механизмов расчета: к адвалорной ставке может прибавляться фиксированная величина, а также устанавливается минимальное ограничение. Например, вывозная ставка для пшеницы и муки – 15% + 7,5 евро, но не менее 35 евро за 1 тонну. Особые виды ввозных таможенных пошлинДанные виды пошлин взимаются таможенными органами стран-членов ТС независимо от стандартной ввозной таможенной пошлины.
В случае неуплаты специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных пошлин предусмотрено наступление административной ответственности. Административные меры применяются в соответствии с Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 19.11.2010 г. № 59. Однако стоит отметить, в арбитражной практике есть прецеденты, когда частный бизнес выигрывал споры об обоснованности установления антидемпинговых мер.
Как видно, процесс расчета таможенных платежей крайне сложен. Лишь доскональное знание законодательства в сфере таможенного оформления товаров гарантирует выбор оптимальной схемы выплат и беспрепятственное пересечение продукцией таможенной границы. Важно понимать, что большинство таможенных брокеров имеют свою специализацию. Это следует учитывать при выборе таможенного представителя, заведомо интересуясь приоритетами в международных направлениях и способах перевозки, объемах, и особенно — товарной номенклатуре товаров. Заблаговременно изучив все нюансы сотрудничества, можно избежать многих разочарований в будущем. Таможенные пошлины РФСущность таможенных пошлин и их отличие от налоговПод таможенной пошлиной понимают взнос, который выплачивается таможенным органами за ввоз товара или его вывоз с территории государства. Таможенные пошлины регулируют экономическое взаимоотношение страны в мировом пространстве. Регулированием таможенных пошлин занимается уполномоченный государственный орган – Федеральная таможенная служба. В ЕврАзЭС таможенные ставки определяют в соответствии с Правительством РФ, Белоруссии и Казахстана Согласно Налоговому Кодексу РФ (НК) налоги имеют:
В отличии от элементов налогов, таможенным пошлинам не характерен налоговый период, так как таможенная пошлина не носит регулярный характер. Налоговые ставки в отношении таможенного тарифа применяют по общим правилам, установленным Правительством РФ. На основании этого можно сделать вывод, что таможенная пошлина имеет существенные отличия от налога. Для таможенных пошлин невозможно формирование налоговой базы. Ставки таможенных пошлин устанавливает не НК РФ. Попробуй обратиться за помощью к преподавателям Ввозные и вывозные пошлины устанавливаются для целей регулирования внешней торговли. Очень часто в качестве защиты идет стимулирование внутреннего рынка за счет установки повышенных пошлин. Таможенные пошлины могут использоваться в качестве специальных мер, которые носят квазиналоговый характер Таможенная пошлина, как можно сделать вывод из вышесказанного не является налогом, поэтому для нее не устанавливается налоговый период. В РФ применяется три вида ставок на таможенные пошлины:
Адвалорные ставки устанавливают в процентах от таможенной стоимости. Специфические ставки устанавливают в зависимости от веса или объема товара. Комбинированные ставки сочетают в себе первую и вторую категорию ставок. Таможенные ставки утверждает Правительство РФ. Исчисление таможенных пошлин осуществляется декларантом или другими лицами, уполномоченными за оплату таможенных пошлин. Уплата производится в таможенные органы, которые занимаются начислениями таможенных пошлин. Исчисляют таможенные пошлины в рублях Задай вопрос специалистам и получи Порядок и сроки уплатыПорядок и сроки уплаты определены в ст. 331 и 329 ТК РФ. Если оплата таможенных пошлин осуществляется по общему правилу согласно ст. 331 ТК РФ, то уплата осуществляется в кассу или на счет таможенного органа по выбору плательщика в валюте РФ. Сроки выплат могут быть:
Помимо обычных таможенных пошлин существуют такие виды пошлин как:
Данные таможенные пошлины являются разновидностью защитных мер при импорте товара. Таможенные сборы относят к платежам, предполагающим возмездный характер, и носят пограничный характер. По сути таможенные сборы носят неналоговый характер, но фактически согласно ст.8 НК РФ их можно отнести к сборами как налоговый платеж. Сбор – это обязательный взнос, который взимают с юридических и физических лиц, оплата его совершается в отношении уполномоченного органа должностными лицами или их представителями. Некоторые авторы считают таможенный платеж возмездным платежом за предоставление услуг с стороны таможенного органа. Но исходя из выше сказанного по своей природе таможенная пошлина является сбором. Поэтому таможенные пошлины представляют институт парафискалитета (другими словами таможенный платеж это квазиналоговые платежи) Согласно с. 357.1 «Виды таможенных сборов», к данным сборам относят:
Плательщики сборов называются декларантами. Таможенными органами может быть возложена обязанность уплаты таможенных пошлин на представителей декларанта. В этом случае представитель должен иметь юридически оформленную доверенность, подтверждающую его полномочия. Уплата осуществляется по общим правилам, указанным в ст. 357.3 ТК РФ. Декларант после исчисленной суммы осуществляет самостоятельные выплаты в рублях. Как уже перечислялось выше таможенные сборы осуществляются за:
Сроки выплат за данный вид сборов тоже различен. Сбор за таможенное оформление осуществляется в день подачи декларации или до принятия таможенной декларации. Сбор за таможенной сопровождение осуществляется до фактически данного сопровождения. Сбор за хранение высчитывается и оплачивается за количество дней, которое хранился товар, оплата осуществляется в день выдачи товара. Для каждого вида сбора существует своя форма оплаты. Таковы общие положения правового регулирования таможенных пошлин и сборов нормами финансового и таможенного законодательства Российской Федерации. Таможенные сборы крайне важны в деятельности таможенного органа. Данный вид сборов выполняет регулирующую функцию в экономике нашей страны, они позволяют пополнить бюджет страны и дают прекрасную возможность отслеживать таможенную статистику. Так и не нашли ответ Просто напиши с чем тебе detector |