Invest-currency.ru

Как обезопасить себя в кризис?
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Влияние таможенных пошлин на внешнюю торговлю

ВЛИЯНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН НА ВНЕШНЮЮ ТОРГОВЛЮ

Влияние на внешнюю торговлю таможенных пошлин трудно переоценить. Это самый действенный рычаг экономики для стимуляции экспорта и защиты от избыточного импорта. Обратимся к экономическому кризису августа 1998 года. После августа 1998 года произошла 4 — 5 кратная девальвация рубля по отношению к доллару. Соответственно, предприятия — экспортеры стали получать в несколько раз большую прибыль, не приложив ни малейших усилий, не добавив ничего в производство и инвестиции. Большую часть российского экспорта, к сожалению, составляет сырье и пошлинами обложены только сырьевые товары. Это своего рода форма рентного платежа, которым государство облагает владельца сырьевых ресурсов. Часть этой сверхприбыли стала перераспределяться в доход государства.

«Экспортные пошлины не очень широко используются в мире, но Россия далеко не единственная страна, где они есть. Всего 17 государств используют экспортные пошлины, в частности, Китай и Украина. В России в 99% случаев они играют не регулятивную, а чисто фискальную роль, пополняя доход федерального бюджета. Таможенные платежи дают порядка 35% доходной части бюджета и половина из них — экспортные пошлины. Сейчас их роль очень велика»[3].

Российское правительство достаточно четко следит за тем, чтобы не делать экспорт тех или иных товаров, которые облагаются пошлинами, убыточным. Соответственно, когда внутренние цены растут, и затраты на производство продукции увеличиваются, или же когда мировые цены на продукцию падают, правительство выводит эти товары из-под обложения экспортными пошлинами или уменьшает размер пошлин. В 2000 году, например, были снижены пошлины на березовую древесину, на технологическую щепу, на хвойные пиломатериалы, чтобы данный вид экспорта не стал убыточным. Также были снижены пошлины на сжиженный газ (пропан, бутан). Кроме того, выведены из под обложения экспортными пошлинами те товары, которые не могут быть переработаны в России. Например, медный концентрат с повышенным содержанием мышьяка. Чтобы не останавливать экспорт этого товара, его сделали беспошлинным.

Существование экспортных пошлин зависит от многих факторов и, в частности, как долго продлится эффект девальвации рубля, насколько будут благоприятными цены на мировых рынках на товары российского экспорта, насколько будет сильна потребность в экспортных пошлинах для российского бюджета с финансовой точки зрения.

Суммарный объем экспортных пошлин, по прикидочным оценкам, заложен в бюджете на 2002 год в тех же масштабах, что и в нынешнем. Правительство Российской Федерации не раз заявляло на намерении постепенно уменьшить объем пошлин и количество облагаемых ею товаров, так как список уже достиг своего максимума в 2000 году и теперь Правительство, имея другие источники поступления финансовых средств, намерено сокращать его. Очевидно, что в 2002 году этот процесс пойдет гораздо быстрее. Внутренние цены на российском рынке растут, рубль подвержен инфляции, а с учетом реальной покупательной способности $1 стоит уже не 28 рублей, а около 15-16 рублей. Разница уменьшается, если сравнивать с докризисным курсом 6 рублей за $1. Таким образом можно сказать, что уже через полтора-два года экспортные пошлины станут менее эффективными и, возможно, в них отпадет надобность, как в средстве пополнения бюджета. Другими словами, экспортные пошлины перестанут влиять на внешнюю торговлю по причине своей бесполезности.

Сейчас Правительство Российской Федерации совместно с Центром Стратегических разработок Г. Грефа разработало программу, которая предполагает определенную унификацию пошлин и постепенное их снижение. По мнению экспертов и экономистов, в ближайшие два года пошлины будут играть, к сожалению, фискальную, а не регулирующую роль. Правительство намерено унифицировать пошлины и установить средний уровень таможенных пошлин на уровне 15-20%, который является наиболее приемлемым с точки зрения наполнения бюджета, взимания таможенных пошлин и стимуляции внешнеторговых отношений.

По сведениям Центра Стратегических разработок с импорт по сравнению с 1997 годом упал в 3 раза в 1998 году, в 2-2,3 в 1999-2000 и составил 57% от уровня 1997 года в 2001 году. Решающую роль в этом спаде приписывают девальвации рубля.

Однако, по мере исчерпания эффекта девальвации, регулирующая роль пошлин снова будет выходить на первый план, а фискальная уменьшаться. Т. е. по мере того, как российская валюта снова обретет значительный вес импортеры получат возможность равной конкурентной борьбы с российскими производителями, затраты отечественных производителей будут соизмеримы с затратами зарубежных производителей и экспортные пошлины станут выполнять роль регулятора экспортных потоков, а не средства пополнения казны государства. Это же касается и ввозных (импортных) пошлин.

Необходимо иметь в виду, что есть некоторые сектора промышленности, которые очень заинтересованы в снижении пошлин и, прежде всего, на прогрессивное технологическое оборудование. В данном случае необходимо довести размер экспортных пошлин до минимального уровня. Лучше закупать за рубежом с минимальными затратами то, что пока не получается производить в России. С другой стороны, есть отрасли экономики, такие как легкая промышленность, текстильная, промышленность стройматериалов, пищевая промышленность, которые, благодаря «эффекту импортозамещения», стали активно развиваться. Снижать пошлины на их продукцию, аналогичную импортной, сейчас нет смысла. Наоборот, им необходимо дать еще 2-3 года, чтобы они твердо «встали на ноги», стали конкурентоспособными.

В некоторых областях экономики высокие пошлины являются стимулом для иностранных инвесторов. Если пошлина 5%, то иностранному производителю выгодно ввозить готовую продукцию. При размере пошлины 20-25% уже гораздо выгоднее вкладывать средства в развитие производства в этой стране. Так произошло с производителями пива, сигарет или лекарств. Например, ни для не секрет, что для заполнения российского рынка своей продукцией «монстры» международного рынка, такие как Nestle, Ford, Coca-Cola открывают собственные производства в России, предпочитая инвестиции импорту, так как это более выгодно, нежели постоянное увеличение стоимости за счет таможенных пошлин.

Еще раз хочу отметить, что по мере исчерпания эффекта девальвации российской валюты, таможенные пошлины вновь обретут роль регулирующих, а не фискальных.

Влияние таможенных пошлин на эффективность национальной экономики, на состояние национального производства, доходы государства и внутренние цены

Экономическая природа таможенных пошлин и их функции

Таможенная пошлина относится к числу ценовых категорий. Это требует индивидуального подхода к обоснованию пошлин по каждому конкретному виду товаров и координации их с национальными и мировыми издержками цен, учета параметров потребительских свойств и качества товаров и т. п.

Исходя из этого функции таможенных пошлин носят не только фискальный, но и регулятивный характер.

— Фискальная функция таможенных пошлин состоит в пополнении федерального бюджета.

— Регулятивная функция, в свою очередь, проявляется либо как стабилизирующая, когда посредством таможенных пошлин выравниваются условия конкуренции для товаров импортных и товаров отечественного производства и тем самым не создаются преимущества ни для тex, ни для других, либо как протекционистская — когда посредством таможенных пошлин ограничивается доступ импортных товаров на отечественный рынок, а при высоком уровне пошлинного барьера и фактический. запрет на их ввоз. Она может носить также стимулирующий характер — когда ставки таможенных пошлин устанавливаются ниже разницы между национальными и мировыми ценами и тем самым создаются широкие возможности (стимул) для импорта товаров.

Контролирующая функция – состоит в том, что благодаря таможенным пошлинам, платежам, их валовой сумме можно судить об объеме экспорта и импорта товаров. Можно оценить внешнеторговое сальдо, а также структуру экспорта и импорта и на основе этих данных воспользоваться регулирующей функцией для стимуляции экспорта в определенной отрасли производства, или создать благоприятные условия для развития отстающих отраслей.

Читать еще:  Преференциальные ставки таможенных пошлин

Внешнеэкономические связи являются мощным фактором социально-экономического прогресса общества, они могут ускорять этот прогресс или замедлять его. Положительное воздействие на состояние национальной экономики и ее эффективность внешнеэкономические связи оказывают при тех условиях, когда они стимулируют развитие экспортного производства и экспорта наукоемкой продукции и продукции, получаемой на основе применения передовых технологий глубокой переработки сырья, обеспечивают импорт продукции, необходимой для структурно-технологической перестройки страны, а также первоочередное удовлетворения жизненно важных потребностей страны и ее населения, не включают импорт экологически опасных, вредных для здоровья людей товаров, морально устаревшей техники, продукции, подрывающей нравственные устои общества. Соображения государственной целесообразности в подобных случаях должны превалировать над коммерческими интересами отдельных субъектов ВЭД.

Система таможенных пошлин призвана всемерно содействовать целям и задачам ВЭД. При этом возможны такие ситуации, когда система пошлин, на первый взгляд, по отдельно взятым критериям соответствует интересам страны, но по другим критериям противоречит им и наносит ущерб, а в целом оказывает негативное воздействие на социально-экономическое состояние общества.

Политика государства должна быть направлена на получение максимального совокупного дохода от ВЭД и от национального производства.

Такая политика допускает возможность сокращения доходов государственной казны от ВЭД, если снижение пошлин или их отмена на определенные товары и услуги способствует росту доходов национальной экономики и совокупного дохода общества. Но она предполагает и возможность роста ввозных пошлин на определенные товары для ограничения их доступа на российский рынок, если этот импорт подрывает национальное производство и приносит вред экологии, нравственному и физическому здоровью населения.

Ориентация на повышение эффективности экономики и рост совокупного дохода общества, на охрану нравственного и физического здоровья населения страны и улучшение ее экологического состояния как на главный критерий оценки эффективности системы ввозных таможенных пошлин требует высокого уровня качественного анализа и применения сложного математического аппарата при решении практических вопросов, возникающих при пересмотре ввозных пошлин на конкретные товары. Этими средствами еще не вооружены наши государственные органы, решающие эти проблемы. Зачастую на практике используются более частные критерии оценки эффективности изменения пошлин на отдельные товары.

В качестве указанных критериев на практике зачастую используются доходы государства и национальные внутренние цены. Эффективность системы ввозных пошлин и мероприятий по их изменению определяются по тому, в какой мере они влияют на динамику отечественного производства соответствующих отраслей, доходов государственного бюджета от внешней торговли и динамику внутренних цен.

Изменение ввозных пошлин сказывается на состоянии внутреннего производства, поскольку пошлины регулируют импорт товаров. Снижение пошлин усиливает давление иностранных конкурентов на отечественное производство, вытесняет отечественных производителей с внутреннего рынка. Но вместе с тем оно служит мощным фактором, побуждающим отечественных товаропроизводителей повышать эффективность и конкурентоспособность своего производства, снижать издержки производства и улучшать качество выпускаемых товаров. Противоречивость последствий изменения пошлин очевидна. Проблема состоит в том, чтобы при их пересмотре было найдено оптимальное решение, которое, с одной стороны, поддерживало бы на должном уровне состояние конкуренции на внутреннем рынке, побуждая отечественных товаропроизводителей совершенствовать производство, улучшать качество и снижать издержки, а с другой — не приводило бы к вытеснению отечественных товаропроизводителей с внутреннего рынка.

С вступлением России в ВТО дальнейшее снижение импортных пошлин будет диктоваться требованиями этой международной организации. Но это снижение целесообразно осуществлять поэтапно, давая отечественным производителям возможность постепенно адаптироваться к более низким ввозным пошлинам и более жестокой конкуренции со стороны иностранных фирм. Вместе с тем должна быть исключена возможность консервации технической и организационной отсталости отечественного производства.

Этот подход необходимо соблюдать и в тех случаях, когда возникает необходимость временного повышения ввозных пошлин на некоторые товары для защиты отечественных товаропроизводителей. Нельзя допускать того, чтобы эта защита стала постоянной. Целесообразно при повышении таможенных ввозных пошлин подчеркивать временный характер этой меры и указывать сроки действия повышенных пошлин.

Пересмотр таможенных пошлин изменяет доходы государства от ВЭД. Фискальная оценка пересмотра пошлин неизбежна: государство должно заранее знать, как повлияет изменение ввозных пошлин на его доходы. К сожалению, фискальный подход зачастую играет решающую роль при оценке качества работы таможенных органов, что не оправдано. Таможенные органы отвечают за полноту сборов таможенных пошлин, НДС и акциза, но не за уровень их ставок. Снижение ставок таможенных пошлин может не перекрывать потери бюджета за счет роста внешнеторгового оборота, поскольку этот рост регулируется сложным комплексом внутренних и внешних факторов, которые не зависят от качества работы таможенных органов.

Ввозные пошлины влияют на уровень и динамику национальных цен. Широко распространено мнение, что уровень пошлин оказывает прямое влияние на уровень национальных цен, что между ними существует прямая пропорциональная зависимость — снижение пошлин приводит к снижению внутренних цен, а повышение их — к росту цен.

На самом деле между таможенными пошлинами и ценами существуют весьма сложные связи и количественные зависимости.

Во-первых, ввозные пошлины являются тем элементом цены, который служит базой для расчета ряда других элементов цены — акциза, НДС, оптово-сбытовых и торговых наценок. Эти элементы цены изменяются, как правило, прямо пропорционально изменению ставок ввозных пошлин. Но под влиянием спроса и предложения пропорции между изменением пошлин и изменением этих элементов цены могут быть нарушены: при благоприятном для продавцов соотношении между спросом и предложением рост цен может определить рост пошлин; при превышении предложения над спросом рост внутренних цен может быть минимальным и не обеспечивать роста зависящих от пошлин элементов цены пропорционально росту пошлин. Следовательно, прямая зависимость между изменением пошлин и внутренних цен, несомненно, существует, но она не всегда принимает форму прямой пропорциональности.

Во-вторых, ввозные пошлины влияют на объемы импорта и национального производства, на баланс спроса и предложения. Это влияние зависит от ряда факторов и принимает сложные формы, что может быть обусловлено спецификой производства и реализации товаров.

Например, некоторые товары могут не производиться в стране, и потребность в них обеспечивается только за счет импорта. Уровень пошлин и их изменение влияют на размеры импорта и соответственно, на баланс спроса и предложения. Но в большинстве случаев импортируемый товар производится также и на национальных предприятиях внутри страны. Таможенные пошлины влияют на спрос и предложение двояко: они регулируют масштабы ввоза и вместе с тем оказывают влияние на динамику внутреннего производства. При оценке влияния ввозных пошлин на внутренние цены надо принимать во внимание оба этих фактора.

В-третьих, уровень пошлин оказывает влияние и на динамику внутренних издержек производства товаров. Динамика ввозных пошлин влияет на объем внутреннего производства, определяя тем самым влияние эффекта масштаба производства (единичного, мелко-, средне-, крупносерийного или массового) на динамику внутренних издержек. Этот фактор имеет исключительно важное значение при оценке влияния пошлин на состояние внутреннего производства и его эффективность, от которых в конечном счете зависят национальные издержки и цены.

Изменение ввозных пошлин и оценка их влияний на внутренние цены не укладываются в рамки простых пересчетов их элементов с использованием элементарного математического аппарата, описывающего связи между двумя величинами, находящимися в прямой пропорциональной зависимости. Как уже отмечалось, определение влияния ввозных пошлин на внутренние цены требует более высокого уровня качественного анализа этих зависимостей и более сложного математического аппарата для их количественной оценки.

Читать еще:  Адвалорная ставка таможенной пошлины

Влияние ввозных пошлин на внутренние цены определяется не только общим уровнем этих пошлин, но и их оптимальностью: система пошлин должна способствовать развитию и повышению конкурентоспособности и эффективности внутренней экономики, что и должно обеспечить наиболее благоприятные для национальной экономики и потребителей страны внутренние цены. Уровень и динамика внутренних цен будут определяться состоянием и эффективностью национальной экономики. Уровень пошлин может рассматриваться в качестве одного из факторов, содействующих достижению этой эффективности. Оценка влияния пошлин должна производиться не путем определения их влияния на отдельные элементы внутренней цены, хотя такой метод оценки как приближенный и сугубо ориентированный отнюдь не исключается, — а путем оценки влияния пошлин на состояние внутренней экономики и ее эффективность, что и определяет, в конечном счете, уровень внутренних цен. Для таких расчетов могут быть применены методы оптимального планирования, которые долгое время и с успехом разрабатывались в нашей стране и были необоснованно забыты при переходе к рыночным реформам.

Дата добавления: 2014-01-04 ; Просмотров: 6468 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Влияние таможенных пошлин на внешнюю торговлю

Усиление процессов глобализации и интенсификация международного товарообмена увеличивают важность развития сферы таможенных услуг. Таможенный сектор имеет большую экономическую важность. Ранее государство меньше обращало внимание на эту сферу только в связи с утилитарной направленностью, поскольку таможенная сфера деятельности давала существенный доход в бюджет страны. Тем не менее, по причине динамичной интеграции государства в мировое экономическое пространство возникла цель повысить число иностранных инвестиций для развития государства. Изучение системы таможенных платежей дает возможность указать, что практически любой шаг субъекта ВЭД контролируется посредствам использования мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, а собственно: связывается с уплатой разного рода таможенных платежей, поддержанием запретов и ограничений, сформированных законодательством РФ о государственном регулировании ВЭД. Итак, таможенные платежи считаются денежными средствами, которые берутся таможенными органами с лиц, принимающих участие в ходе перемещения продукции и транспорта через таможенную границу РФ. Целью работы выступает изучение влияния таможенных пошлин на развитие внешней торговли в России. Исходя из указанной цели, можно определить следующие задачи:  рассмотреть теоретические основы внешнеторговой деятельности;  охарактеризовать особенности осуществления внешней торговли в Российской Федерации;  изучить теоретические положения о таможенной пошлине;  проанализировать взимание таможенных платежей, таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности;  указать проблемы связанные со взиманием таможенной пошлины;  сформировать направления совершенствования взимания таможенных пошлин. Объект исследования – таможенные пошлины во внешней торговле. Предмет исследования – проблемы взимания таможенных пошлин. Методологическую основу исследования составляют диалектический научный метод познания, предполагающий объективный, всесторонний анализ фактического материала, системный подход и средства анализа и синтеза и др. Научно-теоретическую базу исследования образовали труды русских ученых: Т.О. Алексеевой, А.Г. Дягилевой, Г.А. Маховиковой, С.А. Хапилина и др. Все это говорит о том, что данная тема интересна многим авторам, а значит, довольно хорошо разработана, однако с течение времени разрабатываются новые нормативно-правовые документы, которые вносят коррективы в процессы формирования и уплаты таможенных пошлин, что заставляет авторов постоянно проводить исследования. Структура курсовой работы содержит введение, три главы, заключение, список использованных источников. В первой главе описана Российская Федерация во внешней торговле. Вторая глава включает роль таможенной пошлины, применяемой во внешнеторговой деятельности. В третьей главе рассмотрена перспектива развития взимания таможенных пошлин. В заключении указывается информация об особенностях таможенных пошлин во внешней торговле РФ.

Сегодня таможенные платежи выступают как значимый источник образования доходной части федерального бюджета РФ. Наиболее существенными таможенными платежами являются таможенные пошлины. Для эффективной работы таможни используется ТН ВЭД, которая помогает сократить время на оформление документов, а кроме того содержит не только коды и но и соответствующие каждому виду продукции таможенные пошлины. Однако, существуют некоторые проблемы, которые мешают эффективному использованию таможенных пошлин, которые требуется решить при помощи государства, а также эффективной работы таможенных органов. На современном этапе экономика России нуждается в интенсивной реорганизации. Безусловно, в настоящее время доходы федерального бюджета от экспорта углеводородов играют важную роль для поддержания социально-экономического развития населения и предприятий. Но данная экспортно-сырьевая зависимость делает экономику страны уязвимой в отношении негативного воздействия внешних факторов. У России есть огромный потенциал для роста экспорта продукции несырьевого сектора экономики. Всем участникам ТС ЕАЭС приходится вносить коррективы в свою деятельность по таможенно-тарифному регулированию, в связи с ведение ВЭД странами членами ВТО. Поскольку законодательство и другие моменты в работе членов ТС ЕАЭС не отвечают другим странам им приходится выполнять комплекс мер ориентированных на улучшение их работы в рамках таможенно-тарифного регулирования. Одной из главных проблем, при уплате таможенных пошлин, является реальный недостаток межведомственного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с ФТС. Также не достаточно хорошо действует система обмена данных государств-участников ЕАЭС с зарубежными странами. Для более рационального использования таможенных пошлин требуется провести комплекс мероприятий, который связан с разными направлениями. Результативность таможенно-тарифного регулирования находится в зависимости от уровня экономической обоснованности таможенных пошлин, которые соединены в таможенном тарифе. Таможенный тариф обязан принимать во внимание геоэкономические и геополитические интересы страны.

Анализ влияния таможенного регулирования на структуру внешней торговли Российской Федерации. Часть 2.

Страницы: 1 2 3 4

Узнай стоимость написания такой работы!

Следующей мерой нетарифного регулирования является лицензирование. Лицензирование – это регулирование государственными органами перемещения товаров посредством выдачи специальных разрешений для количественного регулирования торговли и контроля оборота товаров. Рассматривая применение лицензирования в различных странах можно выделить обобщенные случаи его применения [38,88]:

  1. Регулирование перемещения отдельных видов товаров;
  2. Предоставление исключительного права на ввоз и вывоз товаров определенных групп ЕТН ВЭД.
  3. Ограничение ввоза товаров, оказывающих неблагоприятное влияние на национальную экономику и ущемляющих положение отечественных производителей.
  4. Выполнение обязательств в соответствии с международными конвенциями и соглашениями.

Также стоит отметить еще такие меры нетарифного регулирования как:

  1. Наблюдение за экспортом/импортом отдельных видов товаров;
  2. Исключительное право на экспорт/импорт от цельных видов товаров.

Исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров — право на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении отдельных видов товаров, предоставляемое на основе лицензии, которая выдается уполномоченным государственным органом исполнительной власти.

В целом, говоря о применении мер нетарифного регулирования, необходимо отметить, что во многих странах именно эти меры выступают в качестве основного регулятора внешнеторговых операций. При этом в развивающихся странах сохраняется тенденция использования тарифных мер в качестве основы. Нетарифные меры регулирования внешней торговли основываются на применении разрешительного порядка перемещения товаров.

Таким образом, основными мерами таможенно-тарифного регулирования выступают таможенная пошлины, тарифные льготы и преференции, а также тарифные квоты. К основным мерам нетарифного регулирования стоит отнести квотирование, лицензирование, наблюдение за экспортом/импортом и исключительное право на перемещение товара. Использование каждого из инструментов сопряжено с условиями выбранной таможенной процедуры, а также определенными правилась реализации внешнеторговой сделки.

Читать еще:  Как работает таможня в ноябре 2020

1.3. Контроль таможенных органов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС

Применение мер таможенного регулирования внешней торговли сопряжено с осуществлением таможенными органами контрольных мероприятий. Рассмотрим порядок администрирования таможенными органами применения мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования. Поскольку таможенно-тарифные меры являются частью взимания таможенных платежей, рассмотрим администрирование системы таможенных платежей.

Администрирование таможенных пошлин стоит рассматривать как деятельность таможенных органов по обеспечению полноты взимания и взыскания таможенных платежей, взимаемых таможенными органами. Помимо администрирования взимания таможенных сборов, пошлин, акциза и НДС, в ведении таможенных органов находится администрирование таких видов платежей как – пени и штрафы, проценты за предоставление отсрочки и рассрочки, взимание периодических временных платежей и т.п. Эффективная реализация системы администрирования таможенных платежей строится на практической реализации следующих задач:

  1. Обеспечение полноты и своевременности уплаты таможенных платежей;
  2. Активизация применения выборочности таможенного контроля, основанного на масштабном применении системы управления рисками и информационных таможенных технологий;
  3. Выявление сокрытой налоговой базы и фактов заявления недостоверной информации при определении сумм таможенных платежей, подлежащих уплаты;
  4. Пресечение случаев использования схем незаконного возмещения НДС, а также тарифных льгот и преференций.

Процесс администрирования таможенных платежей следует рассматривать как практическую реализацию комплекса следующих мер:

  1. Контроль за правильным исчислением, своевременной уплатой и взысканием таможенных платежей;
  2. Контроль за эффективным функционированием системы учета таможенных платежей;
  3. Осуществление работы по принудительному взысканию таможенных платежей, пеней и штрафов;
  4. Реализация мер ведомственного контроля.

Необходимо отметить, что администрирование таможенных платежей также включает в себя осуществление контрольных мероприятий по регулированию пополнения федерального бюджета. Контроль таможенных платежей достаточно сложный процесс, поскольку на него влияет достаточно большое количество факторов, таких как страна происхождения, тарифные льготы, используемые ставки таможенных пошлин и т.д. Каждый из факторов может создавать свои определенные сложности. Контроль за начислением и уплатой таможенных платежей осуществляется всеми уровнями таможенной службы. Таким образом, Главное управление федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования является тем органом, который внедряет положения таможенной политики в области взимания таможенных платежей, а также координирует все принимаемые меры. Непосредственной реализацией установленных правил занимаются РТУ, таможни и непосредственно таможенные посты. Каждый вышестоящий таможенный орган регулирует и координирует деятельность нижестоящего органа при взимании и взыскании таможенных платежей.

Также важную роль при осуществлении администрирования таможенных платежей играет межведомственное взаимодействие. Такое информационное взаимодействие осуществляется на:

  1. Национальном уровне, то есть осуществление взаимодействия между государственными органами. Что касаемо взимания таможенных платежей наиболее важной сферой является взаимодействие таможенных органов с Федеральной налоговой службой, а также службой судебных приставов.
  2. Наднациональном уровне ЕАЭС — Создание и практическое внедрение Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли (далее – ИИСВВТ). В части взимания таможенных платежей это позволит усилить контрольные функции на уровне взаимной торговли, а также в большей степени перенести контрольные функции на предварительный этап за счет информационного обмена не только между таможенными службами государств, но и налоговыми.

Таким образом, взимание таможенных платежей — это достаточно сложный процесс. Начислять таможенные платежи обязан декларант, таможенные органы занимаются контролем начисления и уплаты таможенных платежей. При перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС взимаются следующие виды таможенных платежей – таможенные сборы, пошлина, акциз, НДС. На процесс начисления и уплаты таможенных пошлин оказывают следующие факторы – таможенная стоимость, страна происхождения товара, классификационный код товара. Если таможенные платежи неуплаченные, начинается процесс взыскания таможенных платежей. Контроль начисления и уплаты таможенных платежей осуществляется на всех уровнях таможенной системы.

Немаловажным этапом контрольной деятельности таможенных органов отводится контролю за соблюдением установленных запретов и ограничений. Рассмотрим систему управления на примере управления мерами по соблюдению запретов и ограничений. Начнем с уровня ФТС РФ. Главным органом ответственным за деятельность таможенных органов в данном направлении является Управление торговых ограничений, валютного и экспортного контроля. Деятельность данного Управления основывается на Приказе ФТС России от 07.09.2015 № 1812 «Об утверждении Положения об Управлении торговых ограничений, валютного и экспортного контроля». Можно выделить следующие направления деятельности управления:

  1. Контроль соблюдения запретов и ограничений, которые установлены на уровне ЕАЭС и России;
  2. Обеспечение защиты прав на объекты интеллектуальной собственности;
  3. Контроль за проведением валютных операций;
  4. Сбор и обработка статистических данных с целью выявления проблемных направлений в вопросах применения запретов и ограничений;
  5. Взаимодействие с другими государственными органами;
  6. Мониторинг и анализ деятельности нижестоящих таможенных органов с целью минимизации нарушений;
  7. Разработка контрольных и аналитических показателей для нижестоящих таможенных органов.

Далее в структуре управления нужно выделить уровень РТУ. Итак, контроль за применением запретов и ограничений осуществляет Отдел торговых ограничений и экспортного контроля, который находится в ведении службы федеральных таможенных доходов. Необходимо отметить, что свою деятельность управление и его подразделения осуществляют на основании Приказа ФТС России от 04.09.2014 № 1700 «Об утверждении Общего положения о региональном таможенном управлении и Общего положения о таможне». Важно отметить, что деятельность отдела торговых ограничений РТУ так же является в большей мере управленческой, неделе связана с фактическим контролем применения запретов и ограничений. Также отдел Управления использует в деятельности положения — Приказа ФТС РФ от 15.10.2010 № 1906 «Об утверждении Типовых положений о подразделениях торговых ограничений и экспортного контроля таможенных органов».

Соответственно данному положению в основные функции отдела входят (с точки зрения управления таможенными органами):

  1. Информационно-аналитическая работа в целях выявления рисков нарушений и их минимизация;
  2. Разработка целевых методик для выявления нарушений использования запретов и ограничений;
  3. Осуществление методического руководства деятельностью структурных подразделений таможни и таможенного поста;
  4. Осуществление в вопросах запретов и ограничений ведомственного контроля правильности действий (бездействий) сотрудников таможенных органов.
  5. участие в разработке новых запретов и ограничений.

Также необходимо отметить, что отдел осуществляет принятие решений в случае возникновения сомнений в необходимости применения запретов и ограничений, а также консультирует юридических и физических лиц.

Нижестоящим уровнем управления для РТУ является таможня. Таможня — это таможенный орган, который входит в единую систему таможенных органов и обеспечивает реализацию задач и функций ФТС России в регионе деятельности. Подразделения таможни занимаются руководством деятельности таможенного поста. Помимо этого, некоторые таможни могут находиться в непосредственном подчинении ФТС.

Для целей управления соблюдения запретов и ограничений на уровне таможни существуют специальные Подразделения товарной номенклатуры, происхождения и торговых ограничений. При этом таможня — это тот уровень управления, когда отдел занимается не только управленческой деятельностью, но и принятием решений по применению запретов и ограничений. Так в обязанности таможни входят:

  1. Контроль за исполнением подчиненными сотрудниками таможенных постов по минимизации рисков при таможенном контроле товаров.
  2. Проведение анализа возможных нарушений законодательства в части применения запретов и ограничений и разработка мер по их предотвращению.
  3. Формирование информационной базы по товарам, перемещаемым через таможенную границу ЕАЭС в части применения запретов и ограничений.
  4. Осуществление методического руководства деятельности таможенных постов в рамках своей компетенции.
  5. Осуществление ведомственного контроля.

Следующим уровнем управления является таможенный пост. По сути, именно таможенные посты занимаются непосредственным контролем за правильностью применения запретов и ограничений. Таможенные посты аналогично являются элементами централизованной системы таможенных органов.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector