Invest-currency.ru

Как обезопасить себя в кризис?
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Таможенные платежи в системе доходов государства

Таможенные платежи в системе доходов государства

таможенные платежи в системе доходов государства — Берег

Таможенные платежи – это пошлины, налоги, сборы, взимаемые государственными органами с участников внешнеэкономической деятельности при перемещении ими товаров, грузов через границу ТС (Таможенного Союза). Таможенные органы пользуются правами и выполняют обязанности налоговых органов при взимании налогов, перевозимых за границу. Объектом обложение таможенными пошлинами и налогами являются товары, которые перемещаются через таможенную границу (ст. 51 ТК ЕАЭС). Налоговая база определяется в соответствии с налоговым законодательством.

Калькулятор таможенных платежей

Курс ЦБ на

Выберите значение

Код ТН ВЭД

Стоимость товара

Доставка до границы

Характеристики груза

Страна

Пошлина

Евроставка

* помимо таможенных платежей груз может попадать под дополнительные меры тарифного и нетарифного регулирования. Получите подробную консультацию по Вашему грузу

Ваши таможенные платежи

Отдел расчета стоимости

Пн — Пт 9:00 — 18:00
Суббота, Воскресенье — выходной

Мы работаем:

  • со всеми странами
  • всеми таможенными постами
  • всеми товарными группами

Наши преимущества:

  • самые выгодные цены
  • удобный и понятный сервис
  • помощь в сокращении расходов

Сколько стоит оформление?

Не нашли ответ на вопрос?

  • Быстрая и бесплатная консультация
  • Удобное для Вас общение
  • Личный консультант

Задать вопрос

Спросите и я вам отвечу!

Анна Еременко

Информация по теме «Таможенные платежи». Здесь мы расскажем обо всём подробнее

Виды таможенных платежей

В 46 статье ТК ЕАЭС определены следующие виды таможенных платежей:

  • ввозная таможенная пошлина;
  • вывозная таможенная пошлина;
  • налог на добавленную стоимость;
  • акциз;
  • таможенные сборы;
  • специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины.

Таможенная пошлина

Таможенная пошлина – обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу Союза , согласно 2 статьи ТК ЕАЭС (ранее см. статья 4 ТК ТС). Пошлины бывают:

Размер пошлин может отличаться в зависимости от вида товара и участника ВЭД . На отдельные категории товаров установлены высокие ввозные и вывозные пошлины (автомобили, нефть и прочие).

Налог на добавленную стоимость (НДС) – это вид таможенных платежей, который начисляется при ввозе товаров на территорию ТС. НДС бывает двух видов: 0%, 10% или 20% ( с 01 . 01 . 2019 составля ет 20 %). Величина НДС зависит от вида товаров (на некоторые товары предоставляется преференция — 0%).

Акциз – это разновидность косвенных налогов и накладывается на подакцизную продукцию (нефтепродукты, автомобили, алкогольные и табачные изделия), то есть на товары, спрос на которые не меняется из-за повышения или понижения их стоимости.

Таможенные сборы – это обязательные платежи, взимаемые за совершение таможенными органами таможенных операций, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением транспортных средств, а также за совершение иных действий ст. 47 ТК ЕАЭС (ранее Статья 72 ТК ТС).

Расчет таможенных платежей и их методы

Таможенные платежи – величина состоящая из нескольких обязательных таможенных выплат: сбор за таможенное оформление, акциз, пошлина и НДС, которая рассчитывается в зависимости от вида товара согласно его коду ТН ВЭД по таможенному тарифу таможенного союза.

Валюта таможенных платежей

Все таможенные платежи производятся в валюте страны, в которой производится таможенное оформление груза.

Полный расчёт суммы таможенных пошлин может быть произведён после того, как будет известна таможенная стоимость декларируемого товара. Таможенная стоимость товара – это сумма стоимости товара и сумма стоимости его доставки до границы (таможни), при импорте до Таможенного Союза. Откуда получить стоимости, указанные выше? Стоимость перевозки у перевозчика, стоимость товара у декларанта из контракта сделки.

Хватит искать!

Всё что Вам нужно у нас уже есть!

  • Самая выгодная стоимость
  • Все страны и виды транспорта
  • Все виды грузов и товаров
  • Удобная и быстрая связь

Связаться с нами

Надежда Федорук

Существует 6 методов определения таможенной стоимости

ТК ЕАЭС Глава 5 делит методы следующим образом:

По стоимости сделки и ввозимым товарам. Самый популярный способ и самый часто употребляемый. Стоимость фактически определяется исходя из стоимости внешнеторговой сделки на момент пересечения границы, включая все затраты (лицензирование, транспорт, страховка) понесённые декларантом до момента пересечения груза через таможню.

По стоимости сделки с идентичными товарами. СТ формируется исходя из анализа сделок по аналогичным товарам. Данный метод применяется только тогда, когда сравниваемые товары:

  • были проданы для ввоза в РФ;
  • были ввезены в одно и тоже время с оцениваемым товаром;
  • были ввезены примерно в том ж е количестве и на тех же коммерческих условиях, что и оцениваемый товар. Если идентичные товары ввозились в ином количестве и на других условиях, декларант производит корректировку их цен с учетом этих факторов и должен документально подтвердить таможенному инспектору обоснованность таких вычислений. Если при применении данного метода выявилось более одной цены сделки по идентичным товарам, то при определении таможенной стоимости декларируемого товара за основу берется самая низкая из них.

По стоимости сделки с однородными товарами. Данный метод определения СТ схож со вторым методом, но отличается тем, что анализируются сделки с однородными товарами, то есть товарами, которые не являются полностью идентичными, но имеют достаточное количество сходных характеристик и состоят из схожих компонентов, что позволяет таким товарам выполнять аналогичные функции и быть коммерчески взаимозаменяемыми с декларируемым товаром.

На основе вычитания стоимости. Метод оценки СТ основывается на стоимости по которой однородные или идентичные товары были реализованы наибольшей агрегированной партией на территории Российской Федерации с вычетом таких затрат, как оплата таможенных пошлин, расходы на транспортировку товара и его продажу и др.

На основе сложения стоимости. СТ определяется на основе расчетной стоимости декларируемого товара. Расчетная стоимость товара определяется путем сложения:

  • расходов по изготовлению и расходов на производство товара;
  • суммы прибыли и коммерческих расходов;
  • расходов на транспортировку;
  • расходов на погрузку и выгрузку;
  • расходов на страхование.

Резервный метод. Размер СТ определяется на основе оценок экспертов. Для вынесения оценки ТСТ, эксперты изучают стоимость сделки по ввезенному товару, сравнивают ее с теми ценами, по которым ввезенный товар продается в стране в обычных условиях торговли и конкуренции.

Итоги материала

Таможенные платежи – это комплекс платежей, пошлин, на формирование которых влияет множество фактов и методов расчёта. Ошибка в таможенных платежах может привести к финансовым потерям и штрафам. Для того, чтобы ваши таможенные платежи были рассчитаны правильно и вы ни в чём не сомневались – доверьте это дело нам!

Компания Берег – это агрегатор таможенных услуг. У нас дешевое, быстрее, надёжнее. По данным открытой статистики, наша компания является ТОП — 1 в рейтинге таможенных брокеров России. Доверьте ваши заботы лидеру рынка таможенных услуг!

УЧАСТИЕ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

студент, кафедры Таможенное дело и правоведение ИрГУПС, г. Иркутск

ассистент кафедры Таможенное дело и правоведение ИрГУПС, г. Иркутск

Таможенные платежи выступают важным регулятором участия государства в системе внешнеэкономических связей. Они во многом определяют место государства в международном разделении труда и обеспечивают достаточно большую часть доходов страны.

В настоящее время таможенные платежи являются важным источником формирования доходной части федерального бюджета Российской Федерации. Таможенным кодексом Таможенного союза (далее ТК ТС) установлено, что к таможенным платежам относятся: ввозная и вывозная таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость (НДС) и акциз, которые взымаются при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза, а также таможенные сборы (ст. 70 ТК ТС).

Читать еще:  Протекционистская таможенная политика

Таможенная пошлина – это обязательный платеж, взымаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу (пп. 25 п.1 ст. 4 ТК ТС). Другими словами, таможенная пошлина — это

важная составная часть системы экономического регулирования ввоза и вывоза товаров. Она используются государством как особый инструмент стимулирования внешнеторговый поставок и закупок или, наоборот, сдерживания экспорта и импорта в зависимости от целей государства [1, с. 21].

В соответствии с налоговым законодательством НДС и акциз, взимаемые при перемещение товаров через таможенную границу, являются косвенными налогами.

В последнее время наблюдается кризисная ситуация в России, которая непосредственно отразилась на федеральный бюджет. Поэтому целесообразно было бы провести анализ пополнения федерального бюджета за счёт таможенных платежей, а также выделить факторы, которые в большей степени влияют на объемы таможенных платежей.

Рассмотрим наполняемость федерального бюджета за счет таможенных платежей в период с 2011г. по декабрь-октябрь 2016 г., млрд. руб. (таблица 1) [4].

Таблица 1

Процентное содержание таможенных платежей в федеральном бюджете РФ за 2011 – 2016 гг.

Всего таможенные платежи

Всего Федеральный бюджет

Таким образом, можно сделать вывод о том, что федеральный бюджет более чем 40 % состоит из доходов, получаемых от таможенных платежей. В 2015 и 2016 гг. наблюдается значительное снижение таможенных платежей. На такой результат повлияли изменение курса доллара к рублю, введение рядом стран санкции против Российской Федерации и так далее.

Возьмём для анализа ряд распределения по видам таможенных платежей в период 2011г. по декабрь-октябрь 2016 г., который представлен в таблице 2.

Таблица 2

Таможенные платежи за 2011 – 2016гг., млрд. руб.

Ввозная таможенная пошлина, млрд. руб

Вывозная таможенная пошлина, млрд. руб

Специальная, антидемпинговая и компенсационная пошлина, млрд.руб

Таможенный сбор, млрд. руб

Так, например, в 2015г. сумма поступления в федеральный бюджет РФ составила 13 655, 665 млрд. руб. из них 5 134 452 325 936, 68 рублей составляют таможенные платежи (в данную сумму также включены авансовые платежи в счёт будущих таможенных платежей, а также денежный залог в обеспечение уплаты таможенных и иных платежей).

Итак, доля таможенных платежей в 2015 году составила 37,6%. Это на 6,8% меньше чем в 2012г. Из таблицы 2 можно увидеть, что пополнение федерального бюджета за счёт таможенных платежей имеет тенденцию к спаду.

В 2013 году наблюдается сокращение пополнения бюджета России за счёт ввозной таможенной пошлины. Все дело в то, что в 2012 году Российская Федерация вступила во Всемирную торговую организацию и подписала Перечень уступок и обязательств по установленным товарам, прилагаемый к Генеральному Соглашению по тарифам и торговле 1994 г. (ГАТТ 1994). Таким образом, порядка 10% ставок ввозной таможенной пошлины от общего числа действующих ставок были снижены, это почти 1000 наименований товаров продовольственной группы, готовой одежды, транспортных средств и других товаров. Таким образом, ввозная таможенная пошлина сократилась на 3 млн. руб. по сравнению с 2012 годом [3].

При проведении анализа поступления ввозной таможенной пошлины в федеральный бюджет Российской Федерации следует учитывать распределении сумм ввозных таможенных пошлин между бюджетами стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Ввозные таможенные пошлины зачисляются на единый счет уполномоченного органа той страны, в которой они подлежат уплате в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза. В соответствии с Договор о Евразийском экономическом союзе (ред. от 08.05.2015 г.) ввозные таможенные пошлины распределялись в бюджеты Сторон согласно следующим нормативам:

— Республика Армения — 1,05 процента;

— Кыргызская Республика — 0,46 процентов;

— Республика Беларусь — 4,63 процента;

— Республика Казахстан — 7,22 процента;

— Российская Федерация — 86,64 процента [2].

Таблица 3.

Поступление ввозных таможенных пошлин в бюджеты государств-членов Таможенного союза ЕАЭС.

В национальной валюте государств-членов

В эквиваленте долларам США

Республика Армения (фев-дек)

10 130,4 млрд.бел.руб.

9 280,1 млрд.бел.руб.

7 852,3 млрд.бел.руб.

Таким образом, за последние 3 года во всех странах наблюдается сокращение распределения ввозной таможенной пошлины.

Можно выделить следующие факторы, которые повлияли на поступление сумм ввозных таможенных пошлин:

1) снижение импорта товаров;

2) девальвация национальных валют государств-членов. Так, например, за последние 2 года наблюдалась тенденция снижения курсов национальных валют к доллару США, что в значительной степени сказывается на экспортно-импортных операциях;

3) принятие Россией отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности РФ, в отношении ряда стран сроком на один;

4) снижение ставок ввозных таможенных пошлин в результате исполнения обязательств Российской Федерации перед ВТО.

В период с 2011г. по 2015г. наблюдается ежегодный рост НДС. Что касается акциза, то рост наблюдается только до 2013 года, а после этого года произошел спад на 3,5 млрд. руб.

Для наглядного сравнения показателей представленных в таблице 2 построим гистограмму (рисунок 1), с помощью которой можно увидеть изменение представленных данных на протяжении периода с 2011 года по 2016 год.

Рисунок 1. Структурные изменения таможенных платежей за 2011-2016 гг., млрд. руб.

С помощью данной гистограммы можно сравнить вклад каждого элемента таможенного платежа в годовом показателе. Следует учесть тот факт, что таможенные платежи в 2016 году представлены всего лишь за 10 месяцев.

Таким образом, видно, что таможенные пошлины до 2015 года возрастали, а в 2015 году резко сократились на 1 876,8 млрд. руб. Так, например, в 2014 году в федеральный бюджет РФ поступление сумм таможенных платежей было наибольшим по сравнению с другими исследуюемыми годами. Такой показатель произошел изо того, что среди таможенных платежей величина таможенной пошлины возросла и составила 4637,4 мрлд. руб., это на 579,3 млрд. руб. меньше чем в 2013 году. Так как в 2015 году наблюдается спад поступления таможенных платежей в бюджет РФ, то следовательно, можно утверждать, что импорт товаров в Россию сократился, хотя такой показатель никак не отразился на сумме налога на добавленную стоимость, а даже наоборот НДС в 1,02 раза увеличился по сравнению с предыдущим годом. В общем, рисунок 1 позволяет оценить вклад каждого вида платежа в системе таможенных платежей.

С помощью данного рисунка также можно увидеть вклад каждого вида платежа в федеральный бюджет: итак, наибольший вклад в сумму таможенных платежей вносит вывозная таможенная пошлина, второе место занимает НДС; небольшой вклад вносит акциз и таможенный сбор и совсем незначительный вклад вносит ввозная таможенная пошлина.

Такое положение для страны можно считать типичным, так как в РФ преобладает сырьевой экспорт. Огромная доля уплаченной вывозной таможенной пошлины относится к платежам за вывоз нефти сырой, нефтепродуктов и другой продукции нефтегазового сектора, а также газа природного. Проанализировав такую ситуацию можно сказать, что практически 61,2% занимает экспорт нефтегазовой продукции [5].

Из исследования рисунка 1 второе место занимает НДС. В системе таможенных платежей НДС является важнейшим инструментом регулирования внешнеторговой деятельности. Одна из функций НДС является защитная, то есть с одной стороны защищает интересы отечественного производителя, с другой стимулирует конкурентоспособность отечественных товаров. Итак, в 2015 году НДС увеличился на 35 млрд. рублей. Также наблюдается небольшое увеличение акциза на 575 млн. руб. или в процентном содержание это составляет 0,34%.

Читать еще:  Взимание таможенных платежей это

Можно сделать вывод о том, что за последний год наблюдается значительное сокращение таможенных платежей. Это может быть обусловлено сложившейся экономической и политической ситуации в Российской Федерации, введением в отношении России эмбарго и падением рубля к курсу доллара США.

Роль таможенных платежей в формировании федерального бюджета

Таможенные пошлины — это платежи, которые участвуют в процессе регулирования государством внешнеэкономических связей. Они во многом определяют положение страны в международной системе разделения труда, её экономическое состояние, обеспечивают значительную часть доходов страны. На протяжении всей истории страны таможенным платежам уделялось большое значение, что можно заметить и по сей день.

Федеральный бюджет — это центральный элемент бюджетной системы страны. Таможенные сборы — это часть системы, с помощью которой осуществляется пополнение федерального бюджета. Изучая опыт передовых стран, можно отметить, что система таможенных платежей — это главное условие сильного и развитого государства. Обеспечение уплаты таможенных платежей является гарантией постоянного пополнения казны страны, а также условием существования сильного государства.

Для детального анализа изучим таможенную ситуацию на протяжении нескольких последних лет. В 2011 году таможенные сборы способствовали поступлению в федеральный бюджет страны 5845,7 млрд. рублей, а в 2013 году эта сумма составила 6505 млрд. рублей, а в 2015 году эта сумма уменьшилась до 4910,7 рублей. Необходимо заметить, что в 2015 году произошло сильное сокращение объемов декларирования. Одной из главных причин этого стало сокращение объема производства многих товаров, разорение крупных фирм, а также ухудшение внешнеполитической ситуации, введение санкций на ряд товаров. Неурегулированная система таможенных уплат в России также наносит ущерб отечественным производителям.

Многостороннее таможенно-правовое регулирование дополняется налогово-правовым регулированием, что не только обеспечивает эффективность поступлений доходов в федеральный бюджет, но и стимулирует развитие производства и потребления, повышение уровня благосостояния граждан.

При проведении государством политики по регулированию импорта необходимо учитывать, что импорт удовлетворяет потребность населения и избавляет от дефицита той или иной продукции. За этот период импорт стал преобладать в стране, ситуация поменялась только после того, как произошла девальвация рубля, что способствовало снижению конкурентоспособности зарубежных товаров. В этом случае рекомендуется усилить внешнеэкономическую политику по импорту с целью поддержки отечественного производителя.

При этом в целях обеспечения защиты от импортной интервенции следует всесторонне поддерживать отечественных производителей, а именно, необходимы: государственная поддержка промышленных предприятий в виде налоговых льгот и льготных кредитов;

  • регулирование цен на продукцию естественных монополий;
  • государственная поддержка прикладных исследований и приоритетных направлений в области фундаментальных исследований;
  • жесткий финансовый и валютный контроль за деятельностью предприятий, занимающихся ВЭД;
  • реформы в таможенной политике по отмене всех импортных льгот по уплате таможенных пошлин по товарам, которые Россия способна производить сама, с одновременным снижением пошлин на сырье для российских производителей, которое невозможно произвести в России.

Как отмечает М.Е. Верстова, «таможенная пошлина, налоги и таможенные сборы по своей сути представляют собой обязательные взносы, являются собственными налоговыми и неналоговыми доходами федерального бюджета, охраняются принудительной силой государства» . В связи с этим можно сказать, что таможенные платежи являются неотъемлемой частью обязательных платежей государства, а их применение возможно в силу самого факта перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Но, тем не менее все это не даёт гарантии того, что финансовая система страны может находиться под угрозой. Сложившаяся тенденция профицита бюджета и наличие социальных обязательств государства обусловили рост расходов, а будущие доходы непредсказуемы, поскольку по большей части зависят от мировых цен на нефть. В 2008 г. треть от всех поступлений в федеральный бюджет страны составляла экспортная пошлина.

Таким образом, решение экономических, социальных, политических проблем, обеспечение функций государства напрямую зависят от мировой конъюнктуры рынка сырьевых товаров, системы таможенно-тарифного регулирования в Российской Федерации.

На таможенную службу возлагаются обязанности по пополнению федерального бюджета страны, что затягивает процесс завершения стадии институционального развития таможенных органов и одновременно служит «налоговым прессом» для участников внешнеторговой деятельности. Для того, чтобы спрогнозировать сумму поступающих средств в местную казну необходимо проводить планирование на государственном уровне и планирование внутри системы, устанавливая определенные контрольные показатели, которые должны быть достигнуты по истечении определенного отрезка времени.

Основной причиной такого глобального снижения являлись санкции, который были введены в ряде стран, а также нестабильный курс валюты и падение цены на топливо. После событий, произошедших на Украине, Российская экономика потерпела убытки. Многие российские предприниматели испытывали трудности со сбытом товара, а ухудшающиеся события лишь обострили обстановку. В связи с этим ужесточилась ситуация пополнения внутреннего бюджета страны за счет внешнеэкономической деятельности.

Но несмотря на экономическую обстановку наблюдаются рост объемов продаж по определенной группе товаров и в определенные государства, а именно:

  • в страны дальнего зарубежья производится отправка железа, пластмассы, удобрений, средства наземного транспорта;
  • в страны СНГ происходит поставка пшеницы, подсолнечного масла, удобрений, а также пластмассы.

С точки зрения бюджетного планирования, определение источников доходной части федерального бюджета и планирование их величин является первостепенной задачей государства. Для проведения государственной политики в целях обеспечения достойной жизни граждан необходимо наличие финансовой платформы, т.е. доходы должны быть направлены на экономическое развитие страны, обеспечение социального благополучия нации.

Заметим, что на сегодняшний день роль таможенной службы в обеспечении социально-экономического развития страны выражается строчкой в федеральном бюджете государства с десятизначным числом.

Все цели по стратегическому развитию страны прописываются в послании Президента РФ. Они должны отражаться в бюджете государства, с помощь которого в стране осуществляются различные цели, в том числе и осуществляется повышение качества жизни населения, обеспечивается обороноспособность и осуществляется национальная безопасность. С помощью федерального бюджета происходит повышение экономического роста страны, решаются ряд социальных проблем.

Следует отметить, что экономика страны находится в шатком состоянии, которое связано с острой политической обстановкой в мире, а именно финансовый кризис, санкции, военные действия, девальвация рубля, инфляция, присоединение Крыма, который требует постоянного капиталовложения. Всё это ставит внешнеторговую деятельность России под угрозу.

Таким образом, таможенные платежи являются основным источником пополнения федерального бюджета страны. Его роль является ведущей среди иных источников. Что бы обеспечить постоянное пополнения федерального бюджета через данную систему, необходимо структурировать и качественно проработать всю систему таможенных сборов.

УЧАСТИЕ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

студент, кафедры Таможенное дело и правоведение ИрГУПС, г. Иркутск

ассистент кафедры Таможенное дело и правоведение ИрГУПС, г. Иркутск

Таможенные платежи выступают важным регулятором участия государства в системе внешнеэкономических связей. Они во многом определяют место государства в международном разделении труда и обеспечивают достаточно большую часть доходов страны.

В настоящее время таможенные платежи являются важным источником формирования доходной части федерального бюджета Российской Федерации. Таможенным кодексом Таможенного союза (далее ТК ТС) установлено, что к таможенным платежам относятся: ввозная и вывозная таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость (НДС) и акциз, которые взымаются при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза, а также таможенные сборы (ст. 70 ТК ТС).

Таможенная пошлина – это обязательный платеж, взымаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу (пп. 25 п.1 ст. 4 ТК ТС). Другими словами, таможенная пошлина — это

Читать еще:  10006061 таможенный пост

важная составная часть системы экономического регулирования ввоза и вывоза товаров. Она используются государством как особый инструмент стимулирования внешнеторговый поставок и закупок или, наоборот, сдерживания экспорта и импорта в зависимости от целей государства [1, с. 21].

В соответствии с налоговым законодательством НДС и акциз, взимаемые при перемещение товаров через таможенную границу, являются косвенными налогами.

В последнее время наблюдается кризисная ситуация в России, которая непосредственно отразилась на федеральный бюджет. Поэтому целесообразно было бы провести анализ пополнения федерального бюджета за счёт таможенных платежей, а также выделить факторы, которые в большей степени влияют на объемы таможенных платежей.

Рассмотрим наполняемость федерального бюджета за счет таможенных платежей в период с 2011г. по декабрь-октябрь 2016 г., млрд. руб. (таблица 1) [4].

Таблица 1

Процентное содержание таможенных платежей в федеральном бюджете РФ за 2011 – 2016 гг.

Всего таможенные платежи

Всего Федеральный бюджет

Таким образом, можно сделать вывод о том, что федеральный бюджет более чем 40 % состоит из доходов, получаемых от таможенных платежей. В 2015 и 2016 гг. наблюдается значительное снижение таможенных платежей. На такой результат повлияли изменение курса доллара к рублю, введение рядом стран санкции против Российской Федерации и так далее.

Возьмём для анализа ряд распределения по видам таможенных платежей в период 2011г. по декабрь-октябрь 2016 г., который представлен в таблице 2.

Таблица 2

Таможенные платежи за 2011 – 2016гг., млрд. руб.

Ввозная таможенная пошлина, млрд. руб

Вывозная таможенная пошлина, млрд. руб

Специальная, антидемпинговая и компенсационная пошлина, млрд.руб

Таможенный сбор, млрд. руб

Так, например, в 2015г. сумма поступления в федеральный бюджет РФ составила 13 655, 665 млрд. руб. из них 5 134 452 325 936, 68 рублей составляют таможенные платежи (в данную сумму также включены авансовые платежи в счёт будущих таможенных платежей, а также денежный залог в обеспечение уплаты таможенных и иных платежей).

Итак, доля таможенных платежей в 2015 году составила 37,6%. Это на 6,8% меньше чем в 2012г. Из таблицы 2 можно увидеть, что пополнение федерального бюджета за счёт таможенных платежей имеет тенденцию к спаду.

В 2013 году наблюдается сокращение пополнения бюджета России за счёт ввозной таможенной пошлины. Все дело в то, что в 2012 году Российская Федерация вступила во Всемирную торговую организацию и подписала Перечень уступок и обязательств по установленным товарам, прилагаемый к Генеральному Соглашению по тарифам и торговле 1994 г. (ГАТТ 1994). Таким образом, порядка 10% ставок ввозной таможенной пошлины от общего числа действующих ставок были снижены, это почти 1000 наименований товаров продовольственной группы, готовой одежды, транспортных средств и других товаров. Таким образом, ввозная таможенная пошлина сократилась на 3 млн. руб. по сравнению с 2012 годом [3].

При проведении анализа поступления ввозной таможенной пошлины в федеральный бюджет Российской Федерации следует учитывать распределении сумм ввозных таможенных пошлин между бюджетами стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Ввозные таможенные пошлины зачисляются на единый счет уполномоченного органа той страны, в которой они подлежат уплате в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза. В соответствии с Договор о Евразийском экономическом союзе (ред. от 08.05.2015 г.) ввозные таможенные пошлины распределялись в бюджеты Сторон согласно следующим нормативам:

— Республика Армения — 1,05 процента;

— Кыргызская Республика — 0,46 процентов;

— Республика Беларусь — 4,63 процента;

— Республика Казахстан — 7,22 процента;

— Российская Федерация — 86,64 процента [2].

Таблица 3.

Поступление ввозных таможенных пошлин в бюджеты государств-членов Таможенного союза ЕАЭС.

В национальной валюте государств-членов

В эквиваленте долларам США

Республика Армения (фев-дек)

10 130,4 млрд.бел.руб.

9 280,1 млрд.бел.руб.

7 852,3 млрд.бел.руб.

Таким образом, за последние 3 года во всех странах наблюдается сокращение распределения ввозной таможенной пошлины.

Можно выделить следующие факторы, которые повлияли на поступление сумм ввозных таможенных пошлин:

1) снижение импорта товаров;

2) девальвация национальных валют государств-членов. Так, например, за последние 2 года наблюдалась тенденция снижения курсов национальных валют к доллару США, что в значительной степени сказывается на экспортно-импортных операциях;

3) принятие Россией отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности РФ, в отношении ряда стран сроком на один;

4) снижение ставок ввозных таможенных пошлин в результате исполнения обязательств Российской Федерации перед ВТО.

В период с 2011г. по 2015г. наблюдается ежегодный рост НДС. Что касается акциза, то рост наблюдается только до 2013 года, а после этого года произошел спад на 3,5 млрд. руб.

Для наглядного сравнения показателей представленных в таблице 2 построим гистограмму (рисунок 1), с помощью которой можно увидеть изменение представленных данных на протяжении периода с 2011 года по 2016 год.

Рисунок 1. Структурные изменения таможенных платежей за 2011-2016 гг., млрд. руб.

С помощью данной гистограммы можно сравнить вклад каждого элемента таможенного платежа в годовом показателе. Следует учесть тот факт, что таможенные платежи в 2016 году представлены всего лишь за 10 месяцев.

Таким образом, видно, что таможенные пошлины до 2015 года возрастали, а в 2015 году резко сократились на 1 876,8 млрд. руб. Так, например, в 2014 году в федеральный бюджет РФ поступление сумм таможенных платежей было наибольшим по сравнению с другими исследуюемыми годами. Такой показатель произошел изо того, что среди таможенных платежей величина таможенной пошлины возросла и составила 4637,4 мрлд. руб., это на 579,3 млрд. руб. меньше чем в 2013 году. Так как в 2015 году наблюдается спад поступления таможенных платежей в бюджет РФ, то следовательно, можно утверждать, что импорт товаров в Россию сократился, хотя такой показатель никак не отразился на сумме налога на добавленную стоимость, а даже наоборот НДС в 1,02 раза увеличился по сравнению с предыдущим годом. В общем, рисунок 1 позволяет оценить вклад каждого вида платежа в системе таможенных платежей.

С помощью данного рисунка также можно увидеть вклад каждого вида платежа в федеральный бюджет: итак, наибольший вклад в сумму таможенных платежей вносит вывозная таможенная пошлина, второе место занимает НДС; небольшой вклад вносит акциз и таможенный сбор и совсем незначительный вклад вносит ввозная таможенная пошлина.

Такое положение для страны можно считать типичным, так как в РФ преобладает сырьевой экспорт. Огромная доля уплаченной вывозной таможенной пошлины относится к платежам за вывоз нефти сырой, нефтепродуктов и другой продукции нефтегазового сектора, а также газа природного. Проанализировав такую ситуацию можно сказать, что практически 61,2% занимает экспорт нефтегазовой продукции [5].

Из исследования рисунка 1 второе место занимает НДС. В системе таможенных платежей НДС является важнейшим инструментом регулирования внешнеторговой деятельности. Одна из функций НДС является защитная, то есть с одной стороны защищает интересы отечественного производителя, с другой стимулирует конкурентоспособность отечественных товаров. Итак, в 2015 году НДС увеличился на 35 млрд. рублей. Также наблюдается небольшое увеличение акциза на 575 млн. руб. или в процентном содержание это составляет 0,34%.

Можно сделать вывод о том, что за последний год наблюдается значительное сокращение таможенных платежей. Это может быть обусловлено сложившейся экономической и политической ситуации в Российской Федерации, введением в отношении России эмбарго и падением рубля к курсу доллара США.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector