Роль таможенных платежей в экономике
Значение таможенных платежей в экономике государства. Таможенные платежи — инструмент формирования доходов бюджета и регулятор внешнеторговых операций
Значительная роль в Таможенном союзе отводится финансовым механизмам его договорно-правовой базы. Введенные в действие финансовые механизмы обеспечивают эффективную работу единой таможенной территории Беларуси, Казахстана и России, применяются как на внешнем контуре таможенной границы Таможенного союза, так и внутри него (во взаимной торговле Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации) (рис.
С принятем 1 июля 2010 г. Договора о Таможенном кодексе ТС от 27.11.2009 функции контроля перемещения товаров таможенными органами перенесены с внутренних границ на внешний контур.
Таможенные пошлины, налоги (НДС и акцизы) уплачиваются (взыскиваются) в государстве — участнике Таможенного союза, таможенным органом которого производится выпуск товаров. Таможенные платежи, взимаемые таможенными органами, являются одним из источников доходов бюджета, за счет их обеспечивается финансирование расходов бюджета, в том числе выплаты пенсий, стипендий, финансирование социальных объектов и т. д. Динамика таможенных платежей представлена на рис. 8.
Договором о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза от 06.10.2007 предусмотрено установление и применение порядка зачисления и распределения таможенных пошлин, иных
Рис. 7. Финансовые механизмы договорно-правовой базы Таможенного союза
пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, как одно из условий объединения таможенных территорий государств — участников в единую таможенную территорию и завершения формирования Таможенного союза.
Рис. 8. Динамика таможенных платежей
С 1 сентября 2010 г. Соглашением об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) от 20.05.2010 (далее — Соглашение о распределении пошлин) введен в действие механизм зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин, взимаемых на внешнем контуре единой таможенной территории Таможенного союза (рис. 9).
Рис. 9. Зачисление и распределение ввозных таможенных пошлин в Таможенном союзе
Приведенный механизм обеспечивает поступление таможенных пошлин в бюджет каждого государства — участника Таможенного союза в соответствии с установленным нормативом, исходя из доли импорта.
В основу такого механизма положена методика определения нормативов распределения, исходя из сравнения характеристик, основанных на объемах импорта Беларуси, Казахстана и России из стран вне СНГ.
Проведенный расчет за 2007—2008 гг. на основании информации об объемах ввоза товаров из стран вне СНГ из базы данных статистики ООН COMTRADE позволил установить нормативы распределения сумм ввозных таможенных пошлин в следующих размерах: для Республики Беларусь — 4,7 %, Республики Казахстан — 7,33 %, Российской Федерации — 87,97 %.
Основные условия при установлении нормативов распределения сумм ввозных таможенных пошлин: каждое государство Таможенного союза не должно потерять доходы бюджетов от внедрения разработанного механизма.
Введение в действие Соглашения о распределении ввозных таможенных пошлин позволило в полной мере применять нормы Таможенного кодекса ТС, обеспечить свободное перемещение товаров во взаимной торговле государств — участников Таможенного союза без взимания ввозных таможенных пошлин и упростить работу субъектов хозяйствования в области внешнеэкономической деятельности. Опыт применения этого механизма подтвердил его эффективность: на единой таможенной территории Таможенного союза более чем на треть вырос объем поступлений по ввозным таможенным пошлинам.
С 20 января 2012 г. в соответствии с Соглашением о порядке применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в течение переходного периода от 19.11.2010 (далее — Соглашение о специальных пошлинах) с даты вступления в силу решения ЕЭК о применении специальной защитной, антидемпинговой и компенсационной меры суммы специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин (за исключением предварительных специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин) подлежат зачислению и распределению в порядке, определенном Таможенным кодексом ТС и Соглашением о распределении ввозных таможенных пошлин.
Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины не могут быть зачтены в счет уплаты иных платежей. В счет уплаты специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин могут быть зачтены налоги и сборы, а также иные платежи (за исключением ввозных таможенных пошлин), поступившие на единый счет государственного органа, осуществляющего кассовое обслуживание исполнения бюджета государства — участника Таможенного союза.
Уплата предварительных специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин осуществляется в соответствии с национальным законодательством государства — участника Таможенного союза.
С даты вступления в силу решения ЕЭК о применении специальной защитной, антидемпинговой или компенсационной меры по результатам соответствующего расследования суммы уплаченной предварительной специальной, антидемпинговой или компенсационной пошлины (полностью или частично в случаях, установленных Соглашением о специальных пошлинах) подлежат зачислению и распределению в порядке, определенном Таможенным кодексом ТС и Соглашением о распределении ввозных таможенных пошлин.
В случае если по результатам расследования установлено, что отсутствуют основания для введения специальной, антидемпинговой или компенсационной меры, суммы уплаченной предварительной специальной, антидемпинговой или компенсационной пошлины подлежат возврату плательщику.
Возврат (полностью или частично в случаях, установленных Соглашением о специальных пошлинах) денежных средств, вносимых для уплаты предварительных специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, принимаемых в соответствии с предварительными результатами расследования, осуществляется в порядке, установленном законодательством государства — участника Таможенного союза, таможенными органами которого взималась предварительная специальная, антидемпинговая или компенсационная пошлина.
В случае если в рамках проведения повторного расследования в связи с истечением срока действия антидемпинговой или компенсационной меры временно продлевается применение соответствующей меры, антидемпинговые и компенсационные пошлины, применяемые до окончания такого повторного расследования, уплачиваются в порядке, установленном Соглашением о применении специальных, защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам от 25.01.2008 для уплаты предварительных антидемпинговых и компенсационных пошлин.
Если по результатам повторного расследования, на время проведения которого было продлено применение антидемпинговой или компенсационной меры, установлено, что отсутствуют основания для продления срока действия соответствующей меры, суммы антидемпинговых или компенсационных пошлин, взимавшихся в течение срока, на который было продлено применение соответствующей меры, подлежат возврату плательщику в порядке, установленном для возврата предварительных антидемпинговых и компенсационных пошлин.
Возврат плательщику излишне уплаченных (излишне взысканных) специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин производится с единого счета органа, осуществляющего кассовое обслуживание исполнения бюджета государства — участника Таможенного союза, в порядке, установленном для возврата излишне уплаченных сумм таможенных пошлин законодательством государства — участника Таможенного союза, таможенными органами которого взималась специальная, антидемпинговая или компенсационная пошлина, с учетом особенностей, установленных Соглашением о распределении ввозных таможенных пошлин для возврата ввозных таможенных пошлин.
В соответствии с Соглашением о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 25.01.2008 с 1 июля 2010 г. взимание НДС и акцизов по ввозимым товарам во взаимной торговле государств — участников Таможенного союза осуществляется налоговыми органами согласно разработанным и введенным в действие международным договорам, принятым в его развитие и подписанным 11 декабря 2009 г. в г. Санкт- Петербурге:
? Протоколом о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе;
? Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе;
? Протоколом о внесении изменений в Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 25.01.2008.
При разработке международных договоров учтена практика применения косвенного налогообложения во взаимной торговле Беларуси и России. Нормы указанных международных договоров направлены на создание более благоприятных условий во взаимной торговле субъектов хозяйствования государств — участников Таможенного союза.
Протоколом о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе установлен единый подход к обложению налогом на добавленную стоимость работ (услуг). Налогообложение осуществляется в том государстве, территория которого признается местом реализации работ (услуг). Положения Протокола совпадают с нормами статьи 33 Общей части Налогового кодекса.
В соответствии с Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе НДС и акцизы взимаются налоговыми органами
Республики Беларусь по месту постановки на учет налогоплательщиков — собственников товаров, включая налогоплательщиков, применяющих специальные режимы налогообложения.
При этом по аналогии с таможенной декларацией основным документом механизма взимания косвенных налогов послужила разработанная форма документа для контроля за перемещением товаров и уплатой косвенных налогов — заявление о ввозе товаров.
Взимание акцизов по товарам, подлежащим маркировке акцизными марками (учетно-контрольными марками, знаками), в Беларуси и России осуществляется таможенными, в Казахстане — налоговыми органами. Уплата акцизов по маркируемым подакцизным товарам производится в сроки, установленные законодательством государства — участника Таможенного союза. При экспорте товаров применяется нулевая ставка НДС и освобождение от уплаты (возмещение уплаченной суммы) акцизов при условии документального подтверждения факта экспорта. Документы, подтверждающие нулевую ставку НДС и освобождение от уплаты (возмещение уплаченной суммы) акцизов, представляются в налоговые органы в течение 180 дней с даты отгрузки (передачи) товаров получателю.
Роль таможенных платежей. Понятие и виды таможенных платежей
Исторически сложился такой порядок, при котором пересечение товаров границ государства влечет за собой взимание с товаров обязательных платежей и прохождение других таможенных формальностей.
Многообразие обязательных платежей, связанных с перемещение товаров через таможенную границу объясняется тем, что все они имеют различную природу и выполняют разные функции.
Современные экономические теории утверждают, что налогообложение выполняет три функции:
— Фискальная(состоит в возможности большей мобилизации средств в бюджетную систему);
— Распределительная(играет особую роль в процессе воспроизводства. Посредством этого государство влияет на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его развитие, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения);
— Стимулирующая (это своеобразный инструмент, рычаг и орудие, благодаря которым государство воздействует на те или иные субъекты экономической деятельности путем формирования предпочтительных видов деятельности.
Таможенные платежи как вид налогов играют важную роль в системе государственных доходов и составляют порядка 30% доходной части бюджета РБ.
Уплата таможенных платежей – одно из основных условий операций, связанных с внешней торговлей. Таможенные платежи – это обязательные платежи, установленные законодательством, поступление которых в бюджет РБ обеспечивается через таможенные органы РБ.
Основными правовыми документами по взиманию таможенных платежей являются Законы РБ «О таможенном тарифе», «О налоге на добавленную стоимость», « Об акцизах» и Таможенный кодекс РБ (раздел VII).
По способу изъятия налоги делятся на:
· Прямые налоги – предполагают непосредственное изъятие части доходов плательщика налогов (подоходный налог, налог на прибыль, поимущественный налог и др.).
· Косвенные налоги – это налоги, взимаемые в ценах товаров и услуг (НДС, акцизы, таможенные пошлины). Косвенный налог переносит бремя (полностью или частично) на потребителя товара.
В главе 22 ТК перечислены виды таможенных платежей, дается краткая характеристика важнейших из них. К таможенным платежам относятся:
-ввозные таможенные пошлины;
-вывозные таможенные пошлины;
-специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины;
-налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию;
-акцизы, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию;
Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, устанавливаемые в соответствии с законодательством о мерах по защите экономических интересов РБ при осуществлении внешней торговли товарами, взимаются по правилам, предусмотренным ТК для взимания ввозных таможенных пошлин.
Таможенные платежи условно можно разделить на три группы:
1. Платежи, связанные с перемещением товаров через таможенную границу (это как бы основные платежи);
Рассматривая обязательные платежи, подлежащие уплате в бюджет в связи с перемещением товаров (основная группа таможенных платежей), необходимо различать следующие их виды:
— таможенные сборы за таможенное оформление;
— налог на добавленную стоимость.
— таможенные платежи, уплачиваемые физическими лицами при перемещении товаров, не предназначенных для производственной или коммерческой деятельности и исчисляемые по единым ставкам пошлин и налогов
— налог на доходы иностранных юридических лиц, не осуществляющих деятельность в РБ через постоянное представительство, от реализации товаров, ввезенных для демонстрации на выставках и ярмарках.
2. Сборы за выдачу таможенными органами разрешений, предоставляющих права в сфере таможенных правоотношений;
К платежам за выдачу таможенными органами различных разрешений относятся сборы:
А) за выдачу лицензий и возобновление действий лицензий на:
— учреждение таможенного склада;
— учреждение магазина беспошлинной торговли;
— учреждение свободного склада;
— учреждение склада временного хранения;
— осуществление деятельности в качестве таможенного агента;
— осуществление деятельности в качестве таможенного перевозчика.
Б) за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению и возобновление действия аттестата;
В) сборы за включение банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, признанных таможенными органами РБ гарантами уплаты таможенных платежей, в реестр гарантов;
Г) плата за принятие предварительного решения;
Д) плата за участие в таможенных аукционах.
3. Платежи за оказание услуг таможенными органами. Это еще одна группа таможенных платежей, которые также непосредственно не связаны с перемещением товаров через таможенную границу, — это платежи за оказание услуг таможенными органами:
— сборы за хранение товаров;
— сборы за таможенное сопровождение товаров;
— плата за информирование и консультирование;
— сборы за осуществление таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности;
— сборы за выдачу марок таможенного контроля.
В отличие от основных таможенных платежей, уплата которых является неотъемлемым условием получения разрешения, выдаваемого таможенным органом на пользование либо распоряжения товаром в зависимости от требований и ограничений, обусловленных избранным таможенным режимом, таможенные платежи этой группы не носят налогового характера, поскольку строятся на возмездной основе.Например, за размещение товара на таможенном складе, принадлежащем таможенному органу, необходимо платить владельцу склада сборы за хранение товара.
В случае помещения товара на склад, владельцем которого является не таможенный орган, а субъект хозяйствования, получивший разрешение таможенного органа на учреждение такого склада, сборы за хранение уплачиваются владельцу склада, но этот платеж не будет таможенным.
Остановимся на характеристике отдельных видов таможенных платежей основной группы, уплата которых является неотъемлемым условием перемещения товаров через таможенную границу РБ.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10631 — | 7816 —
или читать все.
Роль таможенных пошлин в экономической политике государства
С 2005 г. таможенная пошлина выведена из налоговой системы России. Сейчас официально эта пошлина — неналоговый доход федерального бюджета. Однако таможенная пошлина обладает всеми признаками налога.
Исполнительную и распорядительную деятельность в сфере таможенного дела осуществляют таможенные органы, составляющие единую систему, в которую входят Федеральная таможенная служба РФ и региональные таможенные посты.
Таможенные пошлины взимаются в виде налогов и сборов за перемещаемые товары (работы, услуги) через таможенную границу РФ. При пересечении таможенной границы взимаются разнообразные таможенные платежи:
1) ввозная таможенная пошлина;
2) вывозная таможенная пошлина;
3) НДС, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;
4) акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;
5) таможенные сборы:
• таможенные сборы за таможенное оформление;
• таможенные сборы за сопровождение;
• таможенные сборы за хранение.
Закон «О таможенном тарифе» — один из основных законодательных актов по вопросам таможенного дела — содержит следующее определение таможенной пошлины: это обязательный платеж в федеральный бюджет, взимаемый таможенными органами РФ при ввозе товара на таможенную территорию или вывозе с этой территории, а также в иных случаях, установленных таможенным законодательством РФ, в целях таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности в экономических интересах России.
Таможенная пошлина обладает всеми признаками налога:
— обязательностью. В установленных законом случаях пошлина взимается непременно, причем конкретные плательщик не может быть ни при каких обстоятельствах освобожден от ее уплаты. Субъекты таможенно — тарифных правоотношений не вправе договариваться по вопросам размера, оснований, сроков и других аспектов налогообложения. Предусмотренные тарифные льготы не могут носить индивидуального характера.
— индивидуальной безвозмездностью. Уплачивая пошлину, плательщик не вправе рассчитывать на исполнение таможенными органами или государством в целом каких- либо встречных обязательств перед ними;
— персональностью. Плательщиками выступают юридические и физические лица. При этом, как и во всех других случаях, основным признаком плательщика является наличие у него самостоятельного источника дохода, т. к. только тогда может состояться отчуждение принадлежавших ему на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств;
— абстрактностью (универсальностью). Пошлина изымается в бюджет, и при этом законодательно не определены направления дальнейшего использования изъятых сумм. Использование осуществляется в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Поступления от таможенных пошлин не могут предназначаться для финансирования конкретных государственных расходов (принцип запрета специализации налога).
Таможенная пошлина относится к разряду косвенных налогов, поскольку она включается в цену товара, и после того как товар будет реализован, сумма пошлины, первоначально уплаченная декларантом, будет возмещена ему покупателем в составе выручке. Покупатель в этих отношениях выступает как носитель налога. А декларант – как юридический плательщик.
Способ взимания пошлины построен таким образом, что сначала ее уплатит лицо, перемещающее товары через границу, затем товары им будут проданы покупателям, которые в цене возместят декларанту сумму ранее уплаченной пошлины.
В соответствии с законом о федеральном бюджете ввозные и вывозные таможенные пошлины, а также прочие налоги и пошлины, взимаемые в связи с осуществлением внешнеэкономических операций, полностью перечисляются в доходы федерального бюджета.
Таможенные пошлины являются важнейшим элементом государственной политики таможенно – тарифного регулирования внешней торговли. Таможенно – тарифное регулирование строится на фискальном принципе, который предполагает, что принимаемые нормативно – правовые акты должны служить доходным интересам государственного бюджета. Осуществление фискальной функции таможенных пошлин исторически привело к тому, что государство выработало ряд способов, обеспечивающих гарантированные поступления пошлин в бюджет, таких как:
1) твердые фиксированные ставки, выраженные в единой европейской валюте – евро;
2) специфические ставки, которые взимаются в абсолютной сумме на единицу измерения – веса, длины, объема и т. п. Эти ставки в меньшей мере подвержены инфляционным воздействиям по сравнению с пошлинами, исчисляемыми по адвалорным ставкам (в процентах от таможенной стоимости);
3) комбинированное обложение, – при котором таможенные пошлины взимаются по адвалорным ставкам при условии сравнения адвалорной таможенной пошлины с пошлиной. Рассчитанной по специфическим ставкам. В случае если последняя окажется большей, то уплате подлежит таможенная пошлина по специфической ставке. Например, 10%, но не менее 3 евро за 1 шт.;
4) устанавливается приоритет требований таможенных органов по уплате таможенных налогов с имущества, продаваемого декларантом ввезенного имущества в погашение задолженности кредиторам;
5) уплата таможенных налогов и сборов должна быть обязательно гарантирована декларантом, в какой – либо форме – залога товаров и транспортных средств, гарантии третьего лица, внесения причитающихся сумм на депозит таможенного органа.
Важнейшим объектом государственного регулирования является внешнеторговая деятельность. Отечественное законодательство допускает использование двух методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности:
1) Таможенно – тарифный метод –непосредственно связан с использованием налоговых регуляторов внешнеторговых потоков.
2) Нетарифное регулирование – предполагает квотирование и лицензирование внешнеторговых операций и подразумевает применение административного воздействия в отношении участников внешнеторговой деятельности.
Законодательно закреплен принцип приоритетности использования экономических методов при осуществлении внешнеторговой политики, что соответствует логике рыночного регулирования, выражающейся в разумной минимизации использования административных инструментов в экономической политики. Таможенно – тарифное регулирование защищает экономику России от неблагоприятного воздействия конкуренции иностранной продукции.
Дата добавления: 2015-07-02 ; Просмотров: 679 ; Нарушение авторских прав?
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
4.2. Таможенные пошлины: значение, роль, виды
4.2. Таможенные пошлины: значение, роль, виды
Таможенные пошлины – важная составная часть системы экономического регулирования ввоза и вывоза товаров. Они используются государством как инструмент для стимулирования внешнеторговых поставок и закупок или, наоборот, сдерживания экспорта и импорта – это зависит от целей экономической политики.
Таможенные пошлины устанавливаются как на вывозимые товары, продукцию, сырье (экспортные, вывозные), так и на ввозимые товары (импортные). С точки зрения темы формирования цены на импортируемые товары рассмотрим систему ввозных (импортных) таможенных пошлин.
Основное назначение ввозных таможенных пошлин – регулирование ввоза товаров и продукции с учетом состояния внутреннего рынка и платежного баланса страны. Они призваны содействовать оптимизации товарной структуры импорта; защищать отечественных производителей от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции; обеспечивать условия для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в Российской Федерации; способствовать состязательности между отечественными и импортными производителями с целью повышения конкурентоспособности российских предприятий; обеспечивать потребителей товарами, которые не производятся в РФ или их производится недостаточно; создавать условия для эффективной интеграции РФ в мировую экономику. Таможенная пошлина – это налог, взимаемый при пересечении таможенной границы, который повышает цену импортного товара и оказывает влияние на объем и структуру внешнеторгового оборота. Импортные таможенные пошлины выполняют две основные функции: фискальную, являясь одной из статей доходной части государственного бюджета, и протекционистскую (защитную) – как средство ограждения отечественных производителей от нежелательной конкуренции.
Систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары, представляет собой таможенный тариф, с помощью которого государство контролирует и регулирует все внешнеторговые операции.
Ставки таможенных пошлин устанавливаются государством – каждому виду товара присвоен код товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) и соответствующая ему ставка, называемая основной. В зависимости от страны – происхождения товара ставки таможенных пошлин дифференцируются на 4 категории: для товаров, происходящих из стран, которым Россия предоставила режим наиболее благоприятствуемой нации в торгово-политических отношениях, применяются основные (базовые) ставки таможенных пошлин. Для товаров, происходящих из стран, в торгово-политическом отношении которых Россия не применяет режим наиболее благоприятствуемой нации или если страна происхождения не установлена, ставки таможенных пошлин в два раза выше основных. Для товаров, происходящих из развивающихся стран – пользователей схемой преференции Российской Федерации, применяют ставки таможенных пошлин в размере 75 % от основных. Эти ставки называются преференциальными. Для товаров, происходящих из наименее развитых стран – пользователей схемой преференции, – таможенные пошлины не применяются. Перечень развивающихся и слаборазвитых стран – пользователей схемой преференции определяет Правительство РФ в рамках действующей с 1971 года общей системы преференции стран мирового сообщества. Кроме того, в зависимости от экономической ситуации могут вводиться сезонные и особые таможенные пошлины, а основные в этом случае отменяются (см. подробнее: Шевчук Д. А. Международная финансовая система: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006).
Сезонные – пошлины, которые применяются для оперативного регулирования ввоза товаров. В основном они устанавливаются на сельскохозяйственную продукцию сезонного производства и действуют сроком не более шести месяцев.
Особые таможенные пошлины подразделяют на три вида:
Специальные – вводятся как защитная мера отечественных производителей в следующих случаях:
если товары ввозятся в страну в количестве и на условиях, наносящих или угрожающих нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных или конкурирующих изделий;
как ответная мера, если другое государство предприняло дискриминационные действия, ущемляющие интересы России.
Антидемпинговые – применяются в случае ввоза товаров по цене ниже, чем их обычная цена в стране-производителе или в стране ввоза. Демпинг является одной из форм борьбы за рынок сбыта, и любая страна, желающая развивать собственное производство, применяет антидемпинговые пошлины как средство защиты от иностранной конкуренции.
Компенсационные – устанавливают в случае ввоза товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии.
Введению особых таможенных пошлин предшествует процедура расследования всех обстоятельств и составляется специальное обоснование необходимости их применения.
Таможенные пошлины могут носить автономный или конвенционный характер.
Автономные – пошлины, вводимые на основании односторонних решений органов государственной власти страны.
Конвенционные (договорные) – пошлины, устанавливаемые на базе соглашений между двумя или более странами, например Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ).
В зависимости от способа расчета различают адвалорные, специфические и комбинированные ставки таможенных пошлин.
Адвалорные – исчисляют в процентах от таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 15 % от таможенной стоимости). В этом случае величину таможенной пошлины определяют по формуле (4.1):
где ТП– сумма таможенной пошлины, руб.;
ТС– таможенная стоимость, руб.;
Сп– ставка таможенной пошлины,%.
Специфические – устанавливают в стоимостном выражении за единицу ввозимого товара в натуральном выражении (например, 4 евро за 1 л). Сумму таможенной пошлины при специфической ставке рассчитывают по формуле (4.2):
где К – количество ввозимого товара, шт., м, кг и т. д.;
Сп– ставка таможенной пошлины, евро;
Ке– курс евро, установленный ЦБ РФ на дату предъявления грузовой таможенной декларации, руб.;
Кв– курс валюты, в которой указана таможенная стоимость, установленный ЦБ РФ на дату предъявления грузовой таможенной декларации, руб.
Комбинированная – сочетает адвалорную и специфическую ставки (например, 30 %, но не менее 1,4 евро за 1 кг). Если установлена комбинированная ставка, то расчет суммы таможенной пошлины осуществляют в три этапа:
рассчитывают сумму таможенной пошлины, причитающуюся к уплате по адвалорной ставке;
определяют сумму таможенной пошлины по специфической ставке;
фактически уплачивают большую сумму таможенной пошлины, которая и берется в расчет при определении цены.
От уплаты таможенных пошлин освобождаются товары, ввозимые в качестве гуманитарной и безвозмездной помощи; в благотворительных целях по линии государств, международных организаций; оборудование, приборы и материалы для военнослужащих; периодические печатные издания и книжная продукция, связанная с образованием, наукой и культурой; валюта РФ и иностранных государств; оборудование, поставляемое в счет кредитов, предоставленных РФ, и т. д. Освобождение от уплаты таможенных пошлин, а также предоставление льгот производится согласно действующему законодательству.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.