Invest-currency.ru

Как обезопасить себя в кризис?
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Общий таможенный тариф

Единый таможенный тариф Таможенного союза: общая характеристика

Единый таможенный тариф (ЕТТ) является неотъемлемым, атрибутивным признаком такой межгосударственной экономической интеграционной группировки, как Таможенный союз (ТС). Отсутствие единого тарифа означает, что отсутствует и сам Таможенный союз. Тогда сохраняются национальные таможенные территории, национальные таможенные тарифы, таможенные границы каждого отдельного государства. В этом случае говорить о создании Таможенного союза как формы межгосударственной экономической интеграции говорить не приходится. Для этого просто отсутствует его признаки в реальной экономической действительности. ЕТТ Таможенного союза представляет собой сложнейший инструмент наднационального регулирования импорта стран-участников ТС: Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан. В Таможенный союз объединились не только три страны с кардинально различными по масштабам национальными экономиками. Их национальные хозяйства кроме того имеют различную отраслевую и секторальную структуру. Для защиты своей экономической безопасности они имели и различные национальные таможенные тарифы. С учетом этого факта и развивался процесс разработки ЕТТ ТС. Для этого понадобилась не только огромная экспертная работа, но и готовность к разумным компромиссам. Причем во имя общей цели – разработки единого тарифа, а значит создания Таможенного союза. Приведем вначале официальное определение ЕТТ ТС: «Единый таможенный тариф Таможенного союза – свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию трех стран, систематизированных в соответствии с единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС)»[1, с. 2]. Итак, это свод (совокупность) ставок ввозных таможенных пошлин, которыми облагаются импортные товары из третьих стран, ввозимые на единую таможенную территорию Таможенного союза. Причем теперь эти товары сгруппированы на основе общесоюзного классификатора – единой товарной номенклатуры ВЭД Таможенного союза. Единый таможенный тариф ТС имеет следующие особые признаки.

1. Он является наднациональным нормативным документом. ЕТТ утвержден Решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС (высшего органа Таможенного союза) на уровне глав государств 27 ноября 2009 г. № 18. Тариф публикуется с учетом ежегодных изменений, утверждаемых Комиссией Таможенного союза (ныне Коллегией Евразийской экономической комиссии) [2, с. 2]

2. Ставки ввозных таможенных пошлин сгруппированы на основе Единой ТН ВЭД Таможенного союза. Поэтому ЕТТ Таможенного союза содержит ставки ввозных таможенных пошлин, распределенных на 21 раздел и 97 товарных групп единой ТН ВЭД Таможенного союза. [ 2 ]

3. Сферой действия единого тарифа является единая таможенная территория стран Таможенного союза, которая составила теперь свыше 20 млн. км2. При этом совокупная площадь территории трех государств. Таким образом, рыночное пространство, на котором действуют ставки ввозных таможенных пошлин ЕТТ ТС заметно расширилось. По сравнению с Таможенным тарифом Российской Федерации – на 17%. По сравнению с Таможенным тарифом Республики Казахстан сфера действия выросла в 7,35 раза, по сравнению с национальным таможенным тарифом Республики Беларусь – в 96,5 раза. [5]

4. Единый таможенный тариф ТС включает свыше 11000 ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых для тарифного обложения импортных товаров из третьих стран (сейчас более 11200 ставок). Таким образом, ЕТТ ТС – это система ставок ввозных таможенных пошлин, количество которых точно равняется количеству подсубпозиций единой ТН ВЭД Таможенного союза [3]

5. Ставки ввозных таможенных пошлин группируются по способу их расчета (исчисления). В ЕТТ абсолютно преобладают адвалорные ставки (в % от таможенной стоимости), их доля составляет свыше 80% общего количества ставок включая также и специфические ставки этого тарифа. Кроме того применяются и комбинированные ставки ввозных пошлин. Однако эти ставки определяются только по I методу (адвалорная, но не менее специфической). К сожалению, комбинированные ставки, определяемые по II и III методу в Едином тарифе ТС пока не применяются. [2]

6. Единый таможенный тариф Таможенного союза является конвенционным. В отличие от национальных таможенных тарифов стран-участниц ТС, которые позиционировались только как автономные. Это значит, что ЕТТ Таможенного союза имеет договорное происхождение. Он был разработан на базе унификации национальных таможенных тарифов. Основой этой унификации выступил Таможенный тариф Российской Федерации, действовавший до создания Таможенного союза.

7. Важнейшей характеристикой любого таможенного тарифа является содержащееся в нем количество колонок. Колонки определяют то число различных ставок ввозных таможенных пошлин, которыми может облагаться один и тот же импортный товар (подсубпозиция) при различных экономических и политических условиях. ЕТТ Таможенного союза является одноколонным тарифом. Он включает лишь базовые ставки («ставки ЕТТ ТС»), применяемые в торговле только с теми странами, которые имеют режим наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле с государствами Таможенного союза. Ставки других колонок (преференциальные и т.д.) непосредственно в Едином таможенном тарифе не представлены. Исключение составляют лишь ставки сезонных таможенных пошлин, включенные в текст Единого таможенного союза (новелла ЕТТ ТС). В отличие от Таможенного тарифа Российской Федерации. [5]

8. Важнейшими характеристиками таможенного тарифа также выступают шаг и уровень ставок ввозных таможенных пошлин. В Едином таможенном тарифе (адвалорная ставка) в качестве шага была принята величина 5% (от таможенной стоимости импортного товара). Такой же шаг ставки применялся и в Таможенном тарифе Российской Федерации, который действовал до создания Таможенного союза.

9. На основе указанного шага (5%) выделяются и уровни ставок ввозных таможенных пошлин ЕТТ ТС. Они равняются следующим значениям: 0%; 5%; 10%; 15%; 20% [2]. За некоторыми исключениями ЕТТ ТС характеризовался 5 (пятью) уровнями ставок ввозных таможенных пошлин (1 колонка).

Однако после вступления России в ВТО произошло очередное, очень масштабное изменение ставок ЕТТ ТС (свыше 1000 подсубпозиций). Причем в сторону понижения ставок тарифа. Именно здесь Комиссия Таможенного союза (в порядке исключения) применила другую величину шага ставки (2%). Однако прежний размер шага ставки остается преобладающим в структуре ЕТТ Таможенного союза.

10. И, наконец, о мегатарифах в Едином тарифе Таможенного союза. Как известно, под мегатарифами принято понимать такие ставки таможенных пошлин, величина которых превышает уровень 100% от таможенной стоимости облагаемого товара. В ЕТТ Таможенного союза также имеется пример такого мегатарифа. Речь идет о ставках ввозных пошлин при импорте на спирт этиловый неденатурированный и спиртовые настойки (подсубпозиции 2207 10000 0 и 2 207 20 000 0). Ставка ЕТТ ТС равна 100%, но не менее 2 евро за 1 л. [2, с. 146]

1. Единый таможенный тариф Таможенного союза (по состоянию на 19.08.2010 г.). – М.: ФТС России, 2010-572 с.

2. Единый таможенный тариф Таможенного союза (по состоянию на 01.01.2012 г.). – М.: ФТС России, 2011. – 574 с.

3. Подробнее об этом см.: Вестник Курганского государственного университета. Серия. Гуманитарные науки. Выпуск 8. – 2012. — № 4 (26). С. 6-9.

4. О многоколонности таможенного тарифа РФ см.: Салийчук В.Ф. Экономический рост: специфика и безопасность: Монография. – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2012.

5. Рассчитано по : Атлас мира. – М.: ПКО «Картография»; Издательство «Оникс», 2007. – С. 28, 110, 154.

Таможенный тариф

Таможенный тариф – это свод ставок таможенных пошлин, которыми облагаются товары при пересечении таможенной границы. Ставки приводятся в соответствие с систематизированным перечнем товарной номенклатуры. Требуется уточнить, что таможенная граница может не совпадать с границами государства, и включает в себя все точки отправления и поступления товаров, например, порты, аэропорты, вокзалы. Она может включать в себя границы государств, объединившихся в таможенный союз, на территории которого применяется единый таможенный тариф.

Читать еще:  Верещагин таможня дает добро

Структура таможенного тарифа

Структура таможенного тарифа строится из товарной номенклатуры и ставок таможенных пошлин. Строка таможенного тарифа включает в себя: код товара, его название и описание, соответствующие им значения ставок. В более сложной структуре могут указываться различные преференции, льготы, квоты.

Виды таможенных тарифов

Существует множество классификаций таможенных тарифов. В первую очередь выделяют два вида: простые и сложные.

  • Простой подразумевает, что каждому товару соответствует только одна ставка таможенной пошлины, применяемая в любом случае.
  • Сложный подразумевает, что к каждому товару соответствует несколько ставок таможенных пошлин (две или больше). Практически во всех странах используются сложные таможенные тарифы, дающие возможность гибкого применения таможенных пошлин.

Виды таможенных тарифов по перемещению товара:

  • Тариф на импорт.
  • Тариф на экспорт.

Суть и цель применения таможенного тарифа – управление внешнеторговой деятельностью.

Цели применения таможенного тарифа

Применение таможенного тарифа позволяет добиваться несколько целей:

  • управление потоком товаров, перемещаемых через таможенную границу для достижения оптимального соотношения между импортом и экспортом;
  • регулярное пополнение бюджета страны;
  • защита интересов товаропроизводителей страны от конкуренции с зарубежными товарами;
  • создание условий для эффективной интеграции в мировую экономику.

В России первый таможенный тариф был издан в 1724 г. в эпоху царствования Петра 1. Он представлял собой перечень привозных и отпускных товаров в алфавитном порядке, с указанием собираемых пошлин. Размер пошлины устанавливался в зависимости от цены товара, его веса или меры. С тех пор таможенные тарифы неоднократно менялись.

Закон о таможенном тарифе

В 1991 г. был принят Закон СССР «О таможенном тарифе», прекративший действие после того, как перестал существовать СССР.

В 1993 г. был принят Закон РФ «О таможенном тарифе». В соответствии с законом ставки ввозных таможенных пошлин утверждаются Правительством РФ. Закон РФ «О таможенном тарифе» действует и сейчас и является правовой основой для: для порядка применения ставок вывозных таможенных пошлин (экспортных), предоставления преференций и льгот.

Таможенный тариф РФ

Таможенный тариф РФ был введен в действие с 1 июля 1993 года Законом РФ от 21.05.1993 г. № 5003-01 «О таможенном тарифе». Он определял порядок применения таможенного тарифа, видов таможенных пошлин, виды ставок таможенных пошлин, порядок их установления, а также тарифные льготы (преференции). Согласно принятому законодательству ставки ввозных таможенных пошлин устанавливаются законодательно Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 718 был утверждён Таможенный тариф РФ, действовавший до создания Таможенного Союза.

Единый таможенный тариф ТС (таможенного союза)

Таможенный союз трёх стран России, Белоруссии, Казахстана был создан в 2010 году, его управляющим органом стала Комиссии Таможенного союза (КТС). Первое время между странами шли сложные интеграционные процессы. Единый таможенный тариф ТС вступил в силу с 1 января 2012 года Решением Комиссии Таможенного союза (КТС) от 18.11.2011 № 850. Этим же документом была утверждена новая редакция Единой товарной номенклатуры. С 2012 года наднациональным регулирующим органом Таможенного Союза стала Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК), которая стала преемницей КТС. В течение этого же года было принято Решение Совета ЕЭК от 16 июля 2012 г. N 54, которое утвердило вышедшую новую редакцию единой ТН ВЭД ТС и Единого таможенного тарифа Таможенного Союза (ЕТТ ТС). Принятие этих документов было вызвано вступлением России во Всемирную торговую организацию (ВТО) и взятыми в связи с этим обязательствами. Так как Белоруссия и Казахстан не были членами ВТО, то для этих стран был установлен переходный период. Образованный ТС является открытой организацией, готовой к присоединению новых участников. В 2011 году намерение присоединиться выразила Киргизия, одобрение было получило в 2014 году. В 2013 году намерение присоединиться появилось у Армении, одобрение было получено в 2013 году. В 2014 году Киргизия и Армения вошли в состав ТС, однако действовавшие Таможенные тарифы этих стран отличались от Единого Таможенного тарифа ТС. Для вновь присоединившихся стран на время переходного периода действовали льготные условия, во время которого ставки ввозных пошлин на некоторые товары оставались прежними. После окончания переходного периода, льготный период закончился и в действие вступили таможенные пошлины ЕТТ ТС.

Пример. До окончания переходного периода ставки ввозных таможенных пошлин на автомобили в Армении были значительно ниже, чем в других странах ТС. По этой причине стоимость автомобиля, ввезённого в Армению из США, была значительно ниже по сравнению с другими странами ТС. Использовать ввезённый автомобиль можно было по всей территории ТС.

Единый таможенный тариф ЕАЭС

С 1 января 2015 года был создан Евразийский экономический союз (ЕАЭС), объединивший 5 стран: Россию, Белоруссию, Казахстан, Армению, Киргизию. Решением Совета ЕЭК от 10.12.2014 N 112 были внесены изменения в Решение Совета ЕЭК 54 в результате которых ТС был переименован в ЕАЭС, так появился Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза (ЕТТ ЕАЭС). Ставки таможенных пошлин были приведены в соответствие с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), основанной на Гармонизированной системы описания и кодирования товаров. Эта система состоит из видов товаров и присвоенным им кодам ТН ВЭД, состоящим из 10 цифр. Единый таможенный тариф состоит из 21 раздела (97 групп), содержащих все виды товаров. Указанные в нём ставки таможенных пошлин действуют на территории всех стран-членов ЕАЭС, что позволяет проводить единую таможенную политику.

Таможенный тариф 2020

Таможенный тариф ЕАЭС в 2020 году мало чем отличается от тарифа 2019 года. Решениями ЕЭК проводятся изменения ставок ввозных пошлин в действующий Таможенный тариф. Кроме того, в перечень товаров вносятся новые товарные позиции.

Пример. Решением ЕЭК от 03 февраля 2020 N 23 были обнулены ввозные таможенные пошлины на отдельные виды моллюсков и мясо криля с кодами ТН ВЭД 0307433800, 0307439000, 0307529000, 1605400001 и 1605539000.

Мы уверены, что сроки, стоимость и качество услуг Вас приятно удивят!

Единый таможенный тариф Таможенного союза и его характеристика

Инструментом торговой политики на единой таможенной территории Республики Беларусь, Российской Федерации и Республики Казахстан является Единый таможенный тариф Таможенного союза (далее — ЕТТ).

Соглашением о едином таможенно-тарифном регулировании в Та­моженном союзе от 25.01.2008 с 1 января 2010 г.

Основные цели ЕТТ:

? рационализация товарной структуры ввоза товаров на единую тамо­женную территорию Таможенного союза;

? поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров на единой таможенной территории Таможенного союза;

? создание условий для прогрессивных изменений в структуре произ­водства и потребления товаров в Таможенном союзе;

? защита экономики Таможенного союза от неблагоприятного воз­действия иностранной конкуренции;

? обеспечение условий для эффективной интеграции Таможенного союза в мировую экономику.

22 августа 2012 г. Российская Федерация официально стала 156-м чле­ном ВТО. Переговоры о российском участии в ВТО продолжались в тече­ние 18 лет (с 1993 по 2011 г.). В связи со вступлением Российской Федера­ции в ВТО с 23 августа 2012 г. действует уточненный ЕТТ, утвержденный Решением Совета ЕЭК от 16 июля 2012 г. № 54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможен­ного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза». Реше­нием Совета ЕЭК от 16 июля 2012 г. № 55 «О применении Республикой Беларусь и Республикой Казахстан ставок ввозных таможенных пошлин, отличных от ставок Единого таможенного тарифа Таможенного союза, в отношении отдельных категорий товаров» утвержден перечень товаров, в отношении которых Республикой Беларусь и Республикой Казахстан применяются ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от ставок ЕТТ. Ставки ЕТТ по большинству товарных позиций группы 87 ТН ВЭД ТС остаются для Беларуси и Казахстана на прежнем уровне до их присо­единения к ВТО.

Читать еще:  Международные конвенции по таможенным вопросам

Ставки ЕТТ применяются в отношении товаров, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза и происходящих из любых стран (в т. ч. товаров, происхождение которых не установлено), за исклю­чением случаев предоставления тарифных преференций в рамках единой системы тарифных преференций Таможенного союза, а также случаев применения режима свободной торговли.

ЕТТ, вступивший в силу 1 января 2010 г., был утвержден Решени­ем Межгосударственного Совета Евразийского экономического сооб­щества (Высшего органа Таможенного союза) на уровне глав государств от 27.11.2009 № 18. С указанной даты полномочия по ведению ЕТТ ТС делегированы Комиссии Таможенного союза (далее — КТС; ныне ЕЭК).

Основные подходы по построению обновленного ЕТТ остались преж­ними. В привязке к десятизначному коду ТН ВЭД ТС применяются три вида ставок ввозных таможенных пошлин: 1) адвалорные, начисляемые в процентах от таможенной стоимости облагаемых товаров; 2) специфиче­ские, начисляемые в установленном размере за единицу измерения облага­емых товаров; 3) комбинированные, сочетающие оба указанных выше вида.

вступления в силу.

Сравнительный анализ структуры ТН ВЭД

Количество кодов

ТН ВЭД ТС и видов ставок

Единый таможенный тариф
01.01.2010­

31.12.2011

01.01.2012­

22.08.2012

с 23.08.2012
Десятизначные коды

ТН ВЭД ТС

11 17311 13211 281
Специфические ставки217255269
Комбинированные ставки174517771555

Окончание табл. 4

Количество кодов

ТН ВЭД ТС и видов ставок

Единый таможенный тариф
01.01.2010­

31.12.2011

01.01.2012­

22.08.2012

с 23.08.2012
Адвалорные ставки, в том числе в размерах:921191009457
0 %158515771614
2 %2
3 %9921
3,5 %333
5 %322931523277
6,5 %2
7 %988
7,5 %344
8 %121219
10 %179517661797
12,5 %22
13 %223
15 %199120142104
20 %544499544
23 %1
25 %295232
65 %24

Из более 11 тысяч десятизначных товарных позиций обновленного ЕТТ снижение уровня ставок ввозных таможенных пошлин произошло примерно по одной тысяче товарных позиций, в результате чего сред­невзвешенная ставка ввозной таможенной пошлины составляет около 7,5 %. Основные параметры договоренностей по ставкам ввозных тамо­женных пошлин исходя из обязательств Российской Федерации в ВТО приведены в табл. 5.

Переходные периоды для либерализации доступа на рынок, как пра­вило, составляют 2-3 года, по наиболее чувствительным товарам — 5-7 лет.

По истечении всех переходных периодов по снижению до конечного уровня ввозных таможенных пошлин около половины всех ставок оста­нется на прежнем уровне. Около 30 % ставок будут снижены не более чем на пять процентных пунктов.

Основные параметры ставок ввозных таможенных пошлин обязательств перед ВТО

Укрупненные группы товаров ТН ВЭД ТСЕТТ средневзвешенная ставкаВТО: средневзвешенная

ставка

Начальный

уровень 1

Конечный

уровень 2

Вся номенклатура10,29311,8507,147
Сельскохозяйственные

товары

15,63415,17811,275
Промышленные товары9,38711,2566,410

1 Максимально допустимый уровень ставок пошлин , который применяется с даты присоединения России к ВТО.

2 Максимально допустимый уровень ставок пошлин, который применяется по истечении переходных периодов.

В целом снижение средневзвешенной ставки от текущего уровня до конечного, согласованного в переговорах по присоединению России к ВТО, составляет порядка трех процентных пунктов. Аналогичное сни­жение наблюдается в части промышленных товаров. В отношении сель­скохозяйственных товаров и продовольствия снижение составит поряд­ка 4,4 процентных пункта.

Произойдет снижение ставок ввозных таможенных пошлин на ино­странные лекарства с 15—5 % до 6,5—5 % в течение переходного перио­да, и одновременно опережающими темпами будут снижаться пошлины на медицинское оборудование и лекарственные субстанции (до 2—3 %).

Для рынка химической продукции вступление в ВТО в подавляющем большинстве случаев не будет иметь значимых последствий. В целом став­ка пошлины снизится с 10 до 6,5—5 %. В тех же случаях, когда снижение является более существенным (косметические средства, мыла и моющие средства, линолеум, некоторые готовые изделия из пластмасс), оно будет происходить в течение 5—6-летнего переходного периода. Будут заметно снижены или отменены ставки пошлин на технологическое, строитель­ное, научное и измерительное оборудование.

В течение трех лет после присоединения будут отменены пошлины на компьютеры, средства их производства и элементную базу. Пошлины на бытовую электротехнику и электронику, снизившись с 15 %, останут­ся на уровне 7—9 %.

В отношении транспортных средств уровень тарифов на момент при­соединения к ВТО должен вернуться к «докризисному» состоянию рос­сийского тарифа периода до 2009 г. На новые легковые автомобили про­изойдет снижение пошлины с 25 % до 15 % в течение семи лет, причем снижение совершается в основном в течение последних трех лет, что, с од­ной стороны, обеспечит интересы российских покупателей и потреби­телей, с другой — позволит в полном объеме реализовать крупные инве­стиционные проекты по производству автомобилей в России с участием иностранного капитала. При этом пошлины на старые автомобили (быв­шие в употреблении от 3 до 7 лет) сохранятся на уровне 20 % после сни­жения с 25 % в течение переходного периода.

На торговые продукты из рыбы пошлины уменьшатся незначитель­но: с 15 до 12,5-12 % за 1-3 года. Что касается рыбного сырья, то на мно­гие его виды пошлины снизятся с 10 % до 6-8 %, в отдельных случа­ях — до 3-5 %. Ввозные таможенные пошлины на молоко, сливки сухие и сгущенные, сливочное масло уменьшатся с 25 до 20 %, т. е. будет до­стигнут размер ставок, действовавший до 1 января 2010 г.

Снизятся пошлины для некоторых кормов для животноводства и до­машних животных (в том числе соевых бобов, жмыха, шрота), овощей, фруктов и орехов (апельсинов, винограда, бананов, фисташек, арахи­са и др.), в особенности овощей и фруктов в зимний период. Облегчит­ся импорт сырья, недостающего для пищевой промышленности (напри­мер, высококачественной молочной сыворотки).

С момента присоединения к ВТО продолжится применение режима тарифного квотирования при импорте говядины, свинины и мяса птицы.

Таможенные тарифы — это. Единый таможенный тариф. Виды таможенных тарифов

Основными элементами механизма регулирования тарифов служат таможенные пошлины, которые определяют размер оплаты по экспортным и импортным товарам, для чего и существуют таможенные тарифы. Это перечень ставок, составленный в единой системе. Они могут быть простыми и сложными, импортными и экспортными.

Сложные таможенные тарифы

Это установление более двух ставок по каждому из товаров, что будет зависеть от страны его происхождения. Самая высокая ставка считается автономной. Её называют генеральной, что предполагает применение к товарам государств, которые не заключили торговые соглашения и договоры. Низкая ставка — конвенционная. Она бывает минимальной и налагается на товары стран, которые торгуют в режиме благоприятствования, и по отношению к ним низкие таможенные тарифы — это результат заключения определённых торговых договоров.

Также предусматривается возможность ситуации, когда вводятся дополнительные компенсационные или антидемпинговые пошлины. Такие таможенные тарифы — это исключение из правил, которое их лишь подчёркивает, потому что уровень их иногда превышает даже максимум ставок, причём значительно. Существует и тарифная квота, которая регулирует количество товара, ввозимого в страну беспошлинно или же по сниженной ставке. Таможенные тарифы — это систематизированные таможенные пошлины, применяющиеся к обложению товаров при импорте (а иногда и при экспорте) из той или иной страны. Они являются классическим инструментом для регулирования всей внешней торговли.

Функции

Существует определение, что таможенные пошлины — налоги, которые взимаются при пересечении границ и повышают цены экспортируемых или импортируемых товаров, оказывая тем самым влияние и на объём, и на структуру оборота внешней торговли. К основным функциям таможенных тарифов относятся следующие:

  1. Первая — фискальная, относящаяся и к импорту, и к экспорту, поскольку все таможенные пошлины — доходная статья госбюджета.
  2. Вторая функция — защитная (или протекционистская). Она относится только к импорту, и благодаря ей государство охраняет местных производителей от иностранной конкуренции, которая иногда очень нежелательна.
  3. Третья функция — балансировочная, она относится только к экспорту и установлена для того, чтобы предотвратить нежелательный экспорт товаров, цены на которые внутри страны ниже мировых по тем или иным причинам. Таможенные пошлины обычно классифицируют по способу взимания, по объекту обложения, по характеру, по типам ставок и по способу вычисления.

Способ взимания

В чем особенности применения таможенных тарифов по способу взимания? Их разделяют на адвалорные, когда пошлина начисляется в процентах к стоимости товаров (например, 25% от таможенной стоимости); специфические, когда пошлина имеет установленный размер за единицу товара (например, $15 за 1т); комбинированные, когда сочетаются уже перечисленные виды таможенных тарифов (например, 25% от таможенной стоимости, но не более $15 за 1т).

Если товары имеют разные качественные характеристики, но являются одной товарной группой, чаще всего применяется адвалорная пошлина, аналогичная пропорциональному налогу продаж, который и применяется во всех подобных случаях. Специфические же обычно накладывают на все стандартизированные товары. Несколько иначе применяют таможенный тариф Таможенного союза ЕАЭС, который и создан был для отмены всяческих пошлин в торговле между странами договора.

Объект обложения: импортные пошлины

По объекту обложения таможенные пошлины разделяются на импортные, экспортные и транзитные. Импортные пошлины представляют собой налоговые платежи на товары, которые ввозятся на территорию государства. Эти деньги идут в доход государственного бюджета, а сами пошлины регулируют объёмы импорта, поэтому наиболее распространены по всему миру. Импортные пошлины влияют на экономику как инструмент стимулирования отечественных производств, поскольку дают прибавку к стоимости товара из-за рубежа. К слову, этот механизм работает ещё и как инструмент политических санкций.

Политическая ситуация очень влияет на размеры импортных пошлин. Государство может одинаковые товары из разных стран облагать пошлинами с применением разных таможенных тарифов: от минимального для стран, отношения с которыми складываются благоприятно, до максимально повышенных пошлин для тех государств, в отношениях с которыми существует напряжённость. Ещё таможенные тарифы зависят от категории товара и его рыночной стоимости.

Экспортные и транзитные пошлины

Когда экспортные товары пересекают границу государства, при выпуске на них иногда накладываются пошлины. Случается это крайне редко, только с целью сокращения экспорта и пополнения бюджета, а также в случае слишком больших различий внутренних цен, которые регулируются, и свободных на мировом рынке.

Транзитными пошлинами облагаются товары, перевозимые транзитом сквозь территорию государства. Используются они тоже очень и очень редко, чаще всего как инструмент торговой войны. Также таможенные тарифы могут быть изменяющимися — сезонными, и применяться для того, чтобы оперативно регулировать торговлю между странами продуктами сезонного характера (чаще это сельскохозяйственная продукция). Товары, которые производились с использованием субсидий, тоже при импорте облагаются пошлиной — компенсационной.

Классификация товаров

Важнейший организационный принцип, по которому выстроены таможенные тарифы, — классификация товаров. Именно так выглядит Единый таможенный тариф с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров, которая была разработана СТС. Его сутью являются классификационные схемы, в основе которых лежат национальные таможенные тарифы.

Используют Единый таможенный тариф более ста государств, что и определяет эффективность их экономики. Товары, которые обращаются в международной торговле, сгруппированы в шесть подразделений, среди которых — разделы, группы, подгруппы, товарные позиции, подпозиции и субпозиции. На каждый товар определён особый денежный сбор при пересечении границ. В нашей стране к таможенным платежам относятся ввозная и вывозная таможенные пошлины; налоги на добавленную стоимость, взимаемые при ввозе товаров; акциз и таможенные сборы.

Специальная пошлина

Такой сбор осуществляется как защитная или ответная мера в определённых случаях.

1. Если товары ввозятся в страну с неприемлемыми условиями и в таких количествах, которые причинят вред отечественному производителю.

2. Для прекращения деятельности внешнеэкономических партнёров, нарушающих интересы государства недобросовестной конкуренцией.

3. Как ответная мера на недружественные или дискриминационные действия иностранных государств и действия их в союзах против России.

Размер таможенного тарифа этой пошлины не прописан специально, поскольку он устанавливается отдельно в каждом случае. Кроме того, размеры таких пошлин соотносятся с величиной выявленного ущерба, установленного расследованием.

Ввозные пошлины

Ставки всех ввозных пошлин определены правительством РФ в тех пределах, который предусматривает Закон «О таможенном тарифе». Существует свод ставок, которые применяются к товарам, перемещающимся через границу России. Они систематизированы в рамках Товарной номенклатуры российской внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), которая разработана на основе ГС (Гармонизированная система кодирования и описания товаров).

Последнюю рекомендовала Международная торговая палата в 1991 году и КН ЕС (Комбинированная тарифно-статистическая номенклатура ЕС). Ставки вывозных пошлин, а также перечень товаров, к которым они применяются, устанавливает правительство РФ. В рамках внешнеэкономической деятельности России применяется не только пошлина на ввоз, вывоз и международный транзит товаров, но также действуют многие виды тарифных льгот.

В России сейчас

Во Всемирной таможенной организации (ВТамО) один раз в пять лет утверждается следующее издание номенклатуры ГС. С 1 января 2017 года введено шестое издание ГС, основанное на пятом, которое вступило в силу в 2012 году. Однако различия в этих редакциях имеются. Формально ВТО выступает за то, чтобы соблюдался режим максимального благоприятствования, который не предусматривает увеличения таможенных тарифов. Однако на деле происходит почти обратное. Именно этим и объясняются многие изменения.

В октябре 2016 года решением Совета ЕЭК установлено, что одновременно с новым изданием номенклатуры ГС будет в новой редакции применяться и ТН ВЭД ЕАЭС, а также это касается и Единого таможенного тарифа (ЕТТ ЕАЭС). В перечне отдельных товаров появились изменения ставок ввозных пошлин. Это коснулось и промышленных, и сельскохозяйственных товаров.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector