Инструменты таможенной политики государства - Как обезопасить себя в кризис?
Invest-currency.ru

Как обезопасить себя в кризис?
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Инструменты таможенной политики государства

Таможенная политика, цели и методы ее осуществления

Таможенная политика представляет собой целенаправленную деятельность государства по регулированию внешнеторгового обмена (объема, структуры и условий экспорта и импорта) через установление соответствующего таможенного режима перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Таможенная система России имеет богатейший опыт защиты экономического суверенитета и безопасности го­сударства, внутреннего рынка, отечественной торговли и промышленности. Осуществление этих стратегических мероприятий всегда было неразрывно связано с проводи­мой в стране таможенной политикой, являющейся состав­ной частью как внешней, так и внутренней политики го­сударства. И хотя действующий Таможенный кодекс РФ не дает определения таможенной политики, в общем виде ее можно представить как систему государственных экономических и иных таможенно-правовых мер по регули­рованию внешней торговли, защите национальной эконо­мики и решению фискальных задач.

Совокупность институтов, участвующих в формировании и осуществлении таможенной политики, а также набор форм и методов ее осуществления, порядок использования компетентными государственными органами инструментов та­моженного регулирования образуют понятие механизма таможенной политики.

Основной целью таможенной политики любого госу­дарства является обеспечение его экономических интере­сов. И Россия в этом плане не исключение.

Цели таможенной политики России сформулированны­ми в ст. 2 ТК РФ:

  • Обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования то­варообмена на таможенной территории России.
  • Участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка.
  • Стимулирование развития национальной экономики.
  • Содействие проведению структурной перестройки и реализации других задач экономической политики Рос­сии.
  • Иные цели, определяемые Президентом, Федераль­ным Собранием и Правительством Российской Федерации.

Основные начала таможенной политики тесно связаны с принципами госу­дарственного регулирования внешнеторговой деятельности, к которым в соот­ветствии с Федеральным законом «О государственном регулировании внешне­торговой деятельности» (ст. 4) относятся:

  1. Единство внешнеторговой политики как составной части внешней поли­тики Российской Федерации.
  2. Единство системы государственного регулирования внешнеторговой дея­тельности и контроля за ее осуществлением.
  3. Единство политики экспортного контроля.
  4. Единство таможенной территории Российской Федерации.
  5. Приоритет экономических мер государственного регулирования внешне­торговой деятельности.
  6. Равенство участников внешнеторговой деятельности и их недискримина­ция.
  7. Защита государством прав и законных интересов участников внешнетор­говой деятельности.
  8. Исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во внешнеторговую деятельность, нанесения ущерба ее участникам и экономике Российской Федерации в целом.

Таможенная политика должна содействовать обеспечению экономической безопасности, под которой понимается состояние экономики, гарантирующее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независи­мость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внут­ренним угрозам и воздействиям.

Статья 2 ТК закрепляет, что в Российской Федерации осуществляется еди­ная таможенная политика, являющаяся составной частью внутренней и внешней политики России. Ее цели определяются Федеральным Собранием, Правительст­вом РФ и Президентом РФ в соответствии с ТК и другими источниками тамо­женного права и сводятся к обеспечению наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на россий­ской таможенной территории, участию в реализации торгово-политических за­дач по защите российского рынка, стимулированию развития национальной экономики, содействию реализации основных задач экономической политики России.

Направленность целей таможенной политики на защи­ту российского рынка товаров и на стимулирование раз­вития национальной экономики обусловливает ее тесную связь с внутренней политикой российского государства. Как составная часть внешней политики государства, та­моженная политика России призвана таким образом реа­лизовывать внешнеэкономические интересы государства, чтобы не только защищать находящуюся в кризисном со­стоянии национальную экономику от дальнейшего развала, но и способствовать проведению ее структурной пере­стройки с целью оживления, оздоровления и последую­щего подъема.

Таможенная политика опирается на деятельность таможенной службы, яв­ляющейся институционной предпосылкой ее реализации. В то же время нельзя отождествлять таможенное регулирование только с деятельностью таможенных органов. Формирование и реализация таможенной политики — сложный процесс, протекающий в недрах государственного механизма с участием всех трех ветвей государственной власти — законодательной, исполнительной и судебной, а также заинтересованных предпринимательских кругов.

Таможенная политика — часть внешнеэкономической деятельности государ­ства. Исторически она стала первой формой государственного регулирования внешней торговли. Сущность таможенной политики проявляется в таможенно-тарифном законодательстве, организации таможенных союзов, заключении таможенных конвенций, создании свободных таможенных зон и т.д. | Таможенная политика — неотъемлемая часть экономической и внешнеторговой политики государства, и поэтому она зависит от целей и задач общей экономической стратегии правительства.

Формирование таможенной политики любого государ­ства предполагает два важных подхода к определению ее направленности — это протекционизм и фритредерство.

Протекционизм — это политика, направленная на защиту собственной промышленности, сельского хозяйства от иностранной конкуренции на внутреннем рынке. Протекционистская таможенная политика направлена на создание наиболее благоприятных условий для развития отечественного производства и внутрен­него рынка. Ее основные цели достигаются путем установления высокого уровня таможенного обложения на импортируемые товары и ограничением импорта.

Читать еще:  Укажите источник взимания таможенных платежей

Фритредерство — это политика свободной торговли. Она устраняет всякие помехи во внешнеторговых отношениях и достигается путем минимизации каких-либо ограниче­ний на внешнеторговый оборот, что ведет к его росту, а также способствует более выгодному международному раз­делению труда и удовлетворению потребностей рынка. В отличие от протекционизма политика свободной торговли предполагает минимальный уровень таможенных пошлин и направлена на всемерное поощре­ние ввоза иностранных товаров на внутренний рынок страны.

Основными средствами (инструментами) реализации таможенной политики являются таможенные пошлины, сборы (тарифное, или экономическое, регули­рование), процедура таможенного оформления и таможенного контроля, раз­личные таможенные ограничения и формальности, связанные с практикой внеш­неторгового лицензирования и квотирования (нетарифное, или административ­ное, регулирование).

Административные инструменты регулирования внеш­ней торговли просто необходимы на современном этапе. С их помощью государство в условиях самостоятельного осу­ществления большим числом компаний коммерческих операций может остановить рост внешнеторгового дифицита и выровнять торговый и платежный балансы, более рационально распорядиться иностранной валютой при острой ее нехватке для покупки за рубежом наиболее не­обходимых стране товаров, мобилизовать валютные ре­зервы для обслуживания валютного долга. Кроме того, эти инструменты позволяют получать уступки в области ограничений импорта на условиях взаимности и добивать­ся отмены дискриминационных мер в странах — торговых партнерах России.

Дополнительная информация

При полном или частичном использовании материалов сайта гиперссылка на первоисточник обязательна.

Инструменты таможенной политики

Понятие таможенной политики

В состав таможенной политики входит таможенный контроль и таможенное дело. Деятельность таможенных органов направлена на формирование таможенных тарифов, сборов и пошлин. Деятельность таможенных органов зависит от экономических, социальных, финансовых и торгово-политических целей государства.

Таможенное регулирование — это система экономических инструментов регулирования режима прохождения грузов через границу.

Цели таможенной политики

Целями таможенной политики является эффективное использование контролирующих инструментов, регулирование товарооборота, защита отечественного рынка и содействие формированию, а при необходимости, — перестройке национальной экономики. Иные цели определяет Правительство РФ, президент и Федеральное Собрание.

Основные принципы таможенной политики определены в Федеральном законе «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». В частности, к ним относятся:

  • установка приоритетов в отношении государственного регулирования внешнеторговой деятельности,
  • равные права участников внешнеэкономической деятельности, и отсутствие дискриминации в отношении этих участников,
  • исключение неоправданного вмешательства государства и контролирующих органов во внешнеторговую деятельность, что в будущем может нанести ущерб участникам внешнеэкономической деятельности и экономике РФ.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Таможенно-тарифное регулирование должно содействовать обеспечению экономической безопасности, под которой понимается состояние экономики, гарантирующее достаточный уровень социального, политического и оборонного состояния Российской Федерации, а также неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям.

Инструменты таможенной политики

Под инструментами таможенного регулирования понимают инструменты, при помощи которых осуществляется регулирование внешнеэкономической деятельности.

Основным инструментом таможенной политики являются пошлины.

Таможенная пошлина — налог, взимаемый государством с провозимых через национальную границу товаров, по ставкам, предусмотренным таможенным тарифом.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Классификация таможенной пошлины осуществляется по:

  • объектам налогообложения,
  • методам исчисления.

Объекты обложения делятся на ввозимые, вывозимые, транзитные. По методу исчисления таможенные пошлины делят на комбинированные, адвалорные.

Вместе с товаром таможенными органами проверяются документы, оформленные на ввозимый или ввозимый товар. Под таможенными документами понимают документы, которые необходимо оформить при переходе товара через государственную границу.

Таможенные документы оформляются в соответствии с законодательством РФ и ТК РФ.

Документы подлежат проверке в связи:

  1. перемещения товара или транспортного средства через государственную границу,
  2. если применяется таможенный режим,
  3. если присутствует нарушение таможенных правил,
  4. при взимании платежей, предусмотренных таможней,
  5. при таможенных и статистических целях.

Таможенные тарифы используются в качестве инструмента в регулировании экономики государства, для реализаций целей в внешнеторговой политике. Таможенные тарифы представлены в виде свода ставок и систематизированы в соответствии с номенклатурами. При помощи данных ставок определяется сумма оплаты за экспортируемый или импортируемый товар. Таможенные тарифы должны согласовывать с международными регламентами.

Таможенные тарифы подразделяются на следующие виды:

  • экспортный и импортный таможенный тариф,
  • простой и сложный таможенный тариф.

Задача импортного тарифа — совместно с налоговой системой воздействовать на ценовую политику, при этом оказывается влияние на рентабельность организации.

Читать еще:  Что такое таможенное обеспечение груза

Активной частью импортного тарифа являются ставки таможенных пошлин. Частью таможенных тарифов являются таможенные ставки.

Экспортные тарифы регулируют внешнюю торговлю, однако их используют не все страны. Регламентирование объема экспорта и структуры может привести к обвалу потенциала и давлению на цены.

Развиваются таможенные тарифы обычно по следующему сценарию:

  1. увеличивается номенклатура товара,
  2. устанавливаются разные ставки на один и тот же товар.

При первом сценарии применяется простой таможенные тариф, предусматривающий единую ставку для товара из определенной номенклатуры, страна происхождения на него не влияет.

Второй сценарий достаточно сложный. Устанавливается несколько тарифов на один вид товара, при этом учитывается страна производства. Основной ставкой является самая высокая ставка тарифа. Ставки распространяются и на товары, даже если со страной не заключено торговое соглашение. Однако чаще применяется более низкая ставка. Ее применяют при условии, что товар находится в режиме благоприятствования.

Таможенные тарифы представляют собой налог, который применяется государством в отношении ценностей, которые пересекают границу. Данный налог увеличивает цену на товар, что соответственно понижает конкурентоспособность. Барьеры таможенных тарифов различаются от группы товаров и их степени обработки. Если это сырьевой товар, то подразделение идет от 0,5% до 2,6%, если готовая продукция – 7-15%.

В странах, где преобладает рыночная экономика, появилось и набирает популярность понятие тарифной эксплуатации. Тарифная эксплуатация подразумевает повышение тарифной ставки в зависимости от степени обработки товара. На это влияет протекционистская политика. Тарифные ставки могут варьироваться в том числе в зависимости от страны происхождения и ее экономического развития.

Таможенные инструменты играют серьезную роль в таможенной политике и способствуют ее регулированию.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Таможенная политика — инструмент управления внешнеэкономической деятельностью

Во всех государствах мира внешнеэкономическая деятельность спо­собствует выравниванию уровня экономического развития (националь­ного и мирового), осуществляет соизмерение национальных и мировых издержек производства, реализует преимущества международного разде­ления труда и, как следствие, способствует повышению эффективности национальной экономики.

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 25.11.2004 № 347-З «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» госу­дарственное регулирование внешнеторговой деятельности в Республике Беларусь осуществляется с учетом следующих основных принципов:

? реализации внешнеторговой политики как составной части единой внешней политики Республики Беларусь;

? обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь, в том числе в экономической сфере;

? единства таможенной территории;

? приоритета экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

? невмешательства в частные дела при осуществлении внешнеторго­вой деятельности, за исключением случаев, когда такое вмешательство осуществляется на основании правовых норм в интересах национальной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья населения, за­щиты нравственности, прав и свобод других лиц;

? обеспечения выполнения обязательств, принятых Республикой Бе­ларусь по международным договорам, и реализации прав, возникающих из международных договоров Республики Беларусь;

? применения в отношении другого государства (группы государств) мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности с учетом взаимности;

? выбора мер государственного регулирования внешнеторговой дея­тельности, являющихся не более обременительными для ее участников, чем это необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, преследуемых данными мерами;

? обоснованности и объективности применения мер государственно­го регулирования внешнеторговой деятельности;

? гарантирования права на судебную защиту прав, свобод и законных интересов участников внешнеторговой деятельности;

? гласности в применении мер государственного регулирования внеш­неторговой деятельности.

Внешнеторговая политика Республики Беларусь осуществляетсяв це­лях создания благоприятных условий для резидентов Республики Бела­русь — участников внешнеторговой деятельности, производителей и по­требителей товаров, заказчиков и исполнителей услуг.

Отношения Республики Беларусь с иностранными государствами в области внешнеторговой деятельности строятся на основе Конститу­ции Республики Беларусь и иного законодательства Республики Бела­русь, а также общепризнанных принципов и норм международного права, в том числе принципов суверенного равенства государств, мирного разре­шения международных споров, невмешательства во внутренние дела друг друга, добросовестного выполнения международных обязательств, при­нятых Республикой Беларусь, а также недискриминации и взаимности.

Одним из инструментов внешнеэкономической деятельности являет­ся таможенная политика. В соответствии с Решением Совета глав госу­дарств СНГ от 10.02.1995 «Об основах таможенных законодательств госу­дарств — участников Содружества Независимых Государств» таможенная политика является частью внутренней и внешней политики государств.

Таможенная политика, а также порядок и условия перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного декларирования, таможенный кон­троль и другие средства проведения таможенной политики составляют таможенное дело.

Целями таможенной политики являются обеспечение наиболее эф­фективного использования инструментов таможенного контроля, уча­стие в реализации торгово-политических задач по защите национального рынка, стимулированию развития национальной экономики, содействию в проведении структурной перестройки и других задач экономической политики, а также иные цели, определяемые Президентом Республики Беларусь, Парламентом Республики Беларусь и Правительством Респу­блики Беларусь.

Читать еще:  Возмещение таможенного ндс при импорте

В условиях формирования рыночных отношений таможенная поли­тика не только реализует задачи внешнеэкономической деятельности, но и является продолжением внутренней политики, а также инструмен­том и средством решения внутриэкономических задач. Она призвана сти­мулировать всестороннее развитие отечественной экономики и ограждать ее от проникновения извне деструктивных элементов. По своему харак­теру таможенная политика является правоохранительной и находится на страже государственных интересов, прав юридических лиц и граждан.

Составляющую таможенного дела — таможенную политику — можно определить как систему политико-правовых, организационных, эконо­мических и иных мероприятий в сфере таможенного дела, ориентирован­ных на реализацию и защиту внутри- и внешнеэкономических интересов государства. В условиях перехода к рыночным отношениям таможенная политика должна быть динамичной, маневренной, гибкой и в то же вре­мя достаточно устойчивой и стабильной в отношении экономического суверенитета, стимулирования отечественной экономики, соблюдения экономических интересов Республики Беларусь и других государств — участников Таможенного союза при их интеграции в мировое хозяйство.

Составляющей частью таможенной политики в сфере таможенного об­ложения, направленной на его регулирование, является таможенно-та­рифная политика. Основные средства реализации таможенно-тарифной политики: установление тарифных и нетарифных мер таможенного регу­лирования, осуществление таможенного контроля таможенными органа­ми, участие в таможенных союзах и иных формах интеграции экономи­ческих связей с другими государствами. Центральное место в механизме государственного регулирования внешнеэкономической деятельности занимает таможенно-тарифное регулирование посредством таможен­ных платежей.

Таможенный контроль как часть таможенного дела имеет сквозной характер и в той или иной степени проявляется во всех составляющих та­моженного дела, а именно при формировании таможенной политики, пе­ремещении через таможенную границу товаров и транспортных средств, взимании и уплате таможенных платежей и т. д. Перемещаемые товары и транспортные средства подлежат таможенному декларированию и та­моженному контролю в соответствии с порядком и условиями, опреде­ленными таможенными процедурами. На границах между государствами, входящими в Таможенный союз, как правило, отменяется и таможенный контроль, что приводит к сокращению транспортных расходов.

К другим средствам таможенного дела, помимо перечисленных со­ставляющих, относятся: таможенная статистика и ведение Товарной но­менклатуры внешнеэкономической деятельности; борьба с контрабандой и иными преступлениями в таможенном деле, с нарушениями таможен­ных правил; производство по делам о нарушениях таможенных правил; рассмотрение дел о нарушениях таможенных правил; дознание и опера­тивно-розыскная деятельность таможенных органов и др. Таможенное регулирование предполагает использование целого спектра способов, методов, приемов регулирования, способных в совокупности, в органи­ческом единстве и взаимодействии обеспечить должный эффект в про­цессе осуществления таможенного дела. Исходя из задач конкретного периода, одни его части и элементы не подвержены сиюминутным коле­баниям политической конъюнктуры и в целом имеют довольно стабиль­ный характер, хотя и реагируют на них. К ним относятся, например, ин­ституты таможенного декларирования и таможенной статистики. Другие части таможенного дела, например, таможенные платежи, таможенные процедуры, правила перемещения через таможенную границу товаров, транспортных средств, физических лиц, формы и методы таможенного контроля, являются подвижными. Регулирование статуса этих частей та­моженного дела во многом обусловлено наличием разнообразных факто­ров: политических, экономических, социальных, географических, при­родных, криминогенных и др.

Изучение отечественной и зарубежной многовековой истории при­водит к неоспоримому выводу, что таможенная политика во все времена была и остается неотъемлемой частью внешней и внутренней политики государства, а таможенная служба — одним из базовых институтов любой экономики и проводником таможенной политики.

Таможенное дело Республики Беларусь как суверенного государства формируется с 1991 г. Осуществляют таможенное дело непосредственно таможенные органы. Они составляют единую систему, в которую входят Государственный таможенный комитет Республики Беларусь, 2 регио­нальные таможни (Гродненская и Минская), 7 таможен (Брестская, Ви­тебская, Гомельская, Минск-2, Минская центральная, Могилевская, Ош- мянская), свыше 120 пунктов таможенного оформления.

В условиях единой таможенной территории Таможенного сою — за и ЕЭП согласно Договору о Евразийской экономической комиссии от 18.11.2011 Евразийская экономическая комиссия (далее — ЕЭК) коор­динирует деятельность таможенных органов Республики Беларусь, Ре­спублики Казахстан и Российской Федерации в соответствии с договор­но-правовой базой Таможенного союза и ЕЭП и решениями Высшего Евразийского экономического совета в сферах таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, таможенного администрирования, тех­нического регулирования, санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер, зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин, установ­ления торговых режимов в отношении третьих стран, статистики внеш­ней и взаимной торговли и др.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector