Инструменты таможенной политики государства
Таможенная политика, цели и методы ее осуществления
Таможенная политика представляет собой целенаправленную деятельность государства по регулированию внешнеторгового обмена (объема, структуры и условий экспорта и импорта) через установление соответствующего таможенного режима перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Таможенная система России имеет богатейший опыт защиты экономического суверенитета и безопасности государства, внутреннего рынка, отечественной торговли и промышленности. Осуществление этих стратегических мероприятий всегда было неразрывно связано с проводимой в стране таможенной политикой, являющейся составной частью как внешней, так и внутренней политики государства. И хотя действующий Таможенный кодекс РФ не дает определения таможенной политики, в общем виде ее можно представить как систему государственных экономических и иных таможенно-правовых мер по регулированию внешней торговли, защите национальной экономики и решению фискальных задач.
Совокупность институтов, участвующих в формировании и осуществлении таможенной политики, а также набор форм и методов ее осуществления, порядок использования компетентными государственными органами инструментов таможенного регулирования образуют понятие механизма таможенной политики.
Основной целью таможенной политики любого государства является обеспечение его экономических интересов. И Россия в этом плане не исключение.
Цели таможенной политики России сформулированными в ст. 2 ТК РФ:
- Обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории России.
- Участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка.
- Стимулирование развития национальной экономики.
- Содействие проведению структурной перестройки и реализации других задач экономической политики России.
- Иные цели, определяемые Президентом, Федеральным Собранием и Правительством Российской Федерации.
Основные начала таможенной политики тесно связаны с принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности, к которым в соответствии с Федеральным законом «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» (ст. 4) относятся:
- Единство внешнеторговой политики как составной части внешней политики Российской Федерации.
- Единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности и контроля за ее осуществлением.
- Единство политики экспортного контроля.
- Единство таможенной территории Российской Федерации.
- Приоритет экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
- Равенство участников внешнеторговой деятельности и их недискриминация.
- Защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности.
- Исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во внешнеторговую деятельность, нанесения ущерба ее участникам и экономике Российской Федерации в целом.
Таможенная политика должна содействовать обеспечению экономической безопасности, под которой понимается состояние экономики, гарантирующее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям.
Статья 2 ТК закрепляет, что в Российской Федерации осуществляется единая таможенная политика, являющаяся составной частью внутренней и внешней политики России. Ее цели определяются Федеральным Собранием, Правительством РФ и Президентом РФ в соответствии с ТК и другими источниками таможенного права и сводятся к обеспечению наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на российской таможенной территории, участию в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулированию развития национальной экономики, содействию реализации основных задач экономической политики России.
Направленность целей таможенной политики на защиту российского рынка товаров и на стимулирование развития национальной экономики обусловливает ее тесную связь с внутренней политикой российского государства. Как составная часть внешней политики государства, таможенная политика России призвана таким образом реализовывать внешнеэкономические интересы государства, чтобы не только защищать находящуюся в кризисном состоянии национальную экономику от дальнейшего развала, но и способствовать проведению ее структурной перестройки с целью оживления, оздоровления и последующего подъема.
Таможенная политика опирается на деятельность таможенной службы, являющейся институционной предпосылкой ее реализации. В то же время нельзя отождествлять таможенное регулирование только с деятельностью таможенных органов. Формирование и реализация таможенной политики — сложный процесс, протекающий в недрах государственного механизма с участием всех трех ветвей государственной власти — законодательной, исполнительной и судебной, а также заинтересованных предпринимательских кругов.
Таможенная политика — часть внешнеэкономической деятельности государства. Исторически она стала первой формой государственного регулирования внешней торговли. Сущность таможенной политики проявляется в таможенно-тарифном законодательстве, организации таможенных союзов, заключении таможенных конвенций, создании свободных таможенных зон и т.д. | Таможенная политика — неотъемлемая часть экономической и внешнеторговой политики государства, и поэтому она зависит от целей и задач общей экономической стратегии правительства.
Формирование таможенной политики любого государства предполагает два важных подхода к определению ее направленности — это протекционизм и фритредерство.
Протекционизм — это политика, направленная на защиту собственной промышленности, сельского хозяйства от иностранной конкуренции на внутреннем рынке. Протекционистская таможенная политика направлена на создание наиболее благоприятных условий для развития отечественного производства и внутреннего рынка. Ее основные цели достигаются путем установления высокого уровня таможенного обложения на импортируемые товары и ограничением импорта.
Фритредерство — это политика свободной торговли. Она устраняет всякие помехи во внешнеторговых отношениях и достигается путем минимизации каких-либо ограничений на внешнеторговый оборот, что ведет к его росту, а также способствует более выгодному международному разделению труда и удовлетворению потребностей рынка. В отличие от протекционизма политика свободной торговли предполагает минимальный уровень таможенных пошлин и направлена на всемерное поощрение ввоза иностранных товаров на внутренний рынок страны.
Основными средствами (инструментами) реализации таможенной политики являются таможенные пошлины, сборы (тарифное, или экономическое, регулирование), процедура таможенного оформления и таможенного контроля, различные таможенные ограничения и формальности, связанные с практикой внешнеторгового лицензирования и квотирования (нетарифное, или административное, регулирование).
Административные инструменты регулирования внешней торговли просто необходимы на современном этапе. С их помощью государство в условиях самостоятельного осуществления большим числом компаний коммерческих операций может остановить рост внешнеторгового дифицита и выровнять торговый и платежный балансы, более рационально распорядиться иностранной валютой при острой ее нехватке для покупки за рубежом наиболее необходимых стране товаров, мобилизовать валютные резервы для обслуживания валютного долга. Кроме того, эти инструменты позволяют получать уступки в области ограничений импорта на условиях взаимности и добиваться отмены дискриминационных мер в странах — торговых партнерах России.
Дополнительная информация
При полном или частичном использовании материалов сайта гиперссылка на первоисточник обязательна.
Инструменты таможенной политики
Понятие таможенной политики
В состав таможенной политики входит таможенный контроль и таможенное дело. Деятельность таможенных органов направлена на формирование таможенных тарифов, сборов и пошлин. Деятельность таможенных органов зависит от экономических, социальных, финансовых и торгово-политических целей государства.
Таможенное регулирование — это система экономических инструментов регулирования режима прохождения грузов через границу.
Цели таможенной политики
Целями таможенной политики является эффективное использование контролирующих инструментов, регулирование товарооборота, защита отечественного рынка и содействие формированию, а при необходимости, — перестройке национальной экономики. Иные цели определяет Правительство РФ, президент и Федеральное Собрание.
Основные принципы таможенной политики определены в Федеральном законе «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». В частности, к ним относятся:
- установка приоритетов в отношении государственного регулирования внешнеторговой деятельности,
- равные права участников внешнеэкономической деятельности, и отсутствие дискриминации в отношении этих участников,
- исключение неоправданного вмешательства государства и контролирующих органов во внешнеторговую деятельность, что в будущем может нанести ущерб участникам внешнеэкономической деятельности и экономике РФ.
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Таможенно-тарифное регулирование должно содействовать обеспечению экономической безопасности, под которой понимается состояние экономики, гарантирующее достаточный уровень социального, политического и оборонного состояния Российской Федерации, а также неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям.
Инструменты таможенной политики
Под инструментами таможенного регулирования понимают инструменты, при помощи которых осуществляется регулирование внешнеэкономической деятельности.
Основным инструментом таможенной политики являются пошлины.
Таможенная пошлина — налог, взимаемый государством с провозимых через национальную границу товаров, по ставкам, предусмотренным таможенным тарифом.
Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!
Классификация таможенной пошлины осуществляется по:
- объектам налогообложения,
- методам исчисления.
Объекты обложения делятся на ввозимые, вывозимые, транзитные. По методу исчисления таможенные пошлины делят на комбинированные, адвалорные.
Вместе с товаром таможенными органами проверяются документы, оформленные на ввозимый или ввозимый товар. Под таможенными документами понимают документы, которые необходимо оформить при переходе товара через государственную границу.
Таможенные документы оформляются в соответствии с законодательством РФ и ТК РФ.
Документы подлежат проверке в связи:
- перемещения товара или транспортного средства через государственную границу,
- если применяется таможенный режим,
- если присутствует нарушение таможенных правил,
- при взимании платежей, предусмотренных таможней,
- при таможенных и статистических целях.
Таможенные тарифы используются в качестве инструмента в регулировании экономики государства, для реализаций целей в внешнеторговой политике. Таможенные тарифы представлены в виде свода ставок и систематизированы в соответствии с номенклатурами. При помощи данных ставок определяется сумма оплаты за экспортируемый или импортируемый товар. Таможенные тарифы должны согласовывать с международными регламентами.
Таможенные тарифы подразделяются на следующие виды:
- экспортный и импортный таможенный тариф,
- простой и сложный таможенный тариф.
Задача импортного тарифа — совместно с налоговой системой воздействовать на ценовую политику, при этом оказывается влияние на рентабельность организации.
Активной частью импортного тарифа являются ставки таможенных пошлин. Частью таможенных тарифов являются таможенные ставки.
Экспортные тарифы регулируют внешнюю торговлю, однако их используют не все страны. Регламентирование объема экспорта и структуры может привести к обвалу потенциала и давлению на цены.
Развиваются таможенные тарифы обычно по следующему сценарию:
- увеличивается номенклатура товара,
- устанавливаются разные ставки на один и тот же товар.
При первом сценарии применяется простой таможенные тариф, предусматривающий единую ставку для товара из определенной номенклатуры, страна происхождения на него не влияет.
Второй сценарий достаточно сложный. Устанавливается несколько тарифов на один вид товара, при этом учитывается страна производства. Основной ставкой является самая высокая ставка тарифа. Ставки распространяются и на товары, даже если со страной не заключено торговое соглашение. Однако чаще применяется более низкая ставка. Ее применяют при условии, что товар находится в режиме благоприятствования.
Таможенные тарифы представляют собой налог, который применяется государством в отношении ценностей, которые пересекают границу. Данный налог увеличивает цену на товар, что соответственно понижает конкурентоспособность. Барьеры таможенных тарифов различаются от группы товаров и их степени обработки. Если это сырьевой товар, то подразделение идет от 0,5% до 2,6%, если готовая продукция – 7-15%.
В странах, где преобладает рыночная экономика, появилось и набирает популярность понятие тарифной эксплуатации. Тарифная эксплуатация подразумевает повышение тарифной ставки в зависимости от степени обработки товара. На это влияет протекционистская политика. Тарифные ставки могут варьироваться в том числе в зависимости от страны происхождения и ее экономического развития.
Таможенные инструменты играют серьезную роль в таможенной политике и способствуют ее регулированию.
Так и не нашли ответ
на свой вопрос?
Просто напиши с чем тебе
нужна помощь
Таможенная политика — инструмент управления внешнеэкономической деятельностью
Во всех государствах мира внешнеэкономическая деятельность способствует выравниванию уровня экономического развития (национального и мирового), осуществляет соизмерение национальных и мировых издержек производства, реализует преимущества международного разделения труда и, как следствие, способствует повышению эффективности национальной экономики.
В соответствии с Законом Республики Беларусь от 25.11.2004 № 347-З «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» государственное регулирование внешнеторговой деятельности в Республике Беларусь осуществляется с учетом следующих основных принципов:
? реализации внешнеторговой политики как составной части единой внешней политики Республики Беларусь;
? обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь, в том числе в экономической сфере;
? единства таможенной территории;
? приоритета экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
? невмешательства в частные дела при осуществлении внешнеторговой деятельности, за исключением случаев, когда такое вмешательство осуществляется на основании правовых норм в интересах национальной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья населения, защиты нравственности, прав и свобод других лиц;
? обеспечения выполнения обязательств, принятых Республикой Беларусь по международным договорам, и реализации прав, возникающих из международных договоров Республики Беларусь;
? применения в отношении другого государства (группы государств) мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности с учетом взаимности;
? выбора мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для ее участников, чем это необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, преследуемых данными мерами;
? обоснованности и объективности применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
? гарантирования права на судебную защиту прав, свобод и законных интересов участников внешнеторговой деятельности;
? гласности в применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
Внешнеторговая политика Республики Беларусь осуществляетсяв целях создания благоприятных условий для резидентов Республики Беларусь — участников внешнеторговой деятельности, производителей и потребителей товаров, заказчиков и исполнителей услуг.
Отношения Республики Беларусь с иностранными государствами в области внешнеторговой деятельности строятся на основе Конституции Республики Беларусь и иного законодательства Республики Беларусь, а также общепризнанных принципов и норм международного права, в том числе принципов суверенного равенства государств, мирного разрешения международных споров, невмешательства во внутренние дела друг друга, добросовестного выполнения международных обязательств, принятых Республикой Беларусь, а также недискриминации и взаимности.
Одним из инструментов внешнеэкономической деятельности является таможенная политика. В соответствии с Решением Совета глав государств СНГ от 10.02.1995 «Об основах таможенных законодательств государств — участников Содружества Независимых Государств» таможенная политика является частью внутренней и внешней политики государств.
Таможенная политика, а также порядок и условия перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного декларирования, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики составляют таможенное дело.
Целями таможенной политики являются обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля, участие в реализации торгово-политических задач по защите национального рынка, стимулированию развития национальной экономики, содействию в проведении структурной перестройки и других задач экономической политики, а также иные цели, определяемые Президентом Республики Беларусь, Парламентом Республики Беларусь и Правительством Республики Беларусь.
В условиях формирования рыночных отношений таможенная политика не только реализует задачи внешнеэкономической деятельности, но и является продолжением внутренней политики, а также инструментом и средством решения внутриэкономических задач. Она призвана стимулировать всестороннее развитие отечественной экономики и ограждать ее от проникновения извне деструктивных элементов. По своему характеру таможенная политика является правоохранительной и находится на страже государственных интересов, прав юридических лиц и граждан.
Составляющую таможенного дела — таможенную политику — можно определить как систему политико-правовых, организационных, экономических и иных мероприятий в сфере таможенного дела, ориентированных на реализацию и защиту внутри- и внешнеэкономических интересов государства. В условиях перехода к рыночным отношениям таможенная политика должна быть динамичной, маневренной, гибкой и в то же время достаточно устойчивой и стабильной в отношении экономического суверенитета, стимулирования отечественной экономики, соблюдения экономических интересов Республики Беларусь и других государств — участников Таможенного союза при их интеграции в мировое хозяйство.
Составляющей частью таможенной политики в сфере таможенного обложения, направленной на его регулирование, является таможенно-тарифная политика. Основные средства реализации таможенно-тарифной политики: установление тарифных и нетарифных мер таможенного регулирования, осуществление таможенного контроля таможенными органами, участие в таможенных союзах и иных формах интеграции экономических связей с другими государствами. Центральное место в механизме государственного регулирования внешнеэкономической деятельности занимает таможенно-тарифное регулирование посредством таможенных платежей.
Таможенный контроль как часть таможенного дела имеет сквозной характер и в той или иной степени проявляется во всех составляющих таможенного дела, а именно при формировании таможенной политики, перемещении через таможенную границу товаров и транспортных средств, взимании и уплате таможенных платежей и т. д. Перемещаемые товары и транспортные средства подлежат таможенному декларированию и таможенному контролю в соответствии с порядком и условиями, определенными таможенными процедурами. На границах между государствами, входящими в Таможенный союз, как правило, отменяется и таможенный контроль, что приводит к сокращению транспортных расходов.
К другим средствам таможенного дела, помимо перечисленных составляющих, относятся: таможенная статистика и ведение Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности; борьба с контрабандой и иными преступлениями в таможенном деле, с нарушениями таможенных правил; производство по делам о нарушениях таможенных правил; рассмотрение дел о нарушениях таможенных правил; дознание и оперативно-розыскная деятельность таможенных органов и др. Таможенное регулирование предполагает использование целого спектра способов, методов, приемов регулирования, способных в совокупности, в органическом единстве и взаимодействии обеспечить должный эффект в процессе осуществления таможенного дела. Исходя из задач конкретного периода, одни его части и элементы не подвержены сиюминутным колебаниям политической конъюнктуры и в целом имеют довольно стабильный характер, хотя и реагируют на них. К ним относятся, например, институты таможенного декларирования и таможенной статистики. Другие части таможенного дела, например, таможенные платежи, таможенные процедуры, правила перемещения через таможенную границу товаров, транспортных средств, физических лиц, формы и методы таможенного контроля, являются подвижными. Регулирование статуса этих частей таможенного дела во многом обусловлено наличием разнообразных факторов: политических, экономических, социальных, географических, природных, криминогенных и др.
Изучение отечественной и зарубежной многовековой истории приводит к неоспоримому выводу, что таможенная политика во все времена была и остается неотъемлемой частью внешней и внутренней политики государства, а таможенная служба — одним из базовых институтов любой экономики и проводником таможенной политики.
Таможенное дело Республики Беларусь как суверенного государства формируется с 1991 г. Осуществляют таможенное дело непосредственно таможенные органы. Они составляют единую систему, в которую входят Государственный таможенный комитет Республики Беларусь, 2 региональные таможни (Гродненская и Минская), 7 таможен (Брестская, Витебская, Гомельская, Минск-2, Минская центральная, Могилевская, Ош- мянская), свыше 120 пунктов таможенного оформления.
В условиях единой таможенной территории Таможенного сою — за и ЕЭП согласно Договору о Евразийской экономической комиссии от 18.11.2011 Евразийская экономическая комиссия (далее — ЕЭК) координирует деятельность таможенных органов Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации в соответствии с договорно-правовой базой Таможенного союза и ЕЭП и решениями Высшего Евразийского экономического совета в сферах таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, таможенного администрирования, технического регулирования, санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер, зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин, установления торговых режимов в отношении третьих стран, статистики внешней и взаимной торговли и др.