Invest-currency.ru

Как обезопасить себя в кризис?
5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Платежи платон в счет транспортного налога

Транспортный налог и система Платон (нюансы)

Правовой смысл облегченного порядка взимания платы в систему «Платон»

С началом работы системы «Платон» (в ноябре 2015 года) началась волна критики и негативных комментариев в отношении новых обязательных платежей. Кроме того, против системы «Платон» пытались бороться и юридическими методами.

Одной из основных претензий к новому сбору было то, что один и тот же объект (большегруз) облагается одновременно 2 платежами с примерно одинаковым назначением:

  • транспортным налогом (гл. 28 НК РФ), одним из основных назначений которого является содержание в приемлемом состоянии автодорог;
  • платой за проезд по федеральным автодорогам (постановление Правительства РФ от 14.06.2013 № 504), средства от взимания которой также должны направляться на ремонт дорог.

Единственным отличием между этими «поборами» было то, что транспортный налог — региональный, а платежи в «Платон» — федеральные. Но для обычных владельцев большегрузов, вынужденных платить и то, и другое, на практике такая разница роли не играла.

О том, какие авто относятся к числу большегрузов, читайте в статье «Система Платон — какие машины под нее попадают?».

В связи с этим, несмотря на то что КС РФ в своем постановлении от 31.05.2016 № 14-П/2016 заключил, что плата в системе «Платон» не содержит признаков налога, жизнь владельцам тяжелых грузовиков решено было облегчить. Сделал это закон от 03.07.2016 № 249-ФЗ, внесший очередные корректировки в НК РФ и позволивший снизить нагрузку плательщика транспортного налога за счет платежей в систему «Платон».

ВАЖНО! Новый порядок расчета транспортного налога затронул и порядок отнесения его сумм на расходы для целей расчета налога на прибыль (доходы). Общий смысл изменений: на суммы, пошедшие в зачет, нельзя одновременно уменьшить налоговую базу по прибыли (доходу). В рамках данного материала мы не будем останавливаться на этом моменте.

Об особенностях бухучета платы в «Платон» за большегрузы читайте в материале «Как отразить в бухучете плату в систему «Платон» — рекомендации Минфина».

Как работает закон от 03.07.2016 № 249-ФЗ

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! С 2019 года описанный ниже льготный порядок взимания платежей свое действие завершает. Он вводился временно, сроком до 31.12.2018. Поэтому с 01.01.2019 за большегрузы следует платить и ТН, и авансы в «Платон». Подробности см. в материале «Вычет на «Платон» отменяется».

В соответствии с редакцией НК РФ до 2019 года владелец большегруза имел право уменьшить сумму транспортного налога, причитающуюся к уплате за налоговый период (год), на сумму платежей в систему «Платон», сделанных за тот же период.

Если сумма платы в «Платон» превышала исчисленный транспортный налог, последний не платился вовсе. Если платежи в «Платон» меньше, чем транспортный налог, доплате в региональный бюджет подлежала только разница.

Для обоснования права на уменьшение владелец грузового транспорта представлял в свою налоговую инспекцию пакет подтверждающих документов и заявление. Документы должны были содержать данные:

  • о владельце транспортного средства;
  • большегрузном (с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн) авто;
  • уплате платежей.

ФНС для этих целей рекомендует использовать отчеты, сформированные непосредственно в системе «Платон» (письма от 09.01.2017 № БС-4-21/65@, от 26.08.2016 № БС-4-11/15777).

О том, как получить доступ в личный кабинет системы, читайте в статье «Система «Платон» — личный кабинет пользователя (нюансы)».

Следует заметить, что для уменьшения налога не имеет значения, является плательщиком физлицо или юрлицо. Вместе с тем в порядке расчета налога есть различия: «юрики» считают налог сами, а «физиков» обсчитывает ФНС с последующей рассылкой уведомлений.

Транспортный налог за 2019 — 2020 годы

С 1 января 2019 года, как было отмечено выше, отменяется вычет по транспортному налогу в размере платы за вред, который транспорт с разрешенной максимальной массой свыше 12 т причиняет дорогам федерального значения. То есть на сумму платежей в «Платон» нельзя уменьшить сумму налога.

В связи с этим упраздняется ограничение на учет расходов по налогу на прибыль — теперь всю сумму платы в систему «Платон» можно учитывать в составе прочих расходов (закон «О внесении изменений. » от 03.07.2016 № 249-ФЗ).
До 2018 года налогоплательщики не могли уменьшить налоговую базу по этому налогу на сумму платы в счет возмещения вреда, причиняемого автодорогам общего пользования федерального значения большегрузами, зарегистрированными в системе «Платон» (п. 48.21 ст. 270, п. 2 ст. 362 НК РФ).

Итоги

Изменения в НК РФ, внесенные законом № 249-ФЗ, были призваны снизить налоговую нагрузку для тех, кто одновременно уплачивает и транспортный налог, и платежи в «Платон». Снижение предусмотрено за счет возможности уменьшить сумму транспортного налога к уплате на платежи, внесенные в систему «Платон». Но эта возможность была временной (до конца 2018 года), и планов по продлению такого порядка пока никто официально не озвучивал. В 2019 — 2020 годах нагрузка на владельцев большегрузов увеличена. Они теперь платят и в систему «Платон» и транспортный налог в полном объеме. Но есть и плюсы: сумму платы в «Платон» можно учесть в расходах при подсчете налогооблагаемой прибыли.

Система Платон и транспортный налог в 2019 году

Автор: Екатерина Соловьева
Бухгалтер-консультант

Начало 2019 года ознаменовалось не только увеличением ставки НДС, изменения затронули и систему «Платон». Среди нововведений — отмена вычета по транспортному налогу на сумму платежей в систему. Рассказываем, как владельцам большегрузов избежать ошибок при расчете необходимых отчислений в бюджет и каким образом вернуть переплату, если она образовалась.

Читать еще:  Платежное поручение при увольнении сотрудника

Какой порядок взимания налогов с большегрузов действовал до 2019 года?

До 31.12.2018 за собственниками большегрузного транспорта «закреплялись» два типа платежей:

  • отчисления в систему «Платон», за счет которой ремонтируются дороги;
  • региональный транспортный налог, направляемый на содержание дорог.

Кроме того, владельцы автомобилей с разрешенной max массой более 12 тонн имели возможность снизить ТН на сумму, перечисленную в «Платон».

Важно, что этим правом могли воспользоваться только собственники большегрузов, зарегистрированные в системе в качестве плательщиков ТН по данному транспортному средству (письмо налоговой службы от 11 июля 2018 года № БС-4-21/13355).

Налоговый расчет строился на следующих правилах:

  1. Учет велся по каждому автомобилю отдельно. Нельзя было уменьшить суммы налога за один грузовик на сумму взносов, уплаченных за другое транспортное средство.
  2. Уменьшение бюджетных платежей допускалось только в случае, когда в отчетном году автомобиль «изъездил» авансовые взносы в систему.
  3. При превышении платежей в «Платон» начисленного налога, плательщик полностью освобождался от обязательства. Разницу между суммой взносов и транспортным налогом разрешалось учитывать в налоговой базе по прибыли.
  4. Если оплата сбора за вред дорогам была меньше налога, в бюджет уплачивали сумму, не покрытую за счет средств, израсходованных на «Платон».

С 01 января 2019 года была отменена льгота, с помощью которой автовладельцы снижали сумму транспортного налога. Кроме того, нововведения усложнили учет расходов по «Платону». Чтобы иметь возможность включить их в общие затраты, потребуется отдельно учитывать платежи в систему.

Отмена льготы по транспортному налогу: перспективы нововведения

С 2019 год размер уплаченных платежей в систему «Платон» не имеет значения для целей расчета ТН. По новым правилам, плательщики обязаны уплачивать налоги за весь имеющийся транспорт в полном объеме (письмо ФНС № БС-4-21/5227@ от 22.03.2019).

Таким образом, на всех владельцев большегрузов одновременно ложится обязанность по расчету и уплате авансовых платежей транспортного налога, а также оплата за проезд по федеральным трассам в систему «Платон».

Статья 12.21.3 КоАП устанавливает ряд штрафов за неиспользование бортового устройства или за махинации с ним.

Порядок учета платежей в «Платон» в составе расходов по налогу на прибыль

Итак, мы уже сказали, что с 01.01.2019 отменен налоговый вычет, который ранее предоставлялся в размере платы в систему «Платон». Все суммы сейчас могут быть учтены в налогооблагаемой базе по прибыли в полном размере в составе прочих расходов.

Правило касается не только тех, кто находится на общепринятой системе налогообложения, но и всех спецрежимников.

Переплата по транспортному налогу

Факт переплаты может быть обнаружен налоговой инспекцией или самим плательщиком. По результатам сверки с бюджетом издается акт, который фиксирует размер переплаты и источники ее возникновения.

Для возврата денег потребуется предоставить контрольный расчет, первичные документы, доказательства уплаты авансовых платежей. После проверки документов ФНС примет решение о возврате или зачете. Однако при обнаружении задолженности или штрафов по иным налогам и сборам сумма излишне уплаченного ТН будет направлена на их погашение. К слову, о нюансах зачета переплаты по налогам мы подробно писали здесь.

Изменение правил налогообложения и введение новых платежей породили путаницу в расчетах многих транспортных организаций. Зачастую бухгалтер не имеет знаний или времени вести раздельный учет. Кроме того, большинство штатных бухгалтеров всеми силами стараются избегать любого взаимодействия с налоговиками и предпочитают просто «забыть» о налоговой переплате, чтобы не связываться с ее возвратом.

Среди клиентов 1C-WiseAdvice компании различных сфер, поэтому нам приходится рассчитывать не только «популярные» налоги, но и менее распространенные. Переплата тоже не проблема. Общение с налоговиками — ежедневный рутинный процесс, не представляющий для нас сложностей.

Всё дело в организации процесса и особых запатентованных технологиях.

Отражение в расходах сумм транспортного налога и платы в систему «Платон»

Автор: Белецкая Ю. А., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Федеральная налоговая служба Письмом от 19.07.2017 № СД-4-3/14037@ направила для сведения и использования в работе письма Минфина России от 27.06.2017 № 03-03-10/40602 и от 11.07.2017 № 03-03-10/43987 с разъяснениями по вопросу учета в составе расходов по налогу на прибыль:

сумм транспортного налога;

платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированными в реестре транспортных средств системы взимания платы (так называемой платы в систему «Платон»).

В чем суть этих разъяснений? Разберем на практическом примере.

Налоги и сборы, подлежащие уплате в бюджет, учитываются в прочих расходах

Согласно п. 2 ст. 362 НК РФ сумма транспортного налога (ТНисчисл.), исчисленная по итогам налогового периода налогоплательщиками-организациями в отношении каждого транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 т, зарегистрированного в реестре, уменьшается на сумму платы в систему «Платон» (ПП), внесенную в отношении такого транспортного средства в данном налоговом периоде. В случае если при применении указанного налогового вычета сумма налога, подлежащая уплате в бюджет (ТНк уплате), принимает отрицательное значение, сумма налога считается равной нулю.

Читать еще:  Платежка уплата штрафа в налоговую

То есть если ПП ≥ ТНисчисл., то ТН не уплачивается.

Если ПП Читайте также

При этом под начисленными налогами и сборами следует понимать налоги и сборы, подлежащие уплате в бюджет, отраженные в соответствующих декларациях.

Согласно п. 48.21 ст. 270 НК РФ при определении базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде суммы платы в счет возмещения вреда (плата в систему «Платон») в размере, на который в соответствии с п. 2 ст. 362 НК РФ была уменьшена сумма транспортного налога, исчисленного за налоговый (отчетный) период в отношении указанных транспортных средств. Определение суммы указанной платы, не учитываемой при определении налоговой базы по итогам отчетных периодов, производится исходя из суммы авансовых платежей по транспортному налогу, исчисленной налогоплательщиком в соответствии с гл. 28 НК РФ в отношении транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированных в реестре транспортных средств системы взимания платы.

Как разъяснил Минфин в вышеупомянутых письмах, для целей исчисления налога на прибыль в расходах учитывается только та часть платы в счет возмещения вреда, которая не участвовала в уменьшении суммы соответствующего транспортного налога, исчисленного в соответствии с гл. 28 НК РФ.

Как понимать норму, изложенную в п. 48.21 ст. 270 НК РФ?

Расходы в виде суммы платы в систему «Платон» в течение налогового периода учитываются в расходах для целей налогообложения в размере превышения этой платы над суммой транспортного налога, исчисленной за налоговый период в отношении указанных ТС.

Что касается отчетных периодов, в налоговых расходах учитывается сумма платы за этот период, уменьшенная на сумму исчисленных авансовых платежей за данный период по транспортному налогу в отношении названных ТС. (То есть за большегрузные транспортные средства авансовые платежи по транспортному налогу в силу п. 2 ст. 363 НК РФ организация не уплачивает, но исчисляет для сравнения с платежами в систему «Платон»).

Например, если в 2017 году сумма исчисленного транспортного налога равна 40 000 руб., а плата в систему «Платон» – 48 000 руб., транспортный налог в бюджет не уплачивается, а сумма превышения – 8 000 руб. (48 000 — 40 000) – учитывается в расходах для целей налогообложения прибыли.

Обратите внимание: с 01.01.2019 транспортный налог будет уплачиваться в полном размере, а в расходах будет учитываться полная сумма платы за возмещение вреда.

На практическом примере

Пример.

Организация имеет на балансе большегрузное транспортное средство (свыше 12 т). Ежеквартальные исчисленные авансовые платежи по транспортному налогу составляют 9 000 руб.

Согласно отчету оператора системы «Платон» плата в счет возмещения вреда, причиняемого автодорогам, в 2017 году составила:

в I квартале – 11 000 руб.;

– в II квартале – 8 100 руб.;

– в III квартале – 6 500 руб.;

– в IV квартале – 12 200 руб.

В расходах для целей налогообложения прибыли будут учтены следующие суммы.

За I квартал в расходах для целей налогообложения признается сумма авансового платежа по транспортному налогу – 9 000 руб. плюс сумма превышения платы в систему «Платон» над этим авансовым платежом – 2 000 руб. (11 000 — 9 000).

За полугодие сумма авансовых платежей по транспортном налогу составила 18 000 руб. (9 000 + 9 000), а плата в систему «Платон» – 19 100 руб. (11 000 + 8 100). В расходах для целей налогообложения признается сумма авансовых платежей по транспортному налогу – 18 000 руб. плюс сумма превышения платы над этими авансовыми платежами – 1 100 руб. (19 100 — 18 000).

За девять месяцев сумма авансовых платежей по транспортному налогу равна 27 000 руб. (9 000 + 9 000 + 9 000), а плата в систему «Платон» – 25 600 руб. (11 000 + 8 100 + 6 500). В расходах для целей налогообложения будет учтена только сумма авансовых платежей по транспортному налогу – 27 000 руб., так как она превышает платежи в систему «Платон».

За год сумма транспортного налога составила 36 000 руб. (9 000 + 9 000 + 9 000 + 9 000), а плата в систему «Платон» – 37 800 руб. (11 000 + 8 100 + 6 500 + 12 200). В расходы для целей налогообложения будет включена сумма транспортного налога – 36 000 руб. плюс сумма превышения платы в систему «Платон» над суммой транспортного налога – 1 800 руб. (37 800 — 36 000).

Результаты представим в таблице.

Период

ПП

ТНисчисл.

Расходы для целей налогообложения

Отражение в расходах сумм транспортного налога и платы в систему «Платон»

Автор: Белецкая Ю. А., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Федеральная налоговая служба Письмом от 19.07.2017 № СД-4-3/14037@ направила для сведения и использования в работе письма Минфина России от 27.06.2017 № 03-03-10/40602 и от 11.07.2017 № 03-03-10/43987 с разъяснениями по вопросу учета в составе расходов по налогу на прибыль:

сумм транспортного налога;

платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированными в реестре транспортных средств системы взимания платы (так называемой платы в систему «Платон»).

В чем суть этих разъяснений? Разберем на практическом примере.

Налоги и сборы, подлежащие уплате в бюджет, учитываются в прочих расходах

Согласно п. 2 ст. 362 НК РФ сумма транспортного налога (ТНисчисл.), исчисленная по итогам налогового периода налогоплательщиками-организациями в отношении каждого транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 т, зарегистрированного в реестре, уменьшается на сумму платы в систему «Платон» (ПП), внесенную в отношении такого транспортного средства в данном налоговом периоде. В случае если при применении указанного налогового вычета сумма налога, подлежащая уплате в бюджет (ТНк уплате), принимает отрицательное значение, сумма налога считается равной нулю.

То есть если ПП ≥ ТНисчисл., то ТН не уплачивается.

Если ПП Читайте также

При этом под начисленными налогами и сборами следует понимать налоги и сборы, подлежащие уплате в бюджет, отраженные в соответствующих декларациях.

Согласно п. 48.21 ст. 270 НК РФ при определении базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде суммы платы в счет возмещения вреда (плата в систему «Платон») в размере, на который в соответствии с п. 2 ст. 362 НК РФ была уменьшена сумма транспортного налога, исчисленного за налоговый (отчетный) период в отношении указанных транспортных средств. Определение суммы указанной платы, не учитываемой при определении налоговой базы по итогам отчетных периодов, производится исходя из суммы авансовых платежей по транспортному налогу, исчисленной налогоплательщиком в соответствии с гл. 28 НК РФ в отношении транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированных в реестре транспортных средств системы взимания платы.

Как разъяснил Минфин в вышеупомянутых письмах, для целей исчисления налога на прибыль в расходах учитывается только та часть платы в счет возмещения вреда, которая не участвовала в уменьшении суммы соответствующего транспортного налога, исчисленного в соответствии с гл. 28 НК РФ.

Как понимать норму, изложенную в п. 48.21 ст. 270 НК РФ?

Расходы в виде суммы платы в систему «Платон» в течение налогового периода учитываются в расходах для целей налогообложения в размере превышения этой платы над суммой транспортного налога, исчисленной за налоговый период в отношении указанных ТС.

Что касается отчетных периодов, в налоговых расходах учитывается сумма платы за этот период, уменьшенная на сумму исчисленных авансовых платежей за данный период по транспортному налогу в отношении названных ТС. (То есть за большегрузные транспортные средства авансовые платежи по транспортному налогу в силу п. 2 ст. 363 НК РФ организация не уплачивает, но исчисляет для сравнения с платежами в систему «Платон»).

Например, если в 2017 году сумма исчисленного транспортного налога равна 40 000 руб., а плата в систему «Платон» – 48 000 руб., транспортный налог в бюджет не уплачивается, а сумма превышения – 8 000 руб. (48 000 — 40 000) – учитывается в расходах для целей налогообложения прибыли.

Обратите внимание: с 01.01.2019 транспортный налог будет уплачиваться в полном размере, а в расходах будет учитываться полная сумма платы за возмещение вреда.

На практическом примере

Пример.

Организация имеет на балансе большегрузное транспортное средство (свыше 12 т). Ежеквартальные исчисленные авансовые платежи по транспортному налогу составляют 9 000 руб.

Согласно отчету оператора системы «Платон» плата в счет возмещения вреда, причиняемого автодорогам, в 2017 году составила:

в I квартале – 11 000 руб.;

– в II квартале – 8 100 руб.;

– в III квартале – 6 500 руб.;

– в IV квартале – 12 200 руб.

В расходах для целей налогообложения прибыли будут учтены следующие суммы.

За I квартал в расходах для целей налогообложения признается сумма авансового платежа по транспортному налогу – 9 000 руб. плюс сумма превышения платы в систему «Платон» над этим авансовым платежом – 2 000 руб. (11 000 — 9 000).

За полугодие сумма авансовых платежей по транспортном налогу составила 18 000 руб. (9 000 + 9 000), а плата в систему «Платон» – 19 100 руб. (11 000 + 8 100). В расходах для целей налогообложения признается сумма авансовых платежей по транспортному налогу – 18 000 руб. плюс сумма превышения платы над этими авансовыми платежами – 1 100 руб. (19 100 — 18 000).

За девять месяцев сумма авансовых платежей по транспортному налогу равна 27 000 руб. (9 000 + 9 000 + 9 000), а плата в систему «Платон» – 25 600 руб. (11 000 + 8 100 + 6 500). В расходах для целей налогообложения будет учтена только сумма авансовых платежей по транспортному налогу – 27 000 руб., так как она превышает платежи в систему «Платон».

За год сумма транспортного налога составила 36 000 руб. (9 000 + 9 000 + 9 000 + 9 000), а плата в систему «Платон» – 37 800 руб. (11 000 + 8 100 + 6 500 + 12 200). В расходы для целей налогообложения будет включена сумма транспортного налога – 36 000 руб. плюс сумма превышения платы в систему «Платон» над суммой транспортного налога – 1 800 руб. (37 800 — 36 000).

Результаты представим в таблице.

Период

ПП

ТНисчисл.

Расходы для целей налогообложения

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector