Invest-currency.ru

Как обезопасить себя в кризис?
7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Фз о платежных агентах

Федеральный закон от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ
«О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами»

С изменениями и дополнениями от:

28 ноября 2009 г., 8 мая 2010 г., 27 июня 2011 г., 5 мая 2014 г., 3 июля 2016 г., 18 апреля 2018 г., 27 декабря 2019 г.

Принят Государственной Думой 22 мая 2009 года

Одобрен Советом Федерации 27 мая 2009 года

ГАРАНТ:

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

См. разъяснения о порядке применения отдельных норм настоящего Федерального закона, подготовленные Банком России

Президент Российской Федерации

В настоящее время широко распространена услуга по приему от населения различных социально значимых платежей через терминалы. Необходимость в принятии Федерального закона обусловлена отсутствием специального нормативно-правового регулирования данной сферы деятельности.

Согласно закону прием платежей от населения осуществляется на основании договоров между платежными операторами и поставщиками товаров (работ, услуг). По условиям такого договора оператор вправе от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика принимать денежные средства от физлица в целях исполнения денежных обязательств последнего перед поставщиком.

В число обязанностей оператора входит проведение последующих расчетов с поставщиком. При этом должно соблюдаться требование о расходовании наличных денег, поступивших в кассу юрлица или ИП. Кроме того, оператор в предусмотренных законом случаях обязан проводить идентификацию плательщика в целях противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма.

Договор также должен предусматривать условие об обеспечении обязательств оператора перед поставщиком. Способы могут быть разными: неустойка, залог, банковская гарантия и др.

Платежи могут приниматься только через платежные терминалы. Применение иных устройств запрещено.

Установлены специальные требования к платежным терминалам. В частности, они должны быть оснащены контрольно-кассовой техникой.

Особое внимание уделяется защите прав плательщика. Так, платежный агент должен обеспечить в каждом месте приема платежей предоставление плательщикам определенной информации (наименование поставщика, размер комиссии, телефоны оператора, поставщика и контролирующих органов и др.).

Перечень товаров (работ, услуг), оплата которых через терминалы запрещена, будет определять Правительство РФ.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2010 года, за исключением части 12 статьи 4, статьи 5, частей 1, 4 и 5 статьи 6 настоящего Федерального закона

Часть 12 статьи 4, статья 5, части 1, 4 и 5 статьи 6 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 апреля 2010 года

Текст Федерального закона опубликован в «Парламентской газете» от 9 июня 2009 г. N 31, в «Российской газете» от 10 июня 2009 г. N 104, в Собрании законодательства Российской Федерации от 8 июня 2009 г. N 23 ст. 2758

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 513-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 января 2020 г.

Федеральный закон от 18 апреля 2018 г. N 80-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 апреля 2018 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 290-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 110-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 июня 2011 г. N 162-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 28 ноября 2009 г. N 289-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Что такое платежный агент — закон 103 ФЗ

1 мин

Иногда бизнес предполагает специальные схемы его ведения, при которых прием оплаты и денежные переводы осуществляются через множество кассовых терминалов или любые другие способы оплаты услуг с помощью посредников. Этих лиц определяют законодательством к категории платежных агентов, действия которых также регламентируются правом. В этом материале будет дано краткое и развернутое пояснение понятия «платежный агент», его роль и функции.

Суть понятия «платежный агент»

Платежный агент — это юрлица и ИП, которые занимаются деятельностью, заключающейся в приеме материальных средств от физлиц в пользу поставщиков. Больше никаких услуг они оказывать не могут. Это определение присвоено им на законодательном уровне. Более того, к посредникам не относят юридические лица в виде кредитных организаций.

Оплата через терминал — один из способов перевода денег через посредника

Важно! Именно критерий того, что существует ограничение, и отделяет эти юрлица от других организаций, принимающих переводы в пользу третьих лиц: курьеров и служб интернет-магазинов. Резиденты также не могут заниматься продажей карт оплаты или товаров по каталогам.

Закон 103-ФЗ О деятельности агентов

Федеральный закон № 103 в последней редакции, описывающий деятельность, заключающуюся в приеме материальных средств от физлиц, был подписан и одобрен еще в 2009 г. Он призван регулировать отношения между лицами, вовлеченными в деятельность, заключающуюся в приеме и переводе средств. Законодательство описывает агентов-посредников как «усеченный» вариант обычных посредников, ведь все, что входит в компетенцию лица — прием платежа, его зачисление и перевод поставщику.

Читать еще:  Анализ ликвидности и платежеспособности баланса

У посредника всегда должен быть спецсчет

Важно! Введение закона 103 моментально изменило указ 395, призванный регулировать деятельность банков, а также закон 54 регламентирующий использование ККТ при осуществлении денежных переводов.

Определения в законных актах дают понять, что может быть любой субъект предпринимательской деятельности. Однако компетенция этих лиц не работает в платежах:

  • выполняемых при продаже товаров или оказании услуг;
  • выполняемых между юрлицами и ИП частных практик;
  • выполняемых для юрлиц с другим гражданством;
  • выполняемых по безналу;
  • выполняемых, исходя из законов про банковскую деятельность.

Существующие типы платежных агентов

Законодательно определены 2 категории агентов:

  • Операторы по приему платежей;
  • Субагенты.

Работа платежного агента ограничена несколькими функциями

Операторы — это юридические лица, которые заключают с поставщиками договора по деятельности по приему платежей от физических лиц. ИП не может быть оператором по приему.

Платежный субагент — это такое же юрлицо или ИП, но с признаком отличия, заключающимся в том, что субагент оформляет с оператором ту же договоренность на предоставление услуг приема платежей.

Очевидной разницей между ними является то, что оператор заключает договор с поставщиками услуг и реализаторами товаров, а субагент — с оператором.

Важно! В плане законодательства субагент еще более скован в деятельности: он не может принимать платеж, который требует идентификации физического лица.

Функции платежного агента

Деятельностью этого лица является прием материальных средств (в том числе и в онлайн режиме), которые направлены на исполнение обязательств перед предпринимателем или организаций за товары, услуги или работы. Это могут быть оплата коммунальных услуг или аренды помещения.

Вне зависимости от типа лица, оплата может производиться через терминал

‌Поставщик — это юрлицо или ИП, которое не может быть кредитной организацией. Он получает денежные переводы от плательщика за предоставленные услуги или товары. Поставщиками могут быть организации, вносящие средства за аренду помещений, или государственные органы.

ККТ, необходимая для работы с кассой

Между этой группой лиц и платежниками существует взаимодействие, регламентируемое законом, а именно — ФЗ №103. Из определения в предыдущем разделе следует, что функции агента ограничены и представляют собой получение денег от людей и перевод их поставщикам за оказанные услуги, выполненные работы или приобретенные товары.

Ответственность платежного агента

Если юридическое лицо нарушило закон в области пользования счётом или неперечисления денег (перевод не всей суммы или отсутствие перевода), то оно может быть привлечено к административной ответственности. Штрафы за это следующие: юридические лица — 40-50 тысяч рублей*, индивидуальные предприниматели — 4-5 тысяч рублей. Более того, если у лица будет отсутствовать регистрация в службе по финансовому мониторингу, то оно будет привлечено к ответственности за отсутствие регистрации на осуществление предпринимательской деятельности или с нарушением правил по регистрации. Регламентирует меры наказания закон КоАП РФ № 15.1 пункт 2.

Как стать платежным агентом

Для того чтобы стать платежным агентом, нужно соблюсти список требований, среди которых:

  • открытие спецсчета для приема средств. Все они расходуются отсюда на переводы поставщикам и в качестве вознаграждения юрлицу за помощь в переводе, которое может быть перечислено только после того, как расчет был закончен;
  • обязательное определение статуса плательщиков, позволяющее пресекать переводы «отмытых» средств, денег, полученных в результате финансовых махинаций, и т.д.;
  • производство зачислений всех средств по окончании рабочего дня на спецсчет;
  • для приема средств должна использоваться техника в виде контрольно-кассовых аппаратов в порядке, описанном действующим законодательством.

Также необходимо понимать, что все платежи принимаются, исходя из договоренностей с юрлицами. Если договора нет, то лицо не имеет права заниматься деятельностью. Еще одно обязательное условие — встать на учёт в Росфинмониторинг, которое предполагает соблюдение всех требований законов о противоборстве терроризму, махинациям и т.д.

Проводки агентских платежей в среде 1С

Таким образом, чтобы стать лицом по приему платежей, нужно соблюсти ряд условий и зарегистрироваться в федеральной службе по мониторингу финансов. Деятельность этих лиц весьма ограничена и регламентирована законодательством в виде федерального закона 103.

* указанные суммы актуальны на 2019 год.

Новое в блогах

При завершении обсуждения СПЕЦСЧЕТОВ вопрос встал во весь рост

Давайте присмотримся к одной статье закона 103-ФЗ в которой 20 частей. Это статья 4

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРИЕМУ ПЛАТЕЖЕЙ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОЙ ПЛАТЕЖНЫМИ АГЕНТАМИ (103-ФЗ)

Статья 4. Условия осуществления приема платежей

14. Платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов.

15. Платежный агент обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета).

16. По специальному банковскому счету платежного агента могут осуществляться следующие операции:

1) зачисление принятых от физических лиц наличных денежных средств;

Читать еще:  Уточнение платежа в 1с

2) зачисление денежных средств, списанных с другого специального банковского счета платежного агента;

3) списание денежных средств на специальный банковский счет платежного агента или поставщика;

4) списание денежных средств на банковские счета.

17. Осуществление других операций по специальному банковскому счету платежного агента не допускается.

18. Поставщик при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет. Поставщик не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами.

19. По специальному банковскому счету поставщика могут осуществляться операции:

1) зачисление денежных средств, списанных со специального банковского счета платежного агента;

2) списание денежных средств на банковские счета.

20. Осуществление других операций по специальному банковскому счету поставщика не допускается.

Поставщик в терминах этого закона — это управляющая организация

Кредитная организация — это банк

Платежный агент — это ЕИРЦ (МУП РЦ, ГУП ВЦ КП и так далее)

И вот что получается

Согласно ч.4 ст.4 Федерального закона «О деятельности по приему платежей . » (103-ФЗ) ЕИРЦ как платежный агент обязан использовать специальный банковский счет для осуществления расчетов, а согласно п. 3 ч.16 ст.4 списание денежных средств возможно только на специальный банковский счет поставщика. Если у управляющей организации нет специального счета, то она не вправе принимать денежные средства от посредника ЕИРЦ, а ЕИРЦ не вправе списывать полученные средства на счет управляющей организации, если этот счет не является специальным — на этот счет имеется прямой запрет: ч.20 ч.4 упомянутого закона:

Осуществление других операций по специальному банковскому счету поставщика не допускается.

Согласно ПОЛОЖЕНИЯ Центробанка «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях. » от 16 июля 2012 N 385-П специальный банковский счет платежного агента, банковского платежного агента (субагента), поставщика — имеет номер 40821. Однако номер счета управляющей организации — 407. , что свидетельствует о прямом нарушении требований закона.

В соответствии с ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 4 тысяч до 5 тысяч рублей; на юридических лиц — от 40 тысяч до 50 тысяч рублей.

ВО весь рост стоит вопрос:

А ПОЧЕМУ мы с вами объявили амнистию этим мошенникам?

ПОЧЕМУ не направляем «телеги» в надзорный орган с требованием привлечь к ответственности правонарушителей и наложением на них штрафа в размере от 40 до 50 тыс руб?

ПОЧЕМУ мы такие миролюбивые?

ПОЧЕМУ не используем возможности, предоставленные законом, для нанесения удара по врагу?

Платежные агенты: дело № А36-8176/2017

Налоговые органы, как все надзорные органы государства стремятся привлечь как можно больше организаций и должностных лиц к ответственности, чтобы повысить свои плановые показатели в работе. И если раньше ИФНС в судах проигрывала бОльшую часть споров с налогоплательщиками, то в последние несколько лет наблюдается обратная практика.

Для судов теперь надзорные органы априори правы, даже если и толкуют нормы закона не пользу привлекаемых к ответственности, что прямо прописано как в налоговом законодательстве, так и законодательстве об административных правонарушениях (АП). Принцип, что все неустранимые сомнения толкуются в пользу налогоплательщика (или лица, привлекаемого к административной ответственности (АО) давно уже не действует в судах, а тем более в надзорных административных органах.

Управляющие организации (УО) обязаны организовать начисление и сбор денежных средств с собственников и нанимателей помещений многоквартирного дома (МКД) за содержание жилья и (или) коммунальные услуги в силу требований норм законодательства об обязательном минимальном перечне работ по содержанию МКД. Закон не конкретизирует как это делать: либо самостоятельно, либо на основании договоров с расчетными центрами, допускаются оба варианта.

При этом возникает много спорных моментов, касающихся исполнения законодательства по приему денежных средств как самими УО, так и расчетными центрами. Вполне ожидаемо, что налоговые инспекции высказывают мнение по всем вопросам не в пользу налогоплательщиков. И почему это не удивляет уже. А за правдой приходится идти в суд , но не всегда бывает, что там ее найдешь.

Поэтому примечательно судебное дело № А36-8176/2017, когда суд признал решение налоговой инспекции о привлечении вычислительного центра к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ незаконным, что само по себе удивительно в свете сложившегося отношения со стороны судов к таким делам: прекращать дела по АП за отсутствием состава (в т.ч. и вины правонарушителя или события АП) совсем некомильфо.

В части 2 ст. 15.1 КоАП РФ установлено, что нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с ФЗ от 3 июня 2009 года № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с ФЗ «О национальной платежной системе» обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов — влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Читать еще:  Источники уплаты налоговых платежей

Как обычно бывает, налоговым органом проведена проверка ООО, которое по факту являлось расчетным центром и осуществляло сбор платы за содержание жилья на основании договора с управляющей организацией. В результате Общество привлечено к административной ответственности по ч.2 ст. 15.1 КоАП РФ за то, что осуществляло деятельность по прием платежей без открытия специального банковского счета.

Суд 1 инстанции признал постановление ИФНС незаконным, а вслед за ним и суд апелляционной инстанции согласился с ним.

В Постановлении 19ААС от 9 августа 2018 года по дело № А36-8176/2017 судом указано следующее:

«. В силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 3 июня 2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее – Закон № 103-ФЗ) под деятельностью по приему платежей физических лиц признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с ЖК РФ, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.

Положения названного Федерального закона не применяются, в частности, к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) непосредственно с физическими лицами, за исключением расчетов, связанных с взиманием платежным агентом с плательщика вознаграждения, предусмотренного этим Федеральным законом, а также не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов, осуществляемых в безналичном порядке (подпункты 1 и 4 части 2 статьи 1 Закона № 103-ФЗ).

Согласно подпунктам 3 и 4 статьи 2 Закона № 103-ФЗ платежным агентом может являться юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. При этом платежным агентом является либо оператор по приему платежей, либо платежный субагент.

. Из названных положений Закона № 103-ФЗ следует, что деятельность платежного агента заключается только в приеме от физических лиц денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств этих лиц перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), и последующем перечислении платежным агентом этих средств поставщику товаров (работ, услуг).

При этом платежный агент не принимает участия в оказании услуг между плательщиком и поставщиком услуг и не оказывает иных самостоятельных услуг, кроме приема и передачи денежных средств.

Согласно статье 1 Закона № 103-ФЗ принятие платежей от физических лиц не во всех случаях порождает обязанность открыть специальный расчетный счет.

Таким образом, действие Закона № 103-ФЗ распространяется на отношения, связанные с оказанием платежным агентом единственной услуги — услуги по приему платежей от физических лиц и перечислению этих платежей поставщику товаров (работ, услуг).

В пункте 27 Обзора судебной практики ВС РФ № 4 (2017), утвержденного Президиумом ВС РФ 15.11.2017г. разъяснено, что лицо, оказывающее поставщику товаров (работ, услуг) иные услуги, помимо услуги по приему платежей от физических лиц и перечислению этих платежей поставщику, не является платежным агентом и не может быть привлечено к

административной ответственности на основании части 2 статьи 15.1 КоАП РФ.

. Следовательно, поскольку общество в рамках указанных договоров оказывает иные услуги, оно не может быть признано платежным агентом, на которого распространяется действие Закона № 103-ФЗ.

Таким образом, не являясь платежным агентом, общество правомерно осуществляет упомянутую деятельность без использования предусмотренного Законом № 103-ФЗ специального банковского счета.

Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного суда РФ от 26 мая 2017 № 302-АД16-16468, определении Верховного суда РФ от 5 июля 2016 № 306-АД16-4262.

При таких обстоятельствах, в действиях заявителя отсутствуют признаки объективной стороны правонарушения, предусмотренного частью 2 статьей 15.1 КоАП РФ. Следовательно, в действиях общества отсутствует состав вмененного правонарушения, в связи с чем, привлечение к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ, является незаконным.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконности оспариваемого постановления».

Как ни удивительно, но суды двух инстанций прекратили указанное дело об обжаловании Постановления об АП по самому непопулярному основанию: за отсутствием состава правонарушения. Остается надеяться, что такие «оправдательные» решения судов по привлечению к АО мы будем наблюдать чем дальше, тем чаще. Не забывая при этом, что суд не будет за вас доказывать вашу невиновность и отсутствие состава АП, а это следует делать представителю обвиняемой стороны очень дотошно, скрупулезно и профессионально. Тогда и положительный результат вполне возможен, особенно, если с судьей повезет.

С уважением, Ильмира Носик.

Компания «Бурмистр.ру» оказывает юридические услуги управляющим компаниям и ТСЖ. Вся необходимая информация о сервисе тут .

Обсудить статью и задать вопросы можно на нашем форуме или же воспользуйтесь формой ниже.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector