Invest-currency.ru

Как обезопасить себя в кризис?
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Задачи финансовой деятельности государства

ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

Финансовая деятельность любого государства представляет собой про­цесс собирания, распределения (перераспределения) и использования де­нежных средств, обеспечивающих практическое выполнение функций госу­дарства и органов местного самоуправления.

Финансовая деятельность вызвана объективной необходимостью распре­деления и перераспределения в денежной форме национального дохода. Это первое объективное условие существования финансовой деятельности.

Товарное производство и действие закона стоимости объективно определи­ли необходимость существования денег, кредита, других экономических кате­горий, что является вторым условием существования финансовой деятельнос­ти (см. схему 1).

В процессе осуществления финансовой деятельности государство реша­ет в данной сфере следующие три задачи:

1. В соответствии с федеральным бюджетом — финансовым планом обес­печить плановое собирание и распределение (перераспределение) денежных фондов в соответствии с целями государства.

2. Распределить фонды денежных средств таким образом, чтобы стиму­лировать развитие процесса производства.

3. Контрольная задача означает необходимость осуществления финансо­вого контроля за законностью и целесообразностью собирания, распределе­ния и использования денежных ресурсов (см. схему 2).

Финансовая деятельность осуществляется государством с помощью разно­образных методов, различие которых определяется тем, с какими субъектами государство вступает в отношения, а также конкретными условиями собира­ния и распределения денежных фондов. В зависимости от двух сторон финан­совой деятельности методы ее осуществления делятся на две группы:

1) методы собирания фондов денежных средств;

2) методы их распределения и использования (см. схему 3).;

Методы собирания (мобилизации) фондов денежных средств делятся на следующие виды:

а) налоговый метод используется государством для изъятия части доходов граждан, государственных и негосударственных предприятий, органи­заций и учреждений в бюджет;

б) метод обязательных взносов (платежей) юридическими и физическими лицами в Пенсионный фонд, юридическими лицами — в фонды заня­тости населения, социального страхования, обязательного медицинского страхования и др.;

в) государство использует метод добровольного привлечения денежных средств в форме вкладов населения в банк, приобретение облигаций и дру­гих ценных бумаг;

г) метод взимания сборов и пошлин, то есть платы за услуги, оказываемые уполномоченными на то органами (судебная, таможенная пошлина и т. п.)-

д) с помощью метода страхования образуются страховые фонды;

е) эмиссия денег дополнительный выпуск денежных средств в обраще­ние (см. схему 4).

Ко второй группе — методам распределения фондов денежных средств относятся:

а) финансирование плановая, целевая, безвозмездная и безвозвратная выдача государственных денежных средств из бюджета;

б) кредитование это плановая, целевая, но возвратная и возмездная выдача средств в форме банковских ссуд;

в) выплаты страховых возмещений, пенсий, пособий, выигрышей осу­ществляемые из образованных ранее соответствующих фондов;

г) осуществление расчетов между различными субъектами (см. схему 5) Совокупность однородных, взаимосвязанных по формам и методам ак­кумуляции или распределения денежных средств, экономических отноше­нии принято называть финансовым институтом, к которым относятся на­пример, все отношения в области бюджета или все отношения в области налогов или кредита.

В свою очередь, совокупность и взаимосвязь всех финансовых институ­тов (групп экономических отношений) образует финансовую систему (см. схему 7):

1. Государственные финансы включают в себя бюджетную систему госу­дарственные внебюджетные фонды (социального страхования, занятости на­селения, обязательного медицинского страхования, пенсионный фонд и дру­гие), государственный кредит. —

2. Институт финансов предприятий, учреждений и организаций объеди­няет финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах финансы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность, и финансы общественных объединений.

3. Институт кредитования образует отношения, возникающие между вкладчиками и банками, иными кредитными организациями по поводу при­влечения денежных средств, а также предоставления банковских ссуд.

4. В сфере страховых отношений каждое из звеньев, представленное особой отраслью страхования, подразделяется по видам страхования: соци­альное, личное, имущественное, страхование ответственности, предприни­мательских рисков, перестрахование.

5. Местные финансы. В соответствии с Федеральным законом «О фи­нансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» от 25 сентября 1997 г. местные финансы включают средства местного бюджета государственные, муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, и другие финансовые ресурсы.

Схема 1. Понятие финансовой деятельности государства

Схема 2. Задачи финансовой деятельности государства

Схема 3. Методы финансовой деятельности

Схема 4. Методы мобилизации фондов денежных средств

Схема 5. Методы распределения и перераспределения фондов денежных средств

Схема 6. Понятие финансов

Схема 7. Финансовая система государства

Навигация

Не останавливайтесь, читайте дальше:

Финансовая деятельность государства, ее цель и задачи.

Понятие финансов, их функции и роль.

Финансы– совокупность всех денежных средств, находящихся в распоряжении государства или предприятия, а также система их формирования, распределения, контролирования и использования.

Финансы как экономическая категория – совокупность экономических отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования фондов денежных средств, необходимых для выполнения задач и функций государства и местного самоуправления.

Финансы как правовая категория – совокупность фондов денежных средств, мобилизованных государством и местным самоуправлением для осуществления своих задач и функций.

Функция финансов – обеспечение материальной основы существования и функционирования гос-ва.

Распределительная функция финансов направлена на формирование различных фондов денежных средств.

Контрольная функция финансов направлена на контроль за производством и распределением материальных и социальных благ в стране.

Финансовые отношения.

Экономические отношения достаточно многообразны. Для их описания и анализа наука использует специальные категории. Финансы — экономическая категория, характеризующая определенную группу однородных экономических отношений, что позволяет выделить их из множества других экономических категорий. Их отличительные способности заключаются в том, что финансы и финансовые отношения возникают на стадии распределения. Общественное воспроизводство состоит из 4 стадий: производство, распределение, обмен, потребление, и финансовые отношения протекают в денежной форме, однако, финансы — это обособившаяся часть денежных отношений и они непосредственно не связаны с товарным производством и обращением.

Возникновение финансовых отношений происходит в результате распределения стоимости в ее денежной форме, в связи с чем появляются различные формы денежных доходов и накоплений. Распределение стоимости предполагает факт реализации стоимости, в противном случае не происходит смена натуральной формы стоимости на денежную, а значит, и не возникает предпосылок для возникновения финансовых отношений, поскольку финансовые отношения протекают в денежной форме.

финансовые отношения легче всего поддаются государственному регулированию, так как составляющие их сущность элементы имеют количественную определенность, выражающуюся через конкретные измерители. Реализация присущих финансам функций распределительной и контрольной происходит в процессе финансовой деятельности государства, его органов, которые при финансовом планировании и контроле за выполнением финансовых планов исходят из закрепленных в законодательстве финансово-правовых норм.

Финансы в силу своей универсальности способны не только быть двигателем общественного прогресса, но и тормоза на его пути. Совершенствование любой области общественных отношений предполагает в первую очередь внесение соответствующих изменений в нормативную базу, регулирующую эти отношения.

Государство призвано упорядочить широкую гамму общественных отношений и прежде всего в области экономики, частью которой, являются финансы. В самом общем плане финансовая деятельность — деятельность по управлению финансовыми отношениями и финансовой системой.

Понятие и элементы финансовой системы.

Финансовая система как совокупность финансовых учреждений страны — это разветвленная сеть финансовых органов и кредитных учреждений, осуществляющих непосредственную финансовую деятельность государства. Систему финансовых органов возглавляет Министерство финансов РБ, которое обеспечивает проведение единой гос. политики и осуществляет общее руководство организацией финансов в стране.

Финансовая система РБ призвана обеспечивать воспроизводство и развитие народного хозяйства республики. Она состоит из определенных элементов (звеньев), взаимосвязанных между собой, и выполняет общие для них задачи, определяемые финансовой политикой.

Самые общие цели, стоящие перед финансовой системой, конкретизируются, как правило, в прогнозах экономического и социального развития, законе о бюджете республики на новый финансовый год, основных направлениях денежно-кредитной политики.

Читать еще:  Государственное финансирование здравоохранения

Вторая составляющая финансовой системы — элементы (звенья). Финансовая система РБ состоит из следующих звеньев:

— финансы местного самоуправления и управления;

-государственный кредит, понимаемый в активной и пассивной форме;

Указанные звенья имеют свою структуру, поэтому их можно рассматривать как подсистемы единой финансовой системы РБ.

Финансы РБ включают консолидированный бюджет РБ и консолидированный бюджет сектора государственного управления.

Республиканские финансы включают республиканский бюджет, государственные внебюджетные фонды.

Финансы местного управления и самоуправления включают местные бюджеты, муниципальные внебюджетные фонды.

Корпоративные финансы включают финансы субъектов хозяйствования всех форм собственности, в том числе ресурсы банков и небанковских кредитно-финансовых организаций.

Государственный кредит, понимаемый в активной и пассивной форме – это совокупность финансовых ресурсов, по поводу которых возникают долговые обязательства.

Страхование представлено фондами денежных средств, аккумулируемых и используемых для целей страхования.

Финансовая деятельность государства, ее цель и задачи.

Финансовая деятельность государства – это осуществление им функций по планомерному формированию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов), обеспечивающих его бесперебойное функционирование и развитие.

Государство призвано упорядочить широкую гамму общественных отношений и прежде всего в области экономики, частью которой, являются финансы. финансовая деятельность — деятельность по управлению финансовыми отношениями и финансовой системой.

Финансовая деятельность определяется и вытекает из финансовой политики государства, сконцентрированных в ней целей и задач, являющихся целевыми установками для всех звеньев финансовой системы.

финансовая деятельность носит межотраслевой и межтерриториальный характер, а по мере глобализации и конвергенции национальных экономических систем и международный финансовый характер. Образующиеся в сфере материального производства финансовые ресурсы, став объектом распределения, попадают в распоряжение государственных и территориальных органов управления, субъектов хозяйствования и бюджетных учреждений.

Межотраслевое и межтерриториальное распределение факторов производства, в том числе капитала, подчинено интересам прогресса национальных и мировой экономики в целом. Национальный доход, приобретающий форму финансовых ресурсов, может быть использован не только в пределах государства, где он был создан, но и в интересах развития экономики и социальной сферы других государств. Поэтому финансовая деятельность все в большей мере становится интернациональным явлением.

Деятельность государства в области финансов в качестве отправной точки имеет создание правовых и институциональных основ в виде финансового законодательства и органов, осуществляющих управление финансовой системой государства. В настоящее время в РБ в результате государственного строительства сложилась достаточная нормативная база, регулирующая разноаспектные финансовые отношения, и система органов, как на республиканском, так и на территориальном уровне, способных обеспечивать в целом бескризисное функционирование финансовой систем белорусского государства.

В организационно-правовом аспекте финансовая деятельность проявляется в деятельности государственных органов и органов управления территориями, отраслями и предприятиями. между ними четко разграничены полномочия по участию в такой деятельности.

Понятие и задачи финансовой деятельности, государства и муниципальных образований

ФИНАНСОВОЕ ПРАВО.

1. Понятие финансы.

2. Финансовая система.

3. Понятие и задачи финансовой деятельности, государства и муниципальных образований.

4. Финансово-правовые акты.

5. Государственные органы, осуществляющие финансовую деятельность.

Понятие финансы. С 18 века в экономической литературе появился термин финансы, который в начале обозначал все денежные средства государства.

В настоящее время, термин финансы рассматривают в двух аспектах:

· в экономическом: совокупность общественных отношений в сфере образования, распределения (перераспределения) и использования денежных средств государства, регионов, муниципальных образований, хозяйствующих субъектов (физических и юридических лиц).

· в материальном: совокупность денежных средств, мобилизованных государством и муниципальными образованиями для реализации своих функций.

· Централизованные — фонды денежных средств, имеющие территориальный характер, находящиеся в распоряжении государства и муниципальных образований, используемые в интересах населения соответствующие территории (бюджеты всех уровней, государственные внебюджетные фонды, государственные страхования, государственный и муниципальный кредит).

· Децентрализованный — финансы хозяйствующих субъектов, а также отраслевые и межотраслевые бюджетные фонды.

Частные.
Отличия государственных финансов от частных:

· Государство может в принудительном порядке обеспечить свои доходы по средствам системы налогообложения в отличии от частных лиц.

· Государственные финансы тесно связаны с денежной системой, которая управляется государством и не зависит от воли частного лица, распоряжающегося своими финансами.

· Государственные финансы ориентированы на обеспечение общественных интересов, а частные — на получение прибыли.

· Размеры государственных финансов намного больше частных.

· Государство по средствам принудительных действий может изъять частные финансы в свою собственность (национализация, конфискация).

· Распределительная — по средствам финансов распределяются валовой общественный продукт и национальный доход, что позволяет государству обеспечить постоянное и эффективное развитие всех отраслей экономики. Одновременно финансы служат инструментом регулирования рыночных отношений. Определяя основные направления денежных потоков государство обеспечивает своё функционирование и выполнение различных задач. Проявляется и в виде плакирования доходов и расходов государства, предприятий.

· Контрольная — с помощью финансов обеспечивается контроль производства и распределения материальных благ. Эта функция позволяет регулировать рыночные процессы, в частности вопросы соотношения спроса и предложения, ценообразования, наличия отдельных товаров на рынке. В тоже время по средствам государственных финансов обеспечивается и контроль доходов частных предприятий, граждан.

· Стимулирующая — особенно ярко проявляется в сфере налогообложения, когда государство путём изъятия части прибыли либо ограничивает процесс расширения производства, либо путём предоставления определенных льгот стимулирует развитие хозяйственно-финансовой деятельности предприятий.

· Информационная — состояние финансов даёт возможность определить финансовое положение предприятий и даже целых отраслей. Проявления же негативных явлений в различных сферах, как правило, вызвано недостаточным финансированием или другими проблемами, что побуждает государство анализировать данную информацию и принимать соответствующие меры.

Финансовая система.

Как совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов.

Как совокупность государственных органов и учреждений осуществляющем в пределах своей компетенции финансовую деятельность.

Признаки финансовой системы:

· Все институты финансовой системы способствуют образованию и использованию соответствующих денежных фондов.

· В зависимости от задач государства элементы финансовой системы могут видоизменяться.

· Объём каждого элемента может варьироваться в зависимости от экономической и финансовой политики государства.

· Взаимосвязь элементов обусловлена постоянным движением денежных средств, которое строго урегулировано.

· В финансовой системе должен поддерживаться определенный баланс денежных фондов, так как нехватка или переизбыток средств в каком либо звене приводит к тому, что начинает «лихорадить» систему в целом.

· Финансовую систему РФ составляют следующие фонды денежных средств и соответствующие им правовые институты:

· Государственные финансы (бюджеты всех уровней, а также государственные внебюджетные фонды).

· Местные финансы (средства местного бюджета, муниципальные ценные бумаги).

· Финансы хозяйствующих субъектов.

· Фонды страхования (имущественное страхование, личное страхование, страхование ответственности).

· Кредит. Выделяют государственный (включает в себя внутренние и внешние займы, образующие государственный долг) и банковский- многосторонняя деятельность специально созданных организаций, которые привлекая средства физических и юридических лиц для создания соответствующих фондов, перераспределяют их другим хозяйствующим субъектам.

Как совокупность государственных органов, финансовая система РФ — это специальная группа финансовых органов м кредитных организаций.

Во главе финансовых органов стоит министерство финансов РФ — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку государственной политики и нормативно правовое регулирование в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной и банковской деятельности. Систему кредитных организаций возглавляет ЦБ, осуществляющий единую государственную денежно-кредитную политику.

Понятие и задачи финансовой деятельности, государства и муниципальных образований.

· как совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов;

Читать еще:  Совет муниципальных образований кемеровской области

· как совокупность государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность.

Особеннеости финансовой деятельности:

· Финансовую деятельность осуществляют органы государства всех трёх ветвей власти ,в пределах имеющихся у них полномочий;

· Финансовая деятельность носит межотраслевой характер, то есть охватывает все сферы экономики;

· Финансовая деятельность является предметом ведения, как РФ, так и субъектов РФ и местного самоуправления. Предметом ведения РФ являются установление основ бюджетной, налоговой, кредитной, валютной политики, а также федеральные банки и денежная эмиссия. Предмет ведения субъектов РФ и местного самоуправления входят принятие и исполнение собственных бюджетов, создание региональных и местных внебюджетных фондов и т.д. В тоже время финансовая деятельность в определенных направлениях является предметом совместного ведения РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, в частности в сфере финансирования определенных видов расходов.

Факторы, влияющие на финансовую деятельность:

  • Задачи государства на определенном этапе;
  • Состояние экономики, которое позволяет осуществить финансовую деятельность в той или иной степени и успешно решить поставленные задачи. Одновременно и финансовая деятельность может ускорять или сдерживать экономическое развитие.
  • Объём финансовых ресурсов. Государство основывает свою финансовую деятельность на реальных возможностях и реальных ресурсах, находящихся в его распоряжении, а также на привлечённых средствах.
  • Уровень собираемости налогов.
  • Внешний экономический. В значительной степени его влияние сказывается на внешней экономической деятельности, однако и внутри государства этот фактор может повлиять на экономические процессы и финансовую деятельность. Так, в РФ такой внешний экономический фактор как цена на нефть на мировом рынке имеет исключительное значение для формирования доходов бюджета.

Финансовая деятельность государства— осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечение обороноспособности и безопасности государства.

Финансово-правовые акты.

Финансово-правовые акты — принятые в предусмотренной форме и имеющие юридические последствия решения государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам финансовой деятельности, входящим в их компетенцию.

Виды финансово-правовых актов ( по юридическим свойствам):

1. Нормативные — устанавливают общие правила поведения для субъектов, осуществляющий финансовую деятельность и обращены к широкому кругу физических и юридических лиц, рассчитаны на длительное время ( налоговый кодекс, бюджетный кодекс, инструкции ЦБ РФ по вопросам денежного обращения, кредитования и и.д).

По органам издающим нормативно-финансовые акты, они подразделяются на:

1) на федеральные законы

2) законы субъектов РФ

Подзаконные нормативные акты( постановления правительства РФ, приказы, инструкции органов исполнительной власти и т.д).

2. Индивидуальные — государственно властные предписания по вопросам финансовой деятельности, которые рассчитаны только на определенный строго индивидуальный случай и обращены только к поименно указанным лицам. Например, при наличии у налогоплательщика недоимки налоговым органом направляется требование об уплате налога.

3. Финансово-плановые акты — акты, принимаемые в 3.процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, которые содержат конкретные задания в области финансов на определенный период, то есть являются планами по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов. Например, федеральные законы о федеральных бюджетах на соответствующие финансовые годы, законы о бюджетах субъектов РФ, кредитные и кассовые планы ЦБ РФ, сметы доходов и расходов бюджетных учреждений и т.д.

Дата добавления: 2018-04-04 ; просмотров: 408 ;

Конспект лекции 2 Финансовая деятельность государства и муниципальных образований

В процессе финансовой деятельности государства и муни-ципальных образований решаются следующие задачи <схема №7):

планомерное формирование и распределение денежных фондов в соответствии с целями государства и муниципальных образований;

экономическое стимулирование общественного производства в целях его развития и интенсификации;

контроль за законным и целесообразным использованием денежных ресурсов.

Функции финансовой деятельности государства и муни-ципальных образований <схема № 8) - это основные направления этой деятельности.

К функциям финансовой деятельности относятся:

образование государственных и муниципальных денежных фондов;

распределение государственных и муниципальных финансовых ресурсов;

использование государственных и муниципальных фи-нансовых ресурсов;

государственный и муниципальный контроль за движением финансовых ресурсов;

эмиссия денежных знаков.

Средства финансовой деятельности государства и муниципальных образований (схема № 9), используемые в ходе этой деятельности и направленные на достижение ее целей, включают:

нормы бухгалтерского учета;

операционно-технические и коммуникативно-транспортные средства.

Способы финансовой деятельности государства и муниципальных образований (схема № 10) — это конкретные пути, методы достижения целей финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

Способы финансовой деятельности подразделяются на:

общие — те, которые используются при осуществлении

всех или почти всех функций финансовой деятельности государства и муниципальных образований;

специальные — те, которые используются в процессе

реализации отдельных функций финансовой деятельности.

Общие способы финансовой деятельности государства и муниципальных образований:

командно-волевой (императивный) заключается в том,

что государство и муниципальные образования в ходе финансовой деятельности действуют по принципу «команда — исполнение»;

рекомендательный состоит в поступлении не команд, а

рекомендаций субъектам финансовой деятельности, которые не обязательны, но наиболее приемлемы для исполнения ими;

коллегиальный заключается в совместном решении во

просов уполномоченными субъектами финансовой деятельности на паритетных началах.

Специальные способы финансовой деятельности государства и муниципальных образований применяются в процессе реализации функций:

образования денежных фондов;

использования денежных средств;

распределения финансовых ресурсов.

В процессе осуществления функции образования денежных фондов применяются следующие специальные методы:

обязательных платежей — проявляется через установле

ние налогов, сборов, поступающих в государственные и муниципальные фонды;

добровольных платежей — проявляется через реализацию

государственных и муниципальных займов физическим и юридическим лицам, добровольных пожертвований в пользу государства и т.

финансовых изъятий — проявляется в изъятии государст

вом свободного остатка прибыли казенного предприятия;

штрафной — выражается в установлении и применении

штрафов, пеней и других санкций за нарушение финансово -правовых норм.

В процессе реализации функции использования денежных средств применяются следующие специальные методы:

безвозвратного финансирования — безвозвратное и без

возмездное выделение денежных средств;

возвратного финансирования — выделение денежных

средств на началах возвратности и возмездности.

В процессе осуществления функции распределения финан- совыхресурсов применяются методы:

процентных отчислений от регулирующих доходов —

выделение субъектам РФ и муниципальным образованием отчислений (в %) от федеральных и региональных налогов и иных платежей;

субвенций — выделение денежных средств из бюджета

вышестоящего уровня на определенный срок и на конкретные цели;

дотаций — выделение финансовых ресурсов без целевого

трансфертов — предполагает оказание соответствующим

субъектам РФ финансовой помощи из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, для чего в рамках соответствующего бюджета создается фонд финансовой поддержки.

Схема № 6. Понятие финансовой деятельности государства и муниципальных образований

Схема № 7. Задачи финансовой деятельности государства и муниципальных образований

Схема № 8. Функции финансовой деятельности государства и муниципальных образований

Схема № 9. Средства финансовой деятельности государства и муниципальных образований

Схема № 10. Способы финансовой деятельности государства и муниципальных образований

Вопрос 3: Финансовая деятельность государства: понятие, задачи, особенности, функции, методы осуществления

Финансовая деятельность государства— особый вид деятельности по осуществлению государственной власти и государственного управления финансами, которая в целом регулируется нормами государственного и административного права.

В ходе финансовой деятельности производится образование, распределениеи использование

государственных и муниципальных централизованных и децентрализованных денежных фондов.

Государство сталкивается с необходимостью воздействия на различные социально-экономические процессы, на конкретных хозяйствующих субъектов и территориальные образования при помощи регулирования и направления денежных потоков, т. е. путем осуществления финансовой деятельности.

Организационно-правовые особенности финансовой деятельности государства:

1) межотраслевой характер — в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований контролируется деятельность и в других сферах;

Читать еще:  Какие налоги идут в муниципальный бюджет

2) осуществление финансовой деятельности — происходит в виде деятельности представительных и исполнительных органов власти;

3) сфера финансовой деятельности — относится к ведению федеральных органов власти, органов власти субъектов РФ и местных органов.

Методы финансовой деятельности государства— это способы теоретического исследования и практического выполнения органами государственной власти и государственного управления финансовой деятельности государства. Разнообразие методов осуществления финансовой деятельности зависит от многих факторов: от субъекта правоотношений, условий аккумуляции и использования денежных средств. Как правило, методы осуществления финансовой деятельности делят на три группы:

1)образование (собирание)— денежные средства образуются путем обязательных платежей, а также путем добровольных платежей. К методам собирания следует отнести следующие методы: налоговый метод— с помощью него государство изымает в той или иной форме в обязательном порядке, в установленные сроки и в установленном размере денежные средства для зачисления их в бюджеты определенного уровня; метод добровольных взносовявляется добровольным в отличие от налогового метода и может выражаться, например, в покупке ценных бумаг, пожертвовании, вкладах в банки и т. д.;

2) распределение— при распределении государственных денежных средств применяются два основных метода: финансирование (безвозвратное и безвозмездное предоставление этих средств) и кредитование (выделение средств на началах возмездности и возвратности);

3) использование денежных средств— поступление в процессе финансовой деятельности денежных средств в распоряжение государства, юридических и физических лиц, а также использование их

осуществляется посредством расчетных операций.

При распределении и использовании государственных денежных средств применяются следующие методы: метод финансирования (выражается в безвозмездном и безвозвратном предоставлении денежных средств. Этот метод применяется в отношении государственных организаций); кредитование (означает выделение/предоставление денежных средств на условиях возмездно и возвратности. Применяться такой метод может и в отношении государственных организаций, и в отношении частных организаций).

Финансовая деятельность в РФ осуществляется органами государственной и муниципальной власти, предприятиями, организациями, учреждениями и должностными лицами.

Финансовую деятельность осуществляют органы государства всех 3 ветвей государственной власти законодательной, исполнительной и судебной в пределах своей компетенции.

Президент РФобеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внутренней и внешней финансовой политики государства.

Правительство РФосуществляет организацию и исполнение федерального бюджета, организацию разработки программ экономического и социального развития государства.

Вопрос 4

Правовые формы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления

Формы финансовой деятельности государства разнообразны. В каждой из них практически выражаются действия государст­венных органов (и органов местного самоуправления) по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов на со­ответствующем уровне.

По своему характеру эти формы могут быть правовыми и неправовыми. Правовые формы выражаются в принятии правовых актов в связи с установлением или применением норм. Неправо­вые формы — это инструктирование финансовой службы предпри­ятий, проведение совещаний в аппарате финансовых и налоговых органов, заседаний комитетов по бюджетно-финансовым вопросам представительных органов власти, разъяснение финансового зако­нодательства населению и другая организаторская работа; финан­сово-технические операции (расчеты платежей и ассигнований из бюджетов, объемов финансирования и кредитования); финансово-экономический анализ; подготовка материалов к финансовому планированию, прогнозированию и отчетности и т.п. Юридичес­кого значения они не имеют, но создают предпосылки для осущест­вления правовых форм финансовой деятельности, в которых про­является государственно-властный характер действий органов го­сударственной власти в области финансов.

Конкретные правовые формы финансовой деятельности обу­словлены тем, что она протекает в виде деятельности представи­тельных и исполнительных органов власти всех уровней и органи­зационно-правовых форм. Осуществляя финансовую деятель­ность, государственные органы и органы местного самоуправле­ния в пределах своей компетенции принимают финансово-право­вые акты, посредством которых в пределах своих полномочий ре­гулируют общественные отношения в области аккумуляции, рас­пределения и использования финансовых ресурсов, проведения контроля за их расходованием, за выполнением финансовых пла­нов, финансовых обязательств перед государством. В таких актах и выражаются юридические (или правовые) формы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления.

Итак, финансово правовые акты — это принятые в предусмотренной форме и имеющие юридические последствия решения государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам финансовой деятельности, входящим в их компетенцию. Они устанавливают, изменяют или отменяют финансово правовые нормы или служат основанием для возникновения, прекращения, изменения конкретных правоотношений.

Применение тех или иных правовых форм финансовой деятель­ности определяется значением и содержанием регулируемых отно­шений. Например, принятие федерального бюджета оформляется федеральным законом. Это вытекает из общегосударственного значения бюджета, его важной роли для социально-экономического развития страны, широкого круга общественных отношений, воз­никающих в связи с его принятием. В отличие от этого вопросы выделения денежных средств подведомственным предприятиям решаются актами министерств и других органов государственного управления в соответствии с установленными правовыми нормами порядком.

Финансово-правовые акты можно классифицировать по юри­дическим свойствам, по юридической природе, по органам, их из­дающим, и другим основаниям.

По юридическим свойствам финансово-правовые акты подраз­деляются на нормативные и индивидуальные. К нормативным относятся акты, которые регулируют группу однородных финан­совых отношений и содержат общие правила поведения их участ­ников, т.е. правовые нормы. Отсюда вытекает и наименование этой группы актов — нормативные. Они действуют обычно длительное время. Нормативные финансово-правовые акты устанавливают виды финансовых обязательств (налогов и других платежей) пред­приятий и граждан перед государством, или муниципальным об­разованием, порядок исчисления установленных платежей, ти­пичные признаки плательщиков, порядок расходования государ­ственных денежных средств, порядок проведения финансового контроля и т.д.

Общие правила, установленные в нормативных актах, конкре­тизируются в индивидуальных финансово-правовых актах, каж­дый из которых предусматривает один какой-либо конкретный случай, обращен к точно определенным участникам финансовых отношений, ведет к возникновению, изменению или прекращению конкретных финансовых правоотношений. Например, на основе такого нормативного финансово-правового акта, как Закон РФ «О подоходном налоге с физических лиц», государственная нало­говая инспекция направляет конкретному гражданину, получаю­щему доход от предпринимательской деятельности, извещение об уплате определенной суммы налога. Таким образом, индивидуаль­ные финансово правовые акты — это акты применения норм права. Принятие их — необходимое условие для практического претворения в жизнь нормативных финансово-правовых актов и выполнения задач по созданию, распределению или использова­нию финансовых ресурсов государства.

По юридической природе финансово-правовые акты подразде­ляются на: а) законодательные, к которым относятся федеральные законы и законы субъектов Федерации по вопросам финансовой Деятельности государства; б) подзаконные. В эту группу входят акты всех других государственных органов, основанные на законе и принятые во исполнение закона (например, на основе Закона РФ «О таможенном тарифе» от 21 мая 1993 г. Правительство РФ при­нимает постановления о ставках таможенных пошлин).

Такое подразделение финансово-правовых актов конкретизи­руется в классификации по органам, их издающим. Основные формы актов государственных органов установлены Конститу­цией РФ. Соответствующую форму принимают и финансово-пра­вовые акты (законы, указы и распоряжения Президента РФ, по­становления и распоряжения Правительства РФ и др.). Отрасле­вые органы государственного управления издают по вопросам фи­нансов приказы и инструкции. Такую же форму имеют финансо­во-правовые акты финансово-кредитных органов. При этом ин­струкции относятся к нормативным финансово-правовым актам. Приказы могут содержать и нормы права, и решения конкретного характера. Органы государственного управления, в особенности финансово-кредитные органы, издают многочисленные индивиду­альные финансово-правовые акты, которые помимо приказов имеют и другие формы выражения (резолюция должностного лица об утверждении документа, о разрешении каких-либо действий и т.д.).

Характерной особенностью финансово-правовых актов являет­ся наличие среди них большой группы финансово-плановых актов. Они отличаются от других финансово-правовых актов своим содер­жанием.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector