Invest-currency.ru

Как обезопасить себя в кризис?
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Участники бюджетного процесса на муниципальном уровне

Вопрос 3. Бюджетный процесс на муниципальном уровне

Бюджетный процесс — регламентируемая законом деятельность органов власти и управления по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета.

Цель формирования и исполнения бюджета муниципального образования (в дальнейшем МО) заключается в содействии развитию МО путем проведения обоснованной налоговой политики и финансирования бюджетных расходов.

— увеличение объема капитальных расходов в общем объеме расходов бюджета;

— увеличение расходов на адресные программы капитальных вложений, за счет которых финансируются важнейшие мероприятия муниципального развития;

— сокращение реальной налоговой нагрузки на производителей.

Важнейшими принципами формирования муниципального

1) выбор приоритетов на основе учета общественного мнения, научный подход к планированию муниципального развития;

2) перспективное бюджетное планирование на основе обновляемого финансового трехлетнего плана-прогноза, согласно которому устанавливаются основные финансовые соотношения бюджета, позволяющие определить возможность МО самостоятельно обеспечить текущие расходы бюджета, а также обслужить муниципальный долг;

3) повышение устойчивости бюджета, обеспечивающее бездефицитность бюджета, его прозрачность, оптимизацию исполнения бюджета.

Участники бюджетного процесса

Участники бюджетного процесса осуществляют свою деятельность в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством РФ, законодательством субъекта РФ, уставом МО и Положением о бюджетном процессе в МО.

Состав участников бюджетного процесса в МО и их функции:

1. Представительные органы местного самоуправления (МСУ). Рассматривают и утверждают местные бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют последующий контроль за исполнением местных бюджетов, формируют и определяют правовой статус муниципальных органов, осуществляющих контроль за исполнением местного бюджета, осуществляют другие полномочия в соответствии с бюджетным законодательством и правовыми актами органов МСУ. Под представительными органами МСУ в данной работе понимаются муниципальные советы.

2. Исполнительные органы МСУ. Вносят проект местного бюджета с необходимыми документами и материалами на утверждение представительного органа МСУ, утверждают поквартальное (помесячное) распределение доходов, расходов и источников финансирования дефицита местного бюджета, исполняют местный бюджет, осуществляют ведомственный контроль за исполнением местного бюджета, составляют и представляют на утверждение представительного органа МСУ отчет об исполнении бюджета, осуществляют другие полномочия в соответствии с бюджетным законодательством и правовыми актами органов МСУ. Под исполнительными органами МСУ понимаются местные администрации.

3. Финансовые органы МСУ (входят в состав исполнительных органов). Осуществляют составление проекта местного бюджета, организуют исполнение местного бюджета, утверждают сводную бюджетную роспись, управляют муниципальным долгом, осуществляют другие полномочия в соответствии с бюджетным законодательством и правовыми актами органов МСУ.

4. Налоговые органы. Организуют сбор доходов местного бюджета, осуществляют другие полномочия в соответствии с бюджетным законодательством и правовыми актами органов МСУ. Под налоговыми органами понимаются территориальные органы Федеральной налоговой службы РФ либо муниципальная налоговая служба.

5. Главный распорядитель бюджетных средств. Он определяет задания по предоставлению муниципальных услуг для подведомственных распорядителей и получателей средств из местного бюджета с учетом нормативов финансовых затрат. В его обязанности входит утверждение сметы доходов и расходов подведомственных муниципальных бюджетных учреждений, составление бюджетной росписи, внесение изменений в утвержденную смету доходов и расходов бюджетного учреждения в части распределения средств между ее статьями с уведомлением органа, исполняющего местный бюджет. Он распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, а также исполняет соответствующую часть местного бюджета. Контролирует получателей бюджетных средств в части обеспечения целевого их использования, своевременного возврата, предоставления отчетности, выполнения заданий по предоставлению муниципальных услуг; осуществляет контроль за использованием бюджетных средств распорядителями бюджетных средств, бюджетными учреждениями и другими получателями бюджетных средств, муниципальными унитарными предприятиями, которым передана на праве хозяйственного ведения или в оперативное управление муниципальная собственность. Готовит и представляет органу, ответственному за контроль исполнения местного бюджета, сводный отчет об исполнении бюджета по выделенным средствам, сводную смету доходов и расходов, а также отчет о выполнении задания по предоставлению муниципальных услуг.

Главный распорядитель средств местного бюджета — орган МСУ, бюджетное учреждение, имеющее право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств местного бюджета, определенным ведомственной классификацией расходов местного бюджета.

6. Распорядителъ бюджетных средств. Составляет бюджетную роспись, распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным получателям бюджетных средств и направляет их в орган, исполняющий бюджет, определяет задания по предоставлению муниципальных услуг для получателей бюджетных средств с учетом нормативов финансовых затрат; утверждает сметы доходов и расходов подведомственных учреждений; осуществляет контроль за использованием бюджетных средств подведомственными получателями бюджетных средств.

Распорядитель бюджетных средств — орган МСУ, имеющий право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств.

7. Получатели бюджетных средств. Подают бюджетные заявки или иные документы, подтверждающие право на получение бюджетных средств, используют бюджетные средства в соответствии с их целевым назначением, своевременно и в полном объеме возвращают бюджетные средства, предоставленные на возвратной основе, представляют отчет и иные сведения об использовании бюджетных средств распорядителю, осуществляют другие функции в соответствии с Положением о бюджетном процессе. К получателям бюджетных средств относятся бюджетные учреждения, государственные и муниципальные предприятия и иные организации, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью.

8. Органы денежно-кредитного регулирования. В соответствии с действующим законодательством о банках кредитные организации могут привлекаться для осуществления операций по предоставлению средств бюджета на возвратной основе.

9. Органы муниципального финансового контроля, аудиторы. Осуществляют контроль за исполнением местных бюджетов, проводят экспертизы проектов местных бюджетов, муниципальных целевых программ, правовых актов органов МСУ, осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением местных бюджетов. Органы муниципального финансового контроля создаются органами МСУ, полномочия этих органов определяются нормативными правовыми актами представительных органов МСУ.

10. Иные органы. На эти органы могут быть возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия по осуществлению бюджетного процесса в МО в соответствии с законодательством РФ и субъектов РФ.

Можно выделить следующие основные стадии бюджетного процесса в МО:

1) разработка плана-прогноза социально-экономического развития МО;

2) составление перспективного финансового плана;

3) составление местного бюджета;

4) вынесение проекта постановления о местном бюджете на рассмотрение муниципального совета;

5) рассмотрение проекта постановления о местном бюджете муниципальным советом;

6) утверждение местного бюджета постановлением муниципального совета;

7) опубликование постановления муниципального совета об утверждении местного бюджета;

8) исполнение местного бюджета;

9) внесение изменений и дополнений в местный бюджет в процессе его исполнения;

10) составление отчета об исполнении местного бюджета;

11) рассмотрение проекта постановления муниципального совета об отчете об исполнении местного бюджета;

12) утверждение отчета об исполнении местного бюджета;

13) опубликование отчета об исполнении местного бюджета;

14) бюджетный контроль (практически осуществляется на всех этапах).

Технология бюджетного процесса должна предусматривать строгую последовательность действий от этапа к этапу в соответствии с Положением о бюджетном процессе. Нарушение этапно- сти бюджетного процесса является недопустимым, виновные в таком нарушении должны нести ответственность.

4. УЧАСТНИКИ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА

Участниками бюджетного процесса — субъектами бюджетных правоотношений на территории муниципального образования являются:

а) Руководитель муниципального образования;

б) муниципальное Собрание;

в) Руководитель муниципалитета;

г) финансовый орган муниципалитета;

д) органы, уполномоченные осуществлять сбор доходов бюджета;

е) иные органы, на которые законодательством Российской Федерации возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.

Участниками бюджетного процесса также являются муниципальные бюджетные учреждения, муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств.

Читать еще:  Государственный бюджет является директивным финансовым планом

Делись добром 😉

Похожие главы из других работ:

1.2 Участники бюджетного процесса и их полномочия

Согласно ст.152 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — БК РФ) участниками бюджетного процесса являются: Президент Российской Федерации, органы законодательной и исполнительной власти.

4.2 Участники бюджетного процесса

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации бюджетный процесс представляет собой регламентируемую нормами права деятельность органов государственной власти.

1.2. Участники бюджетного процесса

Участниками бюджетного процесса являются (БК РФ, ст.152): – Президент Российской Федерации; – высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации.

ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА И ЕГО УЧАСТНИКИ

Бюджетный процесс в российском законодательстве — деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов.

1. Участники бюджетного процесса и их полномочия

Бюджетный процесс — это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и других участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов.

2. Участники бюджетного процесса

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации бюджетный процесс представляет собой регламентируемую нормами права деятельность органов государственной власти.

4. УЧАСТНИКИ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА

Участниками бюджетного процесса — субъектами бюджетных правоотношений на территории муниципального образования являются: а) Руководитель муниципального образования; б) муниципальное Собрание; в) Руководитель.

1.3 Бюджетный процесс: участники бюджетного процесса, стадии бюджетного процесса

Бюджетный процесс формируется за счет деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов.

2. Участники бюджетного процесса

Состав участников бюджетного процесса определён пунктом 1 статьи 152 Бюджетного кодекса: — Президент Российской Федерации; — высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации.

1.2 Стадии бюджетного процесса и его участники

Исследования понятие бюджетного процесса и его стадий имеет как теоретическое, так и практическое значение.

Участники бюджетного процесса на федеральном уровне

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации бюджетный процесс представляет собой регламентируемую нормами права деятельность органов государственной власти.

3. Участники бюджетного процесса

Участниками бюджетного процесса, обладающими бюджетными полномочиями на федеральном уровне.

2.2 Участники бюджетного процесса

Участниками бюджетного процесса на федеральном уровне являются: — Президент РФ; — Государственная дума Федерального собрания РФ; — Совет Федерации Федерального собрания РФ; — Правительство РФ; — Министерство финансов; — Министерство по.

4. Участники бюджетного процесса

Участниками бюджетного процесса являются: Президент Российской Федерации, Органы законодательной (представительной) власти, Органы исполнительной власти всех уровней, Финансовые органы, Органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов.

2.1 Участники бюджетного процесса

На федеральном уровне участниками бюджетного процесса являются: Президент, Федеральное Собрание, Правительство, Министерство финансов, Федеральное казначейство, Центральный банк, Счетная палата.

Участники бюджетного процесса и их полномочия

Бюджетный процесс

Заключительная часть (5 мин.).

1. подвести итоги;

2. задание на самоподготовку: изучить материал данной темы;

3. ответить на вопросы.

Вопросы:

1. Участники бюджетного процесса и их полномочия

2. Составление проектов бюджетов

3. Рассмотрение и утверждение бюджетов

4. Исполнение бюджетов

Бюджетный процесс, как установлено в Бюджетном кодексе РФ, — это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

Бюджетные полномочия представляют собой права и обязанности органов государственной власти и органов , местного самоуправления в отношении принятия правовых актов в об­ласти бюджетных отношений, а также осуществления бюджетного про­цесса на всех его стадиях. В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, входят финансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования, органы государственного (муниципального) финансового контроля. Каждый орган выполняет свои собственные задачи и действует в пределах закрепленных за ним полномочий.

Участниками бюджетного процесса являются:

• органы законодательной (представительной) власти;

• органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъек­тов РФ. главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы);

• главные распорядители и распорядители бюджетных средств;

• иные органы, на которые законодательством РФ, субъектов РФ воз­ложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.

Участниками бюджетного процесса являются также бюджетные учреж­дения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов.

Законодательные (представительные) органы власти имеют следую­щие полномочия:

• рассмотрение и утверждение бюджетов;

• рассмотрение и утверждение отчетов об исполнении бюджетов;

• формирование и определение правового статуса органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджетов соответствующих уровней;

• другие полномочия, определенные Бюджетным кодексом РФ. Органов власти.

Органы исполнительной власти осуществляют:

— составление проектов бюджетов;

— представление их на рассмотрение и утверждение законодательным (представительным) органам власти вместе с необходимыми документамии материалами;

— исполнение бюджетов, в том числе сбор доходов бюджета;

— управление государственным, муниципальным долгом;

— осуществление ведомственного контроля за исполнением бюджета;

— представление отчета об исполнении бюджета на утверждение за­конодательным (представительным) органам власти; другие обязанности, установленные Бюджетным кодексом РФ.

Аналогичные полномочия имеют исполнительные органы власти по отношению к государственным внебюджетным фондам.

Банк России имеет следующие полномочия:

• совместно с Правительством РФ разрабатывает и представляет на рассмотрение в Государственную Думу основные направления денежно-кредитной политики;

• обслуживает счета бюджетов;

• осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам РФ.

Особо обратим внимание на то, что счета бюджета могут обслуживаться только Банком России, однако это правило имеет исключение, что следует из полномочий кредитных организаций.

На кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджета, как участников бюджетного процесса возложено выполнение двух задач: операции по предоставлению средств бюджета на возвратной основе и обеспечение отдельных функций Банка России там, где он их выполнять не может. Субъекты РФ, муниципальные образования вправе открывать счета в кредитных организациях, которые обслуживают расчеты по сделкам, совершаемым с государственными ценными бумагами субъектов РФ и муниципальными ценными бумагами (в случае отсутствия учреждений Банка России на соответствующей территории или невозмож­ности выполнения ими этих функций).

Контрольные органы законодательных (представительных) органов власти на всех уровнях, представительные органы местного самоуправ­ления осуществляют:

• контроль за исполнением бюджетов соответствующих уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

• проведение экспертизы проектов бюджетов, федеральных и региональ­ных целевых программ, нормативных правовых актов бюджетного законодательства РФ, субъектов РФ, актов органов местного самоуправления.

Органы контроля исполнительной власти в ходе исполнения соответ­ствующего бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль.

Главный распорядитель бюджетных средств имеет право распределять средства бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств. Главные распорядители включаются в ведомственную классификацию расходов бюджета. Необходимо отметить, что для феде­рального уровня таковым является орган государственной власти РФ, для регионального и местного уровня — орган государственной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления.

Главный распорядитель средств соответствующего бюджета:

• определяет задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг для подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств с учетом нормативов финансовых затрат;

• утверждает сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений;

Читать еще:  Администрация княгининского муниципального района нижегородской области

• составляет бюджетную роспись;

• распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответ­ствующую часть бюджета;

• осуществляет контроль над получателями бюджетных средств в части обеспечения их целевого использования, своевременного возврата, предоставления отчетности, выполнения заданий по предоставлению государственных или муниципальных услуг; а также выполняет другие функции.

Распорядитель бюджетных средств имеет право распределять бюджетные средства по их подведомственным получателям и осуществлять связанные с этим функции. Распорядитель бюджетных средств может быть уполномочен:

— Правительством РФ — представлять сторону государства в договорах о предоставлении средств федерального бюджета на возвратной основе, государственных гарантий, бюджетных инвестиций;

— органом исполнительной власти субъекта РФ — представлять его сторону в договорах о предоставлении средств бюджета субъекта РФ на возвратной основе, государственных гарантий, бюджетных инвестиций;

— органом местного самоуправления представлять сторону муници­пального образования в договорах о предоставлении средств местного бюджета на возвратной основе, муниципальных гарантий, бюджетных инвестиций.

Распорядитель бюджетных средств составляет бюджетную роспись, определяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным получателям бюджетных средств и направляет их в орган, исполняющий бюджет; утверждающий сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений; осуществляет контроль за использованием бюджетных средств подведомственными получателями, а также выполняет другие функции.

Бюджетное учреждение — организация, созданная органами государ­ственной власти РФ, субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-тех­нических или иных функций некоммерческого характера. Его деятельность финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государствен­ного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов. В ней должны быть отражены бюджетные и внебюджетные доходы бюджетного учреждения. Бюджетное учреждение наделено правом оперативного управ­ления государственным или муниципальным имуществом.

Получатель бюджетных средств — бюджетное учреждение (или иная организация), имеющее право на получение бюджетных средств в соот­ветствии с бюджетной росписью на очередной финансовый год.

В соответствии с ролью Минфина России в осуществлении бюджетного процесса в Бюджетном кодексе РФ отдельно установлены его полномочия:

• составление проекта федерального бюджета и участие в разработке проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов;

• составление и ведение сводной бюджетной росписи федерального бюджета;

• разработка прогноза консолидированного бюджета РФ;

• разработка программ государственных внутренних и внешних заимствований РФ;

• сотрудничество с международными финансовыми организациями;

• методическое руководство по бухгалтерскому учету и отчетности юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм;

• регистрация эмиссии займов субъектов РФ, ценных бумаг муниципальных образований;

• управление государственным долгом РФ в порядке, установленном Правительством РФ;

• организация исполнения федерального бюджета;

• составление отчетов об исполнениях федерального и консолидированного бюджетов РФ;

• осуществление целого ряда других полномочий в соответствии Бюджетным кодексом РФ, иными законодательными актами бюджетного законодательства РФ;

• выполнение полномочий, возложенных на Минфин России Президентом РФ и Правительством РФ.

В Бюджетном кодексе РФ установлены также исключительные полно­мочия руководителя Минфина России, которые в основном касаются про­цесса исполнения федерального бюджета, например право разрешительной надписи, применение мер ответственности за нецелевое использование средств федерального бюджета и др.

Федеральное казначейство обладает следующими бюджетными полно­мочиями:

• производит распределение доходов и иных поступлений между уровнями бюджетов по нормам, установленным действующим бюджетным законодательством, их перечисление на единые счета соответствующих бюджетов;

• открывает в Банке России и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета;

• устанавливает порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов;

• ведет сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;

• доводит до главных распорядителей средств федерального бюджета показатели сводной бюджетной росписи и лимиты бюджетных обязательств;

• ведет учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета, составляет и предоставляет в Минфин России отчетность о кассовом исполнении федерального бюджета;

• составляет на основании отчетности, предоставленной главными распорядителями средств федерального бюджета, отчет об исполнении федерального бюджета и представляет его в Минфин России;

• осуществляет другие полномочия в соответствии с действующим бюджетным законодательством.

Такова краткая характеристика бюджетных полномочий основных участников бюджетного процесса.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10634 — | 7816 — или читать все.

Статья 152. Участники бюджетного процесса

СТ 152 БК РФ

1. Участниками бюджетного процесса являются:

Президент Российской Федерации;

высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования;

законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления (далее — законодательные (представительные) органы);

исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований);

Центральный банк Российской Федерации;

органы государственного (муниципального) финансового контроля;

органы управления государственными внебюджетными фондами;

главные распорядители (распорядители) бюджетных средств;

главные администраторы (администраторы) доходов бюджета;

главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;

получатели бюджетных средств.

2. Особенности бюджетных полномочий участников бюджетного процесса, являющихся федеральными органами государственной власти (государственными органами), устанавливаются настоящим Кодексом и (или) принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

3. Особенности бюджетных полномочий участников бюджетного процесса, являющихся органами государственной власти субъектов Российской Федерации, устанавливаются настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, а также в установленных ими случаях иными нормативными правовыми актами высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

4. Особенности бюджетных полномочий участников бюджетного процесса, являющихся органами местного самоуправления, устанавливаются настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, а также в установленных ими случаях муниципальными правовыми актами местных администраций.

5. Участники бюджетного процесса вправе осуществлять бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом, при условии включения сведений о данных бюджетных полномочиях в реестр участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, формирование и ведение которого осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 165 настоящего Кодекса.

Комментарий к Ст. 152 Бюджетного кодекса РФ

Бюджетный процесс — это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ).

В комментируемой статье Бюджетного кодекса РФ названы участники бюджетного процесса.

1. Президент РФ. Глава государства обладает рядом полномочий, позволяющих определить его как участника бюджетного процесса. Так, например, Президент РФ издает указы, регулирующие бюджетные отношения (ст. 3 Бюджетного кодекса РФ), распоряжается средствами резервного фонда Президента РФ (ст. 82 Бюджетного кодекса РФ), направляет Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ (ст. 170 Бюджетного кодекса РФ) и др.

2. Органы законодательной (представительной) власти.

Участие данных органов в бюджетном процессе на всех трех уровнях — федеральном, региональном и местном — определяется прежде всего тем, что федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджетных территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации, а местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

Читать еще:  Имущество составляющее муниципальную казну

Законодательные (представительные) органы, представительные органы местного самоуправления рассматривают и утверждают бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют последующий контроль за исполнением бюджетов, формируют и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации, осуществляют другие полномочия в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, иными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления. Аналогичные полномочия законодательные (представительные) органы осуществляют по отношению к государственным внебюджетным фондам (ст. 153 Бюджетного кодекса РФ).

3. Органы исполнительной власти. К числу таких органов законодатель в комментируемой статье Бюджетного кодекса РФ отнес:

а) высшие должностные лица субъектов Российской Федерации и главы местного самоуправления, активно участвующие в бюджетном процессе соответственно на региональном и местном уровнях;

б) финансовые органы (Министерство финансов РФ и его территориальные органы, министерства финансов и департаменты (управления) финансов, создаваемые на уровне субъектов Российской Федерации, казначейство и т.д.);

в) органы, осуществляющие сбор доходов (налоговые и таможенные органы);

г) другие уполномоченные органы.

Органы исполнительной власти, органы местного самоуправления осуществляют составление проекта бюджета, внесение его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательного (представительного) органа, представительного органа местного самоуправления, исполнение бюджета, в том числе сбор доходов бюджета, управление государственным, муниципальным долгом, ведомственный контроль за исполнением бюджета, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления, осуществляют другие полномочия, определенные Бюджетным кодексом РФ, иными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, актами представительных органов местного самоуправления.

Аналогичные полномочия органы исполнительной власти осуществляют по отношению к государственным внебюджетным фондам (ст. 154 Бюджетного кодекса РФ).

4. Органы денежно — кредитного регулирования. В соответствии с пунктом 3 статьи 151 Бюджетного кодекса РФ органом денежно — кредитного регулирования является Банк России.

Банк России в качестве участника бюджетного процесса (ст. 155 Бюджетного кодекса РФ):

а) разрабатывает совместно с Правительством РФ и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно — кредитной политики;

б) обслуживает счета бюджетов;

в) осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам России.

5. Органы государственного и муниципального финансового контроля.

Такими органами являются (п. 4 ст. 151 Бюджетного кодекса РФ):

а) Счетная палата РФ;

б) контрольные и финансовые органы исполнительной власти;

в) контрольные органы законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации и представительных органов местного самоуправления.

Органы государственного и муниципального финансового контроля, созданные законодательными (представительными) органами Российской Федерации, законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации и представительными органами местного самоуправления, осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, проводят экспертизы проектов указанных бюджетов, федеральных и региональных целевых программ и иных нормативных правовых актов бюджетного законодательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, актов органов местного самоуправления.

Органы государственного и муниципального финансового контроля, созданные федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов (ст. 157 Бюджетного кодекса РФ).

6. Государственные внебюджетные фонды.

Государственный внебюджетный фонд представляет собой фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 13 Бюджетного кодекса РФ).

7. Главные распорядители и распорядители бюджетных средств.

Главный распорядитель средств федерального бюджета — это орган государственной власти Российской Федерации, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств. Перечень главных распорядителей определяется ведомственной классификацией расходов федерального бюджета.

Главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета — это орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета, определенные ведомственной классификацией расходов соответствующего бюджета (статья 158 Бюджетного кодекса РФ).

Распорядитель бюджетных средств — орган государственной власти или орган местного самоуправления, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств (ст. 159 Бюджетного кодекса РФ).

8. Иные органы, на которые законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации возложены бюджетные, налоговые полномочия (например, Министерство экономического развития и торговли РФ и др.).

Кроме перечисленных органов, в бюджетном процессе участвуют также:

а) получатели бюджетных средств, к числу которых относятся, например:

— бюджетные учреждения — организации, созданные органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально — культурных, научно — технических и иных функций некоммерческого характера, деятельность которых финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов (ст. 161 Бюджетного кодекса РФ);

— государственные и муниципальные унитарные предприятия — коммерческие организации, не наделенные правом собственности на закрепленное за ними собственником имущество. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (ст. 113 Гражданского кодекса РФ);

б) кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов.

Кредитная организации — юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка РФ имеет право осуществлять предусмотренные законом банковские операции (ст. 1 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 «О банках и банковской деятельности»).

Кредитные организации могут привлекаться для осуществления операций по предоставлению средств бюджета на возвратной основе. Кроме того, они могут выполнять функцию Банка России по обслуживанию бюджетных счетов в случае отсутствия учреждений Банка России на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций (ст. 156 Бюджетного кодекса РФ).

Заметим, что в нормативных правовых актах, принимаемых на региональном и местном уровнях, может уточняться и конкретизироваться состав участников бюджетного процесса.

Так, например, участниками бюджетного процесса в Тюменской области являются: Тюменская областная Дума, губернатор области, Администрация Тюменской области, финансовый орган администрации области, Счетная палата Тюменской области, территориальные государственные внебюджетные фонды, главные распорядители, распорядители и получатели бюджетных средств, органы местного самоуправления Тюменской области, иные органы, учреждения и организации, на которые возложены бюджетные полномочия (ст. 1 Закона Тюменской области от 12 октября 2001 года «О бюджетном процессе в Тюменской области»). А перечень участников бюджетного процесса города Тюмени (муниципальный уровень содержится в Положении о бюджетном процессе в городе Тюмени, утвержденном решением Тюменской городской Думы от 26 апреля 2001 года N 160 (ст. 1): «Участниками бюджетного процесса являются глава города, Тюменская городская Дума, Счетная палата города, Финансово — казначейское управление Администрации г. Тюмени, Главное управление Центрального банка Российской Федерации, Управление Федерального казначейства Российской Федерации по Тюменской области, главные распорядители и распорядители бюджетных средств, бюджетные учреждения, муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджета города».

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector