Invest-currency.ru

Как обезопасить себя в кризис?
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сущность государственного и муниципального кредита

Сущность, функции и значение государственного (муниципального) кредита

Государственный кредит – это часть государственных финансов. Государственный кредит – это система распределительных денежных отношений государства с физическими и юридическими лицами по поводу:

— мобилизации временно свободных денежных средств на началах срочности, возвратности, возмездности;

— выдачи бюджетных средств на тех же началах – возвратности, срочности, платности.

Кредитором выступают физические и юридические лица, заемщиком – государство в лице его органов. В отношении других государств РФ может выступать как должником, так и кредитором.

Государственный кредит выступает как инструмент перераспределения финансовых ресурсов. Население через налоги оплачивает обслуживание государственного долга. Основой государственного кредита являются возвратность и платность. Его отличают более низкие процентные ставки.

Он выполняет две функции:

1) фискальную (формирование централизованных денежных фондов);

2) регулирующую (сокращение или увеличение денежной массы).

Государственный кредит оказывает положительное влияние на производство и занятость.

Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций и других государственных ценных бумаг. Данная форма кредита позволяет государству привлекать дополнительные финансовые ресурсы на покрытие бюджетного дефицита без осуществления для этих целей эмиссии.

Государственные займы – это инструмент пополнения финансовых фондов, которым необходимо управлять.

Государственные займы бывают:

— по месту размещения: внутренние и внешние;

— по праву эмиссии: центральными и внутренними органами власти;

— по сроку погашения: краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (1-5 лет), долгосрочные (5-25 лет);

— по наличию заклада: закладные, беззакладные;

— по форме выплаты: процентно-выигрышные, процентные, с нулевым купоном;

— по возможности досрочного погашения: с правом досрочного погашения и без такового.

Гос. кредит используется также в целях стабилизации денежного обращения в стране.

Размер госзайма включается в сумму государственного долга страны.

Государственный долг образуется в результате осуществления государственными органами различных видов заимствований.

Государственный долг – это долговые обязательства РФ перед физическими, юридическими лицами, иностранными государствами, международными государствами.

Государственный долг – это вся сумма выпущенных, но не погашенных государственных займов с начисленными по ним процентами на определенную дату или за определенный срок.

1. Внутренний и внешний.

2. Основной и текущий.

Для финансирования бюджетного дефицита государство прибегает к внешним и внутренним заимствованиям, в результате чего формируется внешний и внутренний долг. Увеличение долга происходит в результате капитализации процентов по ранее полученным кредитам.

Государственный внутренний долг РФ означает долговой обязательство Правительства РФ, выраженное в валюте страны, перед юридическими и физическими лицами. Формами долговых обязательств являются кредиты, полученные Правительством РФ, государственные займы, осуществленные посредством выпуска ценных бумаг от его имени, другие долговые обязательства, гарантированные Правительством РФ.

Государственный внешний долг – это задолженность в инвалюте по непогашенным внешним займам и невыплаченным по ним процентам.

Основным долгом называется вся сумма задолженности государства, по которой не наступил срок платежа и которая не может быть предъявлена к оплате в течение данного периода.

Текущим государственным долгом называется задолженность государства по обязательствам, по которым наступил срок платежа.

Мировой опыт свидетельствует, что госдолг не должен превышать половины ВВП страны. Значительные размеры госдолга отражают кризисное состояние экономики России.

В федеральный долг не включаются долговые обязательства национально-государственных и административно-территориальных образований РФ, т.е. муниципальных займов, если они не гарантированы Правительством РФ.

По внешнему государственному долгу определяется коэффициент его обслуживания – отношение всех платежей по задолженности к валютным поступлениям страны от экспорта товаров и услуг, выраженное в процентах. Безопасным уровнем обслуживания государственного долга принято считать его значение до 25%.

На достижение эффективности государственного кредита направлены следующие меры:

— обмен облигаций по регрессивному отношению;

Обслуживание госдолга выражается в осуществлении операций по размещению долговых обязательств, их погашению и выплате по ним процентов. Эти функции осуществляет ЦБ РФ.

Осуществляются следующие мероприятия:

1) рефинансирование (при наступлении срока погашения ГО правительство продает новые ГО и использует выручку для выплаты стоимости погашаемых облигаций);

2) взимание налогов (для выплаты процента по долгу и его суммы);

3) выпуска новых денег в обращение.

Под управлением государственным долгом понимается совокупность финансовых мероприятий государства, связанных с установлением ежегодных предельных значений госдолга, выпуском и погашением займов, организацией выплаты доходов по ним, проведением конверсий и консолидации займов.

Пути погашения государственного внешнего долга:

1. Традиционный путь – выплата долгов за учет золотовалютных резервов.

2. Консолидация внешнего долга, т.е. перевод краткосрочной и среднесрочной задолженности в долгосрочные долги. Таким образом, можно отложить на длительный срок выплату основной суммы, только ежегодно выплачивать проценты.

Консолидация возможна только с согласия кредиторов. Кредиторы создают специальные организации – клубы, где вырабатывают солидарную политику, по отношению к странам, которые не в состоянии выполнять свои международные финансовые обязательства.

Наиболее известные – Лондонский клуб, в который входят банки-кредиторы, и Парижский клуб, объединяющий страны-кредиторы.

3. Сокращение размеров внешнего долга путем конверсии, т.е. превращения его в долгосрочные иностранные инвестиции. В счет долга иностранным кредиторам предлагают приобрести в стране, являющейся должником, недвижимость, ценные бумаги, участие в капитале, права. Одним из вариантов превращения внешней задолженности в иностранные капиталовложения является участие хозяйственных субъектов страны-кредитора в приватизации государственной собственности в стране, имеющей долги. В таком случае заинтересованные фирмы страны-кредитора выкупают у своего государства или банка обязательства страны-должника и с обоюдного согласия используют их для приобретения собственности.

Выплата доходов по займам и их погашение является одной из главных статей бюджетных расходов. Правительство вынуждено прибегать к пролонгации кредитов и других обязательств (удлинению сроков погашения) или конверсии.

Основными методами финансирования госдолга являются денежно-кредитная эмиссия и выпуск госзаймов.

Для оценки внешней задолженности существуют разные критерии. Например, сравнивают размер долга и потребности его погашения и выплаты % с величиной экспорта. Границей опасности считается превышение суммы долга по сравнению с экспортом в 2 раза, повышенной опасности – в 3 раза.

Государственный и муниципальный кредит — это совокупность экономических отношений между Российской Федерацией, субъектом РФ и муниципалитетами в лице их органов власти и управления, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой, при которых государство, его субъект или муниципалитет выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта.
В качестве звена финансовой системы государственный и муниципальный кредит:
1. Обслуживает формирование бюджетных фондов государства, его субъектов и муниципалитетов.
2. Обеспечивает использование бюджетов на разных уровнях управления и внебюджетных фондов.
Значение государственного и муниципального кредита проявляется в его функциях. Как финансовая категория государственный и муниципальный кредит выполняет 3 функции:
— распределительную;
— регулирующую;
— контрольную.
Через распределительную функцию кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства и муниципалитетов и их использование на принципах срочности, платности, возвратности.
Регулирующая функция государственного и муниципального кредита обусловлена тем, что, вступая в кредитные отношения, органы власти вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капитала, на производство и занятость.
Контрольная функция государственного и муниципального кредита со-ответствует контрольной функции финансов.

Читать еще:  Заключение муниципального контракта на переработку металла

Различают три формы государственного и муниципального кредита:
− государственный (муниципальный) займ — привлечение свободных денежных средств населения, предприятий, организаций для финансирования общественных потребностей;
− бюджетная ссуда (бюджетный кредит) — предоставление средств цен-трализованного бюджетного фонда соответствующего уровня предприятиям и организациям, а также бюджетам других уровней на условиях платности, срочности, возвратности;
− гарантированный займ — обязательство государства, его субъектами или муниципалитета погасить займ, реализованный нижестоящими органами власти или отдельными хозяйственными организациями, а также произвести выплату процентов по нему в случае неплатежеспособности плательщика.
Основной формой государственного и муниципального кредита являются займы.
В Российской Федерации право осуществления государственных внешних заимствований принадлежит РФ и субъекту РФ, внутренних займов — РФ, субъекту РФ, муниципалитету. Основанием для привлечения займов с целью финансирования дефицита бюджета является программа заимствований, утверждаемая при принятии закона о бюджете соответствующего уровня на очередной финансовый год.
Результатом реализации государственных и муниципальных займов являются долговые обязательства.

Долговые обязательства по государственным и муниципальным займам могут быть разделены на следующие категории:
— долговые обязательства, возникшие в результате заключения кредитных соглашений и договоров;
— долговые обязательства, возникшие в результате осуществления эмиссии ценных бумаг Российской Федерации, субъекта РФ, муниципалитета;
— долговые обязательства, возникшие в рамках межбюджетных отношений (результат предоставления бюджетных ссуд, бюджетных кредитов).
В результате реализации государственных и муниципальных займов образуется государственный и муниципальный долг.
Капитальный государственный (муниципальный) долг представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств РФ (субъекта РФ, муниципального образования), включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам.
Текущий государственный (муниципальный) долг — составляют расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам РФ (субъекта РФ, муниципального образования) и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.

Под управлением государственным (муниципальным) кредитом понимается совокупность действий связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств РФ (субъекта РФ, муниципального образования), регулированию рынка государственных и муниципальных ценных бумаг, обслуживанию и погашению государственного (муниципального) долга, предоставлению ссуд и гарантий.
К методам управления государственным и муниципальным долгом относятся:
1. Конверсия — изменение доходности займов.
2. Консолидация долга — увеличение срока действия уже выпущенных займов.
3. Унификация ценных бумаг — объединение нескольких займов в один с обменом облигаций ранее выпущенных займов на облигации нового займа.
4.Отсрочка погашения займа — перенос на более поздний срок погашения займа.
5. Реструктуризация — это погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований или принятием других обязательств в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением других условий обслуживания и сроков погашения.
6. Аннулирование долга — мера, в результате которой государство полностью отказывается от обязательств по выпущенным займам.

Сущность и значение государственного и муниципального кредитов

Государственный и муниципальный кредиты — это денежные отношения между государством, муниципалитетами, от имени которых выступают органы исполнительной власти федерального уровня, уровня субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, с одной стороны, и юридическими, физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, с другой стороны, по поводу получения займов, предоставления кредита или гарантий.

Как один из видов кредита государственный кредит имеет ряд особенностей, отличающих его от других кредитов. Прежде всего государственный кредит, как правило, имеет добровольный характер (в истории государств, в том числе СССР, известны случаи принудительного размещения государственных займов). Основами государственного кредита являются его возвратность и платность: через определенный период времени внесенная сумма возвращается с процентами.

Существуют отличия государственного кредита от других видов кредита. Так, если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения обычно выступают какие-то конкретные ценности — товары на складе, незавершенное производство (хотя возможно и предоставление бланкового кредита), то при заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход, если в соответствии с законом это имущество может служить для целей обеспечения кредита. Например, таким имуществом могут являться аккумулируемые посредством государственного кредита дополнительные финансовые ресурсы, которые не участвуют в кругообороте производительного капитала, в производстве материальных ценностей, а используются для покрытия бюджетных дефицитов.

Государственный кредит представляет собой отношения вторичного распределения стоимости валового внутреннего продукта и части национального богатства, при которых государство выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта.

На уровне центрального правительства государственные займы не имеют конкретного целевого характера, тогда как заимствование средств на более низких уровнях достаточно часто имеет четко выраженную целевую направленность, например займы на строительство новой дороги, жилого массива.

Таким образом, можно сказать, что государственный кредит имеет следующие признаки кредита:

• наличие кредитора и заемщика как юридически самостоятельных субъектов кредитной сделки;

• аккумуляция свободных денежных средств населения, предприятий и организаций на принципах возвратности, срочности и платности (в исключительных случаях допускается беспроцентный заем ресурсов);

• возможность использования государственных кредитных операций внутри страны и в международных отношениях.

Как финансовая категория государственный кредит выполняет три функции финансов: распределительную, регулирующую и контрольную.

Через распределительную функцию государственного кредита происходит формирование централизованных денежных фондов государства и их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов, например финансирования бюджетного дефицита. В современных условиях поступления от государственных займов стали вторым после налогов методом финансирования расходов бюджета. Последнее объясняется более быстрым темпом роста расходов по сравнению с увеличением, налоговых поступлений.

Через регулирующую функциюосуществляется государственное регулирование денежного обращения за счет размещения займов среди различных групп инвесторов. Мобилизуя средства физических лиц, оно снижает платежеспособный спрос. Финансирование за счет государственного кредита производственных затрат например инвестиции, приведет к абсолютному сокращению наличной денежной массы в обращении. При финансировании затрат на оплату труда, например преподавателей и врачей, количество наличной денежной массы в обращении останется без изменений, хотя возможно изменение структуры платежеспособного спроса. Операции по купле-продаже государственных ценных бумаг или выдача кредитов под их залог, проводимые центральным банком, — важный инструмент регулирования ликвидности коммерческих банков в стране.

Читать еще:  Муниципальное образование городского округа сыктывкар

Государство, выступая на финансовом рынке в качестве заемщика, увеличивает спрос на заемные средства и тем самым способствует росту цены кредита. Соответственно, чем выше спрос государства, тем выше при прочих равных условиях уровень ссудного процента, тем более дорогим становится кредит для предпринимателей. Из-за дороговизны заемных средств предприниматели вынуждены сокращать инвестиции в сферу производства, в то же время она стимулирует накопления в виде приобретения государственных ценных бумаг.

Контрольная функциягосударственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов и имеет свои специфические черты, порожденные особенностями этой категории. О контрольной функции говорилось уже не раз выше.

Государственные муниципальные займы (кредиты) — это денежные средства, привлекаемые от физических, юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований как заемщиков или гарантов.

Государственные муниципальные займы (кредиты) осуществляются путем эмиссии и размещения ценных бумаг, получения кредитов у специализированных финансово-кредитных институтов и иностранных государств.

Муниципальный кредитявляется компонентом территориальных финансов, представляющих собой совокупность денежных средств, направленных на экономическое и социальное развитие территорий.

К функцияммуниципального кредита относятся:

1.Перераспределительная — выражается в перераспределении с помощью кредитных инструментов денежных средств между бюджетами, юридическими и физическими лицами.

2. Регулирующая — заключается в стимулировании экономических процессов, в обеспечении более эффективного использования средств, предоставляемых заемщику на платной основе, и т.д.;

3. Контрольная — заключается в обеспечении контроля за целевым, эффективным использованием денежных средств, за выполнением заемщиком договорных обязательств.

Заимствования государства или муниципальных образований — это займы, получаемые от юридических и физических лиц, по которым возникают долговые обязательства государства или органа местного самоуправления как заемщика или гаранта погашения займа другими заемщиками.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 9248 — | 7446 — или читать все.

Электронная библиотека

Государственный и муниципальный кредит – совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, а также органов местного самоуправления, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами, с другой, при которых государственные органы, органы власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления выступают в качестве заемщиков, кредиторов и гарантов

Другими словами, государственный и муниципальный кредит представляет собой отношения, по которым Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование являются кредиторами или заемщиками.

Главная форма кредитных отношений – когда государство выступает как заемщик средств. Реже оно выступает как кредитор, предоставляя ссуды юридическим и физическим лицам. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом.

Как экономическая категория государственный и муниципальный кредит находятся на стыке двух видов денежных отношений – финансов и кредита и несет черты как тех, так и других. В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государственных и местных органов власти, т.е. бюджетов и внебюджетных фондов всех уровней.

Как один из видов кредита государственный кредит имеет ряд особенностей, отличающих его от классических финансовых категорий, например, налогов. В отличие от налогов он имеет добровольный характер, хотя в истории нашего государства известны случаи отхода от добровольности размещения займов. Если налоги движутся только в одном направлении: от плательщика в бюджет или во внебюджетные фонды (обратное движение возможно только в случае возврата переплаченных или ошибочно взысканных сумм), то основой государственного кредита является его возвратность и платность: через определенный период времени внесенная сумма возвращается с процентами.

Государственный кредит отличается от банковского и коммерческого кредитов. Так, если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения обычно выступают какие-то конкретные ценности – товары на складе, незавершенное производство и др., то при заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход.

Через фискальную функцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства. Выступая в качестве

заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. Последнее объясняется более быстрым темпом роста расходов, по сравнению с увеличением налоговых поступлений.

Финансирование расходов капитального характера за счет позаимствованных средств в определенных пределах имеет положительное значение. Школы, больницы или клубы обеспечивают потребности не одного поколения, поскольку служат десятки лет, поэтому целесообразно переложить финансирование таких объектов на все поколения, которые будут ими пользоваться. Такое растяжение источников финансирования во времени и обеспечивается путем выпуска займов на соответствующий срок. В последнем случае поколение, строящее школу, несет аналогичное финансовое бремя, что и последующие поколения, за счет налогов, с которых погашается как основной долг, так и проценты по нему.

Таким образом, положительное воздействие фискальной функции государственного кредита заключается в том, что с ее помощью налоговое бремя более равномерно распределяется во времени.

Регулирующая функция государственного кредита. Вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику.

Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов. Мобилизуя средства физических лиц, государство сжимает их платежеспособный спрос. Тогда, если за счет кредита профинансируются производственные затраты, например, инвестиции, произойдет абсолютное сокращение наличной денежной массы в обращении. В случае финансирования затрат на оплату труда, например, преподавателей и врачей, количество наличной денежной массы в обращении останется без изменения.

Напротив, если государственный долг финансируется за счет привлечения накоплений юридических лиц, а полученные средства направляются на выплаты населению, количество денег в обращении возрастает.

Читать еще:  Обслуживание муниципального долга это

Выступая на финансовом рынке в качестве заемщика, государство увеличивает спрос на заемные средства и тем самым способствует росту цены кредита. Чем выше спрос государства, тем выше при прочих равных условиях уровень ссудного процента, тем более дорогим кредит становится для предпринимателей. Дороговизна заемных средств вынуждает бизнесменов сокращать инвестиции в сферу производства, в то же время она стимулирует накопление в виде приобретения государственных ценных бумаг.

Рис. 9.1. Классификация государственного кредита

Государственные и муниципальные кредиты могут быть получены и предоставлены Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями юридическим и физическим лицам, другим бюджетам, иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям в пределах полномочий бюджета соответствующего уровня.

Государство в лице уполномоченного органа исполнительной власти заключает кредитный договор, в соответствии с которым у него возникают соответствующие обязательства или требования.

Условиями кредитного договора являются:

— срок предоставления или получения кредита;

— условия обеспечения возврата ссуды;

— размер процентной ставки за пользование ссудой;

К основным целям государственного и муниципального кредита относятся:

— решение проблем финансирования бюджетного дефицита;

— проведение региональной финансово-кредитной политики, направленной на выравнивание социально-экономических условий жизни населения и функционирование региональных экономик;

— поддержка муниципальных образований в решении неотложных социально-экономических задач;

— поддержка приоритетных для экономики секторов и видов деятельности.

По предоставленным государственным кредитам у заемщиков возникают долговые обязательства перед Российской Федерацией, субъектом РФ и муниципальным образованием как кредиторами. Государственные кредиты образуют государственные внутренние и внешние активы. Классификация государственного кредита представлена на рисунке 9.1.

Большую роль в стимулировании развития производства и занятости играют кредиты, предоставляемые местными органами власти. С их помощью обеспечивается ускоренное развитие определенных районов или необходимых направлений экономики той или иной территории.

Срочно?
Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00

10.1. Сущность и функции государственного и муниципального кредита

Государственный кредит (ГК) – это совокупность экономических отношений, складывающихся между государством, с одной стороны, юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями – с другой, при которых государство выступает преимущественно в качестве кредитора, а также заемщика и гаранта.
Кредитором государство может быть как внутри страны, так и на международном уровне. Внутри страны государство может предоставлять кредиты региональным и местным органам власти, предприятиям и организациям. Бюджетные кредиты предприятиям выдаются на условиях платности, срочности и возвратности. Кредиты, как правило, выдаются на льготных условиях по срокам и уровню процентных ставок, а при эффективном и целевом использовании возможно снижение уровня процентов.
Государственные гарантии представляют собой обязательства государства выполнить платежи в случае, если основной должник не может осуществить их самостоятельно. Особенность данной формы государственного кредита состоит в том, что рост гарантий со стороны государства ведет к росту условной государственной задолженности, происходит накопление потенциального или скрытого долга. Поэтому по государственным гарантиям, как и по бюджетным кредитам и ссудам устанавливается лимит на каждый финансовый год. В законе о бюджете соответствующего уровня на очередной финансовый год устанавливается верхний предел общей суммы государственных (муниципальных) гарантий, а также перечень гарантий, размер которых превышает: один миллион МРОТ по государственным гарантиям Российской Федерации в валюте РФ; 10 млн. долл. США по государственным гарантиям РФ в порядке обеспечения обязательств в иностранной валюте; 0,01% расходов бюджета субъекта РФ или муниципального образования.[56]
Государственные гарантии выдаются под:
– экспортные кредиты и займы,
– региональные и муниципальные займы,
– займы государственных предприятий.
Как экономическая категория ГК находится на стыке двух видов денежных отношений: финансов и кредита, т.е. имеет особенности финансов и кредита. Как звено финансовой системы ГК обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов: бюджетов и внебюджетных фондов. Как один из видов кредита ГК характеризуется срочностью, платностью и возвратностью.
К основным функциям государственного кредита относятся: распределительная, регулирующая и контрольная.
Распределительная функция– через эту функцию ГК осуществляет формирование централизованных денежных фондов государства и муниципальных образований и равномерно распределить во времени (налоговое бремя) платежи по основному долгу и платежи процентов между настоящим и будущими поколениями.
Регулирующая функция имеет две стороны: экономическую и социальную. Экономическая сторона проявляется прежде всего в регулировании воспроизводственных, отраслевых и территориальных пропорций путем выделения целевых кредитов и финансирования целевых программ. Операции по купле-продаже государственных ценных бумаг регулирует обращение денежной массы и ликвидность коммерческих банков. Социальная сторона ГК связана с обеспечением воспроизводства рабочей силы за счет поддержки социальной сферы, создания рабочих мест, регулирования размеров заработной платы и социальных пособий.
Контрольная функция– означает контроль за целевым и рациональным использованием средств, привлекаемых и размещаемых государством. В случае дефицита бюджета дополнительно привлекаемые ресурсы направляются на покрытие разницы между бюджетными расходами и доходами. При положительном бюджетном сальдо мобилизованные через ГК средства используются на финансирование экономических и социальных программ, лежащих за пределами бюджетных расходов, или на рефинансирование старой задолженности.
Как способ финансирования расходов правительства государственный кредит обладает рядом преимуществ и имеет существенно меньшие негативные последствия по сравнению с традиционными приемами:дополнительной денежной эмиссией и увеличением доходов бюджета за счет прямого повышения налогов. Преимущество и особенность государственного кредита и в том, что, как источник финансирования правительственных расходов, он исключает дополнительную нагрузку на традиционные доходы государственного бюджета, текущее потребление и позволяет равномерно распределить долговую нагрузку между нынешним и будущими поколениями и соблюсти принцип справедливости в распределении рисков между держателями государственных ценных бумаг и прочим населением.
Особым элементом публичных финансов является муниципальный кредит, предназначен для покрытия дефицита местного бюджета и финансирования местных инвестиционных программ.По основным признакам он совпадает с государственным кредитом, но имеет другой уровень публичности и порядок его формирования, распределения и использования; ответственность по подобным обязательствам определяется местными органами власти.
Таким образом, кредитное финансирование государства и местных органов:
а) представляет собой один из гибких инструментов регулирования макро- и микроэкономических процессов, увязки доходов и расходов государства;
б) позволяет равномерно и в известной мере справедливо распределить ответственность за принятые финансовые решения между нынешним и будущими поколениями;
в) выступает реальным фактором ускорения темпов социального и экономического развития страны.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector