Оказание платных услуг казенным муниципальным учреждением
Оказание платных услуг казенным муниципальным учреждением
КОМИТЕТ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
от 22 апреля 2016 года N 11
ОБ ОКАЗАНИИ ПЛАТНЫХ УСЛУГ КАЗЕННЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА «ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНАЯ СЛУЖБА»
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании приказа Управления гражданской защиты и обеспечения пожарной безопасности НАО от 19.03.2018 N 8, вступившего в силу со дня официального опубликования.
____________________________________________________________________
1. Утвердить Положение о порядке оказания платных услуг казенным учреждением Ненецкого автономного округа «Поисково-спасательная служба» согласно Приложению 1.
2. Утвердить Положение о порядке формирования и установления цен на платные услуги, оказываемые казенным учреждением Ненецкого автономного округа «Поисково-спасательная служба», согласно Приложению 2.
3. Настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Комитета
гражданской обороны
Ненецкого автономного округа
С.Е.БОЕНКО
Приложение 1. ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ОКАЗАНИЯ ПЛАТНЫХ УСЛУГ КАЗЕННЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА «ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНАЯ СЛУЖБА»
Приложение 1
к приказу Комитета
гражданской обороны
Ненецкого автономного округа
от 22.04.2016 N 11
«Об оказании платных услуг
казенным учреждением
Ненецкого автономного округа
«Поисково-спасательная служба»
ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ОКАЗАНИЯ ПЛАТНЫХ УСЛУГ КАЗЕННЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА «ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНАЯ СЛУЖБА»
Раздел I Общие положения
1. Положение о порядке оказания платных услуг казенным учреждением Ненецкого автономного округа «Поисково-спасательная служба» (далее — Положение, Учреждение), устанавливает основания, правила оказания платных услуг, планирования, отчетности и контроля оказания платных услуг в целях целесообразности и правомочности оказания платных услуг, обеспечения заинтересованных физических и юридических лиц достоверной информацией о платных услугах.
2. Настоящее Положение разработано в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:
Закон Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей»;
3. Платные услуги, оказываемые Учреждением (далее — платные услуги), предоставляются с целью всестороннего удовлетворения потребности населения, обеспечения безопасности объектов экономики и жизнедеятельности Ненецкого автономного округа и привлечения дополнительных финансовых средств в окружной бюджет.
4. Потребителями платных услуг являются физические и юридические лица, имеющие намерение заказать либо заказывающие, приобретающие или использующие платные услуги.
5. Платные услуги являются частью хозяйственной деятельности Учреждения и регулируются Бюджетным кодексом Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации, Уставом Учреждения, а также нормативными правовыми актами, регулирующими деятельность аварийно-спасательных служб и формирований.
6. Изменения и дополнения в настоящее Положение утверждаются Комитетом гражданской обороны Ненецкого автономного округа (далее — Комитет).
Информацию о внесенных изменениях и дополнениях в настоящее Положение потребитель получает через средства массовой информации или непосредственно от Учреждения, с которым заключен договор.
7. В Учреждении должен быть оформлен информационный стенд, на котором размещается следующая информация:
место нахождения Учреждения, контактные телефоны, адреса электронной почты и режим работы Учреждения;
информация о платных услугах и их стоимости по форме согласно Приложению 1 к настоящему Положению;
текст настоящего Положения и другая необходимая информация.
8. Информация об оказании платных услуг также размещается в сети Интернет на официальном сайте Комитета.
Раздел II Правила оказания платных услуг
9. Основанием введения платной услуги является наличие возможности Учреждения оказывать платные услуги, в том числе в целях рационального использования имеющихся ресурсов. При этом оказание платных услуг не должно повлиять на осуществление основной деятельности Учреждения, предусмотренной Уставом Учреждения.
10. Перечень платных услуг и порядок формирования и установления цен на платные услуги, оказываемые Учреждением, утверждаются Комитетом.
11. Платные услуги могут быть оказаны только по желанию потребителя.
12. При предоставлении платных услуг сохраняется установленный режим работы Учреждения. При этом Учреждение в своей деятельности руководствуется настоящим Положением.
13. Платные услуги осуществляются штатной численностью работников Учреждения или привлеченными специалистами.
14. Руководство деятельностью Учреждения по оказанию платных услуг осуществляет руководитель Учреждения, который в установленном порядке:
1) несет ответственность за качество оказания платных услуг;
2) осуществляет административное руководство, контролирует и несет ответственность за финансово-хозяйственную деятельность, соблюдение сметной, финансовой и трудовой дисциплины, сохранность собственности, материальных и других ценностей.
15. Деятельность Учреждения по оказанию платных услуг согласно Налоговому кодексу Российской Федерации, является предпринимательской.
16. Порядок оформления оказания платной услуги:
— после согласования технических условий и стоимости платных услуг оформляется договор на их выполнение (типовой договор);
— для юридических лиц на основании договора допускается оформление и оплата счета на авансирование услуг (как правило, в размере 30 процентов от полной стоимости платной услуги);
— для физических лиц на основании договора осуществляется авансирование в размере 100 процентов от полной стоимости платной услуги;
— потребителю выдается квитанция либо иной документ установленной формы об оплате за оказанную платную услугу, в том числе с использованием контрольно-кассовой техники, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Ненецкого автономного округа.
17. Учреждение обязано заключить договор при наличии возможности оказать запрашиваемую услугу и не вправе оказывать предпочтение одному потребителю перед другим в отношении заключения договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными нормативными правовыми актами.
18. Учреждение и потребители, заключившие договоры на оказание платных услуг, несут ответственность, предусмотренную договором и действующим законодательством Российской Федерации.
19. Потребитель вправе расторгнуть договор и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный договором срок недостатки оказанных услуг не устранены Учреждением либо имеют существенный характер.
21. Доходы, полученные Учреждением от платных услуг и иной приносящей доход деятельности, зачисляются в окружной бюджет на лицевой счет администратора доходов бюджета.
22. Смета доходов в окружной бюджет на очередной финансовый год представляется в Комитет по форме согласно Приложению 2 к настоящему Положению не позднее 20 апреля текущего года.
23. Оплата за предоставляемые платные услуги должна производиться потребителем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
24. Контроль за деятельностью Учреждения по оказанию платных услуг осуществляют в пределах своей компетенции Комитет и другие органы государственной власти, а также организации, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставлено право проверки деятельности Учреждения.
25. Комитет вправе приостановить приносящую доход деятельность Учреждения в случаях:
— если она идет в ущерб основной деятельности, предусмотренной Уставом Учреждения;
— отсутствия бюджетной эффективности (убыточности) платной услуги.
Приложение 1
к Положению о порядке оказания
платных услуг казенным учреждением
Ненецкого автономного округа
«Поисково-спасательная служба»
от ______________ N _____ от ______________ N _____
Председатель Комитета гражданской Начальник казенного учреждения
обороны Ненецкого автономного округа Ненецкого автономного округа
(подпись, расшифровка подписи) (подпись, расшифровка подписи)
«____» ________________ 20___г. «_____» ______________ 20___г.
Оказание бюджетным учреждением платных услуг
Автор: С. Валова
Бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, при условии, что его деятельность соответствует таким целям и сведения о ней указаны в его учредительных документах (уставе). Порядок оказания услуг на платной основе, а также порядок отражения этих операций в учете рассмотрены в статье.
В силу п. 3 ст. 298 ГК РФ, п. 4 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ[1] бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, при условии, что его деятельность соответствует таким целям и сведения о ней указаны в его учредительных документах (уставе). В статье рассмотрим порядок оказания данных услуг на платной основе, а также порядок отражения этих операций в учете.
Правила оказания платных услуг.
Исходя из Закона № 7-ФЗ бюджетные учреждения осуществляют деятельность в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Поэтому предоставление услуг на платной основе в основном соответствует деятельности, которой занимается данное учреждение. К таковым относятся:
образовательные и медицинские услуги;
деятельность, связанная с торговлей;
предоставлением услуг общественного питания.
Согласно ст. 39.1 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» правила оказания отдельных видов услуг устанавливаются Правительством РФ. В частности, соответствующие документы разработаны в отношении:
платных образовательных услуг (Постановление Правительства РФ от 15.08.2013 № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» (утвержденные правила далее – Правила № 706));
услуг общественного питания (Постановление Правительства РФ от 15.08.1997 № 1036 «Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания»);
платных ветеринарных услуг (Постановление Правительства РФ от 06.08.1998 № 898 «Об утверждении Правил оказания платных ветеринарных услуг»);
гостиничных услуг (Постановление Правительства РФ от 09.10.2015 № 1085 «Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации»);
платных медицинских услуг (Постановлением от 04.10.2012 № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» (утвержденные правила далее – Правила № 1006)).
Доходы, полученные от платной деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество (за исключением недвижимости) поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения (п. 3 ст. 298 ГК РФ, п. 4 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ).
Расчет стоимости платной услуги.
Стоимость платной услуги (цена) является одним из существенных условий договора, заключаемого между бюджетной организацией и потребителем услуги. В большинстве случаев учреждения при расчете цены на платную услугу, работу руководствуются рекомендациями, доведенными до них органом исполнительной власти, выполняющим функции учредителя (далее – учредитель). Данные указания иногда содержатся в правилах оказания платных услуг, утверждаемых Правительством РФ. В частности, п. 8 Правил № 1006 предусмотрено, что определение цен на медицинские услуги, оказываемые бюджетными и казенными учреждениями здравоохранения, устанавливаются органами, осуществляющими функции и полномочия учредителей. В соответствии с данным пунктом учредитель медицинского учреждения разрабатывает свой порядок формирования цены на платную услугу. Например, такой порядок для учреждений, подведомственных ФМБА, утвержден Приказом ФМБА РФ от 13.05.2013 № 122, для учреждений, подведомственных Минздраву, – Приказом Минздрава РФ от 29.12.2012 № 1631н. Как следует из перечисленных документов, цены (тарифы) на медицинские услуги устанавливаются с учетом покрытия издержек учреждения на оказание данных услуг и утверждаются приказом учреждения.
В Правилах № 706, регламентирующих оказание платных образовательных услуг, содержатся указания, что организации, осуществляющие данную деятельность за счет средств бюджетов, вправе оказывать платные образовательные услуги, не предусмотренные установленным государственным или муниципальным заданием либо соглашением о предоставлении субсидии на возмещение затрат, на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения платы за услуги, относящиеся к основным видам деятельности образовательных организаций и оказываемые сверх установленного государственного задания, утвержден Приказом Минобрнауки РФ от 20.12.2010 № 1898 (далее – Порядок № 1898). Как вытекает из п. 5 Порядка № 1898, размер платы определяется на основе расчета необходимых для оказания соответствующих платных услуг экономически обоснованных затрат с учетом конъюнктуры рынка, требований к качеству оказания услуг, в том числе исходя из условий, зафиксированных в п. 2 Порядка № 1898, и устанавливается руководителем учреждения. Учреждения, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, устанавливают размер платы на основании решения ученого совета.
На отдельные платные услуги (работы), предусмотренные ведомственным перечнем государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) федеральными государственными учреждениями в качестве основных видов деятельности, сформированным в соответствии с базовыми (отраслевыми) перечнями государственных и муниципальных услуг и работ, которые не включены в государственное задание на оказание государственных услуг (выполнение работ) (в том числе на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, относящихся к основным видам деятельности учреждения), плата может определяться нормативным, структурным методами, а также на основе калькуляции соответствующих затрат.
Размер платы в расчете на единицу оказания платных услуг не может быть ниже величины нормативных затрат, определенных в порядке, установленном Положением о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 № 640.
Таким образом, из всего вышесказанного следует, что цена платной услуги, оказанной бюджетным учреждением, должна покрывать затраты, связанные с ее оказанием, а также должна быть сориентирована с учетом конъюнктуры рынка с применением уровня рентабельности (в пределах 20%) и повышающего коэффициента в отношении услуг, оказываемых в условиях, отличных от нормальных (в ночное время, в выходные и праздничные дни). Требование в отношении повышающего коэффициента может быть установлено отдельным нормативно-правовым актом, например, Приказом ФМБА РФ от 13.05.2013 № 122.
Заключение договора на оказание платных услуг.
Договор, заключаемый с потребителем услуги, является возмездным договором об оказании услуг, заключение которого регулируется гл. 39 ГК РФ. В соответствии со ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить конкретную деятельность), а заказчик – оплатить их.
Договор оформляется в простой письменной форме и должен содержать сведения о заказчике и исполнителе. Перечень необходимых сведений приводится в правилах оказания платных услуг, утверждаемых Правительством РФ.
Так, из п. 3, 16 Правил № 1006 следует, что медицинские организации могут предоставлять платные медицинские услуги только в объеме работ (услуг), указанных в имеющейся у организации лицензии на осуществление медицинской деятельности, с заключением договора в письменной форме. Сведения о лицензии на ведение медицинской деятельности и прейскурант цен в рублях входят в число обязательной информации при заключении договора, они подлежат опубликованию на сайте медицинской организации в Интернете, а также на информационных стендах (стойках), размещаемых непосредственно в здании (пп. «в», «г» п. 11 Правил № 1006).
Соблюдение соответствующих требований пп. «а», «в» и «г» п. 17 Правил № 1006 достигается посредством указания в заключаемых договорах:
сведений о номере лицензии на осуществление медицинской деятельности, дате регистрации;
перечня тех платных медицинских услуг, которые будут предоставляться в соответствии с конкретным договором. Одновременно приводится перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность медицинской организации согласно лицензии, к которым относятся определенные договором соответствующие платные медицинские услуги;
стоимости конкретных платных медицинских услуг, которые будут предоставляться в рамках заключаемого договора;
сроков и порядка оплаты этих услуг.
По Информации Роспотребнадзора от 08.03.2016 для обеспечения соблюдения требований Правил № 1006 приложение к каждому заключаемому договору копии лицензии на ведение медицинской деятельности с перечнем всех услуг, составляющих медицинскую деятельность медицинской организации в соответствии с лицензией, как и прейскуранта цен на все виды выполняемых (оказываемых) медицинской организацией работ (услуг), не требуется.
При этом копию лицензии на осуществление медицинской деятельности с приложением перечня работ (услуг), составляющих такую деятельность согласно лицензии, исполнитель по смыслу п. 13 Правил № 1006 должен предоставить для ознакомления по требованию потребителя и (или) заказчика при заключении договора.
Сведения, отражаемые в договоре на оказание платной образовательной услуги, приведены в п. 12 Правил № 706. Названный пункт регламентирует в обязательном порядке указывать, в частности, сведения:
о лицензии на осуществление образовательной деятельности (наименование лицензирующего органа, номер и дату регистрации лицензии);
о виде, уровне и (или) направленности образовательной программы (части образовательной программы определенного уровня, вида и (или) направленности)
о форме обучения, сроках освоения образовательной программы (продолжительность обучения);
о виде документа (при наличии), выдаваемого лицу, обучающемуся после успешного освоения им соответствующей образовательной программы (части образовательной программы).
Примерные формы договоров на платные образовательные услуги утверждены приказами Минобрнауки РФ от 13.01.2014 № 8, от 09.12.2013 № 1315, от 21.11.2013 № 1267, от 25.10.2013 № 1185.
Учет выручки от оказания платных услуг.
Как уже было отмечено, доходы, полученные от оказания платных услуг, поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения (п. 3 ст. 298 ГК РФ, п. 4 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ).
В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н, доходы от оказания платных услуг отражаются по статье 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ. Учет расчетов по доходам от оказания платных услуг ведется на счете 2 205 31 000 (п. 21 Инструкции № 157н[2], п. 92 Инструкции № 174н[3]).
Ниже рассмотрим варианты корреспонденций счетов по оказанию платных услуг.
Начислены доходы от оказания платных услуг
Акт приема-сдачи выполненных работ (оказанных услуг), предъявленный счет (счет-фактура), договор
Поступила плата за оказанные услуги на лицевой счет учреждения
Выписка из лицевого счета
Поступила плата за оказанные услуги в кассу учреждения
Приходный кассовый ордер
Сдана выручка на лицевой счет учреждения
Расходный кассовый ордер, выписка из лицевого счета учреждения
Поступила плата через банковский терминал посредством расчета банковской картой
Журнал кассира-операциониста, справка-отчет кассира-операциониста
Поступила выручка на лицевой счет
Выписка из лицевого счета
Рассмотрим примеры отражения в учете доходов, поступивших от оказания платных услуг.
Пример 1.
Бюджетное учреждение в сентябре 2017 года оказало физическим лицам платные услуги на сумму 146 000 руб. Ввсе денежные средства были внесены в кассу. Полученная выручка через инкассаторскую службу банка поступила на лицевой счет организации 01.11.2017 за вычетом банковского вознаграждения, которое составляет 2,5% от суммы расчетов. Расходы на вознаграждение банку учреждение учитывает в составе общехозяйственных затрат.
В соответствии с п. 2 Указания ЦБ РФ от 11.03.2014 № 3210-У накопление наличных денег в кассе сверх установленного лимита остатка наличных денег не допускается. В случае превышения лимита остатка кассы уполномоченный представитель учреждения сдает наличные деньги в банк или организацию, входящую в систему ЦБ РФ, осуществляющую перевозку наличных денег и инкассацию, для зачисления их на банковский счет (п. 3).
Поступление наличных денежных средств на балансовый счет 40116 из кассы учреждения при условии их зачисления на счет в операционный день, отличный от дня перечисления из кассы, отражается по дебету счета 2 210 03 000 (п. 78 Инструкции № 174н).
В бухгалтерском учете учреждения будут сделаны следующие записи:
Начислены доходы, полученные от оказания экспертных услуг
Платная деятельность казенного учреждения
Казенное учреждение — централизованная бухгалтерия осуществляет безвозмездное ведение бухгалтерского учета бюджетных учебных учреждений. Правомерно ли взимание платы за ведение бухгалтерского учета операций, по оказанию платных услуг оказываемых данными бюджетными учреждениями (кружки, секции) ?
Казенное учреждение вправе осуществлять приносящую доход деятельность только при условии, что это будет служить достижению целей, ради которых она создана. Поскольку целью создания централизованной бухгалтерии является ведение бухгалтерского учета и формирование отчетности бюджетных учебных учреждений на безвозмездной основе, то следовательно само оказание данных услуг не может осуществляться за плату.
Полагаем, что централизованная бухгалтерия вправе оказывать платные услуги по ведению бухгалтерского учета и формированию отчетности юридическим лицам любой организационно-правовой формы, за исключением бюджетных учреждений которым данные услуги должны быть оказаны безвозмездно. Кроме того централизованная бухгалтерия вправе платно оказывать бюджетным учебным заведениям дополнительные услуги связанные с ее основной деятельностью, но не входящие в состав услуг по ведению бухгалтерского учета. К таким услугам может относится восстановление бухгалтерского учета, представление интересов в налоговой инспекции (ПФР, ФСС), проведение сверки расчетов и иные аналогичные услуги.
Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, ее субъектом или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий государственных органов или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, а также в иных сферах (п. 1 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон N 7-ФЗ)).
Доходы, полученные бюджетным учреждением от приносящей доходы деятельности, предусмотренной его учредительными документами, а также приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения (п. 3 ст.298 ГК РФ).
Основной вид деятельности бюджетного учреждения ведется им в рамках государственного (муниципального) задания, которое формируется и утверждается учредителем. Для федеральных бюджетных учреждений такое задание формируется Правительством РФ, а для региональных и муниципальных учреждений — региональной властью или местной администрацией соответственно.
Бюджетные учреждения, в сфере образования ведут свою деятельность на основании плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, составляемого и утверждаемого в порядке, определенном учредителем учреждения в соответствии с требованиями, установленными Минфином. Требования к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения утверждены Приказом Минфина России от 28.07.2010 N 81н «О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения».
Согласно п. 3 Требований №81н план составляется на финансовый год в случае, если закон (решение) о бюджете утверждается на один финансовый год либо на финансовый год и плановый период, если закон (решение) о бюджете утверждается на очередной финансовый год и плановый период. Из этого следует, что все расходные операции бюджетного учреждения осуществляются в период действия плана на соответствующий финансовый год.
В силу установленных требований к плану финансово-хозяйственной деятельности плановые показатели по поступлениям формируются учреждением в разрезе различных видов поступлений. В том числе указываются поступления от оказания учреждением (подразделением) услуг (выполнения работ), относящихся в соответствии с уставом учреждения (положением подразделения) к его основным видам деятельности, предоставление которых для физических и юридических лиц осуществляется на платной основе, а также поступления от иной приносящей доход деятельности (п. 10 Требований N 81н).
В Письме Минфина России от 22.10.2013 N 12-08-06/44036 указано, что в соответствии со ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ порядок определения платы за основные платные услуги, оказываемые бюджетными учреждениями, устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Кроме того, как указано в Письме Минфина России от 01.06.2011 N 03-03-06/4/60, решение о составе затрат, связанных с оказанием бюджетными и автономными учреждениями платных услуг, принимает орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.
При определении стоимости платных услуг могут учитываться как затраты на общехозяйственные нужды, включая затраты на приобретение материальных запасов, так и затраты на приобретение основных средств (за исключением основных средств, относимых к основным фондам), в случае, если при оказании платных услуг существует необходимость в их приобретении (например, лабораторного оборудования, приборов, инвентаря и т.д.).
Таким образом прибыль, полученная бюджетными учреждениями от приносящей доход деятельности (в том числе от оказания основных и неосновных платных услуг), поступает в самостоятельное распоряжение этих учреждений. При этом учреждения должны расходовать данные поступления в соответствии со своим планом финансово-хозяйственной деятельности, утверждаемым на один финансовый год либо на финансовый год и плановый период.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона N 402-ФЗ бухгалтерский учет — формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных Законом N 402-ФЗ, в соответствии с требованиями, установленными Законом N 402-ФЗ, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Пунктом 5 Инструкции N 157н установлено, что руководитель субъекта учета вправе передать ведение бухгалтерского учета и составление на его основе отчетности в соответствии с законодательством РФ по договору (соглашению) другому учреждению, организации (централизованной бухгалтерии). В случае передачи субъектом учета на основании договора (соглашения) полномочий по ведению бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, ведение бухгалтерского учета субъекта учета осуществляется структурным подразделением централизованной бухгалтерии или ее должностным лицом, на которое возложено выполнение переданных полномочий.
Таким образом законодательство РФ позволяет субъекту РФ, муниципалитету принять решение о создании специализированного учреждения (централизованной бухгалтерии), предметом и целями деятельности которого является осуществление ведения бухгалтерского учета, формирование отчетности созданных субъектом РФ, муниципалитетом учреждений. При этом между КУ «Централизованная бухгалтерия» и учреждением, передавшим ей ведение бухгалтерского учета, должен быть заключен договор (соглашение о передаче ведения бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии).
Согласно п. 1 ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно ст. 6 БК РФ государственные (муниципальные) услуги (работы) — это услуги (работы), оказываемые (выполняемые) органами государственной власти (органами местного самоуправления), государственными (муниципальными) учреждениями и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, иными юридическими лицами.
Казенное учреждение — государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Согласно ст. 120 ГК РФ казенные учреждения являются некоммерческими организациями.
В соответствии с п. 2 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в ее учредительных документах.
Аналогичные положения закреплены в п. 3 ст. 161 БК РФ, согласно которому казенное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе.
Таким образом, законодательство Российской Федерации позволяет казенным учреждениям оказывать (выполнять) платные услуги (работы) при следующих условиях (Письмо Минфина России N 12-08-25/4392):
— возможность осуществления приносящей доход деятельности закреплена в уставах учреждений;
— осуществление указанной деятельности соответствует целям создания казенного учреждение, а именно безвозмездное осуществление ведения бухгалтерского учета и формирование отчетности.
Ответ подготовлен экспертами Линии консультаций Атлант-право
Оказание платных услуг казенным муниципальным учреждением
МЭРИЯ ГОРОДА ЭЛИСТЫ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ
от 4 октября 2011 года N 2271
Об утверждении Порядка определения платы за оказание муниципальными бюджетными и казенными учреждениями услуг (выполнение работ), относящихся к основным видам деятельности учреждения, для граждан и юридических лиц
(с изменениями на 3 июня 2015 года)
(в ред. Постановлений Администрации г. Элисты от 31.01.2013 N 154, от 03.06.2015 N 3441)
Во исполнение ст. 6 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», в целях обеспечения единого подхода к расчету цены за оказываемые бюджетными учреждениями услуги (выполняемые работы) на платной основе, руководствуясь статьей 44 Устава города Элисты, Мэрия города Элисты постановляет:
1. Утвердить Порядок определения платы за оказание муниципальными бюджетными и казенными учреждениями услуг (выполнение работ), относящихся к основным видам деятельности учреждения, для граждан и юридических лиц (Приложение N 1).
(в ред. Постановления Администрации г. Элисты от 03.06.2015 N 3441)
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию в газете «Элистинская панорама» и размещению на официальном Интернет-сайте Мэрии города Элисты.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главы Администрации города Элисты Баглиеву О.С.
(п. 3 в ред. Постановления Администрации г. Элисты от 31.01.2013 N 154)
Первый заместитель
Главы Мэрии
города Элисты
А.ХАВАЕВ
Приложение N 1. Порядок определения платы за оказание муниципальными бюджетными и казенными учреждениями услуг (выполнение работ), относящихся к основным видам деятельности учреждения, для граждан и юридических лиц
Приложение N 1
к Постановлению
Мэрии города Элисты
от 4 октября 2011 г. N 2271
(в ред. Постановлений Администрации г. Элисты от 31.01.2013 N 154, от 03.06.2015 N 3441)
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок определения платы за оказание муниципальным бюджетным учреждением услуг (выполнение работ), относящихся к основным видам деятельности учреждения, для граждан и юридических лиц (далее — порядок) распространяется на муниципальные бюджетные учреждения, находящиеся на территории города Элисты (далее — учреждения), осуществляющие сверх установленного муниципального задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного муниципального задания оказание услуг (выполнение работ), относящихся в соответствии с уставом учреждения к его основным видам деятельности, для физических и юридических лиц на платной основе (далее — платные услуги).
2. Порядок не распространяется на иные виды деятельности учреждения, не являющиеся основными в соответствии с его уставом.
3. Порядок разработан в целях установления единого механизма формирования цен, предельных цен на платные услуги (далее — цены).
4. Платные услуги оказываются учреждением по ценам, целиком покрывающим издержки учреждения на оказание данных услуг. В случаях, если федеральным законом предусматривается оказание учреждением платной услуги в пределах муниципального задания, в том числе для льготных категорий потребителей, такая платная услуга включается в перечень муниципальных услуг, по которым формируется муниципальное задание.
5. Учреждение самостоятельно определяет возможность оказания платных услуг в зависимости от материальной базы, численного состава и квалификации персонала, спроса на услугу, работу и т.д.
6. Перечень и цены на платные услуги утверждает Администрация города Элисты по представлению Учреждения.
(в ред. Постановления Администрации г. Элисты от 31.01.2013 N 154)
7. Стоимость платных услуг определяется на основе расчета экономически обоснованных затрат материальных и трудовых ресурсов (далее — затраты).
8. Учреждение, оказывающее платные услуги, обязано своевременно и в доступном месте предоставлять гражданам и юридическим лицам необходимую и достоверную информацию о перечне платных услуг и их стоимости по форме согласно таблице 1.
Таблица 1. Информация о ценах на платные услуги, работы оказываемые (выполняемые)
О ЦЕНАХ НА ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ, РАБОТЫ ОКАЗЫВАЕМЫЕ (ВЫПОЛНЯЕМЫЕ)
(наименование муниципального бюджетного учреждения)
Наименование услуги (работы)
II. Определение цены
9. Цена формируется на основе себестоимости оказания платной услуги, с учетом спроса на платную услугу, требований к качеству платной услуги в соответствии с показателями муниципального задания, а также с учетом положений отраслевых и ведомственных нормативных правовых актов по определению расчетно-нормативных затрат на оказание платной услуги.
10. Для структурного подразделения учреждением может быть установлен повышающий или понижающий коэффициент, учитывающий объективные различия (место нахождения, количество потребителей платной услуги) в размерах нормативов затрат на оказание одной и той же платной услуги. При использовании корректирующих коэффициентов цена единицы платной услуги для конкретного структурного подразделения определяется путем умножения среднего значения на корректирующий коэффициент. При этом цена, умноженная на соответствующий корректирующий коэффициент, не должна превышать предельную цену, установленную для данной платной услуги.
11. Затраты учреждения делятся на затраты, непосредственно связанные с оказанием платной услуги и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности учреждения в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания платной услуги.
12. К затратам, непосредственно связанным с оказанием платной услуги, относятся:
затраты на персонал, непосредственно участвующий в процессе оказания платной услуги (основной персонал);
материальные запасы, полностью потребляемые в процессе оказания платной услуги;
затраты (амортизация) оборудования, используемого в процессе оказания платной услуги;
прочие расходы, отражающие специфику оказания платной услуги.
13. К затратам, необходимым для обеспечения деятельности учреждения в целом, но не потребляемым непосредственно в процессе оказания платной услуги (далее — накладные затраты), относятся:
затраты на персонал учреждения, не участвующего непосредственно в процессе оказания платной услуги (далее — административно-управленческий персонал);
хозяйственные расходы — приобретение материальных запасов, оплата услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, обслуживание, ремонт объектов (далее — затраты общехозяйственного назначения);
затраты на уплату налогов (кроме налогов на фонд оплаты труда), пошлины и иные обязательные платежи;
затраты (амортизация) зданий, сооружений и других основных фондов, непосредственно не связанных с оказанием платной услуги.
14. Для расчета затрат на оказание платной услуги может быть использован расчетно-аналитический метод или метод прямого счета.
15. Расчетно-аналитический метод применяется в случаях, когда в оказании платной услуги задействован в равной степени весь основной персонал учреждения и все материальные ресурсы. Данный метод позволяет рассчитать затраты на оказание платной услуги на основе анализа фактических затрат учреждения в предшествующие периоды. В основе расчета затрат на оказание платной услуги лежит расчет средней стоимости единицы времени (человеко-дня, человеко-часа) и оценка количества единиц времени (человеко-дней, человеко-часов), необходимых для оказания платной услуги.
Зусл — затраты на оказание единицы платной услуги;
— сумма всех затрат учреждения за период времени;
Фр.вр. — фонд рабочего времени основного персонала учреждения за тот же период времени;
Тусл — норма рабочего времени, затрачиваемого основным персоналом на оказание платной услуги.
16. Метод прямого счета применяется в случаях, когда оказание платной услуги требует использования отдельных специалистов учреждения и специфических материальных ресурсов, включая материальные запасы и оборудование. В основе расчета затрат на оказание платной услуги лежит прямой учет всех элементов затрат.
Зусл — затраты на оказание платной услуги;
Зоп — затраты на основной персонал, непосредственно принимающий участие в оказании платной услуги;
Змз — затраты на приобретение материальных запасов, потребляемых в процессе оказания платной услуги;
Аусл — сумма начисленной амортизации оборудования, используемого при оказании платной услуги;
Зн — накладные затраты, относимые на стоимость платной услуги.
17. Затраты на основной персонал включают в себя:
затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда основного персонала;
затраты на командировки основного персонала, связанные с предоставлением платной услуги;
суммы вознаграждения сотрудников, привлекаемых по гражданско-правовым договорам.
Затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда рассчитываются как произведение стоимости единицы рабочего времени (например, человеко-дня, человеко-часа) на количество единиц времени, необходимое для оказания платной услуги. Данный расчет проводится по каждому сотруднику, участвующему в оказании соответствующей платной услуги, и определяются по формуле:
Зоп — затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда основного персонала;
Тусл — норма рабочего времени, затрачиваемого основным персоналом;
ОТч — повременная (часовая, дневная, месячная) ставка по штатному расписанию и по гражданско-правовым договорам сотрудников из числа основного персонала (включая начисления на выплаты по оплате труда).
Расчет затрат на оплату труда персонала, непосредственно участвующего в процессе оказания платной услуги приводится по форме согласно таблице 2.
Таблица 2. Расчет затрат на оплату труда персонала
ЗАТРАТ НА ОПЛАТУ ТРУДА ПЕРСОНАЛА
(наименование платной услуги)
Средний должностной оклад в месяц, включая
начисления на выплаты по оплате труда (руб.)