Invest-currency.ru

Как обезопасить себя в кризис?
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Обслуживание муниципального долга это

Обслуживание государственного и муниципального долга

Обслуживание государственного (муниципального) долга — это операции по выплате доходов по государственным и муници­пальным долговым обязательствам в виде процентов по ним и (или) дисконта, осуществляемые за счет средств соответст­вующего бюджета.

Центральный банк РФ, кредитная или другая специализированная финансовая организация на основе агентских соглашений, заключенных с Министерством финансов РФ, выполняет функции генерального агента (агента) Правительства РФ.

Центральный банк РФ осуществляет функции генерального агента безвозмездно.

Оплата услуг агентов по осуществлению ими функций, преду­смотренных агентскими соглашениями, заключенными с Ми­нистерством финансов РФ, производится за счет средств феде­рального бюджета.

Обслуживание государственного долга субъекта РФ и муниципального долга осуществляется аналогично.

Учет и регистрация государственных долговых обязательств РФ, субъекта РФ, муниципальных долговых обязательств муници­пального образования осуществляются соответственно:

• в государственных долговых книгах внутреннего и внешнего долга Российской Федерации (Государственной долговой книге РФ);

• государственной долговой книге субъекта РФ;

• муниципальной долговой книге муниципального образования.

Министерство финансов РФ осуществляет ведение Государст­венной долговой книги РФ, в которую вносятся сведения:

• об объеме долговых обязательств (в том числе гарантий) Рос­сийской Федерации;

• дате возникновения обязательств;

• исполнении указанных обязательств полностью или частично;

Ведение государственной долговой книги субъекта РФ, муни­ципальной долговой книги осуществляется соответственно фи­нансовым органом субъекта РФ, финансовым органом муни­ципального образования.

В государственной долговой книге субъекта РФ, муниципальной долговой книге муниципального образования учитывается в том числе информация о просроченной задолженности по исполнению долговых обязательств субъекта РФ, муниципальных долговых обязательств.

Информация о долговых обязательствах муниципального образо­вания, отраженных в муниципальной долговой книге, подлежит передаче в финансовый орган соответствующего субъекта РФ. Затем эта информация, как и информация о долговых обяза­тельствах субъекта РФ, отраженная в государственной долговой книге субъекта РФ, передается Министерству финансов РФ в сроки, установленные этим органом.

Внешние долговые требования Российской Федерации

Внешние долговые требования РФ — это финансовые обязатель­ства иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией как кредитором, включая дол­говые требования:

• возникшие в связи с предоставлением банком — агентом Пра­вительства РФ государственных экспортных кредитов иност­ранным заемщикам или их банкам-кредиторам;

• юридических лиц — экспортеров бывшего СССР к иностранным юридическим лицам, возникшие до 01.01.91 в связи с экс­портом из бывшего СССР товаров и услуг, осуществлявшимся за счет средств бюджета бывшего СССР.

Внешние долговые требования РФ формируют долг иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Рос­сийской Федерацией.

Государственный финансовый кредит представляет собой форму бюджетного кредита, при которой Российская Федерация предоставляет денежные средства иностранному заемщику в объеме и на условиях, предусмотренных соответствующим соглашением между Правительством РФ и правительством иностранного государства.

Государственный экспортный кредит – это форма бюджетного кредита, при которой за счет бюджетных средств осуществ­ляется оплата товаров и услуг, экспортируемых в пользу ино­странного заемщика — импортера товаров и услуг, в объеме и на условиях, предусмотренных соответствующим соглашением между Пра­вительством РФ и правительством иностранного государства или соответствующим договором между банком — агентом Правительства РФ и иностранным заемщиком — импортером товаров
и услуг или его банком-кредитором при наличии государственной гарантии иностранного государ­ства по возврату этого кредита.

Под объемом долга иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией понимается номинальная сумма долга иностранных:

• государств и иностранных юридических лиц перед РФ по предоставленным бывшим СССР и РФ кредитам за счет средств бюджетов бывшего СССР и РФ;

• юридических лиц перед РФ, возникшая до 01.01.91 в связи с экспортом из бывшего СССР товаров и услуг за счет средств бюджета бывшего СССР;

• государств и иностранных юридических лиц перед РФ, по которому у РФ имеются права требования по договорам об уступке прав требования;

• юридических лиц по предоставленным им банком — агентом Правительства РФ государственным экспортным кредитам.

Сведения о номинальной сумме долга иностранных государств и иностранных юридических лиц перед РФ предоставля­ются по состоянию на конец отчетного финансового года в со­ставе документов и материалов к проекту федерального закона об исполнении федерального бюджета за отчетный финан­совый год.

Программа предоставления государственных финансовых и го­сударственных экспортных кредитов на очередной финансовый год и плановый период утверждается при рассмотрении ГД проекта федерального закона на очередной финансовый год и плановый период во втором чтении в качестве отдельного приложения к закону.

В случае неутверждения ГД очередной про­граммы предоставления государственных финансовых и экспортных кредитов на очередной финансовый год и плановый период действие ранее утвержденной программы продлевается на очередной финансовый год и плановый период.

Под реструктуризацией долга иностранного государства и иностранного юридического лица перед Российской Федерацией понимается пересмотр условий погашения указанного долга. Реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием сумм основного долга и начисленных процентов.

Уступка прав требования по внешним долговым требованиям Российской Федерации к иностранным государствам и (или) ино­странным юридическим лицам может быть осуществлена Прави­тельством РФ в соответствии с российским законодательством.

|следующая лекция ==>
Государственные и муниципальные гарантии|Банковская система России

Дата добавления: 2014-01-03 ; Просмотров: 1426 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

В-46. Управление и обслуживание государственного и муниципального долга

Управление государственным и муниципальным долгом— это система мероприятий государства и муниципального образования по установлению порядка, условий выпуска и размещения долговых обя­зательств, а также по выплате доходов и погашению займов. Управление государственным долгом РФ осуществляет Правительство РФ либо уполномоченный им Минфин России, а управление государственным долгом субъекта РФ — высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ либо финансовый орган субъекта РФ. Вопросы управления муниципальным долгом возлагаются на исполнительно­-распорядительный орган муниципального образования (местную ад­министрацию) в соответствии с уставом муниципального образования.

Комплекс мероприятий по управлению государственным долгом в основном касается двух аспектов — методов управления и порядка обслуживания. Под методами управленияпонимаются способы регу­лирования выпущенных в обращение займов. При этом, если раньше законодательство вообще не затрагивало вопросы применения тех или иных методов и государство могло в одностороннем порядке изменить размер доходности займа, увеличить срок действия или осуществить отсрочку погашения ранее выпущенных займов 1 , а иногда и аннулиро­вать государственный долг (отказаться от долговых обязательств), то в настоящее время применение методов управления государственным долгом строго ограничено бюджетным законодательством РФ.

Читать еще:  Муниципальный вестник улан удэ

К числу методов управления относятся реструктуризация долга, новация, предоставление отступного, конверсия, предоставление рас­срочки, списание и прекращение долговых обязательств.

Реструктуризация долга — это основанное на соглашении пре­кращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения.

Новация— это основанная на соглашении замена первона­чального обязательства, существовавшего между сторонами, другим обязательством, предусматривающим иной предмет или способ ис­полнения (ст. 414 ГК РФ). Такой метод был использован в отношении обязательств по государственным краткосрочным бескупонным об­лигациям и облигациям федеральных займов со сроком погашения до 31 декабря 1999 г.

Обязательство по государственным займам может быть изменено по соглашению сторон предоставлением отступного(уплатой денег, передачей имущества и т.п.). Заключение договора об отступном произво­дится с владельцами государственных ценных бумаг, не осуществивших новацию в установленные сроки.

В отношении государственного внешнего долга наряду с реструкту­ризацией применяется метод конверсии. Конверсия внешнего долга —средство, обеспечивающее сокращение общей суммы внешней задолжен­ности, облегчение условий внешнего долга за счет замещения основных обязательств иными, менее обременительными для государства-должника.

Если долговое обязательство РФ не предъяв­лено к погашению (не совершены кредитором определенные условия обязательства или установленные НПА действия) в течение трех лет с даты, следующей за датой погашения, предусмотренной условиями долгового обязательства либо соответ­ствующими федеральными законами, или истек срок государственной гарантии РФ, указанное долговое обязательство считается прекра­щенным и списывается с государственного внутреннего долга (если иное не предусмотрено федеральными законами). Минфин России по истечении указанного выше срока издает акт о списании с государ­ственного внутреннего долга не предъявленных к погашению долговых обязательств, выраженных в валюте РФ. Списание с государственного внутреннего долга осуществляется посредством уменьшения объема долга по видам списываемых долговых обязательств, выраженных в валюте РФ, на сумму их списания без отражения указанных сумм в ис­точниках финансирования дефицита федерального бюджета. Однако данное положение не распространяется на обязательства по кредитным соглашениям и на долговые обязательства РФ перед субъектами РФ и муниципальными образованиями. Выпуски государственных цен­ных бумаг РФ, выкупленные (переоформленные) в полном объеме Минфином России до наступления даты их погашения, могут быть признаны по решению указанного министерства досрочно погашенными.

Под обслуживанием государственного (муниципального) долгапонимаются финансовые операции по выплате доходов по госу­дарственным и муниципальным долговым обязательствам в виде процентов по ним или дисконта, осуществляемые за счет средств соответствующего бюджета. Обслуживание долговых обязательств РФ осуществляется Банком России, кредитной организацией или другой специализированной финансовой органи­зацией.

В РФ установлена единая система учета и ре­гистрации государственных заимствований. Минфин России ведет го­сударственные книги внутреннего и внешнего долга РФ (Государствен­ная долговая книга РФ). Такие же книги ведутся в каждом субъекте РФ и муниципальном образовании. В них вносятся сведения об объеме долговых обязательств (в том числе гарантий), о дате возникновения обязательств, об исполнении указанных обязательств полностью или частично, а также другая информация.

Сведения о долговых обязательствах субъекта РФ, муници­пальных образований подлежат передаче Минфину России, который устанавливает объем информации, порядок и сроки ее предоставления. Ответственность за достоверность переданной информации несет фи­нансовый орган субъекта РФ.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Обслуживание государственного долга и его сущность

Начиная с XIX века заимствования рассматривались как важный источник доходов почти всех демократических правительств.

Оно является альтернативным способом увеличения доходов. Это средство, с помощью которого финансируются государственные расходы при возникновении бюджетного дефицита.

В наше время заимствования со стороны правительств стали обычным методом государственного финансирования.

Рис. 1 Отношение размера государственного долга к ВВП в разных странах.

Внешний и внутренний долг

Правительство может брать кредиты в банках, организациях и у частных лиц в пределах страны или в международных учреждениях и иностранных государствах во время чрезвычайных ситуаций.

Займы, полученные внутри страны, называются внутренним долгом, кредиты из других государств или международных фондов – внешним долгом.

За пользование заемными средствами правительство выплачивает проценты кредиторам по установленным ставкам через регулярные промежутки времени или единовременно в конце периода в дополнение к основной сумме.

Использование заемных средств

Ресурсы, привлеченные в виде государственного долга, могут использоваться в различных целях.

1. Покрытие бюджетного дефицита

Государственные заимствования привлекаются для ликвидации бюджетного дефицита. Современные правительства не имеют больших накопленных остатков наличности. Дефицит бюджета – это реалии нашего времени практически во всех странах. Принцип финансового управления настаивает на том, что годовые расходы правительства должны покрываться из годового дохода. Но в силу различных обстоятельств прибыль от налоговых и неналоговых источников может быть меньше фактических трат. В таких условиях краткосрочные займы в ожидании сбора налогов используются правительством для преодоления бюджетных разрывов.

2. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций

Наводнения, землетрясения и другие стихийные бедствия также могут создавать бюджетные разрывы. Большие внешние долги возникают у воюющих стран. Современные раздоры — дорогое дело. Во время войны все ресурсы, имеющиеся в распоряжении правительства, могут оказаться недостаточными для покрытия огромных военных расходов.

Введение дополнительных налогов или повышение ставок сверх определенных пределов имеет катастрофические последствия для экономики. Поэтому правительство привлекает внешние займы для покрытия военных расходов.

3. Борьба с инфляцией и безработицей

Депрессия и безработица, как правило, обусловлены дефицитом платежеспособного спроса в результате низкой экономической активности.

Увеличение государственных расходов, финансируемых за счет займов, используется для создания и поддержания проектов развития в целях смягчения последствий экономических кризисов. Кейнс выступал за увеличение государственных расходов, финансируемых за счет заимствований, а не за счет налогообложения, как за лучший способ борьбы с депрессией.

4. Ускорение темпов экономического развития

Развитие экономики, испытывающей дефицит капитала, обычно зависит от заемных средств для финансирования различных проектов и повышения производственного потенциала экономики.

Такие инвестиции укрепляют производственную базу и способствуют увеличению производства товаров и услуг. В будущем государство сможет без особых трудностей мобилизовать средства для обслуживания и погашения государственного долга за счет доходов, полученных в результате роста экономики.

5. Финансирование социальных проектов

Государственный долг используется для финансирования, создания и развития социальных проектов — образования и здравоохранения, которые не могут быть покрыты обычным источником, таким как налогообложение.

Читать еще:  Наименование территории муниципального образования

Обслуживание и погашение государственного долга

Возврат займов или неспособность это сделать являются своего рода проверкой незапланированного характера государственных расходов.

Точно так же, как физическое лицо несет ответственность за погашение своего личного долга, государства обязаны погашать взятые ими кредиты. Правительство должно найти необходимые ресурсы для исполнения своих кредитных обязательств.

Накопленный большой объем финансовых обязательств страны оказывает деморализующее воздействие на население, помимо налогового бремени, возложенного на него в связи с обслуживанием и погашением государственного долга.

Способы возврата займов

Для расчетов с кредиторами у государства есть возможность применить следующие методы:

  • отказ от государственного долга;
  • возврат;
  • конвертация или преобразование;
  • выкуп долговых обязательств ;
  • инфляция или валютная экспансия;
  • погашение серийных облигаций;
  • терминальный аннуитет;
  • создание и использование накопительных фондов.

Отказ от государственного долга

Один из простых способов сбросить бремя долга — отказаться от него. Правительство страны отказывается возвращать кредит и платить проценты. Это скорее уничтожение долга, а не его погашение.

Это нежелательно и практикуется крайне редко. Отречение пошатнет доверие к правительству. Страны, отказывающиеся от погашения и обслуживания внешнего государственного долга, потеряют свою кредитоспособность. И в будущем государству будет очень трудно получить кредит по разумной процентной ставке на международном рынке капитала.

Это также аморально, поскольку заем был бы получен из средств, мобилизованных от всех лиц, получающих доход в обществе. Однако в крайних случаях правительство может быть вынуждено отказаться от своих внутренних или внешних долговых обязательств.

Эта мера в истории кредитных взаимоотношений государств применялась правительствами, пришедшими к власти в результате военных переворотов, революций или освободительных войн. США после провозглашения независимости отказались платить по долгам Англии и Испании. Советская Россия в 1917 году – по внутренним и внешним обязательствам царского правительства.

Из всех способов погашения и обслуживания государственного долга отказ является самой крайней мерой.

Возврат

При этом методе старый долг погашается за счет новых займов, привлекаемых правительством страны при наступлении срока выплаты прежних обязательств или процентов по ним. Государство, не располагающее средствами для погашения долга, выпускает новые облигации на тех же условиях и производит их замену. Это дает временное облегчение от обязательств, не ухудшает кредитный рейтинг страны и предоставляет дополнительное время для мобилизации средств.

Расходы по обслуживанию государственного долга в этом случае увеличиваются на сумму расходов по эмиссии новых ценных бумаг.

Конвертация, или преобразование

Конвертация также является методом возврата. Это процесс обмена старых долговых обязательств на новые. Целью в этом случае является получение каких-либо преимуществ по новому кредитному договору. Например, снижение процентной ставки, изменение графика выплат и других деталей.

В отличие от возврата, конвертация фактически является методом уменьшения расходов на обслуживание государственного долга.

Выкуп долговых обязательств

Метод заключается в выкупе государственных ценных бумаг или операций на открытом фондовом рынке.

При наличии избыточного дохода страна тратит его на покупку собственных государственных облигаций у держателей-кредиторов. Этот метод широко распространен для облигаций внутреннего государственного долга, обслуживание которого предусматривает возможность досрочного погашения.

Инфляция или валютная экспансия

Правительство также может погасить долг путем ввода в обращение новой национальной валюты или девальвации старой. Этот метод возможен для погашения внутренних государственных долгов. Но крайне негативно сказывается на экономике страны, создавая в ней инфляционную ситуацию.

Такой способ ликвидации внутреннего долга подрывает кредит доверия правительства. В будущем ему будет сложно занимать средства на внутреннем рынке капитала.

Погашение серийных облигаций

Это метод, при котором часть погашается каждый год из доходов бюджета таким образом, что общая задолженность ликвидируется в течение определенного периода.

В соответствии с этим методом правительство ежегодно предусматривает списание небольшой части долга. Этот метод становится возможным только в том случае, если правительство имеет профицитный бюджет. Для осуществления данного процесса погашения выданные кредиты оформляются в соответствии со сроками их погашения.

Терминальный аннуитет

По этому методу планируются ежегодные расходы бюджета на обслуживание государственного долга. Погашение происходит равными долями, которые включают как проценты, так и основную сумму. Это также называется ежегодным методом погашения.

Создание накопительных фондов

Из общих государственных доходов определенная часть перечисляется в специально созданные фонды. Накопленная в них сумма используется для погашения задолженности. Это самый систематический и лучший метод оплаты долга. Проще говоря, это создание и постепенное накопление фонда, которого будет достаточно для:

1. Обслуживания государственного долга на регулярной основе.

2. Полного исполнения кредитных обязательств в условленный срок.

Предположим, что правительство выпускает облигации государственного займа для строительства нефтеперерабатывающего завода. Данные ценные бумаги подлежат выкупу через десять лет. Одновременно с этим создается фонд для обслуживания государственного долга. Акцизные сборы на бензин или часть их аккумулируются на счете фонда. За время строительства завода налоговых поступлений с банковскими процентами станет достаточно, чтобы погасить первоначальный долг.

Этот метод широко практикуется во многих странах мира. Одним из недостатков его является то, что в периоды финансового кризиса правительство может без колебаний использовать накопленный фонд для расходования средств на иные цели.

Правовое регулирование

Государственный долг более века является неотъемлемой частью бюджетов большинства стран. Правовое регулирование взаимоотношений страны и ее кредиторов регламентируется национальными законодательствами. Обслуживание государственного долга РФ регулируется статьей 119 Бюджетного кодекса страны.

Государственный долг и его обслуживание

Государственный долгэто сумма задолженности странысвоим и (или) иностранным юридическим, физическим лицам, правительствам других стран. Он состоит из общей накопленной суммы бюджетных дефицитов (за вычетом бюджетных излишков) и суммы финансовых обязательств иностранным кредиторам (за вычетом той части, которая пошла на покрытие бюджетного дефицита) на определенную дату. В развитых странах государственный долг определяют также как общий объем непогашенных государственных облигаций.Различают внутренний долг и внешний. Внутренний долгэто долг государства населению, субъектам хозяйствования своей страны. Он порождается бюджетными дефицитами, их долговым финансированием. Большинство экономистов утверждают, что рост внутреннего долга не может привести к банкротству нации, так как это долг самим себе. Кроме того, государство всегда имеет возможность профинансировать его путем повышения налоговых ставок, выпуска денег, рефинансирования.Внешний долгэто задолженность физическим, юридическим лицам, правительствам других стран. Под обслуживанием государственного (муниципального) долгапонимаются финансовые операции по выплате доходов по госу­дарственным и муниципальным долговым обязательствам в виде процентов по ним или дисконта, осуществляемые за счет средств соответствующего бюджета. Обслуживание долговых обязательств РФ осуществляется Банком России, кредитной организацией или другой специализированной финансовой органи­зацией. Мероприятия по обслуживанию государственного долга К основным из них относят:

Читать еще:  Кто может быть учредителем муниципального учреждения

· погашение внутренних/внешних займов;

· определение условий по выпуску и размещению новых обязательств и пр.

Эффективность указанных мероприятий зависит от обоснованности принятых решений. Она, в свою очередь, основывается на тщательном анализе структуры и объема госдолга, объективной оценке текущего состояния заимствований.

Расходы на обслуживание государственного долга субъекта или муниципальных заимствований планируются ежегодно. Смета утверждается законом о соответствующем бюджете. Предельный объем расходов на обслуживание государственного долга по показателям отчета об исполнении доходно-расходных статей бюджета за отчетный период не может быть выше 15 % от объема затрат соответствующего бюджета. В расчет при этом не принимаются затраты, осуществляемые за счет субвенций

Обслуживание государственного долга базируется на: Безусловности. Она предполагает обеспечение точного и своевременного погашения обязательств перед инвесторами и кредиторами без выдвижения дополнительных условий. Согласованности. Она предполагает максимальную гармонизацию интересов кредитора и заемщика. Единстве учета. В ходе управления и обслуживания госдолга должны учитываться все виды бумаг, эмитированные (выпущенные) органами госвласти, региональными структурами и муниципалитетами. Единстве кредитной политики. Оно предполагает применение единого подхода при осуществлении деятельности по управлению и обслуживанию долга со стороны центра по отношению к МО и регионам. Уменьшении рисков. Финансовая политика должна включать в себя все необходимые мероприятия, способствующие снижению рисков и кредиторов, и инвесторов, и самого должника. Гласности. Все заинтересованные пользователи должны своевременно получать полную и достоверную информацию о займах.

Оптимальности. Должна быть сформирована такая система госзаймов, при которой их погашение будет осуществляться с минимальными рисками. При этом операции должны оказывать наименьшее негативное влияние на экономику.

Концепции балансирования государственного бюджета. Стабилизационный фонд и его макроэкономические значения.

Существуют три концепции .

1)Первая концепция базируется на том, что бюджет должен быть ежегодно сбалансирован.ного бюджета: Ежегодно балансируемый бюджет углубляет колебания экономического цикла.Например, допустим, что экономика сталкивается с длительным периодом безработицы. Доходы населения падают. Налоговые поступления в бюджет автоматически сокращаются. Стремясь непременно сбалансировать бюджет, правительство должно либо повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Однако следствием всех этих мероприятий будет еще большее сокращение совокупного спроса.На другом примере можно показать как стремление ежегодно балансировать бюджет может стимулировать инфляцию. В условиях инфляции, при повышении денежных доходов автоматически увеличиваются налоговые поступления. Для предотвращения предстоящего превышения доходов над расходами правительство должно принять следующие меры: либо снизить ставки налогов, либо увеличить правительственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Ясно, что следствием этих мер будет усиление инфляционного давления в экономике. 2)Вторая концепция базируется на том, что бюджет должен быть сбалансирован в ходе экономического цикла, а не за каждый год.Например, наступает инфляция, правительство повышает налоги и правительственные расходы. Возникающее на этой основе положительное сальдо бюджета может быть использовано на покрытие долга, возникшего в период спада. Таким образом правительство проводит позитивную антициклическую политику и одновременно балансирует бюджет, но не на ежегодной основе, а за период в несколько лет. Но в данной концепции бюджета существует ключевая проблема, которая состоит в том, что спады и подъемы в экономическом цикле могут быть неодинаковыми по глубине и продолжительности.

3)Третья концепция связана с идеей так называемых функциональных финансов. В соответствии с этой идеей вопрос о сбалансированности бюджета — на ежегодной или на циклической основе — второстепенный. Первоначальной целью федеральных финансов является обеспечение неинфляционной полной занятости, то есть балансирование экономики, а не бюджета.

Стабилизационный фонд – это профицит (избыток) государственного бюджета; превышение его доходов над расходами. В сущности, он имеет трудовое происхождение. Внешне в одних странах стабфонд выступает в виде доходов от экспорта нефти и газа (Россия), в других – доходов от экспорта нефти (Венесуэла, Норвегия), в третьих (Чили) – доходов от экспорта меди.Само явление и термин были заимствованы из зарубежной практики. Генезис стабилизационного фонда относится к практике некоторых зарубежных стран последней четверти ХХ в.Стабилизационный фонд в зарубежных странах используется:

• как инструмент среднесрочной, а во многих странах долгосрочной финансовой политики и зависит от текущих цен на природные ресурсы;

• в качестве инструмента формирования стратегии государства в реализации проблем будущих поколений;

• в целях формирования внешних активов государств посредством пополнения средств от процентного дохода.

1.Стабилизационный фонд позволяет государству в срок выполнять выплаты по своим внешним и внутренним обязательствам.

2.Размер Стабилизационного фонда способствует росту суверенного кредитного рейтинга страны, и, как следствие, росту инвестиционной привлекательности страны, который в свою очередь может повлечь приток прямых иностранных инвестиций в страну.

3.Создание фонда будущих поколений окажет благотворное влияние на социальный аспект политики государства, и будет способствовать снижению социальной напряженности в обществе и неуверенности населения в «завтрашнем дне».

4.Внушительные размеры стабилизационного фонда повышают степень экономической независимости государства, что также влияет на внешнюю политику государства.

Кроме вышеперечисленных преимуществ существуют и определенные недостатки, риски и другие проблемы, связанные с созданием и функционированием стабилизационных фондов.Самое важное — это, конечно, вопрос сохранения денежных средств фондов и их преумножения. Если нет эффективного инвестирования этих средств, возникает законный вопрос: зачем изымать из экономики значительную часть ее финансовых ресурсов (в случае, если это не острая необходимость борьбы с инфляцией).

В мировой экономической науке и практике существует два основных подхода относительно создания стабилизационных (резервных) финансовых фондов:

1) одна группа экономистов считает, что стабилизационные фонды в принципе не нужны и их создание вредно для экономики, так как финансовые ресурсы «выводятся» из воспроизводственного процесса, приводя к их нерациональному использованию;

2) другая группа специалистов придерживается мнения, что для экономики нужна так называемая «подушка безопасности» в виде стабилизационных (резервных) фондов, которая позволит сгладить влияние факторов, оказывающих негативное воздействие на экономику.

С точки зрения теоретических основ стабилизационный фонд выполняет следующие функции:

Дата добавления: 2018-02-28 ; просмотров: 1907 ;

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector