Invest-currency.ru

Как обезопасить себя в кризис?
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Муниципальные финансы в российской федерации

Финансы

Учебные материалы, статьи и конспекты лекций.

Государственные и муниципальные финансы

Государственные и муниципальные финансы — денежные отношения, возникающие в ходе формирования и использования денежных средств органами государственной власти и органами местного самоуправления с целью удовлетворения общественных потребностей.

Основное назначение государственных и муниципальных финансов — обеспечить органы государственной власти и органы местного самоуправления денежными средствами, необходимыми для выполнения их функций. Денежные средства, находящиеся в распоряжении органов государственной власти и органов местного самоуправления и используемые ими при реализации своих полномочий, являются государственными и муниципальными финансовыми ресурсами. Государственные и муниципальные финансовые ресурсы являются материальным воплощением государственных и муниципальных финансов.

В ходе мобилизации и использования государственных и муниципальных финансовых ресурсов органы государственной власти и органы местного самоуправления осуществляют стимулирование научно-технического развития экономики, формируют социальную инфраструктуру общества, обеспечивают социальную защиту граждан, укрепляют обороноспособность и безопасность государства.

Организация государственных и муниципальных финансов зависит от государственного устройства и особенностей построения местного самоуправления. В Российской Федерации в составе государственных финансов выделяют федеральные и региональные финансы. Федеральные финансы призваны обеспечить деятельность федеральных органов государственной власти. За счет региональных финансов осуществляются функции органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Самостоятельность местного самоуправления, предусмотренная Конституцией Российской Федерации, позволяет отделять муниципальные финансы от государственных. Муниципальные финансы обеспечивают решение органами местного самоуправления вопросов местного значения.

Формирование и использование государственных и муниципальных финансовых ресурсов осуществляется в двух формах:

  • — бюджета органа государственной власти или органа местного самоуправления;
  • — внебюджетного фонда.

Основной объем государственных и муниципальных финансовых ресурсов концентрируется в бюджетах органов государственной власти и органов местного самоуправления. Бюджет органа государственной власти и органа местного самоуправления — форма образования и использования государственных и муниципальных финансовых ресурсов, направляемых на обеспечение деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления с целью удовлетворения общественных потребностей. Общественный характер бюджета органа государственной власти и органа местного самоуправления предусматривает:

  • — обязательность участия организаций и граждан в формировании средств бюджета;
  • — расходование бюджетных средств по различным направлениям, отвечающим задачам социально-экономической политики государства;
  • — отсутствие закрепления доходов и поступлений в бюджет за определенными расходами (за рядом исключений, например, при получении и использовании субсидий и субвенций из других бюджетов и др.);
  • — нормативную правовую регламентацию полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, их утверждению и исполнению;
  • — утверждение бюджета законодательными органами государственной власти и представительными органами местного самоуправления;
  • — применение мер ответственности за нецелевое, нерациональное, неэффективное использование бюджетных средств и иные нарушения бюджетного законодательства.

Формирование бюджетов осуществляется на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления. В Российской Федерации федеральными органами государственной власти образуется федеральный бюджет, органами государственной власти субъектов Российской Федерации — бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты). В распоряжении органов местного самоуправления находятся местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований).

Наряду с бюджетами органами государственной власти и органами местного самоуправления формируются внебюджетные фонды.

Внебюджетные фонды являются формой образования и использования государственных и муниципальных финансовых ресурсов, предусматривающей целевое направление средств на удовлетворение определенных общественных потребностей (социальных, экономических, экологических и т.д.).

Целевое назначение внебюджетных фондов является их основным отличительным признаком. Внебюджетные фонды обеспечивают реализацию полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления по определенным направлениям деятельности. За счет средств внебюджетных фондов осуществляется реализация прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь и др.

Внебюджетные фонды не входят в состав бюджетов органов государственной власти и органов местного самоуправления и утверждаются самостоятельными нормативными правовыми актами.

Формирование внебюджетных фондов может ограничиваться определенными уровнями власти. В Российской Федерации федеральные органы государственной власти формируют государственные внебюджетные фонды Российской Федерации: Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страховании. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации формируют территориальные государственные внебюджетные фонды, которыми выступают территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Образование иных территориальных государственных внебюджетных фондов, а также муниципальных внебюджетных фондов законодательством Российской Федерации не предусматривается.

Государственные финансы в Российской Федерации включают: федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, которые находятся в федеральной собственности и утверждаются федеральными законами; бюджеты субъектов Российской Федерации и территориальные государственные внебюджетные фонды, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации и утверждаемые законами субъектов Российской Федерации. Муниципальные финансы представлены местными бюджетами, средства которых находятся в муниципальной собственности и используются в соответствии с муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Муниципальные финансы, их содержание, состав, особенности организации, роль в социально-экономическом развитии муниципальных образований

Муниципальные финансы — форма организации фондов денежных средств, формируемых и используемых на уровне муниципального образования.

Муниципальные (или местные) финансы — совокупность социально-экономических отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования финансовых ресурсов для решения задач местного значения.
Эти отношения складываются между органами местного самоуправления и населением, живущим на территории данного муниципального образования, а также хозяйствующими субъектами.

Муниципальные финансы составляют экономическую основу местного самоуправления наряду с муниципальной собственностью, имуществом, находящимся в государственной собственности и переданным в управление органам местного самоуправления, другой собственностью, служащей удовлетворению потребностей населения муниципального образования. Местные бюджеты используются государственными органами власти для решения социально-экономических задач. Основная задача местного бюджета для любого муниципального образования — доведение до населения конечных результатов производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения. Из этих бюджетов в известной мере финансируется и развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем продукции, и услуги которых также являются важным компонентом обеспечения жизнедеятельности населения.

Муниципальные финансы включают:

· средства местного бюджета;

· муниципальные внебюджетные фонды;

· государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления;

· другие денежные средства, находящиеся в муниципальной собственности.

Местный бюджет — это централизованный фонд финансовых ресурсов отдельного муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение, а также контроль за исполнением котором осуществляются органом местного самоуправления самостоятельно.

С точки зрения содержания деятельности, как правило, выделяют два вида бюджетов — текущий бюджет и бюджет развития. Текущий бюджет представляет собой совокупность доходов и расходов органов местного самоуправления, обеспечивающих первоочередные нужды городского хозяйства. Бюджет развития включает в себя совокупность доходов и расходов, направляемых на совершенствование и развитие городского хозяйства.

Читать еще:  Система управления государственными финансами

Бюджет муниципального образования – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. В Российской Федерации насчитывается 29 тысяч местных бюджетов.

Роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии районов характеризуется следующим:

— Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете муниципального образования позволяет местным органам власти иметь финансовую базу для реализации своих полномочий в соответствии с Конституцией Российской Федерации, в которой записано: “Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью” (ст.130)

— Главная роль местных бюджетов — создание финансовой базы.

Формирование бюджетов муниципальных образований, сосредоточение в них денежных ресурсов дает возможность муниципалитетам в полной мере проявлять финансово-хозяйственную самостоятельность в расходовании средств на социально-экономическое развитие муниципальных образований. Местные бюджеты позволяют органам муниципальной власти обеспечить планомерное развитие учреждений образования медицинского обслуживания, культуры жилищного фонда и дорожного хозяйства.

Отмечая роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии регионов, нельзя не учитывать, что кризисной является в экономике страны инфляция, и настроенность финансовой системы не позволяет местным бюджетам проявлять в полной мере свою роль. К таким негативным факторам можно отнести бюджетный дефицит (превышение доходов над расходами).

Доходы местного бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов местного самоуправления. Средства местного бюджета относятся к объектам муниципальной собственности. Это определяет собственника бюджетных средств, которым является не орган местной власти, а административно-территориальное образование. Органы власти и управления осуществляют в пределах своей компетенции распоряжение этой собственностью.

Основная проблема, с которой сегодня сталкиваются руководители муниципальных образований, — это постоянная нехватка средств не только на развитие, но и на текущие нужды. Причем это не является особенностью России, а присуще всем странам без исключения. Вопрос об удовлетворении финансовых потребностей муниципалитетов — это прежде всего вопрос о доходной базе местных бюджетов.

Основные доходные источники, которыми располагают органы местного самоуправления, могут быть отнесены к четырем категориям — налоги, неналоговые поступления, доходы от собственной хозяйственной деятельности и муниципальный кредит.

Организация межбюджетных отношений органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется на основе федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.

14 Финансовое регулирование, его значение и формы. Механизм государственного финансового регулирования на макро- и микроуровнях.Финансовое регулирование) — совокупность мер по перераспределению финансовыхресурсов, в результате которых изменяются темпы роста отдельных структурных подразделений; можетосуществляться посредством саморегулирования участниками производства (напр., за счет измененияинвестиций, распределения прибыли и т.п.) и путем государственного вмешательства (напр., измененияналоговых ставок, льгот, ввода штрафных санкций и т.п.).основным субъектом финансового регулирования выступает государство.Формы государственного регулирования:— Система государственного планирования;- Система государственного финансового регулирования (государственного финансирования)- Система государственного предпринимательства- Рынок государственного заказа (иногда включают в 3 форму)Государство формирует экономическую политику и осуществляет законодательное регулирование экономики на макро- и микроуровнях, то есть государственное регулирование представляет собой законодательно оформленную систему воздействия на экономические процессы в социально-экономической жизни общества. Все направления государственного регулирования взаимосвязаны между собой и влияют друг на друга. Регулирующая роль государства не ограничивается сферой государственной собственности и не предполагает наличия преимущества государственной собственности на средства производства. Воздействие государства на экономику осуществляется через систему законодательных актов, государственных и муниципальных законодательных представительных и исполнительных органов власти. Один из важнейших инструментов гос. регулирования – финансы. Государственное регулирование финансов представляет собой законодательно закрепленную систему воздействия на финансовые отношения. Для воздействия используются финансовые методы и инструменты, осуществляется финансовая политика. Соответствующие государственные органы разрабатывают и проводят финансовую политику и осуществляют законодательное регулирование финансов на макро-и микроуровнях. В основе государственного финансового регулирования находится определенная финансовая концепция. На практике при реализации финансовой политики применяются элементы нескольких концепций, что приводит к появлению промежуточных финансовых теорий, воплощающих национальные особенности государств и степень развитости экономики. Инструменты: бюджет, внебюджетные фонды, различные виды функционирования финансовой политики.Наряду с гос. регулированием может происходить финансовое саморегулирование с помощью инструментов: финансовый рынок и финансы предприятий. Основными механизмами государственного регулирования экономики являются:
1)прямые;
2)косвенные
Прямые механизмы государственного регулирования являются наиболее распространенными по причине своей действенности. Основной их формой является хозяйственная деятельность государства, представленная государственным сектором экономики, который имеет достаточно большие масштабы в экономически развитых странах. В его рамках государство может, например, самостоятельно предоставлять кредиты, принимать долевое участие в компаниях, являться прямым собственником хозяйствующего субъекта. Тем самым оно не только получает прибыль, но и создает рабочие места, снижая уровень безработицы. Обычно государство берет под свой контроль те отрасли, которые требуют значительных инвестиций, например, атомную энергетику, воздушный и морской транспорт.

К прямым механизмам относятся и нормативно-правовые методы государственного регулирования. Примером их использования может служить принятие нормативно-правового акта, устанавливающего правила поведения хозяйствующих субъектов в определенной сфере национальной экономики. Это наиболее распространенный механизм, так как он не требует для реализации привлечения значительных объемов ресурсов.

Прямое государственное регулирование может быть реализовано и в виде прямых инвестиций в приоритетные отрасли, с помощью субвенций, субсидий и дотаций. Оно обычно направлено на регулирование хозяйственной деятельности, что существенным образом искажает действие рыночных механизмов, что не всегда приводит к благоприятным последствиям. В него также включаются и расходы на создание и поддержание функционального состояния социальной инфраструктуры – здравоохранения, образования, науки и т. д.

Косвенные механизмы государственного регулирования – это такие методы воздействия государства на экономику, которые позволяют достигнуть поставленных целей без прямого вмешательства государства и опираются на основные закономерности функционирования национальной экономики. Обычно они направлены на поддержание нормального уровня занятости, стимулирование увеличения вывоза товаров, формирование в интересах населения стабильного ценообразования, устойчивых темпов экономического роста, перераспределение ресурсов, стимулирование инвестиционного процесса. Основным способом достижения поставленных целей является фискальная и денежно-кредитная политика. Фискальная политика осуществляется через государственный бюджет посредством изменения его доходной и расходной частей. Денежно-кредитная система построена на регулировании и регламентации денежного обращения.

Читать еще:  Что представляет собой финансовая система государства

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Муниципальные финансы в РФ

Главная > Реферат >Финансы

Сущность и функции муниципальных финансов………. 5

Список использованной литературы……………………..28

Муниципальное хозяйство исторически выделилось из общей системы государственного хозяйства в связи с необходимостью ре­шения локальных задач, связанных с благоустройством населенных пунктов, развитием социальной инфраструктуры и другими вопро­сами местного значения.

Такие виды деятельности, как строительство школ и больниц, ор­ганизация газо- и водоснабжения в городах и поселках, охрана обще­ственного порядка, благоустройство территории и т.п., относятся к категории общественных благ. Они необходимы для нормальной жизни населения, но, поскольку их производство является непри­быльным, частный сектор не может обеспечить его в нужном объеме. Производство общественных благ относится к числу функций госу­дарства. Однако перечисленные задачи не могут эффективно решать­ся ни центральным правительством, ни даже региональными органа­ми власти в силу их удаленности от населения. Даже в относительно небольших государствах центральные власти не в. состоянии учесть весь спектр потребностей населения каждого населенного пункта.

В силу указанных причин происходило постепенное формиро­вание организованных местных ячеек, которые могли удовлетворять коллективные потребности населения, живущего на определенной территории, в общественных благах, с использованием имеющихся в их распоряжении источников доходов. Такое управление на муни­ципальном уровне, осуществляемое в интересах местного населе­ния, получило название местного самоуправления (МСУ).

Ст.12 Конституции РФ гласит: «В Российской Федера­ции признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Ор­ганы местного самоуправления не входят в систему органов госу­дарственной власти». Этой формулировкой даны важнейшие харак­теристики статуса местного самоуправления в государстве федера­тивного типа, а также экономические и финансово-бюджетные основы осуществления функций местного самоуправления.

Статья 132 Конституции РФ и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделяют органы местного самоуправления правом са­мостоятельно формировать и исполнять местные бюджеты.

Местное самоуправление осуществляется в поселениях и терри­ториях по статусу ниже уровня субъекта РФ, то есть в городах, рай­онах, поселках и других поселениях, именуемых муниципальными образованиями, в соответствии с законодательством субъекта РФ и уставами конкретных муниципальных образований.

Предметы ведения местного самоуправления определены Феде­ральным законом «Об общих принципах организации местного са­моуправления в Российской Федерации» и включают вопросы ме­стного значения, которые реализуются исключительно на местном уровне, и отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления. Государственные полномочия закрепляются за местным уровнем только федераль­ным законом или законом субъекта РФ.

Му н иципальное образование — это городское, сельское поселе­ние, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселений или иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного са­моуправления.

2. Сущность и функции муниципальных финансов.

Муниципальные (или местные) финансы — совокупность социально-экономических отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования финансовых ресурсов для решения задач местного значения.

Эти отношения складываются между органами местного само­управления и населением, живущим на территории данного му­ниципального образования, а также хозяйствующими субъектами.

Муниципальные финансы включают:

■ средства местного бюджета;

■ муниципальные внебюджетные фонды;

■ государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления;

■ другие денежные средства, находящиеся в муниципальной собственности.

Муниципальные финансы основываются на принципах:

государственной финансовой поддержки;

Права собственника в отношении муниципальных финансов осуществляются от имени населения муниципального образования органами местного самоуправления или непосредственно населением муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования.

Муниципальные финансы составляют экономическую основу местного самоуправления наряду с муниципальной собственностью, имущество, находящимся в государственной собственности и переданным в управление органам местного самоуправления, другой собственностью, служащей удовлетворению потребностей населения муниципального образования.

Под муниципа л ьными финансами , как правило, понимается со­вокупность денежных средств, которыми располагает орган мест­ного самоуправления для решения задач, возложенных на него государством и местным населением. С этой точки зрения муни­ципальные финансы могут образовываться из трех основных ис­точников:

1) государственных средств, передаваемых органам местного са­моуправления органами государственной власти в виде доходных источников и прав, предусмотренных законодательством;

2) собственных средств муниципального образования, создавае­мых за счет деятельности органов местного самоуправления (дохо­ды от использования муниципальной собственности, плата за услу­ги и т.п.), местных налогов;

3) заемных средств или муниципального кредита.

Структура муниципальных финансов определяет самостоятель­ность данного муниципального образования, поскольку доминиро­вание первой или третьей группы рождает зависимость от государ­ства или кредитных учреждений. Поэтому органы местного самоуправления должны стремиться к наращиванию источников, отнесенных ко второй группе.

В современных условиях наряду с понятием «муниципальные финансы» используется понятие «местные финансы». Данные понятия применяются как равнозначные при характеристике отноше­ний самоуправления. Слово «муниципальный» происходит от латинского municipium, что буквально переводится как «самоуправ­ляющаяся община». Изначально такое понятие, как «муниципий», означало в древнеримском государстве город с правом само­управления.

Муниципальные финансы — это система экономических (денеж­ных) отношений, связанных с аккумулированием части стоимости совокупного общественного продукта посредством ее перераспреде­ления и использования денежных средств в соответствии с функция­ми возложенными на местные органы власти и управления.

В России в состав муниципальных финансов включаются фи­нансы городов, районов, поселков и других населенных пунктов. В странах с федеративным устройством в состав муниципальных фи­нансов могут включаться не только финансы местных органов самоуправления, но и финансы республиканских, краевых, окружных органов управления.

Муниципальные финансы имеют социально-экономическую сущность, идентичную общегосударственным финансам, и сущест­вуют не как параллельные, а соотносятся как часть и целое, так как муниципальные финансовые отношения имеют лишь более узкую сферу перераспределительных отношений. В связи с этим все основные сущностные характеристики более общей категории «финансы» характерны и для муниципальных финансов, которые являются частью финансовой системы государства. Это также касается и выполняемых муниципальными финансами функций.

Муниципальные финансы, так же как и финансы в целом, выполняют следующие функции: распределительную, регулирующую и контрольную.

Муниципальные финансы функционируют на основе перераспределения централизованных финансовых ресурсов через систему обобществленных фондов.

Распределительная функция заключается в том, что вновь созданная стоимость валового общественного продукта подлежит распределению в целях выполнения финансовых обязательств пред­приятия перед бюджетом. Результатом данной функции является формирование и использование централизованных фондов денежных средств.

Контрольная функция муниципальных финансов заключается их способности следить за реальным денежным оборотом, участниками которого являются государство, население, предприятия за формированием и использованием централизованных денежных фондов.

Читать еще:  131 закон о муниципальной службе

Роль и значение муниципальных финансов определяются характером возложенных на местные органы власти и управления функции, а также административно-территориальным устройством госу­дарства и его политико-экономической направленностью.

От степени обеспеченности финансовыми ресурсами муници­пального образования зависит выполнение финансовых гарантий программ по развитию здравоохранения, образования, социального обеспечения, культуры, а также инвестиций в производственную и социальную сферы.

За органами местного самоуправления должны закрепляться прежде всего налоги, связанные с регулированием общественно зна­чимой деятельности для населения муниципального образования

К основным вопросам местного значения относятся:

Местные финансы, формирование и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов;

распоряжение муниципальной собственностью;

организация, содержание и развитие муниципальных учрежде­ний дошкольного, основного общего и профессионального об­разований;

организация, содержание и развитие муниципальных учрежде­ний здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия;

организация, содержание и развитие муниципального энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения;

муниципальное дорожное строительство, благоустройство и озеленение территории;

организация утилизации бытовых отходов;

организация ритуальных услуг и ряд других.

Для реализации приведенных полномочий требуются соответствующие финансовые ресурсы. В настоящее время в России юридически оформлено свыше 12 тысяч муниципальных образований. Из них более чем в 10 тысячах образований имеется свой бюджет.

Хотя, расходные полномочия, финансируемые из местных бюджетов, составляют в консолидированном бюджете 23%, следует констатировать, что из местных бюджетов в настоящее время финансируется почти 80% расходов на общее образование, свыше 40% — на здравоохранение, свыше 80% — на содержание детских садов, свыше 68% — на жилищно-коммунальное хозяйство. Именно через органы местного самоуправления в значительной степени осуществляются социальные гарантии, закрепленные в Конститу­ции Российской Федерации.

Финансы

Учебные материалы, статьи и конспекты лекций.

Государственные и муниципальные финансы

Государственные и муниципальные финансы — денежные отношения, возникающие в ходе формирования и использования денежных средств органами государственной власти и органами местного самоуправления с целью удовлетворения общественных потребностей.

Основное назначение государственных и муниципальных финансов — обеспечить органы государственной власти и органы местного самоуправления денежными средствами, необходимыми для выполнения их функций. Денежные средства, находящиеся в распоряжении органов государственной власти и органов местного самоуправления и используемые ими при реализации своих полномочий, являются государственными и муниципальными финансовыми ресурсами. Государственные и муниципальные финансовые ресурсы являются материальным воплощением государственных и муниципальных финансов.

В ходе мобилизации и использования государственных и муниципальных финансовых ресурсов органы государственной власти и органы местного самоуправления осуществляют стимулирование научно-технического развития экономики, формируют социальную инфраструктуру общества, обеспечивают социальную защиту граждан, укрепляют обороноспособность и безопасность государства.

Организация государственных и муниципальных финансов зависит от государственного устройства и особенностей построения местного самоуправления. В Российской Федерации в составе государственных финансов выделяют федеральные и региональные финансы. Федеральные финансы призваны обеспечить деятельность федеральных органов государственной власти. За счет региональных финансов осуществляются функции органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Самостоятельность местного самоуправления, предусмотренная Конституцией Российской Федерации, позволяет отделять муниципальные финансы от государственных. Муниципальные финансы обеспечивают решение органами местного самоуправления вопросов местного значения.

Формирование и использование государственных и муниципальных финансовых ресурсов осуществляется в двух формах:

  • — бюджета органа государственной власти или органа местного самоуправления;
  • — внебюджетного фонда.

Основной объем государственных и муниципальных финансовых ресурсов концентрируется в бюджетах органов государственной власти и органов местного самоуправления. Бюджет органа государственной власти и органа местного самоуправления — форма образования и использования государственных и муниципальных финансовых ресурсов, направляемых на обеспечение деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления с целью удовлетворения общественных потребностей. Общественный характер бюджета органа государственной власти и органа местного самоуправления предусматривает:

  • — обязательность участия организаций и граждан в формировании средств бюджета;
  • — расходование бюджетных средств по различным направлениям, отвечающим задачам социально-экономической политики государства;
  • — отсутствие закрепления доходов и поступлений в бюджет за определенными расходами (за рядом исключений, например, при получении и использовании субсидий и субвенций из других бюджетов и др.);
  • — нормативную правовую регламентацию полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, их утверждению и исполнению;
  • — утверждение бюджета законодательными органами государственной власти и представительными органами местного самоуправления;
  • — применение мер ответственности за нецелевое, нерациональное, неэффективное использование бюджетных средств и иные нарушения бюджетного законодательства.

Формирование бюджетов осуществляется на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления. В Российской Федерации федеральными органами государственной власти образуется федеральный бюджет, органами государственной власти субъектов Российской Федерации — бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты). В распоряжении органов местного самоуправления находятся местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований).

Наряду с бюджетами органами государственной власти и органами местного самоуправления формируются внебюджетные фонды.

Внебюджетные фонды являются формой образования и использования государственных и муниципальных финансовых ресурсов, предусматривающей целевое направление средств на удовлетворение определенных общественных потребностей (социальных, экономических, экологических и т.д.).

Целевое назначение внебюджетных фондов является их основным отличительным признаком. Внебюджетные фонды обеспечивают реализацию полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления по определенным направлениям деятельности. За счет средств внебюджетных фондов осуществляется реализация прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь и др.

Внебюджетные фонды не входят в состав бюджетов органов государственной власти и органов местного самоуправления и утверждаются самостоятельными нормативными правовыми актами.

Формирование внебюджетных фондов может ограничиваться определенными уровнями власти. В Российской Федерации федеральные органы государственной власти формируют государственные внебюджетные фонды Российской Федерации: Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страховании. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации формируют территориальные государственные внебюджетные фонды, которыми выступают территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Образование иных территориальных государственных внебюджетных фондов, а также муниципальных внебюджетных фондов законодательством Российской Федерации не предусматривается.

Государственные финансы в Российской Федерации включают: федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, которые находятся в федеральной собственности и утверждаются федеральными законами; бюджеты субъектов Российской Федерации и территориальные государственные внебюджетные фонды, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации и утверждаемые законами субъектов Российской Федерации. Муниципальные финансы представлены местными бюджетами, средства которых находятся в муниципальной собственности и используются в соответствии с муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector
×
×