Invest-currency.ru

Как обезопасить себя в кризис?
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Источники формирования муниципальных финансов

Муниципальные финансы

Комплекс социально-экономических отношений, возникающих между администрацией города (района), населением и субъектами бизнеса при распределении и использовании денежных средств, принадлежащих органам местной власти.

Источники формирования

Существует три источника пополнения муниципальной казны:

  • Государственные средства, которые передаются местной администрации в виде дохода от налогообложения и безвозмездных перечислений.
  • Собственные доходы муниципалитета, получаемые за счет сдачи в аренду имеющейся недвижимости, оказания услуг населению и бизнесу.
  • Заемные средства, получаемые от граждан и организаций.

Соотношение между источниками формирования муниципальных финансов определяет степень самостоятельности городских властей. Если в их структуре будет преобладать первая или третья группа, администрация окажется зависимой от собственных кредиторов, федерального или регионального центра, не сможет направлять средства в достаточном объеме на решение актуальных социальных задач. Оптимально, если наибольший доход приносят источники из второй группы.

Структура

В структуре финансов городского (районного) образования выделяют:

Муниципальный бюджет

Это финансовый план доходов и расходов на определенный период, формирование и соблюдение которого осуществляется органами местной власти самостоятельно. Его наличие позволяет местным администрациям реализовывать полномочия, определенные Конституцией РФ: решать вопросы территориального значения, распоряжаться принадлежащим им имуществом.

С точки зрения целевой направленности бюджет делится на текущий и плановый. Первый представляет собой роспись расходов, направленных на решение первоочередных задач территориального образования, второй составляется по остаточному принципу с целью совершенствования городской среды.

Муниципальные внебюджетные фонды

Это средства муниципальной власти, выделенные из бюджета для конкретных целей. Они формируются для более эффективного использования местными администрациями денежных средств, их создание направлено на обеспечение социального и экономического развития территориального образования.

К числу возможных источников для формирования внебюджетных фондов в рамках муниципалитетов относятся добровольные взносы компаний, штрафы, взимаемые за совершение административных нарушений, нанесение вреда экологии или объектам культурного наследия, доходы от проведения аукционов.

Средства внебюджетных фондов размещаются на специальных банковских счетах и не подлежат изъятию. Их можно расходовать исключительно по целевому назначению, например, на создание объектов социально-бытовой инфраструктуры, поддержку деятельности местных производителей и т.д.

Муниципальный долг

Это задолженность местной власти перед физическими и юридическими лицами, возникшая в результате муниципальных заимствований. В его состав входят обязательства по гарантиям, ценным бумагам, выпущенным администрацией города (района) в обращение, по кредитам, полученным в банках и из бюджета вышестоящего уровня (государственного или регионального).

Источники формирования муниципальных финансов

В соответствии с фундаментальными основами организации финансов муниципальных образований, положениями Европейской хартии местного самоуправления и законодательными актами РФ [1–5] местное самоуправление является самостоятельным в пределах своих полномочий институтом публичной власти. Органы местного самоуправления призваны обеспечить удовлетворение потребностей населения муниципального образования в локальных общественных благах, что определяет их право обладать и распоряжаться финансовыми ресурсами, достаточными для выполнения этих задач. Достаточность собственных финансовых средств местных органов власти и их соразмерность предоставленным полномочиям является одним из ключевых принципов обеспечения финансовой самостоятельности органов местного самоуправления, определяющим возможность реализации их задач и функций по обеспечению удовлетворения локальных общественных потребностей местного сообщества [6, с. 54; 7, с. 124, 8, с. 13; 9, с. 10]. На практике проблема соответствия финансовой основы местного самоуправления реализуемым полномочиям остается одной из наиболее сложных, что определяет актуальность разработки конструктивных подходов к формированию финансовых ресурсов муниципальных образований.

Цель исследования

Целью исследования является выявление тенденций и обоснование основных подходов к формированию финансовых ресурсов местного самоуправления в России.

Материалы и методы исследования

В основу исследования положены методы теоретического обобщения, ситуационного, сравнительного, трендового и графического анализа.

Результаты исследования и их обсуждение

Для выработки подходов к формированию достаточной финансовой основы местного самоуправления следует предварительно уточнить сущность финансовых ресурсов муниципальных образований и финансовых ресурсов местного самоуправления. Для этого обратимся, прежде всего, к определению исходной категории – финансовых ресурсов.

Анализ экономической литературы свидетельствует о существенных различиях в имеющихся трактовках сущности финансовых ресурсов [10, с. 24–25; 11, с. 210; 12, с. 1021; 13, с. 10–11]. Вместе с тем, несмотря на неоднозначность имеющихся позиций, их сопоставление и обобщение позволяет выделить основные качественные признаки данной категории: материальное воплощение финансовых отношений, наличие денежной формы, связь с отношениями собственности, формирование в процессе распределения и перераспределения стоимости и использование в процессе воспроизводства, ориентация на удовлетворение потребностей определенных экономических субъектов. Эти элементные признаки формируют несущую конструкцию компонентного состава сущности финансовых ресурсов и могут быть учтены в ее определении.

Применительно к финансовым ресурсам муниципальных образований важной характеристикой, которую следует учитывать, является локализация финансовых ресурсов на территории муниципального образования. Исходя из вышеизложенного, под финансовыми ресурсами муниципального образования следует понимать денежные средства экономических субъектов муниципального образования, представленные совокупностью денежных доходов, накоплений и поступлений, формирующихся в результате распределения стоимости, созданной на территории муниципального образования, и предназначенных для решения задач его социально-экономического развития. Объединение финансовых ресурсов экономических субъектов, локализованных на территории муниципального образования, обусловлено их участием в местном воспроизводстве.

По источникам образования финансовые ресурсы муниципального образования можно разделить на централизованные (финансовые ресурсы местного самоуправления) и децентрализованные (финансовые ресурсы самостоятельных экономических субъектов (муниципальных унитарных предприятий и организаций, коммерческих нефинансовых организаций, финансовых институтов, домашних хозяйств в соответствии со степенью их участия в процессе местного воспроизводства). Соответственно финансовые ресурсы муниципального образования, в отличие от финансовых ресурсов местного самоуправления, включают финансовые ресурсы, находящиеся в собственности и распоряжении всех экономических субъектов муниципального образования и используемые для удовлетворения потребностей местного сообщества.

Финансовые ресурсы местного самоуправления представляют собой важнейшую составляющую финансовых ресурсов муниципального образования. Они выступают как фонды денежных средств, находящиеся в собственности или распоряжении органов местного самоуправления и используемые ими для расширенного воспроизводства валового муниципального продукта, удовлетворения локальных общественных потребностей, повышения уровня и качества жизни населения муниципального образования. Финансовые ресурсы самостоятельных хозяйствующих субъектов (организаций и домашних хозяйств) не находятся в ведении муниципальных властных структур, однако они участвуют в воспроизводстве на территории муниципального образования и являются объектом муниципальной финансовой политики через инструменты налогообложения, неналоговых платежей, управления объектами муниципальной собственности, бюджетного финансирования, муниципальных заданий и т.д.

Читать еще:  Государственный финансовый контроль определение

Следует также учитывать, что, с одной стороны, не все финансовые ресурсы, генерируемые на территории муниципального образования, остаются в распоряжении органов местного самоуправления в силу сосуществования на данной территории различных подсистем финансовых отношений, представленных федеральными, региональными и муниципальными финансами, а также практики межбюджетного распределения доходных источников. С другой стороны, органы местного самоуправления могут получать денежные средства от государства в процессе бюджетного регулирования или выполнения отдельных государственных полномочий, осуществлять муниципальные заимствования.

Финансовые ресурсы местного самоуправления формируются из следующих основных источников:

– собственных, включающих налоговые и неналоговые доходы местных бюджетов;

– заемных, образующихся в результате муниципальных заимствований;

– трансфертных, передаваемых в распоряжение органов местного самоуправления органами государственной власти.

Структура сформированных финансовых ресурсов характеризует степень финансовой самостоятельности местного самоуправления. Принцип достаточности финансовой основы местного самоуправления предполагает доминирование собственных доходных источников в структуре финансовых ресурсов местного самоуправления. При росте доли заемных источников увеличивается уровень долговой нагрузки муниципальных образований, трансфертных – зависимость от вышестоящих уровней власти.

Анализ доходов местных бюджетов в Российской Федерации свидетельствует о том, что в их структуре доминируют межбюджетные трансферты (рис. 1).

Рис. 1. Доходы местных бюджетов в Российской Федерации по видам, млрд руб. [14]

В общем объеме доходов местных бюджетов налоговые и неналоговые доходы составляли в 2011 г. – 39,2, в 2012 г. – 38,2, в 2013 г. – 38,9, в 2014 г. – 36,2, в 2015 и 2016 гг. – 36,6 %. Соотношение этих доходов с межбюджетными трансфертами уменьшилось с 0,64 в 2011 г. до 0,58 в 2016 г.

В российском бюджетном законодательстве собственные доходы местного бюджета трактуются расширительно – как все бюджетные доходы, включая безвозмездные перечисления, за исключением субвенций. В финансовой теории к собственным доходам бюджета всегда относили налоговые и неналоговые доходы, а поступления перераспределительного характера (например, безвозмездные перечисления) рассматривали как регулирующие доходы. Такой подход позволяет учесть то обстоятельство, что органы местного самоуправления могут воздействовать на формирование доходной базы лишь в части доходов, закрепленных за ними на постоянной основе.

Анализ свидетельствует о тенденции роста заемных источников финансовых ресурсов местного самоуправления и ухудшения соотношения заемных и собственных ресурсов (рис. 2).

Рис. 2. Собственные и заемные финансовые ресурсы местного самоуправления [14]

Объем долговых обязательств по отношению к объему налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов муниципальных образований возрос с 18,6 % в 2011 г. до 27,4 % в 2016 г. На 1 января 2017 г. объем долговых обязательств муниципальных образований по отношению к объему доходов местных бюджетов без учета объемов безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений за 2016 г. составил 30,9 %.

Исходя из проведенного анализа, на данном его этапе можно сделать вывод о том, что номинальный рост доходов местных бюджетов, наблюдавшийся в исследуемый период, происходил в основном за счет увеличения трансфертной составляющей. При превышении темпов роста трансфертных финансовых ресурсов над темпами роста налоговых источников росли долговые обязательства и ухудшалась сбалансированность местных бюджетов.

Далее проведем анализ доли доходов и расходов местных бюджетов в доходах и расходах консолидированного бюджета РФ (таблица). Судя по приведенным данным доля доходов местных бюджетов в доходах консолидированного бюджета РФ в исследуемом периоде была практически стабильной, а доля расходов местных бюджетов в расходах консолидированного бюджета РФ имела тенденцию к снижению. Соответственно, показатель соотношения этих долей имел в целом повышательный тренд. Однако достигнуто это было, как показал предшествующий анализ, за счет роста трансфертных источников.

Доходы и расходы местных бюджетов в доходах и расходах консолидированного бюджета РФ [14]

Сущность и принципы формирования муниципальных финансов

1.2 Сущность и принципы формирования муниципальных финансов

Финансовую основу местного самоуправления составляют местные финансы, т.е. совокупность денежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов местного значения. Они включают в себя:

– средства местного бюджета;

– государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления;

– другие финансовые средства.

В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ к местным бюджетам относятся бюджеты муниципальных образований.

БК РФ относит местные бюджеты к третьему уровню[1], входящему в бюджетную систему РФ. Бюджет муниципального образования[2] (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией РФ раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы РФ для осуществления отдельных государственных полномочий.

Согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» местные бюджеты:[3]

1. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет).

Бюджет муниципального района и свод бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, составляют консолидированный бюджет муниципального района.

В качестве составной части бюджетов поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, не являющихся поселениями. Порядок разработки, утверждения и исполнения указанных смет определяется органами местного самоуправления соответствующих поселений самостоятельно.

2. Органы местного самоуправления обеспечивают сбалансированность местных бюджетов и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита местных бюджетов, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципальных образований.

3. Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.

Полномочия местной администрации поселения по формированию, исполнению и (или) контролю за исполнением бюджета поселения могут полностью или частично осуществляться на договорной основе местной администрацией муниципального района.

Читать еще:  Экономическое содержание государственных и муниципальных финансов

4. Органы местного самоуправления в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, представляют в федеральные органы государственной власти и (или) органы государственной власти субъектов Российской Федерации отчеты об исполнении местных бюджетов.

5. В местных бюджетах раздельно предусматриваются доходы, направляемые на осуществление полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, и субвенции, предоставленные для обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов РФ, а также осуществляемые за счет указанных доходов и субвенций соответствующие расходы местных бюджетов.

6. Проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию.

Органы местного самоуправления поселения обеспечивают жителям поселения возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями в случае невозможности их опубликования.

Доходы муниципальных бюджетов[4] состоят из:

— собственных доходов (налоговые и неналоговые доходы);

— поступлений от других уровней бюджетной системы.

К собственным доходам местных бюджетов относятся:

1) Средства самообложения граждан – под средствами самообложения граждан понимаются разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения [5].

2) Доходы от местных налогов и сборов – перечень местных налогов и сборов и полномочия органов местного самоуправления по их установлению, изменению и отмене устанавливаются законодательством РФ о налогах и сборах[6].

3) Доходы от региональных налогов и сборов – доходы от региональных налогов и сборов, которые зачисляются в местные бюджеты по налоговым ставкам, установленным законами субъектов РФ в соответствии с законодательством о налогах и сборах[7].

4) Доходы от федеральных налогов и сборов – доходы от федеральных налогов и сборов зачисляются в местные бюджеты по нормативам отчислений в соответствии со ст.59[8].

5) Безвозмездные поступления из других бюджетов бюджетной системы РФ, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, субсидии и иные межбюджетные трансферты[9] и другие безвозмездные поступления;

6) Доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности;

7) часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых нормативными правовыми актами представительных органов муниципального образования, и часть доходов от оказания органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями платных услуг, остающаяся после уплаты налогов и сборов;

8) штрафы, установление которых в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции органов местного самоуправления;

9) добровольные пожертвования;

10) иные поступления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ и решениями органов местного самоуправления.

Расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с БК РФ.

Органы местного самоуправления ведут реестры расходных обязательств муниципальных образований в соответствии с требованиями БК РФ в порядке, установленном местной администрацией.[10]

Исключительно из местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов:

– содержание органов местного самоуправления;

– формирование муниципальной собственности и управление ею;

– организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправлении;

– содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;

– организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;

– муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;

– благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;

– организация утилизации и переработки бытовых отходов (за исключением радиоактивных);

– содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов;

– организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов самоуправления;

– охрана окружающей природной среды на территориях муниципальных образований;

– реализация целевых программ, принимаемыми органами местного самоуправления;

– обслуживание и погашение муниципального долга; целевое дотирование населения; содержание муниципальных архивов.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» возлагает на федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ обязанность обеспечивать муниципальным образованиям минимальные местные бюджеты путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов. Такие расходы устанавливаются законами субъектов РФ на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности. Если доходная часть не может быть обеспечена за счет доходных источников, то федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ передают органам местного самоуправления иные доходные источники федерального бюджета и бюджета субъекта РФ.

Источники формирования муниципальных финансов

В соответствии с фундаментальными основами организации финансов муниципальных образований, положениями Европейской хартии местного самоуправления и законодательными актами РФ [1–5] местное самоуправление является самостоятельным в пределах своих полномочий институтом публичной власти. Органы местного самоуправления призваны обеспечить удовлетворение потребностей населения муниципального образования в локальных общественных благах, что определяет их право обладать и распоряжаться финансовыми ресурсами, достаточными для выполнения этих задач. Достаточность собственных финансовых средств местных органов власти и их соразмерность предоставленным полномочиям является одним из ключевых принципов обеспечения финансовой самостоятельности органов местного самоуправления, определяющим возможность реализации их задач и функций по обеспечению удовлетворения локальных общественных потребностей местного сообщества [6, с. 54; 7, с. 124, 8, с. 13; 9, с. 10]. На практике проблема соответствия финансовой основы местного самоуправления реализуемым полномочиям остается одной из наиболее сложных, что определяет актуальность разработки конструктивных подходов к формированию финансовых ресурсов муниципальных образований.

Цель исследования

Целью исследования является выявление тенденций и обоснование основных подходов к формированию финансовых ресурсов местного самоуправления в России.

Материалы и методы исследования

В основу исследования положены методы теоретического обобщения, ситуационного, сравнительного, трендового и графического анализа.

Результаты исследования и их обсуждение

Для выработки подходов к формированию достаточной финансовой основы местного самоуправления следует предварительно уточнить сущность финансовых ресурсов муниципальных образований и финансовых ресурсов местного самоуправления. Для этого обратимся, прежде всего, к определению исходной категории – финансовых ресурсов.

Читать еще:  Способы финансирования государственного бюджета

Анализ экономической литературы свидетельствует о существенных различиях в имеющихся трактовках сущности финансовых ресурсов [10, с. 24–25; 11, с. 210; 12, с. 1021; 13, с. 10–11]. Вместе с тем, несмотря на неоднозначность имеющихся позиций, их сопоставление и обобщение позволяет выделить основные качественные признаки данной категории: материальное воплощение финансовых отношений, наличие денежной формы, связь с отношениями собственности, формирование в процессе распределения и перераспределения стоимости и использование в процессе воспроизводства, ориентация на удовлетворение потребностей определенных экономических субъектов. Эти элементные признаки формируют несущую конструкцию компонентного состава сущности финансовых ресурсов и могут быть учтены в ее определении.

Применительно к финансовым ресурсам муниципальных образований важной характеристикой, которую следует учитывать, является локализация финансовых ресурсов на территории муниципального образования. Исходя из вышеизложенного, под финансовыми ресурсами муниципального образования следует понимать денежные средства экономических субъектов муниципального образования, представленные совокупностью денежных доходов, накоплений и поступлений, формирующихся в результате распределения стоимости, созданной на территории муниципального образования, и предназначенных для решения задач его социально-экономического развития. Объединение финансовых ресурсов экономических субъектов, локализованных на территории муниципального образования, обусловлено их участием в местном воспроизводстве.

По источникам образования финансовые ресурсы муниципального образования можно разделить на централизованные (финансовые ресурсы местного самоуправления) и децентрализованные (финансовые ресурсы самостоятельных экономических субъектов (муниципальных унитарных предприятий и организаций, коммерческих нефинансовых организаций, финансовых институтов, домашних хозяйств в соответствии со степенью их участия в процессе местного воспроизводства). Соответственно финансовые ресурсы муниципального образования, в отличие от финансовых ресурсов местного самоуправления, включают финансовые ресурсы, находящиеся в собственности и распоряжении всех экономических субъектов муниципального образования и используемые для удовлетворения потребностей местного сообщества.

Финансовые ресурсы местного самоуправления представляют собой важнейшую составляющую финансовых ресурсов муниципального образования. Они выступают как фонды денежных средств, находящиеся в собственности или распоряжении органов местного самоуправления и используемые ими для расширенного воспроизводства валового муниципального продукта, удовлетворения локальных общественных потребностей, повышения уровня и качества жизни населения муниципального образования. Финансовые ресурсы самостоятельных хозяйствующих субъектов (организаций и домашних хозяйств) не находятся в ведении муниципальных властных структур, однако они участвуют в воспроизводстве на территории муниципального образования и являются объектом муниципальной финансовой политики через инструменты налогообложения, неналоговых платежей, управления объектами муниципальной собственности, бюджетного финансирования, муниципальных заданий и т.д.

Следует также учитывать, что, с одной стороны, не все финансовые ресурсы, генерируемые на территории муниципального образования, остаются в распоряжении органов местного самоуправления в силу сосуществования на данной территории различных подсистем финансовых отношений, представленных федеральными, региональными и муниципальными финансами, а также практики межбюджетного распределения доходных источников. С другой стороны, органы местного самоуправления могут получать денежные средства от государства в процессе бюджетного регулирования или выполнения отдельных государственных полномочий, осуществлять муниципальные заимствования.

Финансовые ресурсы местного самоуправления формируются из следующих основных источников:

– собственных, включающих налоговые и неналоговые доходы местных бюджетов;

– заемных, образующихся в результате муниципальных заимствований;

– трансфертных, передаваемых в распоряжение органов местного самоуправления органами государственной власти.

Структура сформированных финансовых ресурсов характеризует степень финансовой самостоятельности местного самоуправления. Принцип достаточности финансовой основы местного самоуправления предполагает доминирование собственных доходных источников в структуре финансовых ресурсов местного самоуправления. При росте доли заемных источников увеличивается уровень долговой нагрузки муниципальных образований, трансфертных – зависимость от вышестоящих уровней власти.

Анализ доходов местных бюджетов в Российской Федерации свидетельствует о том, что в их структуре доминируют межбюджетные трансферты (рис. 1).

Рис. 1. Доходы местных бюджетов в Российской Федерации по видам, млрд руб. [14]

В общем объеме доходов местных бюджетов налоговые и неналоговые доходы составляли в 2011 г. – 39,2, в 2012 г. – 38,2, в 2013 г. – 38,9, в 2014 г. – 36,2, в 2015 и 2016 гг. – 36,6 %. Соотношение этих доходов с межбюджетными трансфертами уменьшилось с 0,64 в 2011 г. до 0,58 в 2016 г.

В российском бюджетном законодательстве собственные доходы местного бюджета трактуются расширительно – как все бюджетные доходы, включая безвозмездные перечисления, за исключением субвенций. В финансовой теории к собственным доходам бюджета всегда относили налоговые и неналоговые доходы, а поступления перераспределительного характера (например, безвозмездные перечисления) рассматривали как регулирующие доходы. Такой подход позволяет учесть то обстоятельство, что органы местного самоуправления могут воздействовать на формирование доходной базы лишь в части доходов, закрепленных за ними на постоянной основе.

Анализ свидетельствует о тенденции роста заемных источников финансовых ресурсов местного самоуправления и ухудшения соотношения заемных и собственных ресурсов (рис. 2).

Рис. 2. Собственные и заемные финансовые ресурсы местного самоуправления [14]

Объем долговых обязательств по отношению к объему налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов муниципальных образований возрос с 18,6 % в 2011 г. до 27,4 % в 2016 г. На 1 января 2017 г. объем долговых обязательств муниципальных образований по отношению к объему доходов местных бюджетов без учета объемов безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений за 2016 г. составил 30,9 %.

Исходя из проведенного анализа, на данном его этапе можно сделать вывод о том, что номинальный рост доходов местных бюджетов, наблюдавшийся в исследуемый период, происходил в основном за счет увеличения трансфертной составляющей. При превышении темпов роста трансфертных финансовых ресурсов над темпами роста налоговых источников росли долговые обязательства и ухудшалась сбалансированность местных бюджетов.

Далее проведем анализ доли доходов и расходов местных бюджетов в доходах и расходах консолидированного бюджета РФ (таблица). Судя по приведенным данным доля доходов местных бюджетов в доходах консолидированного бюджета РФ в исследуемом периоде была практически стабильной, а доля расходов местных бюджетов в расходах консолидированного бюджета РФ имела тенденцию к снижению. Соответственно, показатель соотношения этих долей имел в целом повышательный тренд. Однако достигнуто это было, как показал предшествующий анализ, за счет роста трансфертных источников.

Доходы и расходы местных бюджетов в доходах и расходах консолидированного бюджета РФ [14]

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector
×
×