Invest-currency.ru

Как обезопасить себя в кризис?
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Финансы муниципальных предприятий это

Финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий как объект финансово-правового регулирования

Финансы государственных и муниципальных предприятий как объект финансово­правового регулирования представляют собой денежные отношения, связанные с формированием, распределением и использованием денежных доходов и накоплений этих субъектов. Будучи урегулированы нормами финансового права, они являются правоотношениями.

К числу финансово-правовых отношений, возникающих на государственных и муниципальных унитарных предприятиях, относятся правоотношения:

а) по уплате в бюджет и государственные внебюджетные фонды налогов: НДС, акцизов, налога на прибыль, налога на землю, единого социального налога и др.;

б) по уплате в бюджет и государственные внебюджетные фонды неналоговых платежей: платы за загрязнение окружающей природной среды, части прибыли, свободного остатка прибыли и др.;

в) по поводу получения предприятием из бюджета бюджетных ассигнований и бюджетных кредитов;

г) по поводу формирования уставного фонда и распределения прибыли предприятия.

Надо учитывать, что согласно ст. 2 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. «О

государственных и муниципальных унитарных предприятиях», а также ст. 114, 115 ГК РФ государственные и муниципальные унитарные предприятия подразделяются на предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, и государственные предприятия, основанные на праве оперативного управления. Они создаются на федеральном уровне, на уровне субъектов РФ и на муниципальном уровне. Соответственно имущество муниципального предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъектам РФ и муниципальным образованиям. Исходя из этого в правовом регулировании финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий имеются различия. Они проявляются в порядке распределения прибыли вышеназванных предприятий и, значит, в системе финансово-правовых отношений, возникающих в связи с распределением прибыли.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, согласно ст. 17 вышеназванного Закона, п. 2 ст. 295 ГК РФ, а также уставу, утвержденному собственником (государством или муниципальным образованием), самостоятельно распоряжаются полученной прибылью). Эту прибыль они могут распределять на фонды в соответствии с перечнем и в порядке, который преду­смотрен уставом унитарного предприятия. Однако в соответствии с п. 1 ст. 295 ГК РФ «собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия». Этот вопрос применительно к федеральным государственным унитарным предприятиям, основанным на праве хозяйственного ведения, решается ежегодно федеральным органом исполнительной власти, которому подведомственны названные предприятия. Федеральный орган исполнительной власти ежегодно для каждого подведомственного предприятия утверждает программу деятельности, где, в частности, определяет часть прибыли, подлежащей перечислению в федеральный бюджет. Государственные унитарные предприятия, созданные субъектами РФ, перечисляют в бюджет субъекта РФ часть прибыли на основе, как правило, специального закона субъекта РФ.

Кроме того, на государственных и муниципальных предприятиях на праве хозяйственного ведения собственником (Российской Федерацией, субъектом РФ, муниципальным образованием) формируется уставный фонд, в том числе за счет денежных средств. Данный фонд в его денежной части следует рассматривать как финансовый фонд. Соответственно отношения между собственником имущества и государственным или муниципальным унитарным предприятием по формированию этого фонда следует рассматривать как финансово-правовые.

Таким образом, на государственном и муниципальном унитарном предприятии, основанном на праве хозяйственного ведения, возникают финансово- правовые отношения:

а) между предприятием и всеми другими субъектами, обязанными не препятствовать реализации предприятием своего права на распределение прибыли (абсолютное правоотношение) с учетом законодательства и устава предприятия;

б) по поводу перечисления части прибыли в бюджет;

в) между собственником имущества (денежных средств) и предприятием по поводу формирования уставного фонда предприятия.

Государственные предприятия на праве оперативного управления (казенные предприятия) распределяют свой доход согласно порядку, установленному собственником их имущества (ст. 297 ГК РФ). В соответствии со ст. 17 Закона об унитарных предприятия федеральное казенное предприятие распределяет доход в порядке, определенном Правительством РФ, а казенные предприятия субъекта РФ и муниципального образования

в порядке, определенном уполномоченным органом субъекта РФ и муниципального образования. При этом в соответствии с Порядком планирования и финансирования деятельности казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств), утвержденного постановлением Правительства РФ от 6 октября 1994 г. № 11382, прибыль казенного предприятия направляется по нормативам, ежегодно устанавливаемым уполномоченным органом, на производственные цели и социальное развитие. В качестве уполномоченного органа выступают те федеральные органы исполнительной власти, в непосредственном подчинении которых находятся те или иные казенные предприятия.

После распределения прибыли казенного предприятия по нормативам, установленным уполномоченным органом, оставшаяся часть прибыли в виде ее свободного остатка подлежит изъятию в доход бюджета.

Таким образом, на государственных предприятиях на праве оперативного управления (казенных предприятиях) возникают финансово-правовые отношения:

а) между уполномоченным государственным органом и казенным предприятием по поводу установления последнему нормативов распределения прибыли;

б) между казенным предприятием и всеми другими субъектами, обязанными не препятствовать реализации казенным предприятием своего права распределения прибыли по нормативам (абсолютное правоотношение);

б) между казенным предприятием и бюджетом в связи с изъятием в бюджет свободного остатка прибыли.

Отношение между уполномоченным государством органом и казенным предприятием по поводу установления последнему нормативов распределения прибыли является финансово-правовым, так как оно возникает, во-первых, в ходе финансовой деятельности государства по образованию и использованию децентрализованных денежных фондов, а во-вторых, регулируется методом властных предписаний. Уполномоченный государством орган согласно законодательству дает предприятию властные предписания, выражающиеся в установлении обязанности для предприятия распределять прибыль только таким, а не каким-либо иным образом.

Финансово-правовые нормы, реализация которых порождает правоотношения в сфере финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий, включены в самые различные финансово-правовые институты. Так, нормы, порождающие право отношения по уплате предприятиями налогов и сборов в бюджет и государственные внебюджетные фонды, охватываются подотраслью налогового права. Нормы, порождающие правоотношения по поводу уплаты в бюджет и государственные внебюджетные фонды неналоговых платежей, изъятия в бюджет свободного остатка прибыли казенного предприятия, а также части прибыли государственных и муниципальных предприятий на праве хозяйственного ведения, охватываются финансово-правовым институтом неналоговых доходов. Нормы, порождающие правоотношения в связи с получением предприятиями бюджетных ассигнований, бюджетных кредитов, охватываются институтом государственных и муниципальных расходов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 11341 — | 7602 — или читать все.

Финансовые ресурсы государственных и муниципальных предприятий

Содержание:

Финансы предприятий: определение и особенности

Под финансами предприятий понимается одна из частей финансовой структуры Российской Федерации. Они имеют колоссальное значение для всех стран. В их задачи входит не только обеспечение материального производства и социального направления непосредственно предприятия, но и образование денежных фондов по другим направлениям. Это может быть пенсионное обеспечение, социальное и медицинское страхование, источник доходов бюджета и др. Все это дает возможность заключить, что финансы предприятий – это основа всей финансовой сферы государства.

Финансами предприятий являются экономические отношения, которые связаны с созданием, разделением и эксплуатацией денежных доходов и накоплений субъектов хозяйствования в целях производственного и социального развития.

В состав денежных доходов и накоплений входят выручка от материализации товара, работы или услуг, валовой и чистый доход компании, в основе которого находится прибыль компании.

Читать еще:  Назначение муниципальной пенсии муниципальному служащему

Особенность финансов предприятия состоит в том, что они имеют распределительный окрас, так ключевая составляющая отношений компании обусловлена распределением выручки от материализации продукции, услуг, работ, чистого и валового дохода компании. Таким образом, после того как сначала распределена выручка от материализации, а потом от валового и чистого дохода (прибыль сюда не включается) в компании появляются:

  • отношения финансового характера с бюджетом по уплате налога на добавленную стоимость (НДС), а также акцизов, иных налогов и неналоговых доходов;
  • отношения финансового характера с государственными внебюджетными фондами относительно уплаты страховых взносов;
  • отношения финансового характера по теме отчисления средств во внебюджетные фонды отраслевого и межотраслевого характера.

После того как распределена прибыль в качестве ключевой части чистого дохода компании появляются:

  • отношения финансового характера с бюджет относительно уплаты налога на прибыль;
  • отношения финансового характера относительно создания целевых фондов внутрихозяйственного назначения. Тут же речь идет и о фондах развития производства, и о фондах социального развития и материального поощрения, уставных фондах и др.

Финансы государственного и муниципального предприятия в качестве объектов финансово-правового регулирования

Основываясь на ст.48 ГК РФ, в качестве юридического лица можно воспринимать компанию, имеющую в собственности, хозяйственном владении и оперативном управлении какое-либо обособленное имущество. Помимо этого оно должно отвечать по своим обязательствам данным имуществом, для него допустимо от своего имени получать и реализовать имущественные и личные неимущественные права, быть обязанным, выступать в качестве истца и ответчика в судах.

Основываясь на участии в создании имущества юридического лица, для его учредителей позволительно обладать обязательственными правами относительно данного юридического лица или вещными права на его имущество.

Среди юридических лиц, на имущество которых могут претендовать учредители, выделяются государственные и муниципальные унитарные предприятия. Сюда же относятся дочерние компании и организации, которые финансируются собственником.

Основываясь на ст.113 ГК РФ унитарное предприятие – это коммерческая компания, у которой нет права собственности на находящееся у нее имущество. Стоит отметить, что имущество унитарной компании имеет неделимый характер, а также его нельзя распределить по вкладам, даже среди работников компании. В качестве унитарного предприятия может выступать исключительного государственное и муниципальное предприятие.

Исходя из этого, определить финансы государственного и муниципального предприятия можно как отношения, которые урегулированы нормами финансового права, а также ряд отношений, связанных с созданием, разделением и эксплуатацией денежных доходов и накоплений ряда государственных и муниципальных компаний.

Имущество, находящееся в государственной или муниципальной компании, является собственностью компаний такого типа и принадлежит данной компании на правах хозяйственного ведения или же оперативного управления. Для унитарного предприятия свойственно отвечать по своим обязательствам всем имуществом, которое ему принадлежит.

Основываясь на ст.114, 115 ГК РФ, можно сказать, что все государственные и муниципальные компании можно разделить на компании, которые основаны на праве хозяйственного ведения и государственные компании, которые основаны на праве оперативного управления. Речь идет о федеральных казенных организациях. Таким образом, важно отметить, что правовое регулирование финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий имеет ряд различий. Они находят отражение в системе разделения прибыли данных компаний и, следовательно, в сфере финансово-правового взаимодействия, которое появляется на основе распределения прибыли.

Создать унитарную компанию, основанную на праве хозяйственного ведения, можно только на основе решения уполномоченного на это государственного органа или же органа местного управления.

До момента осуществления государственной регистрации компании, которая основана на правах хозяйственного ведения, необходимо чтобы собственник оплатил полностью уставный фонд компании.

В ситуациях, когда после окончания финансового года цена чистых активов компании, которое основано на правах хозяйственного ведения, становится меньше размера уставного фонда, то орган, который уполномочен формировать компании данного типа, обязан в соответствующем порядке уменьшить уставной фонд.

В ситуациях, когда цена чистых активов является меньше размера, который определен законом, компания могут ликвидировать на основании решения суда.

Для собственника имущества, которое находится в хозяйственном ведении, важно решать вопросы формирования компании, обозначения предмета, целей ее работы, ее реорганизации и ликвидации, назначения руководителя компании, помимо этого важно контролировать использование по назначение и сохранность имущества, которое принадлежит компании.

Для собственника возможно получить часть прибыли, которая была получена в результате эксплуатации имущества, которое находилось в хозяйственном ведении компании.

Для компании невозможно осуществлять продажу недвижимого имущества, которое принадлежит ей на праве хозяйственного ведения. Также не допускается сдача его в аренду, передача в залог, осуществление взноса в виде вклада в уставный капитал хозяйственного общества или товарищества. На осуществление всех этих действий необходимо получить согласие собственника.

Использовать остальное имущество, которое принадлежит компании, организация может самостоятельно. Исключением являются ситуации, которые установлены законом или же другим правовым актом.

На основании п.2 ст.295 ГК РФ и устава, утвержденного собственником, государственная и муниципальная унитарная компания имеет право на самостоятельное распоряжение прибылью, которая получена. Данную прибыль позволяется перенаправить в фонд накопления, фонд потребления и т.д. Но на основании ст.295 ГК РФ собственнику позволяется получить часть прибыли от эксплуатации имущества, которое находится в хозяйственном ведении компании. Данную тему затрагивают в уставе компании.

Исходя из этого, в государственной и муниципальной унитарной организации, которая основана на правах хозяйственного ведения, может возникнуть финансово-правовое взаимодействие относительно распределения прибыли:

  • абсолютные правоотношения возникают между компанией и рядом субъектов, которые обязаны не мешать осуществлению компанией своих прав на раздел прибыли;
  • взаимодействие относительно перенаправления части прибыли в бюджет в ситуациях, когда устав компании содержит данную обязанность.

На основании решения Правительства РФ на базе имущества, которое находится в федеральной собственности, возможно организовать унитарную компанию, которая основана на правах оперативного управления (это федеральное казенное предприятие). В качестве учредительного документа компаний данного типа выступает устав, который согласовывается Правительством РФ.

Для Российской Федерации характерно нести ответственность субсидиарного характера по обязанностям казенной компании в ситуациях, когда наблюдается недостаточность ее имущества. Казенную организацию могут реорганизовать или ликвидировать на основании решения Правительства РФ.

Казенные компании относительно закрепленного за ними имущества осуществляют в зависимости от целей своей работы, заданий собственника и назначения имущества права владения, использования и распоряжения им.

Для собственника имущества, которое закреплено за казенной компанией, возможно изъять лишнее имущество, а также имущество, которое не используется по назначению, и использовать его по своему усмотрению. Для казенного предприятия допускается отчуждать или же иным методом распорядиться закрепленным за ним имуществом, исключительно имея на то согласие собственника данного имущества. Помимо этого казенная компания вправе самостоятельно реализовать производимые ей товары, в ситуациях, когда другое не было установлено законом или же другим правовым актом.

Система распределения доходов казенных предприятий

Систему распределения доходов казенной компании определяет собственник ее имущества.

Для федеральной казенной компании свойственно работать на основании утвержденной в установленном порядке уполномоченным органом программы работы и сметы доходов и расходов.

Для государственных компаний на правах оперативного управления важно распределять свою прибыль на основании порядка, который был установлен собственником имущества, иными словами государством.

Читать еще:  Функции финансовых органов муниципальных образований

15 декабря 2007 г. Правительство РФ издало постановление № 872 «О создании и регулировании деятельности федеральных казенных предприятий». Согласно данному документу чистую прибыль компании на основании результатов отчетного года важно распределять следующим образом:

  • не выше 25% чистой прибыли, которая получена, важно зачислить в федеральный бюджет;
  • не ниже 75% чистой прибыли, которая получена, важно направить в резервный фонд и ряд других фондов на основании устава компании. Помимо этого она распределяется по утвержденным с уполномоченными органами направлениям, сюда же входят и инвестиционные вложения.

Определить размер чистой прибыли компании, которую необходимо перечислить в федеральный бюджет, может решение уполномоченного органа, которое должно быть принято не позже 1 июня, основываясь на отчете о том, как выполнена программа работы, и сметах доходов и расходов. Помимо этого во внимание принимают предложения относительно распределения чистой прибыли, которая получена компанией по результатам года, за который отчитываются.

Исходя из этого, в государственных компаниях на правах оперативного управления, появляется финансово-правовое взаимодействие относительно распределения прибыли:

  • отношения среди уполномоченного государственного органа и казенной компанией относительно определения для последнего нормативов разброса прибыли;
  • отношения среди казенных компаний и всех других субъектов, которые не должны мешать осуществлению казенной компанией своих прав по распределению прибыли по нормативам (речь идет об абсолютных правоотношениях);
  • отношения среди казенных компаний и бюджетом из-за изъятия в бюджет свободного остатка прибыли.

Навигация по статьям

Предыдущая статья

Гражданское и торговое право зарубежных стран

§ 1. Финансы государственных и муниципальных предприятий как объект финансово-правового регулирования

Финансы предприятий это система экономических (денежных) отношений, возникающих при образовании, распределении и использовании предприятиями денежных фондов в связи с осуществлением ими производственно-хозяйственной и социальной деятельности. В материальном выражении они представляют собой совокупность денежных фондов, или финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении конкретных предприятий. К ним относятся фонды накопления и потребления, резервные, социальные и жилищные фонды, фонды материального поощрения работников и др. На предприятиях, осуществляющих реализацию продукции на экспорт и получающих валютную выручку, формируется валютный фонд.

Все эти денежные фонды создаются в плановом порядке за счет разных источников,- прежде всего, за счет собственных ресурсов, образующихся в результате производственно-хозяйственной деятельности (прибыль, амортизационные отчисления и др.). Могут быть использованы кредиты банков, средства, выделяемые вышестоящей организацией, и в предусмотренных случаях дотации из бюджета и целевое бюджетное финансирование и др. (например, добровольные взносы (пожертвования) организаций и граждан). Также планомерно они используются предприятиями в соответствии с их производственными планами, программами экономического и социального развития, договорами.

В процессе образования и использования финансовых ресурсов осуществляется контроль за производственно-хозяй-ственной деятельностью предприятий, за правильностью расходования материальных, трудовых и денежных ресурсов в ходе производства и реализации продукции, за получением и использованием накоплений, выполнением финансовых обязательств перед государством.

Финансы предприятий не только отражают в денежной форме производственно-хозяйственную деятельность, но призваны и активно воздействовать на повышение ее эффективности. Финансы предприятий входят в систему финансов соответствующих отраслей экономики, находящихся в ведении министерств и других отраслевых органов государственного управления.

Финансы предприятий играют важную роль не только в обеспечении денежными средствами производственно-хозяйственной деятельности, но ив определенной мере — социальной жизни каждого трудового коллектива, а в конечном счете — в социально-экономическом развитии страны в целом. Помимо этого финансовые ресурсы, создаваемые предприятиями, имеют решающее значение в формировании доходов бюджетной системы посредством налоговых и иных платежей. Поэтому финансы предприятий являются основой финансовой системы в целом. Однако на современном этапе в связи с трудностями экономических преобразований финансы предприятий не выполняют в значительной мере своего предназначения.

Рассматривая понятие финансов предприятий, необходимо учитывать, что оно охватывает предприятия, т. е. коммерческие организации (ст. 50 ГК РФ), основанные на разных формах собственности.

В результате приватизации (процесс которой продолжается), обусловленной переходом к рыночным экономическим отношениям, большая часть предприятий утратила государственную форму собственности. Однако не все объекты подлежат приватизации в силу их особой социально-экономической роли для государства и важного значения в обеспечении устойчивости экономики и социальной стабильности.

Финансы государственных и муниципальных предприятий особо выделяются и в аспекте воздействия на них норм финансового права. Это обусловлено тем, что они, в отличие от финансов других предприятий, входят в сферу действия функций государ-ственного управления. Поэтому круг финансово-правовых отношений, возникающих при функционировании финансов государственных и муниципальных предприятий, является более широким. При наличии общих для всех предприятий финансовых правоотношений (в основном, по поводу уплаты налогов), государственные (муниципальные) предприятия, помимо них, вступают и в другие финансовые отношения государственно- властного характера, обусловленные функциями государственного управления этими предприятиями.

3.1. Понятие финансов государственных и муниципальных предприятий

Финансы предприятий образуются на конкретных предприятиях и используются на производственные и социальные цели этих предприятий, поэтому их можно отнести к децентрализованным финансовым ресурсам.

Финансы предприятий — это экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием денежных доходов и накоплений субъектов хозяйствования на производственное и социальное развитие. К денежным доходам и накоплениям относятся в данном случае: выручка от реализации продукции, работ, услуг; валовой и чистый доходы предприятия, составной частью которого является прибыль предприятий.

Специфика финансов предприятия заключается в их распределительном характере, ибо основная часть финансовых отношений предприятия возникает в результате распределения выручки от реализации продукции, работ, услуг, валового и чистого дохода предприятия. Так, в результате распределения выручки, а затем валового и чистого дохода (не включая прибыль) на предприятии возникают: финансовые отношения с бюджетом по уплате налога на добавленную стоимость (НДС), акцизов, других налогов и неналоговых доходов; финансовые отношения с государственными внебюджетными фондами по уплате страховых взносов; финансовые отношения по поводу отчисления средств в отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды.

В результате распределения прибыли у предприятия возникают: финансовые отношения с бюджетом по уплате налога на прибыль; финансовые отношения по поводу формирования целевых фондов внутрихозяйственного назначения, в том числе фонда развития производства, фонда социального развития и материального поощрения, уставного фонда и т. д.

Главное место в системе финансовых отношений предприятия отводится отношениям по формированию и использованию внутрихозяйственных фондов. Такая необходимость связана с тем, что только внутрихозяйственные фонды позволяют предприятию в полной мере вести процесс расширенного воспроизводства, удовлетворять различные свои потребности, а в конечном итоге создавать новую стоимость и распределять ее. Собственно вся финансовая деятельность предприятия, которая представляет собой организуемый руководителем предприятия процесс формирования, распределения и использования денежных доходов и накоплений предприятия, направлена на формирование и использование целевых внутрихозяйственных ресурсов.

С учетом всего вышеуказанного, в материальном выражении финансы предприятий представляют собой совокупность денежных фондов, т. е. финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении конкретных предприятий. К ним можно отнести: фонд основных средств, который представляет собой денежное выражение основных фондов предприятия; фонд оборотных средств, который представляет собой денежное выражение стоимости производственных запасов предприятия, готовой продукции на складе, финансовые активы и т.д.; фонд накопления, фонд потребления, валютный, резервный фонды и т.

Читать еще:  Фз о муниципальных унитарных предприятиях

Финансы государственных и муниципальных предприятий как объект финансово- правового регулирования представляют собой отношения (не только денежные), связанные с формированием, распределением и использованием денежных доходов и накоплений этих субъектов, а так как они урегулированы нормами финансового права, они являются правоотношениями.

К числу финансово-правовых отношений, которые возникают на государственных и муниципальных унитарных предприятиях, относятся:

правоотношения по уплате в бюджет налогов: НДС, акцизов, налога на прибыль, налога на землю и др.;

правоотношения по уплате в бюджет неналоговых платежей: платы за загрязнение окружающей природной среды, платы за воду и т. д.;

правоотношения по уплате страховых взносов и прочих платежей в государственные и местные внебюджетные фонды;

правоотношения по поводу получения предприятием бюджетных ассигнований;

правоотношения по поводу планирования и использования своих финансовых ресурсов.

Необходимо учитывать, что согласно ст. 114, 115 ГК РФ государственные и муниципальные унитарные предприятия подразделяются на предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, и государственные предприятия, основанные на праве оперативного управления (федеральные казенные предприятия). В связи с этим в правовом регулировании финансов государственные и муниципальных унитарных предприятий имеются различия. Эти различия проявляются в порядке распределения прибыли вышеназванными предприятиями и, соответственно, в системе финансово- правовых отношений, которые возникают в связи с распределением прибыли.

Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения согласно п.2 ст. 295 ГК РФ, а также уставу, утвержденному собственником (государством или муниципальным образованием), самостоятельно распоряжаются полученной прибылью. Эту прибыль они могут распределять на фонд накопления, фонд потребления и др., но в соответствии с абз. вторым п.1 ст. 295 ГК РФ «собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия». Этот вопрос оговаривается более подробно всегда в уставе предприятия.

Таким образом, на государственном и муниципальном унитарном предприятии, основанном на праве хозяйственного ведения, возникают финансово- правовые отношения по поводу распределения прибыли: а) между предприятием и всеми другими субъектами, обязанными не препятствовать реализации предприятием своего права на распределение прибыли (абсолютное правоотношение); б) по поводу перечисления части прибыли в бюджет в том случае, если в уставе предприятия собственником имущества оговорена такая обязанность.

Государственные предприятия на праве оперативного управления (казенные предприятия) распределяют свою прибыль согласно порядку, который установлен собственником их имущества, т.е. государством (п.2 ст. 297 ГК РФ). При этом, в соответствии с Порядком планирования и финансирования деятельности казенных заводов (фабрик, хозяйств), утвержденным постановлением Правительства РФ от 6 октября 1994г., прибыль казенного предприятия направляется по нормативам, ежегодно устанавливаемым уполномоченным органом, на производственные цели и социальное развитие. В качестве уполномоченного органа выступают всегда те федеральные органы исполнительной власти, в непосредственном подчинении которых находятся те или иные казенные предприятия.

После распределения прибыли казенного предприятия по нормативам, установленным уполномоченным органом, оставшаяся часть прибыли в виде свободного остатка прибыли подлежит изъятию в доход федерального бюджета.

Таким образом, получается, что на государственных предприятиях на праве оперативного управления (казенных предприятиях) возникают финансово-правовые отношения по поводу распределения прибыли: а) между уполномоченным государственным органом и казенным предприятием по поводу установления последнему нормативов распределения прибыли; б) между казенным предприятием и всеми другими субъектами, обязанными не препятствовать реализации казенным предприятием своего права распределения прибыли по нормативам (абсолютное правоотношение); в) между казенным предприятием и бюджетом в связи с изъятием в бюджет свободного остатка прибыли. Отношения между уполномоченным государством органом и казенным предприятием по поводу установления последнему нормативов распределения прибыли являются финансово-правовыми, т.к. они возникают, во-первых, в ходе финансовой деятельности государства по образованию и использованию децентрализованных денежных фондов, а во-вторых, оно регулируется методом властных предписаний. Уполномоченный государством орган согласно законодательству дает предприятию властные предписания, выражающиеся в установлении обязанности для последнего распределять прибыль только таким, а не каким-либо иным образом.

Финансово-правовые нормы включены в самые различные финансово-правовые институты. Так, нормы порождающие правоотношения по уплате предприятием налогов и сборов в бюджет, а также страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, охватываются финансово-правовым институтом налогового права. Нормы, порождающие правоотношения по поводу уплаты в бюджет неналоговых платежей, изъятия в бюджет свободного остатка прибыли казенного предприятия охватываются финансово -правовым институтом неналоговых доходов. Нормы, порождающие правоотношения в связи с получением предприятием бюджетных ассигнований, охватываются институтом государственных расходов.

Кроме того, некоторые правовые нормы порождают финансовые правоотношения, которые не включаются ни в один из известных финансово-правовых институтов. Среди них, например, нормы, порождающие правоотношения:

между уполномоченным государством органом и казенным предприятием по поводу установления предприятию нормативов распределения прибыли;

между казенным предприятием и всеми другими субъектами, обязанными не препятствовать реализации казенным предприятием своего права распределения прибыли по нормативам;

между государственным и муниципальным унитарным предприятием и всеми другими субъектами, обязанными не препятствовать реализации предприятием своего права на распределение прибыли по нормативам.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий с точки зрения системы права представляют собой комплексный финансово-правовой институт, т.е. такой, который, являясь относительно самостоятельным, в то же время входит некоторыми частями в иные финансово-правовые институты.

Все многообразие финансовых отношений государственных и муниципальных предприятий находит свое выражение в финансовых планах. Главной целью же финансового планирования на государственных и муниципальных унитарных предприятий является обеспечение финансовыми ресурсами государственных заданий, хозяйственной деятельности, своевременное выполнение своих обязательств перед бюджетом, банками и иными кредиторами, поэтому финансовый план предназначен для прогнозирования финансовой деятельности перспективы развития предприятия, для определения текущих расходов и доходов предприятия.

Финансовый план предприятия взаимосвязан и базируется на ряде финансовых расчетов, которые составляются по отдельным направлениям деятельности предприятия: по сбыту продукции, по сырью и материалам, производству, рекламе, капиталовложениям, научным исследованиям и разработкам и т. д. Финансовый план составляется финансовой или экономической службой предприятия на один год с разбивкой по кварталам, а также на 3-5 лет (по годам). Он состоит из следующих разделов: доходы и поступления средств, расходы и отчисления средств, кредитные взаимоотношения, взаимоотношения с бюджетом.

В первом разделе планируется прибыль, амортизационные отчисления на восстановление основных фондов, иные доходы. Во втором разделе плана отражается распределение прибыли, затраты на капитальные вложения и т.д. В разделе «кредитные взаимоотношения» планируются суммы банковских кредитов, расходы на погашение этих ссуд и уплату процентов за пользование ими. В разделе «взаимоотношения с бюджетом» отражаются суммы по налогам и иным платежам в бюджет, а также суммы бюджетных ассигнований, получаемых предприятием.

Утверждается финансовый план руководителем предприятия. С юридической точки зрения он является правовой формой финансовой деятельности предприятия, т. е. финансово-правовым актом. Он имеет не только экономической, но и юридическое значение для предприятия: он устанавливает конкретное содержание прав и обязанностей предприятия в финансовых отношениях: по распределению прибыли, по получению бюджетных ассигнований и т. д.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector