Invest-currency.ru

Как обезопасить себя в кризис?
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий

Финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий как объект финансово-правового регулирования

Финансы государственных и муниципальных предприятий как объект финансово­правового регулирования представляют собой денежные отношения, связанные с формированием, распределением и использованием денежных доходов и накоплений этих субъектов. Будучи урегулированы нормами финансового права, они являются правоотношениями.

К числу финансово-правовых отношений, возникающих на государственных и муниципальных унитарных предприятиях, относятся правоотношения:

а) по уплате в бюджет и государственные внебюджетные фонды налогов: НДС, акцизов, налога на прибыль, налога на землю, единого социального налога и др.;

б) по уплате в бюджет и государственные внебюджетные фонды неналоговых платежей: платы за загрязнение окружающей природной среды, части прибыли, свободного остатка прибыли и др.;

в) по поводу получения предприятием из бюджета бюджетных ассигнований и бюджетных кредитов;

г) по поводу формирования уставного фонда и распределения прибыли предприятия.

Надо учитывать, что согласно ст. 2 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. «О

государственных и муниципальных унитарных предприятиях», а также ст. 114, 115 ГК РФ государственные и муниципальные унитарные предприятия подразделяются на предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, и государственные предприятия, основанные на праве оперативного управления. Они создаются на федеральном уровне, на уровне субъектов РФ и на муниципальном уровне. Соответственно имущество муниципального предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъектам РФ и муниципальным образованиям. Исходя из этого в правовом регулировании финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий имеются различия. Они проявляются в порядке распределения прибыли вышеназванных предприятий и, значит, в системе финансово-правовых отношений, возникающих в связи с распределением прибыли.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, согласно ст. 17 вышеназванного Закона, п. 2 ст. 295 ГК РФ, а также уставу, утвержденному собственником (государством или муниципальным образованием), самостоятельно распоряжаются полученной прибылью). Эту прибыль они могут распределять на фонды в соответствии с перечнем и в порядке, который преду­смотрен уставом унитарного предприятия. Однако в соответствии с п. 1 ст. 295 ГК РФ «собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия». Этот вопрос применительно к федеральным государственным унитарным предприятиям, основанным на праве хозяйственного ведения, решается ежегодно федеральным органом исполнительной власти, которому подведомственны названные предприятия. Федеральный орган исполнительной власти ежегодно для каждого подведомственного предприятия утверждает программу деятельности, где, в частности, определяет часть прибыли, подлежащей перечислению в федеральный бюджет. Государственные унитарные предприятия, созданные субъектами РФ, перечисляют в бюджет субъекта РФ часть прибыли на основе, как правило, специального закона субъекта РФ.

Кроме того, на государственных и муниципальных предприятиях на праве хозяйственного ведения собственником (Российской Федерацией, субъектом РФ, муниципальным образованием) формируется уставный фонд, в том числе за счет денежных средств. Данный фонд в его денежной части следует рассматривать как финансовый фонд. Соответственно отношения между собственником имущества и государственным или муниципальным унитарным предприятием по формированию этого фонда следует рассматривать как финансово-правовые.

Таким образом, на государственном и муниципальном унитарном предприятии, основанном на праве хозяйственного ведения, возникают финансово- правовые отношения:

а) между предприятием и всеми другими субъектами, обязанными не препятствовать реализации предприятием своего права на распределение прибыли (абсолютное правоотношение) с учетом законодательства и устава предприятия;

б) по поводу перечисления части прибыли в бюджет;

в) между собственником имущества (денежных средств) и предприятием по поводу формирования уставного фонда предприятия.

Государственные предприятия на праве оперативного управления (казенные предприятия) распределяют свой доход согласно порядку, установленному собственником их имущества (ст. 297 ГК РФ). В соответствии со ст. 17 Закона об унитарных предприятия федеральное казенное предприятие распределяет доход в порядке, определенном Правительством РФ, а казенные предприятия субъекта РФ и муниципального образования

в порядке, определенном уполномоченным органом субъекта РФ и муниципального образования. При этом в соответствии с Порядком планирования и финансирования деятельности казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств), утвержденного постановлением Правительства РФ от 6 октября 1994 г. № 11382, прибыль казенного предприятия направляется по нормативам, ежегодно устанавливаемым уполномоченным органом, на производственные цели и социальное развитие. В качестве уполномоченного органа выступают те федеральные органы исполнительной власти, в непосредственном подчинении которых находятся те или иные казенные предприятия.

После распределения прибыли казенного предприятия по нормативам, установленным уполномоченным органом, оставшаяся часть прибыли в виде ее свободного остатка подлежит изъятию в доход бюджета.

Таким образом, на государственных предприятиях на праве оперативного управления (казенных предприятиях) возникают финансово-правовые отношения:

а) между уполномоченным государственным органом и казенным предприятием по поводу установления последнему нормативов распределения прибыли;

б) между казенным предприятием и всеми другими субъектами, обязанными не препятствовать реализации казенным предприятием своего права распределения прибыли по нормативам (абсолютное правоотношение);

б) между казенным предприятием и бюджетом в связи с изъятием в бюджет свободного остатка прибыли.

Отношение между уполномоченным государством органом и казенным предприятием по поводу установления последнему нормативов распределения прибыли является финансово-правовым, так как оно возникает, во-первых, в ходе финансовой деятельности государства по образованию и использованию децентрализованных денежных фондов, а во-вторых, регулируется методом властных предписаний. Уполномоченный государством орган согласно законодательству дает предприятию властные предписания, выражающиеся в установлении обязанности для предприятия распределять прибыль только таким, а не каким-либо иным образом.

Финансово-правовые нормы, реализация которых порождает правоотношения в сфере финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий, включены в самые различные финансово-правовые институты. Так, нормы, порождающие право отношения по уплате предприятиями налогов и сборов в бюджет и государственные внебюджетные фонды, охватываются подотраслью налогового права. Нормы, порождающие правоотношения по поводу уплаты в бюджет и государственные внебюджетные фонды неналоговых платежей, изъятия в бюджет свободного остатка прибыли казенного предприятия, а также части прибыли государственных и муниципальных предприятий на праве хозяйственного ведения, охватываются финансово-правовым институтом неналоговых доходов. Нормы, порождающие правоотношения в связи с получением предприятиями бюджетных ассигнований, бюджетных кредитов, охватываются институтом государственных и муниципальных расходов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8841 — | 7650 — или читать все.

Финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия (ГУП, МУП) – организации, не наделенные правом собственности на закрепленное за ними имущество. Последнее неделимо и не распределяется на вклады или долевое участие работников; собственником передаваемого имущества являются учредившие ГУП и МУП федеральные и местные органы государственной власти.

1. Управление УП осуществляет руководитель, назначаемый собственником имущества. УП отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества. РФ несет субсидиарную ответственность по обязательствам созданного ею казенного предприятия. Цели деятельности УП определяет собственник его имущества.

Читать еще:  Как передать квартиру в муниципальную собственность

2. УП могут быть созданы на правах хозяйственного ведения или оперативного управления;

3. Для созданных на правах хозяйственного ведения УП характерно:

— уставный фонд УП должен быть полностью оплачен на момент регистрации УП;

— сохранность переданного УП имущества и его использование по назначению контролирует собственник этого имущества;

— устанавливаются законодательные ограничения на продажу недвижимого имущества, переданного в хозяйственное ведение, сдачу его в аренду, внесения в качестве вклада в УК хозяйственных товариществ и обществ, также иные ограничения на распоряжение имуществом без согласия собственника;

— часть прибыли от деятельности УП принадлежит собственнику его имущества;

— УП могут учреждать дочерние предприятия, передавая им имущество в хозяйственное ведение. Если банкротство такого предприятия происходит по вине его учредителя, на последнего может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам дочернего предприятия при недостаточности принадлежащего ему имущества.

4. УП, созданные на правах оперативного управления, являются федеральными казенными предприятиями. Им свойственно:

— они создаются по решению Правительства РФ на базе имущества, находящегося в федеральной собственности;

— их реорганизация или ликвидация осуществляется только по решению Правительства РФ;

— производственная и финансово-хозяйственная деятельность казенных заводов осуществляется в соответствии с планом – заказом и планом развития завода;

план – заказ согласовывается с Министерством экономики РФ и Минфином РФ, является обязательным для исполнения и содержит следующие основные показатели:

а) объем поставок с учетом номенклатуры, ассортимента и качества товаров (работ, услуг);

б) сроки поставок, их цены и условия изменения последних;

в) лимит численности работников;

г) объем средств, выделяемых из федерального бюджета.

план развития завода разрабатывается самим заводом, согласуется с уполномоченным органом и содержит перечень конкретизированных показателей для выполнения план – заказа и осуществления разрешенной самостоятельной финансово-хозяйственной деятельности;

— финансирование, связанное с выполнением плана – заказа и плана развития завода, осуществлением других необходимых затрат, производится за счет доходов от реализации завода. Средства из федерального бюджета могут быть выделены в случае недостаточности собственных средств завода на реализацию плана развития, содержание объектов социальной инфраструктуры и компенсацию убытков от выполнения плана – заказа;

— часть прибыли УП направляется на финансирование плана – заказа, плана развития и на социальное развитие по спускаемым уполномоченным органом нормативам. Другая часть прибыли в виде её свободного остатка подлежит изъятию в доход федерального бюджета;

— казенный завод предоставляет уполномоченному органу отчет об использовании бюджетных средств и произведенных амортизационных отчислениях;

— завод может получать кредиты на выполнение уставных целей под гарантии Правительства РФ.

Финансы малых предприятий.

К субъектам малого предпринимательства (МП) относятся коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций и фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами МП, не превышает 25%. При этом должен выполняться законодательно установленный лимит средней численности работников за отчетный период. Лимиты различаются в зависимости от сферы деятельности предприятий: для занятых в оптовой торговле – 50 человек, в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек, в промышленности – 100 человек и т.д.

Предприниматели без образования юридического лица также являются субъектами МП.

Многопрофильные предприятия относятся к МП по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или прибыли. Предприятия, учрежденные иностранными лицами, однозначно рассматриваются как МП лишь в случае, если учредители являются физическими лицами, а предприятие создается в соответствии с законодательством РФ и отвечает критериям отнесения к МП. Иные варианты учреждения предприятий иностранными лицами на территории РФ предполагают выполнение дополнительных условий для обеспечения возможности отнесения к МП.

Основным достоинством МП как организационно – правовой формы ведения бизнеса является их способность быстро реагировать на изменение спроса и предложения, оперативно удовлетворять потребности в товарах (работах, услугах). Организация собственного дела в форме МП не требует больших накоплений ввиду отсутствия необходимости в дорогостоящих производственных фондах и за счет высокой оборачиваемости капитала. МП создают конкурентную среду и способны в сфере обслуживания населения стать преобладающей формой организации труда.

Высокая мобильность небольшого по величине капитала МП, однако, не позволяет им выступать инициаторами создания наукоемких, фондоемких, ресурсоемких и трудоемких производств, что может быть названо главным недостатком МП.

Субъекты МП имеют право применять упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности.

Право на ее использование получают любые организации и индивидуальные предприниматели, имеющие:

— численность работающих до 100 человек;

— доход от реализации за год до 15 млн. руб.;

— стоимость амортизируемого имущества до 100 млн. руб.

Не имеют права воспользоваться этой системой:

1. организации, имеющие филиалы или представительства;

2. банки, страховщики, негосударственные пенсионные фонды, инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, ломбарды; организации и предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых; организации и предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом; нотариусы, занимающиеся частной практикой; организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;

3. организации и предприниматели, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход, переведенные на систему налогообложения для сельхозтоваропроизводителей;

4. организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25%, кроме организаций, чей уставный капитал полностью принадлежит общественным организациям инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25%.

Упрощенная система налогообложения предусматривает:

1. замену уплаты налога на прибыль (у организаций) и налога на доходы физических лиц (у предпринимателей), НДС, налога с продаж, налога на имущество и единого социального налога на уплату единого налога;

2. предоставление налогоплательщикам права в качестве объекта налогообложения выбрать либо доход, либо доходы за минусом расходов. При этом с дохода ставка налога предусмотрена в размере 6%, а с дохода, уменьшенного на сумму расходов, — 15%. Организации, определяющие налоговую базу как разницу между доходами и расходами, независимо от ее размера должны уплачивать минимальный налог в размере 1% от суммы доходов без уменьшения их на сумму расходов. Минимальный налог уплачивается в случае, если сумма единого налога, определенная исходя из налоговой базы, меньше его размера;

3. возможность уменьшения суммы исчисленного налога на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых за этот же отчетный (налоговый) период, но не более чем на 50%;

4. необходимость ведения налогового учета в книге учета доходов и расходов; бухгалтерский учет организации и ПБОЮЛ должны вести в общеустановленном порядке;

5. необходимость обладания патентом, выдаваемым сроком на один календарный год государственной налоговой инспекцией для подтверждения права использования упрощенной системы. Годовая стоимость патента выплачивается с распределением платежей по кварталам.

Читать еще:  Устав муниципального образования город ульяновск

Хозяйственные субъекты, соответствующие всем критериям и решившие перейти на упрощенную систему налогообложения, должны в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году перехода на эту систему, в налоговый орган по месту своего нахождения (жительства) подать соответствующее заявление, в котором указывается размер полученного дохода за 9 месяцев текущего года. Этот размер не может превышать 11 млн. руб.

Если по итогам налогового (отчетного) периода доход превысил 15 млн. руб. или стоимость амортизируемого имущества превысит 100 млн. руб., такой налогоплательщик переводится на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено превышение.

Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, вправе перейти на общий режим налогообложения со следующего календарного года, уведомить налоговую инспекцию до 15 января года, с которого предполагается осуществить этот переход.

Малые предприятия могут применять ускоренную амортизацию основных производственных фондов; норма амортизации для этих целей не может превышать линейный аналог более чем в 2 раза.

Кредитование и страхование МП осуществляется на льготных условиях с полной или частичной компенсацией возникающей у кредитных и страховых организаций разницы за счет средств фондов поддержки МП.

Финансовое обеспечение федеральной политики в области государственной поддержки МП осуществляет Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, создаваемый Правительством РФ. Фонд в числе прочего выступает гарантом по целевым кредитам, предоставляемым Российской Федерации на поддержку МП и самим МП со стороны отечественных кредитных организаций.

Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; Нарушение авторского права страницы

Государственное унитарное предприятие (ГУП)

Государственное унитарное предприятие (ГУП) – это коммерческая организация, у которой нет прав на какое-либо имущество, закрепляемое за ней собственником данного имущества. Имущество таких организаций является неделимым и не предусматривает возможность распределения по вкладам, в том числе и между работниками данного предприятия.

Государственное унитарное предприятие и нормативная база

В Российской Федерации основными федеральными законами, регламентирующими деятельность государственных унитарных предприятий, являются Гражданский кодекс и федеральный закон от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Проведение закупок государственными унитарными предприятиями на собственные средства регулируется федеральным законом Российской Федерации от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В части расходования предоставленных бюджетных средств, начиная с 01.01.2017, проведение закупок регулируется федеральным законом от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (вступил в силу с 01.01.2014 г.).

Цель создания государственного унитарного предприятия

Государственные унитарные предприятия являются коммерческими юридическими лицами. Их деятельность направлена на извлечение прибыли в пользу собственника имущества — государства, а также ведётся для покрытия собственных расходов.

Кроме этого, безусловно, целью деятельности государственного унитарного предприятия является не только извлечение прибыли, а и решение тех или иных задач государства, удовлетворение публичных интересов государства, обеспечение государственных нужд на коммерческой основе.

Причины создания государственного унитарного предприятия

Среди основных причин, почему создается именно государственное унитарное предприятие, следует выделить следующие причины:

Требуется осуществление деятельности по решению тех или иных социальных задач, включая также реализацию каких-либо услуг или же товаров по минимальной стоимости, а также организацию товарных и закупочных интервенций по товарам, относящихся к категории первой необходимости.

Нужно использовать определенное имущество, которое невозможно приватизировать.

Должны обеспечиваться отдельные дотируемые виды деятельности или же вестись какие-либо убыточные производства.

Способы закрепления имущества за государственным унитарным предприятием

В отношении имущества, закрепляемого за государственным унитарным предприятием, следует отметить, что:

Создается юридическое лицо посредством выделения собственником некоторой массы имущества, а не объединением собственности со стороны нескольких лиц.

Имущество закрепляется за определенным юридическим лицом на ограниченных правах.

Сохраняется полное право собственности на любое имущество за учредителем.

Имущество является абсолютно неделимым.

При этом в зависимости от способа закрепления имущества выделяется два вида унитарных предприятий (п. 2 ст. 113 ГК):

унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (ст. 114 ГК России);

унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления.

Государственные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения

Предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, формируется по решению уполномоченного на это действие государственного органа или же определенного органа местного самоуправления.

В данном случае в качестве учредительного документа используется устав компании, который в любом случае должен утверждаться министерством, ведомством или же каким-либо иным федеральным органом, который действующим законодательством наделен функциями координирования и регулирования деятельности компаний в данной отрасли.

Государственные унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления

Предприятия, основанные на праве оперативного управления основываются на базе того имущества, которое на данный момент находится в федеральной собственности, муниципальной собственности или же собственности различных субъектов РФ.

Такое государственное унитарное предприятие в качестве учредительного документа использует устав, который утверждается правительством, субъектом страны или же органом местного самоуправления, у которого имеются соответствующие полномочия.

Источники формирования имущества государственного унитарного предприятия

Перечислим источники формирования имущества государственного унитарного предприятия:

Имущество, которое передается компании по личному решению собственника в качестве оплаты уставного фонда;

Другое имущество, которое по собственному желанию передается собственником в управление компании;

Различные заемные средства, включая также кредиты банков;

Прибыль, которая была получена вследствие хозяйственной деятельности;

Дотации из бюджета и различные капитальные вложения;

Пожертвования от предприятий, организаций, граждан или же учреждений;

Доходы, которые были получены от различных хозяйственных товариществ и обществ, в уставных капиталах которых принимает участие данное предприятие;

Другие источники, которые являются не противоречащими действующему законодательству РФ, включая также доходы тот сдачу в аренду определенного имущества.

Государственное унитарное предприятие имеет размер уставного фонда не менее 500 тыс. рублей.

Взаимоотношения между государственным унитарным предприятием и собственником его имущества

В частности, постановлениями утверждены Правила разработки и последующего утверждения программ деятельности унитарных предприятий, а также определения той части прибыли таких предприятий, которая должна быть перечислена в федеральный бюджет.

Особенности работы государственного унитарного предприятия

Перечислим особенности работы государственного унитарного предприятия:

В фирменном наименовании, которое имеют государственные унитарные предприятия, должно присутствовать имя собственника имущества, закрепленного за этой компанией.

Орган государственного унитарного предприятия — это ответственный руководитель, который назначается непосредственно самим собственником или же каким-либо уполномоченным собственником органом, который ему является подотчетным.

Имущество, которое выделяется данному предприятию в процессе его формирования, находится в государственной собственности, в то время как компания пользуется им на разных правах.

Устав предприятия должен включать в себя четкую информацию, кому конкретно принадлежит имущество данного предприятия, то есть о собственнике всего имущества.

Помимо
этого стоит отметить, что государственные унитарные предприятия всецело
отвечают по взятым на себя обязательствам всем имуществом, и при этом не несут
никакой ответственности по обязательствам со стороны собственника данного
имущества.

Читать еще:  Финансы муниципальных предприятий это

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Объект финансово-правового регулирования – финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий

Содержание:

Унитарные предприятия подразделяют на государственные и муниципальные (ГУП и МУП). Материальные средства различных этих учреждений регламентированы финансовым правом, являются объектом этого права и образуют финансовые правоотношения. Также материальные средства составляют финансовый оборот государственных и муниципальных учреждений, связанный с движением их денежного имущества.

Правовые отношения, регулирующие финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий, могут в себя включать:

  • правоотношения, связанные с организацией уставного фонда и направлением доходов учреждения;
  • правоотношения, связанные с выделением для организаций отчислений или предоставлением займов из средств государственного бюджета;
  • правоотношения, связанные с выплатой налоговых сборов в бюджетный фонд страны и государственные внебюджетные фонды (налоги на прибыль, налоги на имущество, акцизный налог, налог на добавленную стоимость и прочее);
  • правоотношения, связанные с поступлением иных взносов в государственный бюджет и государственные внебюджетные фонды (взнос за создание неблагоприятной экологической обстановки, доля дохода, свободный остаток прибыли и иное).

Замечание 1

По законодательству Российской Федерации выделяют унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (статья 2 Закона об унитарных предприятиях, статья 115 Гражданского кодекса РФ).

Унитарные предприятия и принадлежащее им имущество можно классифицировать на:

  • федеральные, имущество которых относится к имуществу РФ;
  • предприятия территориальных субъектов России, имущество которых относится к имуществу соответствующего субъекта РФ;
  • муниципальными, имущество которых относится к имуществу муниципальных органов.

Соответственно, управление материальными ресурсами унитарных предприятий осуществляется по-разному. Финансово-правовой институт регулирует порядок направления доходов унитарных предприятий и денежные правоотношения.

Унитарные предприятия на праве хозяйственного ведения

Унитарные предприятия на праве хозяйственного ведения сами устанавливают порядок распределения полученных ими доходов, основываясь на Уставе предприятия, который принят государством или муниципальным органом, а также на статье 17 Закона об унитарных предприятиях, пункте 2 статьи 295 Гражданского кодекса Российской Федерации. Свои доходы УП направляют в фонды, обозначенные Уставом организации.

Пункт 1 статьи 295 Гражданского кодекса РФ предписывает, что «собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия». Данное положение каждый год рассматривается федеральными органами исполнительной власти для ФГУП с правом хозяйственного ведения. Эти органы для федеральных государственных унитарных предприятий с правом хозяйственного ведения, относящимся к ним, каждый год утверждают схему действий, где указана доля доходов учреждения, отчисляемая в федеральный бюджет.

ГУП, относящиеся к территориальным единицам России, производят отчисления в бюджет соответствующего субъекта согласно разработанному субъектом законодательству, относящегося к данному вопросу.

Собственниками имущества ГУП И МУП с правом хозяйственного ведения являются:

  • Российская Федерация;
  • субъекты Российской Федерации;
  • муниципальные структуры.

Выше перечисленные собственники образуют уставной фонд предприятия (включая деньги), который выступает в качестве финансового фонда относительно его денежной составляющей, а взаимоотношения собственников, связанные с деятельностью МУП и ГУП, приобретают финансовый правовой характер.

К финансовым правоотношениям на МУП и ГУП с правом хозяйственного ведения относят:

  • взаимоотношения УП с иными учреждениями, которые не должны мешать УП осуществлять порядок распределения своих доходов согласно Уставу УП и законам РФ (абсолютное правоотношение);
  • правоотношения, связанные с отчислением доли доходов УП в бюджетный фонд;
  • взаимоотношения унитарных предприятий и собственников имущества и материальных ресурсов, связанные с образованием уставного фонда УП.

Унитарные предприятия на праве оперативного управления

Унитарные ГУП с правом оперативного управления (казенные предприятия) могут распоряжаться прибылью только с согласия имущественного собственника, что определено статьей 297 Гражданского кодекса Российской Федерации. Прибылью казенных предприятий различного уровня распоряжаются следующие структуры:

  • прибылью ГУП федерального значения управляет Правительство России;
  • прибылью ГУП территориальных субъектов РФ управляют уполномоченные органы субъектов РФ;
  • прибылью МУП управляют уполномоченные органы муниципальной власти.

По Правилам создания и регулирования деятельности федеральных казенных предприятий объем чистого дохода этих учреждений, отчисляемый в федеральный бюджет, не должен превышать двадцати пяти процентов доли чистого дохода учреждения. Данный объем контролируется уполномоченным органом исполнительной власти, которому подведомственны федеральные казенные предприятия.

Семьдесят пять процентов доходов предприятия направляется в различные фонды (согласно Уставу организации) и тратятся согласно распоряжению уполномоченных органов управления.

К финансовым правоотношениям казенных предприятий относят:

  • взаимоотношения казенного предприятия и уполномоченных органов государства, связанные с указанием доли чистых доходов учреждения, отчисляемой в бюджет государства;
  • взаимоотношения казенного предприятия и уполномоченных органов государства, связанные с определением размера трат дохода учреждения.

Взаимоотношения казенного предприятия и уполномоченных органов государства, связанные с указанием доли чистых доходов учреждения относятся к финансовым правоотношениям в связи с тем, что они формируются, когда государство привлекает материальные ресурсы децентрализованных денежных фондов в процессе ведения финансовой работы, а также финансовые правоотношения управляются методом властных предписаний, которые отдаются УП по распоряжению уполномоченного органа. По предписанию УП должно произвести отчисления в бюджет соответствующей доли доходов.

Финансовые правовые институты и нормы

Финансовые институты права включают в себя множество законодательных норм, регулирующих материальные правоотношения ГУП и МУП.

К примеру, сфера налогового права регулирует налогообложение ГУП и МУП, которые пополняют бюджет страны и внебюджетные фонды. Правовой институт прибыли, не облагаемой налогами, контролирует порядок поступления в госбюджет и внебюджетные фонды страны не связанных с налогообложением денежных вливаний, а также доли доходов казенных УП и доли доходов МУП и ГУП на праве хозяйственного ведения. Институт государственных и муниципальных расходов регулирует бюджетные отчисления и займы, предназначенные УП.

Материальные правоотношения МУП и ГУП, не входящие в состав сферы финансовых институтов права:

  • взаимоотношения казенного предприятия и уполномоченных органов государства, связанные с указанием объема чистых доходов учреждения, отчисляемого в бюджет государства;
  • взаимоотношения между ГУП и МУП с правом хозяйственного ведения и прочими учреждениями, которые не должны ограничивать право унитарных предприятий на определение порядка направления их доходов;
  • между владельцами имущества унитарных предприятий и МУП или ГУП с правом хозяйственного ведения по вопросам образования уставного фонда.

Со стороны юридического воззрения материальные ресурсы унитарных предприятий образуют совокупный институт финансового права УП, выступающий независимым институтом, но при этом пронизывающий рядом законодательных положений и другие финансовые институты права, а также занимающий статус вторичного института в правовой системе.

Законодательные положения, управляющие системой налоговых отношений, которые являются частью доходов, не облагаемых налогами, выделяются в отдельно изучаемую группу и представлены в соответствующих разделах данного издания. В этом разделе рассматриваются материальные ресурсы и правоотношения МУП и ГУП со стороны финансового права и законодательства. Эти финансовые правоотношения и законодательные положения не рассматриваются и не регулируются другими правовыми институтами, они составляют главное звено финансового института права унитарных предприятий, а также образуют уставной фонд и устанавливают потоки направления доходов МУП и ГУП.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector