Фз 115 лизинг
Что надо знать про 115-ФЗ, запросы банков и Росфинмониторинга
Многие предприниматели и физические лица могли наблюдать в интернете и средствах массовой информации бурное обсуждение вопроса блокировки счетов и приостановления банковских операций по счетам, даже если был осуществлен перевод денег на тысячу рублей.
У компаний и физических лиц возникает целый ряд вопросов.
Что такое легализация денежных средств, полученных преступным путем?
Под легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, в Российском законодательстве понимается совершение действий, направленных на придание правомерного вида владению, пользованию и распоряжению денежными средствам и иным имуществом, приобретенным заведомо незаконным путем и полученным от таких видов преступлений, как незаконная торговля наркотиками, создание фирм-однодневок, финансовые мошенничества и другие действия.
Основные цели легализации доходов, полученных преступным путем следующие:
- сокрытие следов происхождения доходов, полученных из нелегальных источников;
- создание видимости законности получения доходов;
- сокрытие лиц, извлекающих незаконные доходы и инициирующих сам процесс отмывания;
- уклонение от уплаты налогов;
- обеспечение удобного и оперативного доступа к денежным средствам, полученным из нелегальных источников. Создание условий для безопасного и комфортного потребления;
- создание условий для безопасного инвестирования в легальный бизнес.
Поэтому банки и запрашивают дополнительную информацию.
Какую информацию может запрашивать Росфинмониторинг?
Нужно сообщать в Росфинмониторинг о сделках с движимым имуществом на сумму 600 000 руб. и более – обычно такая информация сообщается банками. Например, если покупатель – физическое или юридическое лицо – приобретает в ювелирном магазине изделия на сумму 600 000 руб., то магазин обязан предоставить информацию об этом в Росфинмониторинг.
Кроме этого, если сумма по сделке купли-продажи недвижимости равна или превышает 3 млн руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 млн руб., или превышает ее, тогда об этом также нужно сообщить в Росфинмониторинг (п. 1.1 ст. 6 Закона № 115-ФЗ).
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ кредитные организации обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней со дня совершения операции сведения по операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю, совершаемым их клиентами.
Квалификация операции в качестве подлежащей обязательному контролю осуществляется на основании анализа всей имеющейся в кредитной организации информации, как предоставленной клиентом либо его представителем, так и полученной из иных источников информации, доступных кредитной организации на законных основаниях.
Как работает принцип «знай своего клиента»?
К обязательным процедурам идентификации относятся:
- у физических лиц – граждан РФ уточняют ФИО, гражданство, дату рождения, данные документа, удостоверяющего личность;
- у физлиц-иностранцев дополнительно запрашивают данные миграционной карты и подтверждения легального пребывания в РФ;
- у российских юрлиц требуют представить название, правовую форму, ИНН, ОГРН, юридический адрес;
- у иностранных юрлиц дополнительно запросят данные о регистрации в РФ (код и адрес), место и адрес регистрации в том иностранном государстве, к которому юрлицо относится;
- у иностранной структуры без образования юрлица (например, траста) потребуют указать наименование, сведения о стране инкорпорации, коды регистрации в качестве налогоплательщика, данные о месте ведения основной деятельности, а также об имуществе в управлении и об учредителях и управляющих (ФИО и постоянный адрес).
Существует и упрощенная идентификация в следующих случаях:
- выполняемая клиентом транзакция не подлежит особому контролю (по критериям, установленным законом № 115-ФЗ);
- клиент не вызывает подозрений у работников банка;
- транзакция не является необычной, с сомнительным экономическим смыслом, и не дает оснований предположить, что ее целью является избежание клиентом процедур полной проверки.
Также есть операции, которые вообще не подлежат идентификации:
- денежные переводы без открытия счета на суммы в пределах 15 000 руб. Перечень исключений – товаров и услуг, на операции с которыми не распространяется освобождение от идентификации, устанавливает Правительство РФ;
- покупка физлицом валюты на сумму (эквивалент) не более 40 000 руб.;
- покупка физлицом изделий из драгметаллов и драгкамней в розницу на сумму (эквивалент) не более 40 000 руб. То же самое, но с применением физлицом электронных средств расчетов на сумму (эквивалент) до 100 000 руб.
Какую информацию о бенефициарах нужно предоставлять
- основания для признания физлица бенефициарным владельцем;
- перечень мер (процедур), направленных на выявление и идентификацию организацией бенефициарных владельцев клиентов, включая перечень запрашиваемых у клиентов документов и другой информации;
- основания для признания в качестве бенефициарного владельца единоличного исполнительного органа клиентаюридического лица при невозможности выявления бенефициарного владельца;
- порядок принятия организацией решения о признании физического лица бенефициарным владельцем;
- порядок фиксирования сведений, полученных в результате идентификации бенефициарного владельца.
Каким образом конкретно банки устанавливают информацию о бенефициарах? Тут все просто, банки используют отлаженные механизмы:
- включение в договор с клиентами обязанности последних представлять сведения о бенефициарных владельцах;
- анкетирование клиентов, позволяющее идентифицировать бенефициарных владельцев;
- изучение учредительных документов клиентов-юридических лиц;
- устный опрос клиентов с занесением информации в их анкету.
А вот если клиент не предоставит информацию о бенефициаре, то банк может или не пропустить операцию, или же приостановить операции по счетам.
Какие операции попадают под больший контроль со стороны банков
- фонд зарплаты сотрудников клиента установлен из расчета ниже официального прожиточного минимума;
- по счету уплачивается НДФЛ, но не уплачиваются страховые взносы;
- остатки денег на счете отсутствуют либо незначительны по сравнению с объемами операций, обычно проводимыми клиентом по счету;
- основания платежей, производимых по счету клиента, не имеют отношения к затратам, присущим хозяйствующим субъектам, занимающимся заявленными клиентом при открытии/ведении счета видами деятельности;
- отсутствует связь между основаниями преобладающих объемов зачисления денег на счет клиента и основаниями последующего их списания;
- резко увеличиваются обороты по счету клиента, превышающие заявленные при открытии (ведении) счета;
- со счета не производятся платежи в рамках ведения хозяйственной деятельности клиента (например, арендные платежи, платежи в счет уплаты коммунальных услуг, закупки канцелярских товаров и другие);
- денежные средства зачисляются на счет клиента от контрагентов-покупателей по договорам за товары и услуги с выделением НДС и практически в полном объеме списываются клиентом в пользу контрагентов по объектам, не облагаемым НДС.
Также банк проверяет следующие признаки:
- отношение объема получаемых за неделю наличных денежных средств к оборотам по банковским счетам клиента за соответствующий период составляет 30 и более процентов;
- с даты создания юридического лица прошло менее двух лет;
- деятельность клиента, в рамках которой производятся операции по зачислению денег на банковский счет и их списанию со счета, не создает у его владельца обязательств по уплате налогов либо налоговая нагрузка минимальна;
- деньги поступают на банковский счет клиента от контрагентов, по счетам которых проводятся операции, имеющие признаки транзитных операций;
- поступление от контрагента денежных средств на банковский счет клиента происходит с одновременным поступлением денежных средств от того же контрагента на банковские счета других клиентов;
- денежные средства поступают на банковский счет клиента суммами, как правило, не превышающими 600 тыс. руб.
К рискам будут относиться также операции:
- регулярное снятие наличных денег, как правило, ежедневно или в срок, не превышающий трех-пяти дней со дня их поступления;
- снятие наличных денег осуществляется, как правило, в сумме, не превышающей 600 тыс. руб., либо в сумме, равной или незначительно меньшей размера максимального определенного кредитной организацией размера суммы наличных денежных средств, которая может выдаваться клиенту, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, в течение одного операционного дня;
- снятие наличных денежных средств осуществляется в конце операционного дня с последующим снятием наличных денежных средств в начале следующего операционного дня;
- у клиента имеется нескольких корпоративных карт и с их использованием преимущественно осуществляются операции по получению наличных денежных средств.
Таким образом, не следует бояться блокировки 200 руб., которые вы перевели другу или «скинулись» на подарок. Перечень рискованных операций четко определен и банки действуют в соответствии со строгими стандартами.
Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (с изменениями и дополнениями)
Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ
«О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»
С изменениями и дополнениями от:
25 июля, 30 октября 2002 г., 28 июля 2004 г., 16 ноября 2005 г., 27 июля 2006 г., 12 апреля, 19, 24 июля, 28 ноября 2007 г., 3 июня, 17 июля 2009 г., 5, 23, 27 июля 2010 г., 27 июня, 8 ноября 2011 г., 20 июля, 3 декабря 2012 г., 7 мая, 28 июня, 2 ноября, 28 декабря 2013 г., 5 мая, 4 июня, 21 июля, 29, 31 декабря 2014 г., 2 мая, 8, 29 июня, 29, 30 декабря 2015 г., 23 июня, 3, 6 июля, 28 декабря 2016 г., 29 июля, 29, 31 декабря 2017 г., 18, 23 апреля, 27 декабря 2018 г., 18 марта, 3, 26 июля, 2 августа, 2, 16, 27 декабря 2019 г., 1 марта 2020 г.
Принят Государственной Думой 13 июля 2001 года
Одобрен Советом Федерации 20 июля 2001 года
ГАРАНТ:
См. комментарии к настоящему Федеральному закону
См. Концепцию развития национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденную Президентом РФ 30 мая 2018 г.
О типовых вопросах применения отдельных норм настоящего Федерального закона см. информационные сообщения Росфинмониторинга:
Об обобщении практики применения настоящего Федерального закона см.:
информационные письма Банка России;
информационные письма Росфинмониторинга;
Президент Российской Федерации
Регулируются отношения физических лиц и организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль за этими операциями в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем.
Устанавливается перечень операций, подлежащих обязательному контролю, а также организаций, которые обязаны информировать уполномоченный орган об этих операциях. Определяется единый для физических и юридических лиц порог, свыше которого операции подлежат обязательному контролю — в размере 600000 руб.
На организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, возлагается обязанность проведения внутреннего контроля по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю. В частности, эти организации обязаны направлять в уполномоченный орган сведения об операциях, относительно которых у этих организаций возникли подозрения, что указанные операции осуществляются с целью легализации (отмывания) доходов.
Федеральный закон вступает в силу с 1 февраля 2002 г.
Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 февраля 2002 г.
Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 9 августа 2001 г. N 151, в «Парламентской газете» от 14 августа 2001 г. N 152-153, в Собрании законодательства Российской Федерации от 13 августа 2001 г. N 33 (Часть I) ст. 3418
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Федеральный закон от 1 марта 2020 г. N 46-ФЗ
Изменения вступают в силу с 12 марта 2020 г.
Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 480-ФЗ
Изменения вступают в силу с 29 декабря 2020 г.
См. будущую редакцию настоящего документа
Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ
Федеральный закон от 16 декабря 2019 г. N 438-ФЗ
Изменения вступают в силу с 27 декабря 2019 г.
Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 394-ФЗ
Изменения вступают в силу с 13 декабря 2019 г.
Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 271-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 октября 2019 г.
Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 259-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.
Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 250-ФЗ
Изменения вступают в силу с 6 августа 2019 г.
Федеральный закон от 3 июля 2019 г. N 173-ФЗ
Изменения вступают в силу с 3 июля 2019 г.
Федеральный закон от 3 июля 2019 г. N 169-ФЗ
Изменения вступают в силу с 14 июля 2019 г.
Федеральный закон от 18 марта 2019 г. N 33-ФЗ
Изменения вступают в силу с 18 марта 2019 г.
Федеральный закон от 18 марта 2019 г. N 32-ФЗ
Изменения вступают в силу с 18 марта 2019 г.
Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 565-ФЗ
Изменения вступают в силу с 27 июня 2019 г.
Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. N 112-ФЗ
Изменения вступают в силу с 4 мая 2018 г.
Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. N 106-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 июня 2018 г.
Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. N 90-ФЗ
Изменения вступают в силу с 23 июля 2018 г.
Федеральный закон от 18 апреля 2018 г. N 69-ФЗ
Изменения вступают в силу с 18 апреля 2018 г.
Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 482-ФЗ
Изменения вступают в силу с 30 июня 2018 г.
Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 470-ФЗ
Изменения вступают в силу с 30 марта 2018 г.
Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 281-ФЗ
Изменения вступают в силу с 28 января 2018 г.
Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 267-ФЗ
Изменения вступают в силу с 30 июля 2017 г.
Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 505-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 471-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 6 июля 2016 г. N 374-ФЗ
Изменения вступают в силу с 20 июля 2016 г.
Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 288-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 263-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 215-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 191-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 сентября 2016 г.
Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 424-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 423-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 407-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 403-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 391-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 июля 2016 г.
Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 210-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 159-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 июля 2015 г.
Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 154-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 октября 2015 г.
Федеральный закон от 8 июня 2015 г. N 140-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 2 мая 2015 г. N 111-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 505-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 484-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 461-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 марта 2015 г.
Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 218-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 213-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 149-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 130-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 110-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 106-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.
Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 403-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 2 ноября 2013 г. N 302-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений в статью 5, вступающих в силу по истечении 30 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 102-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 231-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.
Федеральный закон от 20 июля 2012 г. N 121-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении ста двадцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 8 ноября 2011 г. N 308-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 27 июня 2011 г. N 162-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 197-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 23 июля 2010 г. N 176-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 5 июля 2010 г. N 153-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 163-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 3 июня 2009 г. N 121-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 28 ноября 2007 г. N 275-ФЗ
Изменения вступают в силу с 15 января 2008 г.
Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 214-ФЗ
Изменения вступают в силу с 7 сентября 2007 г.
Федеральный закон от 19 июля 2007 г. N 197-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2008 г.
Федеральный закон от 12 апреля 2007 г. N 51-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 153-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 147-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 16 ноября 2005 г. N 145-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 28 июля 2004 г. N 88-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 30 дней со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 30 октября 2002 г. N 131-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении двух месяцев со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 112-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
О лизинговых операциях подлежащих обязательному контролю
В этой статье попробуем разобраться о каких сделках лизинговая компания должна сообщать в Федеральную службу по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг). Итак, в соответствии со статьей 6 Федерального закона №115-ФЗ к операции подлежащей обязательному контролю относится сделка по получению или предоставлению имущества по договору финансовой аренды (лизинга), если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей (далее – пороговое значение).
Согласно ст. 665 Гражданского кодекса РФ по договору финансовой аренды (договору лизинга) арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование. Таким образом, в рамках договора лизинга лизингодатель предоставляет лизингополучателю имущество в лизинг. И, соответственно, если в этом случае стоимость имущества будет равна или превысит сумму 600 000 рублей лизинговая компания обязана будет сообщить в Росфинмониторинг о данной сделке, как об операции подлежащей обязательному контролю.
Урок об операциях подлежащих обязательному контролю
Далее лизингополучатель уплачивает лизинговые платежи* согласно графику, согласованному сторонами договора лизинга. При этом, как правило, каждый лизинговый платеж меньше порогового значения. Нужно ли представлять сведения в Росфинмониторинг, когда сумма лизинговых платежей достигнет порогового значения в размере 600 000 рублей в пункте 1 статьи 6 Федерального закона №115-ФЗ ответа на этот вопрос нет. Также нет ответа на вопрос нужно ли предоставлять сведения при получении лизинговой компанией выкупной цены предмета лизинга превышающую пороговое значение. В связи с этим, возникает вопрос на каких «этапах» договора лизинга лизингодатель обязан предоставлять сведения в Росфинмониторинг если сумма операции будет превышать пороговое значение:
- при предоставлении имущества в лизинг, если стоимость имущества превышает пороговое значение (на этапе заключения договора лизинга);
- каждый раз, когда сумма лизинговых платежей достигнет порогового значения (на этапе реализации договора лизинга);
- при получении выкупной цены предмета лизинга превышающей пороговое значение (если договором лизинга предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю).
Чтобы получить ответы на эти вопросы мы направили запрос в Федеральную службу по финансовому мониторингу. С официальным ответом будут ознакомлены все наши абоненты.
* Под лизинговыми платежами понимается общая сумма платежей по договору лизинга за весь срок действия договора лизинга, в которую входит возмещение затрат лизингодателя, связанных с приобретением и передачей предмета лизинга лизингополучателю, возмещение затрат, связанных с оказанием других предусмотренных договором лизинга услуг, а также доход лизингодателя. В общую сумму договора лизинга может включаться выкупная цена предмета лизинга, если договором лизинга предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю (п. 1 ст. 28 Федерального закона от 29 октября 1998 г. №164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)»).
Вам также может быть интересно:
Автор: Харисов Игорь Фанзилович, руководитель компании Ю-ПИТЕР КОНСАЛТИНГ, e-mail: info@law115.ru
Какие финансовые операции подлежат обязательному контролю по 115‑ФЗ
Определение обязательного контроля приведено в ст. 3 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем»:
«Обязательный контроль — совокупность принимаемых уполномоченным органом мер по контролю за операциями с денежными средствами или иным имуществом на основании информации, представляемой ему организациями, осуществляющими такие операции, а также по проверке этой информации в соответствии с законодательством РФ».
В законе есть перечень операций, которые необходимо в обязательном порядке проверять, даже если они не вызывают подозрений. Выполнять контроль должны субъекты 115-ФЗ — банки, страховые, микрокредитные организации, ломбарды и другие финансовые организации. Они обязаны передавать информацию о таких операциях регулятору — в Росфинмониторинг.
1.Операции с деньгами и другим имуществом
Обязательному контролю подлежат операции с деньгами и другим имуществом, если сумма, на которую они совершаются, равна или превышает 600 тыс. рублей и по своему характеру операции относятся к одному из перечисленных ниже видов.
Операции с наличными
- Снятие со счета юрлица и зачисление на него наличных, если это не обусловлено характером хозяйственной деятельности
- Покупка или продажа валюты физлицом
- Обмен банкнот
- Покупка ценных бумаг
- Вложение в уставный капитал организации
Операции с участием компании, зарегистрированной в государстве, не являющемся членом ФАТФ
Зачисление, перевод средств на счет, предоставление или получение кредита, операции с ценными бумагами в случае, если хотя бы одной из сторон является компания или физлицо, имеющее регистрацию в государстве, которое не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).
Также контроль обязателен для операций, которые проводятся по счету в банке, зарегистрированном в государстве, не являющемся членом ФАТФ.
Операции по банковским счетам и вкладам
- Открытие вклада в пользу третьих лиц
- Поступления денежных средств из-за границы и переводы за рубеж, если на той стороне аноним
- Деньги пришли или ушли со счета юридического лица, которое работает меньше трех месяцев или для которого это первая операция
Иные сделки с движимым имуществом
- Помещение ювелирных изделий, камней и монет из драгоценных металлов в ломбард
- Физлицо платит или получает деньги при страховании жизни или другом виде накопительного страхования
- Получение или предоставление имущества по договору лизинга
- Переводы денег через некредитные организации
- Купля-продажа ювелирных изделий, камней и монет из драгоценных металлов
- Плата за участие и выигрыш в лотерее, тотализаторе и других азартных играх
- Предоставление и получение некредитными организациями беспроцентных займов
2.Сделки с недвижимым имуществом
Под контроль подпадает переход права собственности, если сумма сделки равна или превышает 3 млн рублей.
3.Операции с поступлениями от иностранных государств
Получение некоммерческой организацией денег и другого имущества от иностранных государств, организаций, граждан и лиц без гражданства, а также расход этих средств подлежат обязательному контролю, если сумма операции равна или превышает 100 тыс. рублей.
4.Операции по счетам организаций, имеющих стратегическое значение для ОПК
Переводы и поступления со счета хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности РФ, если сумма операции равна или превышает 10 млн рублей.
5.Операции по счетам, открытым исполнителю оборонного заказа
Зачисление средств на счета, открытые исполнителю поставок продукции по государственному оборонному заказу, и списание средств с этих счетов, если сумма, на которую совершается операция, равна или превышает 600 тыс. рублей.
6.Операции с эмитированных карт
Получение физлицом наличных с платежной карты, если указанная карта эмитирована иностранным банком.
В дополнение к перечню из ст. 6 Закона № 115-ФЗ обязательному контролю подлежат любые операции с денежными средствами или другим имуществом, которые совершает организация или физлицо, в отношении которых есть сведения о причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо аффилированное лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организаций.
В случае если операция осуществляется в иностранной валюте, ее размер в российских рублях определяется по официальному курсу Центробанка РФ, действующему на дату совершения такой операции.