Организация кредитного дела - Как обезопасить себя в кризис?
Invest-currency.ru

Как обезопасить себя в кризис?
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Организация кредитного дела

Организация кредитного дела

Банки – кредитные учреждения, имеющие исключительное право осуществлять привлечение вкладов, открытие счетов физи­ческих и юридических лиц, размещение этих средств в различных сферах жизни. Образуются они на основе любой формы собствен­ности (в том числе и с привлечением иностранного капитала) и осуществляют свою деятельность на коммерческой основе.

Организация и деятельность кредитных учреждений регламен­тируются Федеральным законом «О банках и банковской деятель­ности» от 3 февраля 1996 г. с изменениями и дополнениями, вне­сенными Федеральным законом от 31 июля 1998 г. («Российская газета». 1998. 7 авг.).

Банковскую систему страны представляют Центральный банк РФ (Банк России), Сберегательный банк, а также коммерческие банки различных видов и другие кредитные учреждения, имею­щие лицензии на осуществление отдельных банковских операций.

Банк России – главное кредитное учреждение страны, находя­щееся в федеральной собственности. Действует он на базе Феде­рального закона о нем от 26 апреля 1995 г. и осуществляет государственное денежно-кредитное и валютное регулирование. Экономи­чески он самостоятелен и свои расходы осуществляет за счет соб­ственных доходов.

Его основные функции: регулирование денежного обращения; обеспечение устойчивости рубля; выпуск в обращение и изъятие из обращения денежных знаков (эмиссия); организация изготов­ления денежных знаков; покупка, продажа и хранение государст­венных ценных бумаг; покупка продажа иностранной валюты; установление курса рубля и т.п.

Банк России выдает и отзывает лицензии на совершение бан­ковских операций, регистрирует уставы и ведет Книгу регистра­ции банков, устанавливает минимальный размер уставного капи­тала банков, осуществляет надзор за деятельностью кредитных учреждений.

Формально Банк России не зависит от исполнительной власти. Однако многие свои действия он осуществляет по поручению Пра­вительства РФ. Кроме того, Банк России наделен многими полно­мочиями, носящими административный характер. По Указу Пре­зидента РФ «О мерах по обеспечению государственного финансо­вого контроля в Российской Федерации» от 25 июля 1996 г. Банк России является одним из центральных звеньев системы такого контроля. Соответственно он назначает и осуществляет проверку банковских операций, вправе давать банкам обязательные для ис­полнения предписания об устранении нарушений законодательст­ва и установленных экономических нормативов. При неисполне­нии его предписаний Банк России предъявляет учредителям кре­дитных учреждений (коммерческим банкам) требования о прове­дении мер по финансовому оздоровлению банков, о их реорганиза­ции, о замене руководителей банков, о ликвидации банков. При этом возможно назначение временной администрации по управле­нию банком, взыскание денежных штрафов и отзыв лицензии.

Банк России возглавляется Председателем, назначаемым по представлению Президента РФ Государственной Думой. Он руко­водит коллегиальным Советом директоров банка.

Государственное управление в области кредитного дела

Кредитное дело представляет собой особую сферу предпринимательской деятельности, направленной на привлечение и аккумуляцию временно свободных денежных средств и их распределение между отдельными хозяйственными звеньями на условиях срочности, платности и возвратности.

Кредитная система характеризуется совокупностью банковских и иных кредитных учреждений, правовыми формами и подходами к осуществлению кредитных операций.

Кредитная система РФ имеет 2 уровня:

1) Центральный банк. ЦБ выполняет функции управления процессами организации кредитно-расчетного и финансового обслуживания хозяйства

2) банки и другие кредитно-финансовые институты.

Конституционные основы банковской деятельности закреплены в Конституции РФ, в соответствии с п. «ж» ст. 71 которой финансовое, кредитное регулирование и федеральные банки находятся в ведении Российской Федерации. Правовое регулирование банковской деятельности, в том числе и кредитования, осуществляется Федеральным законом Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», федеральным законом 02.12.1990 «О банках и банковской деятельности», другими федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами Банка России (инструкции, приказы, письма).

В соответствии с ФЗ «О банках и банковской деятельности» банковская система России включает в себя: Банк России, кредитные организации, а также представительства иностранных банков.

Первый уровень представляет Банк России – главный банк РФ.

Второй уровень банковской системы России образуют российские кредитные организации, представительства иностранных банков.

Кредитная организация представляет собой юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Банка России имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные федеральным законодательством. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество. Кредитная организация имеет право осуществлять профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг в соответствии с федеральным законодательством. Кредитной организации запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью. Кредитные организации подразделяются на банки и небанковские кредитные организации.

Банки – кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Небанковские кредитные организации – это такие кредитные организации, которые имеют право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные в законодательстве. Сочетание указанных операций устанавливает Банк России.

В настоящее время нормативными правовыми актами Банка России предусмотрено три вида небанковских кредитных организаций:

1) расчетные небанковские кредитные организации (осуществляют: открытие и ведение банковских счетов юридических лиц; расчеты по поручению юридических лиц по их банковским счетам);

2) организации инкассации (осуществляют инкассацию денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов);

3) небанковские кредитные организации, осуществляющие депозитно-кредитные операции (осуществляют: привлечение денежных средств юридических лиц во вклады (на определенный срок); размещение привлеченных во вклады денежных средств юридических лиц от своего имени и за свой счет; купля-продажа иностранной валюты в безналичной форме исключительно от своего имени и за свой счет; выдача банковских гарантий).

Представительства иностранных банков – представительства банков, признанных таковыми по законодательству иностранного государства, на территории которого зарегистрирован банк. Банковское законодательство РФ в целях защиты отечественных банков устанавливает лимит на участие иностранных банков в банковской системе РФ.

Банк России – центральный банк страны, является юридическим лицом, имеет свой устав и осуществляет свои расходы за счет собственных средств.

Целями деятельности Банка России являются:

защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы; развитие финансового рынка Российской Федерации; обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации.

Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.

В соответствии с целями, поставленными законодателем перед Банком России, он выполняет следующие основные функции:

1) во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля; 2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение; 3) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования; 4) устанавливает правила осуществления расчетов в РФ, правила проведения банковских операций; 5) осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ; 6) осуществляет управление золотовалютными резервами ЦБ РФ; 7) выдает лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их; 8) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп.

Банк России возложенные на него функции и полномочия осуществляет как монопольно, так и совместно с иными органами государства. Финансово-хозяйственная деятельность Банка России подлежит ежегодной аудиторской проверке, решение о проведении которой принимает Национальный банковский совет до завершения отчетного года.

Кредитные организации подлежат обязательной государственной регистрации, которая проводится по правилам, предусмотренным Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» (СЗ РФ. 2001. № 33), но с учетом особенностей, предусмотренных банковским законодательством.

Государственная регистрация кредитной организации служит юридическим фактом для получения лицензии на осуществление банковских операций. Банковские операции могут осуществляться только на основании лицензии, выдаваемой Банком России. Срок действия лицензии на осуществление банковских операций законодательством не ограничен, однако при наличии определенных обстоятельств действие лицензии может быть приостановлено либо лицензия может быть отозвана.

Читать еще:  Сальдо по кредиту 71 счета показывает

Осуществление Банком России функций банковского надзора предполагает наличие в его компетенции права осуществлять проверки соблюдения банковского законодательства кредитными организациями. Порядок проведения проверок регулируется инструкцией Банка России от 19 февраля 1996 года № 34 «О порядке проведения проверок кредитных организаций и их филиалов уполномоченными представителями ЦБ РФ».

Регулирующие и надзорные функции Банка России осуществляются через действующий на постоянной основе орган — Комитет банковского надзора, объединяющий структурные подразделения Банка России, обеспечивающие выполнение его надзорных функций.

В случаях нарушения кредитной организацией федерального законодательства или нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации или представления неполной, недостоверной информации Банк России вправе требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений.

Организация кредитного дела

  • Административно-правовая организация управления экономикой, социально-культурной и административно-политической сферами
  • Основы административной организации управления в современных условиях
    • Необходимость и характер государственного управления
    • Понятие и цели организации управления
      • Понятие и цели организации управления — страница 2
      • Понятие и цели организации управления — страница 3
    • Правовые основы организации управления
  • Территориальные, отраслевые, межотраслевые начала в управлении
    • Основы разграничения компетенции в области управления между органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов
      • Основы разграничения компетенции в области управления между органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов — страница 2
      • Основы разграничения компетенции в области управления между органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов — страница 3
    • Региональные начала
      • Региональные начала — страница 2
      • Региональные начала — страница 3
    • Межотраслевые начала в управлении
      • Межотраслевые начала в управлении — страница 2
      • Межотраслевые начала в управлении — страница 3
      • Межотраслевые начала в управлении — страница 4
      • Межотраслевые начала в управлении — страница 5
    • Отраслевые начала в управлении
  • Развитие системы функций, методов и форм управления в современных условиях
    • Функции
    • Государственное регулирование как функция управления
    • Государственный контроль
    • Методы
    • Формы
      • Формы — страница 2
      • Формы — страница 3
    • Организация управления в особых условиях
  • Административное право и управление экономикой
  • Управление промышленностью
    • Организационно-правовая система управления промышленностью
    • Органы государственного управления отраслями промышленности
    • Государственный контроль (надзор) в управлении промышленностью
    • Предприятия и объединения в промышленности
    • Местное самоуправление и промышленность
  • Управление сельским хозяйством
    • Управление сельским хозяйством
    • Органы государственного управления сельским хозяйством
    • Предприятия и организации в сельском хозяйстве
    • Государственный контроль в сельском хозяйстве
  • Управление строительством и жилищно-коммунальньным хозяйством
    • Организационно-правовая система государственного управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
    • Органы государственного управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
    • Государственный контроль в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве
    • Местное самоуправление, строительство и жилищно-коммунальное хозяйство
  • Управление коммуникациями
    • Организационно-правовая система государственного управления коммуникациями
    • Органы государственного управления транспортно-дорожным комплексом
    • Органы государственного управления связью
    • Государственный контроль на транспорте и связи
  • Управление использованием и охраной природных ресурсов
    • Организационно-правовая система государственного управления природопользованием и охраной природных ресурсов
    • Органы государственного управления природопользованием и охраной природных ресурсов
      • Органы государственного управления природопользованием и охраной природных ресурсов — страница 2
    • Государственный контроль (надзор) в области природопользования и охраны природных ресурсов
  • Управление финансами и кредитом
    • Организационно-правовая система государственного управления финансами и кредитом
    • Органы государственного управления финансами
    • Организация кредитного дела
    • Организация налогового дела
    • Финансовый контроль
  • Управление внешнеэкономической деятельностью и торговлей
    • Организационно-правовые основы государственного управления внешнеэкономической деятельностью
    • Органы государственного управления внешнеэкономической деятельностью и торговлей
    • Организация таможенного дела
    • Государственный контроль в сфере внешнеэкономической деятельности и торговли
    • Местное самоуправление и внешнеэкономическая деятельность, торговля
  • Административное право и управление социально-культурной сферой
  • Управление образованием
    • Понятие и основы организации системы образования
      • Понятие и основы организации системы образования — страница 2
    • Организационные формы управления образованием
    • Компетенция органов местного самоуправления в области образования
    • Управление образовательным учреждением
    • Государственный контроль деятельности образовательных учреждений
  • Организационные формы управления здравоохранением
    • Понятие и основы организации управления здравоохранением
    • Система государственного управления здравоохранением
    • Роль органов местного самоуправления в области здравоохранения
    • Основы правового положения учреждений здравоохранения
    • Санитарно-эпидемиологический надзор
  • Управление наукой
    • Организационно-правовая система государственного управления наукой
    • Органы государственного управления наукой
    • Организация науки. Научные учреждения и сообщества
  • Управление культурой
    • Организационно-правовая система государственного управления культурой
    • Органы государственного управления культурой
      • Органы государственного управления культурой — страница 2
  • Управление в области социальной защиты граждан
    • Организационно-правовые формы управления социальной защитой граждан
    • Полномочия органов местного самоуправления по управлению социальной защитой граждан
  • Административное право и управление административно-политической сферой
  • Управление обороной
    • Организационно-правовые формы управления обороной
    • Полномочия органов местного самоуправления по управлению обороной
    • Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации
    • Военная служба
  • Управление безопасностью
    • Организационно-правовые формы управления безопасностью
      • Организационно-правовые формы управления безопасностью — страница 2
    • Государственная граница и ее охрана
      • Государственная граница и ее охрана — страница 2
  • Управление внутренними делами
    • Организационно-правовые формы управления внутренними делами
      • Организационно-правовые формы управления внутренними делами — страница 2
    • Полномочия органов местного самоуправления в области внутренних дел
    • Служба в органах внутренних дел
    • Милиция
    • Государственный надзор за безопасностью движения
    • Государственный пожарный надзор
    • Паспортная система
    • Внутренние войска
  • Управление иностранными делами
    • Организационно-правовые формы управления иностранными делами
    • Органы Министерства иностранных дел Российской Федерации за рубежом
    • Административно-правовое регулирование въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации
  • Управление юстицией
    • Организационно-правовые формы управления юстицией
    • Регистрация актов гражданского состояния
    • Организация нотариальной службы
    • Адвокатура

Организация кредитного дела

Организация и деятельность кредитных учреждений регламентированы Законами Российской Федерации от 2 декабря 1990 года «О банках и банковской деятельности в Российской Федерации» и «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Банки — это кредитные организации, которые имеют исключительное право осуществлять банковские операции (привлечение вкладов, открытие счетов и т.д.). Образуются они на основе любой формы собственности (в том числе и с привлечением иностранного капитала) и осуществляют свою деятельность на коммерческой основе.

Банковскую систему Российской Федерации составляют Центральный банк России, Банк внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк), Сберегательный банк, коммерческие банки различных видов, а также другие кредитные организации, имеющие лицензию на осуществление отдельных банковских операций.

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) является главным банком Российской Федерации и находится в ее собственности.

Он независим от органов исполнительной власти, экономически самостоятелен и осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Банк России возглавляется Председателем Банка и управляется на коллегиальной основе Советом директоров Банка. Его основные задачи: регулирование денежного обращения: обеспечение устойчивости рубля, единой федеральной денежно-кредитной политики; надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных организаций; выпуск в обращение и изъятие из обращения денежных знаков (эмиссия); организация изготовления денежных знаков.

Банк России: предоставляет кредиты; покупает, продает и хранит государственные ценные бумаги; покупает и продает иностранную валюту.

Банк России выдает и отзывает лицензии на совершение банковских операций, регистрирует уставы и ведет Книгу регистрации банков, устанавливает экономические нормативы для банков (например, минимальный размер уставного капитала). В его полномочиях осуществление надзора за соблюдением банками экономических нормативов, а также за применением законодательства о банках.

Банк России может назначать и осуществлять проверку операций банков, устанавливает единые правила бухгалтерского учета, статистической отчетности и совершения банковских операций, вправе давать банкам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства и установленных экономических нормативов.

В случае неисполнения его предписаний Банк России предъявляет учредителям банков требования о проведении мер по финансовому оздоровлению банка, о его реорганизации, о замене руководителей банка, о ликвидации банка. Он также вправе взыскивать денежные штрафы, назначать временную администрацию по управлению банком, отзывать лицензии на совершение банковских операций. Эти полномочия носят административный характер.

Председатель Банка России руководит деятельностью совета директоров. Он назначается и освобождается от должности Государственной Думой по представлению Президента Российской Федерации.

Банк России владеет контрольным пакетом акций Сберегательного банка Российской Федерации, создаваемого на акционерной основе.

Читать еще:  Расчеты с кредиторами счет

Организация кредитного дела;

Одним из основных сегментов экономики является банковская система (банки обеспечивают финансирование коммерческих предприятий, оказывают базовые финансовые услуги населению, осуществляют доступ к платежным системам; некоторые банки создаются в целях предоставления кредитов и поддержания ликвидности компаний в сложных рыночных условиях).

Кредитование – вид банковских операций, сущность которых заключается в выдаче на определенный срок возвратных денежных средств под определенные проценты (банковская система включает ЦБ РФ, кредитные организации).

Сохранность вкладов населения (ФЗ «О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках РФ»; цели закона – установление правовых, финансовых и организационных основ для осуществления указанных выплат и укрепления доверия к банковской системе).

Порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, а также особенности оснований и процедур признания их банкротами установлены ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

Отношения между кредитной организацией и государством (кредитная организация не отвечает по обязательствам государства и наоборот; органы законодательной и исполнительной власти и органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных ФЗ).

Основные направления государственной денежно-кредитной политики – укрепления рубля, финансовая стабилизация, низкая инфляция, адаптация субъектов экономики (особенно банков) к новой ситуации и поиск ими неинфляционных факторов роста экономики.

Министерство финансов РФ – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы, противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Минфин осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, Федеральной службы по финансовому мониторингу, Федерального казначейства, а также контроль за исполнением Федеральной таможенной службой НПА по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств.

Минфин самостоятельно принимает НПА, касающиеся исполнения бюджета, уплаты таможенных платежей, налогов, информации и ценных бумагах, ведения учета налогоплательщиков, информации о государственных долговых обязательствах, ведения лицевых счетов, сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, учета и расходования средств обязательного социального страхования.

На Минфин возложена ответственность за правильное использование средств Стабилизационного фонда РФ (в настоящее время его можно тратить на выплату внешнего долга или на покрытие дефицита Пенсионного фонда РФ).

Центральный банк РФ (Банк России) – орган государственного денежно-кредитного и валютного регулирования и банковского надзора (единая централизованная система с вертикальной структурой управления) (свои функции и полномочия он осуществляет независимо от других органов государственной власти и местного самоуправления).

Цели деятельности Банка России – защита и обеспечение устойчивости рубля; денежная эмиссия; развитие и укрепление банковской системы РФ; обеспечение эффективности и бесперебойного функционирования платежной системы.

Банк России и Правительство информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят взаимные консультации.

Банк России консультирует Минфин по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг и погашения государственного долга страны с учетом их воздействий на состояние банковской системы РФ и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики.

Банк России издает нормативные акты (в форме указаний, положений и инструкций), обязательные для органов государственной власти и местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.

12.1. Административное правонарушение: юридический состав

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ст.2.1 КоАП РФ).

Признаки административного правонарушения, закрепленные в праве, в совокупности образуют юридический состав (является единственным основанием административной ответственности правонарушителя).

Признаки административного правонарушения дают общую социально-психологическую и юридическую характеристику деяния. Установление признаков административного правонарушения ведет к наличию юридического состава.

Юридический состав решает задачу правовой квалификации деяния и привлечения правонарушителя к ответственности (является основанием ответственности).

Состав административного правонарушения – единство установленных КоАП РФ объективных и субъективных признаков, характеризующих конкретное общественно опасное деяние как административное правонарушение (4 элемента: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона).

Объективные элементы состава:

1) Объект посягательства (регулируемые и охраняемые АдП общественные отношения):

а) Общий объект – общественные отношения, возникающие в области исполнительно-распорядительной деятельности и регулируемые нормами АдП (в ряде случаев нормами других отраслей права).

б) Родовой объект административного правонарушения – (личность, права и свободы граждан, общественная безопасность, собственность, государственный и общественный порядок, отношения в сфере экономики, установленный порядок управления).

в) Видовой (непосредственный) объект посягательства имеет каждый конкретный проступок (важно выявить конкретную норму права, которая была нарушена и содержит описание непосредственного объекта посягательства).

2) Объективная сторона административного проступка (внешние признаки, характеризующие противоправное действие (бездействие), результат посягательства, причинную связь между деянием и наступившими последствиями, место, время, обстановку, способ, орудия и средства совершенного административного правонарушения).

Характеризует правонарушение как антиобщественный акт внешнего поведения нарушителя норм права, влекущий административную ответственность и выражающийся в действии (бездействии) и наступившем результате.

Квалифицирующие признаки объективной стороны:

а) повторность (совершение одним лицом в течение года однородного правонарушения, за которое оно уже подвергалось административному наказанию) (отягчает ответственность);

б) неоднократность (совершение более двух однородных правонарушений, предусмотренных конкретной статьей КоАП РФ);

в) злостность (упорство, нежелание правонарушителя подчиниться неоднократным законным требованиям, предупреждениям представителя власти);

г) систематичность противоправного посягательства (правонарушение, совершаемое одним субъектом в одной сфере в течение года более 3 раз);

д) продолжаемое правонарушение (совершение одним лицом тождественных правонарушений, за каждое из которых он должен привлекаться к административной ответственности);

е) длящийся административный проступок (длительное невыполнение требований правовой нормы в виде действия (бездействия).

Злостное, систематическое, продолжающееся административное правонарушение – совершения ряда тождественных действий (бездействия), составляющих в совокупности единое правонарушение.

Физические лица отвечают только за нарушение установленных правил своими действиями. Должностные лица подлежат ответственности также за административные правонарушения, связанные с несоблюдением другими людьми установленных правил (если обеспечение их выполнения входит в служебные обязанности этих должностных лиц).

Объективная сторона правонарушений, влекущих административную ответственность юридических лиц, выражается в действии (бездействии) их руководителей, представителей, нарушивших установленные для юридических лиц правила.

Анализ объективной стороны предполагает выявление причинной связи между деянием и последствиями (установление свойств результата, выявление всех обстоятельств дела, условий, повлекших наступление результата, оценка роли обстоятельств, приведших к результату).

Субъективные элементы состава:

1) Субъект административного правонарушения (физические и юридические лица) (возраст, вменяемость, особенности административно-правового статуса):

а) Общий субъект (вменяемые граждане РФ, достигшие 16 лет).

б) Специальный субъект (должностные лица, родители несовершеннолетних детей, иностранные граждане, не пользующиеся дипломатическим иммунитетом, лица без гражданства).

в) Особый субъект (военнослужащие, находящиеся на военных сборах граждане, сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов) (за административные проступки несут ответственность по дисциплинарным уставам и другим нормативным актам). За нарушение режима Государственной границы, ПДД, требований пожарной безопасности вне места службы, экологических, таможенных, налоговых, финансовых норм они несут ответственность на общих основаниях. Исключение – к ним не может быть применен административный арест, к военнослужащим, проходящим службу по призыву не может быть применен штраф.

Должностные лица несут ответственность за свои действия, а также за действия подчиненных им работников, нарушающих соответствующие правила (к должностным лицам в этом плане приравнены руководители юридических лиц и индивидуальные предприниматели).

Читать еще:  Ндс со списанной кредиторской задолженности

Родители (лица, заменяющие их) несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию или воспитанию несовершеннолетних.

2) Субъективная сторона (вина в форме умысла или неосторожности, мотив и цель правонарушения).

Вина – психическое отношение правонарушителя к совершенному им общественно опасному, противоправному действию (бездействию) и наступившему результату.

а) в виде прямого умысла (правонарушитель сознает противоправный характер своего действия (бездействия), предвидит возможность или неизбежность наступления вредных последствий и желает их наступления);

б) в виде косвенного умысла (сознает, предвидит и сознательно допускает наступление вредных последствий или относится к ним безразлично).

Содержание умышленной вины определяется характером административного правонарушения:

формальный состав (не предусматривает наступления в результате его совершения общественно опасного вредного последствия – констатируется только факт нарушения) (отношение виновного к последствиям остается за рамками формального состава);

материальный состав (включает противоправное деяние и обязательное наступление последствий).

в) в виде легкомыслия (лицо предвидит возможность наступления противоправного результата, но самонадеянно рассчитывает его предотвратить);

г) в виде небрежности (не предвидит возможность последствий, хотя должно было и могло их предвидеть).

Административное правонарушение, совершенное по неосторожности, является мене опасным, чем умышленное.

Неосторожную вину необходимо отличать от невиновного причинения вреда, при котором административная ответственность не наступает (лицо не должно было и не могло предвидеть последствий своих действий).

Мотив и цель, характеризующие субъективную сторону, иногда включаются в конкретные статьи КоАП РФ и становятся признаками состава, обязательными для признания действия (бездействия) административным правонарушением.

Государственное управление в области кредитного дела

Кредитное дело представляет собой особую сферу предпринимательской деятельности, направленной на привлечение и аккумуляцию временно свободных денежных средств и их распределение между отдельными хозяйственными звеньями на условиях срочности, платности и возвратности.

Кредитная система характеризуется совокупностью банковских и иных кредитных учреждений, правовыми формами и подходами к осуществлению кредитных операций.

Кредитная система РФ имеет 2 уровня:

1) Центральный банк. ЦБ выполняет функции управления процессами организации кредитно-расчетного и финансового обслуживания хозяйства

2) банки и другие кредитно-финансовые институты.

Конституционные основы банковской деятельности закреплены в Конституции РФ, в соответствии с п. «ж» ст. 71 которой финансовое, кредитное регулирование и федеральные банки находятся в ведении Российской Федерации. Правовое регулирование банковской деятельности, в том числе и кредитования, осуществляется Федеральным законом Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», федеральным законом 02.12.1990 «О банках и банковской деятельности», другими федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами Банка России (инструкции, приказы, письма).

В соответствии с ФЗ «О банках и банковской деятельности» банковская система России включает в себя: Банк России, кредитные организации, а также представительства иностранных банков.

Первый уровень представляет Банк России – главный банк РФ.

Второй уровень банковской системы России образуют российские кредитные организации, представительства иностранных банков.

Кредитная организация представляет собой юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Банка России имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные федеральным законодательством. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество. Кредитная организация имеет право осуществлять профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг в соответствии с федеральным законодательством. Кредитной организации запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью. Кредитные организации подразделяются на банки и небанковские кредитные организации.

Банки – кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Небанковские кредитные организации – это такие кредитные организации, которые имеют право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные в законодательстве. Сочетание указанных операций устанавливает Банк России.

В настоящее время нормативными правовыми актами Банка России предусмотрено три вида небанковских кредитных организаций:

1) расчетные небанковские кредитные организации (осуществляют: открытие и ведение банковских счетов юридических лиц; расчеты по поручению юридических лиц по их банковским счетам);

2) организации инкассации (осуществляют инкассацию денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов);

3) небанковские кредитные организации, осуществляющие депозитно-кредитные операции (осуществляют: привлечение денежных средств юридических лиц во вклады (на определенный срок); размещение привлеченных во вклады денежных средств юридических лиц от своего имени и за свой счет; купля-продажа иностранной валюты в безналичной форме исключительно от своего имени и за свой счет; выдача банковских гарантий).

Представительства иностранных банков – представительства банков, признанных таковыми по законодательству иностранного государства, на территории которого зарегистрирован банк. Банковское законодательство РФ в целях защиты отечественных банков устанавливает лимит на участие иностранных банков в банковской системе РФ.

Банк России – центральный банк страны, является юридическим лицом, имеет свой устав и осуществляет свои расходы за счет собственных средств.

Целями деятельности Банка России являются:

защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы; развитие финансового рынка Российской Федерации; обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации.

Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.

В соответствии с целями, поставленными законодателем перед Банком России, он выполняет следующие основные функции:

1) во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля; 2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение; 3) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования; 4) устанавливает правила осуществления расчетов в РФ, правила проведения банковских операций; 5) осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ; 6) осуществляет управление золотовалютными резервами ЦБ РФ; 7) выдает лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их; 8) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп.

Банк России возложенные на него функции и полномочия осуществляет как монопольно, так и совместно с иными органами государства. Финансово-хозяйственная деятельность Банка России подлежит ежегодной аудиторской проверке, решение о проведении которой принимает Национальный банковский совет до завершения отчетного года.

Кредитные организации подлежат обязательной государственной регистрации, которая проводится по правилам, предусмотренным Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» (СЗ РФ. 2001. № 33), но с учетом особенностей, предусмотренных банковским законодательством.

Государственная регистрация кредитной организации служит юридическим фактом для получения лицензии на осуществление банковских операций. Банковские операции могут осуществляться только на основании лицензии, выдаваемой Банком России. Срок действия лицензии на осуществление банковских операций законодательством не ограничен, однако при наличии определенных обстоятельств действие лицензии может быть приостановлено либо лицензия может быть отозвана.

Осуществление Банком России функций банковского надзора предполагает наличие в его компетенции права осуществлять проверки соблюдения банковского законодательства кредитными организациями. Порядок проведения проверок регулируется инструкцией Банка России от 19 февраля 1996 года № 34 «О порядке проведения проверок кредитных организаций и их филиалов уполномоченными представителями ЦБ РФ».

Регулирующие и надзорные функции Банка России осуществляются через действующий на постоянной основе орган — Комитет банковского надзора, объединяющий структурные подразделения Банка России, обеспечивающие выполнение его надзорных функций.

В случаях нарушения кредитной организацией федерального законодательства или нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации или представления неполной, недостоверной информации Банк России вправе требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector