Invest-currency.ru

Как обезопасить себя в кризис?
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Методы кредитного регулирования экономики

Денежно-кредитное регулирование экономики

Денежно-кредитная политика представляет собой один из элементов общей экономической политики государства (наряду с промышленной, структурной, внешнеторговой, фискальной и другим видами политики) и прямо определяется приоритетами и целями правительства. Такими конечными целями обычно являются стабильность экономического роста, низкий уровень безработицы, низкая инфляция, стабильность цен, устойчивый платежный баланс. Т.к. общее состояние экономики в большей мере зависит от состояния денежно-кредитной сферы, то центральный банк – основной проводник денежно-кредитного регулирования экономики – стремится с помощью присущих ему методов воздействовать и влиять на успешное выполнение политики правительства.

Важнейшей задачей центрального банка является обеспечение в стране безынфляционного денежного обращения, что достигается регулированием темпа роста денежной массы в национальной эко­номике.

Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики России на предстоящий год включают следующие положения:

— концептуальные принципы, лежащие в основе денежно-кредитной политики, проводимой Банком России;

— краткую характеристику состояния экономики Российской Федерации;

— прогноз ожидаемого выполнения основных параметров денежно-кредитной политики в текущем году;

— количественный анализ причин отклонения от целей денежно-кредитной политики, заявленных Банком России на текущий год, оценку перспектив достижения указанных целей и обоснование их возможной корректировки;

— сценарный (состоящий не менее чем из двух вариантов) прогноз развития экономики Российской Федерации на предстоящий год с указанием цен на нефть и другие товары российского экспорта, предусматриваемых каждым сценарием;

— прогноз основных показателей платежного баланса Российской Федерации на предстоящий год;

— целевые ориентиры, характеризующие основные цели денежно-кредитной политики, заявляемые Банком России на предстоящий год, включая интервальные показатели инфляции, денежной базы, денежной массы, процентных ставок, изменения золотовалютных резервов;

— основные показатели денежной программы на предстоящий год;

— варианты применения инструментов и методов денежно-кредитной политики, обеспечивающих достижение целевых ориентиров при различных сценариях экономической конъюнктуры;

— план мероприятий Банка России на предстоящий год по совершенствованию банковской системы Российской Федерации, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы.

Комплекс методов, используемых Центральным банком РФ для регулирования денежно-кредитной сферы условно можно разделить на две группы: общие (воздействующие на экономику в целом) и селективные (влияющие на отдельные отрасли и сферы экономики).

К общим методам относятся следующие:

· Изменение норм обязательных резервов. Обязательные резервы – часть привлеченных ресурсов коммерческих банков, депонируемых в центральном банке для обеспечения выплат при возникновении у банка серьезных финансовых проблем (то есть это своего рода гарантийный фонд). Размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации (норматив обязательных резервов), а также порядок депонирования обязательных резервов в Банке России устанавливаются Советом директоров. Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20 процентов обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированными для различных кредитных организаций.

Увеличивая нормы обязательных резервов, Центральный банк РФ тем самым сокращает объем свободных кредитных ресурсов коммерческих банков. Коммерческие банки стараются получить больший доход на оставшиеся в их распоряжении средства и вынуждены повышать ставки по предоставляемым ссудам, и спрос на них со стороны хозяйствующих субъектов сокращается, а количество денег в обращении снижается.

При снижении норм обязательных резервов происходит обратный процесс — денежное предложение расширяется. Данный метод является одним из наиболее жестких методов воздействия на денежное предложение, в большинстве развитых стран практически не используется.

· Изменение учетной ставки. Учетная ставка (ставка рефинансирования)– это процент, по которым Центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам. Путем снижения или увеличения базовой ставки Центральный банк может усиливать или ослаблять заинтересованность коммерческих банков в получении дополнительных ресурсов путем заимствований у него. При снижении ставки снижается стоимость заемных денег, и, как следствие, растет объем корпоративных инвестиций и расходов населения, стимулируя рост ВВП. И наоборот, повышение ставки сдерживает инвестиции и расходы, что замедляет рост экономики. Эта политика называется политикой дорогих денег и применяется при высоких темпах инфляции.

· Операции на открытом рынке. В этом случае Центральный банк осуществляет покупку-продажу государственных ценных бумаг. Активно продавая имеющиеся в его распоряжении государственные ценные бумаги, Центральный банк снижает их цену для дилеров, доходность ценных бумаг увеличивается. Коммерческие банки стараются приобрести такие бумаги, объем их свободных ресурсов сокращается, следовательно, кредиты хозяйствующим субъектам предоставляются в меньшем объеме, а количество денег в обращении уменьшается. Когда Центральный банк начинает скупать государственные ценные бумаги происходит обратный процесс – цена на них повышается, доходность снижается, банки стараются продать ценные бумаги по более высоким ценам. Объем их кредитных ресурсов возрастает, количество денег в обращении увеличивается.

Резервные меры (изменение процентной ставки и нормы резервирования), как правило, применяются в качестве вспомогательного инструмента. Это связано как со сложностью их реализации, для которой необходимо одобрение ряда правительственных организаций, так и с тем, что эффект от подобных мер проявляется лишь спустя 3-6 месяцев после их непосредственной реализации, в то время как применение операций на открытом рынке сказывается на величине денежного предложения, а следовательно на покупательной активности потребителей и инвестиционной активности корпораций, практически без промедления. Однако эффективность — глубина влияния — от изменения процентной ставки и нормы резервирования значительно больше, чем от операций на открытом рынке.

· Цель валютных интервенций – изменение уровня соответствующего валютного курса, баланса активов и пассивов по разным валютам или ожиданий участников валютного рынка. Действие механизма валютных интервенций аналогично проведению товарных интервенций. Для того чтобы повысить курс национальной валюты, центральный банк должен продавать иностранные валюты, скупая национальную. Тем самым уменьшается спрос на иностранную валюту, а следовательно, увеличивается курс национальной валюты. Для того чтобы понизить курс национальной валюты, центральный банк продает национальную валюту, скупая иностранную. Это приводит к повышению курса иностранной валюты и снижению курса национальной валюты.

Для интервенций, как правило, используются официальные валютные резервы, и изменение их уровня может служить показателем масштабов государственного вмешательства в процесс формирования валютных курсов.

Официальные интервенции могут проводиться разными методами – на биржах (публично) или на межбанковском рынке (конфиденциально), через брокеров или непосредственно через операции с банками, на срок или с немедленным исполнением.

Кроме того, официальные валютные интервенции подразделяются на «стерилизованные» и «нестерилизованные». «Стерилизованными» называют интервенции, в ходе которых изменение официальных иностранных нетто-активов компенсируется соответствующими изменениями внутренних активов, т.е. практически отсутствует воздействие на величину официальной «денежной базы»[1]. Если же изменение официальных валютных резервов в ходе интервенции ведет к изменению денежной базы, то интервенция является «нестерилизованной».

Для того чтобы валютные интервенции привели к желаемым результатам по изменению национального валютного курса в долгосрочной перспективе, необходимо:

1. Наличие необходимого количества резервов в центральном банке для проведения валютных интервенций;

2. Доверие участников рынка к долгосрочной политике центрального рынка;

3. Изменение фундаментальных экономических показателей, таких как темп экономического роста, темп инфляции, темп изменения увеличения денежной массы и др.

К общим методам денежно-кредитного регулирования относят также рефинансирование банков (предоставление Центральным банком кредитов коммерческим банкам), депозитные операции Центрального банка (т.е. привлечение средств коммерческих банков в депозит), установление ориентиров роста денежной массы и эмиссию облигаций Банка России

Селективные методы денежно-кредитного регулирования, направленные на регулирование отдельных видов кредита, способствуют развитию определенных сфер экономики.

К селективным методам относятся следующие:

· установление кредитных потолков, то есть максимальной или минимальной ставки по предоставляемым ссудам и привлекаемым депозитам;

· регулирование рисков в банковской деятельности;

· кредитование приоритетных отраслей народного хозяйства на льготных условиях;

· установление нормативов ликвидности, регулирующих объем остатков средств на счетах коммерческих банков и величину высоко ликвидных активов.

Контрольные вопросы:

1. Каковы основные инструменты денежно-кредитной политики государства?

2. Предположим, что Центральный банк решает увеличить денежное предложение на 3%. Обсудите вероятные способы решения этой экономической задачи и последствия реализации этой политики.

3. Центральный банк осуществляет широкомасштабную продажу государственных ценных бумаг на открытом рынке. На что направлена эта мера, являющаяся одним из инструментов денежно-кредитной политики?

Тестовые задания:

1.Девальвация – это:

а) укрупнение национальной денежной единицы путем обмена по установленному соотношению старых денежных знаков на новые;

б) обесценение национальной валюты, выражающееся в снижении ее курса по отношению к иностранным валютам;

в) аннулирование старой обесценившейся валюты и введение новой

г) восстановление золотого содержания денежной единицы

Методы денежно-кредитного регулирования экономики

Методы денежно – кредитного регулирования представляют собой набор его инструментов, объединенных каким-либо общим признаком.

В России широко используется такой признак классификации, как характер инструментов денежно-кредитного регулирования. По этому признаку его методы подразделяются на экономические и административные.

Экономические методы, воздействующие на экономические интересы субъектов, включают в себя набор инструментов, предполагающих определенную свободу выбора субъектов денежно-кредитного регулирования в принятии решений. Административные методы включают в себя набор инструментов, являющихся директивными, т.е. обязывающими применять только строго определенные решения и не оставляющих свободы выбора для субъектов денежно-кредитного регулирования.

Читать еще:  Кредит на жилье без первоначального взноса

При использовании административных методов ДКР наиболее широко применяются следующие инструменты:

— квотирование отдельных видов пассивных и активных операций коммерческих банков;

— введение потолков (лимитов) на выдачу различных категорий ссуд и на привлечение кредитных ресурсов;

— ограничение на открытие филиалов и отделений;

— лимитирование размеров комиссионного вознаграждения, тарифов за оказание различных видов услуг, процентных ставок;

— определение номенклатуры операций, видов обеспечения, а также перечня банков, допущенных к отдельным видам операций (так называемое контингентирование).

Выделяются три основные группы экономических методов денежно-кредитного регулирования:

Использование налоговых методов является прерогативой финансовых органов, а нормативных и корректирующих – Центрального банка.

Нормативные методы применяются путем установления и периодического пересмотра контрольных цифр в виде соотношения двух величин. К нормативным методам денежно-кредитного регулирования относится использование таких инструментов, как нормативы отчисления в фонд обязательных резервов, нормативы достаточности банковского капитала, ликвидности, риска отдельных банковских операций и т.д.

Корректирующие методы реализуются путем проведения Центральным банком кредитных операций и операций с ценными бумагами и предполагают использование таких инструментов, как процентная политика и операции на открытом рынке.

Содержание и типы денежно-кредитной политики

Денежно-кредитная политика – это совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов. Цели денежно-кредитной политики Центрального банка представлены на рисунке 3.

Инструменты Операционные Промежуточные Конечные

Цели цели цели

2. Обязательные нормативы коммерческих банков

3. Операции на открытом рынке ценных бумаг

Рис. 3. Цели денежно-кредитной политики Центрального банка

Типы денежно-кредитной политики.

Рестрикционная денежно-кредитная политика направлена на ужесточение условий и ограничение объема кредитных операций коммерческих банков, повышение уровня процентных ставок.

Экспансионистская денежно-кредитная политика сопровождается, как правило, расширением масштабов кредитования, ослаблением контроля над приростом количества денег в обращении, сокращением налоговых и процентных ставок.

Денежно-кредитная политика как экспансионистского, так и рестрикционного типа может иметь тотальный либо селективный характер.

Основной целью денежно-кредитной политики Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля посредством поддержания ценовой стабильности, в том числе для формирования условий сбалансированного и устойчивого экономического роста.

Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:

— процентные ставки по операциям Банка России;

— нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);

— операции на открытом рынке;

— рефинансирование кредитных организаций;

— установление ориентиров роста денежной массы;

— прямые количественные ограничения;

— эмиссия облигаций от своего имени.

— другие инструменты, определенные Банком России.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы элементы системы денежно-кредитного регулирования экономики?

2. В чем заключается особый статус Центрального банка как основного субъекта денежно-кредитного регулирования экономики?

3. Почему кредитные организации второго уровня банковской системы выступают субъектами денежно-кредитного регулирования экономики?

4. Каков механизм воздействия субъектов денежно-кредитного регулирования на его объекты?

5. Почему кредитно-депозитная эмиссия оказывает более существенное влияние на стабильность национальной денежной единицы, чем налично-денежная эмиссия?

6. Почему корректирующие методы денежно-кредитного регулирования оказывают более оперативное воздействие на величину и структуру денежной массы в экономике, чем нормативные методы?

7. Какие инструменты используются в рамках экономических и административных методов денежно-кредитного регулирования экономики?

8. В чем заключается содержание денежно-кредитной политики Центрального банка и как она соотносится с денежно-кредитным регулированием экономики?

9. Каковы операционные, промежуточные и конечные цели денежно-кредитной политики Центрального банка?

10. Какие существуют типы денежно-кредитной политики?

11. Каковы тип и особенности денежно-кредитной политики, проводимой Банком России в современных условиях?

Тесты для самоконтроля

1. Банк России может влиять на динамику цен:

1) через денежно-кредитную сферу; 2) непосредственно через хозяйствующие субъекты; 3) через органы государственной власти; 4) не оказывает влияния.

2. Спрос на деньги определяется:

1) национальными потребностями; 2) доходами; 3) предложением денег; 4) денежно-кредитной политикой Центрального банка.

3. В основе формирования денежных агрегатов М, М1, М2 лежит:

1) скорость обращения денег; 2) степень подверженности инфляции; 3) степень ликвидности денежных средств; 4) особенности эмиссионной деятельности Банка России.

4. Российский агрегат денежной массы М2 не включает в себя:

1) наличные деньги в обращении; 2) вклады до востребования; 3) вклады сроком на 5 лет; 4) сберегательные сертификаты.

5. Политика «дешевых денег» подразумевает:

1) покупку Центральным банком государственных ценных бумаг; 2) повышение учетной ставки (ставки рефинансирования); 3) повышение нормы обязательных резервов.

6. Механизм денежно-кредитного регулирования можно представить следующим образом:

1) правительство — потребительский спрос — национальный доход — величина общественного производства; 2) правительство — центральный банк — национальный доход — величина общественного производства; 3) цент­ральный банк — денежная база — предложение денег — величина обществен­ного производства; 4) центральный банк — потребительский спрос национальный доход — величина общественного производства.

7. Административные методы денежно-кредитного регулирования применяются в странах с рыночной экономикой:

1) постоянно; 2) не применяются; 3) применяются в условиях кризиса.

8. Экономические методы денежно-кредитного регулирования:

1) всегда имеют положительный результат; 2) могут привести к противоположному эффекту; 3) однозначно воспринимаются всеми субъектами экономических отношений.

9. Кадминистративным методам денежно-кредитного регулирования экономики относятся следующие инструменты:

1) определение минимальной величины уставного капитала коммерческого банка; 2)лимитирование размеров комиссионного вознагражде­ния, тарифов, за оказание различных видов услуг;. 3) установление ставки рефинансирования для коммерческих банков; 4) определение номенклатуры операций коммерческих банков; 5) установление норма­тивов обязательных резервов, депонированных в центральном банке; 6) проведение операций на открытом рынке; 7) установление коэффи­циентов ликвидности банка.

10. К корректирующим методам денежно-кредитного регулирования экономики относятся следующие инструменты:

1) определение перечня банков, допущенных к отдельным видам опера­ций; 2)установление нормативов достаточности капитала коммерчес­ких банков; 3) определение ставки рефинансирования коммерческих банков; 4) установление минимального размера уставного капитала коммерческого банка; 5) проведение операций на открытом рынке; 6) введение лимитов на выдачу различных категорий ссуд: 7) опреде­ление ставки редисконтирования для коммерческих банков.

11. Конечной целью денежно-кредитной политики Центрального банка является:

1) экономический рост; 2) устойчивость денежной единицы; 3) устойчивость процентной ставки; 4) устойчивость платежного баланса.

12. Выберите промежуточную цель денежно-кредитной политики Центрального банка:

1) экономический рост; 2) устойчивость денежной единицы; 3) темпы роста денежной массы; 4) снижение инфляции.

13. Операционной целью денежно-кредитной политики Центрального банка является:

1) динамика денежной массы; 2) денежная база; 3) процентные ставки; 4) обязательные резервы.

14 . Рестрикционная денежно-кредитная политика сопровождается:

1) повышением уровня процентных ставок; 2) понижением уровня про­центных ставок; 3) снижением курсов корпоративных ценных бумаг на фондовом рынке; 4) увеличением объемов государственных ценных бу­маг, размещаемых на первичном рынке; 5) повышением налоговых ста­вок; 6) снижением налоговых ставок; 7) ужесточением условий креди­тования коммерческих банков.

15. Инструменты денежно-кредитной политики Банка России:

1) защита устойчивости рубля; 2) определение правил осуществления расчетов; 3) установление норматива обязательных резервных требований; 4) эмиссия банкнот.

16. Банк России может осуществлять эмиссию облигаций от своего имени и размещать их:

1) среди любых хозяйствующих субъектов экономики; 2) среди государственных организаций; 3) среди кредитных организаций; 4) среди центральных банков других стран.

Практические задания

Задание 1. Валовой внутренний продукт страны равен 27,04 трлн. руб., скорость обращения денег за год составила 13 оборотов. Рассчитайте совокупную величину денежной массы.

Задание 2. Предложение денег возрастает на 5% за год, выпуск продукции и услуг увеличивается на 2%, скорость обращения денег не изменяется. На сколько процентов за этот период должен возрасти уровень цен?

Денежно-кредитное регулирование экономики, его методы и инструменты

Дата публикации: 21.12.2018 2018-12-21

Статья просмотрена: 778 раз

Библиографическое описание:

Усманов, А. А. Денежно-кредитное регулирование экономики, его методы и инструменты / А. А. Усманов, А. Х. Базиев. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2018. — № 51 (237). — С. 156-158. — URL: https://moluch.ru/archive/237/54951/ (дата обращения: 10.04.2020).

В представленной статье автором сделана попытка выявить основную и ведущую роль Банка России как макроэкономического регулятора российской экономики и его важнейшей функции — денежно-кредитного регулирования.

Авторы делают вывод, что Банк России в России функции выполняет мегарегулятора, аосновными инструментами денежно-кредитной политики ЦБ РФ выступают: процентные ставки по операциям Банка России; нормативы обязательных резервов; рефинансирование банков; операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами.

Ключевые слова: Банк России, денежно-кредитное регулирование, финансовый рынок, ставка рефинансирования.

In the present article the author attempts to identify the main and leading role of the Bank of Russia as a macroeconomic regulator of the Russian economy and its most important function — monetary regulation. The author concludes that the Bank of Russia in Russia functions as a mega-regulator, and the main instruments of monetary policy of the Central Bank of Russia are: interest rates on operations of the Bank of Russia; mandatory reserve ratios; refinancing of banks; open market operations with government securities.

Keywords: Bank of Russia, monetary regulation, financial market, refinancing rate.

Финансовые рынки в настоящее время являются одной из наиболее регулируемых отраслей экономики. В последнее десятилетие в большинстве стран был совершены реформы, в результате которых функции регулирования и надзора за различными финансовыми рынками перешли к интегрированному регулятору. В России функции мегарегулятора выполняет Банк России, в область деятельности которого входит развитие финансового рынка 3, с. 16. Поскольку модель регулирования является сравнительно молодой, хотя и за несколько лет накоплен колоссальный опыт, в этих условиях особого внимания требуют вопросы дальнейших преобразований методов регулирования и надзора за финансовыми рынками.

Читать еще:  Дебет 20 кредит 71

В России разработчиком и проводником денежно-кредитной политики выступает ЦБ РФ совместно с Правительством РФ. С помощью денежно-кредитных инструментов ЦБ РФ воздействует на уровень инфляции, производство товаров, работ и услуг в целях роста ВВП, обеспечения занятости населения, развития внешнеэкономических отношений, в целом для решения важнейших стратегических социально-экономических задач государства и его регионов 4, с. 30.

Одна из важнейших функциональных обязанностей ЦБ РФ регулировать денежные потоки, осуществляя, в том числе, денежно-кредитное регулирование. Используя в большинстве случаев административные методы (устанавливает прямые ограничения на деятельность коммерческих банков, провидит инспекции и ревизии, издает инструкции и др.), центральные банки, с целью регулировать банковскую сферу, используют и экономический инструментарий (см. рис.1)

Рис. 1. Основные инструменты и методы денежно-кредитной политики Центрального банка РФ 4, с. 31

Рассмотрим каждый из элементов денежно-кредитной политики, представленной на рисунке 1.

Минимальный резерв является одним из обязательных вкладов коммерческих банков в ЦБ РФ, размер такого резерва установлен на законодательном уровне. Если резервная норма будет превышена на несколько процентных пунктов это будет способствовать снижению избыточных резервов и понизит значение денежного мультипликатора. Как результат — возможности коммерческих банков на создание кредитных денег будут уменьшены. Норма минимальных резервов находится в зависимости от конъюнктуры и других факторов (вид или величина вкладов), способных изменять ее.

Любые операции на открытом рынке могут быть сведены к покупке или продаже ЦБ РФ государственных ценных бумаг. Применительно к высокой конъюнктуре, когда активность коммерческих банков особо повышена, следует понимать деятельность ЦБ РФ по выпуску на рынок ценных бумаг государственных облигаций по выгодным ценам. Покупка данных ценных бумаг непосредственно коммерческими банками будет свидетельствовать о том, что объем кредитования сокращается. Если в покупке ценных бумаг заинтересованы физические лица или фирмы, то размеры их банковских вкладов уменьшаются, что опять-таки влечет за собой уменьшение кредитных возможностей банков. В данных ситуациях денежное предложение МS сокращается. Наоборот, в период спада центральный банк может заниматься выкупом этих облигаций на выгодных условиях, что приведет к увеличению МS. Впервые этот инструмент стали применять в США в 20-х годах ХХ в. В реалиях современности операции на открытом рынке это ключевое средство контроля денежного предложения 2, с. 84.

Охарактеризуем теперь политику рефинансирования.

Ставка рефинансирования — это ставка, которую взимает ЦБ РФ по кредитам. Данный инструмент основан на том, что коммерческие банки могут увеличить свои кредитные ресурсы, привлекая средства ЦБ РФ. Если ставка повышается, то рефинансирование не является привлекательным инструментом и при прочих условиях может привести к тому, что кредитная активность будет понижена. Снижение ставки даст противоположный результат.

Данный инструмент монетарной политики является одним из старейших. Его начали внедрять и использовать в США начиная с 1913 г. Применительно к России отметим, что активное его использование связано с началом развития двухуровневой банковской системы. С момента начала использования этого инструмента в январе 1991 г.- ставка рефинансирования многократно изменялась, достигнув своего максимума 210 % в октябре 1993 г.

Банк России установил единую ставку рефинансирования с 17 сентября по 16 декабря 2018 года. В итоге действующая ставка рефинансирования ЦБ РФ на 2018 год составляет 7,5 % годовых [6].

Наглядно динамика изменения ставки рефинансирования представлена в таблице 1.

Определенного периода, в течение которого действует процентная ставка рефинансирования, нет. Меняется она, в зависимости от состояния финансовой сферы и инфляционных ожиданий. Обычно рост показателя становится следствием удешевления национальной валюты, и наоборот. Чтобы легче было заинтересованным лицам определить размер ставки рефинансирования в разный период действия, используется таблица 1.

Динамика ставки рефинансирования 6

Период действия ключевой ставки

Тема 73. Методы денежно-кредитного регулирования экономики

Тема 73. Методы денежно-кредитного регулирования экономики

Денежно-кредитная политика ЦБ направлена либо на стимулирование денежно-кредитной эмиссии – кредитная экспансия, т. е. оживление конъюнктуры в условиях падения производства, либо на ограничение денежно-кредитной эмиссии в периоды экономических подъемов, сопровождаемых “перегревами” конъюнктуры – кредитная рестрикция. Достижение этих целей происходит с помощью нескольких методов денежно-кредитного регулирования:

I. Установление верхнего и нижнего пределов денежной массы, находящейся в обращении. Введение таких пределов позволяет контролировать пропорции воспроизводства общественного продукта и предпринимательскую активность рыночных хозяйственных структур. В РФ возникла уникальная система централизованного регулирования денежного обращения, разработанная отечественными экономистами (Шевчук Денис, Деньги Кредит Банки конспект лекций, Финансы и кредит, Экономическая теория конспект лекций, История экономики учебное пособие). Эта система основывается на кассовом планировании оборота наличных денег рыночных хозяйствующих структур и банковских органов. 1) На первом этапе предприятия и организации представляют заявки на наличные деньги (кассовые заявки) в обслуживающий банк. 2) На втором этапе низовые банки и их вышестоящие звенья на основе кассовых заявок предприятий составляют свои кассовые программы, в которых отражается потребность в наличных денежных средствах в зоне их деятельности. Эти программы представляются в ЦБ; 3) На третьем этапе ЦБ составляет сводную программу кассовых оборотов низовых банков и их обеспечения ресурсами эмиссионного фонда. Эта программа является составной частью рефинансирования банков; 4) На четвёртом этапе местным банкам сообщаются выделенные им эмиссионные ресурсы ЦБ; 5) На пятом этапе осуществляется территориальное управление кассовыми оборотами низовых банков с перераспределением свободных денежных средств между отдельными краями, областями, республиками и регионами. Опыт РФ показал, что составление кассовых программ позволяет банкам контролировать состояние денежного обращения, подготовиться к операциям с наличными деньгами и не допускать задержек их выдачи.

II. Установление фиксированных процентных ставок по кредитам для коммерческих банков. Изменение процентных ставок либо расширяет, либо сжимает денежный рынок, что оказывает соответствующее воздействие на товаропроизводящие отрасли народного хозяйства. Как правило, снижение процентных ставок вызывает рост деловой активности, оживление производства и продвижения товаров на целевые рынки. Повышение ставок приводит к противоположному экономическому эффекту. Комбинирование процентных ставок позволяет ЦБ управлять ценами на кредит и эффективно использовать его для развития национальной экономики. Ставка рефинансирования ЦБ.

III. Установление норм обязательного резервирования на счетах в ЦБ. Резервированные части оборотных капиталов КБ позволяет ограничить эмиссию новых денег и при необходимости оказывать кредитную помощь банкам, испытывающим временные финансовые затруднения. Расчёт нормы обязательных резервов проводится на основе привлечённых ресурсов банка, т. е. остатков денежных средств на счетах текущих, срочных и сберегательных вкладов (по счетам до востребования16 %, по срочным от 31 до 90 дней 13 %, свыше 90 дней – 10 %, по счетам в валюте – 5 %).

IV. Использование части эмиссионных фондов ЦБ для покупки облигаций госзаймов и прямого покрытия дефицита бюджета.

ЦБ выполняет функцию кассового обслуживания бюджета и становится кассиром государства. Посредством проведения ЦБ операций на открытом рынке увеличивается (при покупке ц.б.) или уменьшается (при продаже ц.б.) объем собственных резервов КБ в отдельности и банковской системы в целом, что влечёт за собой изменение стоимости кредита и, как следствие, спроса на деньги.

V. Покупка золота и инвалюты для регулирования платёжного баланса и курса

ЦБ является главным депозитарием золото-валютных резеров страны. Центробанку разрешено проводить валютные интервенции для воздействия на курс и на суммарный спрос и предложение денег. При ухудшении платёжного баланса ЦБ прибегает к валютным интервенциям на ММВБ, поддерживая таким образом валютный коридор.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Вопрос 3. Методы и инструменты денежно-кредитного регулирования экономики;

Различаютметоды и инструменты денежно-кредитной политики.

Методы денежно-кредитной политики —это способы воздействия на ориентиры денежно-кредитной политики, осуществляемые посредством применения определённых инструментов денежно-кредитной политики

Инструменты денежно-кредитной политики —это тесно связанные с целевыми ориентирами денежно-кредитной политики показатели, находящиеся в сфере воздействия Банка России как органа денежно-кредитного регулирования, величина которых может быть достаточно быстро скорректирована.

Базовые принципы применения этих инструментов:

1. Принцип эффективности: означает способность точно и быстро получать результаты, соответствующие намеченным целям;

2. Принцип равного отношения ко всем кредитным организациям независимо от их размеров, что достигается стандартизацией правил и процедур проведения операций;

Читать еще:  Проценты за пользование долгосрочным кредитом проводка

3. Принцип последовательности: означает, что нельзя слишком часто менять правила и процедуры, чтобы, участвуя в мероприятиях денежно-кредитной политики, центральный банк и его контрагенты могли опираться на прошлый опыт;

4. Принцип надёжности требует минимизации финансовых и операционных рисков;

5. Стоимость проводимых операций должна быть минимальна для обеих сторон.

Центральный банк имеет в своём распоряжении комплекс методов денежно-кредитного регулирования, составляющих содержание денежно-кредитной политики. Эти методы могут различаться:

Ø по характеру воздействия: прямые и косвенные;

Инструменты прямого воздействия –напрямую воздействуют на объекты или субъекты денежно-кредитной сферы. К ним относятся:

1. Банковский надзор – различные методы контроля за функционированием банков с точки зрения обеспечения их безопасности на основе сбора информации, требования соблюдения определенных балансовых коэффициентов;

2. Контроль за рынком капиталов – порядок выпуска акций и облигаций, включая стандартные правила-требования, очередность эмиссии, официальный предел внешних заимствований относительно самофинансирования, квоты выпуска облигаций и так далее;

3. Допуск к рынкам – регулирование открытия новых банков, разрешение операций иностранным банковским организациям;

4. Количественные ограничения–потолки ставок, прямое ограничение кредитования, периодическое «замораживание» процентных ставок;

5. Норма обязательных резервов – часть ресурсов банков, внесенных по требованию властей на беспроцентный счет в Центральный банк;

6. Регулирование фондовых и фьючерских операций путем установления обязательной маржи;

7. Нормы обязательного инвестирования в государственные ценные бумаги для банков и инвестиционных институтов.

Косвенные инструменты оказывают воздействие на объекты или субъекты денежно-кредитной сферы опосредованно. К ним относятся:

1. Официальная учетная ставка – ставка, по которой Центральный банк готов учитывать векселя или предоставлять кредиты другим банкам в качестве кредитора последней инстанции;

2. Операции на «открытом рынке» – операции Центрального банка по купле-продаже коммерческих и казначейских векселей, государственных облигаций и прочих ценных бумаг, а также краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением обратной сделки через определенное время (REPO);

3. Моральное воздействие – рекомендации, заявления, собеседования традиционно играют важную роль в денежно-кредитной политике многих развитых стран;

4. Валютные интервенции – купля-продажа валюты для воздействия на курс и, следовательно, на спрос и предложение денежной единицы;

5. Управление государственным долгом – эмиссия государственных ценных бумаг снижает ликвидность банков, связывает их средства;

6. Таргетирование – установление целевых ориентиров роста одного или нескольких показателей денежной массы.

Ø по способу воздействия: административные и рыночные

Административные методы носят характер административных мер в форме различных директив центрального банка, касающихся объёма денежного предложения и цен на финансовом рынке. Реализация этих мер даёт наиболее быстрый эффект с точки зрения контроля центрального банка над ценой или максимальным объёмом депозитов и кредитов, особенно в условиях экономического кризиса. Однако со временем административные методы воздействия в случае «неблагоприятного» с точки зрения хозяйствующих субъектов воздействия на их деятельность могут вызвать перелив, отток финансовых ресурсов в «теневую» экономику или за рубеж.

К административным методам относятся прямые ограничения (лимиты) и запреты, устанавливаемые центральным банком в отношении количественных и качественных параметров деятельности банков.

К административным методам денежно-кредитной политики относятся:

1. лимитирование уровня процентных ставок по кредитам;

2. ограничение объёма кредитов, выдаваемых кредитным организациям;

3. селективная кредитная политика, реализуемая посредством: установления количественных параметров на кредиты, направляемые в приоритетные отрасли экономики; создания специализированных кредитных организаций, осуществляющих кредитование приоритетных отраслей по более низким процентным ставкам;

4. портфельные ограничения, предполагающие вменение кредитным организациям в обязанность приобретение государственных ценных бумаг;

5. валютные ограничения, включающие: продажу части валютной выручки центральному банку по официальному курсу, лицензирование продажи иностранной валюты импортёрам, ограничение операций кредитных организаций по купле-продаже валюты на внутреннем рынке и др.

Данные методы занимают определённое место в практике центральных банков развитых и развивающихся государств.

Рыночныеметоды регулирования денежно-кредитной сферы воздействуют на поведение хозяйствующих субъектов посредством формирования центральным банком определённых условий на денежном рынке и рынке капиталов. Рыночные (косвенные) инструменты отличаются большей гибкостью по сравнению с административными (прямыми), но результаты их применения не всегда адекватны намеченной цели.

К рыночным (экономическим) методам денежно-кредитной политики Банка России относятся:

1. нормативные методы, осуществляемые путём использования таких инструментов, как: отчисления в фонд обязательных резервов, коэффициенты и нормативы, устанавливаемые для кредитных организаций. Нормативные методы применяются путем установления и периодического пере­смотра контрольных цифр, соотношений показателей или иных ограничений в сторону как увеличения, так и уменьшения; скорость их воздействия невелика и эффект от вво­димых нормативов проявляется через относительно длительный промежуток времени;

2. корректирующие методы, осуществляемые путём использования следующих инструментов денежно-кредитной политики: процентные ставки, операции на открытом рынке, валютные интервенции.

К корректирующим методам относятся учетная политика и проведение операций на откры­том рынке. Корректирующее воздействие осуществляется путем проведения центральным бан­ком кредитных операций и операций с ценными бумагами, которые могут проводиться по усмотрению центрального банка в необходимых масштабах и с нужной периодично­стью, благодаря чему эффект достигается быстро. Эта форма воздействия более гибка и оперативна.

Большая часть эмиссионных банков в 70-е гг. XX в., использовали прямые (административные) методы; с начала 1980-х гг. в развитых, а с 1990-х гг.- многих других странах перешли в основном на рыночные (косвенные) инструменты. Такова общая тенденция. Это связано в основном с глобализацией мировой экономики и финансов, что сделало прямые методы недостаточно эффективными, хотя они и продолжают использоваться в большинстве переходных государств, в частности, из-за дешевизны их реализации.

Реакция рынка банковских услуг на административные методы вмешательства в деятельность банков более оперативная, чем на косвенные. Использование экономических, методов предполагает высокую степень развития процессов саморегуляции банков на микроуровне, а эффект от их применение замедлен и неоднозначен.

Ø по форме воздействия: общие и селективные;

Общиеметоды являются преимущественно косвенными и оказывают влияние на денежный рынок в целом.

Селективныеметоды регулируют конкретные виды кредита. Их применение связано с решением частных задач, таких, как ограничение выдачи ссуд некоторыми банками или ограничение выдачи отдельных видов ссуд, рефинансирование на льготных условиях отдельных коммерческих банков. Используя селективные методы, центральный банк сохраняет за собой функции централизованного перераспределения кредитных ресурсов, несвойственных центральным банкам стран с рыночной экономикой, поскольку они искажают рыночные цены и распределение ресурсов, сдерживают конкуренцию на финансовых рынках. Применение в практике центральных банков селективных методов воздействия на деятельность коммерческих банков типично для экономической политики, проводимой на стадии экономического спада, в условиях резкого нарушения пропорций воспроизводства.

Ø по параметрам регулирования: количественные и качественные;

Посредством использования количественных методов оказывается влияние на состояние кредитных возможностей банков, а, следовательно, на денежное обращение в целом. Качественныеинструменты представляют собой вариант прямого регулирования качественного параметра рынка, то есть стоимости банковских кредитов.

Ø по срокам воздействия: краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.

Деление методов денежно-кредитного регулирования на данные виды осуществляется в соответствии с задачами реализации ближайших и перспективных целей денежно-кредитной политики.

Под долгосрочнымицелями денежно-кредитной политики понимается стратегия центрального банка, рассчитанная на период от одного года до нескольких десятилетий. Так, стратегия стабилизации Немецкого федерального банка длится с начала 60-х гг. по настоящее время. Примером инструментов долгосрочного регулирования служат традиционные инструменты денежной политики (например, политики минимальных резервов, политики рефинансирования и другие). К краткосрочным относятся инструменты воздействия, с помощью которых достигаются промежуточные цели денежно-кредитного регулирования. Осуществлению краткосрочных целей служат как нетрадиционные инструменты, например операции «своп» в рамках валютной политики, арбитраж в рамках политики открытого рынка, так и некоторые традиционные инструменты (в Германии-операции с федеральными ценными бумагами).

Ø по объектам воздействия: предложение денег и спрос на деньги;

Таким образом, центральный банк имеет в своём распоряжении комплекс методов денежно-кредитного регулирования, составляющих содержание денежно-кредитной политики. Характерной особенностью этих методов является то, что используются они в единой системе денежно-кредитного регулирования.

Применяемые Банком России инструменты денежно-кредитной политики имеют критерии эффективности. К числу таких критериев относятся:

— гибкость, т.е. возможность манёвра в применении данного инструмента

— возвратность, т.е. возможность проведения обратной операции

— соответствие получаемых результатов поставленным целям.

Использование инструментов денежно-кредитной политики, их результативность отражает направленность деятельности государства на экономическую ситуацию в стране.

Наибольшая эффективность достигается в случае использования всей совокупности экономических инструментов. При этом важен не только их набор, но и последовательность применения.

В рыночных условиях основными инструментами реализации установок денежно-кредитной политики, проводимой центральным банком, являются:

— нормативы обязательных резервов, депонируемых в центральном банке;

— процентные ставки по операциям центрального банка;

— операции банков на открытом рынке;

— установление ориентиров роста денежной массы;

— прямые количественные ограничения.

Использование столь широкого спектра инструментов денежно-кредитного регулирования дает возможность Центральному банку России оказывать влияние на ликвидность банковского сектора, конъюнктуру валютно-финансового рынка, регулировать и выравнивать доходность операций с различными финансовыми инструментами.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector