Кредитор последней инстанции - Как обезопасить себя в кризис?
Invest-currency.ru

Как обезопасить себя в кризис?
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кредитор последней инстанции

Банк России — кредитор последней инстанции

Центральные банки, за редкими исключениями, кредитуют только кредитные организации. Поэтому они и называются кредиторами в последней инстанции. Не составляет в этом отношении исключения и Банк России. По общему правилу, закрепленному в Федеральном законе, Банк России тоже не выдает кредиты гражданам и организациям. Он их может выдавать только кредитным организациям для поддержания их ликвидности. Но исключения есть. В частности, служащие Банка России могут получать кредиты только в Банке России.

В соответствии с требованиями Федерального закона Банк России принял Положение от 4 августа 2003 г. N 236-П «О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом (блокировкой) ценных бумаг» (в ред. Указаний Банк России от 30.08.2004 N 1496-У, от 28.09.2005 N 1617-У).

Это же Положение определяет порядок предоставления Банком России кредитов, обеспеченных залогом соответствующих ценных бумаг. В нем в соответствии со статьями 4, 35, 36, 37, 40, 43, 46 и 47 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» предусмотрен порядок предоставления кредитов, обеспеченных залогом (блокировкой) ценных бумаг. Кредиты Банка России предоставляются кредитным организациям (банкам, расчетным небанковским кредитным организациям, небанковским кредитным организациям, осуществляющим депозитные и кредитные операции) — резидентам Российской Федерации.

Соответственно выдаются несколько видов кредитов, обеспеченных залогом (блокировкой) ценных бумаг.

Внутридневной кредит — кредит Банка России, предоставляемый при осуществлении платежа с основного счета банка сверх остатка денежных средств на данном основном счете банка.

Кредит овернайт — кредит Банка России, предоставляемый банку в конце дня работы подразделения расчетной сети Банка России/уполномоченной РНКО (в конце времени приема и обработки расчетных документов, предъявленных к банковским счетам клиентов Банка России/уполномоченной РНКО) в сумме не погашенного банком внутридневного кредита.

Ломбардный кредит — кредит Банка России, предоставляемый банку по его заявлению на получение ломбардного кредита по фиксированной процентной ставке или заявке на участие в ломбардном кредитном аукционе.

Статья 36 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» предусматривает, что кредиты Банка России предоставляются банкам в пределах общего объема выдаваемых кредитов, определенного Банком России в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики. При этом, как сказано в ст. 42 того же Федерального закона, Банк России вправе устанавливать лимиты рефинансирования банкам. Кредиты Банка России выдаются на условиях обеспеченности, срочности, возвратности и платности, а в качестве их обеспечения выступает залог (блокировка) государственных ценных бумаг, включенных в так называемый Ломбардный список Банка России.

Ломбардный список, включая изменения и дополнения, утверждается Советом директоров Банка России по представлению Кредитного комитета Банка России и официально публикуется в «Вестнике Банка России». По решению Совета директоров Банка России в обеспечение могут приниматься государственные ценные бумаги, не входящие в Ломбардный список. Предоставление кредитов Банка России, обеспеченных залогом таких ценных бумаг, осуществляется в соответствии с требованиями Положения N 19-П; при этом должно быть заключено Дополнительное соглашение к генеральному кредитному договору на предоставление кредитов Банка России, обеспеченных залогом (блокировкой) государственных ценных бумаг.

В кризисных ситуациях Банк России имеет право предоставить стабилизационный кредит кредитной организации, если это необходимо для того, чтобы устранить возможность риска в банковской системе или предотвратить крах конкретного банка и тем самым защитить интересы вкладчиков и акционеров.

Однако нормативная основа такого кредитования еще не разработана.

Дело в том, что нужно создать необходимые гарантии от необоснованного кредитования, при котором может быть причинен ущерб публичным интересам. Нужны соответствующие критерии принятия решений Банком России. Они должны быть четко и недвусмысленно сформулированы в законе.

Кредитор последней инстанции

Содержание

Кредитор последней инстанции (lender of last resort) – центральный государственный банк, который выполняет функции по поддержанию кредитных учреждений в кризисных ситуациях, у которых случился значительный отток средств. Предоставляя стабилизационные кредиты, ЦБ поддерживает стабильность банковской системы, которая была бы нарушена в случае банкротств банков. Предотвратив крах конкретного банка, ЦБ тем самым защищает интересы вкладчиков и акционеров.

В США кредитором последней инстанции является Федеральный резервный банк, ФРС (Federal Reserve Bank, FRB).
В РФ – Центральный Банк России.

Банки – участники нижнего уровня банковской системы могут получать займы со стороны участника верхнего уровня для поддержания резерва или для крупных или внеплановых выплат. Поэтому ЦБ называют кредитором последней инстанции – так как это учреждение на уровень выше. Кроме того, согласно банковскому законодательству, Центральный Банк может кредитовать только кредитные организации нижнего уровня для поддержания их ликвидности. Последние, в свою очередь, за счет полученных средств будут предоставлять ссуды физическим лицам и компаниям. Итого, распределение денег идет от самого верхнего уровня – до целевого получателя.
Также ЦБ называют «кредитором в критической ситуации»: то есть, когда другие кредиторы отказали банку в предоставлении ссуды.

Будучи кредитором последней инстанции, ЦБ влияет на следующие факторы, от которых зависит стабильность денежно-кредитной политики государства:
— Влияет на резервы, монетарную политику и необходимый уровень денежной массы,
— Предотвращение банковской паники.
— Обеспечение коммерческих банков резервами, если они не могли получить их в другом месте.
— Решение проблемы неликвидности или неплатежеспособности банка, сохранение его активов.

Под кредитованием со стороны ЦБ понимается дисконтирование.

Исходя из утверждения, что кредитование со стороны ЦБ – это элемент поддержки банковского сектора путем временного предоставления ликвидных активов кредитным организациям в критической для них ситуации, можно выделить следующие инструменты
воздействия на ликвидность:

  • фондовые интервенции (интервенции на фондовых рынках);
  • валютные интервенции (интервенции на валютных рынках);
  • депозитно-кредитные интервенции (интервенции на рынках ссудного капитала);
  • резервные требования.

Различают две основных концепции кредитора последней инстанции:
1) Концепция мезокредитора последней инстанции (по отношению к банковскому сектору в целом). Полагается, что центральный банк должен оказывать поддержку всем без исключения кредитным организациям, переживающим нехватку ликвидности.
2) Концепция микрокредитора последней инстанции (по отношению к отдельным кредитным организациям). Считается, что микрокредитор последней инстанции должен финансировать только те кредитные организации, банкротство которых может негативно отразиться на состоянии экономики. Следовательно, такой ситуации нельзя допустить. Итого, концепция микрокредитования предполагает, что финансирование в критической ситуации рассчитано только на значимые неплатежеспособные кредитные организации на индивидуальной основе.

Читать еще:  Проценты по кредитам налог на прибыль

Это заготовка энциклопедической статьи по данной теме. Вы можете внести вклад в развитие проекта, улучшив и дополнив текст публикации в соответствии с правилами проекта. Руководство пользователя вы можете найти здесь

Кредитор последней инстанции

ЦБ является кредитором последней инстанции для кредитных организаций. Он предоставляет им несколько видов кредитов. Регулярное кредитование осуществляется под залог ценных бумаг, включенных в Ломбардный список. Однако по решению Совета директоров в обеспечение могут приниматься и государственные ценные бумаги, не входящие в список. [c.387]

ЦБ РФ — главный банк государства, не зависимое от распорядительных и исполнительных органов власти экономически самостоятельное учреждение, осуществляющее свои расходы за счет собственных доходов. Основными задачами ЦБ РФ являются регулирование денежного обращения, обеспечение устойчивости национальной валюты, проведение единой денежно-кредитной политики, организация расчетов и кассового обслуживания, защита интересов вкладчиков, банков и других кредитных учреждений, осуществляющих операции по внешнеэкономической деятельности. ЦБ РФ проводи денежно-кредитное регулирование экономики государства путем установления норм обязательного резервирования коммерческими банками своих привлеченных ресурсов, уровня учетных ставок по кредитам коммерческим банкам, доведения до них экономических нормативов, проведения операций с ценными бумагами. ЦБ РФ осуществляет рефинансирование коммерческих банков, предоставляя им краткосрочные кредиты и выступая кредитором последней инстанции. [c.285]

Каковы первостепенные функции 5. Каким образом ФРС выступает в качестве центрального банка кредитора последней инстанции в [c.402]

Многие аналитики — и практически все сторонники необходимости центрального банка — идут немного дальше. Они считают, что институт центрального банка также необходим для надзора и регулирования процесса осуществления финансовых платежей отдельных лиц, фирм и депозитных учреждений. В соответствии с этой точкой зрения центральный банк имеет более широкие функции, чем просто кредитор последней инстанции, во время критической ситуации обществу также необходим центральный банк д я обеспечения нормальной ежедневной работы финансовой системы. Цен- [c.404]

Одна из главных функций, которую выполняет ФРС, — это выполнение обязанностей кредитора последней инстанции для платежеспособных, но временно неликвидных депозитных учреждений. Чтобы понять, как важна для ФРС эта функция, рассмотрим следующую информацию. У ФРС есть много инструкций, которые, как и всякое другое добропорядочное бюрократическое агентство, оно обозначает буквами, т. е. Инструкция D, Инструкция F и т. д. Со временем было разработано гак много инструкций, что стали появляться названия Инструкция ВВ и т. д., почти как в астрономии. Астрономам давно не хватает букв дли обозначения яркости звезд и далеких галактиках, что заставило их использовать двойные и тройные буквенные обозначения с появлением более мощных телескопов. Инструкцией, регламентирующей исполнение ФРС функции кредитора последней инстанции, является Инструкция А. [c.417]

Очевидно, что ФРС обладает полной свободой действий в качестве кредитора последней инстанции в финансовой системе. Однако это не значит, что для ФРС не существует определенных правил, регламентирующих выполнение этой функции. В [c.417]

Многие экономисты соглашаются, что функция кредитора последней инстанции ФРС достаточна для защиты финансовой системы от воздействия кризисов или других неприятное гей. С момента основания, однако, ФРС не соглашалась ограничиваться лишь этим Она также взяла на себя функцию гаранта стабильности финансовой си- [c.420]

Второй слой этой системы — выполнение ФРС функции кредитора последней инстанции. Если защитные операции ФРС окажутся недостаточными для предотвращения событий, которые могут стать причиной неликвидности банков и сбоев денежной системы, то ФРС призвана обеспечивать ликвидность путем предоставления

Кредитор последней инстанции

Кредитор последней инстанции (англ. lender of last resort ) — центральный банк, осуществляющий временное предоставление ликвидности кредитным организациям в критической для них ситуации. Под критической ситуацией при этом понимаются кризисы ликвидности и банковские паники, при которых у кредитных организаций возникает чрезвычайная потребность в ликвидности для удовлетворения массовых требований своих клиентов.

Потребность в кредиторе последней инстанции у кредитных организаций связана с тем, что в силу специфики деятельности на их балансах находится существенный объем пассивов «до востребования», которые клиенты начинают массово изымать в кризисных ситуациях.

Традиционное отведение роли кредитора последней инстанции именно центральному банку объясняется его практически неограниченной способностью (как эмитента денег) предоставлять ликвидность кредитным организациям во время кризиса.

В настоящее время существует две основных концепции кредитора последней инстанции:

  • концепция мезокредитора последней инстанции (кредитора последней инстанции по отношению к банковскому сектору в целом);
  • концепция микрокредитора последней инстанции (кредитора последней инстанции по отношению к отдельным кредитным организациям).

Мезокредитор последней инстанции

Сторонники концепции мезокредитора последней инстанции полагают, что центральный банк должен оказывать поддержку лишь платежеспособным кредитным организациям, переживающим нехватку ликвидности (illiquid but solvent). При этом, во избежание возможных злоупотреблений, указанную поддержку надлежит осуществлять на обезличенной основе.

Таким образом, мезокредитором последней инстанции (кредитором последней инстанции по отношению к банковскому сектору в целом) можно считать центральный банк, осуществляющий временное предоставление ликвидности платежеспособным кредитным организациям на обезличенной основе в кризисной для банковского сектора ситуации.

Микрокредитор последней инстанции

Апологеты концепции микрокредитора последней инстанции указывают на то, что в критической ситуации периодически оказываются кредитные организации, банкротство которых может стать для экономики чрезмерно пагубным, чтобы его можно было допустить (too big to let fail). В этом случае центральные банки как кредиторы последней инстанции должны оказывать поддержку указанным кредитным организациям.

Соответственно, микрокредитором последней инстанции (кредитором последней инстанции по отношению к отдельным кредитным организациям) следует называть центральный банк, осуществляющий временное предоставление ликвидности значимым неплатежеспособным кредитным организациям на индивидуальной основе.

Читать еще:  Автокредит без каско на подержанные

Метаморфоза российского Центробанка: Из кредитора последней инстанции – в должника последней инстанции

Среди многих экономистов и финансистов сложилось стереотипное представление, что Центробанк не может быть убыточным. Ведь он сам «делает деньги»; ему, согласно закону, принадлежит «печатный станок» (право осуществлять денежную эмиссию). Ещё про него в учебниках по экономике написано, что он является «кредитором последней инстанции». Всё это дополнительно создает иллюзию, что Центробанк – «бессмертный бог» в мире денег. Но это ложное представление

Среди многих экономистов и финансистов сложилось стереотипное представление, что Центробанк не может быть убыточным. Ведь он сам «делает деньги»; ему, согласно закону, принадлежит «печатный станок» (право осуществлять денежную эмиссию). Ещё про него в учебниках по экономике написано, что он является «кредитором последней инстанции». Всё это дополнительно создает иллюзию, что Центробанк – «бессмертный бог» в мире денег. Но это ложное представление

Банкроты – побочный продукт процветающих банков.

Эдвард Йокель, современный польский публицист

Тема потенциальных и реальных убытков Центробанков не очень часто затрагивается в СМИ и даже экономических учебниках. Но если постараться, то можно найти достаточно много случаев, когда Центробанки по итогам отдельных годов получали отрицательные финансовые результаты. Вот, например, Центробанк Таиланда в 2017 году получил убытки в размере 271 млрд тайских батов (примерно 9 млрд долл. США), а в прошлом году убытки удалось уменьшить до 154 млрд тайских батов (около 5 млрд долл. США). Национальный банк Республики Беларусь в 2015 году получил убыток в размере, эквивалентном 0,6 млрд долл. США. У Центробанка Чехии к концу 2013 года объём накопленных убытков предыдущих лет составил 123,6 млрд чешских крон.

Достаточно много случаев, когда Центробанки по итогам отдельных годов получали отрицательные финансовые результаты. Фото: Кирилл Зыков / АГН «Москва»

Кстати, подобные неприятности случаются и с Центробанками экономически развитых стран Запада. Вот, например Национальный банк Швейцарии. По итогам 2013 года у него был зафиксирован убыток в размере 9,1 млрд швейцарских франков. Правда, потом швейцарский Центробанк набрал обороты и по итогам 2017 года получил рекордную прибыль в размере 54,4 млрд швейцарских франков (более 55 млрд долл. США). Однако на этой высоте ему не удалось удержаться. На следующий год был зафиксирован убыток в размере 14,9 млрд швейцарских франков. Все эти примеры можно было бы отнести к разряду финансовых курьёзов, не заслуживающих серьёзного изучения. Мол, всё это исключения из правил.

Но вот такой же казус приключился с российским Центробанком. По итогам 2017 года Банк России неожиданно получил большой убыток – 435,3 млрд руб. Тогда решили, что это, мол, случайность. Что у российского Центробанка большой запас прочности, который воплощён в его резервных фондах, сформированных в течение предыдущих лет прибыльной деятельности (на конец 2017 года, согласно годовому отчету Банка России, его резервные фонды равнялись 8,4 трлн руб.). Что, мол, в следующем году будет получена хорошая прибыль, которая с лихвой компенсирует убытки злополучного 2017 года.

Однако для многих стало неожиданностью, что и на следующий год финансовый результат Банка России оказался отрицательным. Убыток по итогам 2018 года был почти таким же – 434,6 млрд руб. Итого за два года суммарные убытки Центробанка без малого составили 0,9 трлн руб. Обратим внимание, что суммарные убытки за упомянутые два года превысили суммарные прибыли за предыдущие шесть лет (2011–2016 гг.)

Как можно понять из прозрачных намёков руководителей российского Центробанка, в 2019 году он в третий раз подряд получит отрицательный результат. Правда, никто из чиновников Банка России и независимых экспертов не рискует называть конкретной цифры ожидаемого убытка (об этой цифре мы, скорее всего, узнаем в мае следующего года, когда будет подготовлен и опубликован отчёт Банка России за 2019 год). Убытки Центробанка в течение трёх лет подряд – такой результат может претендовать на звание мирового рекорда. По крайней мере, мне не удалось обнаружить в доступных источниках, чтобы Центробанк какой-либо страны в течение трёх лет подряд получал отрицательные финансовые результаты. Это смогла сделать Эльвира Набиуллина, которая, как известно, в своё время получила звание лучшего руководителя Центробанка в мире.

Эльвира Набиуллина в своё время получила звание лучшего руководителя Центробанка в мире. Фото: Кирилл Зыков / АГН «Москва»

Впрочем, у Центробанка на этот счёт есть серьёзное объяснение-оправдание. Философия его руководителей примерно такова:

Не несёт убытков тот, кто ничего не делает.

А Банк России напряжённо трудится на ниве оздоровления банковского сектора российской экономики. Во-первых, отзывая лицензии коммерческих банков. Во-вторых, проводя санацию некоторых банков, которым была «дарована жизнь».

Если раньше Центробанк спасал коммерческие банки путём предоставления санируемым кредитным организациям кредитов, а также размещая на их депозитах свои средства, то с 2017 года у него появился такой инструмент санации, как Фонд консолидации банковского сектора (ФКБС). Через этот фонд Банк России входит в капиталы кредитных организаций, то есть оказывает банкам финансовую помощь в виде инвестиций. Естественно, Банк России говорит, что через фонд он входит в капиталы «на время», после санации доли фонда должны быть проданы частным акционерам. Таким именно способом уже в 2017 году началось проведение операции по спасению банков «Открытие», БИН, Промсвязьбанк. В 2018 году к ним были присоединены следующие банки: «Советский», ТРАСТ, «РОСТ-банк», АВБ, «Азиатско-тихоокеанский банк». А в начале 2019 года – «Московский Индустриальный банк».

К маю этого года на спасение банков с начала 2017 года Центробанком было направлено 2,8 трлн руб., причём по линии ФКБС – 1,8 трлн руб., а по линии АСВ (Агентство страхования вкладов) – 1,0 трлн руб. Формально АСВ имеет статус самостоятельной государственной организации, но агентство сильно истощилось за последние годы (за последние шесть лет ликвидировано около 400 кредитных организаций, а по каждой организации компенсационные выплаты измеряются миллиардами рублей). Поэтому в последние годы АСВ само почти банкрот и живёт за счёт кредитов Центробанка.

Читать еще:  Фискальная функция кредита

На ближайшие годы Центробанку могут потребоваться новые триллионы рублей на оздоровление банковского сектора. Или, как сегодня говорят, на затыкание гигантских «чёрных дыр» банковского сектора миллиардами и триллионами рублей.

Не исключено, что придётся давать новые кредиты Агентству по страхованию вкладов. Ожидаются новые санации с участием ФКБС. Наконец, потребуются дополнительные деньги на санацию даже тех банков, которые уже были «взяты в работу» в 2017–2018 гг. Взять, например, тот же банк ТРАСТ, его Банк России определил как «плохой банк», на который будут перебрасываться «токсичные активы» других банков. Те, в свою очередь, должны стать «хорошими». Первоначально финансовый регулятор оценивал, что в ходе санации банка ТРАСТ сумеет вернуть хотя бы 40% от той суммы активов, которая была изначально «нарисована» в финансовой отчётности кредитной организации (около 2 трлн руб.). Позднее выяснилось, что масштабы «чёрной дыры» в балансе банка намного больше и что реально вернуть можно лишь не более 20%. А это выльется в дополнительные сотни миллиардов рублей, которые Банк России должен будет предоставить «плохому банку».

Банк России должен будет предоставить «плохому банку» дополнительные сотни миллиардов рублей. Фото: Кирилл Зыков / АГН «Москва»

Всё это я напоминаю читателю только для того, чтобы показать, что убытки Банка России могут не ограничиться тремя годами (2017–2019 гг.). Но если ещё недавно это было всего лишь предположение, то сегодня об этом можно уже говорить как о «медицинском факте». И вот почему. 2 декабря 2019 года президент Владимир Путин подписал закон «О федеральном бюджете на 2020–2022 гг.». Если его внимательно изучать, то понимаешь, что в доходной части бюджета перечисления прибыли Банка России не предусмотрены. Напомню, что Банк России должен перечислять часть своей прибыли в бюджет. Сначала эта доля определялась в 50% (статья 26 Федерального закона о Центробанке). Затем через внесение поправок в законодательство процент был повышен до 75 и ещё позднее – до 90. Так было до того момента, пока у Центробанка была прибыль, то есть до 2016 года включительно. А дальше, как сами понимаете, если ноль умножить даже на 100, всё равно будет ноль.

Чтобы с «овцы» получить хотя бы «клок шерсти» было принято решение, что в российскую казну перечислит дивиденды Сбербанк, который, как известно, является «дочкой» Центробанка (Банку России принадлежит 50% капитала Сбербанка + 1 акция). По итогам 2017 и 2018 годов так оно и было. Так, за 2018 год Сбербанк направил на дивиденды 361,3 млрд руб., или 16 руб. на акцию. Это рекордные дивиденды Сбербанка, из которых бюджет получил около 180 млрд руб. Конечно, Банк России как «мама» Сбербанка был не в восторге от такой схемы, но ему пришлось смириться.

При подготовке трёхлетнего бюджета этот вопрос о вкладе Банка России в государственную казну опять возник. И в ходе дискуссий Эльвира Набиуллина вынуждена была признать, что Минфину в обозримом будущем не стоить рассчитывать на деньги Банка России, так как, мягко выражаясь, прибыли у Банка России в период 2020–2022 гг. не ожидается. В переводе на более доступный язык это означает, что у Банка России и в следующие три года будут убытки.

В последний месяц ведутся активные дискуссии по поводу того, не лишить ли Банк России «права материнства», не «удочерить» ли Сбербанк правительству? Фото: ALEXEY BYCHKOV / Globallookpress

Набиуллина с большим трудом согласилась с тем, что за «маму» (Центробанк) в этот период будет платить «дочка» (Сбербанк). В законе прямо прописаны ожидаемые суммы дивидендов «дочки», которые будут перечислены в бюджет (млрд руб.): 2020 г. – 217,0; 2021 г. – 254,6; 2022 г. – 282,5. Как видим, «дочка» очень платёжеспособная. А вот «мама» – с точки зрения фискальных интересов правительства – никакая. Вот и возникли в последний месяц активные дискуссии по поводу того, не лишить ли Банк России «права материнства», не «удочерить» ли Сбербанк правительству? Думаю, что распри по этому вопросу в ближайшее время могут разгореться. А причина в том, что «мама» утратила свою «дееспособность», то есть способность добиваться прибыли и вносить свой посильный фискальный вклад в казну.

Подводя итог сказанному, подчеркну, что складывается очень опасная ситуация: Банк России на протяжении шести лет подряд (2017–2022 гг.) может быть убыточной организацией. Таких прецедентов в мировой истории Центробанков не было. На наших глазах Центробанк России превращается из «кредитора последней инстанции» в «должника последней инстанции». То есть в банкрота. Хотя Неглинка приняла решение, что в России (как и в ряде других стран) будет свой «плохой банк», и назначила таковым банк ТРАСТ, но боюсь, что в конце концов таким «плохим банком» может оказаться сам Банк России. Замечу, что в отличие от обычного банкрота Центробанк может стать банкротом очень уникальным. Уникальность в том, что у него есть «печатный станок».

Эльвира Набиуллина с 2013 года твердит, что главной задачей Банка России является «таргетирование инфляции». Но для того, чтобы существовать в условиях хронических убытков, Банку России придётся включить на полную мощность «печатный станок» (эксперты говорят, что и сейчас «оздоровление» банковского сектора Банком России осуществляется с помощью необеспеченных рублей). Превращаясь в «должника последней инстанции», Центробанк может начать заливать пожар бензином, то есть заполнять «чёрные дыры» банковского мира России необеспеченными деньгами. Вместо «таргетированной инфляции» Россия рискует получить гиперинфляцию.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector