Invest-currency.ru

Как обезопасить себя в кризис?
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Иностранная организация без аккредитации

Открытие обособленного подразделения иностранной организации на территории России

С. Гаврилова, ведущий юрист ООО «РосКо — Консалтинг и аудит»

Опубликовано в «Финансовой газете. Региональный выпуск» № 41/2010

Иностранные организации, в соответствии со ст. 2 ГК РФ, являются полноправными участниками гражданских отношений на территории Российской Федерации. Соответственно, они вправе открывать на территории Российской Федерации обособленные подразделения — филиалы и представительства. При этом представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту (ч. 1 ст. 55 ГК РФ). Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства (ч. 2 ст. 55 ГК РФ). Филиал иностранного юридического лица создается в целях осуществления на территории Российской Федерации той деятельности, которую осуществляет за пределами Российской Федерации головная организация (абз. 1 ст. 21 Федерального закона от 09.07.1999 N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (далее — Закон — N 160-ФЗ)).

Открытие филиала и представительства иностранной организации состоит из нескольких этапов, а именно:

— аккредитации филиала или представительства в регистрационной палате при Минюсте России;

— постановки на учет филиала или представительства в налоговом органе;

— постановки на учет филиала или представительства в фондах социального, медицинского страхования и Пенсионном фонде Российской Федерации.

Дополнительно при открытии филиала производится открытие банковского счета для осуществления денежных расчетов. Кроме того, при открытии филиала или представительства в необходимых случаях производится аккредитация работников.

Государственный контроль как за созданием, так и за деятельностью и ликвидацией филиала иностранного юридического лица осуществляется посредством его аккредитации. Порядок аккредитации определен Правительством Российской Федерации (ст. 21 Закона N 160-ФЗ). Выполнение процедур по аккредитации филиалов и представительств иностранных юридических лиц осуществляет Государственная регистрационная палата при Минюсте России (ст. 24 Закона N 160-ФЗ, Постановление Правительства Российской Федерации от 21.12.1999 N 1419). Аккредитация представительства предоставляется на срок от года до трех лет, филиала иностранной компании — от года до пяти лет. При необходимости аккредитация может быть продлена. Для аккредитации представительства или филиала в регистрирующий орган представляются документы по установленному в законодательстве перечню, а именно:

— письменное заявление с просьбой разрешить открытие представительства (филиала) иностранного юридического лица в Российской Федерации;

— выписка из торгового реестра страны происхождения иностранного юридического лица или иной документ, подтверждающий факт регистрации иностранного юридического лица в соответствии с законодательством страны места нахождения;

— устав (учредительный договор) иностранного юридического лица;

— решение иностранного юридического лица об открытии представительства (филиала) в Российской Федерации;

— положение о представительстве (филиале) иностранного юридического лица в Российской Федерации;

— рекомендательное письмо банка, обслуживающего иностранное юридическое лицо в стране регистрации, с подтверждением его платежеспособности;

— рекомендательные письма российских деловых партнеров;

— нотариально заверенная копия генеральной доверенности о наделении главы представительства иностранного юридического лица в Российской Федерации необходимыми полномочиями;

— удостоверенная нотариусом доверенность уполномоченному лицу на ведение дел в регистрационной палате;

— документ, подтверждающий адрес представительства иностранного юридического лица в Российской Федерации;

— карточка сведений о представительстве иностранного юридического лица;

— оригиналы квитанций об оплате;

— документ о согласовании с администрациями субъектов Российской Федерации (администрациями краев, областей, республик, национальных округов) создания филиала в необходимых случаях;

— заключения соответствующих экспертиз в случаях, предусмотренных законами Российской Федерации (Минэнерго России, Минприроды России и др.).

Иностранные документы регистрирующим органом принимаются только с подлинными отметками о консульской легализации, если освобождение от этих процедур не предусмотрено международными соглашениями Российской Федерации, вместе с заверенным нотариально либо в консульском загранучреждении переводом на русский язык. Данные документы, в зависимости от их вида, действительны от 6 месяцев до одного года с даты выдачи.

В Регистрационной палате одновременно с аккредитацией представительство или филиал вносятся в сводный государственный реестр аккредитованных на территории Российской Федерации представительств или филиалов иностранных компаний. Внесение в реестр обязательно для всех обособленных подразделений независимо от того, когда и при какой организации они аккредитованы. Факт аккредитации удостоверяется соответствующим свидетельством. Свидетельство о внесении в реестр служит подтверждением официального статуса представительства или филиала. Данное свидетельство предъявляется при открытии банковских счетов, постановке на учет в налоговых органах, оформлении российских виз, прохождении таможенных процедур и в других необходимых ситуациях.

После завершения процедуры аккредитации осуществляется постановка обособленного подразделения на налоговый учет. Особенности учета иностранных организаций и иностранных граждан устанавливаются Минфином России (п. 1 ст. 83 НК РФ). В частности, вопросы постановки на учет иностранных организаций регулируются Положением об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, утвержденным Приказом МНС России от 07.04.2000 N АП-3-06/124 (далее — Положение).

Положением установлены сроки постановки на налоговый учет обособленного подразделения иностранных организаций. Данные сроки соблюдаются в ситуации, когда иностранная организация осуществляет или намеревается осуществлять деятельность в Российской Федерации через обособленное подразделение в течение периода, превышающего 30 календарных дней в году (непрерывно или по совокупности). В таком случае организация обязана встать на учет в налоговом органе по месту осуществления деятельности не позднее 30 дней с даты ее начала.

Что же считать датой начала деятельности иностранной организации на территории Российской Федерации? Согласно п. 3 ст. 306 НК РФ постоянное представительство иностранной организации считается образованным с начала регулярного осуществления предпринимательской деятельности через ее отделение.

Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 500 до 1 тыс. руб. (ч. 1 ст. 15.3 КоАП РФ).

Постановка на налоговый учет иностранной организации не связана с фактом возникновения обязанности по уплате налогов. Именно поэтому постановке на налоговый учет подлежат представительства, которые на территории Российской Федерации не осуществляют налогооблагаемую деятельность. Кроме того, постановка иностранной организации на налоговый учет осуществляется независимо от того, было аккредитовано обособленное подразделение в регистрирующих органах Российской Федерации или нет. Это обусловлено тем, что свидетельство об аккредитации не значится в числе документов, представляемых для постановки на налоговый учет.

Если иностранная организация осуществляет деятельность в нескольких местах на территориях, подконтрольных различным налоговым органам, то в каждом налоговом органе она обязана встать на учет. В ситуации, когда иностранная организация осуществляет деятельность в нескольких местах на территории, подконтрольной одному налоговому органу, она обязана информировать налоговый орган о каждом таком месте осуществления деятельности путем направления сообщения по установленной форме. Повторная постановка на налоговый учет в данном случае не требуется.

Положением установлено, что иностранные организации подлежат постановке на учет в налоговых органах с присвоением идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) и указанием кода причины постановки на учет (КПП). Постановка на учет осуществляется в течение пяти дней. Данный срок исчисляется со дня подачи заявления о постановке на учет с приложением всех необходимых документов. Полный перечень документов для постановки иностранной организации на налоговый учет приводится в Положении. Так, при постановке на учет в налоговый орган представляются следующие документы:

— заявление о постановке на учет по установленной форме;

— легализованные выписка из торгового реестра, или сертификат об инкорпорации, или другой документ аналогичного характера, содержащие информацию об органе, зарегистрировавшем иностранную организацию, регистрационном номере, дате и месте регистрации. Для организаций, создание которых не требует специальной регистрации (внесение в торговый реестр и т.п.), — легализованные копии учредительных документов. Могут быть предоставлены другие документы, содержащие информацию о получении права на ведение предпринимательской деятельности;

Читать еще:  Очередность погашения кредита

— справка налогового органа иностранного государства о регистрации иностранной организации в качестве налогоплательщика в стране инкорпорации с указанием кода налогоплательщика (или его аналога);

— решение уполномоченного органа иностранной организации о создании обособленного подразделения в Российской Федерации или в случае отсутствия такого решения копия договора, на основании которого осуществляется деятельность в Российской Федерации;

— доверенность, выданная иностранной организацией на главу (управляющего) отделения.

Документы для постановки на налоговый учет представляются в налоговые органы на русском языке или на иностранном языке с переводом на русский язык, заверенным в установленном порядке. Требование налоговыми органами дополнительных, не установленных законодательством документов для постановки на учет иностранных организаций не допускается. В случае непредставления полного комплекта документов или представления документов, оформленных ненадлежащим образом, налоговый орган обязан проинформировать об этом заявителя в течение пяти дней со дня поступления документов.

Факт постановки на налоговый учет удостоверяется выдачей свидетельства по форме N 2401ИМД с указанием ИНН и КПП.

Постановка на учет в фондах социального страхования, медицинского страхования и ПФР осуществляется после завершения регистрационных процедур в налоговом органе.

Аккредитация представительств и филиалов иностранных компаний: новый порядок с 01.01.2015 года

С начала настоящего года вступили в силу изменения, касающиеся аккредитации представительств и филиалов иностранных компаний. Новые правила будут интересны не только тем компаниям, которые решили открыть свое представительство или филиал в нашей стране, но и уже имеющим аккредитацию.

Как получить аккредитацию

Срок предоставления документов

Закон устанавливает обязанность для иностранных компаний, которые решили работать на территории РФ, обратиться в налоговую службу с заявлением об аккредитации в течение 12 месяцев после того, как было принято решение о создании, открытии филиала или представительства в России.

Документы необходимые для аккредитации:

  1. заявление об аккредитации с листом, содержащим сведения о численности иностранных работников и заверенным в ТТП РФ (форма данного документа утверждается налоговым органом);
  2. учредительные документы иностранной компании;
  3. выписка из реестра иностранных компаний или другой документ, который свидетельствует о юридическом статусе компании;
  4. документ о регистрации организации в качестве налогоплательщика в своей стране, выданный уполномоченным органом и содержащий код налогоплательщика (или аналог данного кода);
  5. решение компании о создании представительства или филиала в РФ;
  6. положение об иностранном филиале или представительстве;
  7. доверенность, подтверждающая необходимые полномочия руководителя филиала или представительства в РФ;
  8. квитанция об оплате госпошлины (за аккредитацию госпошлина составляет – 120 тысяч рублей);
  9. опись представленных документов – 2 экземпляра.

Документы, указанные в п.п. 2-7, необходимо предоставить не позднее 12 месяцев с момента их составления или выдачи.

Сроки проведения аккредитации

Аккредитация представительства или филиала должна быть проведена в течение 25 рабочих дней с момента предоставления всех необходимых документов. Налоговый орган выдает представителю филиала или представительства документ, который подтверждает аккредитацию, в течение 5 рабочих дней после внесения сведений в реестр, содержащий сведения об аккредитации (далее по тексту – реестр).

Причины отказа в аккредитации

Налоговая служба может отказать в аккредитации, если имеется хотя бы одно из следующих оснований:

  • заявитель не представил все необходимые документы, или документы не соответствуют требованиям, установленным соответствующими нормативными актами;
  • наличие недостоверной информации в представленных для аккредитации документах;
  • цель создания, открытия филиала, представительства не соответствует Конституции РФ, нормам международных договоров и законодательства РФ или создает угрозу национальным интересам, политической независимости, суверенитету, территориальной неприкосновенности нашей страны;
  • ранее была прекращена деятельность аккредитованных филиала или представительства данного юридического лица по причине грубого нарушения норм законодательства РФ или международных договоров.

Внесение изменений в реестр

Срок для предоставления документов составляет 15 календарных дней с момента изменения сведений.

Не более 10 рабочих дней налоговый орган будет вносить данные изменения в реестр и после этого в течение 5 рабочих дней филиал или представительство сможет получить подтверждающие документы.

Прекращение аккредитации

  • принято решение иностранной компании о прекращении деятельности своего обособленного подразделения;
  • сама иностранная компания прекратила свою деятельность;
  • налоговая служба приняла соответствующее решение.

Для случаев, когда прекращение аккредитации инициировано самой иностранной компанией (организация приняла решение о прекращении деятельности на территории РФ или сама прекратила свое существование), необходимо предоставить в налоговую службу следующие документы:

  • заявление, форма которого утверждена налоговым органом;
  • решение компании о прекращении деятельности на территории РФ.

Указанные документы необходимо предоставить не позднее 15 календарных дней с момента принятия указанного решения.

Аккредитация будет прекращена в течение 10 рабочих дней, а затем не позднее 5 рабочих дней можно будет получить документ, свидетельствующий о прекращении аккредитации.

Налоговый орган, в свою очередь, может принять решение о прекращении аккредитации по следующим основаниям:

  • непредставление филиалом или представительством налоговой отчетности в течение 12 месяцев с момента последнего ее представления;
  • почтовая корреспонденция из налогового органа, направленная в адрес иностранного филиала или представительства, в последние 12 месяцев возвращается обратно с пометками о выбытии адресата, истечении срока хранения или другими;
  • по счету в банке иностранного представительства или филиала отсутствуют операции в течение последних 12 месяцев или отсутствие счетов в банках.

Если решение о прекращении аккредитации принимается налоговым органом, то филиал или представительство не получат документ, который будет свидетельствовать о прекращении аккредитации.

Обратите внимание! Уже аккредитованным филиалам и представительствам, у которых срок аккредитации не истечет до 01.04.2015 года, необходимо подать сведения в налоговый орган до указанной даты. Налоговый орган должен утвердить порядок, формы и формат предоставления указанных сведений. Если данное требование не будет выполнено, то с 01.04.2015 аккредитация для таких филиалов, представительств будет прекращена.

Аккредитация представительств и филиалов иностранной компании, работающей в области гражданской авиации, или кредитной организации имеет некоторые особенности, которые не отражены в настоящей статье.

Новый порядок аккредитации иностранных юрлиц

Новый порядок аккредитации филиалов и представительств иностранных юридических лиц с 1 января 2015 года: что изменилось и стало ли проще?

Федеральным законом от 5 мая 2014 г. №106-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в ряд законодательных актов РФ, в том числе и в Федеральный закон от 9 июля 1999 года №160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (далее по тексту — Закон об иностранных инвестициях в РФ). В отношении Закона об иностранных инвестициях в РФ изменения вступили в силу с 1 января 2015 г. Они коренным образом изменили порядок аккредитации филиалов, представительств иностранных организаций.

В настоящей статье речь пойдет вступившей в силу с 1 января 2015 г. редакции Закона об иностранных инвестициях в РФ в части аккредитации представительств, филиалов иностранных компаний, внесения изменений в сведения о таких филиалах и представительствах, порядке их ликвидации, за исключением совершения указанных действий в отношении представительств иностранных юридических лиц, осуществляющих деятельность в области гражданской авиации, и представительств иностранных кредитных организаций.

Читать еще:  Система показателей кредита методы их расчета

До 1 января 2015 г. полномочиями по выдаче разрешений на осуществление деятельности филиалов и представительств иностранных юридических лиц обладала Торгово-промышленная палата РФ (а в некоторых случаях и ее территориальные отделения) (далее по тексту — ТПП), полномочиями по аккредитации филиалов и представительств иностранных юридических лиц — Государственная регистрационная палата при Министерстве юстиции РФ (далее по тексту — ГРП). С 1 января 2015 г. полномочия по осуществлению аккредитации филиалов, представительств иностранных юридических лиц переданы Федеральной налоговой службе (п.1 ст.21 Закона об иностранных инвестициях в РФ; п. 1 Постановления Правительства РФ от 30.09.2004 г. №506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе»).

В соответствии с п.2 Приказа ФНС от 26.12.2014 г. №ММВ-7-14/680@ аккредитация или внесение изменений в сведения, содержащиеся в реестре, либо прекращение действия аккредитации осуществляется уполномоченным Федеральной налоговой службой территориальным налоговым органом. Согласно Приказу Федеральной налоговой службы от 22 декабря 2014 г. №ММВ-7-14/668@ полномочия по аккредитации филиалов, представительств иностранных юридических лиц (за исключением представительств иностранных кредитных организаций), осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации возложены на Межрайонную инспекцию ФНС России №47 по г. Москве.

Новая редакции наиболее подробно описывает порядок создания и ликвидации филиалов, представительств иностранных комапний, а в совокупности с Приказами, принятыми Федеральной налоговой службой в этой области, делает процедуру по аккредитации более понятной. Если ранее не было четкого порядка оформления документов, подаваемых при аккредитации, и их оформление было возможным в свободной форме, то сейчас Приказом ФНС России от 26.12.2014 г. №ММВ-7-14/681@ установлены специальные формы заявлений, необходимых для совершения тех или иных действий. Это существенно упрощает порядок подготовки заявлений и минимизирует время на их подготовку.

Как и ранее, филиал, представительство иностранного юридического лица создаются, открываются, прекращают свою деятельность на основании решения иностранного юридического лица. Иностранное юридическое лицо в течение 12 месяцев после принятия решения о создании, об открытии на территории РФ филиала, представительства обязано представить заявление об аккредитации, включающее в себя заверенные ТПП сведения о численности иностранных граждан, являющихся работниками этих филиала, представительства, и соответствующий пакет документов. Перечень документов утвержден п.6 Приказа ФНС от 26.12.2014 г. №ММВ-7-14/680@. В настоящий момент существует ряд вопросов, ответы на которые будут сформированы только после практического применения нового порядка аккредитации. Например, в заявлении по форме 15АФП, содержится лист, в котором заявители указывают численный состав работников, согласованный с ТПП. При этом на листе имеется графа, где должна быть проставлена отметка ТПП о согласовании. Четких разъяснений по этому поводу ни Закон об иностранных инвестициях, ни Приказы ФНС не содержат. Специалисты региональных отделений ТПП также не могут дать пояснений относительно практического осуществления задуманного. Вероятнее всего, при согласовании с ТПП количества работников необходимо будет направлять в ТПП лист из заявления и прикреплять его при подаче заявления на получение аккредитации.

Как в Законе об иностранных инвестициях в РФ, так и в Приказе ФНС от 26.12.214 г. №ММВ-7-14/680@ установлены конкретные сроки, в которые заявителям надлежит подать документы, а налоговому органу осуществить регистрацию. Так, аккредитация филиала, представительства иностранной компании должна осуществляться в срок, не позднее 25 рабочих дней со дня предоставления соответствующих документов вместе с заявлением. Прежняя редакция Закона об иностранных инвестициях РФ не содержала указания на срок аккредитации. Внесение изменений в сведения, содержащиеся в реестре в отношении иностранного юридического лица осуществляется в течение 10 рабочих дней, равно как и прекращение действия аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица. По факту совершения уполномоченным органом регистрации заявителю будет выдаваться документ по форме, утвержденной Приказом ФНС от 26.12.2014 г. №ММВ-7-14/681@. Так, факт аккредитации будет подтверждаться свидетельством по форме 15СвФП и выдачей информационного листа по форме 15ЗФП (по аналогии с Листом записи при регистрации российского юридического лица либо внесения изменений в сведения о российском юридическом лице).

При этом ни Закон об иностранных инвестициях в РФ, ни Приказы ФНС не содержат информации относительно платы (сбора), взимаемой за совершение регистрационных действий, а также срока, на который может быть выдана аккредитация. Ранее получить разрешение/аккредитацию можно было на 1, 3, 5 лет.

Что касается госпошлины за аккредитацию филиала, представительства, то с 1 января 2015 г. ее размер как для филиалов, так и для представительств составит 120 000 рублей за каждый филиал, за каждое представительство. До 1 января 2015 г. госпошлина оплачивалась только при аккредитации филиала, при этом дополнительно к госпошлине подлежал оплате сбор ТПП или ГПР, при аккредитации представительства подлежал оплате только сбор. Сумма сбора устанавливалась в условных единицах, расчет которых производился по курсу доллара к рублю на день оплаты счета.

Закон об иностранных инвестициях в РФ устанавливает также исчерпывающий перечень оснований для отказа в регистрации и оснований прекращения действия аккредитации. Следует отметить, что ранее филиал мог прекратить деятельность по решению иностранного юридического лица. Статьей 21 Закона об иностранных инвестициях в РФ установлено, что действие аккредитации может быть прекращено также в связи с прекращением деятельности иностранного юридического лица или по решению уполномоченного органа. Если вариант с прекращением деятельности иностранным юридическим лицом ранее не был законодательно закреплен, но представлялся логичным, то прекращение действия аккредитации по решению уполномоченного органа является новеллой. Перечень оснований для принятия такого рода решений закреплен в п.7 ст.21 Закона об иностранных инвестициях в РФ. Перечень исчерпывающий и не подлежит расширительному толкованию.

Еще одним новшеством — с одной стороны, позитивным, а с другой — возлагающим дополнительные обязанности для уже аккредитованных филиалов и представительств иностранных компаний — является создание государственного реестра аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц и предоставления сведений из него.

Сведения о филиалах, представительствах иностранных юридических лиц, которые будут аккредитованы после 1 января 2015 г. подлежат внесению в государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц (далее по тексту — Реестр). При этом записи будет присваиваться номер записи об аккредитации (далее по тексту — НЗА). Именно НЗА необходимо будет указывать в документах при внесении изменений в сведения об иностранном юридическом лице либо прекращении действия аккредитации, а не ИНН, как ранее. Сведения, содержащиеся в Реестре могут быть предоставлены заинтересованным лицам по запросу в произвольной форме. Состав сведений, подлежащих внесению в Реестр, и объем предоставляемых сведений из него утвержден Приказом ФНС от 26.12.2014 г. №ММВ-7-14-683@. Информация предоставляется заявителям в виде Выписки или Справки об отсутствии запрашиваемой информации в срок, не превышающий 5 рабочих дней. Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 25.12.2014 №1491 за предоставление сведений из Реестр взимается плата в размере 200 рублей. О возможности получения сведений из Реестра в укоренном порядке (по аналогии с выпиской из ЕГРЮЛ) в приказами ФНС не предусмотрена.

Кроме того, сведения из Реестра будут доступны в сети Интернет, на сайте Федеральной налоговой службы.

Те филиалы и представительства иностранных юридических лиц, которые были аккредитованы или осуществляли деятельность на основании разрешения на открытие представительства до 1 января 2015 г., у которых срок действия соответственно аккредитации, разрешения не истечет до 1 апреля 2015 г., обязаны в срок до 1 апреля 2015 г. подать сведения о себе для внесения в Реестр. Внесение сведений производится на бесплатной основе.

Читать еще:  Проценты по просроченному кредиту проводки

С 1 января 2015 г. в соответствии с пунктом 10 статьи 21 Закона об иностранных инвестициях в РФ уполномоченный налоговый орган в срок не позднее чем 3 рабочих дня автоматически будет направлять в электронной форме сведения об аккредитации, внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре, о прекращении действия аккредитации представительства, филиала иностранного юридического лица в государственные внебюджетные фонды для регистрации или снятия с регистрационного учета филиала, представительства иностранного юридического лица в качестве страхователей.

Пунктом 4 статьи 83 Налогового кодекса РФ установлено, что постановка на учет (снятие с учета) в налоговых органах иностранной организации по месту осуществления ею деятельности на территории Российской Федерации через аккредитованные филиал, представительство осуществляется на основании сведений, содержащихся в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц.

Таким образом, обязанность подавать сведения для постановки филиала, представительства иностранного юридического лица на налоговый учет, а также в государственные внебюджетные фонды для регистрации в качестве страхователя у аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц с 1 января 2015 г. отменена.

Упростит ли новый порядок аккредитации саму процедуру, не скажется ли это на сроках аккредитации покажет, как обычно, практика. Специалисты группы правовых компаний ИНТЕЛЛЕКТ-С ежедневно проводят мониторинг законодательства и готовы оказать любую помощь в аккредитации филиалов, представительств иностранных комапний квалифицированно и в максимально короткие сроки.

Нужна ли аккредитация обособленных подразделений иностранных компаний?

У многих иностранных компаний, работающих в России, возникает потребность в более оперативном осуществлении деятельности в разных регионах страны. Российские организации, как правило, открывают для этих целей обособленные подразделения (далее – ОП1). В настоящее время постановка ОП иностранных компаний на учёт в налоговом органе иногда сопряжена с некоторыми трудностями, которые обусловлены тем, что порядок постановки на учёт не приведён в соответствие с порядком аккредитации обособленных подразделений.

В качестве примера, иллюстрирующего такие трудности, можно использовать следующую ситуацию: иностранная компания, имеющая филиал в России и занимающаяся установкой и обслуживанием оборудования для производства деталей, планирует обслуживать несколько заводов в различных регионах России, причём как установка, так и обслуживание производятся на территории этих заводов в течение срока более 30 календарных дней. Исходя из смысла абз.18 п.2 ст.11 НК РФ, если рабочее место создаётся на срок более одного месяца, то оно считается стационарным, и поскольку оно является территориально обособленным от филиала этой компании, это обуславливает создание ОП, которое должно быть поставлено на учёт в налоговом органе в течение 30 календарных дней с момента его создания. Порядок постановки на учёт в налоговом органе ОП иностранного юридического лица содержится в п. 4 Приказа Минфина РФ от 30.09.2010 № 117н «Об утверждении Особенностей учета в налоговых органах иностранных организаций, не являющихся инвесторами по соглашению о разделе продукции или операторами соглашения» (далее – Приказ Минфина). Стоит отдельно отметить, что там же указана возможность осуществления деятельности иностранной компании через «филиал, представительство, отделение, бюро, контору, агентство, любое другое обособленное подразделение». Подобная позиция подтверждается в том числе в п. 2 ст. 306 НК РФ и Письмом Минфина РФ от 26 октября 2015 г. №03-08-05/61259. Наконец, в абз. 4 п. 4 ст. 83 НК РФ напрямую указано, что иные обособленные подразделения (не отнесённые к филиалам и представительствам) становятся на налоговый учёт на основании соответствующего заявления в ФНС.

Однако если порядок постановки ОП на учёт в налоговом органе можно считать детально регламентированным, то его аккредитация представляется невозможной в силу действующего Приказа ФНС от 26 декабря 2014 г. № ММВ-7-14/680@ (далее – Правила аккредитации), который предусматривает возможность аккредитации только филиалов и представительств. Это довольно странно, учитывая тот факт, что представленная в качестве примера ситуация по всем признакам соответствует той, которая используется для определения понятия «строительная площадка иностранной организации» в ст. 308 НК РФ. Данная категория впервые появилась в редакции НК РФ от 31.12.2001 для более детального регламентирования деятельности иностранных инвесторов в целях налогообложения. По всей видимости, на тот момент предполагалось, что иностранные компании будут осуществлять свою деятельность через множество ОП.

Выполнение работ на такой площадке создаёт все необходимые предпосылки для возникновения «постоянного представительства», ещё одного понятия, используемого в налоговом законодательстве в целях налогообложения: согласно п.2 ст. 306 НК РФ, постоянным представительством является «филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации, через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность», связанную в том числе с «проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и эксплуатации оборудования».

Строительная площадка иностранной организации – это частный случай образования постоянного представительства, и выделение такого понятия, как «строительная площадка иностранной организации», в НК РФ предполагает наличие порядка аккредитации ОП в Правилах аккредитации. Дополнительным фактом в подтверждение этому являются практически идентичные требования в Приказе Минфина при постановке на учёт в налоговые органы ОП как российских, так и иностранных юридических лиц, их идентичное правовое положение, а также их практическое использование в целом. Однако если ставить ОП иностранных компаний на учёт в налоговом органе можно, то открывать их нельзя.

В настоящее время единственным верным решением в плане соблюдения законодательства является аккредитация нескольких филиалов, необходимость в которых отпадает сразу после завершения работ, и такая ситуация представляется неприемлемой по нескольким причинам.

    Во-первых, смысл аккредитации состоит, прежде всего, в признании правосубъектности ОП иностранных юридических лиц, которое возможно после проверки сведений о самом юридическом лице, а также в учёте ОП. После аккредитации его филиала или представительства все нужные данные содержатся в реестре аккредитованных филиалов и представительств, поэтому нет никакой необходимости в повторном требовании соответствующих документов, кроме тех, которые свидетельствуют о создании нового ОП.

Во-вторых, за процедуру аккредитации каждого из филиалов/представительств взимается государственная пошлина. В рамках ситуации, приведённой в качестве примера, осуществление работ будет связано со значительными затратами, что может сделать создание филиалов экономически нецелесообразным вариантом.

  • В-третьих, срок аккредитации каждого из филиалов в соответствии с Правилами аккредитации занимает до 25 рабочих дней, на практике это может занять до 30 рабочих дней вкупе со сроком выдачи свидетельства. Такой срок может быть в некоторой степени обоснован анализом новых данных, но в случае открытия нового ОП, как упоминалось выше, вся информация о компании и филиале уже имеется в реестре, поэтому представляется разумным установить для регистрации ОП срок, равный сроку его постановки на налоговый учёт. В таком случае иностранные компании смогли бы таким образом более оперативно осуществлять свою деятельность.
  • Кроме того, в случаях, связанных с проведением продолжительных строительных работ или работ, связанных с установкой оборудования, российскими компаниями преимущественно используется практика открытия ОП, и было бы разумно позволить иностранным компаниями также аккредитовывать ОП.
    Таким образом, на данный момент существует необходимость оптимизации законодательства о филиалах и представительствах иностранных компаний. Это поспособствует повышению инвестиционной привлекательности России и приданию иностранным инвесторам большей гибкости при ведении хозяйственной деятельности.

    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты 220 Вольт
    Adblock
    detector