Invest-currency.ru

Как обезопасить себя в кризис?
12 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Бюджетные кредиты проводки

Бюджетные кредиты проводки

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Может ли муниципальное бюджетное учреждение взять кредит в коммерческом банке? Если может, то какова эта процедура, какие документы надо оформлять, нужно ли разрешение учредителя, необходимо ли вносить изменения в устав? Может ли кредит зачисляться на лицевой счет учреждения, открытый в казначействе, или необходимо открывать счет в коммерческом банке? Какие бухгалтерские проводки используются для отражения операций по зачислению заемных денежных средств и уплате процентов?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
1. Прямого запрета на взятие бюджетным учреждением банковского кредита законодательство не содержит. Вместе с тем бюджетному учреждению необходимо быть готовым обосновать контролирующим органам, а также органу, осуществляющему в его отношении функции и полномочия учредителя, необходимость привлечения заемных средств.
2. Порядок и условия предоставления кредита регулируются договором между банком и клиентом. Договоры, связанные с привлечением учреждением заемных денежных средств, должны заключаться с соблюдением положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» или Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Если в совершении сделки по получению займа имеется заинтересованность либо если такую сделку следует относить к крупным, то она может быть совершена бюджетным учреждением только с одобрения органа, осуществляющего в его отношении функции и полномочия учредителя.
3. Операции с заемными средствами бюджетному учреждению следует отражать на лицевом счете, предназначенном для учета средств от приносящей доход деятельности. Для отражения таких операций в бухгалтерском учете бюджетного учреждения применяется счет 301 14 «Расчеты по заимствованиям, не являющимся государственным (муниципальным) долгом».

Обоснование вывода:
1. Бюджетные учреждения осуществляют свою деятельность в соответствии ГК РФ и Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон N 7-ФЗ).
В соответствии с положениями п. 1 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Источником финансового обеспечения деятельности бюджетных учреждений выступают средства субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, субсидий на иные цели, предоставленных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, средства обязательного медицинского страхования при осуществлении бюджетным учреждением соответствующей деятельности (смотрите также п. 3 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ).
Кроме того, в качестве источника финансового обеспечения деятельности бюджетного учреждения выступают средства, полученные таким учреждением от приносящей доход деятельности, осуществляемой в соответствии с видами деятельности, указанными в уставе учреждения (п. 4 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ). Такие средства могут быть получены как в рамках основной деятельности, так и в рамках иной деятельности бюджетного учреждения. Вместе с тем согласно положениям п. 4 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ, п. 3 ст. 298 ГК РФ бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям.
Заемные средства в качестве источника финансового обеспечения деятельности бюджетного учреждения в законодательстве не поименованы. Однако и прямого запрета на привлечение заемных средств в целях исполнения принятых обязательств бюджетным учреждением ни Закон N 7-ФЗ, ни ГК РФ не содержат (смотрите также письмо Минэкономразвития России от 22.12.2014 N Д28И-2829).
Вместе с тем осуществление бюджетным учреждением операций по кредитным договорам не соответствует целям создания такой организационно-правовой формы, как бюджетное учреждение (смотрите, в частности, письмо Минфина России от 30.01.2017 N 02-05-12/4613). Кроме того, расходы на уплату процентов за использование заемных средств могут квалифицироваться контролирующими органами в качестве неэффективного использования средств бюджетного учреждения.
Поскольку привлечение заемных средств для собственных нужд учреждения само по себе не является видом деятельности бюджетного учреждения, то внесение изменений в устав не требуется. Кроме того, даже факт внесения соответствующих изменений в устав относительно возможности осуществлять привлечение заемных средств не исключает вероятность предъявления претензий со стороны контролирующих органов. Бюджетному учреждению необходимо быть готовым обосновать контролирующим органам, а также органу, осуществляющему в его отношении функции и полномочия учредителя, необходимость привлечения заемных средств. К примеру, в отсутствие заемных средств бюджетное учреждение не сможет исполнить принятые перед поставщиками обязательства, что может повлечь дополнительные затраты, связанные с уплатой пени, штрафов, размер которых может превысить расходы на уплату процентов по кредиту, и т.п. При этом следует заручиться расчетами. Необходимость принятия обязательств в отсутствие средств на их оплату также необходимо обосновать. В ином случае бюджетному учреждению отстоять свою точку зрения, связанную с необходимостью привлечения заемных средств, не удастся.
2. Порядок и условия предоставления кредита регулируются договором между банком и клиентом. По кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее (п. 1 ст. 819 ГК РФ).
Договоры, связанные с привлечением учреждением заемных денежных средств, должны заключаться с соблюдением положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» или Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
При принятии решения о получении займа бюджетным учреждением следует иметь в виду, что, если в совершении сделки по получению займа имеется заинтересованность либо если такую сделку следует относить к крупным, то согласно положениям п. 13 ст. 9.2 и п. 3 ст. 27 Закона N 7-ФЗ она может быть совершена бюджетным учреждением только с одобрения органа, осуществляющего в его отношении функции и полномочия учредителя.
3. По общему правилу бюджетные учреждения осуществляют операции с поступающими им денежными средствами через лицевые счета, открытые в органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов РФ, муниципальных образований (п. 8 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ). Необходимость и возможность открытия счета в кредитной организации в целях осуществления операций с заемными средства законодательно не закреплена.
Кроме того, учет операций с привлеченными заемными средствами ведется на счете 301 00 «Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам» (п. 248 Инструкции, утвержденной приказами Минфина России от 01.12.2010 N 157н). При этом указанный счет применяется бюджетными учреждениями в корреспонденции со счетом 201 11 «Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства» (п.п. 124, 125 Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н, далее — Инструкция N 174н). Более того, возможность применения счета 201 21 «Денежные средства учреждения на счетах в кредитной организации» бюджетными учреждениями Инструкцией N 174н не предусмотрена. Все это указывает на то, что операции с заемными средствами бюджетному учреждению следует отражать на лицевом счете, предназначенном для учета средств от приносящей доход деятельности.
С учетом п.п. 124, 125 Инструкции N 174н, а также рекомендаций, данных в приложении к письму Минфина России и Федерального казначейства от 07.04.2017 NN 02-07-07/21798, 07-04-05/02-308, операции по зачислению заемных средств, а также по их возврату и уплате процентов за их использование, подлежат отражению в учете бюджетного учреждения следующими бухгалтерскими записями:
1) Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 301 14 710, одновременно отражено увеличение забалансового счета 17 (код 710 КОСГУ, код аналитики 710)
— привлеченный кредит (заем) поступил на лицевой счет бюджетного учреждения;
2) Дебет 2 301 14 810 Кредит 2 201 11 610, одновременно отражено увеличение забалансового счета 18 (код 810 КОСГУ, код аналитики 810)
— перечислен платеж в счет погашения долга;
3) Дебет 2 401 20 231 Кредит 2 301 14 710
— отражено начисление процентов по долговому обязательству бюджетного учреждения;
4) Дебет 2 301 14 810 Кредит 2 201 11 610, одновременно отражено увеличение забалансового счета 18 (код 231 КОСГУ, 853 КВР)
— перечислен платеж в счет погашения процентов по кредиту (займу).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сульдяйкина Валентина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

20 сентября 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Учет кредитором выданных бюджетных кредитов

Долговые обязательства в виде бюджетного кредита

Бюджетный кредит — денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, юридическому лицу (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основах (ст. 6 БК РФ).

Читать еще:  Списание кредиторской задолженности проводки бюджет

В соответствии с пунктом 1 статьи 93.2 БК РФ бюджетный кредит может быть предоставлен Российской Федерации, субъекту РФ, муниципальному образованию или юридическому лицу на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством РФ, на условиях и в пределах бюджетных ассигнований, которые предусмотрены соответствующими законами (решениями) о бюджете, с учетом положений, установленных БК РФ и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.

Бюджетный кредит может быть предоставлен только субъекту РФ, муниципальному образованию или юридическому лицу, которые не имеют просроченной задолженности по денежным обязательствам перед соответствующим бюджетом (публично-правовым образованием), а для юридических лиц — также по обязательным платежам в бюджетную систему РФ, за исключением случаев реструктуризации обязательств (задолженности) (п. 1 ст. 93.2 БК РФ).

Согласно пункту 2 статьи 93.2 БК РФ бюджетный кредит предоставляется на условиях возмездности, если иное не предусмотрено БК РФ или соответствующими законами (решениями) о бюджете, и возвратности.

При утверждении бюджета устанавливаются цели, на которые может быть предоставлен бюджетный кредит, условия и порядок предоставления бюджетных кредитов, бюджетные ассигнования для их предоставления на срок в пределах финансового года и на срок, выходящий за пределы финансового года, а также ограничения по получателям (заемщикам) бюджетных кредитов.

Заемщики обязаны вернуть бюджетный кредит и уплатить проценты за пользование им в порядке и сроки, установленные условиями предоставления кредита и (или) договором.

Бюджетный кредит может быть предоставлен только при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату указанного кредита, уплате процентных и иных платежей, предусмотренных соответствующим договором (соглашением), за исключением случаев, когда заемщиком является Российская Федерация или субъект РФ, государственная корпорация «Банк развития и внешне­экономической деятельности (Внешэкономбанк)» (п. 3 ст. 93.2 БК РФ).

Надоело искать новости на множестве бухгалтерских сайтов? Боитесь пропустить действительно важные изменения в законодательстве?

Подписывайтесь на крупнейший бухгалтерский канал БУХ.1С в Telegram https://t.me/buhru (или набрать @buhru в строке поиска в Telegram) и мы оперативно пришлем важные новости прямо в ваш телефон!

P.S. А еще у нас весело 🙂

Способами обеспечения исполнения обязательств юридического лица, муниципального образования по возврату бюджетного кредита, уплате процентных и иных платежей, предусмотренных законом и (или) договором, могут быть только банковские гарантии, поручительства, государственные или муниципальные гарантии, залог имущества в размере не менее 100 % предоставляемого кредита. Обеспечение исполнения обязательств должно иметь высокую степень ликвидности (п. 3 ст. 93.2 БК РФ).

Не допускается принятие в качестве обеспечения исполнения обязательств юридического лица, муниципального образования государственных или муниципальных гарантий публично-правовых образований, поручительств и гарантий юридических лиц, имеющих просроченную задолженность по обязательным платежам или по денежным обязательствам перед соответствующим бюджетом (публично-правовым образованием), а также поручительств и гарантий юридических лиц, величина чистых активов которых меньше величины, равной трехкратной сумме предоставляемого кредита (п. 3 ст. 93.2 БК РФ).

Местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации могут предоставляться бюджетные кредиты на срок до трех лет (п. 2 ст. 93.3 БК РФ).

Бюджетный учет расчетов по предоставлению кредита

Если бюджетный кредит предоставляется муниципальному образованию, то заемщик должен обеспечить исполнение обязательств по возврату бюджетного кредита (п. 3 ст. 93.2 БК РФ).

То есть в договоре о предоставлении бюджетного кредита могут быть прописаны следующие виды обеспечения исполнения обязательств:

  • банковские гарантии;
  • поручительства;
  • государственные или муниципальные гарантии;
  • залог имущества в размере не менее 100 %.

Для учета залогового имущества или иных видов обеспечения исполнения обязательств (поручительство, банковская гарантия и т.д.) применяется забалансовый счет 10 «Обеспечение исполнения обязательств» (п. 351 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, далее — Инструкция № 157н).

Принятие имущества на забалансовый счет 10 производится в сумме обязательства, в обеспечение которого получено имущество, на основании оправдательных первичных учетных документов (п. 351 Инструкции № 157н). При исполнении обязательства, в обеспечение которого было получено имущество, производится списание суммы обеспечения с забалансового счета 10 (абз. 3 п. 351 Инструкции № 157н).

Аналитический учет по забалансовому счету 10 ведется в Многографной карточке (ф. 0504054) в разрезе обязательств по видам имущества (обеспечения), его количеству, местам его хранения, а также обязательствам, в обеспечение которых они поступили (п. 352 Инструкции № 157н, Приложение № 5 к приказу Минфина России от 30.03.2015 № 52н, далее — Приказ № 52н).

Обеспечение обязательства в виде банковской гарантии отражается на забалансовом счете 10 датой предоставления банковской гарантии. Выбытие банковской гарантии с учета отражается на забалансовом счете 10 со знаком «минус» датой прекращения обязательства, в обеспечение которого выдана банковская гарантия (письмо Минфина России от 27.06.2014 № 02-07-07/31342).

Согласно пункту 81 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н (далее — Инструкция № 162н), учет расчетов по предоставленным бюджетным кредитам и начисленным по ним в соответствии с условиями предоставления заимствований процентам, штрафам и пеням ведется на счете 0 207 11 000 «Расчеты с бюджетами бюджетной системы Российской Федерации по предоставленным бюджетным кредитам».

Аналитический учет по счету 0 207 11 000 ведется в Карточке учета выданных кредитов, займов (ссуд) (ф. 0504057) в разрезе видов заимствований и дебиторов, а также сумм основного долга, начисленных процентов, штрафов и (или) пеней (п. 210 Инструкции № 157н, Приложение № 5 к Приказу № 52н).

Бухгалтерские записи по отражению в учете кредитора банковской гарантии, бюджетного кредита, а также начисленных на него процентов согласно пункту 82 Инструкции № 162н, приведены в таблице.

№ п/п

Операция

Дебет

Кредит

Документ БГУ2 / типовая операция

Получение обеспечения исполнения обязательства по бюджетному кредиту в виде банковской гарантии

Предоставление из бюджета бюджетных кредитов с лицевого счета, открытого в органе казначейства

КИФ 1 207 11 540

КИФ 1 304 05 540

«Заявка на кассовый расход», «Заявка на кассовый расход (сокращенная)», «Платежное поручение», «Кассовое выбытие» / «Предос­тавление кредитов, займов (ссуд) (207.00)»

Начисление процентов по предоставленным кредитам, займам (ссудам)

КДБ 1 207 11 540

КДБ 1 401 10 120

«Обслуживание кредитов и займов» / «Начисление процентов, штрафов, пеней по предоставленным кредитам, займам (ссудам)» / «Обслуживание кредитов и займов»

Погашение задолженности по предос­тавленным бюджетным кредитам

КИФ 1 210 02 640
КИФ 1 201 21 510
КИФ 1 201 27 510
17 (КИФ, КОСГУ 640)

КИФ 1 207 11 640

«Кассовое поступление» / «Погашение задолженности по предос­тавленным кредитам, займам (ссудам), по уплаченным гарантиям (207 00)»

Погашение начисленных процентов по предоставленным бюджетным кредитам

КДБ 1 210 02 120

КДБ 1 207 11 640

«Кассовое поступление» / «Погашение задолженности по предос­тавленным кредитам, займам (ссудам), по уплаченным гарантиям (207 00)»

Списание сумм обеспечения исполнения обязательства по бюджетному кредиту в виде банковской гарантии по окончании выплаты долга

Согласно пункту 211 Инструкции № 157н и Приложению № 5 к Приказу № 52н отражение операций по счету 0 207 11 000 осуществляется в Журнале операций с безналичными денежными средствами (ф. 0504071), а в части операций по переоценке сумм заимствований и начислению процентов, пеней (штрафов) — в Журнале по прочим операциям (ф. 0504071).

Согласно Приложению № 5 к Приказу № 52н для отражения результатов инвентаризации задолженности по кредитам, займам (ссудам), находящимся на учете в учреждении применяется Инвентаризационная опись задолженности по кредитам, займам (ссудам) (ф. 0504083). Инвентаризационная опись задолженности по кредитам, займам (ссудам) (ф. 0504083) заполняется по видам задолженности в разрезе заемщиков и кредитных соглашений по соответствующим номерам счетов бухгалтерского учета.

Учет бюджетных кредитов кредитором в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8» (ред. 2)

Для отражения в учете кредитора банковской гарантии, бюджетного кредита, а также начисленных на него процентов в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8» редакции 2 (БГУ 2) применяются документы подсистем Планирование и санкционирование, Денежные средства.

Для включения функционала по учету выданных и полученных кредитов и займов, учету долговых обязательств необходимо включить флаг Учет кредитов, займов, долговых обязательств на странице Специализированные подсистемы формы настройки параметров учета (раздел Администрирование, команда Настройка параметров учета).

Бухгалтерские записи по отражению в учете кредитора банковской гарантии, бюджетного кредита, а также начисленных на него процентов и документы, которыми они формируются в программе, приведены в таблице.

Согласно Приложению № 1 к Инструкции № 162н предоставление и погашение основного долга по бюджетному кредиту в учете кредитора отражается по бюджетной классификации источников финансирования дефицитов бюджетов (КИФ), а возврат и начисление процентов — по бюджетной классификации доходов бюджетов (КДБ).

Приложениями № 6, № 7 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ (утв. приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н, далее — Указания № 65н) установлены следующие коды бюджетной классификации:

  • для предоставления бюджетного кредита — КИФ 000 01 06 05 02 02 0000 540 «Предоставление бюджетных кредитов другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации из бюджетов субъектов Российской Федерации в валюте Российской Федерации»;
  • для начисления и возврата процентов по бюджетному кредиту — КДБ 000 1 11 03020 02 0000 120 «Проценты, полученные от предоставления бюджетных кредитов внутри страны за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации»;
  • для начисления и возврата штрафных санкций по бюджетному кредиту — КДБ 000 1 16 42020 02 0000 140 «Денежные взыскания (штрафы) за нарушение условий договоров (соглашений) о предоставлении бюджетных кредитов за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации»;
  • для возврата основного долга по бюджетному кредиту — КИФ 000 01 06 05 02 02 0000 640 «Возврат бюджетных кредитов, предоставленных другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации из бюджетов субъектов Российской Федерации в валюте Российской Федерации».

Согласно Указаниям № 65н предоставление бюджетных кредитов другим бюджетам бюджетной системы РФ из бюджетов субъектов РФ в валюте Российской Федерации отражается по аналитической группе вида источников финансирования дефицитов бюджетов (разряды 18-20 БК) 540. Следует отметить, что этот код указывается в разрядах 15-17 номеров счетов 0 304 05 000, 18. По счетам аналитического учета счета 0 207 00 000 «Расчеты по кредитам, займам (ссудам)», отражающих сумму основного долга по кредитам, займам (ссудам), в 15-17 разрядах номера счета отражается аналитический код поступления, соответствующий коду аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов 640 «Уменьшение задолженности по бюджетным ссудам и кредитам», и по дебету, и по кредиту (п. 2 Инструкции № 162н).

Читать еще:  Автокредит условия 2020

Отражение задолженности по займу (кредиту) в рублях и иностранной валюте в бухучете и отчетности бюджетного и автономного учреждения

Основную сумму заемных средств, полученных учреждением, отражают по кредиту соответствующих аналитических счетов счета 0 301 00 000 «Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам» в корреспонденции со счетами учета денежных средств. Основной суммой является та часть денежных средств, которую заемщик должен выплатить по договору без учета начисленных процентов.

Задолженность отражают только после поступления денег на лицевой (расчетный) счет учреждения. Дело в том что, согласно гражданскому законодательству договор займа считается заключенным лишь с момента передачи заемщику денег. Причем если деньги получены заемщиком от заимодавца в сумме меньшей, чем указана в договоре, договор считается заключенным на сумму, которая фактически поступила .

В отличие от порядка учета процентов, применяемого в отношении коммерческих фирм, учреждение их отражает только одним способом вне зависимости от целей получения займа (кредита) и направлений расходования средств (пополнение оборотных средств, приобретение запасов, приобретение основных средств или нематериальных активов). Так, проценты, подлежащие уплате по заемным средствам, начисляют по кредиту счета 0 301 00 000 (по соответствующим аналитическим счетам) в корреспонденции со счетом 0 401 20 230 «Расходы на обслуживание долговых обязательств». Их отражают на основании Справки (ф. 0504833) в тот день, когда у учреждения возникла обязанность их оплатить исходя из условий договора. Факт перечисления процентов заимодавцу значения не имеет.

В большинстве случаев условия договора предусматривают, что проценты подлежат начислению за каждый день пользования займом. По нашему мнению, для упрощения учетной работы учреждение может начислять проценты исходя из наиболее ранней даты:

— день перечисления суммы процентов заимодавцу;

— последний календарный день каждого месяца.

При возврате суммы займа (процентов по нему) делают запись по дебету счета 0 301 00 000 (по соответствующим аналитическим счетам) в корреспонденции со счетами учета денежных средств.

Учет заемных средств в рублях

Пример

25 сентября учреждение заключило договор займа в рублях сроком на 3 мес. Средства поступают в рамках приносящей доход деятельности учреждения. 1 октября по данному договору учреждение получило 500 000 руб. По условиям договора организация должна уплачивать проценты за каждый день пользования займом из расчета 22 % годовых. Уплата процентов осуществляется одновременно с возвратом основной суммы займа. Для упрощения примера забалансовый учет денежных средств не приводится.

Операции по поступлению займа, а также начислению процентов по нему будут отражены записями:

Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 301 14 710

– 500 000 руб. — поступила сумма займа на лицевой счет учреждения в казначействе;

Дебет 2 401 20 231 Кредит 2 301 14 710

– 9342 руб. (500 000 руб. × 22 % : 365 дн. × 31 дн.) — начислены проценты за октябрь;

Дебет 2 401 20 231 Кредит 2 301 14 710

– 9041 руб. (500 000 руб. × 22 % : 365 дн. × 30 дн.) — начислены проценты за ноябрь;

Дебет 2 401 20 231 Кредит 2 301 14 710

– 9342 руб. (500 000 руб. × 22 % : 365 дн. × 31 дн.) — начислены проценты за декабрь.

Таким образом, по строке 470 (471) баланса учреждения за отчетный год будет указана задолженность по займу и сумме начисленных процентов в размере:

500 000 + 9342 + 9041 + 9342 = 527 725 руб.

Возврат займа и уплату процентов по нему отражают записью:

Дебет 2 301 14 810 Кредит 2 201 11 610

– 527 725 руб. — перечислена сумма займа и процентов по нему с лицевого счета учреждения в казначействе.

Учет заемных средств в иностранной валюте

— день совершения операций в иностранной валюте (например возврата займа, начисления или перечисления процентов по нему);

— день формирования регистров бухгалтерского учета (отчетную дату).

Если курс иностранной валюты, действующий на момент переоценки задолженности, больше, чем на день получения средств или предыдущей переоценки, в учете возникает положительная курсовая разница. На ее сумму увеличивают задолженность перед заимодавцем (кредитором). Указанную разницу отражают по кредиту счета 0 301 44 000 в корреспонденции со счетом 0 401 10 171 «Доходы от переоценки активов» (п. 124 Плана счетов БУ, п. 127 Плана счетов АУ).

Если курс иностранной валюты, действующий на момент переоценки задолженности, меньше, чем на день получения средств или предыдущей переоценки, в учете возникает отрицательная курсовая разница. На ее сумму уменьшают задолженность перед заимодавцем (кредитором). Указанную разницу отражают по дебету счета 0 301 44 000 в корреспонденции со счетом 0 401 10 171 «Доходы от переоценки активов» (п. 125 Плана счетов БУ, п. 128 Плана счетов АУ).

Пример

20 сентября учреждение заключило кредитный договор сроком на 3 мес. 1 ноября в рамках данного договора учреждение получило 100 000 долл. США. Средства получены учреждением в рамках приносящей доход деятельности. По условиям договора организация должна уплачивать проценты за каждый день пользования кредитом из расчета 12 % годовых. Уплата процентов осуществляется вместе с возвратом основной суммы займа.

Соответственно, учреждение обязано заплатить проценты в сумме:

100 000 USD × 12 % : 365 дн. × 30 дн. = 986,30 USD

100 000 USD × 12 % : 365 дн. × 31 дн. = 1019,18 USD

100 000 USD × 12 % : 365 дн. × 31 дн. = 1019,18 USD

Для упрощения примера забалансовый учет денежных средств не приводится.

Официальный курс доллара США составил:

— на день поступления кредита (1 ноября) — 29 руб./USD;

— на день начисления процентов за ноябрь — 30 руб./USD;

— на день формирования годовой отчетности и начисления процентов за декабрь — 31 руб./USD;

— на день возврата кредита, начисления и перечисления процентов за январь — 32 руб./USD.

Операции, связанные с получением кредита, будут отражены следующими записями:

Дебет 2 201 27 510 Кредит 2 301 44 720

– 2 900 000 руб. (100 000 USD × 29 руб./USD) — поступила сумма кредита на валютный счет учреждения в банке;

Дебет 2 401 20 231 Кредит 2 301 44 720

– 29 589 руб. (986,30 USD × 30 руб./USD) — начислены проценты за ноябрь;

Дебет 2 401 10 171 Кредит 2 301 44 720

– 100 000 руб. ((30 руб./USD – 29 руб./USD) × 100 000 USD) — отражена положительная курсовая разница по сумме кредита;

Дебет 2 401 20 231 Кредит 2 301 44 720

– 31 594,58 руб. (1019,18 USD × 31 руб./USD) — начислены проценты за декабрь;

Дебет 2 401 10 171 Кредит 2 301 44 720

– 100 986,30 руб. ((31 руб./USD – 30 руб./USD) × (100 000 USD + 986,30 USD)) — отражена положительная курсовая разница по сумме кредита и процентам за ноябрь.

Таким образом, на 1 января года, следующего за отчетным, в учете учреждения образовалась задолженность по кредиту и начисленным процентам, отражаемая в строке 470 (474), в сумме:

2 900 000 + 29 589 + 100 000 + 31 594,58 + 100 986,30 = 3 162 169,88 руб.

При начислении процентов за январь, переоценке и возврате кредита в учете учреждения делают записи:

Дебет 2 401 20 231 Кредит 2 301 44 720

– 32 613,76 руб. (1019,18 USD × 32 руб./USD) — начислены проценты за январь;

Дебет 2 401 10 171 Кредит 2 301 44 720

– 102 005,48 руб. ((32 руб./USD – 31 руб./USD) × (100 000 USD + 986,30 USD + 1019,18) — отражена положительная курсовая разница по сумме кредита и процентам за ноябрь и декабрь;

Дебет 2 301 44 820 Кредит 2 201 27 610

– 3 296 789,12 руб. (3 162 169,88 + 32 613,76 + 102 005,48) — возвращены сумма кредита и проценты по нему с валютного счета учреждения в банке.

Официальный курс доллара США составил:

— на день поступления кредита (1 ноября) — 32 руб./USD;

— на день начисления процентов за ноябрь — 31 руб./USD;

— на день формирования годовой отчетности и начисления процентов за декабрь — 30 руб./USD;

— на день возврата кредита, начисления и перечисления процентов за январь — 29 руб./USD.

Операции, связанные с получением кредита, будут отражены следующими записями:

Дебет 2 201 27 510 Кредит 2 301 44 720

– 3 200 000 руб. (100 000 USD × 32 руб./USD) — поступила сумма кредита на валютный счет учреждения в банке;

Дебет 2 401 20 231 Кредит 2 301 44 720

– 30 575,30 руб. (986,30 USD × 31 руб./USD) — начислены проценты за ноябрь;

Дебет 2 301 44 820 Кредит 2 401 10 171

– 100 000 руб. ((32 руб./USD – 31 руб./USD) × 100 000 USD) — отражена отрицательная курсовая разница по сумме кредита;

Дебет 2 401 20 231 Кредит 2 301 44 720

– 30 575,40 руб. (1019,18 USD × 30 руб./USD) — начислены проценты за декабрь;

Дебет 2 301 44 820 Кредит 2 401 10 171

– 100 986,30 руб. ((31 руб./USD – 30 руб./USD) × (100 000 USD + 986,30 USD)) — отражена отрицательная курсовая разница по сумме кредита и процентам за ноябрь.

Таким образом, на 1 января года, следующего за отчетным, в учете учреждения образовалась задолженность по кредиту и начисленным процентам, отражаемая в строке 470 (474), в сумме:

Читать еще:  Начисление процентов по кредитам и займам

3 200 000 + 30 575,30 – 100 000 + 30 575,40 – 100 986,30 = 3 060 164,40 руб.

При начислении процентов за январь, переоценке и возврате кредита в учете учреждения делают записи:

Дебет 2 401 20 231 Кредит 2 301 44 720

– 29 556,22 руб. (1019,18 USD × 29 руб./USD) — начислены проценты за январь;

Дебет 2 301 44 820 Кредит 2 401 10 171

– 102 005,48 руб. ((30 руб./USD – 29 руб./USD) × (100 000 USD + 986,30 USD +1019,18) — отражена отрицательная курсовая разница по сумме кредита и процентам за ноябрь и декабрь;

Дебет 2 301 44 820 Кредит 2 201 27 610

– 2 987 715,14 руб. (3 060 164,40 + 29 556,22 – 102 005,48) — возвращены сумма кредита и проценты по нему с валютного счета учреждения в банке.

Учет кредитов и займов в бухгалтерском учете

Чем отличается заем от кредита?

Кредит представляет собой денежные средства, перечисленные кредитной организацией заемщику. При этом последний осуществляет выплату процентов за пользование такими заемными средствами.

Важным отличием займа от кредита является то, что заем — привлеченные средства организаций и физлиц, выраженные деньгами или их натуральным эквивалентом.

С учетом указанных определений можно выделить, чем кредит отличается от займа:

  • кредит выдает только банк, а заем могут предоставлять физлица, организации и ИП;
  • кредит подразумевает выплату кредитору процентов за пользование выданной суммой, выдача займов такого обязательного условия не содержит: они могут быть и беспроцентными;
  • кредит выдается исключительно денежными средствами, заем — как деньгами, так и в виде натурального эквивалента (товаром, например).

Какие проводки содержит бухучет кредитов и займов полученных?

В бухгалтерском учете особых отличий займа от кредита нет. Так, правила учета кредитов и займов в бухгалтерском учете описаны в ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам».

К расходам при этом следует относить:

  • проценты за пользование кредитами и займами;
  • прочие сопутствующие расходы: оплату консультационных и информационных услуг, экспертную оценку договора о выдаче кредита или займа и др.

Проценты, согласно п. 8 ПБУ 15/2008, учитываются одним из следующих способов:

  • равномерно в течение всего срока действия договора,
  • в порядке, предусмотренном условиями договора, если это не нарушает равномерности их учета.

Прочие расходы, связанные с кредитами и займами, следует учитывать равномерно на протяжении всего срока договора.

Бухучет заимствованных активов ведется с использованием следующих счетов:

  • 66 — по договорам сроком действия 12 месяцев и менее;
  • 67 —по договорам, действующим больше 12 месяцев.

Порядок бухучета полученных кредитов и займов рассмотрим на примерах.

Пример бухучета полученного кредита

Организация получила кредит 2 февраля в сумме 1 500 000 руб. Процентная ставка — 10%. Срок договора о выдаче кредита — 24 месяца. Сумма ежемесячного платежа — 62 500 руб. Договором с банком предусмотрена оплата процентов и погашение суммы кредита ежемесячно на последнее число каждого месяца. Проценты начисляются со следующего дня после получения кредита.

В феврале организация сделает следующие проводки:

Дт 51 Кт 67.1 — кредит получен на расчетный счет организации в сумме 1 500 000 руб.

Дт 91.2 Кт 67.2 — начислены проценты по кредиту: 1 500 000 / 365 × 26 × 10% = 10 684,93 руб.

Дт 67.2 Кт 51 — оплата процентов — 10 684,93 руб.

Дт 67.1 Кт 51 — частичное погашение кредита — 62 500 руб.

Проводки в марте:

Дт 91.2 Кт 67.2 — начислены проценты по кредиту: (1 500 000 – 62 500) / 365 × 31 × 10% = 12 208,90 руб.

Дт 67.2 Кт 51 — оплата процентов — 12 208, 90 руб.

Дт 67.1 Кт 51 — частичное погашение кредита — 62 500 руб.

Данный кредит, являясь долгосрочным, будет отражен по строке 1410 «Заемные средства» бухгалтерского баланса в сумме, учтенной по кредитовому сальдо счета 67.

Если бы кредит был краткосрочным, его следовало бы отразить по строке 1510 «Заемные средства» бухбаланса.

Коммерческий кредит и товарные векселя показываются по строкам:

  • 1450 «Прочие обязательства» (по долгосрочной задолженности);
  • 1520 «Кредиторская задолженность» (по краткосрочной задолженности).

Следует отметить, что в случае, если средства были получены с целью приобретения, сооружения или изготовления инвестиционного актива, проценты необходимо отражать с использованием счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» (Дт 08 Кт 66.2/67.2). Исключение из указанного правила делается для хозсубъектов, ведущих учет упрощенным способом, которые вправе для этих целей применять счет 91.2 (п. 7 ПБУ 15/2008).

Все подробности отражения заемщиком в бухгалтерском учете получения и возврата займа или кредита рассмотрены в Готовом решении от КонсультантПлюс.

Как отразить в бухгалтерском учете выданные кредиты и займы?

Для отражения займов в бухучете заимодавец применяет счет 58 «Финансовые вложения».

Организация выдала заем 1 марта сроком на 1 год. Сумма займа — 3 000 000 руб. Процентная ставка по займу — 15% годовых. В соответствии с условиями договора заемщик выплачивает проценты за каждый день пользования займом на конец каждого месяца. Проценты начинают начисляться со дня, следующего за днем выдачи займа, Договором не предусмотрено частичное погашение суммы займа на ежемесячной основе.

В октябре заимодавец отразил:

Дт 58 Кт 51 — выдача займа — 3 000 000 руб.

Дт 76 Кт 91.1 — начислены проценты: 3 000 000 / 365× 30 × 15% = 36 986,30 руб.

Дт 51 Кт 76 — проценты получены от заемщика — 36 986,30 руб.

Проводки в апреле:

Дт 76 Кт 91.1 — начислены проценты за апрель: 3 000 000 / 365× 30 × 15% = 36 986,30 руб.

Дт 51 Кт 76 — проценты получены — 36 986,30 руб.

Дт 76 Кт 91.1 — начислены проценты: 3 000 000 /365 × 31 × 15% = 38 219,18 руб.

Дт 51 Кт 76 — проценты поступили на расчетный счет — 38 219,18 руб.

…и так далее до 28 февраля следующего года.

Сумму займа заимодавец отразит в бухбалансе по строке 1170 «Финансовые вложения» в размере 3 000 000 руб.

Бухучет беспроцентных займов выданных

Рассмотрим условия из примера 2, при этом предположим, что договором была предусмотрена выдача беспроцентного займа.

Тогда проводки у заимодавца будут выглядеть так:

Дт 76 Кт 51 — выдача беспроцентного займа 3 000 000 руб.

Следующей и последней записью в учете заимодавца будет проводка Дт 51 Кт 76 (она появится в день возврата займа).

ВАЖНО! Займы, выданные на беспроцентных условиях, для компании-заимодавца не являются финвложениями (п. 2 ПБУ 19/02), поскольку не выполняется существенное условие признания таковыми активов: их способность приносить доход. В то же время предусматривающий проценты выданный заем будет считаться таковым (п. 3 ПБУ 19/02).

В отчетности заимодавца выданный заем будет отражаться по строке 1230 «Дебиторская задолженность». При этом организация может детализировать в бухбалансе вид дебиторской задолженности: краткосрочная задолженность со сроком 12 месяцев и менее и долгосрочная задолженность со сроком более 12 месяцев.

Как учесть беспроцентный заем, выданный сотруднику, читайте здесь.

Каковы особенности налогового учета кредитов и займов?

Полученные кредитные или заемные средства не являются доходом в целях исчисления налога на прибыль для их получателя в силу норм подп. 10 п. 1 ст. 251 НК РФ. Также не являются расходом выданные средства с учетом положений п. 12 ст. 270 НК РФ. Аналогично не являются доходами и расходами средства, полученные и выплаченные в счет погашения кредита или займа.

При этом суммы начисленных и уплаченных процентов полностью признаются внереализационными расходами в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ. Момент отражения в расходах сумм процентов определяется согласно п. 8 ст. 272 НК РФ:

  • на конец каждого месяца,
  • на дату погашения кредита или займа (если они полностью выплачены).

Сумма процентов при наличии контролируемой задолженности включается в состав внереализационных расходов в размере, предусмотренном в ст. 269 НК РФ.

Проценты, полученные в рамках договоров о выдаче кредитов и займов, относятся к внереализационным доходам (п. 6 ст. 250 НК РФ).

Следует отметить, что различия в бухгалтерском и налоговом признании в расходах начисленных сумм процентов при инвестиционном кредите или при наличии контролируемой задолженности вызывают возникновение временных разниц, учитываемых в соответствии с ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций».

Практические ситуации для заемщика и заимодавца, связанные с учетом процентов по займам и кредитам, рассмотрены в Готовом решении от КонсультантПлюс.

Возможно ли погашение процентов займа взаимозачетом?

Одним из способов взаиморасчетов при погашении процентов по договору займа контрагенты вправе выбрать зачет взаимных требований. Зачет требований возможен при соблюдении 3-х условий (ст. 410 ГК РФ):

  1. займодавец и заемщик имеют друг к другу встречные требования;
  2. требования обеих компаний однородны;
  3. срок исполнения встречного требования уже наступил.

Для зачета достаточно заявления одной из сторон.

Понятие однородное требование законодательно не закреплено. Согласно п. 7 информационного письма Президиума ВАС от 29.12.2001 № 65 указано, что требование, предъявляемое к зачету, может не соответствовать обязательствам одного вида. Из этого следует, что однородными признаются обязательства, связанные с исполнением различных договоров, но с одинаковым способом погашения и выраженным в одной валюте.

Пример:

Компания «Строймастер» получила процентный займ от ООО «Альянс» на сумму 20 млн руб. под 15% годовых сроком на 1 год с выплатой процентов по окончании периода кредитования. То есть вернуть «Строимастер» обязан 20 млн руб. основного долга и 3 млн руб. процентов (20 млн.руб * 10%).

По данной операции компании зафиксировали в учете следующие проводки:

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector