Смысл прямых иностранных инвестиций заключается в
Роль иностранных инвестиций в экономике страны
Рубрика: Экономика и управление
Дата публикации: 01.11.2016 2016-11-01
Статья просмотрена: 3272 раза
Библиографическое описание:
Царев, В. Е. Роль иностранных инвестиций в экономике страны / В. Е. Царев, Д. А. Вершина. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2016. — № 21 (125). — С. 526-529. — URL: https://moluch.ru/archive/125/34760/ (дата обращения: 07.04.2020).
В центре внимания исследовательской работы лежит вопрос, затрагивающий значение иностранного капиталовложение в экономику страны. В этой статье будет определена роль иностранных инвестиций в мировой экономике, а также опишется их понятие и классификация.
Ключевые слова: инвестиции, экономика, прямые инвестиции, портфельные инвестиции, текущие потоки, накопленные инвестиции
Введение
Иностранные инвестиции играют значительную роль в экономическом развитии страны, в том числе и в развитии России. Привлечение зарубежного капитала является объективной потребностью.
Иностранные инвестиции обусловлены международным разделением труда, развитием международных связей, интегрированием национальной экономики в мировом хозяйстве.
Привлечение зарубежного капитала может обеспечить поддержание, а в дальнейшем и увеличение объемов производства, устранить нехватку денежных средств на покупку новых технологий и оборудования, понизить безработицу в стране, поспособствовать повышению качества продукции, ее конкурентоспособности, а также решить другие острые экономические проблемы России.
Данные проблемы чрезвычайно актуальны и влекут за собой поиск методов стимулирования привлечения иностранного капитала в реальную экономику.
Роль иностранных инвестиций, их понятие иклассификация
Любая национальная экономика в той или иной степени связана с внешним миром. Формы этих взаимосвязей весьма разнообразны и могут иметь различную степень интенсивности: от обычного товарообмена при ограниченной номенклатуре до разностороннего обмена не только товарами, но и капиталами, и активной совместной экономической деятельности. В зависимости от этой степени разнообразия и интенсивности каждая из экономик может быть отнесена к открытым, ограничено открытым и закрытым от внешнего мира. Практика при этом показала, что уровень открытости экономики страны напрямую зависит от уровня свободы предпринимательской деятельности внутри этой страны.
Международное движение долгосрочных капиталов совершенствуется в различных формах с участием экономических субъектов многих зарубежных стран. Интенсивность потоков капитала между странами и регионами мира влечет рост объёмов зарубежных инвестиций в экономику практически всех стран.
Иностранные инвестиции — это все виды имущественных и неимущественных ценностей, которые вкладываются зарубежными инвесторами в объекты предпринимательской и других видов деятельности для получения прибыли [1, 30 с.].
Отдельные определения объединяют инвестиции только с задачами увеличения капитала или достижения текущего дохода (прибыли). Хотя эта цель является определяющей в условиях рыночной экономики, но вложения могут преследовать и иные, как финансовые, так и неэкономические цели.
Можно ли отожествлять понятия «инвестиции» и «капитальные вложения»? Инвестиции в данном случае понимаются как вложения капитала в возобновление основных фондов — как производительного, так и непроизводительного типа. Одновременно инвестиции могут складываться в рост оборотных активов, в различные экономические инструменты, и в особенные виды нематериальных активов. Из этого следует, что капитальные вложения являются более узким понятием и могут восприниматься лишь как одна из форм инвестиций, но не как нечто похожее.
В разных понятиях инвестиций отмечено, что они являются вложением денежных средств. С таким объяснением этой категории также нельзя согласиться. Вложение капитала может осуществляться не только в денежной, но и в других формах — движимого и недвижимого имущества (капитальных товаров), различных экономических инструментов (прежде всего, ценных бумаг), нематериальных активов и т. п. [2, 180 с.]
Зарубежными вкладчиками могут выступать физические, юридические лица, а также партнерства. Более того, вкладывать средства могут страны и международные организации на основании заключенных межгосударственных соглашений.
Основные формы зарубежных вкладов:
‒ Организация нового бизнеса и инвестирование в его уставной капитал;
‒ Приобретение ценных бумаг;
‒ Покупка других имущественных и неимущественных прав, включая права на объекты интеллектуальной собственности [3, 84 с.].
Предлагаемые в нормативно-правовых актах разных стран определения и списки зарубежных вложений зачастую являются не полными, а приблизительными, поскольку понятие инвестиций включает в себя все формы имущественных ценностей, которые зарубежный инвестор может вкладывать в экономику принимающей страны.
В список объектов иностранных инвестиций входят:
‒ Движимое и недвижимое имущество (дома, оборудование и др. материальные ценности) и с соответствующие им права и денежные средства;
‒ Ценные бумаги (акции, облигации, векселя, чеки, сертификаты и др.);
‒ Права на интеллектуальную собственность;
‒ Права на осуществление предпринимательской деятельности, основанные на законе.
Поводы, мотивирующие вкладчиков инвестировать свободные денежные средства довольно многообразны. Еще более разнообразны экономические условия и предпосылки, в которых они начинают свою деятельность. Все это многообразие определяет различные виды и формы существования инвестиций [4, 132 с.].
По отношению к определенным государствам стоит разграничивать иностранные вложения, которые представляют собой инвестиции национальных экономических субъектов за рубежом, и иностранные инвестиции, т. е. вложения иностранных инвесторов в экономику данной страны.
Рассматривают текущие капиталовложения, осуществляемые в течение года, и накопленные инвестиции — общий объем зарубежных (иностранных) инвестиций, накопленных к данному моменту времени. Новые потоки ежегодно складываются с накопленными объемами инвестиций.
Разграничивают также государственные и индивидуальные зарубежные инвестиции. Государственные инвестиции — это займы и кредиты, которые одна страна или союз стран (к примеру, ОЭСР) предоставляют другим государствам. К ним относятся также государственное членство в капитале смешанных предприятий, а также инвестиции государственных предприятий.
Под индивидуальными понимаются вклады, которые создают индивидуальные экономические деятели (индивидуальные предприятия, банки, отдельные граждане и т. д.) одного государства в экономику другого. Нынешние инвестиционные отношения настолько непросты и многообразны, что зачастую потоки государственных и индивидуальных инвестиций плотно взаимодействуют друг с другом [3, 147 с.].
В зависимости от степени контроля над иностранными предприятиями вложения делятся на прямые и портфельные.
Прямые инвестиции — это вклады, которые дают инвестору результативный контроль над иностранной коммерческой организацией. Международный валютный фонд (МВФ) дает следующее определение: «Прямые инвестиции — инвестиции, осуществляемые для участия в прибылях предприятия, действующего на иностранной территории, причем целью инвестора является право непосредственного участия в управлении предприятием».
Главными способами осуществления прямых инвестиций являются:
‒ Образование собственного филиала, представительства или предприятия за рубежом, находящего в полной собственности вкладчика;
‒ Покупка или поглощение иностранных предприятий;
‒ Субсидирование бизнеса иностранных филиалов, включительно с сумм внутрикорпорационных займов и кредитов, предоставляемых дочерней компании;
‒ Покупка исключительного права пользования природными ресурсами, землей и др. имущественных прав;
‒ Вложение в разработку инноваций и высокотехнологичных производств;
‒ Покупка акций иностранных компаний с правом контроля за деятельностью предприятия (мажоритарное участие);
‒ Реинвестирование прибыли [4, 53 с.].
В различных странах процентная доля акций, дающее право контроля за деятельностью компании определяется по-разному.
В документах МВФ к прямым вкладам относятся участия в капитале, составляющие не менее 25 % уставного капитала, в Канаде, Австралии и Новой Зеландии— не менее 50 %, в странах Европейского союза — 20–25 %, в США — 10 %.
По российскому закону «Об иностранных инвестициях» (от 09.07.1999 N 160-ФЗ) к прямым инвестициям относятся:
‒ Покупка зарубежным вкладчиком не менее 10 %доли в уставном капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории РФ;
‒ Инвестиция денежных средств в основные фонды иностранной компании;
‒ Осуществление лизинга стоимостью не менее 1 млн. руб. иностранным вкладчиком на территории России;
‒ Реинвестирование прибылей, полученных в России.
Реинвестиции — капиталовложения в объекты коммерческой деятельности, оплачиваемые за счет доходов или прибыли иностранного вкладчика, которые получены на территории принимающей страны.
Главная роль прямых инвестиций для принимающих стран заключается в том, что вместе с ними в эту страну поступают не только финансы (в материальной и нематериальной форме), но и инновации, передовые методы организации производства, труда и управления.
Портфельные инвестиции представляют собой вложения зарубежных вкладчиков в приобретение акций или паев в уставном капитале компаний, не дающие права контролировать управление и влиять на предпринимательскую деятельность организации; а также в другие ценные бумаги принимающих государств — облигации, государственные долговые обязательства и т. д.
Участия в уставном капитале, не дающие права контроля, иногда называют миноритарными. Их доля должна быть ниже предела, установленного для прямых инвестиций, в России такой предел составляет 10 % [1, 22 с.].
Под прочими иностранными инвестициями понимаются банковские вклады (собственные счета иностранных юридических лиц в российских банках и российских лиц в иностранных банках), товарные кредиты (оплата за вывоз или ввоз и предоставление кредитов для вывоза и ввоза) и прочие кредиты (кредиты международных экономических компаний и займы правительств зарубежных стран и прочие займы, кроме торговых, получаемых не от прямых инвесторов). Их удаление из анализа вызвано прежде всего разнородностью группы, а также сложностью получения достоверной статистической информации.
Иностранные инвестиции в общем случае являются разновидностью инвестиций, и поэтому они выполняют те же функции, что и инвестиции. Функции, которые выполняют инвестиции, рассмотрены ранее [2, 256 с.].
Заключение
Подводя итог вышесказанного, можно сделать вывод, что иностранные инвестиции— это все виды имущественных и неимущественных ценностей, вкладываемые иностранными инвесторами в объекты коммерческой и других видов деятельности в целях получения прибыли. В зависимости от степени контроля над зарубежными компаниями инвестиции делятся на прямые и портфельные. Различаются также государственные и индивидуальные зарубежные (иностранные) инвестиции. Выделяют текущие потоки инвестиций, т. е. капиталовложения, осуществляемые в течение одного года, и накопленные инвестиции — общий объем зарубежных (иностранных) инвестиций, накопленных к данному моменту времени.
- Хачатурян, А. А. Иностранные инвестиции: учебно-методическое пособие / А. А. Хачатурян. — М.: ГУ ВШЭ, 2013. — 56с.
- Сергеев, И. В. Инвестиции: учебник и практикум / И. В. Сергеев, И. И. Веретенникова, В. В. Шеховцов. — М.: ЮРАЙТ, 2013.- 320с.
- Николаева, И. Н. Инвестиции: учебник / И. Н. Николаева. — М.: ИНФРА-М, 2013.-251 с.
- Зубченко, Л. А. Иностранные инвестиции: учебник / Л. А. Зубченко. — М.: Книгодел, 2006.-160 с.
Прямые иностранные инвестиции: формы, роль, регулирование и приток
ФОРМЫ, РОЛЬ И ПРИТОК ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
Формы прямых иностранных инвестиций, согласно классификации Комиссии ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД): зарубежные вложения, предусматривающие долговременные отношения партнеров с обоих сторон, а также предполагают вовлечение в эти отношения экономических агентов из одной страны (это должно продолжаться постоянно) с его контролем за производственно-хозяйственной деятельностью организации, которая расположена в стране, не являющейся местом пребывания иностранного инвестора.
Контроль устанавливается за счет покупки контрольного пакета акций предприятия за рубежом. Согласно МВФ этот пакет должен состоять минимум из 30% всех акций предприятия, а по мнению ООН не менее чем из 25 процентов. В России он составляет десять процентов, как и в США.
Роль прямых иностранных инвестиций заключается в следующем:
- являются отличным дополнительным источником денежных средств для расширения и обновления основного капитала, реализации инвестиционных программ и проектов, которые обеспечивают подъем и оживление экономики, а также насыщение внутреннего рынка конкурентоспособными услугами и товарами;
- позволяют внедрять прогрессивные технологии, современные методы маркетинга и управления, а также ноу-хау;
- так как их обычно направляют на конкретные цели и объекты, это все сопровождается повышением квалификации персонала, который эффективно использует разные новые технологии, международные контракты, рыночные механизмы и т.п.;
- позволяет закреплять и осваивать опыт функционирования предприятий, работающих в условиях рыночной экономики, которой присущи другие «правила игры», что увеличивает приток прямых иностранных инвестиций, а также дает иностранному инвестору больше уверенности возврата вложенных им средств с хорошей прибылью. Также это позволяет ускорить формирование в национальной экономике благоприятного инвестиционного климата, который благоприятен как для отечественных, так и для зарубежных инвесторов;
- делает быстрее процесс интеграции экономики в мировое хозяйство, развивает эффективные процессы интеграции, улучшает использование различных преимуществ международной кооперации труда и его разделения;
- позволяют избежать дополнительное бремя на внешний долг, в отличие от разных займов и кредитов, а также способствует новому получению денежных средств для погашения внешнего долга.
Приток прямых иностранных инвестиций в экономику любой страны зависит от ее экономического состояния и прогнозов стабильности ее экономики на среднесрочную перспективу, т.к. данные инвестиции в основном направляются на развитие производства, то и отдачи от них ожидается не раньше, чем через несколько лет, а по некоторым проектам она может достигать и 5-8 лет, особенно по социально значимым, например, строительство перерабатывающих заводов.
Поэтому, если страна находится в плохом экономическом состоянии, а в перспективах еще большее ухудшение этого состояния, то ни о каком притоке прямых иностранных инвестиций и говорить не приходится, т.к. слишком высоки риски невозврата инвестиций. А Вы бы вложили собственные деньги куда-либо, зная, что очень высоки риски их невозврата?
РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
Регулирование прямых иностранных инвестиций в любой стране, получателе данных средств, осуществляется в соответствии с национальным законодательством, поэтому при инвестировании, иностранному инвестору необходимо изучить это законодательство по вопросам возврата инвестиций, механизма инвестирования, особенностях получения дивидендов, налогообложении и т.д.
Лучше всего обратиться к экспертам, которые находятся в стране-получателе и желательно иметь несколько таких экспертов, чтобы сравнить их мнения. «Одна голова лучше, а две – еще лучше».
Во многих странах приняты инвестиционные кодексы, где в одном законодательном акте собраны все правила, связанные с инвестиционной деятельностью, в том числе и регулирование прямых иностранных инвестиций, если же такого кодекса нету, то придется изучать различные законы и искать их самим, или с помощью специалистов, что будет гораздо затратнее как по времени, так и по деньгам.
Выгоды и потери стран при использовании прямых иностранных инвестиций
Увеличение роли и масштабов потоков ПИИ в международной экономике вызвано возможностью получения взаимной выгоды от ПИИ как для стран-доноров, так и для стран — реципиентов ПИИ. По данным Международного валютного фонда, вывоз ПИИ в мировом масштабе увеличился за период с 1981 по 2000 г. более чем в 23 раза, ввоз — более чем в 20 раз.
Крупные национальные компании, развиваясь, имеют большой потенциал роста за счет снижения средних издержек производства и действия положительного эффекта масштаба производства. Но увеличение производства ограничивается рамками емкости спроса на национальном рынке. В этих условиях расширение производства за счет выхода на мировой рынок открывает новые перспективы продажи товаров на зарубежных рынках и получение дополнительной прибыли за рубежом. На этом этапе стали организовываться транснациональные корпорации, которые ориентировались на внешнеторговую деятельность и организацию производства в странах, предъявляющих спрос на продукцию транснациональной корпорации. Переводя производство за рубеж, транснациональные корпорации стали замещать экспорт товаров экспортом самого производства, прибегая к стратегии ПИИ. Организация собственного производства за рубежом может стать более предпочтительной формой экспансии, чем товарный экспорт, так как организация Производства за рубежом:
— ведет к экономии на импортном тарифе и транспортных расходах;
—происходит экономия транзакционных издержек;
—развитые страны имеют возможность использовать более дешевую рабочую силу и сырье стран — реципиентов ПИИ;
—страны — доноры ПИИ зачастую используют возможность
получения дополнительной прибыли за счет использования более
низких экологических стандартов в стране — реципиенте ПИИ.
Страны — реципиенты ПИИ откликнулись на возможность перейти на догоняющую модель развития за счет привлечения ПИИ. Были оценены преимущества использования современного западного менеджмента; более совершенных, чем доморощенные, производственных технологий для увеличения темпов и качества роста национальной экономики. Спрос на ПИИ со стороны стран-реципиентов возрос, и стали формироваться и использоваться специальные программы, использующие побудительные механизмы для усиления выгодности иностранного инвестора. Странами — реципиентами ПИИ сегодня используется широкий спектр мер, призванных увеличить объемы ПИИ. Среди этих мер можно выделить прежде всего:
—гарантирование государством инвестиционных рисков;
—государственную организационно-правовую поддержку, призванную снизить транзакционные издержки;
—налоговые льготы и субсидии;
— льготы по вывозу оборудования на организуемые предприятия.
Считается, что ПИИ может стать мощным рычагом увеличения
темпов развития экономики. Выделяют следующие выгоды привлечения ПИИ для принимающей страны:
—результатом привлечения ПИИ может быть мультипликативный эффект развития смежных производств. ТНК начинают вкладывать средства не только непосредственно в производство и торговлю, но и в развитие смежных производств. Организовываются ремонтные и обслуживающие отрасли, вкладываются средства в формирование рыночной инфраструктуры, необходимой для продвижения товаров на рынок и увеличения конкурентных преимуществ выпускаемых товаров. В этом случае увеличение ВВП происходит на большую величину, чем величина ПИИ, за счет мультипликативного эффекта развития смежных производств.
Таким образом, ПИИ может явиться импульсом дальнейшего увеличения темпов роста экономики в целом;
иностранные инвесторы часто делают ставку на успех проекта не только за счет привлечения дополнительного капитала в производство, но и за счет сочетания финансовых вложений с использованием эффективных навыков управления производством. Таким образом, перенос навыков управления инвестора на предприятия
— получатель ПИИ становится нефинансовым рычагом развития производства. Понимая значение грамотного управления для развития экономического потенциала страны, в Китае была принята программа, согласно которой иностранные инвесторы должны были в обязательном порядке Уз управленческого персонала формировать из китайских служащих, что позволило Китаю в дальнейшем перенять западный опыт управления производством и вырастить отечественных специалистов-управленцев западного образца;
—привлечение ПИИ дает возможность использовать передовые иностранные или внедрять новые отечественные технологии производства. Таким образом, происходит смена экстенсивного типа развития производства за счет вовлечения в него дополнительных ресурсов на интенсивный тип развития, основанный на смене технологии производства и выпуске товаров более высокого качества. Именно это привлекает страны догоняющего развития:
— становятся орудием прорыва на более высокий уровень технологического развития;
—ПИИ способствуют созданию новых рабочих мест, улучшению качества производственной, рыночной и социальной инфраструктуры и, наконец, росту благосостояния работников. В конечном счете увеличивается социально-экономическая стабильность региона в целом;
— ПИИ способствуют улучшению макроэкономического и финансового состояния страны за счет роста товарного предложения
ВНП. Последствиями этого для страны, принимающей ПИИ, становятся: рост доходов населения, сокращение безработицы и инфляции; рост собираемости налогов увеличивает доходную часть государственного бюджета, сокращает угрозу дефицита государственного бюджета и уменьшает потребность в государственных заимствованиях. Кроме того, рост доходов у отечественных предприятии, скооперированных с иностранными инвесторами, приводит к росту денежной массы и к снижению процентных ставок. Удешевление кредита, в свою очередь, приводит к стимулированию инвестиционной активности в национальной экономике и к укреплению национальной валюты.
Возможность получить столь очевидные преимущества привлечения ПИИ привлекает развивающиеся страны пуститься в по-; гоню за мировыми ПИИ потоками. Однако ПИИ могут обернуться Для принимающей страны серьезными проблемами, если не учитывать возможного негативного влияния ПИИ на развитие национальной экономики. К негативным последствиямпривлечения ПИИ для принимающей страны можно отнести:
—крупные иностранные инвесторы, и прежде всего ТНК, могут
видеть в отечественных предприятиях не партнера по бизнесу,
а прямого конкурента. В этом случае для ТНК весьма соблазни
тельной стратегией завоевания рынка сбыта собственной продукции становится выкуп предприятия-конкурента для его дальнейшего банкротства и закрытия. Зная это, страны, принимающие
ПИИ, как правило, законодательно вводят ограничения, защищающие отечественные предприятия от подобного развития сценария. Проводятся инвестиционные конкурсы, по условиям которых иностранные инвесторы не только получают право выкупить долю отечественного предприятия, но им вменяются обязанности инвестировать средства в развитие производства. Несоблюдение обязанностей развития производства дает право предприятию, принимающему ПИИ, расторгнуть сделку и отобрать у иностранного владельца право владения долей предприятия;
—кроме прямого «обанкрочивания» отечественных конкурентов иностранными конкурентами, существует опасность сворачивания отечественного производства, которое не выдерживает ценовой конкуренции и конкуренции качества крупного ТНК, использующего преимущества положительного эффекта масштаба, налаженной системы управления и продвижения товара на рынок.
Сокращение отечественного производства является крайне негативным последствием проникновения на рынок иностранных конкурентов, так как каждое государство заинтересовано прежде всего в развитии собственного производства, а не в его подавлении. Поэтому иностранные инвестиции можно пускать только на те рынки, развитие которых в настоящий момент за счет собственных источников затруднительно. Тогда эти рынки сознательно отдаются иностранным инвесторам, поскольку производство с помощью привлечения ПИИ более выгодно для страны, чем импорт;
—ПИИ недопустимо применять на стратегически важных производствах, использующих секретные технологии, материалы или знания. В этих областях проникновение ПИИ может использоваться как инструмент промышленного коммерческого или военного шпионажа. Должна быть законодательно оговорена невозможность проникновения ПИИ в стратегически важные для страны отрасли и сферы экономики;
—промышленно развитые страны имеют жесткие экологические нормы производства. Это может значительно снизить эффективность проектов, в которых технология производства предполагает загрязнение окружающей среды или причинение вреда здоровью человека. В этих условиях бывает более выгодно перенести
производство в развивающуюся страну, где законодательство обременено жесткими экологическими стандартами, чем использовать дорогостоящие очистные сооружения у себя в стране.
Страны, принимающие ПИИ, по-разному реагируют на возможность существенного ухудшения экологической обстановки: одни страны ужесточают экологические нормы, другие — как, например, Индия, — сознательно идут на прием экологически опасных ПИИ, в надежде любыми средствами увеличить темпы роста национальной экономики;
— и наконец, существует опасность приема криминального капитала, который может быть нацелен не на развитие законопослушного производства за рубежом, а на распространение за рубеж своей криминальной деятельности. Чтобы избежать этого, странам, принимающим капитал, приходится проверять легальность происхождения ввозимого капитала.
Основная выгода использования ПИИ странами-донорами сводится к возможности получения большей нормы прибыли, чем при использовании инвестиций в национальной экономике. Если раскрыть этот вопрос более подробно, то к числу выгод от ПИИ для страны-донора капитала следует отнести:
— в период бурного экономического роста возможен «перегрев»
экономики, когда в экономику вкладывается слишком много инвестиций, что может привести к перепроизводству товаров и дальнейшему глубокому экономическому спаду. В этом случае использование капитала не у себя в стране, а за рубежом позволяет снизить остроту проблемы перенакопления капитала и сделать экономический рост более длительным и постепенным;
— с помощью размещения производства в разных странах производители получают возможность экономии на средних издержках производства за счет действия положительного эффекта масштаба;
—возможность экономии затрат за счет более низкой стоимости рабочей силы, сырья, снижения транспортных расходов и т. п.;
—возможность с помощью ПИИ получить монопольную прибыль, недоступную на национальном рынке. Такая ситуация возможна, когда на национальном рынке существует жесткая конкуренция, выпускаемая продукция не является уникальной, так как конкуренты производят аналогичную продукцию такого же качества. Но на зарубежном рынке эта продукция может быть уникальной, что позволяет инвестору, производя и реализуя продукцию за рубежом, получать монопольную прибыль;
— возможность получать доход от морально устаревшего и
вредного производства. Выпускаемая продукция может оказаться соответствующей экологическим стандартам или же морально устаревшей и неконкурентоспособной на внутреннем рынке. В этом случае перемещение производства в экономически менее развитую страну, не обладающую передовыми технологиями или не обремененную высокими экологическими нормами, может оказаться весьма успешной бизнес-стратегией, позволяющей значительно увеличить жизненный цикл товара и получать прибыль, недоступную на внутреннем рынке страны экономической или политической ситуации в своей стране. Если возникает угроза конфискации или потери капитала в своей стране, то капитал вывозится за рубеж. В этом случае можно говорить о «бегстве капитала», так как основным критерием вывоза капитала становится не увеличение прибыли, а снижение риска потери капитала. При бегстве капиталов происходит сдерживание экономического роста страны, так как необходимые для поддержания экономического роста инвестиции не вкладываются в стране, а утекают за рубеж.
Наряду с выгодами использования ПИИ для страны-донора возможны и потери:
—возможно сдерживание экономического роста страны в случае «бегства капитала», так как необходимые для поддержания экономического роста инвестиции не вкладываются в стране, а утекают за рубеж;
—отток капитала делает его более дорогим фактором производства. увеличение цены капитала неизбежно приводит к снижению инвестиционной активности и темпов экономического роста.
Это может быть не выгодно стране, если она находится на стадии экономического кризиса или оживления экономики, когда необходимость инвестиций для страны высока;
—вывоз капитала отрицательно сказывается на уровне занятости в стране — доноре капитала;
—отток капитала отрицательно сказывается на платежном балансе страны.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ: СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ
Читайте также:
|