Invest-currency.ru

Как обезопасить себя в кризис?
6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Оценка инвестиционной привлекательности регионов

Инвестиционная привлекательность

Что такое инвестиционная привлекательность? Это показатели инвестиционных проектов, которые затребованы конкретным инвестором. Оцениваются отдельные характеристики преимуществ и минусов инвестиционной политики и объектов инвестирования. Критерии задает конкретный субъект — инвестор.

Инвестиционная привлекательность региона напрямую зависит от инвестиционного климата конкретной страны или региона, а также отрасли. При анализе различных факторов (оценке ВВП, уровня инфляции и процентных ставок, оборота капитала) инвестор делает выводы о благоприятной ситуации для инвестирования.

Также инвестиционный климат оценивается по следующим факторам:

  • Природные ресурсы, экологическая обстановка
  • Развитие инфраструктуры
  • Качество и количество рабочей силы
  • Принципы государственного управления и политическая и экономическая стабильность
  • Налогообложение и упорядоченность в сфере законодательства
  • Социальные условия и другое.

В России регионами с высокой инвестиционной привлекательностью считаются Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Нижегородская, Свердловская, Тюменская, Тульская, Калужская, Ростовская, Ярославская, челябинская области, Якутия, Татарстан, Башкортостан, Краснодарский и Красноярский края.

Именно в этих регионах фиксируется более 85% всех инвестиций в экономику страны. К регионам со средней инвестиционной привлекательностью относятся практически все оставшиеся территории страны. К самым неперспективным регионам относят Адыгею, Туву, Ингушетию, Чукотку, Алтайский край, Еврейскую автономную область, Калмыкию.

Методы оценки инвестиционной привлекательности в России

Рейтинг привлекательности регионов составляется на основе данных Росстата и ведомств по анализу статистических данных: Минфина, Минсвязи, Минприроды, Банка России и Минфина.

Оцениваются в первую очередь инвестиционный потенциал и инвестиционные риски. Благодаря первому показателю можно понять, какое место в рейтинге занимает тот или иной регион. Второй фактор помогает проанализировать уровень потенциальных сложностей для инвестора в регионе.

Суммарный инвестиционный потенциал включает:

  • Природно-ресурсный
  • Туристический
  • Инновационный
  • Потребительский
  • Инфраструктурный
  • Производственный
  • Трудовой
  • Финансовый
  • Институциональный.

Суммарный инвестиционный риск включает:

  • Финансовый
  • Управленческий
  • Частный
  • Экологический
  • Экономический
  • Криминальный.

Для оценки инвестиционного климата в России важно принимать во внимание приток не только российских, но и иностранных инвестиций. Привлечение зарубежных капиталовложений позволяет получать более высокую прибыль в конкретных отраслях производства.

Россия в качестве страны как региона для инвестирования занимала в 2012-м 120-е место из 183 стран рейтинга. В 2013-м году ООН отметила, что рост притока иностранных инвестиций в страну составил 28%.

Для сравнения уровня инвестиционной привлекательности страны приведем пример в табличном варианте за 2013–2014 гг. Мы видим, что лишь три параметра снизились, все прочие отчетливо демонстрируют динамику роста.

Получение разрешения на строительство

Обеспечение исполнения контрактов

В течение 2014–2016 гг. в России наблюдался инвестиционный коллапс, однако уже в 2017-м инвестиции в экономику выросли на 4,4%, а в 2018-м — на 4,1%.

При общей положительной динамике доля регионов с резким падением уровня инвестиций очень высока: в конце 2018-го она составляла 40% от общего числа регионов страны. Регионы, экономика которых базируется на добыче сырья из-за нестабильности цен на мировом рынке, понизились в рейтинге, это касается, например, Томской области, Ненецкого АО, Алтайского края. Сохраняют свои позиции на уровне стагнации или незначительного роста лишь те области, где развитая оборонная или военная промышленность (Иркутская область, например).

Значительно диверсифицировала риски инвестирования политическая ситуация в стране, масштабное снятие с должностей глав регионов, а также влияние федеральных программ на территорию Крыма и Севастополя.

Централизованная власть стремится к политике унификации управления регионами, что напрямую влияет на уровень распределения субвенций и субсидий. А они, в свою очередь на фоне нестабильной экономики, являются основной поддержкой для крупных инвесторов.

В 2018-м топ-10 регионов с максимальной инвестиционной привлекательностью частично изменился. Новосибирская область потеряла в позициях суммарной привлекательности, зато снизились инвестиционные риски. Топ-лидер инвестиционной привлекательности — Москва — продвинулась на уровень верх по сумме рисков и занимает теперь в рейтинге 12-е место. Это произошло из-за резкого сокращения бюджетирования энергетического, дорожного и жилищно-коммунального хозяйства города. Но при этом в текущее время доля ВВП столицы в России составляет 25%, доля в сфере обрабатывающей промышленности — 18%.

Отрицательное влияние на экономику оказали инвестиции, связанные с недавно прошедшим мундиалем. Вместо планируемого повышения инвестиционной привлекательности регионов на выходе большая часть областей получила практическую стагнацию и даже упадок отдельных отраслей производства.

Развитие инвестиционной привлекательности

Чтобы выправить ситуацию в стране, Минфин разработал инновационную реформу «модельного» бюджета. Регионы будут получать субсидии, определенные по специальному общероссийскому нормативу с корректировкой на особенности региональной специфики. Для каждого региона модель финансирования будет сопоставляться с реальным бюджетом. Данная модель позволит отследить, в каком регионе неэффективно используются и расходуются средства, и где из областей планировать повышение трансфертов.

Модель частично применена в 2017-м году: примерно 20% всех субсидий распределено по модельному принципу. В 2018-м — уже 30% бюджета было распределено в формате модельного финансирования. Результаты уже есть: более половина регионов, которая дотировалась из бюджета, распределяла бюджетные дотации нерационально, вследствие чего финансирование было урезано. В неблагоприятные с точки зрения рисков регионы вошли Калининградская область, Чукотка, Ингушетия, Севастополь и другие области.

Итоговый рейтинг топ-10 инвестиционной привлекательности регионов на 2018–2019 гг. выглядит следующим образом.

КритерийИзменение (+,-)
Область/
регион
Рейтинг
2019 года
Рейтинг
2018 года
Индекс 2019 года
Москва12283,6
Республика
Татарстан
23283,3
Тюменская
область
31282,6
Калужская
область
413279,7
Санкт-Петербург54276,6
Тульская
область
65276,4
Московская
область
79276,2
Белгородская
область
811275,4
Ленинградская
область
912274,8
Ульяновская
область
1010273,6

В июне 2019 года Агентство стратегических инициатив предоставило суммированные данные по росту привлекательности регионов (см. таблицу). Отмечено, что положительная динамика условий для инвестирования отмечена во всех регионах. Во многих регионах в последние годы создаются специализированные структуры, которые улучшают условия развития региона. Это фонды развития промышленной и инвестиционной деятельности, задача которых предоставлять займы и субсидии для финансирования затрат на возведение и строительство объектов, капстроительство, развитие инфраструктуры и поддержки инновационных стартапов. Одним из наиболее прогрессивных регионов в этом направлении признана Чувашская Республика.

Оценка инвестиционной привлекательности регионов

Необходимым условием регионального развития России признается формирование устойчивой экономики субъектов Российской Федерации. Снижения цен на сырьевых рынках, отсутствие результативной политики в сфере бюджетно-финансового оздоровления, сокращение потребительского спроса и другие факторы с высокой степенью вероятности провоцируют рецессионные процессы в стране в силу её сильной зависимости от глобальной конъюнктуры.

Условия, формирующиеся в экономике на макроуровне, порождают потребность в разработке и реализации мер по усилению инвестиционной привлекательности регионов и искать новые инструменты повышения конкурентоспособности на национальном и международном рынках [5]. Предсказуемым становится в заданных условиях усиление внимания инвесторов к существующим методикам оценки инвестиционного климата страны в целом и инвестиционной привлекательности климата субъектов Федерации. Следовательно, на сегодняшний день ведущая роль в реализации задач инновационного развития России отводится вопросам повышения уровня территориальной инвестиционной привлекательности. Как отметил Президент Российской Федерации В.В. Путин: «высокое качество профессионального образования и гибкий рынок труда, благоприятный инвестиционный климат и современные технологии» [1].

Цель исследования заключается в анализе существующих методик оценки инвестиционной привлекательности региона.

Материал и методы исследования

Понятие инновационная привлекательность является ведущим в региональной экономике. В настоящее время прослеживается необходимость пересмотра ряда традиционных подходов к анализу инвестиций, в связи с чем получили развитие исследования инвестиционной привлекательности регионов. Среди зарубежных методик целесообразно особо отметить методики Гарвардской школы бизнеса, Тейна-Уолтера, Котлера-Хейзлера. Оценки инвестиционного климата проводятся международными экономическими журналами, например, «The Economist», «Fortune», экспертными агентствами «Moody’s», «Standard & Poor». В исследованиях ряда специалистов (В. Бард, А. Водянов, С. Глазьев, Л. Игонина, И. Липсиц, В. Сенчагов, И. Ройзман и др.) предлагают формулы интегрального показателя оценки инвестиционной привлекательности территории. Вместе с тем, разнообразие и многоаспектность качественных подходов способствовали формированию противоречий по вопросам уточнения понятийного аппарата и разработанных методик, что объясняет необходимость дальнейшей работы по определению системы анализа и оценки инвестиционного климата, инвестиционной привлекательности и инвестиционного потенциала региона.

Методология проведенного исследования основана на системном подходе. В качестве инструмента исследования использовались методы: сравнительный, социологический, абстрактно-логический, экономико-статистический, системного анализа, графического и экономико-математического моделирования, экспертных оценок.

Результаты исследования и их обсуждение

Благоприятный инвестиционный климат выступает одним из ключевых условий привлечения инвестиций и последующего экономического роста страны в целом и ее субъектов в частности. Так, например, Г.П. Подшиваленко утверждает, что одним из общих параметров принятия решения об инвестировании признается оценка инвестиционного климата на макроуровне и инвестиционной привлекательности на микроуровне [7].

По мнению Л.С. Валинурова и О.Б. Казакова инвестиционная привлекательность понимается как совокупность различных объективных признаков, свойств, средств, возможностей экономической системы, обусловливающих потенциальный платежеспособный спрос на инвестиции [2]. Группа ученых в лице Н.В. Киселевой, Т.В. Боровиковой, Г.В. Захаровой и др. интерпретируют инвестиционную привлекательность как интегральную характеристику отдельных предприятий, отраслей, регионов, стран в целом с позиций перспективности развития, доходности инвестиций и уровня инвестиционных рисков [6].

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» дает следующее определение: «инвестиционная привлекательность тождественна понятию инвестиционный климат и включает в себя инвестиционный потенциал (объективные возможности государства) и инвестиционный риск (условия деятельности инвестора)». Данная трактовка позволяет установить критерии, руководствуясь которыми инвестор принимает решение об инвестировании. Любой инвестор, рассматривая имеющиеся объекты инвестирования, оценивает их потенциальную доходность и риск. Сравнивая реальное соотношение доходности и риска по каждому объекту вложений с необходимым для достижения цели инвестирования, инвестор делает вывод о целесообразности вложений конкретно для него в данный момент времени. Можно согласиться с аналитиками рейтингового агентства «Эксперт РА» в том, что инвестиционная привлекательность может выявляться через инвестиционный потенциал и инвестиционный риск.

Согласно методическим рекомендациям Министерства экономического развития и торговли по оценке инвестиционной привлекательности региона (второй подход), инвестиционная привлекательность региона наряду с инвестиционной активностью в нём (в противоположность первому подходу) является одним из структурных элементов инвестиционного климата.

В международной практике под инвестиционной привлекательностью объекта (территории, региона, организации) понимается лишь совокупность некоммерческих рисков «вхождения» инвестора в данный регион (некоммерческие риски непосредственно связаны с прямыми или косвенными действиями принимающего государства, которые причиняют ущерб иностранным инвесторам, осуществившим капиталовложения в экономику страны-реципиента) [5].

Таким образом в общем виде инвестиционная привлекательность территории представляет собой комплекс различных объективных признаков, свойств средств, возможностей системы, обусловливающих потенциальный спрос на инвестиции.

С учетом вышесказанного, инвестиционную привлекательность региона целесообразно рассматривать как комплекс мероприятий, стимулирующих в долгосрочном периоде привлечение инвестиций всех форм и нацеленных на установление требуемых сумм, состава, источников финансирования и направлений их использования [7].

В Российской Федерации законодательством не закреплена конкретная методика для проведения оценки инвестиционной привлекательности территорий, поэтому в современной литературе чаще стали появляться новые способы и инструменты анализа регионов. Усугубляет ситуацию затруднительность оценки из-за большого количества существующих методик и недостаточной их проработанности.

Наиболее распространенными в практической деятельности являются методики экспертных оценок: методика рейтингового агентства «Эксперт РА» и методика оценки инвестиционного климата регионов России Института экономики РАН.

Согласно методике рейтингового агентства «Эксперт РА» в качестве ключевых составляющих инвестиционной привлекательности регионов принимаются две характеристики: инвестиционный риск и инвестиционный потенциал. Масштабы инвестиционного потенциала определяются значениями девяти частных региональных потенциалов: инновационного, природно-ресурсного, производственного, финансового, трудового, институционального, инфраструктурного, туристского и потребительского. При этом каждая из составляющих характеризуется комплексом индикаторов. Ранг каждого региона определяется количественной оценкой его потенциала, как части в суммарном потенциале всех регионов государства. Инвестиционный риск, согласно рассматриваемой методике, объединяет семь частных видов рисков: экономический, экологический, финансовый, социальный, управленческий, криминальный и законодательный. Ранг региона при этом характеризуется величиной индекса инвестиционного риска – относительным отклонением от среднероссийского уровня риска, который принимается за единицу.

В результате применения методики рейтингового агентства «Эксперт РА» исследователь получает сформированный рейтинг, в котором субъекты представлены в плоскости «потенциал – риск» и дифференцированы по группам. Ключевым преимуществом методики признается охват большого числа факторов инвестиционного процесса. Факторы учитываются с помощью экспертных оценок и сравнительных характеристик. Многие из них не подлежат математическому измерению. Это говорит о комплексности, а, следовательно, и существенной достоверности оценок. Отрицательным моментом признается субъективность экспертных оценок.

Методика Института экономики РАН включает при оценке инвестиционной привлекательности территории 75 частных индикаторов, 65 из которых оцениваются экспертным путем, 10 – представлены в статистке. Показатели сгруппированы по блокам: «А» – факторы экономического потенциала; «Б» – условия хозяйствования; – «В» – формирование рыночной среды; – «Г» – политические факторы; – «Д» – социальные и социокультурные факторы; – «Е» – организационно-правовые факторы; – «Ж» – финансовые факторы.

Для осуществления оценок сформировывается коллектив экспертов, дифференцированных по социально-профессиональному признаку:

1) научные работники, преподаватели вузов и проектировщики;

2) работники сферы кредитования;

3) руководители малых и средних предприятий;

4) работники органов государственной власти и местного самоуправления;

5) директора крупных промышленных предприятий.

Алгоритм оценки подразумевает, что каждый субъект сравнивается с другими по конкретному критерию, что позволяет присвоить территории балл. Региону с максимальным показателем присваивают 5 баллов; региону с минимальным – 0 баллов; средние значения оцениваются в 2,5 балла. Далее множество взвешенных средних оценок по всем факторам суммируется и представляет собой сводный индикатор инвестиционного климата региона. Согласно полученному индикаторы регионы ранжируются в порядке убывания уровня инвестиционной привлекательности.

Главным преимуществом Методики Института экономики РАН признается точность результатов при исследовании небольшого числа регионов. Ведущим недостатком отмечается чрезвычайная ориентация на оценки экспертов, сложность формирования многочисленного коллектива экспертов и низкая доля статистических индикаторов.

Популярной методикой является и методика Национального рейтингового агентства (НРА). Данный рейтинг регионов формируется на основе данных Росстата, ЦБ РФ, Генеральной прокуратуры РФ, Минфина, Минсвязи, Минприроды, опросов предпринимательского сообщества и экспертных оценок аналитиков НРА и независимых экспертов. Методика учитывает для определения инвестиционной привлекательности региона 52 показателя, сгруппированных на 7 блоков: обеспеченность природными ресурсами и качество окружающей среды; трудовые ресурсы; инфраструктура региона; внутренний региональный рынок; производственный потенциал территориальной экономики; институциональная среда и социально-политическая стабильность; финансовая устойчивость регионального бюджета и предприятий региона. Исходные значения показателей преобразуются в расчетные индикаторы. В процессе опроса экспертов им присваиваются веса, с помощью которых вычисляются агрегированные оценки 7 факторов инвестиционной привлекательности. На последнем этапе определяются интегральный индекс и его пороговые значения.

Основным достоинством метода признается открытость и доступность результатов для инвесторов. Негативным фактором считается субъективность мнений экспертов и отсутствие возможности определить реальную дистанцию между участниками рейтинга.

Выводы или заключение

Анализ существующей литературы позволяет заключить, что инвестиционную привлекательность региона целесообразно рассматривать как комплекс мероприятий, стимулирующих в долгосрочном периоде привлечение инвестиций всех форм и нацеленных на установление требуемых сумм, состава, источников финансирования и направлений их использования. Следовательно, обеспечение роста уровня инвестиционной привлекательности в регионах страны допустимо только на базе формирования целостной системы привлечения инвестиций в субъекты Российской Федерации и целенаправленных действий по повышению инвестиционной привлекательности регионов.

Таким образом, в каждой из рассмотренных методик применяется различный набор учитываемых индикаторов, которые характеризуют инвестиционную привлекательность. Экономико-математические методы не используют качественные показатели, а методы экспертных оценок полагаются на мнения «экспертов», которые зачастую могут оказаться субъективными. Все это говорит о том, что в настоящее время сложно объективно оценить реальную инвестиционную привлекательность территории, применяя один конкретный инструмент.

Оценка инвестиционной привлекательности региона

Значение оценки инвестиционной привлекательности региона

Оценка инвестиционной привлекательности региона – это основанная на научных разработках система исследования инвестиционного состояния региона, в частности регионального инвестиционного климата, потенциала региона на инвестиционном рынке и рисков инвестирования в регион.

От привлечения инвестиций в страну, регион или муниципалитет напрямую зависит экономическое состояние территории публичного управления и благосостояние населения, проживающего на этой территории. При этом процесс привлечения инвестиций является сложной системой деятельностью: для того чтобы инвесторы приняли решение о необходимости инвестирования, они должны быть уверены в потенциальной прибыльности своих вложений. Другими словами, они должны иметь информацию об инвестиционном состоянии в регионе.

Потому от формы представления, открытости, доступности и достоверности сведений относительно эффективности или, напротив, рискованности вложения финансовых и материальных ресурсов в экономику конкретного региона зависит эффективность привлечения инвесторов.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Понятие инвестиционной привлекательности региона

Фундаментальным понятием, характеризующим инвестиционную привлекательность конкретной территории, является инвестиционный климат. Это понятие характеризуется двумя системными категориями:

  • потенциал территории для инвесторов;
  • рисков территории для инвесторов.

Кроме того, индикатором высокой привлекательности территории с точки зрения инвесторов является активная инвестиционная деятельность, ведущаяся на данной территории.

Методики оценки инвестиционной привлекательности региона

Во внутреннем законодательстве отсутствуют документы, которые бы закрепляли какую-либо официальную методику оценки инвестиционного климата территории субъектов Федерации, поэтому для оценки региональной привлекательности используются самые различные методики.

Например, нередко для оценки инвестиционного климата территории используется показатель прибыльности вложенных инвестиций. Указанный метод позволяет получить общую информацию, не всегда сопоставимую с планируемыми инвестициями, поскольку он не может гарантировать исследование инвестиций, степень риска которых одинакова.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Другой применяемый подход оценки привлекательности региона с точки зрения инвестирования предполагает исследование характеристик, производимых в регионе инвестиций, а именно анализа их объема и структуры. На основе анализа уже направленных в регион инвестиций осуществляется вывод в отношении благоприятности или неблагоприятности инвестиционного состояния региона. Недостатком названного подхода следует считать то, что он не создает полной картины, анализируя лишь отдельные характеристики инвестиций, не позволяет выявить внутренних возможностей территории, перспектив ее развития.

Наиболее предпочтительным является подход, который предполагает исследование различных сфер общественной жизни территории – политического, экономического, экологического, производственного инновационного трудового состояния территории – для целей оценки привлекательности инвестирования.

Инструменты оценки инвестиционной привлекательности региона

Для исследования состояния территории региона с позиции инвестиционной привлекательности используются разные методы и инструменты. Нередко для такой оценки привлекаются эксперты, использующие авторские или научно устоявшиеся методики оценки инвестиционной привлекательности. Часто используются исследования статистической информации по различным аспектам управления в регионе для оценки инвестиционной привлекательности. Последний подход нередко рассматривают в качестве приоритетного, потому что он лишен субъективности.

Традиционно исследование инвестиционной привлекательности региона начинается со сбора информации и формирования информационной базы исследования. Это предполагает сбор статистических данных во всех сферах общественной жизни региона, которые имеют значение для эффективности осуществления на территории региона инвестиционного проекта. В качестве важнейших источников таких статистических сведений выступают обычно статистические данные из официальных источников, чаще всего, источников, формируемых органом государственной статистики.

Так, в число исследуемых показателей для установления инвестиционной привлекательности конкретной территории обычно включают статистические сведения в отношении следующих аспектов социально-экономического и политического состояния территории:

  • статистические сведения, характеризующие валовой региональный продукт на душу населения;
  • обеспеченность региональной территории основными фондами производства;
  • число эффективно функционирующих и убыточных организаций и их отношение к численности населения;
  • состояние занятости в регионе;
  • состояние по внедрению инноваций на региональных предприятиях, эффективность такого внедрения;
  • отношение численности населения, работающего в сфере инноваций к общей численности работающего населения территории;
  • размеры оборота розничной торговой деятельности на душу населения;
  • численность населения, которое имеет доход ниже установленного минимума для проживания;
  • информация о среднем доходе населения и его отношение к минимуму, установленному для проживания;
  • число находящихся в собственности населения автомобилей, жилых помещений и пр.

Далее приведенные выше и иные частные показатели должны быть стандартизированы, произведена оценка региона в соответствии со стандартизированными показателями.

При этом для оценки региональной инвестиционной привлекательности всегда используются, как показатели позитивного характера, так и показатели негативного характера. Так, например, в приведенном выше перечне использовались такие негативные показатели, как численность населения, которая имеет низкий доход или число неэффективно функционирующих предприятий.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Оценка инвестиционной привлекательности регионов

Библиографическая ссылка на статью:
Бекетова А.М. Обзор методов оценки инвестиционной привлекательности региона // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 4. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2015/04/8301 (дата обращения: 07.02.2019).

В настоящее время успешное и стабильное развитие любого экономического субъекта невозможно без обеспечения эффективной инвестиционной деятельности. Активная инвестиционная деятельность субъекта РФ – необходимое условие его развития, а привлечение инвестиций в регион – одна из основных задач, стоящих перед современным обществом и государством.

Приток инвестиций в регион во многом определяется его инвестиционной привлекательностью (ИПР), под которой понимают комплексную характеристику социально-экономического объекта по множеству параметров, отражающую степень целесообразности вложений в него. [1]

Потенциальные инвесторы, выбирая конкретный регион для вложения своих средств, оценивают уровень его инвестиционной привлекательности, опираясь на существующие отечественные и зарубежные рейтинги и методики. Многообразные подходы к оценке ИПР можно объединить в следующие группы (рис. 1).

Рисунок 1 – Подходы к оценке ИПР

Из зарубежных методик наиболее популярны рейтинги Euromoney, Forbes, Fitch, Moody’s, Standard&Poor’s. Группа авторских методов включает широкий спектр подходов к оценке ИПР, разработанных исследователями, в числе которых можно выделить методики Барда [2], Сивелькина [3], Смаглюковой [4], Хуснуллина [5]. Авторами предлагается определение уровня ИПР через величину прибыли от вложений, посредством экспертных оценок, вертикального и горизонтального анализа инвестиций, широко распространены подходы, в рамках которых выводится интегральный, агрегированный показатель.

Сущность, преимущества и недостатки перечисленных методик представлены в табл. 1:

Таблица 1 – Описание существующих методов оценки ИПР

Порядок определения уровня ИПРПреимущества методаНедостатки метода
Методика «РА Эксперт»
Рейтинг строится на основе официальной информации Росстата, Минсвязи, Минфина, Минприроды и ЦБ РФ.1. Открытость и доступность результатов для инвесторов.1. Субъективность мнений экспертов.
ИПР оценивается по 2 параметрам: инвестиционный потенциал и инвестиционный риск. Суммарный потенциал состоит из 9 частных: трудового, финансового, производственного, потребительского, институционального, инфраструктурного, природно-ресурсного, туристического и инновационного. Интегральный риск состоит из 6 частных рисков: финансового, социального, управленческого, экономического, экологического и криминального.2. Аргументированность суждений экспертов, знакомых с состоянием дел в регионах.2. Недостаточно оперативная адаптация метода к меняющейся экономической ситуации в стране.
Вклад каждого частного показателя в итоговый индикатор оценивается на основе анкетирования представителей экспертного, инвестиционного и банковского сообществ. [6]3. Популярность рейтинга и узнаваемость его конечных результатов.3. Отсутствие возможности определить реальную дистанцию между участниками рейтинга.
4. Широкий круг респондентов4. Отсутствие в методе фактора специфики и капиталоемкости важнейших отраслей региона.
Методика Национального рейтингового агентства (НРА)
Рейтинг строится на основе данных Росстата, ЦБ РФ, Генеральной прокуратуры РФ, Минфина, Минсвязи, Минприроды, опросов предпринимательского сообщества и экспертных оценок аналитиков НРА и независимых экспертов.1. Открытость и доступность результатов для инвесторов.1. Субъективность мнений экспертов.
ИПР оценивается по 52 показателям, формирующим 7 групп факторов: обеспеченность региона природными ресурсами и качество окружающей среды в регионе; трудовые ресурсы региона; региональная инфраструктура; внутренний рынок региона; производственный потенциал региональной экономики; институциональная среда и социально-политическая стабильность; финансовая устойчивость регионального бюджета и предприятий региона.2. Аргументированность суждений экспертов, знакомых с состоянием дел в регионах.2. Отсутствие возможности определить реальную дистанцию между участниками рейтинга.
Исходные значения показателей преобразуются в расчетные индикаторы. По результатам опроса им присваиваются веса, с использованием которых рассчитываются агрегированные оценки 7 факторов ИПР. На последнем этапе определяются интегральный индекс ИПР и его пороговые значения. [7]3. Популярность рейтинга и узнаваемость его конечных результатов.3. Отсутствие в методе фактора специфики и капиталоемкости важнейших отраслей региона.
4. Широкий круг респондентов4. Отсутствие в методике фактора инновационного потенциала региона.
Методика Агентства стратегических инициатив
Рейтинг строится на основе статистических данных, экспертных, специальных и общих опросов респондентов из региона.1. Открытость и доступность результатов для инвесторов.1. Субъективность мнений экспертов.
Уровень ИПР оценивается по 4 направлениям: регуляторная среда (6 факторов); институты для бизнеса (4 фактора); доступность ресурсов и качество инфраструктуры для бизнеса (4 фактора); поддержка малого и среднего предпринимательства (4 фактора). Каждый фактор в рамках направления включает в себя в среднем 3 показателя, по которым ведется оценка. Кроме того, к описанным факторам добавляется 20 показателей вне рейтинга, также участвующих в оценке. На последнем этапе значения показателей сводятся в интегральный индекс инвестиционной привлекательности. [8]2. Аргументированность суждений экспертов, знакомых с состоянием дел в регионах.2. Отсутствие возможности определить реальную дистанцию между участниками рейтинга.
3. Популярность рейтинга и узнаваемость его конечных результатов.3. Отсутствие в методе фактора специфики и капиталоемкости важнейших отраслей региона.
4. Широкий круг респондентов4. Узкий подход к определению ИПР, базирующийся в основном на оценке степени поддержки малого и среднего бизнеса в регионе.
5. Отсутствие в методике фактора инновационного потенциала региона.
6. Ограниченное число регионов-участников рейтинга.
Методика Минэкономразвития РФ
Для характеристики инвестиционного климата российских регионов используют систему показателей, в составе которой выделяют измерители: инвестиционной привлекательности; инвестиционного потенциала региона; инвестиционного риска; инвестиционной активности в регионе; эффективности использования инвестиционного потенциала региона и эффективности использования ИПР. Для определения интегрального уровня инвестиционного потенциала региона специалистами Минэкономразвития России используются характеристики производственно-финансового потенциала, социального потенциала, природно-географического потенциала. [9]1. Присутствие в методике взаимосвязи между инвестиционной привлекательностью и инвестиционной активностью.1. Отсутствие в методе фактора специфики и капиталоемкости важнейших отраслей региона.
2. Аргументированность мнений экспертов.2. Субъективность мнений специалистов-экспертов.
3. Отсутствие в методике фактора инновационного потенциала региона.
Зарубежные методики
Представляют собой оценку кредитоспособности региона на основе исследования таких факторов, как экономическая эффективность инвестиций; доступность финансирования; анализ политической ситуации; социально-демографические характеристики; инфраструктура и т.д. Для анализа кредитоспособности регионов используются статистические данные и авторитетные мнения экспертов-специалистов рейтингового агентства. Каждое агентство применяет свою шкалу оценок, которая, как правило, имеет буквенные обозначения. [1,10]1. Открытость и доступность результатов для инвесторов.1. Субъективность мнений экспертов.
2. Аргументированность суждений экспертов.2. Отсутствие возможности определить реальную дистанцию между участниками рейтингов.
3. Популярность рейтинга и узнаваемость его конечных результатов.3. Отсутствие в методиках фактора специфики и капиталоемкости важнейших отраслей региона.
4. Узкий подход к определению ИПР, базирующийся в основном на оценке кредитоспособности региона.
5. Отсутствие в методиках фактора специфики российской экономической системы.
Авторские методики
Включают достаточно широкий набор методов оценки ИПР – от узких подходов, основанных на определении экономического эффекта от вложений, до комплексных, учитывающих потенциал региона, его риск, отраслевую специфику, инновационную и инвестиционную активность и другие факторы. Различные подходы предполагают применение как расчетных, так и экспертных методов. [1]1. Обоснованность применяемых подходов к оценке ИПР.1. Низкая популярность методов среди инвесторов.
2. Отсутствие публичного доступа потенциальных инвесторов к результатам оценки.
3. Сложность реальной оценки ИПР при сравнении результатов по большому количеству различных методик.

Таким образом, на основании проведенного анализа различных подходов к оценке ИПР, можно сказать, что все рассмотренные методики имеют ряд серьезных недостатков и не учитывают в полной мере специфику развития и особенности регионов России, а также факторы, влияющие на уровень их инвестиционной привлекательности.

Так, инвестиционные рейтинги агентств «РА Эксперт», Агентства стратегических инициатив, Национального рейтингового агентства, Euromoney, Forbes, Fitch, Moody’s, Standard & Poor’s, не учитывают такие важные характеристики ИПР, как, например, отраслевая структура экономики региона, реальный уровень инвестиционной активности в регионе не всегда соответствует присвоенному инвестиционному рейтингу, что свидетельствует о его недостаточной обоснованности. Кроме того, в условиях резкой дифференциации регионов России по уровню инвестиционной привлекательности создается ситуация, в которой выделены две крайние позиции – отдельные регионы с очень высокой и крайне низкой привлекательностью, а основная часть субъектов Российской Федерации попадает в так называемые «середняки». При этом, несмотря на значительные изменения показателей «середняков», в условиях подобной поляризации, положительная динамика часто сглаживается, что искусственно консервирует позиции региона. Таким образом, утрачивается главное назначение рейтинговой позиции – выступать в роли индикатора для потенциального инвестора.

Методика Минэкономразвития и авторские методы, в отличие от рейтингов, учитывают инвестиционную активность, отраслевую специфику регионов, исследуют обоснованный набор микро- и макроэкономических факторов ИПР, полностью или частично избегают субъективности. Однако существенным недостатком данных подходов является их недостаточное распространение, отсутствие периодичности в оценке и публичного доступа к её результатам.

Следовательно, адекватная методика оценки ИПР должна обладать следующими свойствами:

1. Популярность среди потенциальных инвесторов.

2. Наличие публичного доступа к результатам оценки.

4. Информативность – возможностьоценить реальную дистанцию между регионами и выявить динамику их позиций

5. Комплексность (учет качественных и количественных показателей, исследования микро- и макроуровня).

6. Учет отраслевой специфики региона.

7. Учет инвестиционной и инновационной активности.

8. Обоснованность применяемых инструментов и результатов оценки.

Читать еще:  Акции быть объектом реального инвестирования
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector