Invest-currency.ru

Как обезопасить себя в кризис?
17 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Инвестиционный климат в образовании

Тема 6. Инвестиционный климат муниципального образования

Инвестиционный климат — это среда, в которой протекают инвестиционные процессы. Он формируется под воздействием взаимосвязанного комплекса законодательно-нормативных, организационно-экономических, социально-политических и других факторов, определяющих условия инвестиционной деятельности в отдельных стране, регионе, городе.

Следует отметить, что существует достаточно широкий спектр как определений инвестиционного климата, так и методик его исчислений, прежде всего с точки зрения прибыльности на вложенный капитал.

Понятие «инвестиционный климат» применимо преимущественно для рыночной экономики, когда хозяйственная среда не поддается прямому управлению. Оно является наиболее общим критерием для размещения инвестиционных ресурсов.

Инвестиционный климат складывается из совокупности экономических, социальных, политических, правовых и даже культурных условий, обеспечивающих привлекательность вложений в ту или иную область экономики, в конкретные предприятие, город, регион или страну.

Оценки инвестиционного климата колеблются в границах от благоприятного до неблагоприятного. Благоприятным считается климат, способствующий активной деятельности инвесторов, стимулирующий приток капитала. Неблагоприятный климат повышает риск для инвесторов, что ведет к утечке капитала и затуханию инвестиционной деятельности.

Факторы, оказывающие влияние на инвестиционный климат, подразделяются по возможности воздействия на них со стороны общества на:

· объективные (природно-климатические условия, оснащенность энергосырьевыми ресурсами, географическое местонахождение, демографическая ситуация и др.);

· субъективные (связанные с управлением деятельностью людей).

Инвестиционный климат тесно связан с инвестиционной политикой. Инвестиционная политика представляет собой совокупность мер организационного и экономического воздействия органов управления на уровне страны, региона, города или предприятия, направленных на создание оптимальных условий для вложения инвестиций.

Инвестиционный климат выступает объектом воздействия инвестиционной политики. С одной стороны, он определяет стартовые условия для разработки инвестиционной политики, а с другой — является ее результатом.

Эффективность инвестиционной политики измеряется степенью изменения инвестиционного климата в более благоприятную сторону. В свою очередь, более благоприятное состояние инвестиционного климата влияет на инвестиционную политику в сторону ее дальнейшего совершенствования.

Инвестиционная политика, выступающая как совокупность различных мероприятий, воздействует на различные (прежде всего субъективные) составляющие инвестиционного климата. Она актуализируется через разработку и реализацию стратегии регулирования инвестиционной деятельности.

Методы оценки инвестиционного климата весьма разнообразны [20, 31, 56]. Они базируются на различных экономических, политических и финансовых показателях, по совокупности которых стране, региону или городу присваивается инвестиционный рейтинг.

Рейтинг является важным показателем для инвесторов, большинство которых не в состоянии проводить самостоятельные детальные исследования, особенно внутри других стран, а ориентируются на оценки рейтинговых агентств. Поэтому повышение рейтинга всегда связано с притоком инвестиций, необходимых для экономического роста.

Дата добавления: 2014-01-06 ; Просмотров: 1452 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Инвестиционный климат
в образовании связан
с поддержкой инициатив

Чтобы все время не заботиться о выживании, необходимо говорить о том, каким образом в образовании могут появиться инвестиции. Как должна быть устроена система управления, какой должна стать образовательная политика, чтобы инвестиции в образование пошли, стали реальностью?
Один из самых эффективных способов их привлечения в бизнесе – поддержка инноваций. Возможно ли это в образовании?

Реформа «сверху» – путь к монархии

Кто хотя бы раз участвовал в организации какого-нибудь массового мероприятия под эгидой Министерства образования РФ с привлечением его первых лиц, тот наверняка понимает, какой это особый мир: подготовка речей, организация прибытия делегаций, работа со СМИ, оформление пресс-релизов, резолюций и пр. Все это проходит, как правило, очень масштабно, с большими затратами денег, рабочей силы. Интересней всего наблюдать пресс-конференции и встречи лидеров образования с педагогической общественностью. Высказываются идеи, задается много вопросов, каждый участник встречи уходит с определенным, быть может чуть измененным, взглядом на образовательную действительность.
Безусловно, во всем этом есть немалая польза для образовательной реформы. Услышать позицию министерства по тому или иному вопросу, сравнить с собственными представлениями, прояснить неясный вопрос и, если повезет, изложить свою оригинальную идею – все это очень помогает ориентироваться в мире образования. Тем более что образовательная власть у нас занятая, одних крупномасштабных мероприятий федерального уровня планирует более 30 штук в год. Почти каждую неделю, если учитывать отпускное время, что-то происходит. Здесь и заседания по двенадцатилетке, и единый экзамен, и профилизация старшей школы, и стандарты, и создание аттестационной службы, и реформа профессионального образования, приближающая его к потребностям рынка труда, и многое чего еще. Создается впечатление, что за обилием планов стоит огромная команда сильных менеджеров, которые все это действительно смогут комплексно и грамотно реализовать. По каждому направлению реформы ведется мониторинг происходящего: на каждом этапе отслеживаются результаты, корректируются мероприятия и выделяемые на них средства и пр. Можно даже допустить, что высказывание ведомством реформаторских идей не проходит бесследно, вдруг какой-нибудь региональный начальник или просто директор школы этим заинтересуется и «понесет передовые идеи в педагогические коллективы».
Возможно такое? Возможно. Особенно если путь распространения идей находится под покровом «божественного происхождения». Указал представитель власти, будто помазанник господень, то, что делать необходимо, – нарушать повеление грешно становится.
И на самом деле продолжаем строить образование, повинуясь «идеям свыше».
Известный философ Мераб Мамардашвили писал: «В мир идей нет быстрого и легкого доступа. В мир идей не войти непосредственно, надо непрерывно воссоздавать его в нашем сознании. Не переносить в него какие-то готовые и извне приходящие к нам идеи, а воссоздавать их на основе собственного сознания». Идеи, какие бы хорошие они ни были, не берутся. Они появляются доморощенно, индивидуально, пусть даже и не без влияния каких-либо авторитетов.
Быть может, в модернизации образования, затеянной министерством, речь идет не о столь глубоких идеях? А лишь о тех, реализация которых уже назрела, стоит лишь чуть-чуть подтолкнуть, вложить небольшие средства – и дело само пойдет. Хотелось бы верить.
Зона рискованного капитала

А может ли существовать система управления, которая не идеи продуцирует, а процессы запускает? То есть делает так, что продуктивные идеи сами в образовании появляются и находят путь своей реализации. По своей специфике, в отличие от дотаций, например, они появляются тогда, когда уже имеется определенный задел, какая-либо продвинутая инициатива. Не случайно в экономике при инвестировании используется понятие «зона рискового капитала». Это когда инвестиции привлекать пока еще опасно, потенциально инвестируемый бизнес еще не прошел все необходимые стадии своего развития.
Вряд ли можно привести яркий пример какой-либо государственной системы управления образованием, которая строится на поддержке образовательных инициатив. По-видимому, консервативность, жесткая институциональность сферы образования не позволяют слишком резко менять сложившиеся управленческие устои. Даже если где-то ситуация сдвигается в сторону поддержки инициатив снизу, все равно этот процесс описывается в логике государственного заказа. Иначе и финансовые и другие административные единицы окажутся неспособными выделять ресурсы на поддержку инициатив.
Но и в консервативной системе управления появляются некоторые весьма интересные находки. В последнее время, в частности, все больше распространяется практика использования технологии анализа ситуаций и обучения Case study (иногда переводится как «учебный случай»). Суть ее в том, что для анализа ситуации используется не определенная статистическая выборка, а некоторый случай, наиболее ярко отражающий то или иное явление социальной действительности. В набор материалов Case study входят описание проблемной ситуации (чаще всего в виде интервью кого-то из практиков), ее анализ, приложения из фактических материалов в виде таблиц, графиков, схем, диаграмм, анкет и пр. В учебные кейсы также включаются перечни вопросов или заданий, которые необходимо выполнить во время обучения.
Интересно, что управление, инициируя разработку Case study, стремится решать сразу несколько задач. Помимо того что материалы кейсов могут вызвать дискуссию, стать примером для подтверждения эффективности той или иной деятельности, они также используются как способ выявления скрытых тенденций развития образования. Полученные данные применяются впоследствии в процессе повышения квалификации учителей. Педагогам не рассказывают, как правильно, методично что-либо делать, но им показывают, какие препятствия возможны в деятельности и каким способом их можно преодолевать.
Лично я, однажды участвуя в подготовке пакета Case study, относился к нему весьма скептически. Мне казалось, что отечественная педагогика, с ее активными формами обучения, традициями проблематизации, проектирования, серьезной мыслительной работы, дает куда больше, чем какое-либо эмпирическое описание случаев. Не скажу, чтобы в этом разубедился, но само использование кейса для управленческой аналитики и принятия решений имеет весьма важное значение.
Как заверяют аналитики инвестиционных процессов в экономике, отсутствие должного уровня менеджмента сегодня – один из основных тормозов привлечения дополнительных ресурсов в отечественный бизнес.

Читать еще:  Как начать зарабатывать без вложений

Инвестиционная политика попечителей

Говоря в целом, проблемы притока инвестиций в образование не разрешаются одной лишь модернизацией системы управления. Само понятие «инвестиционный климат» предполагает и благоприятный налоговый режим, и развитое законодательство, и эффективную судебную систему. Не менее важны и минимальные административные барьеры, и качественная обслуживающая инфраструктура. Недавно, например, экспертами внешнеэкономической деятельности нашего государства отмечалось, что инвестиционный климат значительно хуже в тех регионах, где велик по численности чиновничий аппарат.
Порой мы не замечаем, как сильно связаны инвестиции и система управления образованием. На одном из семинаров с попечителями был поднят вопрос о возможности участия граждан в утверждении бюджетов образовательных программ. Оказалось, что это одна из самых трудных тем для обсуждения. Казалось бы, с какой стати попечители должны вникать в схемы финансирования образовательных учреждений? Это «не их карман», да и дел без того хватает. Но по сути именно попечители и родители школьников с их благими намерениями остаются беззащитны. Учредитель в силу отсутствия нормативов финансирования всегда вправе урезать финансы образовательного учреждения. Причем ровно на столько, на сколько попечительский совет сумел привлечь дополнительные финансовые ресурсы. Провели в школе ремонт – от учредителя на соответствующую статью расходов денег ждать не придется. Они пойдут в другое образовательное учреждение, где директору не удалось привлечь дополнительные финансовые ресурсы. Получается, что без участия попечителей в образовательной политике само попечительство становится малоэффективным. А права всех потенциальных инвесторов будут нарушаться.
Как в образовании может происходить выбор приоритетного для инвестиций направления? Каким образом инвестор делает выбор, где его капиталовложения наиболее необходимы? Понятное дело, что здесь не обойтись без развитой системы образовательной экспертизы, без необходимых статистических и социологических исследований. Но важно также понять, каким образом инвестор может увидеть связь между образовательным результатом и его влиянием на социальное благополучие. Именно поэтому, в частности, и необходимо развитие попечительского движения.
Может показаться, что появление действительных инвестиций в образование – дело далекого будущего. Однако именно во время встреч попечителей и работников образования, когда удается найти общий язык, появляется возможность общественной поддержки изменений в образовании. Даже такое узковедомственное направление модернизации, как единый экзамен, становится общественно принимаемым и востребованным. Важно ведь донести, что единый экзамен нужен не столько для предотвращения коррупции в образовании, сколько для предоставления равных прав гражданам при получении высшего образования. Чем не яркий пример общественной заинтересованности? Быть может, со временем и в это направление модернизации образования можно будет ожидать приток инвестиций? Если, конечно, потенциальных инвесторов удастся заинтересовать.

Метафоры образовательных инвестиций

Итак, инвестиции в образование зависят от реформирования системы управления и от становления общественно-ориентированной образовательной политики.
Причем на первом месте именно образовательная политика, так как только она связывает образование с общественным развитием. Иначе все наши потуги что-либо изменить тщетны. Уже упомянутый Мераб Мамардашвили в одной из своих лекций использовал театральное понятие режиссера Ингмара Бергмана «магическая точка сцены»: «… Есть какая-то точка, найдя которую и расположив вокруг нее и в связи с ней актеров мы получаем полную видимость и полное присутствие всех элементов и действующих сил в спектакле. Не имея же такой точки, мы не имеем внятности. Слова произносятся, актеры играют свои роли, а внятности нет … нет ясного пространственного образования, которое собой давало бы эффект полного присутствия всех составных частей смысла происходящего, как раз и являющегося органом мысли». Вот и у нас нет ясных, внятных ориентиров, которые бы позволяли в образовательной политике видеть общественное развитие.
Переориентировать систему управления на поддержку образовательных инициатив и тем самым обеспечить необходимый инвестиционный климат – это основной вектор изменений в управлении образования. Если попытаться найти аналог такой системы управления, то он чем-то напоминает стихосложение в стиле японских трехстиший хокку. Один из исследователей японской поэзии так описывает этот процесс: «Представьте, что вы проходите у реки и видите недостроенный мост – например, он доходит лишь до середины реки, или несколько свай вбиты в дно, или просто руины – несколько каменных блоков на этом берегу и еще пара – на том. В любом из этих случаев моста нет. Однако вы можете моментально представить себе этот мост и сказать точно, откуда и куда он ведет. Примерно так работает поэзия хокку». Примерно так должна работать и новая система управления образованием. Не пытаться самостоятельно решить все за всех быстро раз и навсегда, а создавать условия, при которых может продуктивно осуществляться развитие образования. Иначе получается пародийное хокку, как у Виктора Шендеровича:

Снова рассвет.
Ветка стучит в стекло.
Отпилю…

Инвестиционный климат в образовании

Инвестиционный климат: понятие, факторы и методы оценки

Экономика любого уровня нуждается в постоянном пополнении средств, используемых для получения товара. Инвестиции в разных проявлениях — это условие постоянного развития и стабильности не только экономических, но и социальных систем.

Читать еще:  Заработок с минимальными вложениями в интернете

Данная зависимость от притока капитала делает привлечение средств задачей не только хозяйствующих субъектов, но и органов государственной и муниципальной власти.

Понятие инвестиционного климата

Инвестиционный климат — это состояние общества, влияющее на активность инвестиционных процессов. Климат может быть благоприятным или неблагоприятным.

В последнем случае инвестиционные риски увеличиваются, что способствует оттоку капитала из данной территориальной единицы или из отрасли.

Понятие инвестиционного климата применительно к притоку капитала рассматривается в качестве основной характеристики инвестиционной среды. Климат, так же как и среда, может быть особенностью:

  • международного союза (ЕС, СНГ и т.п.);
  • страны;
  • региона внутри страны;
  • муниципального образования;
  • отрасли (тяжелая промышленность, сельское хозяйство, добыча полезных ископаемых);
  • предприятия.

Таким образом, желание владельцев капитала вкладывать свои деньги в развитие экономики зависит от совокупности условий, которые сложились в разных сферах жизни социально-территориальных единиц.

Факторы инвестиционного климата

Фактор — это процессы и явления, которые оказывают воздействие на объект или его части. На инвестиционную активность владельцев капитала всегда оказывает воздействие комплекс факторов. Ниже описаны наиболее значимые из них.

[1]. Социальный. Общество во всех его проявлениях представляет собой инвестиционный фон. Для инвесторов население данного региона является одновременно рабочей силой, потребителем и фактором, определяющим перспективы развития экономики.

Экономическое благосостояние людей, уровень преступности, демографические показатели, социальная стабильность — все это влияет на желание инвесторов делать вклад в развитие экономики.

[2]. Экономический. Этот фактор определяется такими показателями, как развитость инфраструктуры, транспортная доступность, наличие предприятий, которые могут повлиять на окупаемость данных капиталовложений.

[3]. Финансовый. Под данным фактором понимается совокупность финансовых учреждений, которые могли бы способствовать стабильности обеспечения экономических субъектов денежными средствами. К этой же категории относятся не только банки, но и налоговая политика страны и региона.

[4]. Юридический. Правовая база экономической деятельности позволяет определить риски и принять адекватные меры для их уменьшения. Однако к данной категории факторов относится еще и эффективность работы правоохранительных органов.

[5]. Политический. Особенности устройства государственной системы и стабильность ее существования могут оказывать существенное воздействие на рентабельность производства.

Слабость государственных структур может привлекать инвесторов только в том случае, если их вложения быстро дают прибыль. В этом случае риски снижаются за счет возможности быстро вывести свой капитал из нестабильного региона.

[6]. Природный. Климат, почва, растительность, рельеф, гидросеть — все это может привлекать или отпугивать инвесторов.

Например, месторождения нефти в удаленных регионах с экстремальным климатом могут сделать нерентабельным даже добычу нефти или природного газа. Особенно большую роль природный фактор играет в сельском хозяйстве.

[7]. Ресурсный. Речь идет не только о полезных ископаемых. При современном уровне развития транспортных систем и средств передвижения производство выгодно располагать там, где есть потребители, специалисты, инфраструктура.

Желание размещать капитал в регионе зависит от того, какие природные или человеческие ресурсы имеют решающее значение для данного вида инвестирования.

Рассматриваемый перечень факторов, влияющих на перспективы размещения капитала, не является исчерпывающим. В разных условиях один фактор может стать лимитирующим.

Это означает, что решение инвестора будет зависеть только от состояния данного фактора, все остальное не имеет существенного значения. Однако чаще всего лимитирующим является комплекс условий регионального уровня.

Инвестиционный климат страны и региона

Понятие региона может иметь двойной смысл. Формальный регион — это административно-территориальная единица, имеющая свой правовой статус в системе государственного управления.

В России под регионами чаще всего понимаются территории, имеющие статус субъектов федерации. Однако в экономике под этим термином может пониматься и совокупность субъектов федерации, объединенных по одному признаку.

Экономическая среда, определяющая перспективу инвестирования на федеральном и региональном уровнях, может существенно отличаться по нескольким параметрам.

В России из-за ее больших размеров и разнообразия природных условий это отличие может быть существенным. Особенно сильно оно проявляется при сравнении территорий, обладающих разными природными и социальными характеристиками.

Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата

По данным рейтингового агентства «Эксперт РА», осуществляющего свою деятельность при журнале «Эксперт», наиболее привлекательными для инвестирования являются такие регионы, как:

  • Московская, Ярославская, Орловская, Белгородская и Новгородская области;
  • Москва;
  • Санкт-Петербург;
  • Ненецкий АО.

Наибольшими рисками для инвестора обладают северные, дальневосточные и некоторые северокавказские регионы.

Эта оценка постоянно меняется, но тенденция остается неизменной — высокий инвестиционный рейтинг по-прежнему сохраняется за регионами с высокой концентрацией населения, транспортных артерий и промышленности. Лидирующие позиции занимают и регионы, обладающие запасом стратегически важного сырья.

Низким рейтингом обладают регионы с неблагоприятными природными условиями, скудным освоением территории, отсутствием природных и трудовых ресурсов, слабой развитостью транспортной системы, нестабильной социальной ситуацией.

Методы оценки инвестиционного климата

Методов, дающих полностью объективный прогноз, не существует. Это связано с тем, что сам подход к оценке климата для инвестиций носит заведомо субъективный характер, поскольку капитал преимущественно вкладывается в отрасли или в предприятия, а не в регион или страну.

Это означает, что каждый инвестор оценивает ситуацию самостоятельно, учитывая специфические факторы рисков.

Для того чтобы у каждого инвестора были общие ориентиры, существуют рейтинговые агентства, которые оценивают климат в странах, больших регионах и крупных отраслях на основе анализа таких критериев, как:

  • устройство и состояние государственной системы;
  • уровень развития местного самоуправления и социального партнерства;
  • состояние транспортной инфраструктуры;
  • уровень конвертируемости национальной валюты;
  • динамика экономических показателей;
  • условия кредитованиябизнеса;
  • степень инфляции и девальвации;
  • состояние платежного баланса;
  • развитость механизмов государственного регулирования экономики.

По этим критериям формируется индекс Бери, который и является основой для определения инвестиционной среды как (1) неблагоприятной, (2) благоприятной или (3) нейтральной.

Дорожная карта по улучшению инвестиционного климата

Под термином «дорожная карта» понимается запланированный комплекс действий по улучшению условий инвестирования в России и в каждом ее регионе. Этот план утверждается Правительством РФ, что придает ему статус государственного закона.

В качестве индикатора эффективности действий по дорожным картам используется рейтинг банка Doing Business. Целью данного плана является включение России в первую двадцатку стран-лидеров по инвестиционному климату.

Достижение этой цели осуществляется через решение задач:

  • по улучшению состояния регуляторной среды при взаимодействии государственных систем с бизнесом;
  • усилению конкуренции во всех сферах экономики;
  • совершенствованию налоговой системы как механизма реализации административного ресурса;
  • стимулированию экспорта и международной кооперации;
  • совершенствованию оценочной деятельности.
Читать еще:  Ищу заработок в интернете без вложений

В 2016 году вышло распоряжение Правительства РФ, в соответствии с которым дорожные карты перешли от стадии выполнения основных задач в стадию проведения мониторинга.

Цель дорожной карты пока не достигнута — Россия еще не стала лидером в рейтинге инвестиционной привлекательности. Однако ситуация в мировой и национальной экономике постоянно меняется.

У России есть перспективы развития, которые при условии грамотного государственного регулирования могут привлечь обладателей капитала, заинтересованных в инвестировании во многие отрасли экономики страны.

Видео об инвестиционном климате:

Что такое инвестиционный климат

Без регулярных вливаний капитала в экономику любой страны, ее функционирование невозможно, иными словами – без инвестирования. Приумножение национального богатства представляет собой сложный процесс, который зависит от совокупности неотъемлемых друг от друга факторов.

Для того чтобы вложение денежных активов в отрасли народного хозяйства осуществилось, необходимо, чтобы этот процесс был кем-то инициирован. В качестве инвесторов могут выступать частные лица, предприятия, финансовые посредники и государство.

Субъекты инвестиционного процесса, прежде чем реализовать инвестицию, оценивают все возможные риски операции и её целесообразность. Если инвестор желает вложить деньги в развитие определённого предприятия или проекта, он анализирует всю совокупность экономических, гуманитарных, политических демографических, юридических экологических и геополитических факторов, которые характеризуют конкретную страну или её отдельный регион.

Понятие инвестиционного климата объединяет в себе целую систему факторов, которые определяют деловую привлекательность отдельной страны или её территории. Без учёта особенностей инвестиционного климата невозможно рассчитать возможные риски и ожидаемую прибыльность проекта.

Благоприятный инвестиционный климат – понятие относительное, так как оно оценивается потенциальными инвесторами субъективно. К примеру, для одного высокоразвитого государства, инвестиционная среда менее прогрессивного, будет оцениваться как малопривлекательная и рискованная.

При оценке делового климата государства получателя инвестиций, инвестор будет обращать внимание на целесообразность реализации конкретного проекта. К примеру, в стране с развитым аграрным сектором будет оправданным финансирование фермерских хозяйств.

Основными характеристиками благоприятного инвестиционного климата можно считать:

  • прозрачную и обоснованную законодательную базу в сфере инвестирования;
  • гарантии, предоставленные государством инвесторам-нерезидентам;
  • налоговые льготы;
  • стабильную работу финансовых и кредитных учреждений;
  • стабильную политическую ситуацию;
  • отсутствие коррупции и бюрократии.

Оценка

Инвестиционный климат можно классифицировать исходя из сфер его существования и статуса инвесторов. Существуют такие виды делового климата как:

  • мировой,
  • государственный,
  • региональный,
  • отраслевой.

В зависимости от статуса инвестора можно выделить инвестиционный климат с точки зрения прямых и портфельных инвесторов, а также кредиторов.

Деловой климат может быть оценён в количественном выражении, которое называется рейтингом. Существуют такие показатели климата:

  1. Корпоративный – привлекательность объекта с точки зрения его кредиторов, покупающих ценные бумаги.
  2. Привлекательность отрасли экономики.
  3. Региональный деловой климат, который оценивается как соотношение риска и экономического потенциала.
  4. Инвестиционный климат страны, оцениваемый лидирующими рейтинговыми агентствами мира.
  5. Мировой деловой климат.

Инвестиционный климат России

Каждой государство мира имеет свой уникальный инвестиционный климат, который определяет привлекательность его экономики для потенциальных инвесторов. Инвестиционный климат в России имеет ряд характерных качеств. Формирование деловой среды страны пришлось на период после распада СССР. В экономике России в то время прошли существенные изменения, которые и определили качество развития деловой среды.

Инвестиционный климат России нельзя оценить однозначно, ведь он имеет как положительные, так и негативные характеристики. Страна находится на этапе перехода от экономики административного типа к рыночному. Кроме того, перед Россией стоит крайне важная задача выхода из кризисной ситуации. Также существуют некоторые противоречия в законодательной базе, сформированной с целью регулирования инвестиционной деятельности.

Несомненным плюсом ситуации, связанной с инвестированием в России, является стремление к имплементации новых производственных технологий и инноваций. Также стоит отметить попытки государства в создании стимула для развития малого предпринимательства.

Необходимо отметить, что инвестиционный климат России из года в год демонстрирует качественное развитие. Подтверждением этому является перемещение России ближе к лидирующим позициям в международных рейтинговых списках инвестиционной привлекательности, которые составляются мировыми организациями.

При выведении общей оценки инвестиционного климата страны зачастую берутся в учёт такие показатели как:

  • простота регистрации предприятий внутри страны;
  • беспрепятственность в оформлении прав собственности;
  • степень развития кредитования;
  • фискальная политика;
  • участие в мировых торговых операциях;
  • беспрепятственность в ликвидации экономических объектов;
  • простора получения разрешений на возведение промышленных и жилых объектов;
  • беспрепятственное подключение к коммуникациям.

Формирование благоприятного инвестиционного климата должно стать стратегической задачей для страны.

На протяжении последних десяти лет зарубежные инвесторы проявляют активность во вкладывании капитала в такие отрасли экономики России как:

  • пищевая промышленность;
  • торговое посредничество;
  • финансовое посредничество;
  • производство машин и оборудования;
  • нефтяная и химическая промышленность;
  • производство нефтепродуктов и химических продуктов;
  • туризм;
  • металлургия.

Положительным качеством инвестиционного климата России можно считать сформированный средний класс, являющийся залогом стабильного функционирования экономики страны.

Важно отметить богатую ресурсную базу России. Страна занимает одну из лидирующих позиций в мире по запасам нефти, что является базой для развития нефтяной промышленности.

Что касается демографической ситуации, то исходя из статистических данных, для населения России характерен ежегодный прирост.

Чтобы произошло улучшение инвестиционного климата необходимо выяснить, какие факторы препятствуют реализации данной стратегической задачи. Неоспоримой негативной характеристикой бизнес среды России можно считать недостаточное качество деловой культуры. Причиной такой ситуации является недостаточный отход страны от методов управления экономикой, характерного для советского периода.

Высокий уровень коррупции по праву считается фактором, который ухудшает инвестиционную привлекательность государства с точки зрения иностранных инвесторов. Кроме того, для России характерно наличие существенных административных барьеров для вхождения зарубежных инвесторов.

Способы оптимизации

Для всех уровней власти России, приоритетной задачей должно стать улучшение инвестиционного климата внутри страны. Одной из ключевых проблем российского бизнеса является непродуктивное использование ресурсного потенциала, характерного для государства.

Крайне важно разработать эффективные и жёсткие меры противодействия коррупционным явлениям. Для этого необходимо сосредоточиться на улучшении функционирования судебной системы. Прежде всего, суды должны быть политически независимыми, что станет гарантией формирования их объективного отношения к спорным ситуациям, возникшим в экономических отношениях.

Для улучшения состояния деловой среды необходимо снизить уровень бюрократии, характерной для особенностей пересечения российской границы нерезидентами.

Проблемой инвестиционной деятельности в России считается недостаточно прозрачное законодательство. Особое внимание необходимо уделить страхованию рисков инвесторов, относящихся к потере имущества и капитала. Также требует усовершенствования антимонопольное и антикоррупционное законодательство России.

В случае полноценного проведения перечисленных выше реформ инвестиционный климат России будет усовершенствован на протяжении последующих нескольких лет.

Функции агентства по привлечению инвестиций.

Условия сотрудничества с Российским фондом прямых инвестиций.

Принципы работы инвестиционного фонда.

Как и зачем обращаться в комитет по инвестициям.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector