Invest-currency.ru

Как обезопасить себя в кризис?
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Инвестиции в автопромышленность

Мировой автопром начал усиленно инвестировать в США и Германии («Интерфакс»)

Инвестиции ведущих мировых автопроизводителей, которые готовятся к буму электромобилей, теперь направлены не на рынки стран с развивающейся экономикой, такие как Китай или Россия, а в США и государства Европейского союза, в частности, ФРГ. Об этом сообщает международная консалтинговая компания Ernst & Young (EY).

В производство электромобилей активнее всего инвестируют в настоящее время германские компании, при этом они делают ставку на предприятия внутри страны, говорится в исследовании немецкого отделения EY.

Эксперты проанализировали инвестиционные решения, принятые в 2010-2017 годах 16 крупнейшими автопроизводителями Германии, Японии, США, Южной Кореи, Франции и Италии, включая Volkswagen, Toyota, General Motors, Renault, Fiat Chrysler и Kia. Капиталовложения компаний из Китая и других стран не учитывались, прежде всего из-за отсутствия достаточного количества свободно доступных данных.

В первой половине этого десятилетия лидеры мирового автопрома основную долю своих инвестиций направляли в три страны. В США в 2010-2016 годах в модернизацию существующего и создание нового автомобильного производства было вложено 29,5 млрд евро, в КНР — 25,2 млрд евро, в ФРГ — 23,1 млрд евро.

Далее следуют Мексика, Испания и Бразилия. Инвестиции в Россию, занявшую 7-е место, равнялись 9,4 млрд евро, отмечает Deutsche Welle.

Между тем в 2017 году вложения в автопром Китая составили 2 млрд евро, США — 8,6 млрд евро, Германии — 12,3 млрд евро.

Таким образом, тройка лидеров не изменилась, что неудивительно, поскольку это крупнейшие авторынки на своих континентах. Однако внутри нее произошли перестановки: иностранные капиталовложения в автомобильную промышленность Китая обвально сократились, зато в немецком автопроме начался инвестиционный бум, который катапультировал Германию с третьего сразу на первое место.

В России осуществленные или объявленные иностранные инвестиции в автостроение составили в прошлом году 0,3 млрд евро.

Поскольку данные за один год могут оказаться не показательными, EY приводит следующие подсчеты. На страны БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай) в 2010-2012 годах приходилось в среднем 42% всех инвестиций мирового автопрома, в 2014-2017 годах доля группы составляла в среднем уже только 19%, а если брать только прошлый год — всего 9%.

Период, когда инвестиции активно шли из индустриально развитых стран на развивающиеся рынки, где стремительно создавались и увеличивались мощности для производства автомобилей, похоже, закончился. Деньги опять «возвращаются» в Америку и Европу. Прежде всего в Германию, хотя в 2017 году инвестиции в автопром Чехии составили 1,1 млрд евро, Испании — 0,8 млрд евро, Франции и Великобритании — по 0,3 млрд евро.

Член правления немецкого отделения EY Матьё Майер полагает, что мировой автопром переживает переломный момент — отрасль готовится к предстоящему буму электромобилей. Поэтому крупнейшие автоконцерны «инвестируют в новые конструкторские и производственные мощности на важнейших рынках, а также повышают уровень автоматизации и гибкость действующих предприятий, в том числе для того, чтобы встретить во всеоружии ожидаемый сильный рост продаж электромобилей».

За последние два года 16 крупнейших автокомпаний запустили 25 конкретных инвестиционных проектов в области электромобильности общей стоимостью 5,2 млрд евро. На долю трех немецких концернов пришлись 15 проектов стоимостью 4,7 млрд евро, из которых 3,2 млрд евро были вложены в 11 проектов в ФРГ.

В том числе VW выделил 1 млрд евро на переориентацию завода в Цвиккау исключительно на выпуск электромобилей, а также 750 млн евро на развертывание производства электродвигателей в Касселе. Daimler вложил 500 млн евро в строительство второго предприятия по производству аккумуляторов в Каменце.

«Нынешнее «электрическое» наступление немецких автоконцернов вселяет надежду, что Германия и в будущем сохранит за собой большой кусок в пироге мирового автостроения», — отметил М.Майер.

Вкладываем в технику — инвестиции в машиностроение

В современной промышленности есть такие отрасли, которые составляют базу всей экономики, и не просто обеспечивают ее успешное развитие, но и гарантирует безопасность страны в целом. К ним относится, например, отрасль машиностроения, от уровня которого зависит конкурентоспособность любой продукции, производимой в России или Казахстане. Именно состоянием машиностроительного комплекса определяется производственный потенциал нашей страны, а также их инвестиционная привлекательность и устойчивость в условиях кризиса жизненно важных отраслей народного хозяйства, таких, как топливно-энергетическая, транспортная и агропромышленная.

Таким образом, эта сфера деятельности в современной России играет социально значимую роль, а значит, инвестиции в машиностроение носят стратегический характер и, несмотря на присутствующий риск, являются приоритетным направлением финансовой деятельности отдельных частных инвесторов и целых финансовых организаций.

Большое внимание данному вопросу уделяется и со стороны государственных структур. Именно благодаря проводимой сегодня политике инвестиционная привлекательность машиностроения становится все более высокой, а возможные риски страхуются посредством законодательных и экономических механизмов. По данным статистики за последние годы инвестиционные вливания в машиностроительную отрасль из разных источников увеличились в несколько раз, а планы деятельности на ближайшее будущее выглядят и вовсе грандиозными.

Основные цели при инвестировании в машиностроение

Сегодня в России и Казахстане условия деятельности таковы, что в существенных инвестициях нуждаются практически все предприятия отрасли машиностроения. Однако, следует отметить, что не во всех сегментах данного промышленного комплекса наблюдается инвестиционная активность. К некоторым предприятиям потенциальные инвесторы проявляют повышенный интерес ввиду их высокой привлекательности, а некоторые, несмотря на все усилия руководства, остаются в стороне от этого процесса.

Чем обусловлена подобная ситуация? Дело в том, что инвестирование в предприятия машиностроительной отрасли происходят по определенным законам. Определяющим принципом подобной деятельности является соответствие конкретной компании целому ряду условий. Например:

  • использование инноваций, современных технологий, стремление к внедрению новых разработок;
  • активно проводимая деятельность по модернизации существующего производства;
  • соответствие выпускаемой продукции современным требованиям к качеству, что обеспечивает ее конкурентоспособность,
  • наличие технического, научного и кадрового потенциала для повышения эффективности производственного процесса и управленческой деятельности;
  • положительная репутация предприятия среди потенциальных инвесторов, что обеспечивается хорошей кредитной историей и положительным значением основных показателей экономической деятельности.

Другими словами, инвестиции в машиностроение как вид деятельности должны быть направлены на то, чтобы не просто увеличивать объемы производства низкокачественной неконкурентоспособной продукции. Их главная цель и задача – модернизация неэффективной системы управления, активное внедрение в производственный процесс инноваций, нового современного оборудования, а также активное развитие сектора сервисного обслуживания выпускаемой продукции в послепродажный период, что увеличивает ее привлекательность с точки зрения потенциального потребителя.

Особенности инвестирования машиностроительной отрасли

Риск – обязательная составляющая любого инвестиционного проекта в отрасль машиностроения. Вполне естественно при этом, что каждый инвестор, вкладывая средства в развитие крупных предприятий машиностроительной отрасли, старается добиться таких условий инвестирования, при котором его капитал будет максимально защищен от всевозможных непредвиденных ситуаций, а риски будут сведены к минимуму.

Читать еще:  Вложение на 24 часа

В условиях современной России и Казахстана задача снижения рисков и повышения привлекательности чаще всего решается за счет проведения со стороны инвестора жесткой контролирующей политики, одним из проявлений которой становится частичная или полная замена управляющего состава предприятия. Однако, это не самоцель и на такие шаги следует идти только в том случае, если это необходимо для улучшения экономических показателей предприятия, а также исключения риска банкротства.

Иными словами, если прежняя команда управленцев неплохо справлялась со своей задачей и самостоятельно стремилась к плановой модернизации производства, то рушить сложившийся коллектив не имеет смысла, так как это связано с высокими рисками. Ведь отладка системы управления в этом случае отнимет очень много времени, к тому же может негативно сказаться на деятельности предприятия и отразиться на результатах инвестирования.

Еще одна тенденция, которая наблюдается в инвестиционном процессе машиностроительной отрасли, это возрастающая активность иностранных инвесторов. Если раньше, основными зарубежными игроками в этой отрасли были мелкие оффшорные компании, то сегодня на первый план вышли крупные предприятия, инвестиционные проекты машиностроения, фонды и частные инвесторы. Естественно, что повышение привлекательности отечественных предприятий повлекло за собой увеличение объемов иностранных инвестиций в машиностроение, а вместе с ними активизировался поток новых технологий и инноваций в сфере управления.

Правда, последние события, в частности, развернувшаяся санкционная война, привели к заметному увеличению рисков и, как следствие, снижению активности иностранных инвесторов на российском рынке вообще и в машиностроительной отрасли, в частности. Нынешнюю ситуацию можно охарактеризовать как период ожидания, но сказать, чем он закончиться не может никто. Поэтому на ближайшую перспективу значительно возрастает роль отечественных инвесторов, их финансовая состоятельность и грамотность в вопросах инвестирования машиностроительного комплекса.

С точки зрения структуры отрасли и значения для развития всего комплекса народного хозяйства России, машиностроительные предприятия принято делить на три основные группы:

  1. Имеющие значение для всей экономики в целом – приборостроение, электротехническое, энергетическое и химическое машиностроение.
  2. Обеспечивающие развитие именно машиностроительной отрасли – станкостроение, инструментальная промышленность.
  3. Влияющие на положение дел в отдельных отраслях народного хозяйства – дорожно-строительное, тракторное, сельскохозяйственное машиностроение и т.д.

Перспективы инвестирования в российское машиностроение

На сегодня следует отметить тот факт, что финансирование машиностроительной отрасли находится на недопустимо низком уровне. Подавляющее большинство предприятий находятся в зоне риска и нуждаются в серьезных инвестициях для модернизации частично или полностью устаревшей производственной базы, оборудования, а также реструктуризации системы управления. Без этого вывести машиностроение России на тот уровень, где оно окажется конкурентоспособным по отношению к европейским предприятиям, будет сложно. То же самое можно сказать о проблемах машиностроительной отрасли в Казахстане.

Если в последние годы наблюдался медленный, но стабильный рост объема инвестиций машиностроения в данный сектор экономики, то с началом кризиса этот поток заметно сократился. В связи с этим следует выделить еще одно для данной отрасли важное обстоятельство. Заключается оно в том, что развивающийся кризис в отношениях России и ведущих стран Европы, а также США, серьезно ограничивает возможности наших предприятий в плане доступа к новым технологиям. Сегодня правительством России предпринимаются экстренные меры по снижению возможных инвестиционных рисков и созданию привлекательных условий для развития научно-технической базы промышленности и, в первую очередь, отрасли машиностроения.

2013 г, млрд. руб.В % к 2012гВ % к итогу2012 г2011г
Всего6413,7105,11005769,86272,1
Обрабатывающие производства993,7103,315,5881,91034,0
Производство машин и оборудования39,1117,80,630,241,4
Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования27,0101,70,426,532,6
Производство транспортных средств и оборудования87,4104,41,470,782,3

Это создает отличные возможности для потенциальных инвесторов, так как в ближайшее время можно ожидать бурного роста отечественных предприятий, особенно, тех, чья продукция предназначена для внутреннего рынка. Ведь ограничение конкуренции, которое становится неизбежным в сложившейся политической обстановке, создает хорошие условия для захвата ниши и дальнейшего роста.

В качестве основных проблем современного машиностроительного комплекса России можно выделить следующее:

  • низкая конкурентоспособность продукции;
  • недостаток финансовых ресурсов, который еще более обострился с началом кризиса;
  • недостаточное развитие научной-технологической базы;
  • дефицит квалифицированных кадров.

Таким образом, основной комплекс задач, которые призваны решать инвестиции в машиностроение России, это техническая и технологическая модернизация. В связи с этим, наиболее перспективными направлениями инвестирования следует признать:

  • повышение конкурентоспособности за счет активного внедрения новых технологий;
  • повышение научно-технического потенциала отрасли за счет развития исследовательской базы;
  • реструктуризация и модернизация системы управления, в том числе, внедрение в практику автоматизированных систем.

Инвесторы верят в российский автопром

Несмотря на обвал российского автомобильного рынка в 2009 г., игроки отрасли уверены, что в скором времени автомобильная промышленность пойдет на поправку. Стимулировать развитие производства будет растущий спрос. По прогнозам министра промышленности и торговли Виктора Христенко, авторынок начнет восстанавливаться во второй половине 2010 г.

Крепко встанет на ноги отрасль к 2015 г., когда объем продаж увеличится до 3,2—3,4 млн автомобилей. К 2020 г. реализация будет составлять 3,6 млн машин в год. По всей вероятности, в прогнозы чиновника верят работающие в России иностранные автоконцерны, которые один за другим сообщают о планах по расширению производств на территории страны.

В прошлом году в России было произведено 597 000 автомобилей, что на 59,4% меньше, чем в 2008 г. Структура производства изменилась в пользу иностранных автомобилей, выпускаемых на территории России: их доля возросла с 40,2 до 52,9%. Сегмент отечественных автомобилей уменьшился (47,1 против 59,8%). Несколько снизилась доля легковых машин, производимых на территории России в режиме промышленной сборки (на 6,46%). Впрочем, в структуре зарубежных автомобилей, выпускаемых в России, промышленная сборка по-прежнему является лидером и занимает 68,3% иностранного производства.

Госзакупки помогли избежать обвала

Отчитываясь 27 января 2010 г. перед Госдумой о результатах работы в 2009 г., В. Христенко пояснил, что избежать абсолютного обвала рынка и остановки системообразующих предприятий помогли государственные закупки, стимулирование кредитования и точечные меры стабилизации финансового состояния отдельных предприятий. На организацию прямых закупок для нужд федеральных органов власти и обновление регионального парка техники в 2009 г. было направлено более 45 млрд руб. Поддержка спроса осуществлялась и через государственные лизинговые компании (Росагролизинг и Государственную транспортную лизинговую компанию) на общую сумму 5 млрд руб. для закупок автотранспорта. В целом в 2009 г. государственная поддержка спроса сформировала более 30% объема продаж системообразующих автопредприятий. «Если бы государство не предприняло мер, которые расшевелили спрос, уровень продаж авто и их производство на российском рынке были бы в два раза меньше, чем сегодня», — подчеркнул В. Христенко.

АвтоВАЗу были предоставлены займы — 25 и 12 млрд руб. (причем впоследствии эта сумма будет капитализирована). Дальнейшая поддержка связана с эффективностью реализации программы развития предприятия.

Справка

ОАО «АвтоВАЗ» по итогам работы в 2009 г. выплатило всем членам правления 103,121 млн руб. без учета вознаграждений, сообщает агентство «Интерфакс» со ссылкой на материалы компании. За 2008 г. члены правления получили 68,259 млн руб. Выплаты увеличились в прошлом году в 1,5 раза. Хотя в 2009 г. продажи автомобилей АвтоВАЗа упали на 44% — до 349 500 машин.

В рамках антикризисных действий существенные средства были направлены на предоставление госгарантий для компаний, нуждающихся в привлечении кредитных ресурсов. Приняты решения о предоставлении госгарантий на 30 млрд руб. (ОАО «КамАЗ», ОАО «ГАЗ», ОАО «Соллерс»).

Ближайшие планы

Поддерживать спрос на отечественные автомобили с помощью государственных закупок правительство планирует и в текущем году. В постановлении, опубликованном 12 января, говорится, что в 2010 г. регионам выделят 10 млрд руб. на закупку автомобилей. Субсидии в целях софинансирования мероприятий по закупке автотранспортных средств для обеспечения транспортного обслуживания населения муниципальных образований, деятельности учреждений здравоохранения и подразделений милиции, грузоперевозок, а также по закупке коммунальной техники будут предоставляться Министерством регионального развития РФ. Отметим, что ранее на поддержку отечественного автопрома предполагалось выделить 33,5 млрд руб., в том числе 20 млрд руб. на закупку автомобильной техники для госнужд.

В погоне за Автовазом

По данным компании Ernst& Young, в 2010 г. объем продаж легковых автомобилей в России увеличится на 5—10%. При этом будет увеличиваться объем продаж иномарок российского производства за счет сокращения импорта. Расчеты аналитиков в феврале подтверждались сообщениями о расширении объемов производства в России, которые выдавали иностранные концерны.

В четверг, 11 февраля, российская компания «Соллерс» и итальянский концерн FIAT подписали соглашение о создании совместного предприятия по производству легковых автомобилей. Партнеры хотят сформировать в России центр по производству и разработке автомобилей на платформах FIAT и Chrysler. О создании стратегического альянса компании объявили еще пять лет назад, после чего началось совместное производство модели FIAT Albea. Сейчас СП планирует выпускать девять новых моделей различных классов. Плановая мощность нового предприятия — 500 000 автомобилей в год. 10% из них будет поставляться на экспорт, локализация выпускаемых автомобилей дойдет до 50% (в России будут изготовляться двигатели и коробки передач).

По объему выпуска это будет второй автомобильный альянс в России после АвтоВАЗа. Отметим, что в 2007 г. Fiat претендовал на покупку 25% акций АвтоВАЗа, однако акционеры предпочли Renault. По оценкам экспертов, мощности тольяттинского завода и нового совместного предприятия FIAT и «Соллерса» позволяют наладить производство около 1,6 млн машин в год.

«Планы продавать 500 000 машин выглядят наполеоновскими и вряд ли исполнятся. Даже через пять лет это будет почти 20% всего рынка, что совсем нереально, учитывая других игроков», — рассказал корреспонденту «ЭЖ» начальник отдела аналитики агентства «АВТОСТАТ» Андрей Топтун. Эксперт пояснил, что итальянский FIAT инвестирует лишь в интеллектуальную собственность завода всего 160 млн евро, тогда как на строительство требуется 2,4 млрд евро. Основным инвестором выступит российское государство.

По словам ведущего эксперта УК «Финам Менеджмент» Дмитрия Баранова, российский авторынок будет расти и 500 000 машин, которые совместное предприятие «Соллерса» и FIAT планируют выпустить в 2016 г., найдут своего покупателя. «Компания ориентируется не на современное состояние рынка, а на перспективу. Если ориентироваться на современное состояние авторынка, нужно закрывать все автопроизводства в стране, — считает Д. Баранов. — Только делать этого не следует. Потому что, несмотря на падение продаж легковых автомобилей в России почти на 50%, наш рынок все равно остается ненасыщенным и на нем есть скрытый неудовлетворенный спрос на качественные автомобили».

Renault считает убытки и расширяет производство

Д. Баранов уверен, что нашему авторынку есть куда расти и кризис для него лишь временная передышка. На неудовлетворенный спрос на качественные автомобили ориентируются и другие иностранные производители.

Так, в пятницу, 12 февраля, об открытии с 1 марта удвоенных производственных мощностей московского завода «Автофрамос» объявила французская автомобильная компания Renault. Сейчас мощности предприятия составляют 80 000 автомобилей в год. Как сообщила пресс-служба Renault, после расширения производства компания будет производить в Москве новую модель — Renault Sandero.

Планы по расширению производства и увеличению продаж французский автопроизводитель строит несмотря на то, что в 2009 г. получил убыток от владения 25-процентным пакетом акций АвтоВАЗа в размере 370 млн евро из-за падения акций российской компании на фондовом рынке. Чистый убыток Renault в 2009 г. составил 3,063 млрд евро.

Увеличение мощностей «Автофрамоса» связано с тем, что и выпускаемый там Logan пользуется хорошим спросом на рынке, поэтому решено на заводе производить новую модель Renault Sandero. «Указанные мощности как раз и будут загружены выпуском этих моделей. Необязательно, чтобы все эти модели были проданы в России, есть ведь и другие рынки, — отметил Д. Баранов. — Компания, безусловно, не будет сразу производить все заявленные 160 000 машин, это лишь потенциальная мощность нового производства. А фактический выпуск будет осуществляться исходя из состояния рынка».

По оценке «АВТОСТАТа», в 2010 г. в России будет продано 70 000—75 000 автомобилей моделей Renault Logan и Renault Sandero.

«Ижавто» ждет решения Сбербанка

В феврале должна решиться судьба еще одного крупного российского автопроизводителя — ОАО «ИжАвто». Сейчас крупнейший кредитор предприятия — Сбербанк, где заложены 75% акций «ИжАвто», согласовывает с другими заимодавцами бизнес-план развития и кандидатуры новых руководителей завода. По информации агентства «Интерфакс», на совете кредиторов 25 февраля будет принято окончательное решение о новом менеджменте и рассмотрены другие вопросы.

К этому времени кредитная организация ознакомится с предложением о покупке акций завода, сделанным Сбербанку «Автотором», который действует совместно с корейскими концернами Hyundai и Kia. Калининградская компания предлагает два варианта: выкупить 100% акций ижевского предприятия за 35—40 млн долл. или приобрести контрольный пакет ценных бумаг и доинвестировать в него до 100 млн долл.

К слову сказать, Hyndai уже строит в России завод мощностью 150 000 машин в год, который планируется запустить в 2011 г. Производственная мощность «ИжАвто» составит 220 000 машин в год.

К сведению

По данным Ассоциации европейского бизнеса, продажи новых легковых и легких коммерческих авто в России в январе 2010 г. снизились на 37%, или на 43 900 штук по сравнению с тем же периодом 2009 г. Иначе в Европе. В целом европейский автомобильный рынок увеличивается восьмой месяц подряд. В январе продажи автомобилей выросли в 16 европейских странах, поднявшись на 12,9% и составив 1 058 868 автомобилей. В Португалии продажи увеличились на 62%, во Франции — на 14,3%, в Испании — на 18,1%, Великобритании — на 29,8%, Италии — на 30,2%, в Словакии — на 0,3%.

Структура производства легковых автомобилей в России в 2008—2009 гг.

Аналитики ЦБ назвали главные причины низких промышленных инвестиций

Основными причинами недостаточных инвестиций в российской промышленности (без учета компаний ТЭК) являются дефицит средств на счетах, дорогие кредиты и сильная неопределенность в экономике. Это следует из аналитической записки департамента исследований и прогнозирования Банка России «Почему промышленные предприятия не инвестируют: результаты опроса» (.pdf).

Как отмечается в документе, почти 80% компаний в 2016–2018 годах осуществляли инвестиции в связи с необходимостью заменить основные средства производства, часто внеплановой. В условиях высокой экономической неопределенности и геополитических рисков после 2016 года бизнес стремился реализовывать проекты с максимальной ликвидностью и быстрой отдачей вложенных денег.

По данным Росстата, в 2016–2018 годах инвестиции в обрабатывающей промышленности выросли в реальном выражении только на 0,9%, тогда как инвестиции в целом по экономике увеличились на 9%.

Решение проблемы недостаточного инвестирования лежит в первую очередь в плоскости экономической, а не денежно-кредитной политики, считают в департаменте ЦБ. Политика государства по поддержанию макроэкономической стабильности и сохранению инфляции на низком уровне улучшает условия инвестиционной деятельности, расширяя горизонт планирования. Однако многие накопившиеся структурные проблемы обусловливают стагнацию производительности и нехватку конкурентоспособных производств, что сдерживает готовность к инвестированию.

«Эти проблемы не могут быть решены мерами денежно-кредитной политики. Чтобы стимулировать рост инвестиционной активности, в первую очередь необходимы структурные изменения в экономике и меры нефинансового характера, которые будут способствовать улучшению делового климата и развитию конкуренции, в том числе меры по снижению доли госсектора в экономике», — подчеркивается в обзоре.

В опросе, проведенном в 2019 году, участвовали 495 частных и государственных предприятий из различных отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности. Организации топливно-энергетического комплекса не вошли в выборку. В компаниях отвечали на вопросы об инвестициях за 2016–2018 годы.

Авторы доклада указывают, что опрос не является представительным для малого и среднего бизнеса и ориентирован в основном на крупные предприятия, которые являются главным двигателем инвестиций и роста в российской экономике. Из общей выборки 29% компаний относятся к малым и средним предприятиям, 46% — к крупным и 25% — к крупнейшим.

Как бизнес оценивает объемы инвестиций

Промышленники при оценке достаточности своих инвестиций разделились примерно поровну:

  • чуть более половины (51,2%) указали, что инвестировали недостаточно;
  • 47,3% заявили, что инвестировали достаточно;
  • 1,5% сочли, что их инвестиции были чрезмерно высокими.

Среди предприятий с достаточным уровнем финансирования более трети составляют очень крупные с численностью персонала более 1 тыс. человек. А среди тех, кто испытывал недостаток инвестиций, высока доля малых и средних предприятий (37%).

Аналитики ЦБ призывают интерпретировать субъективные оценки промышленников с осторожностью. «Предприятия могут считать, что инвестировали недостаточно, однако относительно низкий уровень инвестиционных вложений может объясняться объективными факторами, связанными с отсутствием на тот момент структурных стимулов для роста инвестиций в конкретной отрасли», — поясняют они.

Больше всего компаний, оценивших свои инвестиции как достаточные, в деревообрабатывающей промышленности, производстве готовых изделий, резины и пластмасс, добыче (кроме ТЭК), химической промышленности. Среди тех, кто назвал инвестиции недостаточными, преобладают предприятия фармацевтической и легкой промышленности, производители минеральной продукции, машин и оборудования.

Почему недоинвестирует промышленность

  • Недостаток собственных средств является главным препятствием для инвестиций — так ответил 81% предприятий с недостаточным уровнем инвестирования.
  • На втором месте высокая стоимость заемного финансирования. На нее указали 47% компаний.
  • Высокая неопределенность экономической ситуации тормозила инвестиции 45% предприятий.

Среди других распространенных ответов: длительный срок окупаемости инвестиций (36%), ожидаемая доходность ниже целевого уровня (21%) и ограниченная возможность получения кредитов (19%).

В докладе подчеркивается, что доступность банковского кредитования как основного источника заемных средств за последние годы улучшилась. По статистике ЦБ, средневзвешенная ставка по банковским кредитам, предоставленным нефинансовым организациям независимо от вида деятельности в рублях на срок выше трех лет, снизилась с 13,1% в 2016 году до 8,7% в 2018 году.

Однако опрошенные промышленники назвали более высокие ставки по банковским кредитам, полученным ими в 2018 году (в среднем 11,3%). Близкий результат показывают и данные регулярных конъюнктурных опросов Института экономической политики им. Гайдара (ИЭП), которые приводят аналитики ЦБ. Согласно данным ИЭП, средняя процентная ставка по банковским кредитам в промышленности в 2018 году была около 11,8%, снизившись с 15,5% в 2016 году. Данная разница определяется методологией расчета: средневзвешенная по объему кредита ставка может быть ниже среднего показателя, если в основной своей массе предприятия брали кредиты под более низкий процент, поясняется в докладе.

По данным ИЭП, инвестиционные планы промышленных предприятий в 2019 году продемонстрировали негативную динамику по сравнению с предыдущим годом. Однако снижение баланса пока невелико и результат остается положительным. В целом «совсем не кризисная» ситуация в промышленности в 2012–2016 годах, затяжная стагнация и минимальные надежды и планы на ее преодоление обеспечивают промышленности достаточно комфортное существование, но не рост, «поскольку не требуют принятия рискованных решений, связанных с увеличением инвестиций, наймом рабочей силы и расширением выпуска», констатируют в ИЭП.

В России одна из самых высоких ключевых ставок в мире — 6,25%, поэтому кредиты достаточно дороги, пояснил доцент РАНХиГС Олег Филиппов. К тому же компании не генерируют достаточно прибыли. «Производителям работать в стране практически невыгодно, если они не получают госфинансирование. Платежеспособный спрос настолько упал, что уже нормальную розничную цену давать невыгодно. Внешнего финансирования нет, доходы населения падают, никакого стимула для роста нет», — отметил он.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector