Государственная инвестиционная политика - Как обезопасить себя в кризис?
Invest-currency.ru

Как обезопасить себя в кризис?
8 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Государственная инвестиционная политика

Инвестиционная политика Российской Федерации

Все государства в мире должны проводить рациональную экономическую политику. Естественно, Российская Федерация не является исключением из правил. При этом инвестиционная политика России является одним из важнейших факторов и даже локомотивом эффективного развития экономики в стране.

В настоящее время Российская Федерация все еще проходит процесс становления рыночной экономики. Сейчас мы не можем признать эффективность ее работы ни на микро-, ни на макроуровне. В связи с этим значение грамотной инвестиционной политики РФ еще больше возрастает.

Сущность явления

Как и в других странах мира, в России под инвестиционной политикой принято понимать создание механизма, с помощью которого государство может активно влиять на существующую экономическую систему, в частности, на рынок инвестиций и субъектов малого, среднего и крупного бизнеса. Она включает себя большое количество способов влияния на данную сферу.

Цели инвестиционной политики в Российской Федерации можно сформулировать просто. Она должна:

  • сформировать благоприятный деловой климат;
  • стимулировать развитие предпринимательства;
  • усовершенствовать социальную сферу;
  • способствовать приоритетной реализации программ и проектов, которые имеют первостепенное значение для государства;
  • минимизировать риски частных инвесторов и компаний;
  • создать простые и понятные условия, которые бы позволили привлекать в страну большое количество иностранных инвесторов.

Существуют три уровня, в рамках которых имеет смысл рассматривать государственную инвестиционную политику:

На федеральном уровне основными инструментами органов исполнительной власти являются налоговая (фискальная), денежная (монетарная) и кредитная политика.

Налоговая система решает две важнейшие задачи. Во-первых, она позволяет сформировать государственный бюджет, который впоследствии будет перераспределен и направлен на реализацию важнейших инвестиционных проектов. Во-вторых, она помогает создавать благоприятные условия, позволяющие привлекать в страну внешних инвесторов.

Монетарная и кредитная политика имеют собственные эффективные инструменты. Среди них управляемая учетная ставка, регулируемая масса денежных средств в стране, кредитование. Влияя надлежащим способом на перечисленные инструменты, Правительство и Центральный Банк РФ могут стимулировать спрос на инвестиции внутри страны.

Необходимо отметить прочную взаимосвязь инвестиций и важнейших макроэкономических показателей. Прекрасным примером этого является ВВП или внутренний валовой продукт. Подробности вы найдете в статье «Инвестиции и ВВП».

Существующая специфика

Инвестиционную политику, проводимую исполнительными органами государственной власти, многие отечественные и зарубежные эксперты считают достаточно специфической. Ее прекрасно характеризуют такие особенности:

  • существенное влияние государства на экономику;
  • смешанный характер, допускающий существование как рыночных, так и административных рычагов воздействия;
  • зависимость от мирового экономического кризиса.

Правительство Российской Федерации проводит собственную инвестиционную политику, опираясь на отраслевое законодательство и подзаконные нормативно-правовые акты. С помощью данных нормативны документов происходит регулирование всех инвестиционных процессов, протекающих в государстве.

Основными субъектами государственной инвестиционной политики является Правительство Российской Федерации, Министерство Финансов, Министерство экономического развития, Государственная дума и Центральный Банк.

Вполне естественно, что в такой огромной стране, как Россия, все инвестиционные процессы не могут регулироваться непосредственно из федерального центра. Большую роль в решении стоящих перед страной задач решают региональные власти. На уровне регионов для это создаются местные инвестиционные государственные структуры, которые, как правило, носят название департаментов и агентств.

Региональный аспект

Размер государства оказывает очень большое значение на методологию проводимой в нем инвестиционной политики. Россия является самой крупной страной в мире, поэтому для нее такая специфика приобретает особый размах. При разработке и проведении федеральной инвестиционной политики должна обязательно учитываться специфика отдельных субъектов федерации. Необходимо принимать во внимание:

  • особенности географического положения;
  • имеющиеся природные ресурсы;
  • уровень развития транспортной инфраструктуры;
  • непосредственное соседство с иностранными государствами;
  • инвестиционную привлекательность;
  • состояние экологии.

В идеале Правительство РФ должно максимально грамотно и эффективно объединить инвестиционные потенциалы всех субъектов федерации. На основе такой кооперации в масштабах страны должен создаваться благоприятный деловой климат.

Эффективность проводимой политики

В настоящее время инвестиционная политика, проводимая органами исполнительной власти России, не может быть в полной мере признана эффективной. По-прежнему остаются нерешенными целый ряд важных задач:

  • не существует тесной взаимосвязи между приоритетными и реализуемыми инвестиционными проектами;
  • уровень рационализации финансовых трат из федерального бюджета недостаточно высок;
  • инвесторы не обладают всей полнотой прав и гарантий;
  • государственное инвестирование доминирует над частным;
  • не существует акцента на реализацию долгосрочных инвестиционных проектов.

Ключевым моментом видится именно недостаточный уровень частных инвестиций. Государственный инвестиционный потенциал в первую очередь должен быть направлен на развитие военно-промышленного комплекса (ВПК), фундаментальную и прикладную науку. Вместо этого ввиду отсутствия должного уровня частных вложений, Правительству приходится взваливать на государственный бюджет значительную часть инвестиций в экономику и социальную сферу.

Государственная инвестиционная политика в условиях кризиса

Стимулирование инвестиционной активности является одной из важнейших задач государства. Государственная инвестиционная политика включает в себя многогранную деятельность государственных органов, связанную с разработкой и реализацией мероприятий в области стимулирования инвестиционной деятельности.

Инвестиционная государственная политика может осуществляться на следующих уровнях власти:

Инвестиционная политика государства

Сущность инвестиционной политики государства состоит в создании благоприятных условий для инвестиционной деятельности. Инвестиционная политика государства в условиях кризиса приобретает большую важность, так именно в кризис сокращается приток инвестиций, а потребность в них значительно увеличивается.

В целом составными частями такой политики являются:

  • государственное инвестирование;
  • государственное регулирование.

Основные направления государственной инвестиционной политики включают в себя:

  • систематическое совершенствование нормативно-правовой базы;
  • создание системы гарантий и льгот для приоритетных проектов;
  • формирование институтов содействия инвестиционной деятельности;
  • создание системы координации субъектов инвестиционной деятельности;
  • развитие инвестиционного сотрудничества;
  • определение критериев отбора инвестиционных проектов;
  • улучшение общеполитической обстановки.

Инвестиционная политика государства и ее направления должны пересматриваться, так как ситуация в экономике меняется и необходимо правильно расставлять приоритеты.

Инвестиционная политика государства и ее задачи тесно взаимоувязаны с другими видами политик:

  • инновационной;
  • налоговой;
  • внешнеэкономической и др.

Инвестиционная политика государства в современных условиях должна быть направлена:

  • на формирование плана развития страны;
  • на оценку потребности в инвестициях по каждой отрасли экономики;
  • на выбор наиболее эффективных способов экономического развития страны и др.

Основные направления инвестиционной политики российского государства в соответствии с международными стандартами должны быть направлены на:

  • поддержание социально-политической стабильности;
  • стимулирование экономического роста;
  • повышение уровня открытости экономики;
  • формирование развитой промышленной и социальной инфраструктуры;
  • повышение конкурентоспособной банковской системы;
  • обучение квалифицированной рабочей силы и др.

Совет! Прежде, чем осуществлять инвестиции, необходимо ознакомиться не только с социально-экономическими показателями страны или региона, но и с оценкой инвестиционного климата рейтинговыми специализированными агентствами.

Модели инвестиционной политики

Существуют следующие модели инвестиционной государственной политики:

  • налоговое стимулирование инвестиционной деятельности;
  • государственно-частное партнерство;
  • смешанная модель, основанная на государственно-частном партнерстве в координации инвестиционных решений.

Налоговое стимулирование

Эта модель предполагает, что стимулирование инвестиций необходимо осуществлять посредством регулирования налоговых инструментов. Для успешного функционирования этой модели важным фактором является развитие фондового рынка.

Распределение инвестиций осуществляется через фондовую биржу. Недостатками модели являются отсутствие стимулов к активному сбережению, а также невозможность быстрого увеличения накоплений.

Государственно-частное партнерство

Эта модель предполагает активное взаимодействие государства и частных инвесторов. Государство аккумулирует денежные средства населения в банках и предоставляет их компаниям в обмен на выполнение ими определенных обязательств.

Читать еще:  Работа в онлайне без вложений

При данной модели инвестиции в инфраструктуру осуществляются на основе необходимости каждого объекта принадлежать определенной частной структуре. Для реализации этой модели необходим сильный частный сектор и государство, обладающее эффективным управленческим аппаратом.

Плюсом модели является возможность аккумуляции больших средств и использование их с максимальной эффективностью. Недостатком является коррупция при выборе объектов инвестирования.

Смешанная модель

В этом случае используется возможность создания государством частного механизма координации принимаемых инвестиционных решений. Задача государства в этой модели — поддерживать инновационную деятельность компаний посредством финансирования необходимых им разработок. В основном инвестиции направляются на решение проблем фирм-экспортеров, так как именно они быстрее всего готовы перенимать инновации.

Совет! Старайтесь инвестировать в экономики, в которых используется смешанный подход, так как обычно именно инновации приносят большие прибыли.

Механизмы формирования и реализации инвестиционной политики

Механизм формирования инвестиционной политики государства заключается в ориентации инвестиционной стратегии на формирование благоприятной для частных инвесторов инвестиционной среды.

Механизмы реализации инвестиционной политики государства включают в себя определение:

  • надежных источников финансирования инвестиций;
  • методов финансирования инвестиций;
  • сроков реализации инвестиционных решений;
  • ответственности государственных органов за реализацию инвестиционной политики;
  • формирование нормативно-правовой базы инвестиционного рынка;
  • создание комфортных условий для привлечения инвестиций и др.

Механизм государственной инвестиционной политики также включает правила использования общественных ресурсов, таких как :

  • бюджетные средства;
  • земельные ресурсы;
  • государственное имущество.

Значение инвестиционной политики государства для России очень велико.

В современных условиях актуальным является правильная постановка стратегических целей в области инвестиционной политики, включающих:

  • организацию структурного реформирования экономики;
  • создание комфортных условий для развития малого и среднего предпринимательства;
  • создание условий для притока в экономику частных инвестиций;
  • создание новых, высокотехнологичных рабочих мест для молодых специалистов;
  • формирование условий, способствующих привлечению инвестиций в экономику;
  • поощрение привлечения денежных сбережений населения в инвестиционных целях;
  • развитие ипотечного кредитования, способствующего увеличению темпов роста экономики;
  • развитие современных форм лизинга в инвестиционной деятельности;
  • разработка стимулов для эффективного осуществления инвестиционного процесса;
  • создание условий для поощрения инвестиций в венчурный капитал.

Инвестиционная политика государства и механизм ее реализации позволяют стране эффективно использовать имеющиеся ресурсы и улучшать социально-экономическое положение.

В России инвестиционная политика государства и ее особенности в основном связаны с региональными различиями. Россия — очень большая страна, и социально-экономическое положение в каждом регионе отличается, причем, часто очень сильно.

Совет! Инвестировать деньги стоит в те регионы, где власти заботятся о предпринимателях и создают для них благоприятные условия. Инвестирование в регионах с низким инвестиционным климатом тоже возможно, но трудностей на пути инвестора в этом случае будет больше, а насколько больше будет прибыль — неизвестно.

Государственная инвестиционная политика

Важнейшим фактором структурных изменений в экономике являются инвестиции. Государственная инвестиционная политика это комплекс правовых, административных и экономических мер государства, направленных на расширение и активизацию инвестиционных процессов.

все виды имущественных, финансовых и интеллектуальных ценностей (средств), вкладываемые в объекты деятельности, в результате чего производится продукт (прибыль) или достигается социальный эффект;

затраты на создание, расширение, реконструкцию основного капитала, а также связанные с этим изменения оборотного капитала.

Разделяют два вида инвестиций: валовые и чистые.

Валовые инвестиции (ВИ) — это совокупный объем инвестиций за конкретный период, направленные на новое строительство, приобретение средств труда и прирост товарно-материальных ценностей.

Чистые инвестиции (ЧИ) — это сумма валовых инвестиций за вычетом суммы амортизационных отчислений (А) за определенный период времени.

Динамика показателей чистых инвестиций отражает экономическое положение предприятия. Например, если ЧИ 0, т.е. ВИ > А, то производственный потенциал предприятие расширяется.

В зависимости от объекта инвестирования инвестиции делятся на:

1. Реальные — это вложения денежных средств в материально-вещественные факторы производства и основные средства. Вложения в нематериальные активы называют инновационными инвестициями.

2. Финансовые — это вложения денежных средств в различные финансовые активы, прежде всего в ценные бумаги для приобретения прав на участие в деятельности предприятия, долговых прав и т.д.

По характеру участи инвестиции бывают:

1. Прямые — это непосредственное участие инвестора в выборе объекта инвестирования и вложении средств.

2. Непрямые — это опосредованное участие инвестора в выборе объекта инвестирования и вложении средств другими особами (финансовыми посредниками). Инвестор покупает ценные бумаги финансовых посредников, например, инвестиционные сертификаты инвестиционных компаний.

Существует деление инвестиций в зависимости от времени:

1. Краткосрочные — вложение капитала на период не более чем один год.

2. Долгосрочные — вложения капитала на срок более одного года. Они делятся на подгуппы: до 2 лет; от 2 до 3 лет; от 3 до 5 лет; более 5 лет.

Экономическая эффективность инвестиций — это отношение экономического эффекта, полученного за определенный период времени от вложения капитала, к величине вложенного капитала, обусловившего получение этого эффекта. Экономический эффект от вложения капитала — чистый доход (прибыль), полученный инвестором в результате вложения инвестиций.

Внешняя простота формулы оценки эффективности инвестиций не должна вводить в заблуждение. Предположим, что инвестор мог не вкладывать средства в проект, а положить их на депозит в банк, что более надежно и не требует от инвестора дополнительных усилий. К тому же нынешние деньги всегда «дороже» денег будущего. Связано это с возможностью получения процентов от вложения в банк и с существующей инфляцией. Поэтому принято приводить стоимость будущих денег (дохода) к стоимости предыдущих (инвестиций) (дисконтирование) с учетом инфляции.

Предположим, что инвестор получил в результате вложения капитала на Т лет сумму денег, равную Рт. Если бы он вложил свои деньги в банк, выплачивающий годовой процент r, то через Т лет он согласно формуле сложного процента он получил бы сумму равную Рт равную:

(4.1)

где Рб – сумма, которую надо положить в банк, чтобы через Т лет получить сумму Рт;

r – процентная ставка банка, дол. ед.;

(1+r) T – коэффициент дисконтирования.

Таким образом, будущие деньги Рт по своей стоимости эквивалентны вложенным в банк деньгам Рб, то есть для сравнения будущих денег с вложенными надо разделить их на коэффициент дисконтирования (1+r) T :

(4.2)

Пример. Инвестор рассчитывает получить через 3 года в результате вложения капитала величиной 2 млн. грн. суммарный доход 3,5 млн. грн. Найдем на какую величину увеличится стоимость вложенных инвестором денег, если при их вкладе в банк он мог бы получить 10% годовых (r = 0,1).

Необходимо привести полученные инвестором деньги ко времени вложения. Стоимость полученных инвестором денег (Рб = 3,5 млн. грн.), приведенная ко времени их вложения (Т = 3 года), составляет:

Так что инвестор получит доход в ценах, соответствующих времени вложения капитала величиной 2,63 – 2 = 0,63 млн. грн. Другими словами инвестору надо положить в банк 2,63 млн. грн., чтобы без проблем получить 3,5 млн. грн. через 3 года.

Читать еще:  Инвестирование в золотые монеты

В практических расчетах величина чистого дохода определяется как сумма чистой прибыли (валовой прибыли за вычетом налогов и отчислений) и амортизационных отчислений на восстановление основных средств производства.

Величина чистого дохода подлежит дисконтированию, т.е. приведению к времени соответствующему началу процесса инвестирования. При определении экономического эффекта или экономической эффективности за период времени Т, суммарный дисконтированный чистый доход определяется по формуле:

(4.3)

где r – ставка дисконтирования;

Pt – чистый доход (сумма чистой прибыли и отчислений на амортизацию, включаемых в себестоимость продукции) в году t;

T – рассматриваемый период времени, в течении которого инвестиции приносят доход.

Величина ставки r принимается равной ставке банковского депозитного процента.

При наличии инфляции формула приобретает вид:

(4.4)

где Lt– индекс роста цен за t лет, т.е. отношение среднего уровня цен в году t к уровню цен в начале периода инвестирования.

Если инвестиции распределены во времени и вкладываются в течении ряда лет, то их дисконтирование производится по формулам 4.3 и 4.4. (если учитывать и инфляцию).

При оценке экономического эффекта и эффективности инвестиций в реальный сектор экономики широко распространено определение срока окупаемости инвестиций. Сроком окупаемости называют время, в течении которого суммарный объем чистого дохода, полученного за счет инвестиций, становится равным суммарному объему самих инвестиций.

В Украине инвестиционный процесс регулируют свыше 100 законов и других нормативных актов, в частности Законы Украины «Об инвестиционной деятельности» (1991г.), «Об иностранных инвестициях» (1992 г.)„ «О ценных бумагах и фондовой бирже» (1991 г.), Декрет Кабинета Министров «О режиме иностранного инвестирования» (1993 г.) и др. В основу государственного регулирования инвестиционной деятельности положены следующие задачи:

• последовательная децентрализация инвестиционного процесса;

• расширение смешанного финансирования инвестиционных проектов;

• увеличение доли внутренних (собственных) средств субъектов хозяйствования в инвестиционных проектах;

• приоритет кредитованию в производственной сфере вместо невозвратного бюджетного финансирования;

• выделение бюджетных средств преимущественно для реализации государственных приоритетов, программ (проектов), направленных на осуществление структурной перестройки экономики;

• финансирование строительства объектов за счет бюджетных средств на конкурсной основе;

• предоставление преимущества ранее начатому строительству, техническому перевооружению и реконструкции действующих предприятий;

• государственный контроль за целевым использованием централизованных инвестиций;

• совершенствование нормативно-правовой базы с целью увеличения объемов привлечения инвестиций;

• внедрение системы страхования инвестиций.

Основные инструменты государственного регулирования инвестиционной деятельности:

1. Налоговое регулирование инвестиционной деятельности. Обеспечивает направление инвестиций в приоритетные сферы экономики установлением соответствующих налоговых ставок и налоговых льгот. Методы налогового регулирования инвестиционных процессов можно разделить на четыре группы:

1) внедрение дифференцированных ставок налогообложения;

2) освобождение от уплаты налога на определенный срок;

3) уменьшение базы налогообложения;

4) устранение двойного налогообложения.

2. Бюджетные методы регулирования. Эффективны в условиях недостаточной сформированности рынка инвестиционных ресурсов, наличия деформаций в структуре экономики, высокого уровня монополизации, отсутствия долгосрочного кредитования инвестиционных проектов, нехватки собственных инвестиционных средств у предприятий.

3. Амортизационная политика. Создание механизма ускоренной амортизации. Его внедрение дает возможность предприятиям прогрессивных отраслей экономики уже в первые годы эксплуатации машин и оборудования окупить большую часть их стоимости, накопить в амортизационном фонде достаточное количество средств для дальнейшего инвестирования.

4. Приватизация государственной собственности. Цель — порождение эффективных собственников, которые способны осуществить инвестиции и наладить нормальный производственный процесс.

Продажа государственного имущества осуществляется на аукционах, коммерческих и некоммерческих конкурсах. Если аукционы и коммерческие конкурсы являются способами привлечения в бюджет средств, которые со временем (через перераспределение бюджета) могут инвестироваться в производство, то некоммерческие конкурсы проводятся с целью привлечения инвестиций непосредственно на предприятия, которые продаются. По результатам некоммерческого конкурса покупатель приватизированного предприятия (или пакета акций) должен не только уплатить его цену, но и выполнить условия конкурса по инвестированию производства. Этот механизм дает государству возможность влиять на направления и объемы инвестиций и контролировать осуществление их.

5. Денежно-кредитная политика (ДКП). Регулирует денежное обращение и работу банковской системы, которая мультипликативно создает денежные средства. Национальный банк в зависимости от состояния экономики осуществляет кредитную экспансию (расширяет сферу своего влияния посредством вытеснения других субъектов) или кредитную рестрикцию (ограничение).

Кредитная экспансия проводится в период экономического спада для стимули­рования экономического развития. Политика кредитной рестрикции проводится с целью уменьшения инвестиционной активности. Подорожание кредитных ресурсов вынуждает инвесторов вкладывать средства в наиболее эффективные, прибыльные проекты.

Важной стороной государственного регулирования инвестиционной деятельности является экспертиза инвестиционных проектов. В соответствии с украинским законодательством обязательной государственной экспертизе подлежат государственные, межгосударственные и региональные инвестиционные проекты и программы, которые реализуются за счет бюджетных и внебюджетных (средств различных фондов) средств. Инвестиции, которые осуществляются за счет других источников финансирования, подлежат государственной экспертизе относительно соблюдения экологических, санитарно-гигиенических требований, пожарной безопасности, прочности и необходимой долговечности домов и сооружений, а также архитектурных требований.

Повышение инвестиционной активности в стране непосредственно связанно с гарантиями, которые предоставляет государство субъектам инвестиционной деятельности. В Законе Украины «Об инвестиционной деятельности» указано, что государство гарантирует стабильность условий инвестиционной деятельности и соблюдение прав и законных интересов ее субъектов. Защита инвестиций осуществляется государственными органами в разных формах. Прежде всего, государство гарантирует защиту инвестиций независимо от форм собственности инвестора. Всем инвесторам обеспечивается равноправный правовой режим инвестиционной деятельности, который исключает использование мероприятий дискриминационного характера, которые могли бы воспрепятствовать управлению инвестициями, вывозу иностранными инвесторами вложенных ценностей и прибылей, полученных от инвестиционной деятельности, ликвидации инвестиций. Для защиты инвестиций законодательством предусмотрено, что они могут, а иногда и обязательно должны быть застрахованы.

Дата добавления: 2015-11-10 ; просмотров: 900 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Инвестиционная политика Российской Федерации

Все государства в мире должны проводить рациональную экономическую политику. Естественно, Российская Федерация не является исключением из правил. При этом инвестиционная политика России является одним из важнейших факторов и даже локомотивом эффективного развития экономики в стране.

В настоящее время Российская Федерация все еще проходит процесс становления рыночной экономики. Сейчас мы не можем признать эффективность ее работы ни на микро-, ни на макроуровне. В связи с этим значение грамотной инвестиционной политики РФ еще больше возрастает.

Сущность явления

Как и в других странах мира, в России под инвестиционной политикой принято понимать создание механизма, с помощью которого государство может активно влиять на существующую экономическую систему, в частности, на рынок инвестиций и субъектов малого, среднего и крупного бизнеса. Она включает себя большое количество способов влияния на данную сферу.

Цели инвестиционной политики в Российской Федерации можно сформулировать просто. Она должна:

  • сформировать благоприятный деловой климат;
  • стимулировать развитие предпринимательства;
  • усовершенствовать социальную сферу;
  • способствовать приоритетной реализации программ и проектов, которые имеют первостепенное значение для государства;
  • минимизировать риски частных инвесторов и компаний;
  • создать простые и понятные условия, которые бы позволили привлекать в страну большое количество иностранных инвесторов.

Существуют три уровня, в рамках которых имеет смысл рассматривать государственную инвестиционную политику:

Читать еще:  Инвестиции в рублях

На федеральном уровне основными инструментами органов исполнительной власти являются налоговая (фискальная), денежная (монетарная) и кредитная политика.

Налоговая система решает две важнейшие задачи. Во-первых, она позволяет сформировать государственный бюджет, который впоследствии будет перераспределен и направлен на реализацию важнейших инвестиционных проектов. Во-вторых, она помогает создавать благоприятные условия, позволяющие привлекать в страну внешних инвесторов.

Монетарная и кредитная политика имеют собственные эффективные инструменты. Среди них управляемая учетная ставка, регулируемая масса денежных средств в стране, кредитование. Влияя надлежащим способом на перечисленные инструменты, Правительство и Центральный Банк РФ могут стимулировать спрос на инвестиции внутри страны.

Необходимо отметить прочную взаимосвязь инвестиций и важнейших макроэкономических показателей. Прекрасным примером этого является ВВП или внутренний валовой продукт. Подробности вы найдете в статье «Инвестиции и ВВП».

Существующая специфика

Инвестиционную политику, проводимую исполнительными органами государственной власти, многие отечественные и зарубежные эксперты считают достаточно специфической. Ее прекрасно характеризуют такие особенности:

  • существенное влияние государства на экономику;
  • смешанный характер, допускающий существование как рыночных, так и административных рычагов воздействия;
  • зависимость от мирового экономического кризиса.

Правительство Российской Федерации проводит собственную инвестиционную политику, опираясь на отраслевое законодательство и подзаконные нормативно-правовые акты. С помощью данных нормативны документов происходит регулирование всех инвестиционных процессов, протекающих в государстве.

Основными субъектами государственной инвестиционной политики является Правительство Российской Федерации, Министерство Финансов, Министерство экономического развития, Государственная дума и Центральный Банк.

Вполне естественно, что в такой огромной стране, как Россия, все инвестиционные процессы не могут регулироваться непосредственно из федерального центра. Большую роль в решении стоящих перед страной задач решают региональные власти. На уровне регионов для это создаются местные инвестиционные государственные структуры, которые, как правило, носят название департаментов и агентств.

Региональный аспект

Размер государства оказывает очень большое значение на методологию проводимой в нем инвестиционной политики. Россия является самой крупной страной в мире, поэтому для нее такая специфика приобретает особый размах. При разработке и проведении федеральной инвестиционной политики должна обязательно учитываться специфика отдельных субъектов федерации. Необходимо принимать во внимание:

  • особенности географического положения;
  • имеющиеся природные ресурсы;
  • уровень развития транспортной инфраструктуры;
  • непосредственное соседство с иностранными государствами;
  • инвестиционную привлекательность;
  • состояние экологии.

В идеале Правительство РФ должно максимально грамотно и эффективно объединить инвестиционные потенциалы всех субъектов федерации. На основе такой кооперации в масштабах страны должен создаваться благоприятный деловой климат.

Эффективность проводимой политики

В настоящее время инвестиционная политика, проводимая органами исполнительной власти России, не может быть в полной мере признана эффективной. По-прежнему остаются нерешенными целый ряд важных задач:

  • не существует тесной взаимосвязи между приоритетными и реализуемыми инвестиционными проектами;
  • уровень рационализации финансовых трат из федерального бюджета недостаточно высок;
  • инвесторы не обладают всей полнотой прав и гарантий;
  • государственное инвестирование доминирует над частным;
  • не существует акцента на реализацию долгосрочных инвестиционных проектов.

Ключевым моментом видится именно недостаточный уровень частных инвестиций. Государственный инвестиционный потенциал в первую очередь должен быть направлен на развитие военно-промышленного комплекса (ВПК), фундаментальную и прикладную науку. Вместо этого ввиду отсутствия должного уровня частных вложений, Правительству приходится взваливать на государственный бюджет значительную часть инвестиций в экономику и социальную сферу.

Инвестиционная политика: её сущность и роль

Инвестиционная политика: её сущность и роль

Инвестиции играют очень важную роль в усилении экономической деятельности любой страны. Это очень полезно для нормализации экономических процессов в целом. В условиях рыночной экономики большинство хозяйствующих субъектов сами принимают решения об осуществлении инвестиционной деятельности.

Инвестиционная политика — это целый комплекс целенаправленных мер, которые направлены на улучшение деятельности хозяйствующих субъектов, нормализацию экономических процессов в стране, стабильный рост экономики и регулирование социальных вопросов.

Государство способно оказывать большое влияние на инвестиционную среду государства при помощи научно-технической политики, амортизационной политики и политики, которая будет направлена на работу с иностранными инвесторами.

За порядком начисления и движения амортизационных отчислений следит амортизационная политика. Таким образом, государство может контролировать скорость воспроизводства и темпы увеличения (обновления) основных фондов. Научно-техническая политика позволяет следить за развитием в области науки и технологий, что полезно для всего инновационного механизма государство.

Российская экономика уже долгое время находиться в состоянии необходимости притока иностранных инвестиций. Это связано с низким уровнем развития некоторых видов производства, компаний и т.п. К тому же, правительство не оказывает большую поддержку экономике, путём выделения средств из государственного бюджета страны.

Инвестиционная политика ориентируется на:

  1. определение оптимального объема инвестиций в каждый период времени
  2. повышение эффективности использования инвестиционных средств
  3. выбор приоритетных мер развития инвестиционной среды

Цели и принципы инвестиционной политики

Главной целью инвестиционной политики является создание таких условий, при которых возможно значительное усиление инвестиционного потенциала как компании или организации, так и государства в целом.

Базовыми направлениями способны выступать определённые меры, которые нужны для создания комфортных условий работы для национальных и иностранных инвесторов.

А это позволит рассчитывать на увеличение их доходов с меньшими рисками в интересах повышения экономических показателей, что в свою очередь, благоприятно скажется на уровни жизни населения.

Другими целями являются: стимулировании предпринимательской деятельности и частных инвестиций, привлечении инвестиционных ресурсов, в том числе путём иностранных инвестиций, создании мер для развития венчурных инвестиций, обеспечение бесперебойной работы экономики страны.

Принципы инвестиционной политики бывают следующими:

  • принцип защиты инвестиций означает, что все участники инвестиционного процесса защищены на законодательном уровне
  • принцип свободы выбораобъекта инвестиций подразумевает, что любой субъект инвестиционной деятельности (инвестор) сам в праве выбирать тот объект, в которым он хочет инвестировать свои деньги для дальнейшего их роста
  • принцип приоритетности позволяет инвестору выбирать стратегическую направленность инвестиций
  • принцип максимизации эффективности предполагает выбор самых эффективных мер по улучшению от эффекта инвестиционной деятельности
  • принцип контроля необходим для регулярного анализа и контроля инвестиционной политики
  • принцип реформирования предприятий для повышения их инвестиционной привлекательности

Сегодня инвестиционная политика государства РФ требует серьёзных вмешательств. И желательно, чтобы вмешательство были со стороны частных инвесторов, которые будут не просто осуществлять инвестиции с целью получения прибыли, а осуществлять умные инвестиции для развития экономики в целом.

Как выше упоминалось, необходимо также и вмешательство иностранных инвестиций, так как государство не сильно заботиться о финансировании большинства секторов экономки, которые так необходимо для улучшения общей картины в стране. Именно серьёзный подход к делу позволит значительно улучшить положение российской экономики.

Инвестиционная политика государства разных стран устроена совершенно по-разному. В одних странах больший упор делают на развитие национальных компаний и привлечение внутренних инвестиций за счёт национальных инвесторов, другие же страны напротив приоритетом ставят для себя работу с иностранными инвесторами. Подход может быть разным, как и приоритеты.

В политике часто случается так, что хорошие, честные люди никак не решаются сделать что-либо действительно необходимое, в то время как плохие непременно пользуются этим

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector