Invest-currency.ru

Как обезопасить себя в кризис?
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Учет централизованного снабжения

Централизованное снабжение

Как документально оформить и отразить в бюджетном учете поступление объектов основных средств (движимого имущества) в рамках централизованного снабжения при движении объектов между учреждениями разных уровней бюджетов (оплата имущества будет осуществляться в рамках исполнения бюджета одного публично-правового образования, а право собственности на него будет переходить к другому публично-правовому образованию) расскажут эксперты службы Правового консалтинга «Гарант» А. А. Семенюк, В. В. Пименов

Действующие в настоящее время нормативно-правовые акты, определяющие порядок ведения бюджетного учета, не содержат специального порядка организации учета при централизованном снабжении.

Следовательно, учреждениям, постоянно получающим основные средства по централизованному снабжению, в рамках учетной политики желательно определить подробный порядок организации бюджетного учета в подобных ситуациях. При этом положения Инструкций, утвержденных приказами Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (далее — Инструкция № 157н) и от 6 декабря 2010 г. № 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и инструкции по его применению» (далее — Инструкция № 162н), в данном случае следует применять в системной взаимосвязи с нормами гражданского законодательства.

Документальное оформление
В рамках централизованного снабжения в учреждение могут поступать следующие виды имущества:
— закрепленное за учреждением на праве оперативного управления (ст. 120, 296 ГК РФ);
— передаваемое учреждению на праве безвозмездного пользования (глава 36 ГК РФ);
— передаваемое на хранение (глава 47 ГК РФ);
— статус которого не определен.
В дальнейшем на основании поступающих в организацию документов статус имущества может изменяться и, соответственно, будет изменяться порядок его дальнейшего учета.
При осуществлении централизованного снабжения отгрузка конечным получателям имущества может осуществляться:
— поставщиками в соответствии с условиями государственных (муниципальных) контрактов;
— учреждениями (органами власти, местного самоуправления), ранее принявшими от поставщиков приобретенное в рамках государственных (муниципальных) контрактов имущество.
Обратите внимание: по общему правилу право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за учреждением, возникает у этого учреждения только с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника (п. 1 ст. 299 ГК РФ).
Иными словами, для подтверждения возникновения права оперативного управления и, как следствие, для отражения поступающих в рамках централизованного снабжения активов в балансовом учете учреждение должно располагать документами, подтверждающими:
— принятие уполномоченным органом решения о передаче имущества на праве оперативного управления;
— приемку-передачу имущества на основании такого решения.
Так, решение о закреплении имущества на праве оперативного управления может быть оформлено в виде отдельного правового акта уполномоченного органа власти (местного самоуправления) или же может содержаться в государственном (муниципальном) контракте, иных документах (правовых актах).
Сам факт передачи имущества на праве оперативного управления, кроме Извещения (форма 0504805), может подтверждаться двусторонними актами приема-передачи (иными аналогичными документами) с обязательным приложением пообъектных описей передаваемого имущества и технической документации (при наличии). В том случае, если в соответствии с контрактом отгрузка имущества осуществлялась непосредственно получателям (минуя склады заказчика) и на момент такой отгрузки в установленном порядке было принято решение о закреплении соответствующего имущества на праве оперативного управления в качестве документов, подтверждающих право оперативного управления учреждения на полученное имущество, могут рассматриваться накладные, товарно-транспортные накладные (или их копии), предоставленные поставщиками.

В рассматриваемой ситуации оплата имущества будет осуществляться в рамках исполнения бюджета одного публично-правового образования, а право собственности на приобретаемое имущество будет переходить к другому публично-правовому образованию. В целях организации учета решение о переходе права собственности должно быть оформлено документально.

По общему правилу имущество в рамках централизованного снабжения передается заказчиком (поставщиком) в собственность соответствующего публично-правового образования (субъекта РФ, муниципального образования) через органы власти (местного самоуправления) по управлению государственным (муниципальным) имуществом, которые отражают такое имущество в составе казны.

В то же время не исключаем, что имущество может быть отгружено конечным получателям, а по факту отгрузки в уполномоченный орган будет направлена информация о поступлении имущества в собственность публично-правового образования для отражения информации в соответствующем реестре. Безусловно, подобный порядок документооборота должен быть согласован с таким органом в установленном порядке.

Бюджетный учет
Основываясь на положениях Инструкций № 157н и 162н, рассмотрим некоторые бухгалтерские записи, которые могут быть сделаны в учете государственного (муниципального) заказчика и учреждения, принимающего имущество, в том случае, если отгрузка имущества осуществляется непосредственно конечному получателю.

Учет у передающей стороны
Если по условиям контракта материальные ценности поступают на склад заказчика для последующей передачи конечным получателям, могут быть сделаны следующие бухгалтерские записи:
Дебет КРБ 1 106 31 310
«Увеличение вложений в основные средства — иное движимое имущество учреждения»
Кредит КРБ 1 302 31 730
«Увеличение кредиторской задолженности по приобретению основных средств»
— заказчиком приняты к учету материальные ценности, подлежащие передаче;

Дебет КРБ 1 401 20 251
«Расходы на перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации»
Кредит КРБ 1 106 31 410
«Уменьшение вложений в основные средства — иное движимое имущество учреждения»
— на основании Извещения (форма 0504805) и акта приема-передачи отражена передача имущества.

Если по условиям контракта отгрузка имущества производится непосредственно конечным получателям и на день такой отгрузки принято решение о передаче имущества в собственность соответствующего публично-правового образования, то следует применять следующие корреспонденции:
Дебет КРБ 1 401 20 251
«Расходы на перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации»
Кредит КРБ 1 302 31 730
«Увеличение кредиторской задолженности по приобретению основных средств»
— отражена отгрузка материальных ценностей в пользу учреждения (грузополучателя) в сумме выплат на их приобретение на основании документов, представленных поставщиком с одновременным отражением увеличения по забалансовому счету 05 «Материальные ценности, оплаченные по централизованному снабжению».

На основании полученного Извещения (форма 0504805), подтверждающего получение учреждением (грузополучателем) материальных ценностей, отгруженных в его адрес, производится уменьшение по забалансовому счету 05 «Материальные ценности, оплаченные по централизованному снабжению».

Учет у принимающей стороны
В любом из ниже перечисленных случаев имущество должно быть отражено в казне соответствующего публично-правового образования. При этом оформляются следующие бухгалтерские записи:
Дебет КРБ 1 108 52 310
«Увеличение стоимости движимого имущества, составляющего казну»
Кредит КДБ 1 401 10 151
«Доходы от поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»
— отражены в казне, полученные по централизованному снабжению материальные ценности;

Дебет КРБ 1 401 20 241
«Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям»
Кредит КРБ 1 108 52 410
«Уменьшение стоимости движимого имущества, составляющего казну»
— органом по управлению имуществом материальные ценности переданы в оперативное управление учреждению.

Если на дату поступления имущества принято решение о передаче его в собственность соответствующего публично-правового образования и о закреплении его за учреждением на праве оперативного управления, то оформляются записи:
Дебет КРБ 1 106 31 310
«Увеличение вложений в основные средства — иное движимое имущество учреждения»
Кредит КДБ 1 401 10 180
«Прочие доходы»
— получены материальные ценности в оперативное управление от органа по управлению имуществом.

Если условиями поставки предусмотрен переход права собственности по отгрузке вне зависимости от получения материальных ценностей, но в учреждение поступили Извещение (форма 0504805) и сопроводительные документы поставщика (перевозчика), удостоверяющие отправку груза, оформляются записи:
Дебет КРБ 1 107 31 310
«Увеличение стоимости основных средств — иного движимого имущества учреждения в пути»
Кредит КДБ 1 401 10 180
«Прочие доходы»
— Извещение (форма 0504805) и сопроводительные документы поставщика (перевозчика) поступили в учреждение;

Дебет КРБ 1 106 31 310
«Увеличение вложений в основные средства — иное движимое имущество учреждения»
Кредит КРБ 1 107 31 310
«Увеличение стоимости основных средств — иного движимого имущества учреждения в пути»
— отражено фактическое поступление материальных ценностей.

Если на дату поступления имущества принято решение о передаче его в собственность соответствующего публично-правового образования, но отсутствуют Извещение (форма 0504805) и иные документы, подтверждающие закрепление полученного имущества на праве оперативного управления, могут быть оформлены следующие записи:
Увеличение по забалансовому счету 22 «Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению» при принятии материальных ценностей учреждением при отсутствии Извещения (форма 0504805) и сопроводительных документы.
Информация о получении имущества направляется учреждением главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств и в орган по управлению государственным (муниципальным) имуществом;
При поступлении Извещения (форма 0504805) и сопроводительных документов, оформленных на учреждение делается запись с одновременным отражением уменьшения по забалансовому счету 22 «Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению»:
Дебет КРБ 1 106 31 310
«Увеличение вложений в основные средства — иное движимое имущество учреждения»
Кредит КДБ 1 401 10 180
«Прочие доходы»

Читать еще:  Договор аренды автомобиля бухучет

В отдельных случаях до поступления Извещения (форма 0504805) учреждением может быть получено право на использование фактически полученного имущества. В целях организации обособленного учета имущества с правом использования к забалансовому счету 22 «Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению» могут открываться аналитические счета: «Имущество с правом использования», «Имущество на хранении» и т. п. Кроме того, учетной политикой может быть предусмотрена возможность дополнительного учета имущества, числящегося на забалансовом счете 22 «Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению», на обособленных аналитических счетах, открытых к забалансовым счетам 01 «Имущество, полученное в пользование», 02 «Материальные ценности, принятые на хранение».

При поступлении в учреждение имущества в рамках централизованного снабжения суммы, указанные в документах поставщика (учреждения-заказчика), должны учитываться по дебету счета 0 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы» наряду с другими расходами учреждения, которые будут формировать первоначальную (фактическую) стоимость основного средства согласно пунктам 23, 47 Инструкции № 157н. После того, как первоначальная (фактическая) стоимость сформирована и объект отвечает условиям отнесения к основным средствам (в том числе оформлены документы, предусмотренные п. 6 Инструкции № 162н), затраты, отраженные на счете 0 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы», переносятся в дебет счетов 0 101 00 000 «Основные средства».

Нередко документы от государственных (муниципальных) заказчиков поступают в учреждения, получившие имущество в рамках централизованного снабжения, со значительными задержками. В то же время объект может не требовать дополнительных вложений и эксплуатироваться в учреждении в соответствии с полученным разрешением. По нашему мнению, при включении в состав основных средств подобных объектов по ним может быть доначислена амортизация с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором выполнялись следующие условия:
— объект фактически был введен в эксплуатацию;
— право собственности на актив перешло к публично-правовому образованию;
— объект был закреплен за учреждением на праве оперативного управления.
Запись в учете в данном случае будет следующая:
Дебет КРБ 1 401 20 271
«Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов»
Кредит 1 104 30 000
«Амортизация иного движимого имущества учреждения».

Особенности учета централизованного снабжения

Одним из вариантов обеспечения материальными ценностями бюджетных организаций и филиалов крупных компаний является система централизованного снабжения. Получатель активов не занимается поиском поставщиков и переводами денежных средств. Весь комплекс работ по оформлению и реализации сделки возлагается на головную структуру.

Что такое централизованное снабжение материальными активами

В централизованном типе поставок материалов участвуют три стороны:

  1. Поставщик, который на платной основе обязуется передать определенное количество материальных ценностей по заранее оговоренной цене.
  2. Заказчик. В его роли выступает организация, у которой имеются полномочия для заключения сделок и подписания договорной документации, открыт расчетный счет в банковском учреждении.
  3. Получатель грузов – структурное подразделение или отдельная организация, которая принимает активы.

ВАЖНО! Денежными расчетами связаны только два участника сделки: поставщик и заказчик товаров.

Осуществление всех этапов централизованных закупок регламентируется нормами закона от 5 апреля 2013 г. №44-ФЗ (ст. 26). Поставки могут быть реализованы в нескольких вариантах:

  • грузополучатель выступает в роли подведомственного распределителя материальных активов;
  • грузополучатель является конечным звеном, приходующим ценности.

В первом случае получатель материалов принимает их на баланс, проверяет комплектность и количество, распределяет между зависимыми организациями или подразделениями. В соответствии с утвержденным планом распределения активы направляются адресатам.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Передача ценностей в пользу подведомственной организации осуществляется безвозмездно.

Суть централизованных закупок сводится к наделению отдельного государственного органа полномочиями по:

  • подбору поставщиков;
  • планированию расходных операций, касающихся приобретения материальных активов;
  • заключению сделок;
  • проведению расчетов.

Законодательство допускает выполнение заказчиком своих функций на самостоятельной основе. Задача обоснования закупок конкретного вида актива и его количества не может быть возложена на распределителя материалов. Идентификация операций по централизованным закупкам проводится по нормам п. 153 Приказа Минфина от 6 декабря 2010 г. №162н:

  • закупка касается материальных активов;
  • возникновение трехсторонних отношений;
  • два участника сделки связаны между собой по признаку подведомственного подчинения.

Порядок снабжения

Схема реализации снабжения состоит из таких этапов:

  1. Подача подведомственными структурами в снабженческий орган заявок на плановый расход материалов в будущем периоде с детализацией по видам активов и обоснованием необходимости заявленного количества ценностей.
  2. Составление плана закупок и истребование финансирования под него головным распорядителем.
  3. Поиск и выбор поставщиков организацией, выполняющей роль заказчика.
  4. Согласование деталей сотрудничества между заказчиком и поставщиком, подписание договора поставки.
  5. Доставка и отгрузка товаров грузополучателю.
  6. Оплата распределителем суммы по договору.

КСТАТИ! Материалы могут быть получены работниками склада заказчика или на объекте грузополучателя без участия промежуточного звена.

Система документооборота требует оформлять договор, сопроводительные бланки к нему, извещения формы 0504805. Извещение составляется в двух экземплярах. Каждый новый бланк заполняемого документа формы 0504805 должен быть зарегистрирован в специальном журнале. Правила оформления закреплены в Приказе №52н от 30 марта 2015 г. Возможны два способа составления этого документа:

  1. Извещение формируется заказчиком. Грузополучатель на базе отраженной в форме информации производит проверку ценностей при их поступлении и заполняет свою часть бланка. Второй экземпляр со всеми заполненными реквизитами направляется заказчику для оповещения его о приходовании активов в полном объеме (или сообщает о неполной комплектации, обнаружении брака).
  2. Грузополучатель создает извещение и отправляет все экземпляры вышестоящей инстанции, являющейся заказчиком по договору поставки. Заказчик проверяет документы, заполняет вторую часть извещения и возвращает один из бланков получателю материалов.

Учет снабженческих операций при централизованных поставках

Раздел 6 Приказа №162н регулирует вопросы, связанные с учетом операций по централизованному снабжению. Нормативный акт рекомендует заказчикам оформлять этапы сделки такими корреспондирующими записями:

  1. В момент перечисления авансового платежа дебетовые обороты накапливаются на 1 206 31 560, а кредитовые могут отражаться по 1 304 05 310, 1 304 05 320, 1 304 05 340.
  2. В случае с прямой доставкой получателю активов без промежуточной проверки материалов заказчиком в учете показываются суммы через дебетование 1 304 04 310, 1 304 04 320, 1 304 04 340 и кредитование 1 302 31 730, 1 302 32 730, 1 302 34 730.
  3. При осуществлении поставщиком доставки на один из объектов заказчика для дальнейшего направления оттуда распределенной нормы по подведомственным получателям делаются записи формата:

При проведении зачета сумм авансовых платежей:

  • Если при приемке активов были обнаружены бракованные изделия, испорченные экземпляры:
  • При наличии в условиях договора пункта об обязательном возврате в адрес поставщика тары ее отправка будет отражена у заказчика в учете одним из способов:

    • дебетование 1 205 74 560 – кредитование 1 304 04 340;
    • по дебету записывается 1 401 20 272, а по кредиту — 1 304 04 340;
    • в дебетовых оборотах участвует 1 210 02 440, 1 303 05 830, в кредитовых — 1 205 74 660.

    В учетных операциях грузополучателя может быть задействован счет 22, являющийся забалансовым. На нем отражаются полученные ценности в рамках централизованного снабжения до момента получения полного комплекта документации на конкретную партию изделий. При оприходовании на объект грузополучателя материалов счет 22 дебетуется на сумму их стоимости. В момент поступления извещения счет 22 кредитуется.

    ВАЖНО! До того как грузополучатель получит оформленное извещение, он может пользоваться привезенным имуществом только при условии наличия разрешения главного распорядителя.

    Заказчик, ответственный за централизованные поставки активов в подведомственные организации, выбирает код КОСГУ с учетом назначения приобретаемых им материалов. Если ценности покупаются для передачи другим субъектам бюджетного процесса, сам заказчик не будет ими пользоваться, вместо отражения сумм на КОСГУ 310, 320, 340 затраты относятся на КОСГУ 241. Эта операция будет означать безвозмездную передачу имущественных объектов в пользу бюджетных учреждений. Норма закреплена Письмом Минобороны от 25 апреля 2014 г. №184/7/223.

    Получатель активов показывает их по 180 КОСГУ в составе прочих доходов. Этот вариант актуален для поставок от учредителей. При перемещении активов от головного предприятия его подразделениям используются 310 КОСГУ и 340 КОСГУ (для основных средств и всех типов материальных запасов).

    Читать еще:  Книга учета трудовых

    Заказчик в обязательном порядке должен оформлять акт по форме 0504101 при приеме-передаче активов. Дополнением к нему служит извещение. Пока этот набор документов не будет готов, все ценности будут числиться в полной стоимости на забалансовом учете (счет 22). Оба бланка составляются в двух экземплярах.

    Грузополучатель в бухгалтерском учете все операции проводит при помощи таких корреспонденций:

    1. При отгрузке на его объектах изделий от поставщика дебетуется счет 22.
    2. Когда грузополучателю приходит акт и извещение со всеми заполненными реквизитами, счет 22 надо прокредитовать.
    3. В случаях, когда в рамках централизованного снабжения были получены объекты основных средств, в дебете прописывается 4 101 00 310, а в кредите — 4 401 10 180.
    4. Если были привезены материальные запасы, то запись будет формата Д 4 105 00 340 – К 4 401 10180.

    Основанием для постановки имущества на баланс всегда является акт приема-передачи. Извещение используется для подтверждения получения активов от поставщика, идентификации полноты комплектации партии изделий и исключения поставки бракованной продукции.

    ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! До окончания документального оформления операции поставки все отгруженные материальные ценности учитываются и заказчиком, и грузополучателем на забалансовых счетах.

    До момента оформления акта с извещением и получения их заинтересованными участниками сделки у заказчика ценности будут числиться на забалансовом счете 05. Когда поставщик отгрузит продукцию на территории подведомственного получателя и это будет зафиксировано документально, суммы с 05 счета списываются.

    Структурные подразделения, филиалы и подведомственные учреждения после заполнения и отправки извещения, возврата его второго экземпляра начинают реализовывать постановку ценностей на баланс. Для этого основанием будет выступать приходный ордер. Он оформляется по форме 0504207.

    Отражение операций по централизованным закупкам оборудования и материальных запасов

    Передача имущества, приобретаемого при централизованных закупках, осуществляется в рамках реализации правовых актов Правительства РФ, высшего органа исполнительной власти субъекта РФ, местной администрации, принятых во исполнение отдельных статей закона (решения) о соответствующем бюджете на очередной финансовый год, в порядке и на условиях, установленных указанными правовыми актами. О том, как отразить в учете операции, связанные с централизованными закупками, поговорим в статье.

    Как было отмечено, централизованные закупки осуществляются в соответствии с правовыми актами Правительства РФ, органа исполнительной власти субъекта РФ, местной администрации. Так, ст. 9 Федерального закона от 13.12.2010 № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» предусмотрены расходные обязательства РФ по осуществлению заку-пок:

    1) диагностических средств и антивирусных препаратов для профилактики, выявления и лечения инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов B и C;

    2) оборудования и расходных материалов для неонатального и аудиологического скрининга в учреждениях систем здравоохранения;

    3) лекарственных препаратов, предназначенных для лечения больных:
    – злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, по перечню заболеваний, утверждаемому Правительством РФ, гемофилией, муковисцидозом;
    – гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей, по перечню ле-карственных препаратов, утверждаемому Правительством РФ.

    Ранее порядок отражения операций, связанных с централизованными закупками, был регламентирован в разд. IV Инструкции № 148н , а также разъяснен в письмах Минфина РФ от 12.10.2009 № 02 06 07/4765 и Федерального казначейства от 06.09.2010 № 42-7.4-05/2.2-570. С 1 января 2011 года бухгалтерский учет в казенных, бюджетных и автономных учреждениях регулируется Приказом Минфина РФ № 157н , которым утверждены Единый план счетов и Инструкция по его применению (далее – Инструкция № 157н). На основании данного документа для государственных (муниципальных) учреждений каждого типа (казенных, бюджетных, автономных) Минфином утверждены отдельные планы счетов и инструкции по их применению:

    – Инструкция № 162н – для казенных учреждений и бюджетных учреждений, получающих бюджетные ассигнования;

    – Инструкция № 174н – для бюджетных учреждений, получа¬ющих субсидии;

    – Инструкция № 183н – для автономных учреждений.

    Однако ни в одной из вышеперечисленных инструкций специально разработанного раздела, посвященного осуществлению операций по централизованному снабжению, нет. Поэтому при отражении данных операций следует использовать пункты инструкций в части движения нефинансовых активов, в которых имеются соответствующие ссылки. По мнению автора, в работе можно руководствоваться и тем порядком, который ранее был разъяснен в вышеприведенных письмах Минфина и Федерального казначейства, с учетом норм новых инструкций по бухгалтерскому учету для государственных (муниципальных) учреждений.

    Общий порядок отражения операций по централизованному снабжению

    Поставка различных нефинансовых активов по централизованному снабжению осуществляется, как правило, в соответствии с нормами Закона о госзакупках , которым регулируются отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.

    В процессе централизованных поставок участвуют:
    – государственный заказчик – вышестоящее учреждение либо иное уполномоченное лицо, которое принимает решение о централизованной закупке, заключает госконтракт на поставку материальных ценностей, отбирает поставщиков, собирает заявки подведомственных учреждений, осуществляет непосредственные расчеты с поставщиками, производит оплату;
    – грузополучатель – подведомственное учреждение, которому в конечном итоге поступают материальные ценности;
    – поставщик – лицо, поставляющее материальные ценности.

    Отражение в бухгалтерском учете операций с имуществом, полученным от поставщика, осуществляется в зависимости от условий его получения учреждением-грузополучателем, установленных правовым актом и государственным контрактом:
    – посредством поставки поставщиком, минуя склад заказчика, непо-средственно получателю;
    – посредством поставки поставщиком на склад заказчика с последующей отправкой заказчиком имущества конечному получателю.
    При отражении операций, связанных с движением имущества, в учете будут использоваться забалансовые счета, которые рекомендованы п. 341, 375 Инструкции № 157н:
    – 05 «Материальные ценности, оплаченные по централизованному снабжению»;
    – 22 «Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению».

    Далее отметим, что в соответствии с разъяснениями, приведенными в Письме № 02 06 07/4765, отражение в бухгалтерском учете операций по передаче (получению) объектов имущества, приобретенного при централизованных закупках, должно осуществляться на основании надлежаще оформленных извещений (ф. 0504805) и прилагаемых к ним актов приема-передачи имущества (с пообъектными описями передаваемого имущества в разрезе грузополучателей), подписанных обеими сторонами консолидированных расчетов.

    Заметим, что форма вышеуказанного документа в настоящее время утверждена Приказом Минфина РФ № 173н и подлежит применению при отражении операций по централизованным поставкам с 01.01.2011.

    Извещение формируется в двух экземплярах, по одному экземпляру для каждого учреждения (обособленного подразделения, филиала), участвующего в приеме-передаче объектов учета.

    Учреждение, получившее извещение с прилагаемыми к нему документами, подтверждающими факт приема-передачи объектов учета (актами о приеме-передаче, описями, реестрами, оправдательными документами поставщиков по централизованному снабжению, актами о недостаче и порче ценностей или некомплектности предметов, выявленных при принятии ценностей, и т. п.), заполняет извещение в своей части реквизитов и направляет его второй экземпляр стороне, участвующей в расчетах.

    Заполненное извещение принимается к учету с совершением соответствующих бухгалтерских записей в регистрах бухгалтерского учета.

    Расчеты по централизованным поставкам материальных ценностей
    Расчеты за поставки материалов и оборудования для учреждений-грузополучателей, находящихся как на одном бюджете, так и на разных бюджетах бюджетной системы РФ, обычно возложены на государственного заказчика либо иное уполномоченное на заключение контракта на централизованное обеспечение материальными ценностями лицо.

    Данные юридические лица, как правило, являются казенными учреждениями. Поэтому отражение всех операций, связанных с расчетами по централизованным поставкам, будет осуществляться в соответствии с положениями Инструкции № 162н.
    Что следует учесть при расчетах за поставленные материальные ценности? Условиями государственных (муниципальных) контрактов могут быть предусмотрены авансовые платежи. При осуществлении расчетов в 2011 году по приобретаемому за счет средств федерального бюджета имуществу следует руководствоваться п. 12 Постановления Правительства РФ № 1171 . В силу его норм размер авансовых платежей может составлять до 30% суммы договора (контракта), но не более 30% лимитов бюджетных обязательств, подлежащих исполнению в соответствующем финансовом году.

    В учете государственного (муниципального) заказчика либо иного уполномоченного лица бухгалтерские записи по расчетам за поставки материальных ценностей в соответствии с Инструкцией № 162н будут следующими:

    Порядок учета операций по централизованному снабжению бюджетных учреждений

    Порядок учета операций по централизованному снабжению материальными ценностями установлен Инструкцией №148н. Бюджетное учреждение может принять к учету объекты основных средств, поставленные ему в рамках централизованного снабжения, на основании документов поставщика, полученных от вышестоящего учреждения — заказчика (государственного заказчика) и Извещения (ф.

    Читать еще:  Бухучет материалов переданных на ответственное хранение

    Учитывая, что в соответствии с положениями статьи 296 Гражданского кодекса, согласно которой учреждение может владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом в пределах, установленных законодательством, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества только в случае закрепления имущества на праве оперативного управления.

    Вышестоящее учреждение, осуществляющее централизованное снабжение материальными ценностями, должно обеспечить своевременное представление грузополучателям имущества подведомственным ему учреждениям Извещений (ф. 0504805), необходимых для оформления внутриведомственных расчетов по исполнению централизованных поставок.

    Расчеты с поставщиками по централизованному снабжению материальными ценностями учреждений производятся вышестоящими учреждениями, учреждениями, уполномоченными на централизованное заключение государственной (муниципальной) закупки (далее — вышестоящее учреждение — заказчик).

    Приемка материальных ценностей по централизованному снабжению (централизованной поставке) производится в установленном порядке с обязательным отражением в первичных документах поставщика дополнительных реквизитов: полного наименования государственного (муниципального) заказчика; наименования учреждения (грузополучателя), реквизитов государственного (муниципального) контракта, договора, по которому осуществляется централизованная поставка.

    Учреждение (грузополучатель) по получении от вышестоящего учреждения — заказчика Извещения (ф. 0504805) в двух экземплярах об отправке в его адрес поставщиком материальных ценностей следит за их прибытием и сообщает вышестоящему учреждению — заказчику о поступлении и отражении в учете этих ценностей, направляя ему второй экземпляр Извещения (ф. 0504805). В случае неполучения материальных ценностей в период, достаточный для их транспортировки, об этом необходимо сообщить вышестоящему учреждению — заказчику для принятия мер к розыску и доставке их адресату.

    Вышестоящее учреждение — заказчик производит следующие записи по расчетам с поставщиком за материальные ценности в порядке централизованного снабжения учреждений:

    на перечисление аванса по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 020600000 «Расчеты по выданным авансам» (020619560, 020620560, 020622560) и кредиту счета 020101610 «Выбытия денежных средств учреждения со счетов», соответствующих счетов аналитического учета счета 030405000 «Расчеты по платежам из бюджета с финансовыми органами» (030405310, 030405320, 030405340);

    на основании полученных от поставщика оправдательных документов (счетов, накладных и др.), подтверждающих исполнение им обязанностей по поставке материальных ценности учреждению (грузополучателю):

    по договору, контракту, предусматривающему исполнение централизованной поставки в пользу грузополучателя — по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 030404000 «Внутриведомственные расчеты» (030404310, 030404320, 030404340) и кредиту счетов 030219730 «Увеличение кредиторской задолженности по приобретению основных средств», 030220730 «Увеличение кредиторской задолженности по приобретению нематериальных активов», 030222730 «Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»;

    по договору, контракту, предусматривающему исполнение поставки в пользу заказчика с дальнейшей передачей приобретенного имущества в рамках централизованного снабжения в пользу грузополучателя:

    в сумме произведенных вложений на приобретение (создание, изготовление) материальных ценностей по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 010601310 «Увеличение капитальных вложений в основные средства», 010601320 «Увеличение капитальных вложений в нематериальные активы», 010604340 «Увеличение стоимости изготовления материальных запасов, готовой продукции (работ, услуг)» и кредиту счетов 030219730 «Увеличение кредиторской задолженности по приобретению основных средств», 030220730 «Увеличение кредиторской задолженности по приобретению нематериальных активов», 030222730 «Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов», соответственно;

    одновременно с этим вышестоящее учреждение — заказчик высылает учреждению (грузополучателю) или централизованной бухгалтерии, которая исполняет полномочие учреждения (грузополучателя) по ведению бюджетного учета Извещение (ф.

    на оплату поставщику принятых денежных обязательств в объеме произведенных им на условиях государственного (муниципального) контракта (договора) поставок — по дебету счетов 030219830 «Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению основных средств», 030220830 «Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению нематериальных активов», 030222830 «Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов» и кредиту счета 020101610 «Выбытия денежных средств учреждения со счетов», соответствующих счетов аналитического учета счета 030405000 «Расчеты по платежам из бюджета с финансовыми органами» (030405310, 030405320, 030405340).

    уменьшение кредиторской задолженности в счет перечисленных ранее авансов за полученные материальные ценности — по дебету счетов 030219830 «Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению основных средств», 030220830 «Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению нематериальных активов», 030222830 «Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 020600000 «Расчеты по выданным авансам» (020619560, 020620560, 020622560);

    Учреждением (грузополучателем) по получении Извещения (ф. 0504805) и прилагаемых к нему документов (акта приема-передачи осуществленных вложений в материальные ценности и (или) копий документов, представленных поставщиком в подтверждение поставки материальных ценностей в адрес учреждения (грузополучателя)) производятся следующие записи:

    на сумму поступившего оборудования или других объектов, входящих в состав основных средств — по дебету счета 010601310 «Увеличение капитальных вложений в основные средства» и кредиту счета 030404310 «Внутриведомственные расчеты по приобретению основных средств»;

    на сумму поступивших нематериальных активов — по дебету счета 010602320 «Увеличение капитальных вложений в нематериальные активы» и кредиту счета 030404320 «Внутриведомственные расчеты по приобретению нематериальных активов»;

    на сумму поступивших материальных запасов (в том числе возвратной тары) — по дебету счета 010604340 «Увеличение стоимости изготовления материальных запасов, готовой продукции (работ, услуг)» и кредиту счета 030404340 «Внутриведомственные расчеты по приобретению материальных запасов»;

    на сумму нефинансовых активов, отправленных поставщиком в адрес учреждения (грузополучателя) согласно представленных им документов, но не поступивших к моменту получения Извещения (ф. 0504805) учреждению (грузополучателю) — по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 010700000 «Нефинансовые активы в пути» (010701310, 010702320, 010703340) и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 030404000 «Внутриведомственные расчеты» (030404310, 030404320, 030404340).

    При получении учреждением (грузополучателем) указанных в Извещении (ф. 0504805) и прилагаемых к нему документах материальных ценностей осуществляется принятие к учету произведенных вложений: по дебету соответствующего счета аналитического учета счета 010600000 «Вложения в нефинансовые активы» (010601310, 010602320, 010604340) и кредиту соответствующего счета аналитического учета счета 010700000 «Нефинансовые активы в пути» (010701410, 010702420, 010703440).

    Учреждение (грузополучатель) при получении материальных ценностей от поставщика, осуществляющего поставку в рамках заключенного с ним государственного (муниципального) контракта до поступления от государственного (муниципального) заказчика Извещения (ф. 0504805) и прилагаемых к нему документов (акта приема-передачи осуществленных вложений в материальные ценности и (или) копий документов, представленных поставщиком в подтверждение поставки материальных ценностей в адрес учреждения (грузополучателя)) производит принятие к учету материальных ценностей с отражением их на забалансовом счете 22 «Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению»;

    по поступлению Извещения (ф. 0504805) и прилагаемых к нему документов (акта приема-передачи осуществленных вложений в материальные ценности и (или) копий документов, представленных поставщиком в подтверждение поставки материальных ценностей в адрес учреждения (грузополучателя)) производит отражение в учете с одновременным списанием принятого к балансовому учету материальных ценностей с забалансового счета 22 «Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению».

    Вышестоящее учреждение — заказчик на сумму недостачи, порчи ценностей или некомплектности предметов, выявленных при принятии их учреждением (грузополучателем), на основании актов, поступивших от учреждения (грузополучателя), производит запись по дебету счетов 030219830 «Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению основных средств», 030220830 «Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению нематериальных активов», 030222830 «Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 030404310 «Внутриведомственные расчеты по приобретению основных средств», 030404320 «Внутриведомственные расчеты по приобретению нематериальных активов», 030404340 «Внутриведомственные расчеты по приобретению материальных запасов»).

    В рамках централизованного снабжения бюджетных учреждений материальных ценностей применяется два забалансовых счета: 05 «Материальные ценности, оплаченные по централизованному снабжению» и 22 «Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению».

    На счете 05 «Материальные ценности, оплаченные по централизованному снабжению» учитываются материальные ценности, оплаченные вышестоящим учреждением, учреждением, уполномоченным на централизованное заключение государственной (муниципальной) закупки и отгруженные учреждениям (грузополучателям) по договору (государственному (муниципальному) контракту) централизованной закупки.

    При получении вышестоящим учреждением — заказчиком подтверждения от учреждения (грузополучателя), что указанные ценности отражены в учете, стоимость их списывается с этого счета.

    Аналитический учет по счету ведется в Книге учета материальных ценностей, оплаченных в централизованном порядке, по каждому учреждению (грузополучателю).

    Счет 22 «Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению» предназначен для учета учреждением (грузополучателем) полученных от поставщика материальных ценностей до момента получения грузополучателем Извещения (ф. 0504805) и копий документов поставщика на отправленные ценности в адрес грузополучателя, при этом пользование имуществом до получения указанных документов допускается при наличии разрешения уполномоченного органа исполнительной власти, главного распорядителя бюджетных средств.

    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты 220 Вольт
    Adblock
    detector