Invest-currency.ru

Как обезопасить себя в кризис?
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Учет совместной деятельности

Бухгалтерский учет совместной деятельности

А.В. НЕДОСТУП, аудитор ООО «ИнтерБаланс»

В условиях ограниченности финансовых и производственных ресурсов субъекты предпринимательской деятельности для достижения единовременно поставленных целей объединяют свои ресурсы для ведения совместной деятельности. Это происходит на основании заключения договора простого товарищества (договора о совмест-ной деятельности), связанного с осуществлением его участниками предпринимательской деятельности.

Исходя из гл. 54 Гражданского кодекса Республики Беларусь по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей законодательству цели.

Сторонами договора простого товарищества, заключаемого для осуществления предпринимательской деятельности, могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации.

Вкладом товарища признается все то, что он вносит в общее дело, в т.ч. деньги, иное имущество, профессиональные и иные знания, навыки и умения, а также деловая репутация и деловые связи.

При ведении общих дел каждый товарищ вправе действовать от имени всех товарищей, если договором простого товарищества не установлено, что ведение дел осуществляется отдельными участ-никами либо совместно всеми участниками договора простого товарищества.

При совместном ведении дел для совершения каждой сделки требуется согласие всех товарищей.

Прибыль, полученная товарищами в результате их совместной деятельности, распределяется пропорционально стоимости вкладов товарищей в общее дело, если иное не предусмотрено договором простого товарищества или иным соглашением товарищей.

Ведение бухгалтерского учета общего имущества товарищей может быть поручено ими одному из участвующих в договоре лиц.

Инструкция по бухгалтерскому учету совместной деятельности (утверждена постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 14 декабря 2006 г. № 161; далее — Инструкция по учету совместной деятельности) определяет порядок отражения хозяйственных операций (далее — операции) в бухгалтерском учете коммерческими организациями (далее — организации) при осуществлении совместной деятельности, исключая банки и небанковские кредитно-финансовые организации Республики Беларусь.

Читать еще:  Образец воинский учет в организации

Следует учесть, что указанная Инструкция не применяется организациями в случаях:

  • заключения договора о создании хозяйственной группы;
  • заключения договора простого товарищества, который не связан с осуществлением его участниками предпринимательской деятельности.

В целях применения Инструкции по учету совместной деятельности совместную деятельность следует понимать как предпринимательскую деятельность, осуществляемую двумя или более организациями на основании заключенного между ними договора о создании хозяйственного товарищества или договора простого товарищества (договора о совместной деятельности).

Отражение в бухгалтерском учете операций осуществляется в зависимости от условий, предусмотренных в договоре простого товарищества (договора о совместной деятельности) (далее — договор простого товарищества).

В данном договоре могут предусматриваться следующие условия:

  • о совместно осуществляемых операциях;
  • совместно используемых активах;
  • совместной деятельности.

Бухгалтерский учет совместно осуществляемых операций или совместно используемых активов в соответствии с договором простого товарищества о совместно осуществляемых операциях или договором простого товарищества о совместно использу-емых активах может осуществляться самостоятельно каждым из участников.

При этом участник, на которого в соответствии с указанными договорами возложено ведение дел этого товарищества либо который получает выручку по деятельности этого товарищества, осуществляет обособленный бухгалтерский учет и составляет отдельный баланс по хозяйственным операциям, связанным с совместным осуществлением операций или совместным использованием активов, а также исполняет налоговые обязательства этих участников.

Совместно осуществляемыми операциями по договору простого товарищества признаются операции, связанные с выполнением каждым участником договора определенного этапа производства продукции, выполнения работ, оказания услуг.

При совместно осуществляемых операциях участники используют принадлежащие им активы, осуществляют свою часть расходов и обязательств, имеют право на получение части прибыли (убытков) от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг, связанных с осуществлением совместных операций.

Расходы, обязательства и активы по совместно осуществляемым операциям каждым участником отражаются на субсчетах, открываемых к соответствующим синтетическим счетам бухгалтерского учета. Участник понесенные им расходы, возникшие обязательства, связанные с совместно осуществляемыми операциями по договору простого товарищества, ежемесячно передает участнику, на которого возложено ведение общих дел или получение выручки. Указанная хозяйственная операция в бухгалтерском учете участника отражается на счетах учета расчетов.

Читать еще:  Счет 76 в бухгалтерском учете проводки

Участник, которому поручено ведение общих дел и выполняющий заключительный этап работ по договору, подлежащий получению каждым участником договора финансовый результат от реализации продукции, работ, услуг за вычетом исполненных налоговых обязательств отражает в бухгалтерском учете в качестве обязательства перед участниками.

Активы по договору простого товарищества, предусматрива-ющего условия о совместном использовании активов, признаются совместно используемыми в случае, когда они находятся в общей долевой собственности участников, и участники заключают договор простого товарищества для осуществления предпринимательской деятельности.

Активы, принадлежащие участникам на праве долевой собственности и внесенные в качестве вкладов, продолжают учитываться ими на соответствующих счетах бухгалтерского учета, по соответствующим статьям баланса и в составе финансовых вложений не отражаются.

Участники обеспечивают раздельный бухгалтерский учет понесенных расходов, возникших обязательств в результате совместного использования активов.

Участники понесенные расходы и возникшие обязательства, связанные с совместным использованием активов по договору простого товарищества, ежемесячно передают участнику, на которого возложено ведение общих дел или получение выручки. Указанная операция в бухгалтерском учете участников отражается на счетах учета расчетов.

Участниками полученная за отчетный период доля финансовых результатов от совместного использования активов по договору простого товарищества в бухгалтерском учете отражается в составе операционных доходов либо расходов.

По договору простого товарищества, предусматривающему условия о совместной деятельности, участники в зависимости от ведения бухгалтерского учета общего имущества участников и отражения в бухгалтерском учете операций, связанных с осуществлением совместной деятельности, подразделяются на участников, которые внесли имущество в качестве вклада в общее дело, и участ-ника, осуществляющего ведение общих дел от имени всех участ-ников, а также ведение бухгалтерского учета общего имущества и операций, связанных с осуществлением совместной деятельности (далее — организация — доверенное лицо).

Читать еще:  Программа обучения бухучету

Бухгалтерский учет у организации-участника, которая вносит вклад в совместную деятельность

Участники, которые внесли имущество в качестве вклада в общее дело, активы, внесенные в качестве вкладов по договору простого товарищества, в бухгалтерском учете отражают на счете 58 «Финансовые вложения» субсчет «Вклады по договору совместной деятельности» в оценке, предусмотренной договором простого товарищества.

Бухгалтерский учет активов осуществляется по каждому договору простого товарищества и видам активов, внесенных в качестве вкладов.

Основные средства, внесенные участниками в качестве вкладов в общее имущество, в бухгалтерском учете отражаются по дебету счета 01 «Основные средства» субсчет «Выбытие основных средств» и кредиту счета 01 субсчет «Собственные основные средства» на сумму первоначальной стоимости передаваемых основных средств. Сумма начисленной амортизации списывается в дебет счета 02 «Амортизация основных средств» с кредита счета 01 субсчет «Выбытие основных средств». Остаточная стоимость передаваемых объектов отражается по дебету счета 91 «Операционные доходы и расходы» субсчет 2 «Операционные расходы» и кредиту счета 01 субсчет «Выбытие основных средств». Одновременно по кредиту субсчета 91/1 «Операционные доходы» в корреспонденции с дебетом счета 58 субсчет «Вклады по договору совместной деятельности» отражается сумма вклада в оценке согласно договору простого товарищества.

Пример 1
Организация в соответствии с договором простого товарищества вносит в совместную деятельность объект основных средств, стоимость которого составляет 10 000 тыс. руб. Амортизация этого объекта основных средств составила 2000 тыс. руб. Соответственно, сумма вклада составит 8000 тыс. руб.

При этом в бухгалтерском учете производятся следующие записи:

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector
×
×