Invest-currency.ru

Как обезопасить себя в кризис?
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Учет гсм в сельском хозяйстве

Порядок учета и списания ГСМ по путевым листам в 2019 — 2020 годах

Понятие ГСМ

К ГСМ относят топливо (бензин, дизельное топливо, сжиженный нефтяной газ, сжатый природный газ), смазочные материалы (моторные, трансмиссионные и специальные масла, пластичные смазки) и специальные жидкости (тормозные и охлаждающие).

Что такое путевой лист

Путевой лист — первичный документ, в котором фиксируется пробег автомобиля. На основании этого документа можно определить расход бензина.

Организации, для которых использование транспортных средств является основным видом деятельности, должны применять форму ПЛ с реквизитами, которые указаны в разделе II приказа Минтранса от 18.09.2008 № 152.

Сомневаетесь в правильности оприходования или списания материальных ценностей? На нашем форуме можно получить ответ на любой вопрос, вызывающий у вас сомнения. Например, в этой ветке можно уточнить какая базовая норма расхода ГСМ, рекомендуемая Минтрансом.

О том, как корректировался путевой лист, мы писали у нас на сайте:

Для организаций, которые используют автомобиль для производственных или управленческих нужд, возможна разработка ПЛ с учетом требований закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

С примером приказа об утверждении ПЛ можно ознакомиться здесь.

На практике организации часто используют ПЛ, которые были утверждены еще постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78. В этом постановлении есть формы ПЛ в зависимости от вида автомобиля (например, форма 3 — для легкового автомобиля, форма 4-П — для грузового).

Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов представлены здесь.

О заполнении путевых листов с учетом последних нововведений вы можете узнать в Готовом решении от КонсультантПлюс.

Задать вопрос и получить оперативный ответ по заполнению путевого листа вы можете в наших обсуждениях в группе «ВК».

Путевые листы должны регистрироваться в журнале регистрации путевых листов. Учет путевых листов и ГСМ взаимосвязан. В организациях, которые по роду деятельности не являются автотранспортными, ПЛ могут составляться с такой регулярностью, которая позволяет подтвердить обоснованность расхода. Так, организация может оформлять ПЛ 1 раз в несколько дней или даже месяц. Главное — подтвердить расходы. Такие выводы содержатся, например, в письме Минфина России от 07.04.2006 № 03-03-04/1/327, постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 27.04.2009 № А38-4082/2008-17-282-17-282.

Учет расхода ГСМ в путевом листе

Если мы проанализируем формы ПЛ, содержащиеся в постановлении № 78, то увидим, что в них есть специальные графы, предназначенные для отражения оборота ГСМ. Здесь указывается, сколько горючего в баке, сколько выдано и сколько осталось. Путем несложных вычислений выясняется количество использованного горючего.

Если же обратиться к приказу Минтранса № 152, то среди обязательных реквизитов ПЛ в нем не встретится требование отражать движение горючего. При этом в документе должны быть приведены показания спидометра на начало и конец пути, что позволит определить количество пройденных транспортным средством километров.

Когда ПЛ разработан организацией самостоятельно и в нем нет информации об использовании ГСМ, а содержатся только данные о количестве километров, нормативный объем использованных ГСМ можно рассчитать, используя распоряжение Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р. В нем есть нормы расхода топлива для разных марок транспортных средств и формулы для расчета расхода.

Таким образом, на основании ПЛ производится расчет либо фактического, либо нормативного списания ГСМ. Рассчитанные таким образом данные используются для отражения в бухгалтерском учете.

Однако применение ПЛ для учета расхода ГСМ в некоторых случаях невозможно. Например, когда бензином заправляются бензопилы, мотоблоки и др. аналогичная спецтехника. В этих случаях применяется акт на списание ГСМ.

Образец акта на списание ГСМ можно посмотреть на нашем сайте.

Бухгалтерский учет ГСМ

Как и все материально-производственные запасы, учет ГСМ в бухгалтерии ведется по фактической стоимости. Расходы, которые входят в фактическую стоимость, указаны в разделе II ПБУ 5/01.

Принятие к учету ГСМ может осуществляться на основании приложенных к авансовому отчету чеков АЗС (если ГСМ приобретал водитель за наличный расчет) или на основании корешков талонов (если бензин приобретался по талонам). Если же водитель приобретает бензин по топливной карте, то учет ГСМ по топливным картам ведется на основании отчета компании — эмитента карты. Списание ГСМ может производиться следующими методами (раздел III):

  • по средней себестоимости;
  • по себестоимости 1-х по времени приобретения запасов (ФИФО).

В ПБУ 5/01 есть еще один способ списания — по себестоимости каждой единицы. Но на практике для списания ГСМ он неприменим.

Самый распространенный способ списания ГСМ — по средней себестоимости, когда стоимость остатка материала складывается со стоимостью его поступления и делится на суммарное количество остатка и поступления в натуральном выражении.

Списание ГСМ по путевым листам (бухгалтерский учет)

Для учета ГСМ на предприятии используется счет 10, отдельный субсчет (в плане счетов — 10-3). По дебету этого счета осуществляется приход ГСМ, по кредиту — списание.

Как происходит списание ГСМ? По описанным выше алгоритмам производится расчет использованного количества ГСМ (фактический или нормативный). Это количество умножается на стоимость единицы, и полученная сумма списывается проводкой: Дт 20, 23, 25, 26, 44 Кт 10-3.

Списание бензина по путевым листам (налоговый учет)

Если со списанием ГСМ в бухгалтерском учете все достаточно просто, то признание этих расходов в налоговом учете вызывает вопросы.

1-й вопрос: в составе каких расходов учитывать ГСМ? Здесь возможны 2 варианта: материальные или прочие расходы. Согласно подп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ ГСМ включаются в состав материальных расходов, если они используются для технологических нужд. В прочие расходы ГСМ попадают, если они используются для содержания служебного транспорта (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ).

ВАЖНО! Если основная деятельность организации связана с перевозкой грузов или людей, то ГСМ — материальные затраты. Если транспортные средства используются в качестве служебных, то ГСМ — прочие расходы.

Второй вопрос: нормировать или нет расходы на списание ГСМ в рамках налогового учета? Ответ на него можно найти, связав реквизиты путевого листа и законодательные нормы:

  1. В ПЛ рассчитывается фактическое использование ГСМ. НК РФ не содержит прямых указаний на то, что расходы на ГСМ должны приниматься в налоговом учете только по фактическим нормам.
  2. ПЛ содержит информацию только о фактическом пробеге. Однако ГСМ могут рассчитываться по распоряжению № АМ-23-р, в п. 3 которого есть указание, что установленные им нормы предназначены в том числе и для расчетов по налогообложению. Минфин России в своих письмах (например, от 22.03.2019 № 03-03-07/19283, от 03.06.2013 № 03-03-06/1/20097) подтверждает, что распоряжение № АМ-23-р можно использовать для установления обоснованности затрат и определять расходы на ГСМ в налоговом учете по нормам, умноженным на пробег.

ВАЖНО! В налоговом учете ГСМ можно принимать как по фактическому использованию, так и по рассчитанному исходя из норм количеству.

На практике возможна ситуация, когда организация использует транспорт, нормы расхода топлива для которого в распоряжении № АМ-23-р не утверждены. Но в п. 6 этого документа есть разъяснения, что организация или ИП могут индивидуально (с помощью научных организаций) разработать и утвердить необходимые нормы.

Позиция Минфина России (см., например, письмо от 22.06.2010 № 03-03-06/4/61) такова, что до разработки норм списания ГСМ в научной организации юридическое лицо или ИП могут руководствоваться технической документацией.

В самом НК РФ разъяснений, как действовать в подобной ситуации, нет. В тех случаях, когда организация самостоятельно установила нормы списания ГСМ и, превысив их, учла в налоговом учете сумму сверхнормативного использования топлива, налоговая инспекция может не признать это расходом. Соответственно, возможно доначисление налога на прибыль. При этом суд вполне может поддержать позицию инспекции (см., например, постановление АС Северо-Кавказского округа от 25.09.2015 по делу № А53-24671/2014).

О величине штрафов за отсутствие путевого листа читайте в этой статье.

Пример списания ГСМ по путевым листам

Один из самых распространенных видов ГСМ — бензин. Рассмотрим пример закупки и списания бензина.

ООО «Первый» (находится в Московской области) в сентябре закупило бензин в количестве 100 л по цене 38 руб. без НДС.

При этом на начало месяца у ООО был запас бензина этой же марки в количестве 50 л по средней себестоимости 44 руб.

Бензин в количестве 30 л был использован для заправки автомобиля марки ВАЗ-11183 «Калина». Организация использует автомобиль для служебных перевозок управленческого персонала.

В организации применяется оценка материалов по средней себестоимости.

ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА ГОРЮЧЕ-СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Швырева О.И.¹, Гривко Н.В.²,

¹К.э.н., профессор кафедры аудита, РИНЦ SPIN-код 4357-6255

²студент учетно-финансового факультета, Кубанский государственный аграрный университет

ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА ГОРЮЧЕ-СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ
В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Аннотация

В данной статье рассмотрены порядок учета приобретения горюче-смазочных материалов по топливным картам и особенности списания горюче-смазочных материалов в сельскохозяйственных организациях. Приведены особенности расчет перевода топлива в литры и тонны.

Ключевые слова: горюче-смазочные материалы, списание, топливные карты, норма расхода.

Shvyreva O.I.¹, Grivko N.V.²

¹PhD (econ.), professor of sub-faculty “Audit”, RSCI SPIN-code 4357-6255

²student Accounting and Finance Faculty, Kuban State Agrarian University

FEATURES OF FUEL AND LUBRICANTS ACCOUNING IN AGRICULTURAL ORGANIZATIONS

Abstract

This article describes the procedure for the acquisition of fuel and lubricants and fuel card features write-off of fuel and lubricants in agricultural organizations. The calculation of the transfer of fuel in gallons and tons.

Keywords: lubricants, write-off, fuel cards, the rate of application.

Читать еще:  Обязательные реквизиты учетных регистров

У организаций, использующих в деятельности транспорт, неизбежно возникают расходы, связанные с приобретением горюче-смазочных материалов, поэтому их учету следует уделить особое внимание.

Рассмотрим учет списания горюче-смазочных материалов в сельскохозяйственных организациях.

Учет горючих и смазочных материалов в сельскохозяйственных организациях осуществляется на субсчете 10-3 «Топливо».

На субсчете 10-3 «Топливо» учитывают наличие и движение горючего, смазочных материалов, газообразного и твердого топлива, заготовленного или приобретенного для технологических нужд (мазут, газ, дизельное топливо, торф, дрова, уголь), отходы, используемые как топливо, полученные в процессе производства. На данном субсчете учитывают и отработанные масла, другие нефтепродукты, слитые из двигателей автомобилей, тракторов и других машин, а также использованные в ремонтной мастерской на промывку запасных агрегатов и частей [3].

Учет горючих и смазочных материалов может быть организован в разрезе следующих субсчетов:

– субсчет 10-3-1 «Топливо на складе»;

– субсчет 10-3-2 «Топливо в баках автотранспорта»;

– субсчет 10-3-3 «Топливо по талонам»

Организации могут приобретать горючие и смазочные материалы как за наличный, так и за безналичный расчет.

Сельскохозяйственные организации, которые приобретают топливо за безналичный расчет, осуществляют расчеты с помощью перечисления денежных средств на расчетный счет поставщика – специализированной организации. После заключения договора организация получает топливные карты, которые предъявляет при получении топлива на автозаправочных станциях [2].

Топливные карты – это надежный и удобный в эксплуатации способ расчетов за топливо, наиболее привлекательный для корпоративных клиентов. Юридические лица являются основными держателями топливных карт. Топливные карты позволяют организациям проконтролировать сколько, когда, на какую сумму, по какой цене, какой марки и на какой автозаправочной станции были приобретены горюче-смазочные материалы.

После обработки данных, ежемесячно специализированные организации представляют счет-фактуру, товарную накладную на объем и стоимость выбранного топлива, акт сверки взаимных расчетов, а также ежемесячный отчет операций по топливным картам. В данных документах отражается количество приобретенных организацией горюче-смазочных материалов [1].

Таблица 1 – Типовые операции по приобретению топливных карт

Бухгалтерия производит списание горючих и смазочных материалов ежемесячно.

Одним из важных моментов является то, что информация о ценах, которая содержится в чеках терминалов автозаправочных станций, является справочной, так как весь объем заявленного топлива был оплачен организацией в виде стопроцентной предоплаты и не подлежит изменению по мере его отпуска, в то же время в чеке автозаправочного терминала указываются текущие цены на каждую конкретную дату, которые, соответственно, могут быть другими. Именно в этом заключается одно из главных преимуществ топливных карт, то есть организация-покупатель топливных карт приобретает топливо по сегодняшней цене, а использовать его будет в течение нескольких недель или месяцев, за это время стоимость топлива может существенно возрасти.

Таким образом, организация покупатель бензина по топливным картам может отражать проводки по принятию к учету бензина и по его списанию на затраты один раз в месяц, но при условии, что топливная компания представит в конце отчетного месяца (не позднее) все необходимые документы. Данный порядок учета следует закрепить в учетной политике.

Израсходованный бензин списывается на затраты на основании путевых листов. В путевом листе обязательно должны быть проставлены дата выдачи, порядковый номер, штамп и печать сельскохозяйственной организации. Автомобили, перевозящие груз, должны прикладывать товарно-транспортные накладные к путевым листам [1].

Данные о пробеге автомобиля, о массе перевозимого груза, приведенные в путевом листе и товарно-транспортной накладной, являются расчетной базой для определения нормы расхода топлива по конкретному автомобилю сельскохозяйственной организации.

Путевой лист выписывается на один день или одну смену, в одном экземпляре, а на более длительный срок он выдается только в случае командировки, когда водитель выполняет задание в течение более одних суток (смены).

Сельскохозяйственные организации применяют также путевые листы тракторов (форма № 412-АПК) – это документ, который используется в организации для учета всех выполненных трактористами соответствующих видов работ.

Еще одним документом, используемым в организации, является учетный лист тракториста-машиниста (форма № 411-АПК), который применяется для учета работ, выполняемых по агрохимическому обслуживанию сельского хозяйства тракторами, комбайнами и другими самоходными машинами (без учета транспортных работ). Выписываются учетные листы бригадиром. Работы по агрохимическому обслуживанию сельского хозяйства записываются в учетный лист при его выписке, а фактическое выполнение – по мере завершения необходимых работ. Объем выполненных работ в учетный лист записывается на основании взвешивания, обмера или других способов определения.

В начале работы и по окончании ее показывается остаток топлива в баке трактора. Фактическая заправка трактора топливом подтверждается записью в учетном листе номера заправочного документа и подписью заправщика.

Для определения количества израсходованного бензина, используют показатель пробега автомобиля, который определяется на основании показаний спидометра, которые отражаются, в обязательном порядке, в путевом листе и норм расхода бензина. Организации должны составлять акты снятия показаний спидометра, вести журналы учета показаний спидометра и ежемесячные акты замеров остатков бензина в топливных баках.

Часто происходят ситуации, когда в баках автомобилей содержится количество бензина, которое представляет собой переходящий остаток на следующий месяц. Количество бензина в баках автомобилей должно соответствовать данным бухгалтерского учета, для этого целесообразно периодически проводить фактический замер топлива [1].

Организация самостоятельно определяет нормы расхода топлива, смазочных материалов и специальных жидкостей с учетом технологических особенностей собственного производства. Нормы рассчитываются с учетом особенностей тракторов, автомобилей, механизмов, месторасположения организации и прочих условий. При разработке норм организации руководствуются Распоряжением Минтранса РФ от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте».

Такие нормы организация разрабатывает для контроля над расходом горючих и смазочных материалов на эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание автомобилей. Они утверждаются приказом руководителя организации, с приказом знакомят всех водителей автотранспорта, комбайнеров, трактористов и других.

Расход топлива на гаражные и прочие хозяйственные нужды, которые не связанны, непосредственно, с технологическим процессом перевозок пассажиров и грузов, в состав норм не включается, а устанавливается отдельно.

Учет дорожно-транспортных, климатических и других эксплуатационных факторов осуществляется с помощью поправочных коэффициентов, регламентированных в виде снижения исходного значения нормы или процентов повышения.

Сегодня перед многими организациями встает вопрос о правильном пересчете топлива, поставляемого в тоннах, в единицу измерения, используемую при реализации топлива – литры. Этот вопрос остается актуальным для бухгалтеров, ведущих учет горюче-смазочных материалов.

Для того чтобы получить объем топлива в литрах, используется формула (1):

где V – объем топлива в литрах;

M – масса топлива в тоннах;

ρ – плотность топлива, кг/м3.

Плотность дизельного топлива – величина непостоянная, зависит от марки топлива и температуры окружающей среды. ГОСТ 305-82 содержит фиксированный показатель плотности (кг/м3) при температуре 20°С для разных марок дизельного топлива – зимнего, летнего и арктического. С увеличением температуры плотность топлива снижается, а с понижением – возрастает. Поэтому количество литров в одной и той же массе топлива может быть разное – в зависимости от температуры среды.

Для упрощенного и корректного пересчета решением Минпромэнерго России установлено среднее значение плотности для различных видов топлива (таблица 2).

Таблица 2 – Плотность нефтепродуктов

Для перевода количества топлива из литров в тонны, необходимо воспользоваться обратной формулой (2):

Важную роль при учете горюче-смазочных материалов имеет инвентаризация. Прежде всего, утверждается приказ руководителя на проведение инвентаризации, оформляется инвентаризационная опись и создается инвентаризационная комиссия.

По данным инвентаризации делаются следующие бухгалтерские записи:

  • выявлены излишки горюче-смазочных материалов:

Дебет субсчета 10-3 «Горюче-смазочные материалы»,

кредит субсчета 91-1 «Прочие доходы».

  • Выявлена недостача горюче-смазочных материалов:

Дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»,

кредит субсчета 10-3 «Горюче-смазочные материалы».

  • Списана недостача материалов в пределах норм естественной убыли:

Дебет счета 20 «Основное производство» (счетов 23, 25, 26, 44, в зависимости от направлений списания топлива);

кредит счета 94 « Недостачи и потери от порчи ценностей»

  • Списана недостача горюче-смазочных материалов на счет виновных лиц:

Дебет субсчета 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба»,

кредит счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Таким образом, основными вопросами, связанными с учетом и контролем горючих и смазочных материалов, и подлежащих закреплению в учетной политике организации, являются:

– периодичность и порядок списания расходов на заправку автомобилей и сельхозтехники горюче-смазочных материалов при использовании топливных карт;

– определение норм списания горюче-смазочных материалов при эксплуатации автомобилей и техники;

– особенности и периодичность проведения инвентаризации горюче-смазочных материалов, в т. ч. в топливных баках сельхозтехники и автотранспорта.

Литература

  1. Захарьин, В. Р. Учет материалов: учебное пособие / В. Р. Захарьин. – М.: ДиС, 2010.
  2. Методические рекомендации по бухгалтерскому учету горюче-смазочных материалов в сельскохозяйственных организациях” (Утв. Минсельхозом РФ 16.05.2005).
  3. Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 5/01 «Учет материально – производственных запасов»: [утв.приказом Минфина РФ от 09.06.2001 №44н, с изм. от 27.11.2006 №156н, от 26.03.2007 г. №26н, от 25.10.2010. №132н.].

References

  1. Zaharin, VR Materials accounting: Textbook / VR Zakhar’in. – M .: DiS, 2010.
  2. Gu >

Учет гсм в сельском хозяйстве

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Какие первичные документы по использованию ГСМ на строительном участке обязательны к применению для:
— буровых установок,
— экскаваторов,
— бульдозеров,
— погрузчиков,
— бетоносмесителя CARMIX,
— автомобиля КамАЗ,
— другой строительной техники?
Достаточно ли ведомости по заправке ГСМ на объекте в разрезе каждой единицы техники?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Списание ГСМ осуществляется на основании акта. В указанный акт включаются данные из путевых листов, составленных на работу автомобилей, и путевых листов (рапортов, расчетных листов), составленных на работу спецтехники.

Обоснование вывода:
В силу п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ), при условии, что затраты, понесенные для осуществления деятельности:
— экономически обоснованы;
— направлены на получение дохода;
— документально подтверждены.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. Подтверждающими документами в целях налогового учета являются первичные учетные документы (ст. 313 НК РФ)*(1).
Как указывает финансовое ведомство, для подтверждения расходов, учитываемых для целей налогообложения, используются первичные документы, соответствующие требованиям ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ) и имеющие обязательные реквизиты первичного документа (ч. 2 ст. 9 названного закона, письма Минфина России от 19.01.2015 N 03-03-06/1/879, от 05.12.2014 N 03-03-06/1/62458).
Таким образом, первичные учетные документы служат основанием для отражения фактов хозяйственной жизни организации в бухгалтерском учете и информации для определения налоговой базы в налоговом учете (ч. 1 ст. 9 и ч. 1 ст. 10 Закона N 402-ФЗ, ст. 313 НК РФ). Факт хозяйственной жизни — это сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств (п. 8 ст. 3 Закона N 402-ФЗ).
В рассматриваемой ситуации документально необходимо подтвердить такой факт хозяйственной жизни организации, как использование горюче-смазочных материалов (ГСМ) для производственных нужд.
В бухгалтерском учете ГСМ включаются в состав материально-производственных запасов (МПЗ) (п. 42 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, далее — Методические указания). Под ГСМ следует понимать любые виды топлива (бензин, газ, дизтопливо и пр.), а также масла и смазки. В налоговом учете организация может учитывать расходы на ГСМ либо в составе материальных расходов в соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ (топливо (газ, дизтопливо, бензин), масла, смазки), либо в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией согласно пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ как затраты на содержание служебного транспорта. Все зависит от того, как используется то или иное транспортное средство.
Налоговым законодательством расходы на ГСМ прямо не отнесены к нормируемым, поэтому организация может учесть расходы на ГСМ в размере фактических затрат. Вместе с тем при определении обоснованности произведенных затрат на приобретение топлива для транспортных средств налогоплательщик вправе учитывать Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», введенные в действие распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 14.03.2008 N АМ-23-р (письмо Минфина России от 27.01.2014 N 03-03-06/1/2875). В рассматриваемом случае следует руководствоваться п.п. 9, 10, 11, 12, 15 Методических рекомендаций.
МПЗ списываются с учета в производство на основании актов на списание МПЗ (п. 98 Методических указаний, постановление Двадцатого ААС от 25.05.2009 N 20АП-1770/2009 (определением ВАС РФ от 06.04.2011 N ВАС-16264/09 оставлено без изменения)).
Форма данного документа не установлена, поэтому организация должна его самостоятельно разработать с учетом ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ.
По мнению уполномоченных органов, для списания ГСМ одних только документов, подтверждающих приобретение и оплату ГСМ, недостаточно. Документы об оплате ГСМ подтверждают лишь факт покупки и оплаты топлива, но не подтверждают использование транспорта в производственных целях. То же самое можно сказать о ведомости по заправке ГСМ, так как эта ведомость подтверждает лишь наполнение топливного бака транспортного средства и спецтехники, но не количество, которое использовано организацией фактически в производственных целях (разница между количеством залитого в бак топлива и его остатком в баке).
Уполномоченные органы считают, что документом, который подтверждает использование транспорта в производственных целях и, как следствие, обоснованность затрат на ГСМ, является путевой лист. Таким образом, если организация не оформляет путевые листы (или оформляет их не полностью), это является основанием для непризнания налоговым органом расходов на ГСМ. При этом многие суды поддерживают позицию налоговых органов (письма Минфина России от 16.06.2011 N 03-03-06/1/354, от 25.08.2009 N 03-03-06/2/161, УФНС России по г. Москве от 07.07.2008 N 20-12/064123.2, от 12.10.2007 N 28-11/097861, постановления АС Уральского округа от 03.10.2018 N Ф09-5972/18, АС Московского округа от 21.08.2018 N Ф05-12699/18, АС Волго-Вятского округа от 27.11.2017 N Ф01-5193/17, АС Поволжского округа от 02.12.2016 N Ф06-15152/16, АС Северо-Кавказского округа от 11.09.2015 N Ф08-6427/15).
Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78 (далее — постановление Госкомстата N 78) утверждены согласованные с Минфином России и Минэкономики России формы первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов.
В рассматриваемой ситуации из приведенных в указанном постановлении документов организация может использовать формы: N ЭСМ-2 «Путевой лист строительной машины» и (или) N ЭСМ-3 «Рапорт о работе строительной машины (механизма) (для учета работы бульдозеров, экскаваторов, кармиксов, буровых установок, погрузчиков). Если какие-то виды техники являются колесными транспортными средствами с закрепленным на них специальным оборудованием (например, погрузчики, буровые установки), то для учета их работы можно использовать форму N 3 спец. «Путевой лист специального автомобиля». Для учета работы грузового автомобиля можно использовать форму N 4-п «Путевой лист грузового автомобиля».
Обратим также внимание, что с 01.01.2013 (дата вступления в силу Закона N 402-ФЗ) формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации (в том числе утвержденные постановлением Госкомстата N 78), не являются обязательными к применению. При этом организации вправе применять при оформлении хозяйственных операций унифицированные формы первичных учетных документов либо формы документов, разработанные самостоятельно (информация Минфина России от 04.12.2012 N ПЗ-10/2012, письма Минфина России от 04.02.2015 N 03-03-10/4547, от 27.05.2014 N 03-03-10/25243).
Формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ). При этом первичные учетные документы должны содержать обязательные реквизиты, перечисленные в ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ, и их формы утверждаются в учетной политике организации (п. 4 ПБУ 1/2008).
Вместе с тем обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (кроме Закона N 402-ФЗ). Например, необходимость оформления путевого листа при перевозке грузов автомобильным транспортом продиктована ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее — Устав). Поэтому составление его является обязательным.
Путевой лист представляет собой документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя (п. 14 ст. 2 Устава). Путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, используемое юридическим лицом, для осуществления, в частности, перевозок грузов автомобильным транспортом. Его обязательные реквизиты и порядок заполнения должны применяться всеми юридическими лицами, эксплуатирующими, в частности, грузовые автомобили, например, автомобили КамАЗ (п.п. 2, 9 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 N 152, далее — Приказ N 152).
Необходимо учитывать, что бульдозер, трактор, экскаватор не являются автомобильным транспортом и потому подлежат регистрации в органах гостехнадзора (п. 2 постановления Правительства РФ от 12.08.1994 N 938). Поэтому положения Устава и Приказа N 152 при эксплуатации спецтехники не применяются (ч.ч. 1, 2 ст. 1 Устава), что нельзя сказать о грузовых автомобилях или специальных автомобилях.
Таким образом, организация обязана оформлять путевые листы на грузовые и специальные автомобили. Форма путевого листа может быть разработана организацией самостоятельно с учетом требований Приказа N 152 и ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ, либо можно использовать унифицированные формы N 4-п и N 3 спец.
В отношении спецтехники также необходимо оформлять документ (например, путевой лист либо расчетный лист или рапорт), который должен содержать, помимо реквизитов, указанных в ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ, также данные: о собственнике техники, машинисте (водителе), о государственном регистрационном знаке техники, о месте работы техники, показания спидометра (время работы двигателя), о количестве топлива в баке на начало работы на участке (смены), о количестве полученного во время работы топлива, о количестве топлива в баке по завершении работы (смены). Можно использовать унифицированные формы N ЭСМ-2 и (или) N ЭСМ-3.
Данные из путевых листов (расчетных листов, рапортов) за месяц (можно за день) включаются в акт на списание ГСМ.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Учет горюче-смазочных материалов;
— Энциклопедия решений. Путевой лист;
— Примерная форма путевого листа грузового автомобиля, разработанная с учетом положений приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 N 152 (в редакции от 7 ноября 2017 г.) (подготовлено экспертами компании «ГАРАНТ»);
— Примерная форма акта списания горюче-смазочных материалов (подготовлено экспертами компании «ГАРАНТ»);
— Спецтехника на производственном предприятии (Л.А. Козырева, журнал «Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение», N 6, июнь 2017 г.);
— Составляем акт списания ГСМ, чтобы отразить в налоговом учете весь фактический расход топлива (М. Иванов, «Российский налоговый курьер», N 3, февраль 2015 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Вахромова Наталья

Ответ прошел контроль качества

26 февраля 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета (письмо Минфина России от 22.02.2013 N 03-03-06/1/5002).

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Учет затрат на эксплуатацию сельхозтехники

Виды расходовВ бухгалтерском учете принято различать два вида расходов: так называемые расходы на продукцию и расходы на период.
К первому виду относят затраты, которые прямым или косвенным образом могут быть отнесены на каждую товарную единицу продукции. При списании такие расходы распределяют по счетам учета затрат на производство (основное, вспомогательное или обслуживающее). Далее, уже в составе соответствующих затрат, эти суммы будут уменьшать доходы от реализации продукции.

Ко второму виду относятся все иные виды расходов, которые полагается списывать на затраты в полном объеме в том периоде, когда они произведены. Их относят непосредственно в дебет счета 90 «Продажи».

Группировка затрат. Затраты по содержанию и эксплуатации тракторов, комбайнов, других самоходных машин, которые используют на сельскохозяйственных погрузочно-разгрузочных и транспортных работах, относят к расходам, связанным с получением продукции сельскохозяйственным предприятием. Это его общепроизводственные расходы, то есть не прямые расходы, но переменные, поскольку их объем все-таки зависит от объема производства.

. В СОСТАВЕ ОБЩЕПРОИЗВОДСТВЕННЫХ РАСХОДОВУчитывают их на соответствующих субсчетах собирательно-распределительного счета 25 «Общепроизводственные расходы» с аналитической разбивкой по подразделениям и статьям расходов, понесенных каждым отдельно взятым подразделением.

Учет таких расходов ведут в разрезе отраслевых направлений деятельности хозяйства (животноводство, растениеводство и т. д.) и включают в себестоимость только той продукции, которая производится в данной отрасли.

Затраты можно группировать, например, на содержание и эксплуатацию машинотракторного парка, по видам комбайнов (зерноуборочных, картофелеуборочных и т. д.), других самоходных машин. Вместе с тем чрезмерно увлекаться аналитикой все-таки не стоит. Ведь чем она глубже и детальнее, тем сложнее будет закрывать счета при формировании финансовых результатов.

Расходы, относящиеся к обслуживанию и текущему ремонту машин, накапливают по дебету счета 25 с кредита различных счетов (например, 02 «Амортизация основных средств», 10 «Материалы», 23 «Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и др.). С кредита этого счета затраты списывают на счет 20 «Основное производство» (23 и 29) в порядке распределения затрат и закрытия счета.

Распределяются такие затраты в соответствии с выбранным базовым критерием: по видам продукции пропорционально основной заработной плате, количеству отработанного времени, пропорционально объемам сельхозпродукции и т. п.

. В СОСТАВЕ РАСХОДОВ ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВАУчитывать затраты по содержанию и эксплуатации сельхозтехники можно и на субсчете «Машинно-тракторный парк», открываемом к счету 23 «Вспомогательные производства». Это предусмотрено Методическими рекомендациями по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций агропромышленного комплекса, которые утверждены приказом Минсельхоза России от 13 июня 2001 г. № 654.

Здесь можно применить такую же разбивку по счетам, как указано выше.

Отражение в учетеОснованием для отражения затрат по соответствующим статьям служат первичные документы. Это могут быть отчет о движении горючего и смазочных материалов, учетный лист тракториста-машиниста, путевой лист трактора, ведомость начисления амортизации и др.

Впоследствии на базе этой «первички» заполняется накопительная ведомость учета затрат, она же сводная ведомость. Как установлено пунктом 42.6 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету затрат на производство и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) в сельскохозяйственных организациях, затраты по статьям 1–3, 6–7 данного регистра считаются прямыми.

Статьи затрат здесь известны: амортизация, стоимость горюче-смазочных материалов, запчастей для текущего ремонта, зарплата работников, занятых эксплуатацией и обслуживанием техники, зарплата и отчисления на соцстрахование персонала, связанного с эксплуатацией этой техники, стоимость работ и услуг организаций, привлекаемых для обслуживания, и др.

Бухгалтерские проводки в этом случае обычные. Накопленные по дебету счета 25 затраты, прямо относящиеся к основному производству или распределенные (по окончании отчетного периода) на основное производство соответствующего направления, списывают в дебет счета 20. Эти операции отражают по ведомости распределения общепроизводственных расходов данного направления с последующим отнесением на себестоимость соответствующих видов продукции при формировании их себестоимости.

Закрытие счетов учета затратСогласно пункту 42.6 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету, возможно четыре варианта учета затрат на содержание и эксплуатацию сельскохозяйственной техники. Их применение зависит от масштабов хозяйства и количества имеющихся на балансе единиц сельскохозяйственных машин.

ФОРМЫ ПЕРВИЧНЫХ ДОКУМЕНТОВ
Затраты в накопительной ведомости отражают на основании первичных документов:

– суммы начисленной амортизации вносят на основании форм № 48-АПК, 49-АПК, 50-АПК;
– стоимость материалов на техническое обслуживание машинно-тракторного парка переносят из лимитно-заборных ведомостей (форма № 261-АПК), накладных (форма № 264-АПК), учетных листов тракториста-машиниста (форма № 133-АПК);
– стоимость текущего ремонта и услуг вспомогательных производств заполняют на основании учетных листов труда и выполненных работ (формы № 131-АПК и 132-АПК), путевых листов (формы № 4-П и № 4-С);
– зарплату трактористам, комбайнерам, операторам самоходных машин отражают на основании учетных листов тракториста (форма № 133-АПК), путевых листов трактора (форма № 134-АПК), нарядов на сдельную работу (форма № 136-АПК), ведомости прочих затрат и удержаний (форма № 139-АПК), табеля учета рабочего времени (форма № 140-АПК), расчетно-платежной ведомости (форма № Т-49).

КОГДА ЗАКРЫВАТЬ СЧЕТАОсновная сложность учета в сельхоздеятельности заключается не в собирании затрат и обобщении информации о них. Главное здесь, как и когда эти счета закрыть, так как специфика производства (с учетом его сезонности и многообразия продукции) не позволяет делать это не только ежемесячно, но и ежеквартально.

Дело в том, что окончание календарного года может не совпадать с завершением производственного цикла. Последнее относится к посеву озимых культур, содержанию молодняка скота, зимовке пчел и др.

Поэтому возникает необходимость формирования затрат по производственным циклам: затраты прошлых лет под урожай текущего года, затраты текущего года под урожай следующего и затраты текущего года под урожай текущего года.

И если общепроизводственные затраты, как и общехозяйственные, все же возможно закрывать ежемесячно (например, путем соотношения с объемами начисленной за каждый месяц зарплаты), то финансовый результат по каждому виду продукции все равно сформировать за каждый месяц невозможно ввиду разных сроков ее созревания и выращивания. Потому и нет смысла закрывать счета чаще одного раза в год, по состоянию на конец дня 31 декабря.

НЕЗАВЕРШЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВОПри формировании финансовых результатов для квартальной, полугодовой отчетности и отчета за девять месяцев такие затратные счета, как 20 и 25, лучше оставить незакрытыми. Сальдо этих счетов, а также сальдо счета 40 «Выпуск продукции» представляют собой сумму незавершенного производства (НЗП).

Отметим, что сюда может включаться и сальдо счета 26, если учетной политикой* предусмотрено затраты с этого счета распределять на продукцию. Однако, по мнению автора, это неоправданно. Дело в том, что это расходы общехозяйственные и они относятся не к расходам на продукцию, а к расходам на период, потому нет смысла в промежуточных периодах причислять их к «незавершенке».

А вот в конце года, когда так или иначе следует вывести финансовый результат, сумма незавершенного производства должна остаться в том объеме, в котором она соответствует переходящему на следующий год прогнозному объему продукции.

ОСОБЕННОСТИ СПИСАНИЯ ЗАТРАТОсобым образом проводится списание затрат с субсчета «Машинно-тракторный парк», открытого к счету 23.
В течение года сельскохозяйственная техника используется на разных по характеру работах (полевых, транспортных и др.). Объем выполненных работ определяется в разных физических единицах:

– гектарах;
– тоннах;
– тонно-километрах и т. д.

Чтобы учесть суммарную выработку, например, трактора в течение года, объем выполненных работ приводится к условной единице измерения – эталонному гектару. Он представляет собой объем работы трактора, соответствующий вспахиванию 1 гектара в условиях, принятых за эталон. К числу таких условий относится некая стандартная глубина вспашки, а также рельеф почвы, ее влажность, конфигурация поля и другие факторы.

Затраты, понесенные в связи с эксплуатацией тракторов на пахотных работах, списывают постатейно путем присоединения к соответствующим статьям затрат основного производства. Если же их используют на транспортных работах, то затраты списывают в течение года по плановой себестоимости эталонного гектара с последующей корректировкой в конце года до фактической себестоимости.

ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯНекоторые сельскохозяйственные машины (чаще всего тракторы) кроме прямого своего назначения – обслуживать производство – могут привлекаться для выполнения заказов местного населения или других организаций.

Такие расходы должны учитываться обособленно, и финансовый результат по ним следует выводить путем сопоставления произведенных расходов с соответствующими доходами.

На возможные виды таких работ желательно утвердить внутрихозяйственные тарифы, основанные на плановых калькуляциях по статьям затрат. Факт выполнения таких работ подтверждается путевыми листами трактора, учетными листами тракториста-машиниста и актами выполненных работ.

Статья напечатана в журнале «Учет в сельском хозяйстве» №12, декабрь 2009 г.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector